AMA
6K

«В классе очень зажат, стесняется»: 6 вопросов психологу о том, как помочь ребенку в школе

Отвечает подростковый психолог Никита Карпов
5
Аватар автора

Варвара Андреева

выбирала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Никита Карпов

подростковый психолог

Страница автора

Часть сложностей подросткового периода связана со школой.

Ребенку может быть трудно найти общий язык с одноклассниками или подчиниться требованиям учителей, которые кажутся абсурдными. Из-за этого страдает успеваемость, падает мотивация учиться, а иногда подросток вообще отказывается ходить на учебу.

Читатели задали свои вопросы о трудностях, с которыми сталкиваются их дети в школе, подростковому психологу Никите Карпову. Публикуем его ответы.

Лейбл заголовка

Как быть, если подросток не хочет делать домашнюю работу?

Аватар автора

Lera Kotova

не понимает, как мотивировать дочь

Страница автора

Ребенок не хочет делать домашнее задание, если хотя бы немножко сложно. Пытаюсь рассказывать о важности успеваемости: что дочь поступит в институт, сможет заниматься любимым делом — рисованием, мне не придется платить кучу денег репетиторам, вместо этого мы потратим деньги на поездки, например. Сообщает, что у нее нет мотивации учиться и она понятия не имеет, что именно ее может мотивировать.

Мне не нужны круглые пятерки по всем предметам. Но мне важно видеть, что она хотя бы пытается нормально учиться. Как мотивировать подростка?

Это частая ситуация в подростковом возрасте. Важно отделить, касается демотивация всех дел вообще или только учебы. В первом случае стоит обратить внимание на состояние подростка, уровень энергии и сил — возможно, это длительный упадок, депрессивный эпизод. К тому же в двенадцать лет еще и пик протеста может быть.

Если речь только про учебу, то важно понимать, что при переходе в среднюю школу провал интереса к учебе случается почти у всех. К этому моменту подростки уже увидели, что учиться неинтересно, мнение родителей и учителей не так важно, а вот перспективы будущего еще не так волнуют, так как недосформированы зоны мозга, которые отвечают за долгосрочное планирование.

Хорошо бы родителям определиться, чего они хотят больше: чтобы появилась мотивация к учебе и развитию или чтобы подросток начал выполнять конкретные действия. Это две разнонаправленные стратегии: требование действий не влияет на мотивацию выполнения этих действий.

Если речь про то, что подросток должен начать делать домашку, — ищите, каким образом убедить, замотивировать, заставить выполнять конкретные действия. Должны быть четкие критерии результата, возможность проконтролировать, бонусы за выполненные задачи и санкции за невыполненные.

Если действительно важно, чтобы подросток хотел учиться, то придется прекратить требовать конкретных действий и досаждать по учебе. Вместо этого лучше искать возможность поговорить о будущем, не ожидая, что ребенку это очень интересно. Говорить не в назидательном ключе, а с точки зрения того, что подростка в будущем интересует, даже если это не связано с учебой сейчас. Ключевая задача таких разговоров — пробудить интерес к себе и жизни, повысить осознанность, запустить «думалку».

Результаты этих разговоров могут не сказаться на качестве учебы прямо сейчас. Помните, что в этом возрасте ничего в школе невозможно завалить так, что не вырулишь.

Лейбл заголовка

Что делать, если увлечение подростка раздражает учителей?

Аватар автора

red mouse

недовольна тем, что дочь рисует на уроках

Страница автора

Дочке 11 лет, увлеклась рисованием в последние полгода. Рисует везде, в том числе на себе и в школьных тетрадях. На уроках тоже: чем скучнее урок, тем больше рисунков. Учителей это раздражает, ей это неоднократно высказывали. Были и прямые запреты.

Разговаривала с ней о том, что учитель устанавливает правила поведения и что она проявляет неуважение. Дочь отвечает, что ее рисование никому не мешает, и продолжает. Какие еще могут быть аргументы для подростка?

А чью проблему вы хотите решить? Учителей? Я бы, честно говоря, побеседовал с ними, чтобы более лояльно относились. Если она выполняет учебные требования и не отвлекает других — не вижу проблемы.

Плюс, возможно, это персональная провокация для конкретных педагогов, которые не выстраивают отношения с подростками, а занимают авторитарную позицию.

С дочерью можно обсуждать возможные последствия и условия, при которых ее позиция будет сильной, — то же самое выполнение учебных требований.

Лейбл заголовка

Как помочь подростку сформировать свое понимание мира?

Аватар автора

Супер Мама

беспокоится, что у дочери нет своего мнения

Страница автора

Дочке почти 15 лет. В школе — разговоры о важном, письма на фронт, фанатичный учитель истории, блокирование «Вотсапа» и «Гугл-класса». Дома — пытаемся обсуждать, растить критическое мышление, учимся смотреть на явления с разных сторон.

Но дома родители, которым она себя противопоставляет. А в школе другие взрослые, от которых информация воспринимается легче. Плюс подростковый максимализм берет верх. Дома она говорит одно, а потом бежит сломя голову на какое-то странное, на наш взгляд, мероприятие и очень гордится, что ее пригласили там что-то подносить и поднимать. Как помочь задуматься и сформировать свое мнение?

Попробуйте взглянуть под другим углом. Возможно, ваше влияние как родителей уже ограничено. Зато теперь вы можете повлиять как другие взрослые. При условии, что у вас есть достаточный уровень контакта и отношения, которые предполагают открытые обсуждения.

Общий принцип — избегать морализаторства, больше задавать вопросов «на подумать», внимательно слушать. Очень поможет искренний интерес к разговору, также следует самим не выносить однозначных суждений, а показывать, как именно идет процесс осмысления.

Чтобы ребенку или подростку не приходилось защищаться — не стоит нападать.

Иногда наши родительские разговоры заканчиваются именно этим. Мы вряд ли повлияем сильно, но точно можем дать пространство для размышлений и формирования собственной позиции.

И важно помнить, что это подросток. Иногда его выводы — способ интеграции в среду, а не продукт размышлений.

Лейбл заголовка

Что делать, если подросток отказывается ходить в школу?

Аватар автора

Ника

беспокоится, что у ребенка зависимость от телефона

Страница автора

Как быть, если ребенок не ходит в школу? Никакие увещевания не помогают. Просто не идет, потому что там «неинтересно».

Зато играет в игры на телефоне. Попытки забрать его к хорошему не приводят: начинает агрессивно вести себя и без телефона чувствует себя очень плохо. К психологу тоже не идет. Как смотивировать ребенка и убрать зависимость?

Первым делом я бы поисследовал, что такого происходит в школе, что вызывает напряжение и убивает желание туда ходить. Часто это отношения с одноклассниками, учителями, провалы по предметам. Возможно, стоит обратить внимание на причины.

Если речь только про телефон, то тут возможны разные стратегии. От полного изъятия и прохождение через бурю и натиск, игнор и страдание до торга. Иногда нам приходится реализовывать непопулярные решения и выдерживать расстройство и агрессию подростка, связанные с этим.

Стратегию лучше выбирать вместе с психологом. Если не идет ребенок — стоит пойти вам.

Лейбл заголовка

Можно ли помочь подростку преодолеть стеснительность в коллективе?

Аватар автора

Jazza72

хочет, чтобы сын был увереннее

Страница автора

Сыну 13 лет, в классе очень зажат, стесняется. Промолчит, даже если знает ответ, поэтому успеваемость страдает. Дома очень активный, добрый с хорошим чувством юмора. Как побороть его застенчивость и стоит ли?

Мы все разные, кто-то более уверенный, кто-то более стеснительный. Это нормально.

Возможно, ему не хватает успешного опыта общения со сверстниками. Тут могут помочь лагеря, психологические тренинги, кружки, секции — любые тусовки сверстников вне класса. В классе часто уже устоявшаяся картинка, в которой трудно изменить свою роль.

Со своей стороны мы можем помогать детям справиться с чувствами, выслушивать, высказывать свое мнение по запросу, предлагать другие модели поведения.

Лейбл заголовка

Что делать, если почти совершеннолетний подросток отказывается думать о будущем?

Аватар автора

Вероника

хочет, чтобы сын повзрослел

Страница автора

Мальчик, 17 лет, оканчивает одиннадцатый класс. Просто перестал учиться. От репетиторов к ЕГЭ отказался, пробные экзамены сдал очень плохо. На вопросы о будущем говорит «не знаю». Готов общаться на любые темы, кроме учебы. Увлекается гаджетами и футболом. Без необходимости или вопросов на контакт не идет.

Никакие разговоры, угрозы, уговоры не действуют. Работать отказывается, считает, что до совершеннолетия мы обязаны его содержать. Что делать? Как достучаться?

Я бы к психологу обратился. Выглядит так, будто что-то случилось, отчего пропала энергия и вера в себя.

Фактически — да, до 18 лет вы обязаны его содержать. Рекомендую обсудить с партнером, как вы поступите, если сыну исполнится 18, а за ум он не возьмется. До какого возраста вы будете оплачивать его жизнь? Это важный разговор, который поможет выстроить стратегию.

Варвара АндрееваС какими проблемами вы столкнулись, когда ребенок пошел в школу?
  • Merkawas"Рекомендую обсудить с партнером, как вы поступите, если сыну исполнится 18, а за ум он не возьмется. До какого возраста вы будете оплачивать его жизнь?" Добро пожаловать в армию, сынок.4
  • Человек РазумныйПростите, а вы точно психолог? «В классе очень зажат, стесняется». Ответ: лагерь, тусовки! Серьёзно? Это большой стресс, ребёнок зажмётся ещё сильнее. Совет в духе «Стесняешься? Не стесняйся!»2
  • SennomaЧеловек, свое мнение о психологах я составил на основании их мантры "хороший психолог не скажет вам что делать, он поможет понять вам ваш внутренний мир"0
  • МияЗдравствуйте. Возможно это не связано со школой, но я, как мать, обращаю внимание что мой сын очень зажат и стеснен в поведении. Походка изменилась, даже лома он ходит быстрым шагом и верхняя часть тела наклонена вперёд. Неразговорчив, отвечает односложно. Прошу совета. Может я зря бью тревогу?0
  • Йожег Без ГоловыИ ничего про стратегию, как быть в итоге, если уже совершеннолетний ребенок так и не взялся за ум, как его сподвигнуть на это? Перестать кормить? Выгнать из дома?0