Как мы с женой съездили в Китай весной
Путешествия по миру
6K
Фотография — SIHASAKPRACHUM / Shutterstock / FOTODOM

Как мы с женой съездили в Китай весной

И увидели Радужные горы и Великую стену без туристов
20
Аватар автора

Максим Буйко

не первый раз в Китае

Страница автора

Майские праздники мы с женой провели в Китае.

Ранее бывали только в китайских мегаполисах, но страна знаменита еще природными и историческими достопримечательностями. В первую очередь мы хотели увидеть Радужные горы, Ледниковую долину, захоронение «Терракотовая армия», буддийский храмовый комплекс Мати Ши, самый западный участок Великой Китайской стены и национальные парки Чжанцзяцзе. Расскажу, как организовать поездку по Северному и Центральному Китаю: про транспорт, деньги, перевод иероглифов, жилье и места, которые меня поразили.

Маршрут

В Китае много мест, которые могут заинтересовать туриста: буддийский монастырь Шаолинь рядом с городом Дэнфэн, Центр разведения панд в Чэнду, священная гора Кайлас в Тибете, морской курорт Далянь и другие. Мы сконцентрировались на достопримечательностях провинций Шэньси, Ганьсу и Хунань. Путешествовали с 2 по 15 мая.

Мы прилетели из Санкт-Петербурга в Пекин с пересадкой в Шанхае. На следующее утро на скоростном поезде приехали в Сиань на три дня. Осмотрели Терракотовую армию, встретили закат на городской стене Сианя, попробовали экзотическую еду в Мусульманском квартале.

Утром пятого дня добрались самолетом из Сианя в Цзяюйгуань, где тоже провели три дня. Посетили древний форт Цзяюйгуань и в одиночестве поднялись на Великую Китайскую стену.

Дальше отправились на поезде в Чжанъе. Полюбовались пещерным храмовым комплексом Мати Ши. На второй день в Чжанъе посетили главные для нас достопримечательности в этой поездке — Ледниковую долину с причудливыми скальными образованиями и потрясающе красивые Радужные горы.

В ночь с 10 на 11 мая доехали на поезде из Чжанъе в Ланьчжоу. Утром долетели из Ланьчжоу в Чжанцзяцзе. Задержались там на три дня, чтобы как следует изучить гору Тяньмэнь и нацпарк «Чжанцзяцзе».

После сели в самолет по маршруту Чжанцзяцзе — Сиань — Пекин. Затем вылетели из Пекина в Петербург — снова с остановкой в Шанхае. Вечером 15 мая вернулись в Петербург.

Виза в Китай

В некоторых случаях россияне могут посетить Китай без визы. Например, если едут в составе организованной тургруппы или летят только на остров Хайнань.

В основном же путешественникам приходится оформлять визу L. Мы обратились за ней в визовый центр в Санкт-Петербурге. Самостоятельно заполнили анкеты и приложили план поездки, билеты, брони отелей, медицинскую страховку, копии паспортов — российского и заграна. Сотрудница, которая принимала документы, сообщила, что в подтверждении броней жилья должны быть указаны имена и фамилии всех проживающих  . Мы показали свидетельство о браке на смартфоне, и девушка от руки вписала имя и фамилию моей супруги в каждое бронирование и заверила подписью.

Других сложностей не возникло. В ВЦ мы провели около получаса. Визовый и сервисный сборы составили в сумме 6300 ₽ на человека. Паспорта с однократными визами мы получили спустя четыре дня. Они позволяют находиться в Китае максимум 30 дней.

Подробнее об оформлении китайской визы Т⁠—⁠Ж рассказал в отдельной статье.

Деньги

Валюта Китая — юань, 10 ¥⁣ (145 ₽)  .

Карты, выпущенные в России, в Китае не работают. Исключение — UnionPay от банков, которые не подпали под блокирующие санкции США. В декабре 2024 года это Азиатско-Тихоокеанский банк и «Россельхозбанк». Еще можно взять с собой иностранную «Визу» или «Мастеркард».

Но в материковом Китае карты непопулярны. Как правило, их принимают только в крупных сетевых отелях, торговых центрах и нацпарках. В большинстве кафе, гостиниц и магазинов попросту нет терминалов для оплаты картой.

QR-коды, напротив, распространены широко. В основном для оплаты по QR-коду китайцы используют два приложения — WeChat и Alipay.

Оба многофункциональные: можно не только рассчитаться на кассе, но и, например, вызвать такси, купить билеты на самолет и поезд, арендовать пауэрбанк и записаться к врачу.

QR-код в отеле в Чжанъе
Считыватель QR-кодов в нацпарке «Чжанцзяцзе»

Иностранцу проще создать полноценный платежный аккаунт в Alipay. Платить можно со внутреннего счета на сторонних сайтах и с помощью привязанной карты в самом приложении. Внутренний счет может пополнить, например, другой пользователь Alipay. Посредников обычно ищут в телеграм-чатах для путешественников. Советую быть осторожным: попадаются мошенники. Еще это невыгодно: перед вылетом я на всякий случай купил у посредника 1000 ¥ — вышло 13,9 ₽ за 1 ¥ при курсе ЦБ России 12,6 ₽ за 1 ¥. За всю поездку у меня не возникло острой необходимости использовать эти деньги. Пока писал статью, возможность пополнить внутренний счет Alipay появилась у «МТС-банка»  .

Я привязал к аккаунту Alipay мультивалютную карту иностранного банка. К ней открыл счет в юанях, чтобы не было дополнительных комиссий за конвертацию валюты. Платил таким образом, например, за такси. О нем расскажу дальше.

Главный экран Alipay: в верхнем левом углу — иконка сканирования QR-кода, под ней — встроенное приложение для вызова такси DiDi
Главный экран Alipay: в верхнем левом углу — иконка сканирования QR-кода, под ней — встроенное приложение для вызова такси DiDi

Наличные в Китае тоже принимают везде. Если нет карты зарубежного банка, поезжайте с пачкой купюр: даже в маленькой уличной лавке найдут сдачу. Я взял с собой несколько тысяч юаней, но буквально на второй-третий день полностью перешел на оплату по QR-кодам через Alipay. Это оказалось гораздо удобнее, чем носить с собой наличные и возиться со сдачей. Да и, честно говоря, когда все вокруг платят телефоном в два свайпа, с бумажными деньгами невольно начинаешь чувствовать себя динозавром.

За все путешествие нам ни разу не попалось места, где оплата была бы исключительно наличными.

Китайские юани для моей коллекции
Китайские юани для моей коллекции

Дорога до Китая

Билеты из Петербурга в Пекин и обратно с пересадкой в Шанхае я купил за два месяца до поездки на агрегаторе OneTwoTrip. На двоих они обошлись в 95 600 ₽ с учетом багажа. Пересадки подобрал удобные: на рейсе туда стыковка составила два часа — идеально, чтобы размяться. На обратном — почти сутки, хватило погулять по Шанхаю.

Летели с авиакомпанией China Eastern Airlines: сегмент Петербург — Шанхай занял чуть больше девяти часов, Шанхай — Пекин — два с половиной. Полеты прошли по расписанию. Еще мне понравились питание на борту, внимательный персонал и хороший выбор фильмов.




В Китае при прохождении погранконтроля у нас проверили визы, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали и поставил штамп о въезде. Никаких вопросов ни мне, ни супруге не задавали.

Из аэропорта Пекин-Шоуду мы поехали в отель на метро. Воспользовались приложением MetroMan. Оно доступно на русском языке, работает без интернета и позволяет легко ориентироваться в незнакомом метрополитене: указываем станции отправления и назначения — и получаем подробный маршрут и время в пути с учетом пересадок.

При полетах в Китай и по стране нужно помнить, что там особенно внимательно следят за емкостью пауэрбанков. Сдавать их в багаж нельзя, а на борт без согласования с авиакомпанией можно взять устройство емкостью не больше 100 Вт⋅ч  . По моему опыту, емкость должна быть указана на корпусе пауэрбанка. Я заранее купил в России пауэрбанк на 8000 мА⋅ч, но не обратил внимания, что цифры только на коробке. Его изъяли на внутреннем перелете по Китаю.

В майские праздники Т⁠-⁠Банк устраивал акцию для премиум-клиентов: проходы в бизнес-зал можно было потратить в любых ресторанах и кафе в аэропорту из расчета 2000 ₽ за один в России и 50 $⁣ ( ₽) — за рубежом. Наше путешествие началось с сидра с закусками в Пулкове
В майские праздники Т⁠-⁠Банк устраивал акцию для премиум-клиентов: проходы в бизнес-зал можно было потратить в любых ресторанах и кафе в аэропорту из расчета 2000 ₽ за один в России и 50 $⁣ (5299 ₽) — за рубежом. Наше путешествие началось с сидра с закусками в Пулкове
Первый отрезок пути, Петербург — Шанхай, на экране развлекательной системы в самолете
Первый отрезок пути, Петербург — Шанхай, на экране развлекательной системы в самолете
Аэропорт Пекин-Шоуду. Сотрудники заботливо расставили тележки у багажных лент
Караоке-кабинки для двоих в аэропорту Сианя — необычная особенность Китая
1/2
Аэропорт Пекин-Шоуду. Сотрудники заботливо расставили тележки у багажных лент

Карта достопримечательностей

Все основные достопримечательности, о которых я расскажу в статье, отмечены на карте. По ней хорошо видно, какой Китай огромный — больше половины России. На вдумчивое изучение страны понадобится несколько продолжительных поездок.

Мы в этом путешествии охватили только Сиань, Цзяюйгуань, Чжанъе, Чжанцзяцзе и их окрестности. Чтобы успеть посмотреть все, что уместили в двухнедельный маршрут, пришлось активно использовать самолеты и поезда.

Сиань и окрестности

Сиань — город возрастом более 3000 лет и первая столица объединенного Китая  . Мы включили Сиань в свой маршрут, чтобы увидеть Терракотовую армию. Заодно хотели побывать на Городской стене и в Мусульманском квартале.

Захоронение «Терракотовая армия» — это 8000 статуй воинов и их лошадей. Терракотовое войско должно было охранять покой Цинь Шихуанди, первого императора единого Китая.

Захоронение — часть музейного комплекса. Билеты мы приобрели в кассе у входа за 120 ¥⁣ (1750 ₽) с человека. Как мне кажется, из-за того, что китайцы привыкли все покупать онлайн, очереди в кассу не было, несмотря на плотный поток посетителей.

На территории комплекса расположено несколько зданий. Большинство статуй находится в главном ангаре: от кассы до него можно доехать на автобусе или дойти пешком за десять минут. Мы решили прогуляться.

Когда мы вошли в ангар, меня потрясли масштабы и точность исполнения. Оказалось, каждая статуя имеет индивидуальные особенности: выражение лица, прическу, одежду, позу. Легко на мгновение поверить, что это окаменевшие люди: настолько достоверно и с вниманием к деталям изготовлены фигуры.

Они были покрашены, но краска почти не сохранилась.

У выхода из ангара есть зона, посвященная реставрации статуй: там находятся не до конца восстановленные экспонаты. Я узнал, что далеко не все статуи идеально сохранились в земле. Многие на момент раскопок представляли собой груду черепков. Благодаря реставраторам можно оценить первозданный вид грандиозного войска, которому больше 2000 лет.

Еще в одном из павильонов некрополя мы в VR-шлемах посмотрели фильм о Древнем Китае. Сеанс длился около десяти минут, у каждого была отдельная кабинка. Фильм показался мне классным. Билет стоил 40 ¥⁣ (583 ₽) с человека.

Захоронение крайне популярно: мы посетили его в будний день, но толпы все равно ошеломили. В основном это местные туристы. Интересно, что китайцы без проблем уступают место для лучшего обзора, если проявить некоторую настойчивость. И бесцеремонно стучат в спину, чтобы освободить пространство для себя.

В путешествиях я стараюсь увидеть редкие или уникальные объекты, аналогов которым в мире нет. Терракотовая армия в Сиане — в этом списке.

Городская стена Сианя — достопримечательность 14 века, которая окружает исторический центр и отделяет его от современных районов. Сооружение построили в виде прямоугольника. Главные ворота ориентированы по сторонам света. Над воротами и по углам возвышаются мощные башни. Укрепление не раз перестраивали, а в конце 20 столетия полностью отреставрировали.

Высота стен составляет 12 м, а толщина достигает 18 м. Протяженность — около 14 км. Стену можно обойти по периметру — сверху широкое пространство для прогулок. Пешком на это уйдет четыре часа, на велосипеде в неспешном темпе — два. Пункты проката расположены у ворот. Вход на стену платный. Мы взяли билеты в кассе у южных ворот — они обошлись в 54 ¥⁣ (787 ₽) с человека.

Мы провели на стене полдня. Для начала прошли несколько километров, любуясь отличной панорамой Сианя. На фоне современных высоток старая стена выглядела особенно впечатляюще.

Потом арендовали два велосипеда и полностью объехали стену. За три часа заплатили 45 ¥⁣ (656 ₽) с человека. Еще оставляли залог — 100 ¥⁣ (1458 ₽).

Мы посетили несколько башен, где обустроены исторические выставки с доспехами и оружием. Еще поинтересовались местными сувенирами — игрушками и украшениями.

Я заметил, что среди посетителей-китайцев популярны фотосессии в традиционных одеждах на городской стене. Мы встретили несколько десятков девушек — тщательно одетых, с уложенными волосами и выбеленными лицами. Были и мужчины в костюмах воинов.

Казалось, для них важно и приятно чувствовать себя причастным к многовековой истории страны. Китаянки смотрелись в национальных платьях до невозможности естественно — как будто носят их ежедневно.

В костюмах под старину ходили в основном девушки
Но встречались и мужчины

В субботу днем народа наверху было немного. К вечеру людей заметно прибавилось. Но это не испортило прогулку.

С наступлением сумерек включили подсветку. Она придала крепостным сооружениям мистический вид. Атмосфера стала таинственной. Гулять после заката вдоль подсвеченной стены было романтично.

Мусульманский квартал — небольшой район в Сиане, где исторически живут китайцы, исповедующие ислам. В нем есть несколько старинных храмов: например, Великая мечеть Сианя — ее основали в 8 веке, а уцелевшие постройки относятся к 14 столетию. Хотя в нее пускают туристов, мы туда не пошли: нас заинтересовало отнюдь не историческое наследие.

Неформальное название района — «улица закусок». Там работают ларьки с разной едой и напитками. Есть и привычные магазины, где продают чай, сладости, пряности, специи и другие товары.

Мы пришли в Мусульманский квартал после заката. Гуляли по главной улице — большому рынку — и разглядывали необычную еду, например вареные овечьи головы и жареные свиные копыта.

Несколько закусок мы попробовали. Обычно их едят стоя у киоска: столов и стульев, как правило, не предусмотрено. Например, я съел осьминога — было вкусно. Еда недорогая — в среднем 12⁠—⁠15 ¥⁣ (175⁠—⁠218 ₽) за порцию.

Больше всего мне понравился chinese burger, китайский бургер — так сами китайцы называют разрезанную булочку, куда кладут мясо, которое несколько часов варилось в костном бульоне. Мясо посыпают специями.

Еда на рынке опасений не вызывала: киоски чистые, продавцы опрятные, повара готовили в перчатках. Еще мы прошлись по магазинам и купили в подарок друзьям выдержанный пуэр.

Цзяюйгуань и окрестности

Цзяюйгуань — маленький по китайским меркам город с населением около 300 тысяч человек. Он расположен на севере Китая, недалеко от Монголии. Мы включили Цзяюйгуань в маршрут, чтобы увидеть прекрасно сохранившуюся старую крепость и самый западный участок Великой Китайской стены.

Форт Цзяюйгуань соорудили в 14—16 веках. В прошлом это пограничная застава и одно из важнейших укреплений в составе Великой Китайской стены.

Крепость находится в 5 км к западу от города. Ее и участок стены можно посетить по единому билету. В кассе он обошелся нам в 68 ¥⁣ (991 ₽) на человека. От кассы до форта идут пешком 15—20 минут или едут на электроавтобусе. Мы выбрали второй вариант — заплатили по 10 ¥⁣ (145 ₽).

Автобус до форта ходит каждые 10—15 минут
Входная арка позволяет оценить толщину стен

Длина стен форта составляет более 700 м, высота — 11 м. Можно осмотреть внутреннюю часть и подняться.

Мы начали с подъема. Обошли крепость по периметру. Полюбовались двумя 17-метровыми башнями, венчающими ворота. Вид на пустыню и горы сверху отличный. Еще мы заметили верблюдов, на которых катают туристов.

Потом мы спустились во двор, где расположен музей. Доплачивать за вход не нужно. Раньше в форте жили военные, их семьи и слуги, и в музее воссоздали быт тех далеких времен. Можно посмотреть на мебель и оформление интерьера.

Прежние обитатели представлены в виде восковых фигур. На мой взгляд, позы и одежда продуманы до мелочей и выглядят реалистично.

Музей снаружи
Музей внутри

Как я понял, с мая по сентябрь с 13:00 до 17:00 на центральной площади форта каждый час устраивают бесплатные представления. Мы как раз попали на такое.

Юноши и девушки в национальных боевых костюмах фехтовали, танцевали, играли на музыкальных инструментах и показывали акробатические трюки с холодным оружием. Это было ярко, динамично и захватывающе. Несмотря на жару +35 °C и небольшое количество зрителей, артисты выкладывались на все сто процентов.

Мы остались в полном восторге. Мне особенно запомнился танец девушек с мечами и выступление бойца с саньцзегунем  . Неожиданно, но именно это представление стало одним из самых ярких впечатлений от посещения заставы.

Девушки в сопровождении колоритного спутника
Выступление бойцов с плетками

Великая Китайская стена. Красивый участок стены проходит примерно в 9 км от форта Цзяюйгуань. Мы проехали это расстояние на такси за 30 ¥⁣ (437 ₽).

Стену возводили с 3 века до нашей эры до эпохи империи Мин  . Она защищала север страны от набегов кочевников. Длина сооружения составляет около 9000 км. В середине 20 столетия стену начали реконструировать. Один из самых исхоженных туристами участков, Бадалин, расположен рядом с Пекином. А участок у Цзяюйгуаня называют висячим. Он идет по гребню горы, но из-за оптической иллюзии кажется, будто стена висит в воздухе.

Отрезок стены у Цзяюйгуаня, доступный для посещения
А на этот фрагмент стены можно только посмотреть: для туристов он закрыт

Мы приехали к стене около 17:00. Кроме нас, туристов не было.

Стена у Цзяюйгуаня узкая и сделана из глины и соломы. Мы поднялись до верхней башни. Это было несложно: набор высоты плавный, всего пришлось одолеть примерно 250 ступеней. Вид нам очень понравился: стена, увенчанная сторожевыми башнями, взмывает в гору.

С учетом подъема и спуска мы провели на стене около двух часов. Спуск находится с другой стороны горы. Перила на нем украшены тысячами замочков и табличек с пожеланиями и поздравлениями: видимо, этот участок популярен у новобрачных.

Метеовышка. В центре Цзяюйгуаня, в ухоженном парке с искусственными водоемами, стоит метеорологическая вышка. Она напоминает дельфина, высота — 99 м. Мы отправились к ней, чтобы узнать, как сверху выглядит китайский немегаполис.

Подъем обошелся в 30 ¥⁣ (437 ₽) с человека — билеты приобрели в холле вышки. Обзор круговой. С высоты город предстал перед нами зеленым, уютным, спокойным и немноголюдным.

Еще на вершине есть небольшой музей метеорологии с экспозицией, посвященной разным погодным явлениям. Посещение включено в цену подъема. Мы заглянули туда, но надолго не задержались: оборудование и экспонаты показались устаревшими.

Чжанъе и окрестности

Чжанъе, как и Цзяюйгуань, относится к провинции Ганьсу. Их разделяет примерно 240 км. Это был ключевой пункт нашего маршрута: недалеко от города находится одноименный нацпарк с Ледниковой долиной и Радужными горами. Оба места известны фантастическими пейзажами, которые природа мастерски ваяла миллионы лет. В Ледниковой долине из-за эрозии образовались странные скальные монументы, а в Радужных горах из отложений песчаника и других минералов сформировались яркие слои — поверхность выглядит как радуга.

Ледниковая долина, или Binggou Danxia Scenic Area, — одна из двух частей нацпарка «Чжанъе». Чтобы успеть посмотреть обе за один день, мы выехали из отеля пораньше — около 10:00. Билеты взяли в кассе — они обошлись в 188 ¥⁣ (2741 ₽) с человека. В цену включены два маршрута — я назвал их нижним и верхним.

По нижнему маршруту мы частично проехали на верблюде и частично — на машине. Доплачивать за эти перемещения не нужно. Дорога проходила, как мне показалось, по высохшему руслу реки. Пейзажи напоминали какой-нибудь фильм про путешествие на Марс. Мы увидели разные причудливые скальные образования.

Верхний маршрут я бы охарактеризовал как парк природных скульптур: они выше и разнообразнее, чем на нижнем. Например, есть горы, похожие на древние здания с величественными колоннами и крепостными стенами. Повсюду попадаются огромные красные скалы и утесы, взмывающие в небо на десятки и сотни метров. Если присмотреться, можно различить «статуи» животных и птиц.

Мы провели в парке пять часов: гуляли между скал, разглядывали скульптуры, поднимались на обзорные площадки. Среди монументов проложены красивые дорожки — ходить по ним комфортно, несмотря на перепады высоты. Народа было мало, что позволило прочувствовать атмосферу этого места: периодически я ловил себя на ощущении, что мы нашли кусочек забытого мира.

Еще похвалю администрацию за удачно организованный процесс перемещения. В парке оборудовано несколько остановок, между которыми курсирует бесплатный транспорт — автобусы и вездеходы. Можно выйти, изучить окрестности, вернуться, дождаться следующего водителя и поехать по маршруту дальше. Перекус и воду рекомендую взять с собой: в парке купить не получится. Солнцезащитный крем тоже пригодится.

Радужные горы, или Linze Danxia Scenic Area, — еще одна зона нацпарка «Чжанъе». Уже на въезде стало понятно, что это более популярный объект: мы увидели просторную парковку с туристическими автобусами, десятки кафе и сувенирных магазинов.

В кассе нам предложили два маршрута — базовый и расширенный. Базовый включает четыре смотровые, между которыми ездят на обычных автобусах. В расширенный входят три дополнительные обзорные площадки, а перемещаются по нему в минибасах или на автомобиле. Мы хотели выбрать второй вариант, чтобы охватить максимум, но время поджимало: на Радужные горы приехали в 16:00, а закат намечался в 19:00. Достичь удаленных смотровых до захода солнца мы бы попросту не успели. Поэтому купили билеты на базовый маршрут — 92 ¥⁣ (1341 ₽) с человека.

На первой же остановке мы испытали неописуемый восторг. Как правило, я путешествую ради природных достопримечательностей и уже посетил много мест, где захватывает дух: например, это пустыня Атакама в Чили и ледник Перито-Морено в Аргентине  . Так вот: Радужные горы Чжанъе смогли меня потрясти.

Они действительно оказались красочными, яркими и многоцветными. С трудом верилось, что это естественное природное образование, а не декорации к фантастическому фильму. На фоне желто-бордово-оранжевых наслоений на окраине парка виднелись обычные темно-серые скалы — запоминающийся контраст.

Всего на нашем маршруте, как я сказал, было четыре остановки. На первой — небольшие, но яркие горы. На второй — менее красочные. Пейзажи на третьей — примерно такие же, как на первой.

Самая выразительная — четвертая обзорная площадка. Там максимально яркие горы разных оттенков, над ними можно подняться на воздушном шаре.

Про шар я узнал до поездки. Сразу после прибытия на четвертую смотровую мы купили дополнительные билеты: подъем на шаре стоил 200 ¥⁣ (2916 ₽) с человека.

Наша очередь подошла быстро: в корзину шагнули мы с женой и еще шесть человек. Шар медленно поднялся на высоту 25-этажного дома. Пейзажами мы любовались пять-семь минут, потом шар опустился, и нас высадили.

Хотя это и не полноценный полет, для нас с женой это был новый интересный опыт. После спуска нас переполняли эмоции: Радужные горы на закате просто великолепны.

В нацпарке «Чжанъе» мы исполнили две давние задумки. Еще в феврале 2020 года на День влюбленных я подарил супруге билеты в Южную Америку. Намечалось большое путешествие по континенту с посещением национальных парков Чили, Бразилии и Перу. Ключевой точкой маршрута должна была стать Виникунка — разноцветная гора в Андах. Из-за пандемии билеты сгорели. Еще жена всегда хотела полетать на воздушном шаре.

Когда мы уже выходили из парка, узнали, что в теплый сезон, если позволяет погода, на Радужных горах по вечерам устраивают фантастическое шоу с оркестром и световыми спецэффектами. К сожалению, в тот день нам нужно было ехать в Ланьчжоу и затем лететь в Чжанцзяцзе. В общем, мы спешили. Знай я об этой возможности заранее, обязательно бы спланировал посещение. В мае 2024 билет на шоу стоил 188 ¥⁣ (2741 ₽) с человека, но выгоднее брать комбинированный — 240 ¥⁣ (3500 ₽) за шоу и базовый маршрут.

На выходе из парка мы выпили по стаканчику потрясающего бабл-ти — заплатили по 9 ¥⁣ ( ₽)
На выходе из парка мы выпили по стаканчику потрясающего бабл-ти — заплатили по 9 ¥⁣ (131 ₽)

Интересно, что в день нашего визита народа в части парка с Радужными горами было немного. Мы не стояли в очередях, на обзорных площадках было свободно. Насколько я понял, Радужные горы еще не раскрутили до того же уровня, что нацпарк «Чжанцзяцзе», о котором расскажу дальше.

Еще мы отметили, что среди посетителей были преимущественно китайцы и туристы из других стран Азии. На Радужных горах мы не повстречали ни одного путешественника с европейской внешностью. У других достопримечательностей в Китае нам регулярно попадались белокожие туристы, пусть редко и в небольшом количестве — по двое-трое за раз. Исключение — гора Тяньмэнь и нацпарк «Чжанцзяцзе»: там даже были организованные группы из России.

Мати Ши, или храм Лошадиного копыта, мы посмотрели в дополнение к природным достопримечательностям. Этот буддийский комплекс из храмов, пагод и комнат для медитации расположен в 60 км от Чжанъе.

Мати Ши возник в 5—6 веках. Большинство сооружений — природные или вырезанные в скале помещения. Они разбиты на несколько групп. Помещения в рамках одной группы соединены туннелями. Все это условно можно разделить на две части — ближнюю к центральному входу и дальнюю. Их посещают по отдельным билетам.

Территория комплекса огромная, перемещаться удобнее всего на машине — мы заказали трансфер заранее, в Чжанъе, об этом расскажу дальше в статье. Удалось посетить только ближнюю часть Мати Ши — на карте ниже она в центре. Дорога к дальним достопримечательностям оказалась закрыта. Билеты, как обычно, купили в кассе у входа — заплатили по 120 ¥⁣ (1750 ₽).

Въезд на территорию
Въезд на территорию
Схема Мати Ши
Схема Мати Ши

Первое, что я ощутил у Мати Ши, — мощная энергетика. Возможно, это оттого, что горизонт заслоняли снежные вершины, а воздух был свежим и разреженным.

Сразу бросилось в глаза, что для китайцев это почитаемое место: посетители оставляли цветы у статуй будд.

Некоторые помещения комплекса открыты для посещения, в другие можно только заглянуть с порога. В одном гроте с огромной каменной статуей будды была запрещена съемка, и служители внимательно следили, чтобы мы не нарушили правило.

Еще запомнилось, что у входа в комплекс, после контроля билетов, есть улица с ресторанами и сувенирными магазинами. При этом в других туристических местах Китая, которые мы посетили ранее, большинство заведений общепита вынесено за территорию, а внутри — либо минимум в виде снеков и напитков, либо вообще ничего. В Мати Ши можно перекусить и купить сувениры прямо на месте.

В целом комплекс оставил приятные впечатления. Пришла такая мысль: пещеры стали домом, местом службы, подвижничества и поклонения для десятков поколений. Представившаяся картина завораживала. По вымощенным дорожкам с видом на горы хотелось гулять бесконечно.

Чжанцзяцзе и окрестности

Завершающие три дня мы провели в национальных парках недалеко от города Чжанцзяцзе.

Национальный парк горы Тяньмэнь — прогулочная зона на высоте 1519 м. Туда поднимаются по основной канатной дороге Tianmen Mountain Cable Car  . А спускаются по другому маршруту: сначала по второй канатке, Tianmen Cave Expressway, а затем — на автобусе. Можно проделать этот путь и в обратном порядке.

Тяньмэнь — очень популярное место. Мы поняли причину, уже когда сели в кабинку Tianmen Mountain Cable Car. Угол подъема начал быстро расти, земля осталась далеко внизу, мимо проплывали огромные опоры, вбитые в скалы. Виды завораживали.

Поднимаемся на гору Тяньмэнь
Кабинки рассчитаны максимум на восемь человек. Сажают в порядке живой очереди

Канатка — одновременно аттракцион и отдельная достопримечательность. Она одна из самых длинных в мире — 7,5 км, — перепад высот составляет 1279 м, угол наклона достигает 37 градусов. Подъем занимает полчаса.

На вершине есть пешеходные дорожки с деревянными перилами и панорамные обзорные площадки. Мы с удовольствием по ним гуляли, в том числе по тропам, которые прикреплены прямо к отвесным стенам. С них мы разглядывали карстовые скалы — виды великолепные.

Для стойких духом предусмотрены дорожки со стеклянным полом над обрывом. Мне запомнилось, что сделать кадр без людей на такой тропе почти невозможно. Вход на них оплачивают отдельно — 5 ¥⁣ (72 ₽). Про то, что включено в билет в парк, расскажу дальше.

C горы отлично видна Heaven-Linking Avenue, или дорога 99 поворотов. Напрашивается сравнение с Лестницей троллей в Норвегии. Я видел обе дороги, и китайская меня впечатлила больше.

Стеклянная тропа
Дорога 99 поворотов

Еще на вершине стоит буддийский храм Тяньмэньшань. Это постройка середины 20 века. Тем, кто уже видел китайские святилища, может показаться, что в нем нет ничего примечательного. К храму добираются по кресельной канатке за 25 ¥⁣ (364 ₽). Мы не стали.

С вершины отправились вниз, к природной арке Небесные Врата — это скала со сквозным проходом. Высота арки — 132 м, ширина — 57 м. На самом деле мы уже видели ее, но издалека: со смотровых на горе и из иллюминатора самолета по прилете в аэропорт Чжанцзяцзе. Спустились к ней за 15 минут по верхней секции эскалатора Tianmen Cave Escalator. С интересом посмотрели на арку вблизи.

Еще нас удивила Небесная лестница — это крутой подъем к арке с площадки, которая расположена ниже. Ее длина — 999 ступеней. Несмотря на сложность восхождения и спуска, желающих на лестнице было немало. Мы решили даже не пытаться и спустились к подножию лестницы на нижней секции эскалатора, проезд на ней платный — 32 ¥⁣ (466 ₽) с человека.

Мы провели в нацпарке весь день. Вечером включили подсветку Небесной лестницы и Небесных Врат — это выглядело необычно и атмосферно.

Дважды на маршруте мы встретили исполнителей, игравших на национальных музыкальных инструментах. Мы останавливались послушать — живое исполнение на вершине горы звучало волшебно. Спускались в город уже в темноте.

Больше всего нам понравилась музыка, которую исполняла девушка в традиционном костюме и с закрытым лицом
Спуск с горы

Билеты обошлись в 278 ¥⁣ (4054 ₽) с человека. Они включали посещение нацпарка и все перемещения — кроме тех, что я упомянул отдельно. Я купил билеты в приложении Alipay за день до визита в парк. Нам повезло, что на следующее утро еще оставались свободные места на подъем. По словам сотрудников отеля, где мы жили, в высокий сезон — с весны по осень — билеты на канатку раскупают на недели вперед.

Важно, что на билетах указан временной интервал, когда нужно войти в парк, например 09:00—10:00. Это позволяет равномерно распределить потоки туристов.

Национальный лесной парк «Чжанцзяцзе» — одна из самых узнаваемых достопримечательностей страны наряду с Великой Китайской стеной. Парк находится в окрестностях Чжанцзяцзе, рядом с небольшим городом Улинъюань. Билеты мы купили заранее онлайн — заплатили 224 ¥⁣ (3266 ₽) с человека.

Место знаменито благодаря огромному количеству пиков-столбов из песчаника и кварца. Их тут больше 3000. Высота многих превышает 200—300 м. Такое необычное нагромождение — результат выветривания и водной эрозии: внизу много рек и озер.

Когда в Чжанцзяцзе собирается туман, кажется, что скалы висят в воздухе. Это напоминает парящие острова из «Аватара». Для создателей фильма нацпарк стал одним из источников вдохновения.

Китайцы, в свою очередь, назвали в честь фильма самый высокий пик в парке — Аватар-Аллилуйя, 1080 м. Мы не застали тумана в Чжанцзяцзе: день был солнечным.

Гора Аватар-Аллилуйя. Фотография: John Philip / Wikipedia
В парке расставили стенды с напоминаниями о фильме

Парк огромный, туристы перемещаются по нему пешком и на бесплатных автобусах. Пешеходные дорожки удобные. Есть оборудованные смотровые.

Мы в основном ходили. Еще воспользовались канатной дорогой — подъем стоил 65 ¥⁣ (947 ₽) с человека в одну сторону, — чтобы посмотреть на пики-столбы сверху. Пол в кабинке прозрачный, поэтому сначала было немного не по себе от высоты и видов, которые проплывали под ногами.

Кажется, что в парке можно провести неделю, но нам вполне хватило и дня — в силу однообразия рельефа. Первые пейзажи вызывали восторг, дальше — просто интерес. После нескольких часов великолепные виды на горы-колонны приедаются.

Вдобавок утомляют толпы: ни в одном туристическом месте на нашем маршруте не было столько людей. Приятнее всего оказалось прогуляться вдоль ручья Цзиньбянси, который протекает у подножия скал: там было прохладно, умиротворенно и малолюдно. Любоваться скалами снизу нам понравилось больше, чем со смотровых.

В парке попадаются кафе. В одном мы взяли мороженое в стакане из крупного стебля бамбука, в другом — мелкую жареную рыбу.

Еще на выходе зашли в павильон, где можно увидеть два детальных макета нацпарка. Первый расположен на постаменте в центре, второй — под стеклянным полом. Они позволяют прикинуть размах Чжанцзяцзе и наметить, в какую его часть отправиться.

Жилье

Обычно для поиска жилья за границей я использую «Букинг»  , но в Китае он выдавал мало вариантов, при этом с неинтересным сочетанием цены и качества. Так что мы бронировали на Trip.com. Как выяснилось, в Китае можно найти недорогие и приятные отели даже в самых раскрученных туристических локациях — ни один нас не разочаровал.

Trip.com похож на «Букинг», Путешествия в Т⁠-⁠Банке, «Островок» и другие подобные сервисы: в карточке отеля есть подробная информация, рейтинг, фото, отзывы. Оплатить можно российскими картами «Мир» и UnionPay. Сервис замораживает на карте полную стоимость даже в случае варианта с бесплатной отменой. После проживания начисляют трипкоины — бонусы, которые можно потратить на следующие бронирования.

При подборе жилья советую внимательно читать раздел «Правила объекта размещения»: там написано, принимает ли гостиница иностранцев. Не у всех есть эта лицензия.

В Сиане в Yiyi Time Hotel у нас был номер площадью 30 м² со свежим ремонтом, огромным проектором и умным голосовым ассистентом для управления электроникой. Гостиница находится в историческом центре, в пяти минутах ходьбы от Городской стены. За три ночи мы заплатили 13 247 ₽.

Yiyi Time Hotel в Сиане
Вид из окна был на плотную застройку
1/2
Yiyi Time Hotel в Сиане

В Цзяюйгуане мы остановились в отеле с забавным названием Huili Business Hotel. За трое суток заплатили 3780 ₽ — это самый дешевый вариант в поездке. Несмотря на цену, гостиница чистая, а номер у нас был просторный. Вдобавок она расположена в центре города рядом с большим парком.

Единственный заметный минус — в коридорах иногда чувствовался запах табачного дыма. В целом в Китае во многих отелях разрешают курить в номерах. Мы всегда бронировали варианты для некурящих и с неприятным запахом в номерах не сталкивались.

В Чжанъе мы жили в современном, уютном и чистом Yitel Zhishang Hotel. В стильном лобби всегда стоял вкусный бесплатный чай, еду и напитки в номер доставлял робот, а персонал был вежливым и предупредительным. Yitel Zhishang Hotel находится в сердце города, по соседству — торговая улица с магазинами и ресторанчиками. Три ночи обошлись в 8593 ₽.

В Чжанцзяцзе мы выбрали небольшой семейный отель Luyao Inn, где с первых минут почувствовали себя долгожданными гостями. Он расположен на пешеходной улице, но сотрудник встретил нас у такси и помог с вещами. Еще он угостил чаем, подробно рассказал про режим работы нацпарков, предложил помочь купить билеты, посоветовал недорогие рестораны с вкусной едой и показал, где ближайшие магазины.

Номер был компактным, но чистым и уютным. Персонал ежедневно спрашивал, все ли нам нравится и нет ли дополнительных просьб. За трое суток отдали 4523 ₽. Замечательное место.

Другие отели. В нескольких гостиницах мы останавливались всего на одну ночь — это Railway Hotel у железнодорожного вокзала в Пекине, где мы ночевали по прилете, Hangyuan Business Hotel в Сиане, где мы отдыхали между рейсами, и Jinjiang Inn в Шанхае — его мы использовали при длительной пересадке перед возвращением в Россию. Номера были чистыми и комфортными, сотрудники — вежливыми. Стоимость — от 1700 до 4600 ₽ за ночь.

Транспорт

Самолеты. Билеты на внутренние перелеты по Китаю я покупал в российских онлайн-агентствах: «Купибилет», City.Travel и Clickavia. Выбирал по цене и удобному времени вылета и прилета. Так, билеты Сиань — Цзяюйгуань обошлись в 31 800 ₽, из Ланьчжоу в Чжанцзяцзе — в 25 100 ₽, из Чжанцзяцзе в Пекин через Сиань — в 61 600 ₽. Цену указываю на двоих с учетом багажа.

Все рейсы прошли по расписанию и без проблем. Даже на коротких перелетах предлагали закуски: мне запомнился гамбургер с рисом вместо булочки — непривычно, но вкусно. Порадовал заботливый сервис — например, при раздаче еды бортпроводницы не будили спящих, а оставляли на спинке кресла наклейку примерно с таким содержанием: «Мы не стали вас будить, как проснетесь — позовите бортпроводника, и он принесет вам еду».

Необычный гамбургер
В бизнес-залах китайских аэропортов бывают отдельные столики для чайной церемонии

Поезда. Между несколькими городами на маршруте, на мой взгляд, удобнее перемещаться на поезде. Мы воспользовались железными дорогами на трех отрезках: Пекин — Сиань, Цзяюйгуань — Чжанъе и Чжанъе — Ланьчжоу.

Я не рискнул брать билеты непосредственно перед посадкой: опасался, что не останется свободных мест. Расписание можно посмотреть на сайте Китайских железных дорог, но для оплаты там нужна китайская банковская карта. Поэтому я обратился к агентствам 12Go Asia и China Highlights: за два месяца до путешествия забронировал нужные билеты при помощи иностранной карты.

Сначала на электронную почту приходили только квитанции, а ваучеры присылали за 30 дней до отправления. Их мы потом меняли на билеты в кассе на вокзале. На это уходило минимум полчаса: нужно было стоять в очереди. Для иностранцев предусмотрен отдельный турникет с паспортным контролем перед выходом на платформу.

Сами вокзалы мне понравились. Там есть навигация на английском языке, а если возникали вопросы, мы обращались к сотрудникам: как правило, у них с собой служебные голосовые переводчики, коммуницировать просто.

Ограничитель очереди в железнодорожной кассе
Так выглядят билеты на поезд

Между Пекином и Сианем ходит высокоскоростной поезд. Расстояние в 1140 км он преодолевает за четыре часа и 20 минут. Два билета обошлись нам в 13 600 ₽. Цена и временные затраты сопоставимы с авиарейсом, но поезд приезжает прямо в центр Сианя — это удобно: не надо добираться в аэропорт и затем из него. Поезд чистый и тихий. Мне напомнил российский «Сапсан». На отдельных участках он разгонялся до 320 км/ч.

Из Цзяюйгуаня в Чжанъе мы ехали на обычном поезде, похожем на российскую электричку. На дорогу ушло около двух часов, билеты стоили 17,5 €⁣ (1945 ₽) с человека.

Переезд Чжанъе — Ланьчжоу был ночным. Я купил билеты в мягкий вагон — 74 €⁣ (8227 ₽) за двоих, — который выглядел как купейный у нас, только туалеты поскромнее и не очень чистые. Путь занял семь часов. Этот рейс, как и предыдущие, прошел по расписанию.

Метро мы пользовались в Пекине, Шанхае и Сиане. В мегаполисах Китая это комфортный и недорогой транспорт, но его лучше избегать утром и вечером в часы пик. Однажды мы спустились в метро Сианя около 18:30 — потоки людей просто ошеломляли.

Нам попадались только современные поезда, оснащенные малошумными вагонами. Было ощущение, что я в Японии или Южной Корее.

Ориентироваться в подземке помогает приложение MetroMan, о котором я уже писал. Билеты покупают в автомате на станции или у кассира. Автоматы могут принимать только мелкие купюры, а кассиры присутствуют не на всех станциях. Но при наличии Alipay проблем не будет: в любом автомате билеты можно оплатить по QR-коду. В среднем поездка продолжительностью 20—30 минут стоила 6⁠—⁠8 ¥⁣ (87⁠—⁠116 ₽) с человека.

Схема посадки и высадки в метро Сианя: те, кто покидает вагон, идут по центру, а те, кто заходит, — по бокам. Происходит это одновременно. Стереотип о том, что китайцы всегда хаотично ломятся в вагон, оказался мифом
Схема посадки и высадки в метро Сианя: те, кто покидает вагон, идут по центру, а те, кто заходит, — по бокам. Происходит это одновременно. Стереотип о том, что китайцы всегда хаотично ломятся в вагон, оказался мифом

Маглев — поезд на магнитной подушке — в Шанхае соединяет станцию метро Longyang Road и аэропорт Пудун. 30 км он пролетает за восемь минут.

Когда мы ехали в аэропорт, маглев разогнался до 300 км/ч. В середине дня в вагоне не было никого, кроме нас. Билет стоил 50 ¥⁣ (729 ₽) с человека.

Шанхайский маглев
Шанхайский маглев

Такси. В основном мы использовали DiDi — аналог «Яндекс Go», встроенный в приложение Alipay  . Водители всегда приезжали в ту точку, которую я указывал. Ни разу не пришлось их искать. Автомобили были новые и все — китайского производства. Таксисты вежливые и помогали с багажом.

DiDi очень порадовало ценой: поездки обходились примерно вдвое дешевле, чем в Петербурге. Например, в Сиане, Чжанъе и Цзяюйгуане поездки продолжительностью 10—15 минут стоили 8⁠—⁠15 ¥⁣ (116⁠—⁠218 ₽). А за часовую поездку с железнодорожного вокзала в аэропорт Ланьчжоу я заплатил 182 ¥⁣ (2654 ₽). При этом такси в Шанхае было дороже на 40—50%.

Несколько раз мы ловили официальное такси со счетчиком. Интересно, что его салон оборудован камерами. В дневное время оно дороже DiDi на 10—15%, ночью — на 40—50%. Водители всегда машинально включали счетчик при посадке и не пытались обмануть.

Трансфер нам пригодился, когда мы собирались исследовать Радужные горы и Ледниковую долину в Чжанъе. Мы решили, что оптимальный вариант — заказать машину с водителем на весь день. Обратились на ресепшен отеля с просьбой посоветовать знакомого водителя с комфортабельным автомобилем. Нам нашли машину за десять минут, и еще столько же мы договаривались о цене: сошлись на 350 ¥⁣ (5104 ₽) за доставку к достопримечательностям, перемещение между ними, ожидание, заезд на обед и возврат в отель.

На следующее утро в 10:00 за нами приехал электромобиль марки BYD. Никаких проблем не возникло — мы пользовались услугами этого водителя два дня.

Еда и напитки

Еда. Когда мы путешествуем по Азии, обычно не готовим дома: в населенных пунктах почти всегда можно найти заведение в шаговой доступности. В Китае ресторанов и кафе в городах предостаточно.

В предыдущих поездках по стране, когда в меню не было фото, мы выбирали блюда наугад. И порой ошибались: еда странно выглядела, пахла и была неприятной на вкус. В этот раз так не делали.

Иногда в ресторанах предлагают такое меню
Иногда в ресторанах предлагают такое меню
Путешественники могут зайти в знакомый «Макдональдс». Но нам показалось, что во «Вкусно — и точка» меню больше и закуски вкуснее
Путешественники могут зайти в знакомый «Макдональдс». Но нам показалось, что во «Вкусно — и точка» меню больше и закуски вкуснее

Мы преимущественно заказывали любимые блюда китайской кухни. Это, например, жареный рис или лапша с мясом и овощами, свинина в кисло-сладком соусе, курица в арахисовом соусе с овощами, суп с вонтонами  , овощи и грибы в различных соусах.

Еще нам нравится хот-пот. Выглядит это так: в центр стола встроена кастрюля, разделенная на две части. В одной кипит острый бульон с приправами, в другой — обычный с овощами и травами. Остальные ингредиенты приносят сырыми, и добавлять их в бульон можно в любых сочетаниях.

Хот-пот
«Китайцы смотрят на нас так же, как мы смотрим на это меню», — сказала жена, когда сделала это фото
Лапша с мясом и фасолью, баклажаны в ореховом соусе и свинина в кисло-сладком соусе
Лапша с мясом и фасолью, баклажаны в ореховом соусе и свинина в кисло-сладком соусе
Классический набор за 35 ¥⁣ ( ₽): лапша с зеленью в говяжьем бульоне, мясо, сушеный горох, вяленые свиные уши, маринованные овощи и китайский бургер
Классический набор за 35 ¥⁣ (510 ₽): лапша с зеленью в говяжьем бульоне, мясо, сушеный горох, вяленые свиные уши, маринованные овощи и китайский бургер

В Китае широкий выбор уличной еды — от закусок до полноценных блюд и десертов. В киосках предлагают куриные лапы, свиные копыта, утиные головы. Например, большая порция лапши с мясом в бульоне обойдется в 10⁠—⁠14 ¥⁣ (145⁠—⁠204 ₽).

Тем, кто впервые едет в материковый Китай, может быть тяжело или неудобно есть палочками. Советую взять с собой вилку. Небольшие ложки в китайских кафе найти можно, но вилка нам не встретилась ни разу.

Лапшу с мясом в бульоне можно найти практически в любой кафешке
Лапшу с мясом в бульоне можно найти практически в любой кафешке

Напитки. Провинция Ганьсу, куда входят Цзяюйгуань и Чжанъе, — это один из винных регионов Китая. Например, там производят ледяное вино  .

Вкус показался мне необычным. Напоминает вино с канарского острова Лансароте, виноград для которого выращивают в лунках из вулканического пепла.

Связь

В Китае заблокированы многие зарубежные сайты и сервисы, поэтому перед путешествием я скачал на смартфон приложение для смены IP-адреса. Чтобы пользоваться в поездке мобильным интернетом, с помощью Telwel установил виртуальную сим-карту — за пакет 10 Гб заплатил 26,9 €⁣ (2990 ₽). Об этом сервисе я уже рассказывал в статье про круиз по Персидскому заливу. Я вновь остался им доволен: интернет был быстрым и стабильным.

Еще обнаружил интересную особенность: заблокированные в Китае мессенджеры и сервисы работали при включении мобильного интернета. А вот при использовании вайфая приходилось менять IP-адрес на иностранный.

Погода

В первой половине мая в центральной и северной части Китая мы застали полноценное лето, сухое и солнечное. Средняя температура днем составляла +24…27 °C.

В Цзяюйгуане оказалось жарче всего — до +30…32 °C. В Чжанъе из-за близости к горным районам стояла прохладная погода. При +21…22 °C мы с комфортом исследовали природные достопримечательности.

Безопасность

Я посетил 68 стран. В Китае чувствовал себя спокойно и безопасно — как в России.

Возможность оценить уровень преступности представилась уже на второй день путешествия. В центре Сианя мы наблюдали, как неподалеку фотографировались несколько китаянок. Метрах в десяти от них стояли сумочки, и, хотя оттуда выглядывали кошельки, девушки, кажется, совершенно не беспокоились. И действительно: никто из прохожих не обращал внимания на чужие вещи, оставленные без присмотра. Позже мы регулярно сталкивались с подобным и поняли, что это в порядке вещей.

Нас ни разу не пытались обмануть. В кафе, магазинах и на рынках не завышали цену. А, например, в час ночи на железнодорожном вокзале в Чжанъе таксист предложил ровно ту сумму, которую называл и местным.

Бездомные либо агрессивные люди нам не попадались. Мыслей о потенциальной опасности не возникало даже в плотной толпе или поздним вечером на темной улице. При этом полицейских за две недели я видел всего пару раз.

Другие особенности Китая

Язык. Английский язык в Китае не распространен. По моему опыту, сотрудники отелей, таксисты, официанты и продавцы в магазинах в лучшем случае знают несколько слов на английском. На хорошем уровне им владеют, как правило, только работники турсферы и гиды в популярных туристических местах.

Рекомендую загрузить приложения-переводчики. Для разовых вопросов, на мой взгляд, отлично подходит «Гугл-переводчик»  . Выбирать в нем следует китайский традиционный язык, а не упрощенный.

Для регулярной переписки с персоналом гостиниц и водителями-гидами я установил WeChat: в нем есть встроенный моментальный перевод. Само наличие прослойки в виде приложения между нами и собеседником не ухудшало коммуникацию, но немного ее удлиняло.

Чтобы разбирать иероглифы в меню, на ценниках, плакатах и другую текстовую информацию, можно использовать в режиме камеры тот же «Гугл-переводчик» или «Яндекс Переводчик»  . Я установил «Фото-переводчик». Он платный: 399 ₽ за неделю или 2950 ₽ в год. В Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья, как пополнить счет в Apple ID. Фразы он переводил неплохо, но порой возникали курьезы.

Пример нашей переписки в WeChat с водителем в Чжанъе: перевод неидеальный, но все понятно
Так «Фото-переводчик» распознал текст на одной из табличек на Великой Китайской стене
1/2
Пример нашей переписки в WeChat с водителем в Чжанъе: перевод неидеальный, но все понятно
Еще один пример забавного перевода иероглифов с бутылки холодного чая
Еще один пример забавного перевода иероглифов с бутылки холодного чая

Документы. В Китае советую всегда иметь при себе загранпаспорт или фото главного разворота. Оригинал понадобится на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. А для покупки билетов в музеи и национальные парки будет достаточно фото.

Праздники. Планируйте поездку так, чтобы она не совпала с китайскими государственными праздниками: в этот период вся страна приходит в движение, в кассах — гигантские очереди, в популярных местах — огромные толпы, а цены на отели и перелеты подскакивают в несколько раз.

Сувениры

Из Китая везут наборы для маджонга, специи, палочки для еды и другие сувениры. В целом там можно приобрести едва ли не что угодно и часто по выгодной цене. Но в путешествиях мы обычно не совершаем спонтанных покупок, а необходимости в дополнительной электронике и каких-то других потребительских товарах у нас не было.

Друзьям и близким из путешествий по миру мы предпочитаем привозить местную еду и напитки: я считаю, что с помощью вкуса можно передать частичку ярких впечатлений от страны. Поэтому в качестве сувениров мы захватили из Китая ледяное вино и чай, а детям — разные сладости.

Итоги

Китай сейчас — это как Западная Европа 20 лет назад: чистые улицы, отличная транспортная система, высокий уровень безопасности, современные общественные пространства, великолепные нацпарки и другие достопримечательности. А благодаря массовому использованию электромобилей китайские мегаполисы стали значительно тише, чем раньше. Такое ощущение, что страна взяла лучшее от капитализма и социализма.

Наше путешествие получилось очень насыщенным, но при этом мы не посетили и десятой части того, что может предложить Китай. Если бы в этой поездке я оценивал вкусы, ощущения, впечатления и достопримечательности, например, по 10-балльной шкале, каждый пункт получил бы высшую оценку: Китай смог меня поразить.

Траты в Китае за 14 дней на двоих в 2024 году — 446 470 ₽

Билеты на самолеты и поезда238 600 ₽
Еда, такси, сувениры и разные мелочи117 000 ₽
Жилье42 700 ₽
Достопримечательности35 570 ₽
Визы12 600 ₽

Траты в Китае за 14 дней на двоих в 2024 году — 446 470 ₽

Билеты на самолеты и поезда238 600 ₽
Еда, такси, сувениры и разные мелочи117 000 ₽
Жилье42 700 ₽
Достопримечательности35 570 ₽
Визы12 600 ₽

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Максим БуйкоБывали в Китае? Поделитесь, что впечатлило:
  • Talitha CumiЧуточку добавлю. Билеты на самолёты, поезда, гостиницы, е-сим и входные билеты на достопримечательности можно купить на одном сервисе - трип ком, и заплатить за это картой мир) Ценники на перелёты приятные, выбор гостиниц большой. После этого остаётся только зарегать вичат и алипей, пополнить кошелек и вы готовы к поездке в Китай. Кстати, в Шанхае можно пополнить алипей прямо наличными юанями в зоне прилёта, там специальная стойка для этого есть. Никаких посредников) И да, на сайте 12306 (официальный сайт китайских жд) можно платить российской картой юнион пей - РСХБ, например. Курс приятный, нет комиссии - очень хорошо.15
  • Дарья ДомбрусМаксим, спасибо за статью! Подскажите, пожалуйста, карту какого иностранного банка вы привязали к Alipay ? У меня не получилось привязать карту малазийскую и дубайскую, поэтому очень интересно. Заранее спасибо!3
  • Максим БуйкоДарья, привязал карту казахстанского Фридом - банк; она мультивалютная, можно добавить счет в юанях.2
  • Дарья ДомбрусМаксим, спасибо за информацию !2
  • АннаМаксим, спасибо большое за статью! Я тоже очень хочу посетить горы Аватара. По карте они на удалении от города, и я нигде не могу найти информацию, как же до них добраться. Подскажите, как вы добирались до входа в парк?3
  • Максим БуйкоАнна, если вы планируете большую часть времени провести в Национальном лесном парке (скалы-пики), лучше выбирать отель в поселке Улинъюань (~40 км от Чжанцзяцзе): он находится совсем рядом с западным входом в парк, до остальных двух можно добраться на такси; если собираетесь дополнительно побывать на горе Тяньмэнь, можно поселится в Чжанцзяцзе - выбор отелей больше и цены ниже; до Национального лесного парка сможете добраться либо на автобусе от автобусного вокзала (~20 юаней с человека), либо на такси за ~70-80 юаней.5
  • АннаМаксим, спасибо!1
  • Alexander SchnurrbartСпасибо за рассказ, молодцы!!! А если переводить не на русский, а на английски - тоже ерунда получается?3
  • Максим БуйкоAlexander, не пробовал) смешные фразы получались чаще всего при переводе описания продуктов/напитков; на фото ниже - перевод этикетки на бочонке крепкого вина3
  • fed0soffТак хочется в Китай...1
  • fed0soffTalitha, кстати да0
  • Дарья ГузенкоКто не хотел бы побывать в Китае хоть разок..3
  • Дарья Гузенкоfed0soff, это точно..0
  • Anton ChehovСкажите если лететь транзитом через Шанхай нужна виза чтобы выйти в город? Например если на стык опоздал, а новый билет через 2 дня.0
  • Максим БуйкоAnton, в статье по ссылке достаточно подробно изложены правила безвизового транзита через Китай https://journal.tinkoff.ru/china-transit-rules/#:~:text=Кто%20может%20воспользоваться%2072%2Dчасовым,)%2C%20Харбин%20(HRB).2
  • Anastasia GazhaПростите, поправлю: в Гугл переводчике как раз нужно выбрать упрощённый китайский. Традиционные иероглифы в ходу в Гонконге и на Тайване, весь материковой Китай использует упрощённые.2
  • Анжела СавицкаяTalitha, вы меня опередили) Когда я читала статью, думала, что в комментарии то же самое добавлю. Я ездила в Китай недавно, в октябре 2024 г., на месяц. Трип.ком и алипей решают 99% задач в туристической поездке. В трипкоме можно купить всё, что необходимо туристу, а если его перевести на английскую версию в настройках, то можно еще и билеты на все достопримечательности покупать (нац.парки, парки развлечений, музеи и тд). А главное это то, что стоимость на все без ощутимых комиссий. Я специально сравнивала цены на трипе и букинге. А еще плюс сервис. Плюс система лояльности, которая реально работает, в отличие от genius (у меня 3 уровень). Плюс возможность оплаты российской картой. Всё это было сильно не в пользу букинга. Мое субъективное мнение, что букинг все еще жив только (!) из-за прошлой популярности. Люди им пользуются чисто по инерции, тк никаких преимуществ у букинга больше нет. И если они это как-то не изменят, то конкуренты их сожрут. Уже многие агрегаторы наступают им на пятки. Тот же трип. Это уже огромная влиятельная компания, которая полностью владеет китайским рынком, семимильными шагами идёт по российскому, и уже расползается по Европе4
  • Анжела СавицкаяAlexander, я пользовалась Гугл переводчиком. Если в разговоре (то есть не перевод названия блюда или этикетки, а именно диалог с китайцем), то железно работает такой метод: с русского на китайский и сразу обратно на русский. Если перевод остался тем же - значит китайский перевод корректен. Если нет - нужно перебирать формулировки на русском, пока не добьетесь, что при прогоне туда-сюда смысл фразы не изменится. С названиями на китайском увы ничего не помогает. Если околесица на русском, то такая же и на английском. Я в таких случаях (если это было принципиально важно) мучила китайцев за пояснение :))2
  • Анжела СавицкаяAnastasia, кстати да. Я тоже использовала упрощенный. Они его как-то лучше понимают. Только один раз потребовалось перейти на традиционный, тк на упрощенном китаец не понял, что я от него хотела.0
  • СветланаОчень красивые места посетил автор.1