Могут ли снять с рейса, если ручная кладь больше нормы?

40
Аватар автора

Евгений

спросил в Сообществе

Прочитал в СМИ, что одна из обслуживающих компаний крупного российского аэропорта предложила снимать с рейса пассажиров, которые пришли на посадку со сверхнормативной ручной кладью. А что об этом говорит закон? Вправе ли авиакомпании так поступать?

Если ручная кладь пассажира по весу или размеру больше нормы, его могут не пустить на рейс. Но только если он отказался сдать ее в багаж или доплатить за услугу провоза.

Что говорит закон о превышении габаритов ручной клади

Ручная кладь — это вещи, которые можно безопасно разместить в салоне самолета. Среди них не должно быть ничего запрещенного, например газовых баллончиков или оружия.

Размер и вес ручной клади каждая авиакомпания устанавливает сама. Например, «Аэрофлот» разрешает провезти в салоне чемодан не больше 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. По весу в экономкласс и комфорт можно взять ручную кладь до 10 кг, в бизнес-класс — до 15 кг.

У Nordwind вес ручной клади — до 10 кг. А размер зависит от тарифа. На более дешевых тарифах «Лайт» и «Оптимум» — 40 × 30 × 20 см, на самом дорогом в экономклассе «Премиуме» — 55 × 40 × 20 см. Пассажир, который купил билет по тарифу «Лайт» или «Оптимум», может доплатить, чтобы взять в салон сумку габаритами 55 × 40 × 20 см.

Если ручная кладь не укладывается в нормативы, на стойке регистрации попросят доплатить за превышение габаритов или сдать ее в багаж по условиям тарифа. Если провоз багажа не включен в стоимость билета — с доплатой. Обычно в аэропорту платить за провоз багажа дороже, чем если сделать это заранее на сайте авиакомпании.

Кроме того, пассажиры российских перевозчиков вдобавок к ручной клади могут бесплатно брать в салон некоторые вещи. Например, букет цветов, верхнюю одежду или костюм в портпледе. Подробнее об этом я писала в другой статье в Тинькофф Журнале.

Бывают ситуации, когда при регистрации сотрудники не обратили внимания, что габариты ручной клади больше нормы. Или пассажир попытался обмануть систему: спрятал большую сумку, зарегистрировался без нее, а потом пронес ее на посадку.

Если сотрудники у гейта заметили это, они все-таки попросят сдать вещи в багаж. Услуга опять же платная, если багаж не включен в стоимость билета. Еще могут предложить доплатить за ручную кладь большего размера, если по правилам перевозчика это возможно. В обеих ситуациях пассажир вправе требовать, чтобы сначала сотрудники измерили габариты и вес сумки.

На рейс могут не посадить, только если пассажир откажется сдать в багаж ручную кладь, которая превышает ограничения по габаритам или весу. А еще — если он не хочет оплатить эту услугу.

Авиакомпания не вправе отказать человеку в перелете только потому, что не может принять оплату у гейта, например если там нет портативных кассовых аппаратов.

«Коммерсант» пишет, что в такой ситуации сотрудники авиакомпаний могут разрешить пронести вещи в салон или сдать в багаж без доплаты. На практике иногда путешественников отправляют платить в другую часть аэропорта, но для этого не надо покидать чистую зону — место, где пассажиры находятся после предполетного досмотра, когда проверили ручную кладь.

Если человек сдает ручную кладь в багаж, какое-то время ее будут оформлять и досматривать. Из-за этого пассажир рискует опоздать на рейс. В законе эта ситуация не урегулирована. Но есть вероятность, что возместить ущерб в суде не получится. Разве только пассажир сможет доказать, что на сайте авиакомпании не было информации о допустимых габаритах ручной клади, поэтому он не знал, что его вещи нельзя будет взять с собой в салон самолета. Или что его ручную кладь не измерили на стойке регистрации.

Что делать, если авиакомпания отказывает пассажиру в перелете из-за большой ручной клади

Если при посадке выяснилось, что ручная кладь больше нормы, но пассажир готов сдать ее в багаж и, если нужно, оплатить эту услугу, авиакомпания не вправе отказать ему в перевозке.

Если пассажира все-таки не допускают на рейс, я рекомендую снять общение с сотрудниками авиакомпании или аэропорта на видео. Когда дело дойдет до суда, это поможет подтвердить, что человека не пустили в самолет без законных оснований.

Пассажир может направить досудебную претензию перевозчику по почте — обычной или электронной — или через форму обратной связи на сайте. У авиакомпании есть 30 дней со дня поступления претензии, чтобы ее рассмотреть и ответить заявителю. Если компания проигнорирует письмо или откажется вернуть деньги, пассажир может обратиться в суд.

В суде клиент вправе требовать компенсации убытков — стоимость билетов на рейс, на который его не посадили, или тех, что он купил взамен. А еще — компенсацию морального вреда, штраф за отказ вернуть деньги добровольно, 50% от суммы иска, и неустойку — 3% за каждый день просрочки возврата 

. Неустойку считают по формуле: сумма к возврату × 3% × количество дней просрочки. У перевозчика есть 30 дней с момента получения претензии на удовлетворение требований или мотивированный отказ 
. По истечении этого периода начинается просрочка.

Приведу пример из судебной практики. Из Санкт-Петербурга в Ставрополь с пересадкой в Москве летели четверо взрослых и ребенок. Билеты на оба рейса они купили одним бронированием.

До Москвы пассажиры добрались без проблем, а на посадке в Шереметьеве двух членов семьи отказались пускать на борт. Сотрудники сказали, что ручная кладь превышает норму. Хотя пассажиры только что прилетели в Москву и на предыдущем отрезке пути вопросов к ручной клади не было.

В результате препирательств пассажиры опоздали на рейс. Им пришлось купить новые билеты.

После поездки пострадавшие граждане обратились в суд с иском к авиакомпании. Они потребовали взыскать в пользу пассажира, который купил билеты, стоимость новых билетов и такси до дома — 145 280 ₽. А еще — 183 053 ₽ неустойки, 100 000 ₽ компенсации морального вреда, 50 000 ₽ расходов на оплату услуг представителя, 214 166 ₽ штрафа за отказ исполнить требование добровольно. В пользу еще двух пассажиров потребовали по 100 000 ₽ компенсации морального вреда и по 50 000 ₽ расходов на оплату услуг представителя для каждого.

Суд изучил видеозапись, которую представили в качестве доказательства. Оказалось, что на ней видно: никто из сотрудников авиакомпании не предлагал пассажирам сдать вещи в багаж и ничего не сделал, чтобы урегулировать ситуацию. Сотрудница предложила путешественникам пройти в помещение для измерения и взвешивания багажа только после того, как посадка завершилась. Авиакомпания не представила в суде документы, в которых был бы указан вес или размер ручной клади этих пассажиров.

Поэтому суд решил, что путешественники не нарушили нормы провоза ручной клади. Он взыскал в пользу покупателя стоимость билетов — 145 280 ₽, — однако остальные выплаты уменьшил, посчитав их несоразмерными нарушению, и присудил 80 000 ₽ неустойки, 80 000 ₽ штрафа, 25 000 ₽ компенсации морального вреда, 15 000 ₽ за оплату услуг представителя. В пользу двух других пассажиров — по 25 000 ₽ компенсации морального вреда и по 15 000 ₽ на судебные расходы каждому.

Что в итоге

Если ваша ручная кладь больше нормы, но вы согласны сдать ее в багаж и, если нужно, доплатить, представитель авиакомпании должен пустить вас на борт.

Если авиакомпания требует доплатить за перевозку багажа, когда вы уже подошли к гейту, она обязана обеспечить вам возможность это сделать, например через сайт или портативную кассу.

Если вас все-таки отказываются посадить на рейс, снимите на видео, как общаетесь с сотрудниками авиакомпании или аэропорта. Так будет проще доказать в суде, что вас не пустили на борт без законных оснований.


Сталкивались с проблемами при посадке на рейс из-за ручной клади? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Недавно летал на FlySafair(африканский лоукостер), у меня был билет только с ручной кладью(макс 7кг). По факту с собой был чемодан (в притык по размеру) примерно 10-11 кг, рюкзак с ноутбуком и ещё вещами(около 3-4кг) и лонгборд 32 дюйма. Мы хотели хотя бы для лонгборда обплатить место, но в офисе сказали что могу взять с собой в салон(wtf?) бесплатно.
Выходим на полосу к трапу самолета, меня замечает чел с флажками и махает рукой мол брат нельзя тебе на борт, иди сдай багаж. Куда сдавать когда ты уже у трапа? Всё очень просто, рядом с самолетом стоит чел и клеит бирки на лишние чемодыны и вещи и прям там закидывает в багажный отсек самолета прям как в автобосу. После полета получаешь багаж там же и самое главное всё это бесплатно. Я считаю чудесная компания))

32
0
Герой Т—Ж

25.11.22, 12:12

Годный лайфхак

26
0

Ни разу. У каждого перевозчика есть информация в свободном доступе о нормах габаритов ручной клади, в чем проблема ознакомиться с ними заранее - неизвестно.

15

Lexa, не всегда. В мобильных приложениях или в мобильной версии эта инфа бывает тупо недоступна, или недоступна в простом виде....

0
0

Профессионалищм автора статьи потрясает - с какими авидиспетчерами общались "сумчатые " пассажиры? Вот прям таки авиалиспетчер встал из-за пульта, спустился с Вышки или вышел из рабочего зала и пошёл разруливать проблемы с ручной кладью хитровыдуманных паксов? Ограничения по весу и размеру не зря придуманы- багажные полки не резиновые, да и под кресло тоже не все можно запихать. В проходе ваши сумки тоже не должны находиться. А ещё- кто-то тащит с собой сумку и кучу заныканных до регистрации пакетов, расписывать все по багажного полке и сидит с довольным видом. А другим пассажирам даже олну-единственную сумку и куртку некуда деть. Будьте людьми, а не эгоистичная хомяками.
Да, требования к ручной клади есть на сайтах А/К, в приложениях, в аэропортах перед стойками регистраций. Что мешает узнать их заранее?
PS с пассажирами работает СОП - служба организации перевозок.

10
0

Аэропорт г. Омск, ручная кладь - топорище (ручку для топора), компания Победа, длина превышала на 5 см,остальные размеры намного меньше,диспетчер потребовала доплату 2 тр за превышение габарита, выручил пассажир, поместил в свой рюкзак, маразм полнейший, стыдно за страну

8
0

Уроды с уральских авиалиний используют эту ситуацию для вымогания денег у кого только можно перед посадкой в самолет. Отзывы можно почитать в интернете. Удивительно что до этой гавиакомпании не добралась прокуратура и следственный комитет

8
0

1 января летела авиакомпанией Уральские Авиалинии с пересадкой в Москве. В Петербурге на стойке регистрации мою ручную кладь никто не измерил. Я спокойно улетела по маршруту. В Москве перед выходом на посадку диспетчеры, проверяющие габариты ручной клади, расположились за диспетчером, которая проверяет посадочный талон. То есть тебе проверили посадочный талон сканером. Дале мужчина просит разместить ручную кладь в рамку. Моя ручная кладь на 1 см не проходила. Ручную кладь никто не взвешивал, только попросили разместить в рамку. После того как ручная кладь не поместилась диспетчеры попросили дать им посадочный талон и пройти за ограждение. Я не почувствовав подвоха передала свой посадочный талон диспетчеру.

За ограждением меня не попросили сдать свою ручную кладь в багаж, а сказали, что я нарушила правила перевозки ручной клади и обязана заплатить штраф 3500 руб, иначе меня снимут с рейса. И так было с порядка 20-ти пассажирами. Я оплатила штраф, так как в ситуации, когда ты на посадке на рейс и тебе грозят снять тебя с рейса, если не оплатишь, особо не чем апеллировать.

При том некоторые вытащили из своей сумки кофту, надели на себя и просили снова измерить свою сумку, но их уже не пускали. Диспетчеры говорили всем "на данном этапе вы должны оплатить штраф".

Одна бабушка тоже вытащила из своего рюкзачка верхнюю одежду, надела на себя и просила измерить рюкзачек еще раз. Но ее не пускали к рамке измерения багажа и заставляли заплатить. Но видимо у нее не было денег, она еле прорвалась к рамке, ее пытался удержать один из диспетчеров или сотрудников Уральских авиалиний. В итоге бабушка прорвалась к рамке, опустила рюкзак, он поместился, но ей сказали, что она нарушила правила и должна заплатить.

Диспетчеры запрещали себя снимать и снимать эту ситуацию на телефон. Сразу говорили, что это типа нарушение правил авиаперевозки и они снимут за это с рейса и вызвали службу безопасности аэропорта Шереметьево.
За бабушку в итоге заплатила женщина, другой пассажир. Бабушка засняла ситуацию на свой телефон. Во время этого диспетчеры, взымавшие штрафы, закрыли дверь из аэропорта к выходу на посадку в автобус и не пускали бабушку, пока та не удалила видео с телефона.

8

KK, Господи, какой ужас 😭😭😭

0
0

Как то наблюдала, как очень уставшая девушка запихивала огромную сумку в штучку для измерения габаритов ручной клади. На самом деле сумка была пустая практически, ей можно было застегнуть, свернуть и она практически превращалась в косметичку (а так сантиметров 90 точно была). Девушка была ужасно уставшая, злая (может долгий перелёт), девушка, которая её "принимала" - противная, и то над чем можно было посмеяться - реально просто сделать из слона Моську, превратилось в некрасивую сцену. Девушку, кстати, в итоге пропустили как с ручной кладью

6
0

Однажды летела из Лондона с крошечным рюкзаком, так вот там купила замок велосипедный, дорогущие туфли и платье, на сайте а/к изиджет нет было ничего сказано о том, что в салоне нельзя перевозить цепь😅

На досмотре меня попросили сдать багаж, ну думаю ладно, переложила в мешок от туфель цепь, даю на стойке, а мне в ответ - нельзя, надо чтобы был багаж, а не мешок. Как я рыдала, сдавая незакрывающийся на замок рюкзак, из-за страха потерять туфли😂 но все обошлось, рюкзак первым появился на ленте в Москве с какой-то наклейкой, типа «супербережно».

Там же в Лондоне однажды случился конфуз с количеством перевозимых бутылей с кремами. «Ту мэни ликвидс» было мне сказано в Хитроу и отправили сдавать багаж в безбагажном тарифе. Морально подготовилась дорого за это заплатить, но добрый бритиш эрвейс, просто молча забрали чемодан и сказали, что платить не надо «мэни ликвидс, так мэни ликвидс, Дони вори и все такое». Но тут мой чемодан в Малаге появился вообще последним, спустя час после посадки. Так что еще раз подумаешь заплатить, чтобы первым вышел или ждать и потеть, где же мой багаж😂

5
0

Ага, какие-то правила и законы)))
В РФ ещё, ну вы шутники.
Лично попадал в ситуацию когда по закону был прав, но меня не пустили на борт. Написал все как надо и сказали ждать, а что в итоге?) НИХ*Я
Авиакомпания "Победа", если что.
Какие ещё законы работают в этой стране? Только законы которые позволяют красть у бедных и среднего класса в пользу богатых и все.

5

kolasola, один лишь раз воспользовалась услугами недоПобеды примерно в 2015 году. Больше с ними не связываюсь

5
0

Я столкнулась с проблемой из-за ручной клади. Летела в Сочи из Санкт-Петербурга - Уральскими авиалиниями в августе. Перед полетом позвонила в эту компанию и спросила, имеет ли значение чтобы длина была 50 см, ширина 40, а высота 25 см? Мне сказали, что важен общий показатель 115 см, а где что- не важно. Так вот при регистрации, моя сумка не влезла в их калибратор и меня заставили оплатить как багаж, хотя размеры сумки были в общей сумме меньше. Разбираться у меня не было времени и представители компании этим воспользовались. Им наверное премии платят за это! Получается, по телефону одно говорят, а на практике- другое получается.

5

опять непонятные дизы, какие же вы все странные, хоть пишите за что ставите дизы, лол, а то выглядите истеричками

5
0

Привык летать Аэрофлотом. У меня небольшой чемоданчик 55*40*25 см. Однако на рейсах смартавиа допустимые габариты существенно меньше. Пришлось сдавать в багаж и доплачивать. Причем стоимость багажа оказалась сравнима со стоимостью билета. С тех пор я этой компанией не летаю.

4
0

Уральские авиалинии в Калининграде. Победа и рядом не стояла. На регистрации ничего не измеряют и не взвешивают, калибраторов нет, а вот при выходе на посадку... И измеряют, и взвесят, и в калибратор заставят запихнуть. И не дай бог там лишние полсантиметра.
Да, и посадку открывают за 15 минут до вылета, чтоб стрессовый фактор повысить у людей.
А тем, кто не согласен платить штраф, приговаривают: "с каждой минутой проход в эти двери становится дороже" 🤦‍♀️
Первый раз в жизни столкнулась с такой ненавистью к людям. Штраф, кстати, больше, чем стоит сам билет на самолёт

4
0

О да сталкивалась и все зависит кто стоит на стойке регистрации,я была в шоке от отношения,даже когда я согласилась заплатить багаж эта сволочь которая стояла за стойкой не хотела принимать оплату и изменилась, арала что не пустит меня в самолёт,у меня не было кредитной карты и я бегала по залу и просила заплатить мой багаж и когда один господин согласился взять у меня деньги и расплатиться его кредиткой,она готова была его укусить от злости,я после наверно целую неделю некогда прийти в себя от такого отношения.

3
0

Мой друг вез в тубусе подарочный кий. Длина тубуса превышала допустимую. Рейс с пересадкой. На первый рейс его посадили без проблем. На второй он прошел регистрацию, но на гейте его с тубусом не пропустили в самолёт. Возвращаться на стойку регистрации, чтобы сдать тубус в багаж было поздно, доплату на гейте не принимали. Пришлось договариваться с сотрудниками аэропорта, оставлять им этот весьма недешёвый предмет и потом забирать у них курьерской службой. Очень неприятная история к счастью закончилась хорошо

3
0

Уральские авиалинии. У меня был вес багажа 11 кг при разрешенном 10 кг. Заставили оплатить доп багаж 23 кг.

3

Нестеров, почему просто не вытащили вещей на 1 кг? надели бы на себя, по карманам распихали))

4
0

Авиа компания Флай Арыстан. 5 кг ручная кладь. Вытрясли и выбросили все. Яблоки, груши и булочки. Из дамской сумки. Взвешивали вместе с ручной кладью. Осадочек остался.

3
0

Возил в этом году внутренними авиалиниями мотоциклетный шлем, не хотел сдавать его в багаж, чтобы не повредить, а по габаритам он не влезает в ручную кладь. В итоге написал заранее в авиакомпанию, сказали можно взять в салон вместе с ручной кладью. Письмо с этим ответом держал при себе в аэропорту, но никаких вопросов не было ни на одном рейсе.

2
0

Летаю на редвингс по маршруту Екатеринбург-Уфа-Екатеринбург. В одну сторону летела с небольшим чемоданом в ручной клади (летата с ним в ручной клади на Уральских, Аэрофлоте, S7). В аэропорту Уфы заставили сдать в багаж, так как он не прошёл по габаритам. При чем не раз из Уфы вылетала с ним в ручной клади. Девушка на стойке регистрации видимо очень хотела докопаться и заработать лишнюю копейку

2
0

23.12.22, 13:25

Отредактировано

Анастасия, спасибо за статью! Вы в тексте про случай из судебной практики сотрудника аэропорта/авиакомпании ошибочно назвали авиадиспетчером.
А так, я чаще всего Аэрофлотом летал. Они никогда ко мне не предирались. Однажды даже в году 2005 или 2006 даже опоздал на регистрацию на пару минут в Шереметьеве. Так сотрудница на стойке попросила какого-то стюарда что ли отдать мой багаж в багажное отделение как-то "вручную", он забрал и покатил его куда-то к самолёту. Удивительные времена были :)

2
0

У меня ручной клад было меньше 10 кг они требовали 3500 руб или снят с рейса Я потом отказался от ручной клади но не пустили меня

2
0

Да, сдала без проблем в багаж, оплатила картой тут же. Уж в аэропорту-то должны быть готовы к этому, а не сразу снимать с рейса

1
0

ограничения связаны исключительно с размерами и вместительностью полок, в которые эти чемоданы ставятся, одобрять или нет, странный вопрос, будто, если мы этого не одобряем, изменятся их размеры? многие не одобряют запрет ввоза бутылки с водой, и весь этот абсурд в виде "театра безопасности", изменилось ли что-то от этого?

1

SS, а что, если все добросовестно оплатят комиссию за провоз ручной клади большего размера, вместительность полок каким-то волшебным образом увеличится? Может, там откроется дополнительное измерение?

0
0

При мне в Победе отправили оплачивать багаж, в это время два автобуса стояли ждали. Куда отправили правда не видела, но прошло времени прилично, явно не у выхода.

0

vicka_choo, Вы б ещё Внуково вспомнили. Впрочем Уралы с Кольцово тоже красавцы.

2
0

Когда я покупала специальный чемодан для ручной клади (55×40×40) практически у всех российских компаний, которыми я летаю, кроме победы, были такие габариты. В тот же год ютэйр офигел и уменьшил габариты для эконома лайт. И теперь, если я от безысходности лечу ютэйром, мне страшно, что на регистрации и на выходе до меня докопаются и в лучшем случае заставят платить.

0

Lupa_pupa, ага, а сейчас продают специально скроенные сумки для ручной клади помешьне - 40х30х20 см. До карманной клади совсем недолго осталось ждать :)

0
0

Моя ручная кладь была больше габаритов на высоту колесиков чемодана, вынудили заплатить приличную сумму за багаж, при это когда летела туда, ни кто не обратил внимания на мою ручную кладь, а на обратном пути докопались.

0
0

Анастасия добрый день! Хочется поделиться с вами нашей неприятной историей!
Совсем недавно
Вылетая из Москвы в Армению из аэропорта Шереметьева мы столкнулись с очень неприятной ситуацией, лететь должны были компанией аэрофлот с ручной кладью и онлайн регистрацией, когда все инстанции были пройдены и мы стояли первые на посадку в самолет уже, самая главная, как нам представилась сотрудница не выпустила нас из за того, что колеса чемодана который соответствовал размерам указанным на сайте не поместились в калибратор 🫠🫢со своей стороны мы спросили ее что мы можем сделать, готовы сдать багаж - оплатить … и тд
Стоит отметить, что с самого начала разговаривала она с нами грубо, постоянно повторяя «вы никуда не полетите» разъяснив нам что чемоданы делятся по размерам на S, M, L у нас был S и М тут же звонит пилоту и говорит ему что мы стоим с ОГРОМНЫМ ЧЕМОДАНОМ! На что я возразила ее словам поскольку это была чистая ложь. Сбегав сломя голову на кассу и не обнаружив на месте кассиршу сестра моя вернулась, но нас двоих уже сняли с рейса. Мой чемодана был меньше и я могла пройти, но она и меня с него сняла 😰
Далее пошли низкие замечания по поводу того, что мы купили самые дешевые билеты 🫠🤦🏻‍♀️ на что я сказала в это тут вообще причем?! Какая разница ей по какой цене я купила билеты.
У нас была запланирована операция у сестры и посещение важного мероприятия все события были привязаны к датам и медлить было нельзя. В итоге мы улетели тем же вечером с другого аэропорта

0

SS, спустя 1,5 года ответ наверное уже неактуальный, но все же я нашла пост) в перечне это не обозначено, но как мне объяснили на пункте досмотра ее расценивают как запрещенный предмет к перевозке в ручной клади. Речь была про цепь-замок абус в 5 кг😅

0

Сообщество