Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?

52
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вы правы: кроме ручной клади некоторые вещи пассажиры российских авиакомпаний могут брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но, к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.

Что авиакомпания обязана провозить бесплатно

Бесплатно пассажиры российских авиакомпаний могут провозить:

  1. Рюкзак, дамскую сумку или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Для дамской сумки и портфеля ограничений нет.
  2. Букет цветов.
  3. Верхнюю одежду.
  4. Детское питание для ребенка на время полета.
  5. Костюм в портпледе.
  6. Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еду, приготовленную на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
  7. Детскую люльку, коляску, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
  8. Складное кресло-коляску, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир.
  9. Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.

Предметы из пунктов 7 и 8 должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.

Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.

По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.

Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.

«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее
Правила на сайте авиакомпании S7 — перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно
Правила на сайте авиакомпании S7 — перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно
Авиакомпания «Россия» представила правила с инфографикой
Авиакомпания «Россия» представила правила с инфографикой

Что разрешает провозить «Победа»

В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.

Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.

Но суд отказал компании в иске, поэтому сейчас «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:

  1. габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет. Но все они должны свободно помещаться в калибратор. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость;
  2. альтернативные правила провоза ручной клади разрешают взять в салон одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. Но «Победа» установила требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Раньше размер сумки или портфеля ограничивали 36 × 30 × 23 см. Но с января 2023 года авиакомпания по предписанию Ространснадзора удалила эти ограничения. При этом в правилах на сайте есть сноска о том, что провозить можно только малогабаритные вещи. В пресс-службе перевозчика Т⁠—⁠Ж сообщили, что сумку или портфель все равно могут попросить поместить в калибратор.

Что говорят суды о провозе ручной клади

Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.

  • Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании «Ямал» компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела взять его в салон и чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что можно взять в салон что-то одно: либо рюкзак, либо ноутбук.

  • Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда — 600 000 ₽.
  • Суд сказал, что авиакомпания нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 ₽: 3000 ₽ компенсации морального вреда и 1500 ₽ штрафа, который взыскали с перевозчика.
  • А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели домой из Москвы и хотели взять в салон рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82. Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.

  • Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки отказались, из-за чего не попали на рейс.
  • В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 ₽. Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно предложили сдать ручную кладь в багаж и оплатить его. В исковых требованиях омичкам отказали.
  • Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой как ручную кладь коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.

Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж

Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж вещи, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.

  • Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.

  • Сотрудники авиакомпании не предоставили пассажиру другую коляску на время починки сломанной, и ему пришлось купить новую. В результате мужчине пришлось везти с собой две коляски — поломанную и рабочую. Но обе они не влезали в забронированный заранее автомобиль. Пришлось арендовать другой — более дорогой.
  • Мужчина потребовал, чтобы перевозчик компенсировал расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании в пользу истца взыскали стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя. Апелляция оставила решение суда первой инстанции в силе.

Чаще всего пассажиры подчиняются даже неправомерным требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так поступают единицы: слишком малы суммы, которые можно взыскать, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.

Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 ₽. Через суд клиент может вернуть 2000 ₽ и еще примерно 2000—4000 ₽ сверху. В эту сумму входят 1000—3000 ₽ компенсации морального вреда и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от присужденной суммы, в нашем примере — до 2500 ₽.

  • Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 ₽.

  • Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 ₽, заплатили штраф и 5000 ₽ компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 ₽, заплатить 2000 ₽ компенсации морального вреда и 1000 ₽ штрафа.

Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.

Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.


Анастасия КорниловаПопадали в ситуацию, когда ручная кладь не подходила по размерам для перевозки? Поделитесь опытом:
  • Елизавета ВертДа, победа может придраться. Например, если в ручной клади большинства авиакомпаний в норму может вписаться указанный стандарт, победа заставит брать ноутбук в руки и считать сумку ноутбука за отдельную кладь. В этом случае рекомендую либо приложить габариты кейса к основной сумке, либо ссылаться на единые принятые нормы.1
  • Юлия БреховаЗачем спрашивать читателей, когда достаточно прочитать на официальном сайте.15
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Не беру слона в салон никогда и проблем нет :) У меня в ручную кладь всегда рюкзак Xiaomi который и вместительный и прочный и можно утромбовать в калибратор.6
  • Dinara Yavorski«Победа» — это летающие маршрутки с качеством сервиса как у наземных. Пора бы уже привыкнуть. Мне противны нелояльность и крохоборство этой компании, поэтому летаю я с ней только за границей, когда билет действительно дешёвый. По теме: у меня огромный ноутбук, и он может не поместиться в стандартный эконом-калибратор, мешая рюкзаку сложиться, и дает перевес. Обычно авиакомпании не заставляют класть сумку в калибратор, и проблем не возникает. Но если вдруг сотруднику на стойке ударяет в голову понятно какая субстанция, я отдаю ноутбук провожающему, регистрируюсь и запихиваю ноутбук обратно в сумку.8
  • Cat LadyЮлия, я тоже недоумевала по этому поводу, но тут можно почитать кулстори, как люди судятся с а/к. Ну и в комментах тоже вское интересное может случиться11
  • Александра ФокинаНе попадала, но была свидетелем, когда сотрудники докапывались до пассажиров с рюкзаками, было это до 2018 года. После этого единственного перелета летаю исключительно не ею. Было обидно, что побоялась и не взяла сумку Demix т к формально в габариты не вмешалась, но в очереди на посадку увидела такую же у другого пассажира. S7 довольно лоялен к ручной клади как ютейр. Жаль, что у них теперь базовый билет без багажа платный(1
  • ЭвереттЛетела из Стамбула с этой "чудесной" компанией. Небольшой рюкзак и дамская сумочка размером чуть больше кошелька. При регистрации положила рюкзак в калибратор, спокойно получила посадочный талон. В дьютике купила бутылку шампанского. За полчаса до вылета прибежали местные сотрудники "Победы", подняли всех пассажиров, выставили из зала, выстроили в две очереди и заставили по новой складывать вещи в калибратор. Эмоции очереди можно себе представить) Пассажиры с других рейсов смотрели на нас с сочувствием и недоумением. Меня заставили складывать в калибратор помимо рюкзака сумочку и дьютифришный пакет (упаковка, чек, все на месте). Первый раз с таким сталкиваюсь. Компания молодых людей с большим количеством покупок из дьютика громко возмущалась, но сотрудникам абсолютно наплевать на все. По-русски они не говорят, по-английски говорят слабо. В итоге мы вылетели на полчаса позже. Я понимаю, что "Победа" лоукостер и не ожидаю великолепного сервиса и повышенного комфорта. Но с каких пор такое неуважение к пассажирам стало нормой? Вопрос, понятно, риторический. Фу так делать, "Победа"!63
  • Вячеслав ПолянскийIvan, нет, по прежнему основной вариант — «суммарные габариты Ручной клади не должны превышать 36x30x27 сантиметров (общий размер всех предметов)». Альтернативно можно взять одну вещь размером 4 х 36 х 30 см плюс сумку, портфель или рюкзак, причем про вес ничего не сказано. Всё с сайта Победы.1
  • Анна Просто АннаДля того, чтоб не было проблем с "Победой" достаточно просто заранее заглянуть к ним на сайт и прочитать их требования к багажу. Всё. Это реально работает. За все перелеты с ними не было ни разу ни одного конфликта, но при этом насмотрелась на людей, которые пытались под видом ручной клади протащить баулы и удивлялись, что их стопили перед посадкой. Да, те же S7 или Аэрофлот лояльнее к ручной клади, но зачастую их билеты и дороже. Так что выбор остаётся за пассажиром: лететь дороже, но комфортнее либо дешевле и потратить 5 минут на гуглеж инфы.29
  • Roman BykovНарод годами стебёт Победу, но упорно продолжает пользоваться её недоуслугами. Может, просто пора оставить их без средств к существованию?28
  • Елена ПамурзинаДа, в прошлом году я впервые не попала чемоданом в калибратор! Видимо, они стали меньше. Пришлось заплатить. Компания SmartAvia, рейс Самара- Санкт-Петербург. Удивило то, что даже если заказываешь дополнительное место багажа меньше чем за сутки, а не на стойке, то все равно платишь по повышенному тарифу. Кстати, вот этот момент с оплатой багажа у стойки в два раза дороже, чем, если бы ты купил его неделей раньше - тоже очень непонятный для меня момент. Говорят, что это штраф. Но я же пассажир, а не преступник: не нашла вовремя на сайте габариты, в билете их не прописали, билеты покупала буквально накануне отъезда, оплатить дополнительный багаж за 1,5 тысячи готова. Но почему-то обязана платить 3 тысячи. За что? Может быть кто-то объяснит такую политику авиакомпаний? Второй момент, связанный с той же поездкой и той же авиакомпанией. Передо мной проходила семья. В калибратор не влез детский пластиковый чемодан всего лишь на размер колесика. И отца заставили сдать этот чемодан в багаж. Отмечу, естественно, по высокому тарифу. И обычно в таком чемодане находятся необходимые в полете вещи: еда, любимые игрушки. Считаю, что компании должны быть гибче в своих требованиях. Хотя соглашусь, что с тех пор, как можно купить билет подешевле из-за ручной клади, в салонах стало тяжелее расположить всех желающих. Это особенно чувствуется во время зимних перелетов15
  • Ярослав МВ этой статье обидная правда про наши суды. Смысла судиться пока мало, хотя и хочется порою привлечь паршивцев к ответу. Когда продавцы и компании предоставляющие услуги начнут боятся потерять реальные деньги из-за судов, тогда и сервис начнет улучшаться. А пока, лучше жить не здесь.10
  • Л ЯEvgeniy, Победа не может формировать свой черный список и отказывать в обслуживании, тк это отдельное нарушение ЗоЗПП8
  • Л ЯDinara, вот я послушаю ваш совет, а потом у гейта меня могут развернуть и я буду как ошпаренный бегать доплачивать засверхнорматив и заново проходить досмотр (7
  • ЭвереттLeonardo, сколько эмоций на пустом месте, по-моему это не я "волосА" рву))) С габаритами у меня никаких проблем не возникло, претензии больше к бестолковому стоянию в очереди и, как следствие, задержке. От лоукостера я хочу просто базового уважения к пассажирам, это много или мало? И да, разговорным английским там и не пахло, сотрудники общались больше жестами.31
  • Андрей ОбрубовАнна, до того, как победа не подала в суд. Проблемы действительно были0
  • Андрей Обрубовтьфунатебя, urban lifestyle?4
  • КсенияАнна, там не 5 минут на бубнёж инфы, а приходится переупаковывать всё. Но это всё неудобно и лучше брать билет с багажом. Но в Победе расстояния между креслами неудобные, поэтому лучше летать обычной авиакомпанией, несмотря на то, что билеты у них дороже, зато всё удобно.2
  • Ксениятьфунатебя, утрАмбовать!0
  • Анна Просто АннаКсения, ключевой посыл - не нравится Победа, летайте другими авиалиниями. Всё просто. А на счёт того, что не 5 минут гуглежа возможно вы правы. Ещё меньше)5
  • SkyCruiserПро удерживающие системы , люльки и тд и тп для детей необходимо добавить, что бортпроводники разрешат ими пользоваться на борту ВС только в следующем случае: «Для использования на борту воздушного судна детского удерживающего устройства (кресло, люлька, переноска), устройство должно иметь маркировку завода-производителя, подтверждающую возможность его использования на воздушном транспорте, такую как: «This restrain is certified for use in motor vehicle and aircraft» / «Approved for aircraft only»/This child restraint system conforms to all applicable Federal Motor Vehicle»/Safety Standards «TSO-C100B/TSO-C100C»)»3
  • Denis PЭверетт, это не лоукостер, а крохобор.17
  • Нина черевикОдела на себя и рассовала по карманам0
  • ДжокондаЕлена, ох, у нас такой же чемодан, который не помещается колёсико в калибратор,но ещё ни разу не пришлось его туда класть1
  • Да, ДинараНет, не попадала. Я просто не летаю говнокомпаниями. Тем более, что их билеты дешевле всего на пару тысяч, а нервы они делают уже на этапе покупки. Исключение — Райанэйр в Европе, где прощаешь все за цену как за плацкарту спб-Москва. Раньше летала Смартавиа, он стал лоукостером. Слишком ценю свой комфорт и время, чтобы играть в калибраторы и давиться в автобусе по дороге к самолету.15
  • ТусянSmartavia. Подарили такой красивый букет роз, что подумалось -возьму, будь что будет. Взяла. Сказали, что он не проходит " по длине ", надо или отломать, или 2200-2500 (доплата- не помню точно). Но рядом был папа, а он был совсем без багажа, и да - можно букет передать ему , потому что у него оплачено 10 кг ( тариф) ручной клади, но поскольку он с пустыми руками - сделайте так (или без букета, или укоротите длину стебля, или доплачивайте). Так букет без отломанных стеблей благополучно прилетел с наклейкой " ручная кладь" и простоял дома в вазе ещё 3 недели! PS это не розы от 1,5 метров. Красивые такие нежные, средней длины.5
  • kuskus kuskusEvgeniy, помнишь, как в старом ыильме: чтоб ты жил на одну зарплату? Так, чтоб ты всю жизнь Победой с 🇮🇱 ми летал🤣2
  • ОдуВАНLeonardo, сколько ни летала из Стамбула победой, никто из работников не говорил на английском. Скорее это смесь английского с турецким.2
  • Сурова КираДавно не летаю "Победой". Считаю, что ее просто не существует. И вообще, нашими лоукостерами стараюсь не летать. И заранее подробно изучаю правила провоза багажа.5
  • AstaЕлена, Smartavia - это пздц и цирк с калибратором. Благо у меня есть рюкзак четко под их калибратор. Но остальным пассажирам всегда сочувствую и помогаю утрамбовывать их небольшие рюкзаки (там реально смешно заикаться о багаже). Надеюсь, что кто-то попробует выиграть у них дело в суде как было с Победой.3
  • Туманный туманДа,, а разве автобусы это атрибут именно лоукостеров?2
  • Туманный туманНина, причем можно демонстративно, если заставят пихать сумку в калибратор на посадке0
  • Туманный туманИсроилжон, проще купить новый по прилету)) расколотят его в багаже0
  • Да, ДинараВетер, заметила, что когда Смартавиа стал лоукостером, реже подавали рукав, а самолет вставал дальше. У Аэрофлота подобного колхоза нет. Даже если автобус, то две штуки. Я тут уже как-то рассказывала, что в пандемию сотрудник аэропорта руками пихал пассажиров в один маленький автобус. Многие, в том числе и я, требовали второй автобус, чтобы была соблюдена дистанция. Так в итоге нам чуть ли не ФСБ пригрозили. Отношение как к скоту.2
  • Эльдар ШилибеевЕсли у вас хотят что-то забрать, требуйте заполнить «акт на хранение». Данный акт позволяет хранить ваши вещи в аэропорту в течение месяца.1
  • Елена ДятлюкЯ придерживаюсь правил авиакомпаний, проблем не было, но победой больше принципиально не летаю из-за голимого эконома - неоткидывающихся кресел, отсутствия элементарного питания, неприветливых стюардесс (чаще всего), а еще платного звонка на номер 8-800, это вообще срам - была у меня надобность уточнить один вопрос у победы, так вот, это уточнение вышло мне почти 2500₽ (списали к корпоративного тарифа) и на сайте я потом нашла эту тарификацию, это треш. Поэтому я, ругая победу, не пользуюсь больше их сомнительными услугами)2
  • Вера УшаковаЗаплатила и сдала в багаж. Но, если это сделать онлайн до регистрации, обойдется в 2раза дешевле0
  • Илья КарпухинAsta, удивительно, но летал Смартавиа раз 5, а может и больше, никто вообще не проверял багаж, люди спокойно чемоданы тащили0
  • Илья КарпухинДа,, Победа, кстати, всегда подаёт два автобуса, если нет телетрапа)0
  • Илья КарпухинАлександра, ютейр тоже ещё тот крохобор порой. Самые беспроблемные, как я понимаю, это S7 и Аэрофлот. Хотя у меня ни со Смартавиа, ни с Нордвиндом, ни с Уральскими проблем ни разу не было. Один раз была стычка с победой, у меня действительно был с собой большой рюкзак, который бы не влез в калибратор, будучи набитым, но забит он был лишь на треть. Но когда я летел из Москвы в Томск, и вещи у меня были аккуратно сложены, проблем не возникло, однако на обратном пути все было комком, и сотрудница на стойке уверяла меня, что он не влезает, а когда он таки влез, крышка немного не закрывалась. Я сказал, чтобы печатала мне талон. Её ответ был примерно таков: ну не платите сейчас, у выхода на посадку заплатите больше. В итоге я до выхода всё нормально уложил и рюкзак спокойно влез))) Но это лишь один случай такой, хотя я даже не вспомню сейчас сколько раз летал победой, там за 20 наверное перевалит..0
  • Вячеслав КлетченкоВсе прекрасно. Но вот вопрос к тем, кто летает часто. Если ручная кладь - рюкзак, то можно ли взять еще поверх всего мужской клатч? Вот реально непонятно… Женщинам можно сумочку поверх ручной клади, по идее, и мужчинам такой клатч можно? Или нет?0
  • Евгений КарпельМне кажется, что ситуацию исправит, если в законодательстве будет записано, что штрафы и моральный ущерб взымаются а) с конкретного должностного лица, нарушившего ФАПы, и б) моральный ущерб в сумме не меньшей трёхкратной стоимости перелёта.0