«Сто лет тому вперед»: стоит ли смотреть новый блокбастер о приключениях Алисы Селезневой
18 апреля в российский прокат выйдет «Сто лет тому вперед» — российский блокбастер по мотивам произведений советского писателя Кира Булычева.
На повестях фантаста о девочке Алисе Селезневой из далекого будущего выросло не одно поколение детей. Истории из книжного цикла «Приключения Алисы» экранизировали и раньше — например, в мини-сериале «Гостья из будущего» и мультсериале «Тайна третьей планеты».
Рассказываем, какой вышла новая адаптация работ Булычева — и стоит ли ее смотреть.
Что за «Сто лет тому вперед»
Дата премьеры: 18 апреля 2024 года
Страны производства: Россия
Режиссер: Александр Андрющенко
Сценаристы: Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Александр Петров, Юра Борисов
Жанры: фантастика, приключения
Фильм, похожий на «Сто лет тому вперед»: «Стражи галактики»
Продолжительность: 2 часа 22 минуты
🪐 Авторы осовременивают книжные миры Булычева
Старшеклассник Коля Герасимов из 2024 года учится в хорошей московской школе. Он влюблен в одноклассницу Алтухину и дружит с киберспортсменом Ефимом. Музыка, соцсети и игры для парня — естественная часть жизни. Во время очередной «катки» его товарищ Фима вдруг выходит на контакт с межгалактическим курьером, который случайно подбирается к Земле слишком близко.
Вскоре излишне любопытный Коля находит в кабинете странной учительницы по физике артефакт и переносится в ту же самую Москву — но уже на сто лет вперед. Там он встречает Алису, девочку с розовыми волосами, тягой к приключениям, саркастичным роботом Вертером и семейной травмой.
Ее мать Кира Селезнева боролась с устрашающим лидером космических пиратов Глотом и исчезла. Злодеи все-таки были повержены, но не навсегда. Другой пират Весельчак У вновь освобождает Глота, чтобы вместе забрать у Коли тот самый артефакт и поработить вселенную.
Ценить и любить отечественную фантастику может аудитория любых возрастов. Но все же читателями книг Кира Булычева об Алисе Селезневой изначально были советские дети и подростки — поэтому приключения школьницы по разным планетам и временам сегодня могут показаться наивными. Создатели картины «Сто лет тому вперед» явно нацелились на молодую аудиторию, поэтому осовременили историю.
Сделать подростковый фильм и не выглядеть как человек из мема «йоу-йоу! сноубординг! дискета!» довольно сложно. Социальные сети развиваются быстро — российские сценаристы точно не успевают за трендами в «Тиктоке» и вряд ли станут питчить фильмы про «скибиди-туалеты». И все-таки у команды сценариста Андрея Золотарева получилось подобраться к молодым зрителям максимально близко. Да и старшие поколения, вероятно, обиженными из кинотеатров не уйдут.
Сценарист Андрей Золотарев адаптировал именно книгу «Сто лет тому вперед». Но в его картину пробрались персонажи из других экранизаций: мини-сериала «Гостья из будущего» и даже мультфильма «Тайны третьей планеты». Злодейского пирата Крыса смешали с антропоморфным Глотом с планеты Катрук, а в доме Алисы живет робот Вертер.
Но и этих персонажей осовременили: Глот теперь внешне и по характеру напоминает то ли Фейд-Рауту Харконнена из «Дюны», то ли злодея из фильма «Тор: Любовь и Гром». В его образе даже есть религиозно-сектантские мотивы. А красавчика-биоробота Вертера из мини-сериала 1980-х заменили на симпатичного летающего робота с голосом Федора Бондарчука.
📕 Сюжет понятен и без знакомства с первоисточником
Читать книги Булычева перед просмотром совершенно необязательно. Порог вхождения у фильма довольно низкий: здесь все объясняется либо самими героями, либо Вертером.
Да и сюжет детской книги значительно изменился. Прибор для чтения мыслей стал «космеоном» — мощным артефактом, позволяющим перемещаться туда-обратно в пределах ста лет. Благодаря этому в фильме довольно много путешествий во времени и связанных с этим обманных маневров. Одно действие в прошлом может изменить будущее и сделать мир Алисы совсем другим.
Разобраться во всех концептах в рамках картины сложновато, если вы не фанат условного «Доктора Кто». Помогает разрушение четвертой стены. Коля Герасимов частенько обращается к камере и объясняет происходящее своими словами, как какой-нибудь Дэдпул. Иногда это даже излишне упрощает события — но стоит сделать скидку на маленьких или просто не очень знакомых с жанром зрителей.
🥳 У фильма яркий стиль и безобидный легкий юмор
Звезда фильма — Александр Петров в роли Весельчака У. Он оттеняет все самые пафосные моменты фильма, забавно флиртует с Кирой Селезневой, перешучивается с остальными героями и хохочет над каждой своей неудачей. Сильного антигероя или интересного злодея лучше не ждать — это просто забавный яркий трикстер .
Остальные герои тоже приятные и умеренно смешные. Школьники из 2024 года ведут себя как вполне обычные подростки — постоянно перешучиваются и комментируют ужасные события не иначе как «треш». Обе Селезневых, младшая и старшая, берут на себя более мрачные и вдумчивые моменты фильма.
Сочетание юмора, экшена и драмы — формула, которую давно отточили и уже успели исчерпать создатели зарубежных блокбастеров. В российском кино подобных фильмов пока не так много, и режиссеры еще не успели утомить зрителей знакомой структурой. Так что с миром Булычева и российскими актерами это смотрится хорошо.
🥱 Главная проблема — все это мы уже видели
Большой минус фильма очевиден уже после просмотра трейлера: ждать мир Булычева из нашего детства смысла нет. Уникальный стиль мини-сериала из 80-х остался в прошлом. Никаких блондинов в серебряных костюмах, забавных щекастых злодеев и космических панелей с кучей пластиковых кнопок — они были упразднены вместе с пионерами.
Решение окончательно осовременить историю вполне объяснимо. Уютный советский ретрофутуризм сейчас может не выглядеть убедительно ни для детей, ни для взрослых. Многие смотрели экранизации Булычева уже в 21 веке и заметили устаревание не только в стиле, но и в плане некоторых ценностей. В образах злодеев легко усмотреть отсылки к белым офицерам, а будущее подозрительно напоминает идеальный коммунистический строй.
Авторы нового «Сто лет тому вперед» тоже наполнили фильм отсылками, но уже другого толка. Подростки любят поп-культуру, причем в основном зарубежную. Поэтому Алиса Селезнева и ее друзья существуют в причудливом миксе из всего фантастического иностранного кино.
Не нужно стараться, чтобы заметить многочисленные заимствования. Викторию Исакову и Константина Хабенского в белоснежных халатах легко принять за джедаев. А сцены боя позаимствованы то ли из тех же «Звездных войн», то ли из кино о шаолиньских монахах. Да и персонаж Юры Борисова использует Силу не хуже Дарта Вейдера и общается с «бейглом со всем» из «Все везде и сразу».
К счастью, все эти элементы используются уместно. Космическому пирату Весельчаку У вполне естественно носить аляпистую одежду и серьгу. Город будущего напоминает мем «Мир, если…», зато визуально его не спутать с видами прошлого.
Даже визуальное сходство со «Звездными войнами» объяснить достаточно легко: герои «Сто лет тому вперед» уже видели фильмы Джорджа Лукаса. После вхождения в Звездную федерацию жители Земли — фанаты кино, комиксов и видеоигр вроде Ефима — получили возможность построить новый мир. А кто из нас не захотел бы сделать свою жизнь похожей на любимую вселенную?
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult