Стоит ли смотреть «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» — за и против
Режиссер «Зловещих мертвецов» и старого «Человека-паука» Сэм Рэйми вернулся к супергероике. Его фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» уже вышел в западных онлайн-кинотеатрах.
По сюжету маг и защитник Земли Доктор Стрэндж отправляется в путешествие по мультивселенной вместе с молодой супергероиней Америкой Чавес в исполнении Сочил Гомес. Девочка способна открывать порталы в параллельные реальности, но не умеет контролировать свои силы. За ней охотится Алая Ведьма — бывшая супергероиня, перешедшая на сторону зла в попытках вернуть себе потерянных детей.
Рассказываем, стоит ли в этой конкретной мультивселенной тратить время на сиквел «Доктора Стрэнджа».
😧 За: фильм постоянно удивляет визуальными решениями
Кино Marvel часто выглядит так, будто его снимают с помощью нейросети. Из картины в картину кочуют одинаковые планы, цветовая гамма и очень похожие визуальные приемы. В этом смысле новый «Доктор Стрэндж» — уверенный шаг вперед. Фильм не похож ни на своих коллег по киновселенной, ни на другие супергеройские блокбастеры последних лет.
Ничего удивительного, ведь за режиссерским креслом — Сэм Рэйми, постановщик «Зловещих мертвецов» и «Человека-паука» с Тоби Магуайром. Вместе со своим опытом в супергероике он привнес и любимые приемы из эксплуатационного кино: дикие наезды камеры, съемку от первого лица, резкий монтаж и выразительные «голландские углы».
👻 За: новый «Доктор Стрэндж» — неожиданно жуткое кино
Сэм Рэйми сохранил мрачное чувство юмора и любовь к хоррору. Второго «Доктора Стрэнджа» не назвать полноценным фильмом ужасов, но это точно самый жуткий фильм в линейке Marvel. Отдельные эпизоды сняты в духе все тех же «Зловещих мертвецов».
Здесь и пугающие призраки проклятых душ, и ожившие трупы с облезшей кожей, а сцены убийств выглядят неожиданно бескомпромиссными. Второстепенных героев крошат на части, рубят пополам и сжигают заживо.
Во втором «Человеке-пауке» была сцена, где Доктор Осьминог уничтожает целую команду врачей. Добродушный кинокомикс на пять минут превращается в жестокий хоррор. В «Стрэндже» подобных эпизодов сразу несколько.
При этом фильм частично пересняли по просьбе продюсеров Marvel. Вероятно, театральная версия «Стрэнджа» — лишь отголосок того, что Рэйми снял изначально. В таком случае любопытно было бы увидеть оригинальный вариант и сравнить с итоговым. Вдруг из финальной версии вырезали парочку еще более пугающих сцен.
📝 Против: сюжет не так интересен, как все остальное
Если бы в комплекте с режиссерским мастерством Рэйми шел еще и хорошо написанный сценарий, то «Стрэндж» наверняка бы стал лучшим фильмом киновселенной. К сожалению, содержание тут явно не соответствует исполнению.
Приключения Стрэнджа и его юной напарницы Америки Чавес порой кажутся форсированными. Персонажи постоянно оказываются в нужном месте в нужное время. И хотя у фильма есть этому остроумное объяснение, зрителей может смутить излишняя удачливость героев.
К тому же новый «Доктор Стрэндж» — фильм не для тех, кого в Marvel интересует глобальный сюжет. По ощущениям, картина не повлияет на развитие киновселенной в целом. Она, как и первый «Стрэндж», скорее находится на обочине.
😈 За: Алая Ведьма — отличная злодейка
На мрачную атмосферу фильма работает и главная злодейка — Ванда Максимофф, она же Алая Ведьма. По марвеловским канонам казалось, что участница «Мстителей» уж точно не сможет стать полноценным антагонистом — то и дело ждешь, что она вот-вот образумится и объединится со Стрэнджем в борьбе с более могущественным врагом. Так было, скажем, в сериале «Ванда/Вижн», где Максимофф под конец перестала колебаться и все же заняла сторону добра.
Но Сэм Рэйми не идет на компромиссы. Ванда — стопроцентная злодейка, причем одна из самых кошмарных в киновселенной Marvel. Хромающая Элизабет Олсен с перекошенным от злости лицом и кровавой полосой на лице напоминает одновременно главную героиню «Кэрри» и Джека Николсона из «Сияния». Она — стихия, оживший импульс. Герой, доведенный до крайности в силу обстоятельств.
🎓 Против: нужно разбираться в киновселенной Marvel
Пожалуй, главная беда нового «Доктора Стрэнджа» заключается в творческом парадоксе. С одной стороны, фильм игнорирует основной сюжет киновселенной. С другой, некоторые конфликты и сюжеты внутри «Стрэнджа» трудно понять, если вы не следили за развитием франшизы.
Зачем Алой Ведьме так нужны ее дети и почему ради них она готова пойти на убийство? За разъяснениями нужно обратиться к сериалу «Ванда/Вижн». Почему Стрэндж мучится из-за выбора, совершенного во время войны с Таносом? Ответы в двух последних частях «Мстителей».
Сэм Рэйми снял самобытное кино, но не обрубил связи с остальными картинами Marvel. В теории «Доктором Стрэнджем» можно насладиться и без вспомогательного контекста, но в таком случае вы, скорее всего, упустите важные нюансы или полезете в Гугл во время просмотра.
🧠 За: «Доктор Стрэндж» поднимает нетипичные для Marvel темы
Кроме внешнего конфликта с Алой Ведьмой обнаруживается и конфликт внутренний. Герой спас мир от Таноса и понял, что звездный статус не дарит никакого счастья. Ему некогда выяснять отношения с любимой девушкой. Стрэндж все сильнее выпадает из обычной жизни: он полагает, что, возможно, лучше было бы остаться рядовым хирургом и выкинуть магию из головы.
Линии Стрэнджа и Алой Ведьмы — это истории о людях, которые не могут отпустить прошлое и смириться с тем, что жизнь близких идет дальше вне зависимости от участия героев. Фильм не слишком изящно справляется с осмыслением отчужденности, но зрителям все равно есть над чем поразмыслить.