«Дворец»: хулиганская комедия Романа Поланского в духе «Белого лотоса» и «Треугольника печали»
23 ноября в российский прокат вышла комедия «Дворец» Романа Поланского — живого классика кино, режиссера «Пианиста», «Китайского квартала» и «Ребенка Розмари».
В шикарном отеле в Швейцарских Альпах пестрая компания богачей собирается отмечать новый, 2000-й год. Среди них: старый английский миллиардер с юной женой, порноактер на пенсии, французская маркиза, модный пластический хирург, русские с чемоданами денег и эксцентричный финансист. Работники гостиницы едва успевают исполнять все их капризы.
Роман Полански никогда не боялся удивлять публику и экспериментировать: он снимал и хорроры вроде «Ребенка Розмари», и исторические драмы в духе «Пианиста», и триллеры, как «Китайский квартал». Теперь режиссер впервые пробует себя в жанре кринж-комедии и настолько откровенно издевается над богачами.
Рассказываем, почему фильм стоит посмотреть — но только тем, кто не смущается похабных шуток и готов следить за неприятными персонажами.
Что за «Дворец» (The Palace)
Дата премьеры: 23 ноября 2023
Страны производства: Италия, Швейцария, Польша, Франция
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Оливер Мазуччи, Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз, Милан Пешель, Александр Петров, Жоакин де Алмейда, Фортунато Серлино, Бронвин Джеймс, Дэнни Экснар
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Дворец»: «Треугольник печали», «Горько!», «Праздничный переполох», «Не смотрите наверх», «Убойный огонек», «Четыре комнаты»
Продолжительность: 1 час 40 минут
Где смотреть: в российском прокате
😆 Весь фильм — бесконечный поток анекдотических ситуаций
Фешенебельный отель «Дворец» спрятан от посторонних глаз среди Швейцарских Альп. Номер здесь могут позволить себе только неприлично богатые люди. Утром 31 декабря 1999 года управляющий отелем строго инструктирует персонал ни в чем не отказывать гостям. Он хочет, чтобы постояльцы объелись черной икрой, а шампанское фонтанами лилось у них из носов и ушей.
В отель съезжаются эксцентричные гости. Знаменитый порноактер Бонго вышел на пенсию — и теперь хочет просто наслаждаться ездой на горных лыжах. Бритоголовые русские в шубах появляются с несколькими чемоданами наличных. Финансовый аферист мистер Краш забыл забронировать люкс, так что ему приходится довольствоваться крошечным номером и кричать на всех вокруг. Пожилой английский миллиардер Артур Уильям Даллас Третий отмечает годовщину свадьбы с 20-летней супругой Магнолией и привозит на радость любимой живого пингвина.
Модного пластического хирурга Лиму донимают пустыми разговорами возрастные клиентки. Французская маркиза пытается соблазнить молодого сантехника. В это время ее любимый пес не может сходить в туалет. Ведь для этого ему нужна травка — а в Альпах вокруг только снег.
Действие фильма ограничивается всего 24 часами: с утра 31 декабря 1999 года до утра 1 января 2000 года. Картина распадается на поток сценок разной степени комичности. Пингвин английского миллиардера сбегает и свободно бродит по коридорам. Порноактера Бонго бесконечно спрашивают про гигантский член и просят показать уникальный орган. Пожилые дамы со множеством пластических операций снова и снова стремятся продемонстрировать доктору Лиме испорченные на хирургическом столе груди.
Маркиза падает в обморок, когда любимый пес гадит ей в кровать. Странный чех заявляет мистеру Крашу, что является его незаконнорожденным сыном. Русские мечутся по отелю в поисках надежного хранилища для награбленного. Порой хочется просто отвернуться от экрана — настолько бывают противны как персонажи, так и глупейшие ситуации. Режиссер Роман Полански активно тестирует зрителя на прочность и не считается с признанным пониманием хорошего вкуса. «Дворец» — кино не для слабонервных.
🪩 Это веселый капустник ярких актеров
«Дворец» — ансамблевая комедия. В ней нет главного героя. Формально центральным персонажем можно считать управляющего отелем Хансуэли, но и у него на весь фильм одна задача — угождать богачам и всегда говорить «да».
Впрочем, здесь каждый персонаж сыгран на одной протяжной ноте — герои статичны и не развиваются. Но при этом Поланскому важно, чтобы зритель узнавал на экране более-менее известных актеров. А интернациональный каст подчеркивает, что в отель съезжаются гости из разных стран.
Актриса Фанни Ардан в свое время снималась у Алена Рене, Франсуа Озона и Этторе Скола — а здесь комично закатывает глаза, охает и визжит в образе французской маркизы. У финансиста мистера Краша, которого играет Микки Рурк, нездоровый оранжевый цвет загара и смешной парик. Герой напоминает Дональда Трампа, неудачно заснувшего где-то на пляже в Майами.
Порноактера на пенсии по имени Бонго играет Лука Барбарески. Он начинал карьеру в хоррорах вроде «Ада каннибалов», а когда-то даже заседал в итальянском парламенте. Британец Джон Клиз в роли пожилого миллиардера весь фильм ходит с наивной детской улыбкой — притом что он больше известен по ролям саркастичных циников. Актеры во «Дворце», может, и не играют сложные образы, зато их никак нельзя упрекнуть в отсутствии смелости.
🧨 «Дворец» — едкая сатира на богачей
Над богачами в кино смеялись и раньше, но в последние годы тема стала особенно модной. Но если условные «Треугольник печали» Рубена Эстлунда или «Белый лотос» можно отнести скорее к интеллектуальной сатире, то «Дворец» эстетически ближе к комедии «Горько!» Жоры Крыжовникова. Это дерзкая кринж-комедия.
Только в отечественном фильме к изначально неприятным персонажам удавалось под конец проникнуться симпатией. К героям Поланского может возникнуть разве что жалость. Режиссер сознательно делает так, чтобы гости «Дворца» вызывали в первую очередь омерзение.
Как и в «Белом лотосе», действие картины развивается в фешенебельном отеле, где легко разграничить людей на состоятельных посетителей и прислугу. Схожий сюжет и у «Треугольника печали», ведь трансатлантический лайнер — своего рода океанская гостиница. Во всех произведениях миллионеры прячут богатства от остальных и укрываются в тихом местечке.
«Дворец» уверенно вписывается в популярный тренд, но едва ли предлагает зрителям что-то принципиально новое. Мы уже и так знаем, что богатые тоже плачут.
Полански наблюдает за посетителями отеля как за рептилиями в террариуме. Закрытое пространство позволяет любопытным особям в кратчайшие сроки показать все худшие качества. Герои фильма хотят примерно одного и того же: еще больше денег, плотских утех, вечной молодости и исполнения всех их дурацких капризов.
Они отказываются стареть и упиваются властью, но в итоге все выглядят смешно. Любимая собачка, молодая жена, горные лыжи и пластические операции призваны скрыть внутреннюю пустоту.
Полански доводит все сюжетные линии до абсурда и упивается пороками своих персонажей. Иногда трудно понять, зачем это нужно настолько именитому автору. Может быть, он просто от всего устал и решил показать аудитории и критикам средний палец. Или же получает странное удовольствие от похабного злорадства над богачами. И то, насколько это приятно смотреть, его не сильно волнует.
Действие в фильме ни на секунду не останавливается, времени передохнуть у зрителей нет. В какой-то момент однообразные скабрезные анекдоты утомляют. Самые страшные и странные предсказания зрителя здесь обязательно сбудутся: у английского миллиардера останавливается сердце прямо во время полового акта, а собака в какой-то момент занимается сексом с пингвином. Лучше все это один раз увидеть самим — и больше никогда ничему в кино не удивляться.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult