Можно ли вернуть деньги за провоз багажа в самолете, если не воспользовался услугой?
Купил билет на рейс из Москвы в Мурманск, в стоимость входил провоз до 10 кг багажа. Я думал, что возьму много вещей, и заранее оплатил услугу «Дополнительный багаж» за 1500 ₽. Она позволяла взять еще один чемодан весом до 20 кг.
В итоге дополнительный багаж мне не понадобился, — я взял на борт один чемодан весом до 10 кг. На стойке регистрации сотрудник сказал, что я могу вернуть деньги за неоказанную услугу, если обращусь в авиакомпанию. Но когда я написал перевозчику, тот ответил, что возврат не положен. Якобы багаж — неотъемлемая часть договора воздушной перевозки, изменение которого в одностороннем порядке не допускается. Законно ли это, если услуга не оказана?
![Такой ответ я получил от авиакомпании](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dopolnitelniy-bagazh-01.iftkfc62dmoe..png)
Сотрудник авиакомпании неправ. Вам обязаны вернуть деньги за дополнительную услугу, которой вы не воспользовались. Подать заявку на возврат вы можете и до, и после вылета. Расскажу подробнее.
Почему деньги за багаж должны вернуть
Авиакомпания может не возвращать только деньги за провоз багажа, который включен в билет. Потому что эту услугу нельзя выделить из цены перевозки. По вашему тарифу это место багажа весом до 10 кг.
Но вы оплатили дополнительную услугу — провоз до 20 кг багажа. Она не входит в стоимость билета. И отказаться от нее, если вы не брали второй багаж, можно в любой момент — даже после перелета.
Авиакомпания обязана вернуть вам деньги. Если она этого не сделает, нарушит закон, поскольку это неосновательное обогащение .
Отказ от провоза дополнительного багажа не может считаться односторонним отказом от исполнения договора перевозки, потому что самой услугой перевозки вы воспользовались — улетели из Москвы в Мурманск.
Обычно авиакомпании публикуют инструкции о том, как вернуть деньги за провоз дополнительного багажа, если клиент не воспользовался услугой. Проверьте информацию на сайте вашего перевозчика.
Если договор с перевозчиком предусматривает, что возврат за такую услугу не положен, эти пункты можно оспорить в суде. Обычно их признают недействительными, потому что они ущемляют права потребителей.
![Red Wings возвращает деньги по заявке, оставленной на сайте. Источник: flyredwings.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dopolnitelniy-bagazh-02.okaigt1linu8..png)
![Utair предлагает вернуть деньги за неоказанную услугу в течение года. Источник: utair.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dopolnitelniy-bagazh-03.ml5kbisozrhs..png)
![S7 тоже подтверждает, что возврат возможен. Чтобы его оформить, заполняют заявление на сайте или в мобильном приложении. Источник: helpcenter.s7.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dopolnitelniy-bagazh-04.z4uztm84hxou..png)
Что делать в вашей ситуации
Напишите претензию по образцу и отправьте ее перевозчику в течение полугода с даты перелета . Ее можно выслать заказным письмом, в том числе электронным при помощи сервиса Почты России, или передать лично в офис авиакомпании. Если будете вручать документ лично, сделайте второй экземпляр для себя, чтобы сотрудники поставили на нем отметку о получении.
После того как перевозчик получит претензию, у него будет 30 дней на ответ.
Если авиакомпания не вернет деньги, вы можете обратиться в суд и потребовать выплатить вам :
- Стоимость неоказанной услуги.
- Компенсацию морального вреда.
- Неустойку, которая не должна превышать стоимость билета. Неустойку считают по формуле: не возвращенная в срок сумма × 3% × период просрочки. Просрочка начнется с даты, когда истечет 30 дней на рассмотрение претензии.
- Штраф — 50% от присужденной судом суммы.
Сначала направьте иск по почте в авиакомпанию. Затем вместе с подтверждением об отправке — в суд. Иск подают по месту вашего жительства, адресу ответчика или месту заключения или исполнения договора. Если сумма иска до 100 000 ₽, обращаются в мировой суд, если больше — в районный суд. При цене иска до 1 млн рублей, как в вашем случае, пошлину платить не нужно .
Дополнительно можете пожаловаться в Роспотребнадзор на нарушение прав потребителя. Есть несколько вариантов:
- заполнить форму на сайте ведомства с авторизацией через портал госуслуг, чтобы Роспотребнадзор провел внеплановую проверку по вашему обращению;
- отправить жалобу почтой в территориальное управление Роспотребнадзора вашего региона — можете выслать электронной заказное письмо сервисом Почты России;
- прийти на прием к специалисту Роспотребнадзора в вашем городе.
Роспотребнадзор не поможет вернуть вам деньги. Но ведомство вынесет авиакомпании предписание об устранении нарушений или оштрафует ее. Документы о результатах проверки ведомства будут дополнительным подтверждением ваших требований в суде. Но и без них вы можете выиграть дело.
Многие пассажиры не хотят тратить время и нервы, чтобы судиться из-за небольших сумм. Авиакомпании этим пользуются. Если бы процессов было больше, возможно, нарушения бы прекратились. Тем более что есть положительная судебная практика по таким делам.
Жительница Красноярска заплатила 6099 ₽ за авиабилет, 299 ₽ за выбор места и 1599 ₽ за провоз багажа. Но не смогла полететь, потому что легла на плановую операцию.
Пассажирка потребовала, чтобы авиакомпания вернула ей деньги. Она считала, что отказ от перелета был вынужденным — по состоянию здоровья. Ведь если человек снялся с рейса из-за болезни и может подтвердить это справкой врача, авиакомпания обязана вернуть стоимость перелета. Но перевозчик в выплате отказал, и пассажирка пошла в суд.
Мировой судья в возврате денег за билет отказал, поскольку операция у пассажирки была плановая, а значит, не может быть основанием для вынужденного отказа. А вот деньги за дополнительные услуги, которыми женщина не воспользовалась, присудил к возврату.
По решению мирового судьи авиакомпания должна вернуть пассажирке 1599 ₽ за провоз багажа, 299 ₽ за услугу выбора места и 949 ₽ штрафа за то, что деньги не перечислили добровольно. Апелляция оставила решение мирового судьи в силе .