«Каскадеры»: комедийный боевик режиссера «Быстрее пули» с Райаном Гослингом
21 мая 2024 года состоялся цифровой релиз фильма «Каскадеры».
Это ремейк одноименного сериала 1980-х и любовное признание режиссера Дэвида Литча к профессии: еще до того, как снять несколько успешных боевиков вроде «Дэдпула 2» и «Быстрее пули», он работал дублером Брэда Питта. Прославившись, постановщик неоднократно выступал за введение оскаровской номинации для каскадеров. Новый фильм — еще и обращение к киноакадемии, которая годами игнорирует заслуги координаторов трюков.
Правда, сами «Каскадеры», скорее, напоминают причудливую смесь из скетчей в духе Saturday Night Live и видеонарезку из самых опасных трюков. Рассказываем, почему для хорошего фильма иногда недостаточно теплых чувств.
Что за «Каскадеры» (The Fall Guy)
Дата премьеры: 3 мая 2024 года в зарубежном прокате
Страны производства: США, Австралия, Канада
Режиссер: Дэвид Литч
Сценаристы: Дрю Пирс, Глен А. Ларсон
В ролях: Райан Гослинг, Эмили Блант, Аарон Тейлор-Джонсон, Ханна Уэддингхэм, Тереза Палмер, Стефани Сюй, Уинстон Дьюк, Бен Найт, Адам Данн
Жанры: боевик, комедия
Фильм, похожий на «Каскадеров»: «Славные парни» (2016)
Продолжительность: 2 часа 6 минут
Где смотреть: Amazon (сервис официально недоступен в России)
🎥 Это редкий фильм про профессию каскадера
Голливудский каскадер Колт Сиверс работает дублером знаменитого актера Тома Райдера. Высокомерной звезде не нравится, как его двойник выглядит в кадре. Поэтому он просит переснять и без того непростую сцену падения с высоты. Сиверс соглашается, но все идет не по плану: тросы отрываются и Колт сильно травмирует спину. Он уходит из кинобизнеса, работает в сфере обслуживания и стабильно игнорирует сообщения возлюбленной, оператора Джоди.
Вдруг к Колту обращается продюсер Гейл Майер. Она просит вернуться на площадку и помочь Джоди: оказывается, той поручили режиссуру дорогого голливудского боевика. Да еще и в канун съемок никто не может найти Тома Райдера, а без него проект быстро прикроют. Чтобы загладить вину перед бывшей, Сиверс соглашается. Днем он выполняет опасные трюки на площадке, а ночью ищет пропавшего актера.
Режиссер Дэвид Литч знает о каскадерском ремесле больше многих голливудских постановщиков, ведь он долгие годы работал в этой сфере. Поэтому в сценарий попало немало профессиональных инсайдов: от историй зазвездившихся актеров, которые ни во что не ставят дублеров, до случаев физических и ментальных травм каскадеров после неудачных трюков. Это герои без плащей. Горят на съемках несколько раз, вылетают из автомобильных окон, прыгают с гигантских высот, а их имена никто не знает.
Собственно, такие же сорвиголовы и делали «Каскадеров». При съемках обходились с минимальным количеством современных технологий: то есть почти без ремней безопасности или зеленого экрана. А каждый трюк старались сделать как можно сложнее. Например, прыгали на землю с высоты 50 метров. Или пытались побить мировой рекорд: перевернуть машину в воздухе больше семи раз. Получилось даже восемь с половиной. Все это тоже нужно создателям для привлечения внимания американской киноакадемии. Она годами игнорирует дублеров, рискующих жизнями.
С одной стороны, такой подход и есть главное достоинство фильма. В последние годы все сложнее найти дорогой студийный боевик с практическими эффектами и яркими каскадерскими трюками. Здесь же главный герой прыгает с операторского крана на вертолет, скользит на обломке мусоровоза, словно это скейтборд, и со всей скорости врезается на горящей лодке в баки с топливом. Колт находит проблемы и приключения там, где, кажется, их невозможно найти.
Но, с другой стороны, сюжет выглядит как оправдание для экшен-сцен. Кино больше напоминает компиляцию ярких погонь, взрывов и перестрелок, в которую зачем-то добавили детективную интригу. Да и сами боевые эпизоды не отличаются оригинальностью: они позаимствованы из фильмов 1980-х и 1990-х вроде «Без лица», «Безумного Макса» и «Смертельного оружия». Герои сами произносят эти референсы: во время драк они озвучивают, чей прием сейчас совершают.
😭 Картина выглядит как неудачное скетч-шоу
«Каскадерам» не хватает цельности не только из-за чрезмерного фокуса на экшене. Тон фильма больше напоминает комедийные скетчи в духе Saturday Night Live: с постмодернистским юмором, иронией над трендами индустрии и обилием звездных камео. В SNL, кстати, тоже часто появляется Гослинг в нелепых костюмах и париках.
Персонажи постоянно иронично комментируют события на экране, как бы пытаясь сделать шутку еще смешнее. Но происходит ровно обратное. После долгожданной встречи с возлюбленной Колт садится в машину и плачет под песню Тейлор Свифт. Когда его замечают, он целую минуту неуклюже оправдывается джетлагом и говорит, что в Австралии, где снимают фильм, так принято расслабляться.
К тому же с трендами создатели явно задержались. В финале нам показывают трейлер фильма, который снимали герои, — он напоминает пародию на «Дюну» с карикатурными завываниями в саундтреке и пустынными пейзажами. По качеству съемки этот эпизод чем-то напоминает псевдокроссовер The Last of Us и Mario. Правда, в оригинальном скетче юмор куда удачнее.
Кроме того, создатели пытаются сделать фильм остроумнее, чем он есть. Джоди и Колт обсуждают, стоит ли добавлять в боевик сплит-скрин: в момент их диалога экран делится надвое. А еще героиня-режиссер причитает, что продюсеры вынуждают добавить в экшен любовную линию. Так «Каскадеры» как бы оправдываются за хлипкую мелодраму в собственном сюжете.
Кажется, будто авторы предугадали претензии зрителей и решили обезоружить критиков сломом четвертой стены: они сами прекрасно понимают слабости фильма и иронизируют над ними. Но проблемы от этого никуда не исчезают.
😤 Авторы «Каскадеров» не определились с жанром
Фильм пытается совместить вообще все излюбленные жанры Голливуда, кроме разве что хоррора. Изначально режиссер Дэвид Литч вдохновлялся одноименным сериалом 1980-х: именно благодаря ему он и решил попробовать себя в этой необычной профессии. Среди других референсов называют «Команду „А“» и «Старски и Хатч». В перечисленных шоу удачно совмещали мелодраму, детектив, комедию и экшен. Вот только эти сериалы сами задавали тренды, а их авторы придумывали оригинальные сюжеты.
«Каскадеры» же просто берут полюбившиеся эпизоды из классики. Начиная от образа крутого парня и заканчивая несовременно наивным финалом: злодея побеждают, выбив из него признание абсурдным путем и записав все на диктофон. По сути, Литч не предлагает никакого нового видения: он просто берет рабочую формулу сорокалетней давности и чередует десятки разных проверенных приемов.
Можно было бы сказать, что так режиссер признается в любви к жанру. Но есть куда более удачные примеры стилизаций — причем из той же весовой категории. «Славные парни» Шейна Блэка мимикрировали под бадди-муви 1980-х и 1990-х с горе-детективами, попадающими в комичные ситуации. Но в ретроэстетику режиссер добавил свой фирменный цинизм: герои грязно отшучиваются, предают друг друга и нередко проливают кровь из-за собственной глупости.
В фильме Литча гораздо безопаснее. А постановка в нем настолько блеклая, что картину мог бы снять любой ремесленник Netflix. Это далеко не проблема для обычного студийного кино, но от чувственного послания к профессии и классике жанра хотелось бы увидеть чуть больше искренности. Особенно комично, что фильм, где злодеи используют дипфейк, сам выглядит как продукт нейросети.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult