Как мы с женой съездили в Китай весной
Майские праздники мы с женой провели в Китае.
Ранее бывали только в китайских мегаполисах, но страна знаменита еще природными и историческими достопримечательностями. В первую очередь мы хотели увидеть Радужные горы, Ледниковую долину, захоронение «Терракотовая армия», буддийский храмовый комплекс Мати Ши, самый западный участок Великой Китайской стены и национальные парки Чжанцзяцзе. Расскажу, как организовать поездку по Северному и Центральному Китаю: про транспорт, деньги, перевод иероглифов, жилье и места, которые меня поразили.
О чем расскажу
Маршрут
В Китае много мест, которые могут заинтересовать туриста: буддийский монастырь Шаолинь рядом с городом Дэнфэн, Центр разведения панд в Чэнду, священная гора Кайлас в Тибете, морской курорт Далянь и другие. Мы сконцентрировались на достопримечательностях провинций Шэньси, Ганьсу и Хунань. Путешествовали с 2 по 15 мая.
Мы прилетели из Санкт-Петербурга в Пекин с пересадкой в Шанхае. На следующее утро на скоростном поезде приехали в Сиань на три дня. Осмотрели Терракотовую армию, встретили закат на городской стене Сианя, попробовали экзотическую еду в Мусульманском квартале.
Утром пятого дня добрались самолетом из Сианя в Цзяюйгуань, где тоже провели три дня. Посетили древний форт Цзяюйгуань и в одиночестве поднялись на Великую Китайскую стену.
Дальше отправились на поезде в Чжанъе. Полюбовались пещерным храмовым комплексом Мати Ши. На второй день в Чжанъе посетили главные для нас достопримечательности в этой поездке — Ледниковую долину с причудливыми скальными образованиями и потрясающе красивые Радужные горы.
В ночь с 10 на 11 мая доехали на поезде из Чжанъе в Ланьчжоу. Утром долетели из Ланьчжоу в Чжанцзяцзе. Задержались там на три дня, чтобы как следует изучить гору Тяньмэнь и нацпарк «Чжанцзяцзе».
После сели в самолет по маршруту Чжанцзяцзе — Сиань — Пекин. Затем вылетели из Пекина в Петербург — снова с остановкой в Шанхае. Вечером 15 мая вернулись в Петербург.
Виза в Китай
В некоторых случаях россияне могут посетить Китай без визы. Например, если едут в составе организованной тургруппы или летят только на остров Хайнань.
В основном же путешественникам приходится оформлять визу L. Мы обратились за ней в визовый центр в Санкт-Петербурге. Самостоятельно заполнили анкеты и приложили план поездки, билеты, брони отелей, медицинскую страховку, копии паспортов — российского и заграна. Сотрудница, которая принимала документы, сообщила, что в подтверждении броней жилья должны быть указаны имена и фамилии всех проживающих . Мы показали свидетельство о браке на смартфоне, и девушка от руки вписала имя и фамилию моей супруги в каждое бронирование и заверила подписью.
Других сложностей не возникло. В ВЦ мы провели около получаса. Визовый и сервисный сборы составили в сумме 6300 ₽ на человека. Паспорта с однократными визами мы получили спустя четыре дня. Они позволяют находиться в Китае максимум 30 дней.
Подробнее об оформлении китайской визы Т—Ж рассказал в отдельной статье.
Деньги
Валюта Китая — юань, 10 ¥ (145 ₽) .
Карты, выпущенные в России, в Китае не работают. Исключение — UnionPay от банков, которые не подпали под блокирующие санкции США. В декабре 2024 года это Азиатско-Тихоокеанский банк и «Россельхозбанк». Еще можно взять с собой иностранную «Визу» или «Мастеркард».
Но в материковом Китае карты непопулярны. Как правило, их принимают только в крупных сетевых отелях, торговых центрах и нацпарках. В большинстве кафе, гостиниц и магазинов попросту нет терминалов для оплаты картой.
QR-коды, напротив, распространены широко. В основном для оплаты по QR-коду китайцы используют два приложения — WeChat и Alipay.
Оба многофункциональные: можно не только рассчитаться на кассе, но и, например, вызвать такси, купить билеты на самолет и поезд, арендовать пауэрбанк и записаться к врачу.
Иностранцу проще создать полноценный платежный аккаунт в Alipay. Платить можно со внутреннего счета на сторонних сайтах и с помощью привязанной карты в самом приложении. Внутренний счет может пополнить, например, другой пользователь Alipay. Посредников обычно ищут в телеграм-чатах для путешественников. Советую быть осторожным: попадаются мошенники. Еще это невыгодно: перед вылетом я на всякий случай купил у посредника 1000 ¥ — вышло 13,9 ₽ за 1 ¥ при курсе ЦБ России 12,6 ₽ за 1 ¥. За всю поездку у меня не возникло острой необходимости использовать эти деньги. Пока писал статью, возможность пополнить внутренний счет Alipay появилась у «МТС-банка» .
Я привязал к аккаунту Alipay мультивалютную карту иностранного банка. К ней открыл счет в юанях, чтобы не было дополнительных комиссий за конвертацию валюты. Платил таким образом, например, за такси. О нем расскажу дальше.
Наличные в Китае тоже принимают везде. Если нет карты зарубежного банка, поезжайте с пачкой купюр: даже в маленькой уличной лавке найдут сдачу. Я взял с собой несколько тысяч юаней, но буквально на второй-третий день полностью перешел на оплату по QR-кодам через Alipay. Это оказалось гораздо удобнее, чем носить с собой наличные и возиться со сдачей. Да и, честно говоря, когда все вокруг платят телефоном в два свайпа, с бумажными деньгами невольно начинаешь чувствовать себя динозавром.
За все путешествие нам ни разу не попалось места, где оплата была бы исключительно наличными.
Дорога до Китая
Билеты из Петербурга в Пекин и обратно с пересадкой в Шанхае я купил за два месяца до поездки на агрегаторе OneTwoTrip. На двоих они обошлись в 95 600 ₽ с учетом багажа. Пересадки подобрал удобные: на рейсе туда стыковка составила два часа — идеально, чтобы размяться. На обратном — почти сутки, хватило погулять по Шанхаю.
Летели с авиакомпанией China Eastern Airlines: сегмент Петербург — Шанхай занял чуть больше девяти часов, Шанхай — Пекин — два с половиной. Полеты прошли по расписанию. Еще мне понравились питание на борту, внимательный персонал и хороший выбор фильмов.
В Китае при прохождении погранконтроля у нас проверили визы, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали и поставил штамп о въезде. Никаких вопросов ни мне, ни супруге не задавали.
Из аэропорта Пекин-Шоуду мы поехали в отель на метро. Воспользовались приложением MetroMan. Оно доступно на русском языке, работает без интернета и позволяет легко ориентироваться в незнакомом метрополитене: указываем станции отправления и назначения — и получаем подробный маршрут и время в пути с учетом пересадок.
При полетах в Китай и по стране нужно помнить, что там особенно внимательно следят за емкостью пауэрбанков. Сдавать их в багаж нельзя, а на борт без согласования с авиакомпанией можно взять устройство емкостью не больше 100 Вт⋅ч . По моему опыту, емкость должна быть указана на корпусе пауэрбанка. Я заранее купил в России пауэрбанк на 8000 мА⋅ч, но не обратил внимания, что цифры только на коробке. Его изъяли на внутреннем перелете по Китаю.
Карта достопримечательностей
Все основные достопримечательности, о которых я расскажу в статье, отмечены на карте. По ней хорошо видно, какой Китай огромный — больше половины России. На вдумчивое изучение страны понадобится несколько продолжительных поездок.
Мы в этом путешествии охватили только Сиань, Цзяюйгуань, Чжанъе, Чжанцзяцзе и их окрестности. Чтобы успеть посмотреть все, что уместили в двухнедельный маршрут, пришлось активно использовать самолеты и поезда.
Сиань и окрестности
Сиань — город возрастом более 3000 лет и первая столица объединенного Китая . Мы включили Сиань в свой маршрут, чтобы увидеть Терракотовую армию. Заодно хотели побывать на Городской стене и в Мусульманском квартале.
Захоронение «Терракотовая армия» — это 8000 статуй воинов и их лошадей. Терракотовое войско должно было охранять покой Цинь Шихуанди, первого императора единого Китая.
Захоронение — часть музейного комплекса. Билеты мы приобрели в кассе у входа за 120 ¥ (1750 ₽) с человека. Как мне кажется, из-за того, что китайцы привыкли все покупать онлайн, очереди в кассу не было, несмотря на плотный поток посетителей.
На территории комплекса расположено несколько зданий. Большинство статуй находится в главном ангаре: от кассы до него можно доехать на автобусе или дойти пешком за десять минут. Мы решили прогуляться.
Когда мы вошли в ангар, меня потрясли масштабы и точность исполнения. Оказалось, каждая статуя имеет индивидуальные особенности: выражение лица, прическу, одежду, позу. Легко на мгновение поверить, что это окаменевшие люди: настолько достоверно и с вниманием к деталям изготовлены фигуры.
Они были покрашены, но краска почти не сохранилась.
У выхода из ангара есть зона, посвященная реставрации статуй: там находятся не до конца восстановленные экспонаты. Я узнал, что далеко не все статуи идеально сохранились в земле. Многие на момент раскопок представляли собой груду черепков. Благодаря реставраторам можно оценить первозданный вид грандиозного войска, которому больше 2000 лет.
Еще в одном из павильонов некрополя мы в VR-шлемах посмотрели фильм о Древнем Китае. Сеанс длился около десяти минут, у каждого была отдельная кабинка. Фильм показался мне классным. Билет стоил 40 ¥ (583 ₽) с человека.
Захоронение крайне популярно: мы посетили его в будний день, но толпы все равно ошеломили. В основном это местные туристы. Интересно, что китайцы без проблем уступают место для лучшего обзора, если проявить некоторую настойчивость. И бесцеремонно стучат в спину, чтобы освободить пространство для себя.
В путешествиях я стараюсь увидеть редкие или уникальные объекты, аналогов которым в мире нет. Терракотовая армия в Сиане — в этом списке.
Городская стена Сианя — достопримечательность 14 века, которая окружает исторический центр и отделяет его от современных районов. Сооружение построили в виде прямоугольника. Главные ворота ориентированы по сторонам света. Над воротами и по углам возвышаются мощные башни. Укрепление не раз перестраивали, а в конце 20 столетия полностью отреставрировали.
Высота стен составляет 12 м, а толщина достигает 18 м. Протяженность — около 14 км. Стену можно обойти по периметру — сверху широкое пространство для прогулок. Пешком на это уйдет четыре часа, на велосипеде в неспешном темпе — два. Пункты проката расположены у ворот. Вход на стену платный. Мы взяли билеты в кассе у южных ворот — они обошлись в 54 ¥ (787 ₽) с человека.
Мы провели на стене полдня. Для начала прошли несколько километров, любуясь отличной панорамой Сианя. На фоне современных высоток старая стена выглядела особенно впечатляюще.
Потом арендовали два велосипеда и полностью объехали стену. За три часа заплатили 45 ¥ (656 ₽) с человека. Еще оставляли залог — 100 ¥ (1458 ₽).
Мы посетили несколько башен, где обустроены исторические выставки с доспехами и оружием. Еще поинтересовались местными сувенирами — игрушками и украшениями.
Я заметил, что среди посетителей-китайцев популярны фотосессии в традиционных одеждах на городской стене. Мы встретили несколько десятков девушек — тщательно одетых, с уложенными волосами и выбеленными лицами. Были и мужчины в костюмах воинов.
Казалось, для них важно и приятно чувствовать себя причастным к многовековой истории страны. Китаянки смотрелись в национальных платьях до невозможности естественно — как будто носят их ежедневно.
В субботу днем народа наверху было немного. К вечеру людей заметно прибавилось. Но это не испортило прогулку.
С наступлением сумерек включили подсветку. Она придала крепостным сооружениям мистический вид. Атмосфера стала таинственной. Гулять после заката вдоль подсвеченной стены было романтично.
Мусульманский квартал — небольшой район в Сиане, где исторически живут китайцы, исповедующие ислам. В нем есть несколько старинных храмов: например, Великая мечеть Сианя — ее основали в 8 веке, а уцелевшие постройки относятся к 14 столетию. Хотя в нее пускают туристов, мы туда не пошли: нас заинтересовало отнюдь не историческое наследие.
Неформальное название района — «улица закусок». Там работают ларьки с разной едой и напитками. Есть и привычные магазины, где продают чай, сладости, пряности, специи и другие товары.
Мы пришли в Мусульманский квартал после заката. Гуляли по главной улице — большому рынку — и разглядывали необычную еду, например вареные овечьи головы и жареные свиные копыта.
Несколько закусок мы попробовали. Обычно их едят стоя у киоска: столов и стульев, как правило, не предусмотрено. Например, я съел осьминога — было вкусно. Еда недорогая — в среднем 12—15 ¥ (175—218 ₽) за порцию.
Больше всего мне понравился chinese burger, китайский бургер — так сами китайцы называют разрезанную булочку, куда кладут мясо, которое несколько часов варилось в костном бульоне. Мясо посыпают специями.
Еда на рынке опасений не вызывала: киоски чистые, продавцы опрятные, повара готовили в перчатках. Еще мы прошлись по магазинам и купили в подарок друзьям выдержанный пуэр.
Цзяюйгуань и окрестности
Цзяюйгуань — маленький по китайским меркам город с населением около 300 тысяч человек. Он расположен на севере Китая, недалеко от Монголии. Мы включили Цзяюйгуань в маршрут, чтобы увидеть прекрасно сохранившуюся старую крепость и самый западный участок Великой Китайской стены.
Форт Цзяюйгуань соорудили в 14—16 веках. В прошлом это пограничная застава и одно из важнейших укреплений в составе Великой Китайской стены.
Крепость находится в 5 км к западу от города. Ее и участок стены можно посетить по единому билету. В кассе он обошелся нам в 68 ¥ (991 ₽) на человека. От кассы до форта идут пешком 15—20 минут или едут на электроавтобусе. Мы выбрали второй вариант — заплатили по 10 ¥ (145 ₽).
Длина стен форта составляет более 700 м, высота — 11 м. Можно осмотреть внутреннюю часть и подняться.
Мы начали с подъема. Обошли крепость по периметру. Полюбовались двумя 17-метровыми башнями, венчающими ворота. Вид на пустыню и горы сверху отличный. Еще мы заметили верблюдов, на которых катают туристов.
Потом мы спустились во двор, где расположен музей. Доплачивать за вход не нужно. Раньше в форте жили военные, их семьи и слуги, и в музее воссоздали быт тех далеких времен. Можно посмотреть на мебель и оформление интерьера.
Прежние обитатели представлены в виде восковых фигур. На мой взгляд, позы и одежда продуманы до мелочей и выглядят реалистично.
Как я понял, с мая по сентябрь с 13:00 до 17:00 на центральной площади форта каждый час устраивают бесплатные представления. Мы как раз попали на такое.
Юноши и девушки в национальных боевых костюмах фехтовали, танцевали, играли на музыкальных инструментах и показывали акробатические трюки с холодным оружием. Это было ярко, динамично и захватывающе. Несмотря на жару +35 °C и небольшое количество зрителей, артисты выкладывались на все сто процентов.
Мы остались в полном восторге. Мне особенно запомнился танец девушек с мечами и выступление бойца с саньцзегунем . Неожиданно, но именно это представление стало одним из самых ярких впечатлений от посещения заставы.
Великая Китайская стена. Красивый участок стены проходит примерно в 9 км от форта Цзяюйгуань. Мы проехали это расстояние на такси за 30 ¥ (437 ₽).
Стену возводили с 3 века до нашей эры до эпохи империи Мин . Она защищала север страны от набегов кочевников. Длина сооружения составляет около 9000 км. В середине 20 столетия стену начали реконструировать. Один из самых исхоженных туристами участков, Бадалин, расположен рядом с Пекином. А участок у Цзяюйгуаня называют висячим. Он идет по гребню горы, но из-за оптической иллюзии кажется, будто стена висит в воздухе.
Мы приехали к стене около 17:00. Кроме нас, туристов не было.
Стена у Цзяюйгуаня узкая и сделана из глины и соломы. Мы поднялись до верхней башни. Это было несложно: набор высоты плавный, всего пришлось одолеть примерно 250 ступеней. Вид нам очень понравился: стена, увенчанная сторожевыми башнями, взмывает в гору.
С учетом подъема и спуска мы провели на стене около двух часов. Спуск находится с другой стороны горы. Перила на нем украшены тысячами замочков и табличек с пожеланиями и поздравлениями: видимо, этот участок популярен у новобрачных.
Метеовышка. В центре Цзяюйгуаня, в ухоженном парке с искусственными водоемами, стоит метеорологическая вышка. Она напоминает дельфина, высота — 99 м. Мы отправились к ней, чтобы узнать, как сверху выглядит китайский немегаполис.
Подъем обошелся в 30 ¥ (437 ₽) с человека — билеты приобрели в холле вышки. Обзор круговой. С высоты город предстал перед нами зеленым, уютным, спокойным и немноголюдным.
Еще на вершине есть небольшой музей метеорологии с экспозицией, посвященной разным погодным явлениям. Посещение включено в цену подъема. Мы заглянули туда, но надолго не задержались: оборудование и экспонаты показались устаревшими.
Чжанъе и окрестности
Чжанъе, как и Цзяюйгуань, относится к провинции Ганьсу. Их разделяет примерно 240 км. Это был ключевой пункт нашего маршрута: недалеко от города находится одноименный нацпарк с Ледниковой долиной и Радужными горами. Оба места известны фантастическими пейзажами, которые природа мастерски ваяла миллионы лет. В Ледниковой долине из-за эрозии образовались странные скальные монументы, а в Радужных горах из отложений песчаника и других минералов сформировались яркие слои — поверхность выглядит как радуга.
Ледниковая долина, или Binggou Danxia Scenic Area, — одна из двух частей нацпарка «Чжанъе». Чтобы успеть посмотреть обе за один день, мы выехали из отеля пораньше — около 10:00. Билеты взяли в кассе — они обошлись в 188 ¥ (2741 ₽) с человека. В цену включены два маршрута — я назвал их нижним и верхним.
По нижнему маршруту мы частично проехали на верблюде и частично — на машине. Доплачивать за эти перемещения не нужно. Дорога проходила, как мне показалось, по высохшему руслу реки. Пейзажи напоминали какой-нибудь фильм про путешествие на Марс. Мы увидели разные причудливые скальные образования.
Верхний маршрут я бы охарактеризовал как парк природных скульптур: они выше и разнообразнее, чем на нижнем. Например, есть горы, похожие на древние здания с величественными колоннами и крепостными стенами. Повсюду попадаются огромные красные скалы и утесы, взмывающие в небо на десятки и сотни метров. Если присмотреться, можно различить «статуи» животных и птиц.
Мы провели в парке пять часов: гуляли между скал, разглядывали скульптуры, поднимались на обзорные площадки. Среди монументов проложены красивые дорожки — ходить по ним комфортно, несмотря на перепады высоты. Народа было мало, что позволило прочувствовать атмосферу этого места: периодически я ловил себя на ощущении, что мы нашли кусочек забытого мира.
Еще похвалю администрацию за удачно организованный процесс перемещения. В парке оборудовано несколько остановок, между которыми курсирует бесплатный транспорт — автобусы и вездеходы. Можно выйти, изучить окрестности, вернуться, дождаться следующего водителя и поехать по маршруту дальше. Перекус и воду рекомендую взять с собой: в парке купить не получится. Солнцезащитный крем тоже пригодится.
Радужные горы, или Linze Danxia Scenic Area, — еще одна зона нацпарка «Чжанъе». Уже на въезде стало понятно, что это более популярный объект: мы увидели просторную парковку с туристическими автобусами, десятки кафе и сувенирных магазинов.
В кассе нам предложили два маршрута — базовый и расширенный. Базовый включает четыре смотровые, между которыми ездят на обычных автобусах. В расширенный входят три дополнительные обзорные площадки, а перемещаются по нему в минибасах или на автомобиле. Мы хотели выбрать второй вариант, чтобы охватить максимум, но время поджимало: на Радужные горы приехали в 16:00, а закат намечался в 19:00. Достичь удаленных смотровых до захода солнца мы бы попросту не успели. Поэтому купили билеты на базовый маршрут — 92 ¥ (1341 ₽) с человека.
На первой же остановке мы испытали неописуемый восторг. Как правило, я путешествую ради природных достопримечательностей и уже посетил много мест, где захватывает дух: например, это пустыня Атакама в Чили и ледник Перито-Морено в Аргентине . Так вот: Радужные горы Чжанъе смогли меня потрясти.
Они действительно оказались красочными, яркими и многоцветными. С трудом верилось, что это естественное природное образование, а не декорации к фантастическому фильму. На фоне желто-бордово-оранжевых наслоений на окраине парка виднелись обычные темно-серые скалы — запоминающийся контраст.
Всего на нашем маршруте, как я сказал, было четыре остановки. На первой — небольшие, но яркие горы. На второй — менее красочные. Пейзажи на третьей — примерно такие же, как на первой.
Самая выразительная — четвертая обзорная площадка. Там максимально яркие горы разных оттенков, над ними можно подняться на воздушном шаре.
Про шар я узнал до поездки. Сразу после прибытия на четвертую смотровую мы купили дополнительные билеты: подъем на шаре стоил 200 ¥ (2916 ₽) с человека.
Наша очередь подошла быстро: в корзину шагнули мы с женой и еще шесть человек. Шар медленно поднялся на высоту 25-этажного дома. Пейзажами мы любовались пять-семь минут, потом шар опустился, и нас высадили.
Хотя это и не полноценный полет, для нас с женой это был новый интересный опыт. После спуска нас переполняли эмоции: Радужные горы на закате просто великолепны.
В нацпарке «Чжанъе» мы исполнили две давние задумки. Еще в феврале 2020 года на День влюбленных я подарил супруге билеты в Южную Америку. Намечалось большое путешествие по континенту с посещением национальных парков Чили, Бразилии и Перу. Ключевой точкой маршрута должна была стать Виникунка — разноцветная гора в Андах. Из-за пандемии билеты сгорели. Еще жена всегда хотела полетать на воздушном шаре.
Когда мы уже выходили из парка, узнали, что в теплый сезон, если позволяет погода, на Радужных горах по вечерам устраивают фантастическое шоу с оркестром и световыми спецэффектами. К сожалению, в тот день нам нужно было ехать в Ланьчжоу и затем лететь в Чжанцзяцзе. В общем, мы спешили. Знай я об этой возможности заранее, обязательно бы спланировал посещение. В мае 2024 билет на шоу стоил 188 ¥ (2741 ₽) с человека, но выгоднее брать комбинированный — 240 ¥ (3500 ₽) за шоу и базовый маршрут.
Интересно, что в день нашего визита народа в части парка с Радужными горами было немного. Мы не стояли в очередях, на обзорных площадках было свободно. Насколько я понял, Радужные горы еще не раскрутили до того же уровня, что нацпарк «Чжанцзяцзе», о котором расскажу дальше.
Еще мы отметили, что среди посетителей были преимущественно китайцы и туристы из других стран Азии. На Радужных горах мы не повстречали ни одного путешественника с европейской внешностью. У других достопримечательностей в Китае нам регулярно попадались белокожие туристы, пусть редко и в небольшом количестве — по двое-трое за раз. Исключение — гора Тяньмэнь и нацпарк «Чжанцзяцзе»: там даже были организованные группы из России.
Мати Ши, или храм Лошадиного копыта, мы посмотрели в дополнение к природным достопримечательностям. Этот буддийский комплекс из храмов, пагод и комнат для медитации расположен в 60 км от Чжанъе.
Мати Ши возник в 5—6 веках. Большинство сооружений — природные или вырезанные в скале помещения. Они разбиты на несколько групп. Помещения в рамках одной группы соединены туннелями. Все это условно можно разделить на две части — ближнюю к центральному входу и дальнюю. Их посещают по отдельным билетам.
Территория комплекса огромная, перемещаться удобнее всего на машине — мы заказали трансфер заранее, в Чжанъе, об этом расскажу дальше в статье. Удалось посетить только ближнюю часть Мати Ши — на карте ниже она в центре. Дорога к дальним достопримечательностям оказалась закрыта. Билеты, как обычно, купили в кассе у входа — заплатили по 120 ¥ (1750 ₽).
Первое, что я ощутил у Мати Ши, — мощная энергетика. Возможно, это оттого, что горизонт заслоняли снежные вершины, а воздух был свежим и разреженным.
Сразу бросилось в глаза, что для китайцев это почитаемое место: посетители оставляли цветы у статуй будд.
Некоторые помещения комплекса открыты для посещения, в другие можно только заглянуть с порога. В одном гроте с огромной каменной статуей будды была запрещена съемка, и служители внимательно следили, чтобы мы не нарушили правило.
Еще запомнилось, что у входа в комплекс, после контроля билетов, есть улица с ресторанами и сувенирными магазинами. При этом в других туристических местах Китая, которые мы посетили ранее, большинство заведений общепита вынесено за территорию, а внутри — либо минимум в виде снеков и напитков, либо вообще ничего. В Мати Ши можно перекусить и купить сувениры прямо на месте.
В целом комплекс оставил приятные впечатления. Пришла такая мысль: пещеры стали домом, местом службы, подвижничества и поклонения для десятков поколений. Представившаяся картина завораживала. По вымощенным дорожкам с видом на горы хотелось гулять бесконечно.
Чжанцзяцзе и окрестности
Завершающие три дня мы провели в национальных парках недалеко от города Чжанцзяцзе.
Национальный парк горы Тяньмэнь — прогулочная зона на высоте 1519 м. Туда поднимаются по основной канатной дороге Tianmen Mountain Cable Car . А спускаются по другому маршруту: сначала по второй канатке, Tianmen Cave Expressway, а затем — на автобусе. Можно проделать этот путь и в обратном порядке.
Тяньмэнь — очень популярное место. Мы поняли причину, уже когда сели в кабинку Tianmen Mountain Cable Car. Угол подъема начал быстро расти, земля осталась далеко внизу, мимо проплывали огромные опоры, вбитые в скалы. Виды завораживали.
Канатка — одновременно аттракцион и отдельная достопримечательность. Она одна из самых длинных в мире — 7,5 км, — перепад высот составляет 1279 м, угол наклона достигает 37 градусов. Подъем занимает полчаса.
На вершине есть пешеходные дорожки с деревянными перилами и панорамные обзорные площадки. Мы с удовольствием по ним гуляли, в том числе по тропам, которые прикреплены прямо к отвесным стенам. С них мы разглядывали карстовые скалы — виды великолепные.
Для стойких духом предусмотрены дорожки со стеклянным полом над обрывом. Мне запомнилось, что сделать кадр без людей на такой тропе почти невозможно. Вход на них оплачивают отдельно — 5 ¥ (72 ₽). Про то, что включено в билет в парк, расскажу дальше.
C горы отлично видна Heaven-Linking Avenue, или дорога 99 поворотов. Напрашивается сравнение с Лестницей троллей в Норвегии. Я видел обе дороги, и китайская меня впечатлила больше.
Еще на вершине стоит буддийский храм Тяньмэньшань. Это постройка середины 20 века. Тем, кто уже видел китайские святилища, может показаться, что в нем нет ничего примечательного. К храму добираются по кресельной канатке за 25 ¥ (364 ₽). Мы не стали.
С вершины отправились вниз, к природной арке Небесные Врата — это скала со сквозным проходом. Высота арки — 132 м, ширина — 57 м. На самом деле мы уже видели ее, но издалека: со смотровых на горе и из иллюминатора самолета по прилете в аэропорт Чжанцзяцзе. Спустились к ней за 15 минут по верхней секции эскалатора Tianmen Cave Escalator. С интересом посмотрели на арку вблизи.
Еще нас удивила Небесная лестница — это крутой подъем к арке с площадки, которая расположена ниже. Ее длина — 999 ступеней. Несмотря на сложность восхождения и спуска, желающих на лестнице было немало. Мы решили даже не пытаться и спустились к подножию лестницы на нижней секции эскалатора, проезд на ней платный — 32 ¥ (466 ₽) с человека.
Мы провели в нацпарке весь день. Вечером включили подсветку Небесной лестницы и Небесных Врат — это выглядело необычно и атмосферно.
Дважды на маршруте мы встретили исполнителей, игравших на национальных музыкальных инструментах. Мы останавливались послушать — живое исполнение на вершине горы звучало волшебно. Спускались в город уже в темноте.
Билеты обошлись в 278 ¥ (4054 ₽) с человека. Они включали посещение нацпарка и все перемещения — кроме тех, что я упомянул отдельно. Я купил билеты в приложении Alipay за день до визита в парк. Нам повезло, что на следующее утро еще оставались свободные места на подъем. По словам сотрудников отеля, где мы жили, в высокий сезон — с весны по осень — билеты на канатку раскупают на недели вперед.
Важно, что на билетах указан временной интервал, когда нужно войти в парк, например 09:00—10:00. Это позволяет равномерно распределить потоки туристов.
Национальный лесной парк «Чжанцзяцзе» — одна из самых узнаваемых достопримечательностей страны наряду с Великой Китайской стеной. Парк находится в окрестностях Чжанцзяцзе, рядом с небольшим городом Улинъюань. Билеты мы купили заранее онлайн — заплатили 224 ¥ (3266 ₽) с человека.
Место знаменито благодаря огромному количеству пиков-столбов из песчаника и кварца. Их тут больше 3000. Высота многих превышает 200—300 м. Такое необычное нагромождение — результат выветривания и водной эрозии: внизу много рек и озер.
Когда в Чжанцзяцзе собирается туман, кажется, что скалы висят в воздухе. Это напоминает парящие острова из «Аватара». Для создателей фильма нацпарк стал одним из источников вдохновения.
Китайцы, в свою очередь, назвали в честь фильма самый высокий пик в парке — Аватар-Аллилуйя, 1080 м. Мы не застали тумана в Чжанцзяцзе: день был солнечным.
Парк огромный, туристы перемещаются по нему пешком и на бесплатных автобусах. Пешеходные дорожки удобные. Есть оборудованные смотровые.
Мы в основном ходили. Еще воспользовались канатной дорогой — подъем стоил 65 ¥ (947 ₽) с человека в одну сторону, — чтобы посмотреть на пики-столбы сверху. Пол в кабинке прозрачный, поэтому сначала было немного не по себе от высоты и видов, которые проплывали под ногами.
Кажется, что в парке можно провести неделю, но нам вполне хватило и дня — в силу однообразия рельефа. Первые пейзажи вызывали восторг, дальше — просто интерес. После нескольких часов великолепные виды на горы-колонны приедаются.
Вдобавок утомляют толпы: ни в одном туристическом месте на нашем маршруте не было столько людей. Приятнее всего оказалось прогуляться вдоль ручья Цзиньбянси, который протекает у подножия скал: там было прохладно, умиротворенно и малолюдно. Любоваться скалами снизу нам понравилось больше, чем со смотровых.
В парке попадаются кафе. В одном мы взяли мороженое в стакане из крупного стебля бамбука, в другом — мелкую жареную рыбу.
Еще на выходе зашли в павильон, где можно увидеть два детальных макета нацпарка. Первый расположен на постаменте в центре, второй — под стеклянным полом. Они позволяют прикинуть размах Чжанцзяцзе и наметить, в какую его часть отправиться.
Жилье
Обычно для поиска жилья за границей я использую «Букинг» , но в Китае он выдавал мало вариантов, при этом с неинтересным сочетанием цены и качества. Так что мы бронировали на Trip.com. Как выяснилось, в Китае можно найти недорогие и приятные отели даже в самых раскрученных туристических локациях — ни один нас не разочаровал.
Trip.com похож на «Букинг», Путешествия в Т-Банке, «Островок» и другие подобные сервисы: в карточке отеля есть подробная информация, рейтинг, фото, отзывы. Оплатить можно российскими картами «Мир» и UnionPay. Сервис замораживает на карте полную стоимость даже в случае варианта с бесплатной отменой. После проживания начисляют трипкоины — бонусы, которые можно потратить на следующие бронирования.
При подборе жилья советую внимательно читать раздел «Правила объекта размещения»: там написано, принимает ли гостиница иностранцев. Не у всех есть эта лицензия.
В Сиане в Yiyi Time Hotel у нас был номер площадью 30 м² со свежим ремонтом, огромным проектором и умным голосовым ассистентом для управления электроникой. Гостиница находится в историческом центре, в пяти минутах ходьбы от Городской стены. За три ночи мы заплатили 13 247 ₽.
В Цзяюйгуане мы остановились в отеле с забавным названием Huili Business Hotel. За трое суток заплатили 3780 ₽ — это самый дешевый вариант в поездке. Несмотря на цену, гостиница чистая, а номер у нас был просторный. Вдобавок она расположена в центре города рядом с большим парком.
Единственный заметный минус — в коридорах иногда чувствовался запах табачного дыма. В целом в Китае во многих отелях разрешают курить в номерах. Мы всегда бронировали варианты для некурящих и с неприятным запахом в номерах не сталкивались.
В Чжанъе мы жили в современном, уютном и чистом Yitel Zhishang Hotel. В стильном лобби всегда стоял вкусный бесплатный чай, еду и напитки в номер доставлял робот, а персонал был вежливым и предупредительным. Yitel Zhishang Hotel находится в сердце города, по соседству — торговая улица с магазинами и ресторанчиками. Три ночи обошлись в 8593 ₽.
В Чжанцзяцзе мы выбрали небольшой семейный отель Luyao Inn, где с первых минут почувствовали себя долгожданными гостями. Он расположен на пешеходной улице, но сотрудник встретил нас у такси и помог с вещами. Еще он угостил чаем, подробно рассказал про режим работы нацпарков, предложил помочь купить билеты, посоветовал недорогие рестораны с вкусной едой и показал, где ближайшие магазины.
Номер был компактным, но чистым и уютным. Персонал ежедневно спрашивал, все ли нам нравится и нет ли дополнительных просьб. За трое суток отдали 4523 ₽. Замечательное место.
Другие отели. В нескольких гостиницах мы останавливались всего на одну ночь — это Railway Hotel у железнодорожного вокзала в Пекине, где мы ночевали по прилете, Hangyuan Business Hotel в Сиане, где мы отдыхали между рейсами, и Jinjiang Inn в Шанхае — его мы использовали при длительной пересадке перед возвращением в Россию. Номера были чистыми и комфортными, сотрудники — вежливыми. Стоимость — от 1700 до 4600 ₽ за ночь.
Транспорт
Самолеты. Билеты на внутренние перелеты по Китаю я покупал в российских онлайн-агентствах: «Купибилет», City.Travel и Clickavia. Выбирал по цене и удобному времени вылета и прилета. Так, билеты Сиань — Цзяюйгуань обошлись в 31 800 ₽, из Ланьчжоу в Чжанцзяцзе — в 25 100 ₽, из Чжанцзяцзе в Пекин через Сиань — в 61 600 ₽. Цену указываю на двоих с учетом багажа.
Все рейсы прошли по расписанию и без проблем. Даже на коротких перелетах предлагали закуски: мне запомнился гамбургер с рисом вместо булочки — непривычно, но вкусно. Порадовал заботливый сервис — например, при раздаче еды бортпроводницы не будили спящих, а оставляли на спинке кресла наклейку примерно с таким содержанием: «Мы не стали вас будить, как проснетесь — позовите бортпроводника, и он принесет вам еду».
Поезда. Между несколькими городами на маршруте, на мой взгляд, удобнее перемещаться на поезде. Мы воспользовались железными дорогами на трех отрезках: Пекин — Сиань, Цзяюйгуань — Чжанъе и Чжанъе — Ланьчжоу.
Я не рискнул брать билеты непосредственно перед посадкой: опасался, что не останется свободных мест. Расписание можно посмотреть на сайте Китайских железных дорог, но для оплаты там нужна китайская банковская карта. Поэтому я обратился к агентствам 12Go Asia и China Highlights: за два месяца до путешествия забронировал нужные билеты при помощи иностранной карты.
Сначала на электронную почту приходили только квитанции, а ваучеры присылали за 30 дней до отправления. Их мы потом меняли на билеты в кассе на вокзале. На это уходило минимум полчаса: нужно было стоять в очереди. Для иностранцев предусмотрен отдельный турникет с паспортным контролем перед выходом на платформу.
Сами вокзалы мне понравились. Там есть навигация на английском языке, а если возникали вопросы, мы обращались к сотрудникам: как правило, у них с собой служебные голосовые переводчики, коммуницировать просто.
Между Пекином и Сианем ходит высокоскоростной поезд. Расстояние в 1140 км он преодолевает за четыре часа и 20 минут. Два билета обошлись нам в 13 600 ₽. Цена и временные затраты сопоставимы с авиарейсом, но поезд приезжает прямо в центр Сианя — это удобно: не надо добираться в аэропорт и затем из него. Поезд чистый и тихий. Мне напомнил российский «Сапсан». На отдельных участках он разгонялся до 320 км/ч.
Из Цзяюйгуаня в Чжанъе мы ехали на обычном поезде, похожем на российскую электричку. На дорогу ушло около двух часов, билеты стоили 17,5 € (1945 ₽) с человека.
Переезд Чжанъе — Ланьчжоу был ночным. Я купил билеты в мягкий вагон — 74 € (8227 ₽) за двоих, — который выглядел как купейный у нас, только туалеты поскромнее и не очень чистые. Путь занял семь часов. Этот рейс, как и предыдущие, прошел по расписанию.
Метро мы пользовались в Пекине, Шанхае и Сиане. В мегаполисах Китая это комфортный и недорогой транспорт, но его лучше избегать утром и вечером в часы пик. Однажды мы спустились в метро Сианя около 18:30 — потоки людей просто ошеломляли.
Нам попадались только современные поезда, оснащенные малошумными вагонами. Было ощущение, что я в Японии или Южной Корее.
Ориентироваться в подземке помогает приложение MetroMan, о котором я уже писал. Билеты покупают в автомате на станции или у кассира. Автоматы могут принимать только мелкие купюры, а кассиры присутствуют не на всех станциях. Но при наличии Alipay проблем не будет: в любом автомате билеты можно оплатить по QR-коду. В среднем поездка продолжительностью 20—30 минут стоила 6—8 ¥ (87—116 ₽) с человека.
Маглев — поезд на магнитной подушке — в Шанхае соединяет станцию метро Longyang Road и аэропорт Пудун. 30 км он пролетает за восемь минут.
Когда мы ехали в аэропорт, маглев разогнался до 300 км/ч. В середине дня в вагоне не было никого, кроме нас. Билет стоил 50 ¥ (729 ₽) с человека.
Такси. В основном мы использовали DiDi — аналог «Яндекс Go», встроенный в приложение Alipay . Водители всегда приезжали в ту точку, которую я указывал. Ни разу не пришлось их искать. Автомобили были новые и все — китайского производства. Таксисты вежливые и помогали с багажом.
DiDi очень порадовало ценой: поездки обходились примерно вдвое дешевле, чем в Петербурге. Например, в Сиане, Чжанъе и Цзяюйгуане поездки продолжительностью 10—15 минут стоили 8—15 ¥ (116—218 ₽). А за часовую поездку с железнодорожного вокзала в аэропорт Ланьчжоу я заплатил 182 ¥ (2654 ₽). При этом такси в Шанхае было дороже на 40—50%.
Несколько раз мы ловили официальное такси со счетчиком. Интересно, что его салон оборудован камерами. В дневное время оно дороже DiDi на 10—15%, ночью — на 40—50%. Водители всегда машинально включали счетчик при посадке и не пытались обмануть.
Трансфер нам пригодился, когда мы собирались исследовать Радужные горы и Ледниковую долину в Чжанъе. Мы решили, что оптимальный вариант — заказать машину с водителем на весь день. Обратились на ресепшен отеля с просьбой посоветовать знакомого водителя с комфортабельным автомобилем. Нам нашли машину за десять минут, и еще столько же мы договаривались о цене: сошлись на 350 ¥ (5104 ₽) за доставку к достопримечательностям, перемещение между ними, ожидание, заезд на обед и возврат в отель.
На следующее утро в 10:00 за нами приехал электромобиль марки BYD. Никаких проблем не возникло — мы пользовались услугами этого водителя два дня.
Еда и напитки
Еда. Когда мы путешествуем по Азии, обычно не готовим дома: в населенных пунктах почти всегда можно найти заведение в шаговой доступности. В Китае ресторанов и кафе в городах предостаточно.
В предыдущих поездках по стране, когда в меню не было фото, мы выбирали блюда наугад. И порой ошибались: еда странно выглядела, пахла и была неприятной на вкус. В этот раз так не делали.
Мы преимущественно заказывали любимые блюда китайской кухни. Это, например, жареный рис или лапша с мясом и овощами, свинина в кисло-сладком соусе, курица в арахисовом соусе с овощами, суп с вонтонами , овощи и грибы в различных соусах.
Еще нам нравится хот-пот. Выглядит это так: в центр стола встроена кастрюля, разделенная на две части. В одной кипит острый бульон с приправами, в другой — обычный с овощами и травами. Остальные ингредиенты приносят сырыми, и добавлять их в бульон можно в любых сочетаниях.
В Китае широкий выбор уличной еды — от закусок до полноценных блюд и десертов. В киосках предлагают куриные лапы, свиные копыта, утиные головы. Например, большая порция лапши с мясом в бульоне обойдется в 10—14 ¥ (145—204 ₽).
Тем, кто впервые едет в материковый Китай, может быть тяжело или неудобно есть палочками. Советую взять с собой вилку. Небольшие ложки в китайских кафе найти можно, но вилка нам не встретилась ни разу.
Напитки. Провинция Ганьсу, куда входят Цзяюйгуань и Чжанъе, — это один из винных регионов Китая. Например, там производят ледяное вино .
Вкус показался мне необычным. Напоминает вино с канарского острова Лансароте, виноград для которого выращивают в лунках из вулканического пепла.
Связь
В Китае заблокированы многие зарубежные сайты и сервисы, поэтому перед путешествием я скачал на смартфон приложение для смены IP-адреса. Чтобы пользоваться в поездке мобильным интернетом, с помощью Telwel установил виртуальную сим-карту — за пакет 10 Гб заплатил 26,9 € (2990 ₽). Об этом сервисе я уже рассказывал в статье про круиз по Персидскому заливу. Я вновь остался им доволен: интернет был быстрым и стабильным.
Еще обнаружил интересную особенность: заблокированные в Китае мессенджеры и сервисы работали при включении мобильного интернета. А вот при использовании вайфая приходилось менять IP-адрес на иностранный.
Погода
В первой половине мая в центральной и северной части Китая мы застали полноценное лето, сухое и солнечное. Средняя температура днем составляла +24…27 °C.
В Цзяюйгуане оказалось жарче всего — до +30…32 °C. В Чжанъе из-за близости к горным районам стояла прохладная погода. При +21…22 °C мы с комфортом исследовали природные достопримечательности.
Безопасность
Я посетил 68 стран. В Китае чувствовал себя спокойно и безопасно — как в России.
Возможность оценить уровень преступности представилась уже на второй день путешествия. В центре Сианя мы наблюдали, как неподалеку фотографировались несколько китаянок. Метрах в десяти от них стояли сумочки, и, хотя оттуда выглядывали кошельки, девушки, кажется, совершенно не беспокоились. И действительно: никто из прохожих не обращал внимания на чужие вещи, оставленные без присмотра. Позже мы регулярно сталкивались с подобным и поняли, что это в порядке вещей.
Нас ни разу не пытались обмануть. В кафе, магазинах и на рынках не завышали цену. А, например, в час ночи на железнодорожном вокзале в Чжанъе таксист предложил ровно ту сумму, которую называл и местным.
Бездомные либо агрессивные люди нам не попадались. Мыслей о потенциальной опасности не возникало даже в плотной толпе или поздним вечером на темной улице. При этом полицейских за две недели я видел всего пару раз.
Другие особенности Китая
Язык. Английский язык в Китае не распространен. По моему опыту, сотрудники отелей, таксисты, официанты и продавцы в магазинах в лучшем случае знают несколько слов на английском. На хорошем уровне им владеют, как правило, только работники турсферы и гиды в популярных туристических местах.
Рекомендую загрузить приложения-переводчики. Для разовых вопросов, на мой взгляд, отлично подходит «Гугл-переводчик» . Выбирать в нем следует китайский традиционный язык, а не упрощенный.
Для регулярной переписки с персоналом гостиниц и водителями-гидами я установил WeChat: в нем есть встроенный моментальный перевод. Само наличие прослойки в виде приложения между нами и собеседником не ухудшало коммуникацию, но немного ее удлиняло.
Чтобы разбирать иероглифы в меню, на ценниках, плакатах и другую текстовую информацию, можно использовать в режиме камеры тот же «Гугл-переводчик» или «Яндекс Переводчик» . Я установил «Фото-переводчик». Он платный: 399 ₽ за неделю или 2950 ₽ в год. В Т—Ж есть отдельная статья, как пополнить счет в Apple ID. Фразы он переводил неплохо, но порой возникали курьезы.
Документы. В Китае советую всегда иметь при себе загранпаспорт или фото главного разворота. Оригинал понадобится на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. А для покупки билетов в музеи и национальные парки будет достаточно фото.
Праздники. Планируйте поездку так, чтобы она не совпала с китайскими государственными праздниками: в этот период вся страна приходит в движение, в кассах — гигантские очереди, в популярных местах — огромные толпы, а цены на отели и перелеты подскакивают в несколько раз.
Сувениры
Из Китая везут наборы для маджонга, специи, палочки для еды и другие сувениры. В целом там можно приобрести едва ли не что угодно и часто по выгодной цене. Но в путешествиях мы обычно не совершаем спонтанных покупок, а необходимости в дополнительной электронике и каких-то других потребительских товарах у нас не было.
Друзьям и близким из путешествий по миру мы предпочитаем привозить местную еду и напитки: я считаю, что с помощью вкуса можно передать частичку ярких впечатлений от страны. Поэтому в качестве сувениров мы захватили из Китая ледяное вино и чай, а детям — разные сладости.
Итоги
Китай сейчас — это как Западная Европа 20 лет назад: чистые улицы, отличная транспортная система, высокий уровень безопасности, современные общественные пространства, великолепные нацпарки и другие достопримечательности. А благодаря массовому использованию электромобилей китайские мегаполисы стали значительно тише, чем раньше. Такое ощущение, что страна взяла лучшее от капитализма и социализма.
Наше путешествие получилось очень насыщенным, но при этом мы не посетили и десятой части того, что может предложить Китай. Если бы в этой поездке я оценивал вкусы, ощущения, впечатления и достопримечательности, например, по 10-балльной шкале, каждый пункт получил бы высшую оценку: Китай смог меня поразить.
Траты в Китае за 14 дней на двоих в 2024 году — 446 470 ₽
Билеты на самолеты и поезда | 238 600 ₽ |
Еда, такси, сувениры и разные мелочи | 117 000 ₽ |
Жилье | 42 700 ₽ |
Достопримечательности | 35 570 ₽ |
Визы | 12 600 ₽ |
Траты в Китае за 14 дней на двоих в 2024 году — 446 470 ₽
Билеты на самолеты и поезда | 238 600 ₽ |
Еда, такси, сувениры и разные мелочи | 117 000 ₽ |
Жилье | 42 700 ₽ |
Достопримечательности | 35 570 ₽ |
Визы | 12 600 ₽ |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan