Могут ли снять с рейса, если ручная кладь больше нормы?

40
Аватар автора

Евгений

спросил в Сообществе

Прочитал в СМИ, что одна из обслуживающих компаний крупного российского аэропорта предложила снимать с рейса пассажиров, которые пришли на посадку со сверхнормативной ручной кладью. А что об этом говорит закон? Вправе ли авиакомпании так поступать?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если ручная кладь пассажира по весу или размеру больше нормы, его могут не пустить на рейс. Но только если он отказался сдать ее в багаж или доплатить за услугу провоза.

Что говорит закон о превышении габаритов ручной клади

Ручная кладь — это вещи, которые можно безопасно разместить в салоне самолета. Среди них не должно быть ничего запрещенного, например газовых баллончиков или оружия.

Размер и вес ручной клади каждая авиакомпания устанавливает сама. Например, «Аэрофлот» разрешает провезти в салоне чемодан не больше 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. По весу в экономкласс и комфорт можно взять ручную кладь до 10 кг, в бизнес-класс — до 15 кг.

У Nordwind вес ручной клади — до 10 кг. А размер зависит от тарифа. На более дешевых тарифах «Лайт» и «Оптимум» — 40 × 30 × 20 см, на самом дорогом в экономклассе «Премиуме» — 55 × 40 × 20 см. Пассажир, который купил билет по тарифу «Лайт» или «Оптимум», может доплатить, чтобы взять в салон сумку габаритами 55 × 40 × 20 см.

Если ручная кладь не укладывается в нормативы, на стойке регистрации попросят доплатить за превышение габаритов или сдать ее в багаж по условиям тарифа. Если провоз багажа не включен в стоимость билета — с доплатой. Обычно в аэропорту платить за провоз багажа дороже, чем если сделать это заранее на сайте авиакомпании.

Кроме того, пассажиры российских перевозчиков вдобавок к ручной клади могут бесплатно брать в салон некоторые вещи. Например, букет цветов, верхнюю одежду или костюм в портпледе. Подробнее об этом я писала в другой статье в Тинькофф Журнале.

Бывают ситуации, когда при регистрации сотрудники не обратили внимания, что габариты ручной клади больше нормы. Или пассажир попытался обмануть систему: спрятал большую сумку, зарегистрировался без нее, а потом пронес ее на посадку.

Если сотрудники у гейта заметили это, они все-таки попросят сдать вещи в багаж. Услуга опять же платная, если багаж не включен в стоимость билета. Еще могут предложить доплатить за ручную кладь большего размера, если по правилам перевозчика это возможно. В обеих ситуациях пассажир вправе требовать, чтобы сначала сотрудники измерили габариты и вес сумки.

На рейс могут не посадить, только если пассажир откажется сдать в багаж ручную кладь, которая превышает ограничения по габаритам или весу. А еще — если он не хочет оплатить эту услугу.

Авиакомпания не вправе отказать человеку в перелете только потому, что не может принять оплату у гейта, например если там нет портативных кассовых аппаратов.

«Коммерсант» пишет, что в такой ситуации сотрудники авиакомпаний могут разрешить пронести вещи в салон или сдать в багаж без доплаты. На практике иногда путешественников отправляют платить в другую часть аэропорта, но для этого не надо покидать чистую зону — место, где пассажиры находятся после предполетного досмотра, когда проверили ручную кладь.

Если человек сдает ручную кладь в багаж, какое-то время ее будут оформлять и досматривать. Из-за этого пассажир рискует опоздать на рейс. В законе эта ситуация не урегулирована. Но есть вероятность, что возместить ущерб в суде не получится. Разве только пассажир сможет доказать, что на сайте авиакомпании не было информации о допустимых габаритах ручной клади, поэтому он не знал, что его вещи нельзя будет взять с собой в салон самолета. Или что его ручную кладь не измерили на стойке регистрации.

Что делать, если авиакомпания отказывает пассажиру в перелете из-за большой ручной клади

Если при посадке выяснилось, что ручная кладь больше нормы, но пассажир готов сдать ее в багаж и, если нужно, оплатить эту услугу, авиакомпания не вправе отказать ему в перевозке.

Если пассажира все-таки не допускают на рейс, я рекомендую снять общение с сотрудниками авиакомпании или аэропорта на видео. Когда дело дойдет до суда, это поможет подтвердить, что человека не пустили в самолет без законных оснований.

Пассажир может направить досудебную претензию перевозчику по почте — обычной или электронной — или через форму обратной связи на сайте. У авиакомпании есть 30 дней со дня поступления претензии, чтобы ее рассмотреть и ответить заявителю. Если компания проигнорирует письмо или откажется вернуть деньги, пассажир может обратиться в суд.

В суде клиент вправе требовать компенсации убытков — стоимость билетов на рейс, на который его не посадили, или тех, что он купил взамен. А еще — компенсацию морального вреда, штраф за отказ вернуть деньги добровольно, 50% от суммы иска, и неустойку — 3% за каждый день просрочки возврата  . Неустойку считают по формуле: сумма к возврату × 3% × количество дней просрочки. У перевозчика есть 30 дней с момента получения претензии на удовлетворение требований или мотивированный отказ  . По истечении этого периода начинается просрочка.

Приведу пример из судебной практики. Из Санкт-Петербурга в Ставрополь с пересадкой в Москве летели четверо взрослых и ребенок. Билеты на оба рейса они купили одним бронированием.

До Москвы пассажиры добрались без проблем, а на посадке в Шереметьеве двух членов семьи отказались пускать на борт. Сотрудники сказали, что ручная кладь превышает норму. Хотя пассажиры только что прилетели в Москву и на предыдущем отрезке пути вопросов к ручной клади не было.

В результате препирательств пассажиры опоздали на рейс. Им пришлось купить новые билеты.

После поездки пострадавшие граждане обратились в суд с иском к авиакомпании. Они потребовали взыскать в пользу пассажира, который купил билеты, стоимость новых билетов и такси до дома — 145 280 ₽. А еще — 183 053 ₽ неустойки, 100 000 ₽ компенсации морального вреда, 50 000 ₽ расходов на оплату услуг представителя, 214 166 ₽ штрафа за отказ исполнить требование добровольно. В пользу еще двух пассажиров потребовали по 100 000 ₽ компенсации морального вреда и по 50 000 ₽ расходов на оплату услуг представителя для каждого.

Суд изучил видеозапись, которую представили в качестве доказательства. Оказалось, что на ней видно: никто из сотрудников авиакомпании не предлагал пассажирам сдать вещи в багаж и ничего не сделал, чтобы урегулировать ситуацию. Сотрудница предложила путешественникам пройти в помещение для измерения и взвешивания багажа только после того, как посадка завершилась. Авиакомпания не представила в суде документы, в которых был бы указан вес или размер ручной клади этих пассажиров.

Поэтому суд решил, что путешественники не нарушили нормы провоза ручной клади. Он взыскал в пользу покупателя стоимость билетов — 145 280 ₽, — однако остальные выплаты уменьшил, посчитав их несоразмерными нарушению, и присудил 80 000 ₽ неустойки, 80 000 ₽ штрафа, 25 000 ₽ компенсации морального вреда, 15 000 ₽ за оплату услуг представителя. В пользу двух других пассажиров — по 25 000 ₽ компенсации морального вреда и по 15 000 ₽ на судебные расходы каждому.

Что в итоге

Если ваша ручная кладь больше нормы, но вы согласны сдать ее в багаж и, если нужно, доплатить, представитель авиакомпании должен пустить вас на борт.

Если авиакомпания требует доплатить за перевозку багажа, когда вы уже подошли к гейту, она обязана обеспечить вам возможность это сделать, например через сайт или портативную кассу.

Если вас все-таки отказываются посадить на рейс, снимите на видео, как общаетесь с сотрудниками авиакомпании или аэропорта. Так будет проще доказать в суде, что вас не пустили на борт без законных оснований.


Сталкивались с проблемами при посадке на рейс из-за ручной клади? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество