ПРОМО
Это не магия, а бесплатная кредитка

Могут ли снять с рейса, если ручная кладь больше нормы?

Прочитал в новостях, что одна из обслуживающих компаний крупного российского аэропорта предложила снимать с рейса пассажиров, которые пришли на посадку со сверхнормативной ручной кладью. А что об этом говорит закон? Вправе ли авиакомпании так поступать?

Если ручная кладь пассажира по весу или размеру больше нормы, его могут не пустить на рейс. Но только если он отказался сдать ее в багаж и при необходимости доплатить за услугу провоза.

Что говорит закон о превышении габаритов ручной клади

Ручная кладь — это вещи, которые можно безопасно разместить в салоне самолета. Среди них не должно быть ничего запрещенного, например газовых баллончиков или оружия.

Размер и вес ручной клади каждая авиакомпания устанавливает сама. Например, «Аэрофлот» разрешает провезти в салоне чемодан не больше 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. По весу в экономкласс и комфорт можно взять ручную кладь до 10 кг, в бизнес-класс — до 15 кг.

У Nordwind вес ручной клади — до 10 кг. А размер зависит от тарифа. На более дешевых тарифах «Лайт» и «Оптимум» — 40 × 30 × 20 см, на самом дорогом «Премиуме» — 55 × 40 × 20 см. Пассажир, который купил билет по тарифу «Лайт» или «Оптимум», может доплатить, чтобы взять в салон сумку габаритами 55 × 40 × 20 см.

Если ручная кладь не укладывается в нормативы, на стойке регистрации ее попросят сдать в багаж по условиям тарифа. Если услуга не включена в стоимость билета — с доплатой. Обычно в аэропорту платить за провоз багажа дороже, чем если сделать это заранее на сайте авиакомпании.

Кроме того, пассажиры российских перевозчиков вдобавок к ручной клади могут бесплатно брать в салон некоторые вещи. Например, букет цветов, верхнюю одежду или костюм в портпледе. Подробнее об этом я писала в другой статье в Тинькофф Журнале.

Бывают ситуации, когда при регистрации сотрудники не обратили внимания, что габариты ручной клади больше нормы. Или пассажир попытался обмануть систему: спрятал большую сумку, зарегистрировался без нее, а потом пронес ее на посадку.

Если сотрудники у гейта заметили это, они все-таки попросят сдать вещи в багаж. Услуга опять же платная, если багаж не включен в стоимость билета. Еще могут предложить доплатить за ручную кладь большего размера, если по правилам перевозчика это возможно. В обеих ситуациях пассажир вправе требовать, чтобы сначала сотрудники измерили габариты и вес его сумки.

На рейс могут не посадить, только если пассажир откажется сдать в багаж ручную кладь, которая превышает ограничения по габаритам или весу. А еще, если он не хочет оплатить эту услугу.

Авиакомпания не вправе отказать человеку в перелете только потому, что не может принять оплату у гейта, например если там нет портативных кассовых аппаратов. Как поступить, когда не получается принять оплату, каждый перевозчик решает сам.

«Коммерсант» пишет, что в такой ситуации сотрудники авиакомпаний, как правило, позволяют пронести вещи в салон или сдать в багаж без доплаты. И мне не удалось найти информации о случаях, когда пассажира отправляли бы платить за багаж обратно к стойке регистрации. Если вы сталкивались с подобным, поделитесь в комментариях.

Если человек сдает ручную кладь в багаж, какое-то время ее будут оформлять и досматривать. Из-за этого пассажир рискует опоздать на рейс. В законе эта ситуация не урегулирована. Но есть вероятность, что возместить ущерб в суде не получится. Разве только пассажир сможет доказать, что на сайте авиакомпании не было информации о допустимых габаритах ручной клади, поэтому он не знал, что его вещи нельзя будет взять с собой в салон самолета. Или что его ручную кладь не измерили на стойке регистрации.

Что делать, если авиакомпания отказывает пассажиру в перелете из-за большой ручной клади

Если при посадке выяснилось, что ручная кладь больше нормы, но пассажир готов сдать ее в багаж и при необходимости оплатить эту услугу, авиакомпания не вправе отказать ему в перевозке.

Если пассажира все-таки не допускают на рейс, я рекомендую снять процесс общения с диспетчерами на видео. Когда дело дойдет до суда, это поможет подтвердить, что человека не пустили в самолет без законных оснований.

Пассажир может направить досудебную претензию перевозчику по почте — обычной или электронной — или через форму обратной связи на сайте. У авиакомпании есть 30 дней со дня поступления претензии, чтобы ее рассмотреть и ответить заявителю. Если компания проигнорирует письмо или откажется вернуть деньги, пассажир может обратиться в суд.

В суде клиент вправе требовать компенсации убытков — стоимость билетов на рейс, на который его не посадили, или тех, что он купил взамен. А еще — компенсацию морального вреда и штраф за отказ вернуть деньги добровольно — 50% от суммы иска.

Приведу пример из судебной практики. Из Санкт-Петербурга в Ставрополь с пересадкой в Москве летели четверо взрослых и ребенок. Билеты на оба рейса они купили одним бронированием.

До Москвы пассажиры добрались без проблем, а на посадке в Шереметьеве двух членов семьи отказались пускать на борт. Диспетчеры сказали, что ручная кладь превышает норму. Хотя пассажиры только что прилетели в Москву и на предыдущем отрезке пути вопросов к ручной клади не было.

В результате препирательств пассажиры опоздали на рейс. Им пришлось купить новые билеты.

После поездки пострадавшие граждане обратились в суд с иском к авиакомпании. Они потребовали взыскать в пользу пассажира, который купил билеты, стоимость новых билетов и такси до дома — 145 280 Р. А еще — 183 053 Р неустойки, 100 000 Р компенсации морального вреда, 50 000 Р расходов на оплату услуг представителя, 214 166 Р штрафа за отказ исполнить требование добровольно. В пользу еще двух пассажиров потребовали по 100 000 Р компенсации морального вреда и по 50 000 Р расходов на оплату услуг представителя для каждого.

Суд изучил видеозапись, которую представили в качестве доказательства. Он сказал, что на ней видно: никто из сотрудников авиакомпании не предлагал пассажирам сдать вещи в багаж и ничего не предпринял, чтобы урегулировать ситуацию. Авиадиспетчер предложила путешественникам пройти в помещение для измерения и взвешивания багажа только после того, как посадка завершилась. Авиакомпания не представила в суде документы, в которых был бы указан вес или размер ручной клади этих пассажиров.

Поэтому суд решил, что путешественники не нарушили нормы провоза ручной клади. Он взыскал в пользу покупателя 145 280 Р убытков, 80 000 Р неустойки, 80 000 Р штрафа, 25 000 Р компенсации морального вреда, 15 000 Р за оплату услуг представителя. В пользу двух других пассажиров — по 25 000 Р компенсации морального вреда и по 15 000 Р на судебные расходы каждому.

Что в итоге

Если ваша ручная кладь больше нормы, но вы согласны сдать ее в багаж и при необходимости доплатить, представитель авиакомпании не вправе не пустить вас на борт.

Если авиакомпания требует доплатить за перевозку багажа, когда вы уже подошли к гейту, она обязана обеспечить вам возможность это сделать, например через сайт или портативную кассу.

Если вас все-таки отказываются посадить на рейс, снимите на видео, как общаетесь с диспетчерами. Так будет проще доказать в суде, что вас не пустили на борт без законных оснований.


Анастасия Корнилова
Сталкивались с проблемами при посадке на рейс из-за ручной клади? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Вячеслав Дмитриевич

Недавно летал на FlySafair(африканский лоукостер), у меня был билет только с ручной кладью(макс 7кг). По факту с собой был чемодан (в притык по размеру) примерно 10-11 кг, рюкзак с ноутбуком и ещё вещами(около 3-4кг) и лонгборд 32 дюйма. Мы хотели хотя бы для лонгборда обплатить место, но в офисе сказали что могу взять с собой в салон(wtf?) бесплатно.
Выходим на полосу к трапу самолета, меня замечает чел с флажками и махает рукой мол брат нельзя тебе на борт, иди сдай багаж. Куда сдавать когда ты уже у трапа? Всё очень просто, рядом с самолетом стоит чел и клеит бирки на лишние чемодыны и вещи и прям там закидывает в багажный отсек самолета прям как в автобосу. После полета получаешь багаж там же и самое главное всё это бесплатно. Я считаю чудесная компания))

26
Boris Köln
Герой Т—Ж 🏆

Годный лайфхак

Изображение пользователя Boris Köln
18
Lexa Lexa

Ни разу. У каждого перевозчика есть информация в свободном доступе о нормах габаритов ручной клади, в чем проблема ознакомиться с ними заранее - неизвестно.

14
Виталий Гуляев

Lexa, не всегда. В мобильных приложениях или в мобильной версии эта инфа бывает тупо недоступна, или недоступна в простом виде....

0
Elena

Профессионалищм автора статьи потрясает - с какими авидиспетчерами общались "сумчатые " пассажиры? Вот прям таки авиалиспетчер встал из-за пульта, спустился с Вышки или вышел из рабочего зала и пошёл разруливать проблемы с ручной кладью хитровыдуманных паксов? Ограничения по весу и размеру не зря придуманы- багажные полки не резиновые, да и под кресло тоже не все можно запихать. В проходе ваши сумки тоже не должны находиться. А ещё- кто-то тащит с собой сумку и кучу заныканных до регистрации пакетов, расписывать все по багажного полке и сидит с довольным видом. А другим пассажирам даже олну-единственную сумку и куртку некуда деть. Будьте людьми, а не эгоистичная хомяками.
Да, требования к ручной клади есть на сайтах А/К, в приложениях, в аэропортах перед стойками регистраций. Что мешает узнать их заранее?
PS с пассажирами работает СОП - служба организации перевозок.

9
Михалыч

Аэропорт г. Омск, ручная кладь - топорище (ручку для топора), компания Победа, длина превышала на 5 см,остальные размеры намного меньше,диспетчер потребовала доплату 2 тр за превышение габарита, выручил пассажир, поместил в свой рюкзак, маразм полнейший, стыдно за страну

6
kolasola

Ага, какие-то правила и законы)))
В РФ ещё, ну вы шутники.
Лично попадал в ситуацию когда по закону был прав, но меня не пустили на борт. Написал все как надо и сказали ждать, а что в итоге?) НИХ*Я
Авиакомпания "Победа", если что.
Какие ещё законы работают в этой стране? Только законы которые позволяют красть у бедных и среднего класса в пользу богатых и все.

5
Татьяна Леонова

kolasola, один лишь раз воспользовалась услугами недоПобеды примерно в 2015 году. Больше с ними не связываюсь

1
МФ

Однажды летела из Лондона с крошечным рюкзаком, так вот там купила замок велосипедный, дорогущие туфли и платье, на сайте а/к изиджет нет было ничего сказано о том, что в салоне нельзя перевозить цепь😅

На досмотре меня попросили сдать багаж, ну думаю ладно, переложила в мешок от туфель цепь, даю на стойке, а мне в ответ - нельзя, надо чтобы был багаж, а не мешок. Как я рыдала, сдавая незакрывающийся на замок рюкзак, из-за страха потерять туфли😂 но все обошлось, рюкзак первым появился на ленте в Москве с какой-то наклейкой, типа «супербережно».

Там же в Лондоне однажды случился конфуз с количеством перевозимых бутылей с кремами. «Ту мэни ликвидс» было мне сказано в Хитроу и отправили сдавать багаж в безбагажном тарифе. Морально подготовилась дорого за это заплатить, но добрый бритиш эрвейс, просто молча забрали чемодан и сказали, что платить не надо «мэни ликвидс, так мэни ликвидс, Дони вори и все такое». Но тут мой чемодан в Малаге появился вообще последним, спустя час после посадки. Так что еще раз подумаешь заплатить, чтобы первым вышел или ждать и потеть, где же мой багаж😂

4
Марина Дерина

Как то наблюдала, как очень уставшая девушка запихивала огромную сумку в штучку для измерения габаритов ручной клади. На самом деле сумка была пустая практически, ей можно было застегнуть, свернуть и она практически превращалась в косметичку (а так сантиметров 90 точно была). Девушка была ужасно уставшая, злая (может долгий перелёт), девушка, которая её "принимала" - противная, и то над чем можно было посмеяться - реально просто сделать из слона Моську, превратилось в некрасивую сцену. Девушку, кстати, в итоге пропустили как с ручной кладью

3
Михаил Малыхин

Уроды с уральских авиалиний используют эту ситуацию для вымогания денег у кого только можно перед посадкой в самолет. Отзывы можно почитать в интернете. Удивительно что до этой гавиакомпании не добралась прокуратура и следственный комитет

3
Нестеров

Привык летать Аэрофлотом. У меня небольшой чемоданчик 55*40*25 см. Однако на рейсах смартавиа допустимые габариты существенно меньше. Пришлось сдавать в багаж и доплачивать. Причем стоимость багажа оказалась сравнима со стоимостью билета. С тех пор я этой компанией не летаю.

2
Alexandra Orlova

Да, сдала без проблем в багаж, оплатила картой тут же. Уж в аэропорту-то должны быть готовы к этому, а не сразу снимать с рейса

1
Tatiana

О да сталкивалась и все зависит кто стоит на стойке регистрации,я была в шоке от отношения,даже когда я согласилась заплатить багаж эта сволочь которая стояла за стойкой не хотела принимать оплату и изменилась, арала что не пустит меня в самолёт,у меня не было кредитной карты и я бегала по залу и просила заплатить мой багаж и когда один господин согласился взять у меня деньги и расплатиться его кредиткой,она готова была его укусить от злости,я после наверно целую неделю некогда прийти в себя от такого отношения.

1
SS
Герой

ограничения связаны исключительно с размерами и вместительностью полок, в которые эти чемоданы ставятся, одобрять или нет, странный вопрос, будто, если мы этого не одобряем, изменятся их размеры? многие не одобряют запрет ввоза бутылки с водой, и весь этот абсурд в виде "театра безопасности", изменилось ли что-то от этого?

1
Михаил Гусев

Возил в этом году внутренними авиалиниями мотоциклетный шлем, не хотел сдавать его в багаж, чтобы не повредить, а по габаритам он не влезает в ручную кладь. В итоге написал заранее в авиакомпанию, сказали можно взять в салон вместе с ручной кладью. Письмо с этим ответом держал при себе в аэропорту, но никаких вопросов не было ни на одном рейсе.

1
Дмитрий Елистратов

Мой друг вез в тубусе подарочный кий. Длина тубуса превышала допустимую. Рейс с пересадкой. На первый рейс его посадили без проблем. На второй он прошел регистрацию, но на гейте его с тубусом не пропустили в самолёт. Возвращаться на стойку регистрации, чтобы сдать тубус в багаж было поздно, доплату на гейте не принимали. Пришлось договариваться с сотрудниками аэропорта, оставлять им этот весьма недешёвый предмет и потом забирать у них курьерской службой. Очень неприятная история к счастью закончилась хорошо

1
Татьяна Кольцова

Я столкнулась с проблемой из-за ручной клади. Летела в Сочи из Санкт-Петербурга - Уральскими авиалиниями в августе. Перед полетом позвонила в эту компанию и спросила, имеет ли значение чтобы длина была 50 см, ширина 40, а высота 25 см? Мне сказали, что важен общий показатель 115 см, а где что- не важно. Так вот при регистрации, моя сумка не влезла в их калибратор и меня заставили оплатить как багаж, хотя размеры сумки были в общей сумме меньше. Разбираться у меня не было времени и представители компании этим воспользовались. Им наверное премии платят за это! Получается, по телефону одно говорят, а на практике- другое получается.

1
Нестеров

Уральские авиалинии. У меня был вес багажа 11 кг при разрешенном 10 кг. Заставили оплатить доп багаж 23 кг.

1
Kashtanka Aaa

Нестеров, почему просто не вытащили вещей на 1 кг? надели бы на себя, по карманам распихали))

0
Ковалева Людмила

Авиа компания Флай Арыстан. 5 кг ручная кладь. Вытрясли и выбросили все. Яблоки, груши и булочки. Из дамской сумки. Взвешивали вместе с ручной кладью. Осадочек остался.

1
vicka_choo

При мне в Победе отправили оплачивать багаж, в это время два автобуса стояли ждали. Куда отправили правда не видела, но прошло времени прилично, явно не у выхода.

0
Егор

vicka_choo, Вы б ещё Внуково вспомнили. Впрочем Уралы с Кольцово тоже красавцы.

1
Светлана Решетникова

Уральские авиалинии в Калининграде. Победа и рядом не стояла. На регистрации ничего не измеряют и не взвешивают, калибраторов нет, а вот при выходе на посадку... И измеряют, и взвесят, и в калибратор заставят запихнуть. И не дай бог там лишние полсантиметра.
Да, и посадку открывают за 15 минут до вылета, чтоб стрессовый фактор повысить у людей.
А тем, кто не согласен платить штраф, приговаривают: "с каждой минутой проход в эти двери становится дороже" 🤦‍♀️
Первый раз в жизни столкнулась с такой ненавистью к людям. Штраф, кстати, больше, чем стоит сам билет на самолёт

0
SS
Герой

опять непонятные дизы, какие же вы все странные, хоть пишите за что ставите дизы, лол, а то выглядите истеричками

0

Сообщество

Популярное за неделю