«Платформа 2»: продолже­ние мрач­ной антиутопии про голод­ные игры
Поп-культура
38K
Кадры — Netflix

«Платформа 2»: продолже­ние мрач­ной антиутопии про голод­ные игры

13
Аватар автора

Марат Шабаев

выбрал бы шаверму

Страница автора

4 октября на Netflix вышел фильм «Платформа 2».

Это антиутопия про социальный эксперимент, в котором испытуемых помещают в вертикальную тюрьму с ограниченным запасом еды. Лифт с пищей останавливается на каждом этаже, и до самых нижних уровней почти ничего не доезжает.

Первая часть вышла на Netflix в 2020 году и стала одним из главных пандемийных хитов стриминга. Критики подмечали, что фильм попал в нерв времени. Вторую часть снял автор оригинала Гальдер Гастелу-Уррутия, и продолжение получилось заметно слабее. Рассказываем, почему так вышло.

Что за «Платформа 2» (El hoyo 2)

Дата премьеры: 4 октября
Страна производства: Испания
Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
Сценаристы: Давид Десола, Гальдер Гастелу-Уррутия, Педро Риверо, Эготиз Морено
В ролях: Кен Эпплдорн, Тадаси Ито, Оскар Хаэнада, Ховик Кеучкерян, Антония Сан Хуан, Милена Смит, Наталия Тена
Жанры: антиутопия, триллер
Фильмы, похожие на «Платформу 2»: «Пила», «Куб»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: Netflix (сервис недоступен в России)

🥱 Сиквел работает по формуле оригинала с небольшими изменениями

В первом фильме нас знакомили с тем, как устроена вертикальная тюрьма, которая неофициально называется «Дыра». В ней 333 этажа, на каждом находятся по двое заключенных, а в центре каждой квадратной комнаты есть отверстие. Сквозь него раз в сутки проходит платформа, уставленная всевозможной едой: от роскошных тортов и фруктов до запеченных поросят и куриных крылышек.

За короткое время испытуемые должны утолить голод, после чего лифт продолжает движение вниз. Оставить себе про запас ничего нельзя — в противном случае незримые тюремщики включают аномальный холод или жару, которые за считаные минуты убивают всех на этаже.

Заключенные с верхних уровней обычно набивают себе животы, стараются съесть как можно больше. Соответственно, до нижних уровней почти ничего не доходит — постепенно люди там или умирают от города, или начинают практиковать каннибализм. Раз в месяц испытуемых усыпляют и перемещают на другой рандомный этаж. Тот, кто пировал на пятом уровне, может оказаться на 150-м, что почти наверняка означает голодную смерть.

Герои нового фильма стартуют на 24-м этаже
Герои нового фильма стартуют на 24-м этаже

Другое важное правило: в тюрьму с собой можно взять только один предмет. Как ни странно, многие отправляются туда добровольно, чтобы убежать от каких-то проблем. Например, главный герой первого фильма Горенг таким образом пытался бросить курить. С собой в заключение он взял томик «Дон Кихота». А его сосед Тримагаси попал в Дыру за непредумышленное убийство — и захватил с собой нож.

Горенг прошел через все круги ада, побывал на разных этажах, голодал и сталкивался с каннибализмом. Он пытался изменить систему так, чтобы каждому из обитателей тюрьмы хватало пищи. Вместе с соратниками он защищал еду от неравномерного потребления и спускался на лифте все глубже. В финале он отправил наверх «послание» в виде выжившей девочки.

Сиквел знакомит нас с новыми героями. В центре сюжета — художница Перемпуан, которая пытается пережить некое травматическое событие. Ее соседом по этажу становится Замятин. Он ходит без рубашки, нервно сбривает все волосы с тела и подвержен пиромании.

Главную героиню сыграла Милена Смит — ее можно было увидеть в фильме «Параллельные матери» Педро Альмодовара
Главную героиню сыграла Милена Смит — ее можно было увидеть в фильме «Параллельные матери» Педро Альмодовара

Неизвестно, сколько времени прошло между первой и второй частью, но в Дыре теперь действует новый Закон. Он поддерживается самими заключенными, которые вдохновлены судьбой некоего Учителя.

Мифический герой смог прожить на нижних уровнях, питаясь собственным телом. Теперь его последователи под руководством безглазого Пророка рьяно следят за тем, чтобы каждый заключенный ел только свое блюдо.

За нарушение Закона они жестоко карают. Приверженцы Пророка называют себя лоялистами, а его противников — варварами. Главная героиня поначалу становится на сторону Закона, но, когда сталкивается с жестокостью лоялистов, ее мнение меняется.

Имя Замятина режиссер явно позаимствовал у автора классической антиутопии «Мы»
Имя Замятина режиссер явно позаимствовал у автора классической антиутопии «Мы»

🤔 Режиссер переходит от антиутопии к притче

Первый фильм был критикой капитализма. Устройство тюрьмы и распределение еды — нехитрая, но наглядная метафора социального неравенства: когда верхи могут ни в чем себе не отказывать, а голодающие низы вынуждены подвергаться постоянным унижениям.

А еще сюжет «Платформы» явно был навеян многочисленными социальными экспериментами 20 века — вроде широкого известного Стэнфордского тюремного эксперимента, когда ученые поделили испытуемых на заключенных и охранников. В условиях полной безнаказанности последние злоупотребляли властью и проявляли садистские наклонности.

Сторонники Пророка беспрекословно выполняют все его приказы
Сторонники Пророка беспрекословно выполняют все его приказы

В продолжении социальный запал оригинала сохранился, но к нему добавилось два новых измерения. Во-первых, сиквел показывает, что даже Революция Солидарности не ведет к возникновению справедливого общества, а принудительная уравниловка может быть губительной.

Например, избытки пищи, оставшиеся от мертвых заключенных, смываются в унитаз. Иначе, как считает Пророк, создастся неравенство: смерти одних людей станут наградой для других. Хотя при этом в Дыре обитают люди, которым по состоянию здоровья одной порции бывает недостаточно. А еще, если твое блюдо съел кто-то другой, ты не имеешь права позариться на чужую еду: Закон предписывает голодать и ждать следующего дня.

Во-вторых, сюжет обретает религиозные коннотации. Они были и в первой части, но в продолжении становятся более явными. Основателя Закона, который кормил плотью своих последователей, называют Учителем и Мессией. Перемпуан, как и Горенг, в финале вынуждена выбирать между собственным спасением и искуплением грехов. А многие сцены будто бы разворачиваются скорее в душе самой героини, а не в объективной реальности.

Имя Перемпуан переводится с индонезийского как «женщина»
Имя Перемпуан переводится с индонезийского как «женщина»

👎 Сиквелу не хватает новизны

Основной недостаток «Платформы 2» — малое количество оригинальных идей. По сути, Гастелу-Уррутия заставляет новую героиню проходить тот же путь, какой выпал Горенгу в первом фильме.

Постепенно Перемпуан спускается все глубже, люди вокруг становятся все более отчаянными и жестокими. А в конце художницу ждет сложный выбор и аллегорический финал. В этом плане «Платформа 2» напоминает скорее не сиквел, а ремейк первого фильма.

Еще одна яркая сцена фильма — играющие дети. Как и для чего они оказываются в Дыре — загадка
Еще одна яркая сцена фильма — играющие дети. Как и для чего они оказываются в Дыре — загадка

К тому же зритель не узнает об этом вымышленном мире почти ничего нового. Нам только мельком показывают тех, кто занимается техническим обслуживанием Дыры. Кто, как и зачем построил это учреждение — неизвестно. Равно как и непонятно, почему герои отправляются туда по доброй воле. В первом фильме упоминалось, что Горенг должен был получить некий сертификат, но на что он влияет? И сколько надо прожить в Дыре, чтобы выйти на свободу?

Перемпуан, Замятин, Пророк и другие остаются функциональными персонажами для иллюстрации авторских идей. Они лишены убедительной драматической линии, а их предыстории без потери смысла укладываются в одно предложение.

Впрочем, фанаты брутальных жанровых фильмов наверняка будут довольны. Количество жестокости здесь возросло кратно — во многом благодаря зверствам лоялистов. Впечатлительным зрителям придется тяжело: в кадре с завидной регулярностью отрывают конечности и практикуют каннибализм.

Хотя «Платформу 2» трудно отнести к поджанру torture porn  , поклонники «Пилы» и «Хостела» могут взять фильм на карандаш. А фанатам «Куба» и других герметичных триллеров точно понравятся минималистичные интерьеры — наиболее запоминающимся персонажем фильма в итоге оказывается сама Дыра.

У режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия в послужном списке всего два полнометражных фильма — это дилогия «Платформа»
У режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия в послужном списке всего два полнометражных фильма — это дилогия «Платформа»

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Марат ШабаевЧто вы думаете о фильме? Расскажите подробнее:
  • Утка_атакуетЯ пока не буду читать статью) Мне очень понравился первый фильм. Я склонна считать, что это больше притча с философской и довольно очевидной концовкой, хотя остались вопросы5
  • Dm DmПервый куда ни шло, вполне себе можно было глядеть. Но этот.. в общем не осилил.1
  • Утка_атакуетHunde, я не школьник, но мне понравилось. Неплохой триллер, актёры отлично сыграли2
  • StarbreezeДоят любую нормальную идею. Какой интерес это смотреть, если суть происходящего и так известна?1
  • Наталья СорокинаОт первого фильма я была в восторге, немного конец затянут и замудрен через чур. Но вообщем впечатление положительное. Второй фильм откровенно расстроил, слишком уж тонкий смысл, который даже не очевиден. Одно слово антиутопия. Из пяти балов по моему мнению три с минусом.0
  • Анна Калашниковая так понимаю никто не понял что в «Платформа 2» действия разворачиваются еще до 1 части?3
  • Олег ТиньковАвтор под чем это писал? Воздержитесь в следующий раз от подобного шлака. Второй фильм - это то, что было до первого фильма, и тем самым заполняет пробелы, оставляя новые вопросы3
  • Алена СмирноваАнна, да, в конце, как я поняла, вниз спускается главный герой 1 фильма, а его уже встречает героиня второго. Оба фильма нужно смотреть сразу, либо с небольшим перерывом. А то я уже подзабыла героев.0
  • ЮрийАбсолютно поверхностная статья. Ощущение, что просмотрен фильм был крайне невнимательно и безответственно. Открытая концовка или неотвеченные вопросы часто бесят зрителей, из-за чего они занижают оценку фильма и всячески обесценивают картину. В первой части нам показали модель мироустройства с жестким законом: распределение ограниченных ресурсов несправедливо по определению, каждый просто реагирует на этот факт по-своему. Вторая часть показывает вариативности: а что будет если кто-то захочет управлять этим распределением, а что будет если мнения разойдутся? Что лучше: кровавое законообразование или такая же кровавая свобода всех против всех? В хорошей истории личность всегда меняется. В обеих частях конфликт личности и системы прям зашкаливает. Подробное раскрытие каждого героя не требуется, оно представлено ровно так, как требует контекст. Место, время действия, законы физики, сертификат, администрация, комната с детьми и жизнь "отбросов" на самом дне — существование всего этого автор не объяснил, от чего видимо и полыхнуло у большинства зрителей. А автор и не должен. Это называется художественным приёмом, где простор для для полёта мысли и чувства куда важнее простой удовлетворённости от закрытия всех вопросов. А те, кого это не удовлетворяет, с ними всё ясно – им главное обожраться готовой едой, не задумываясь об её предназначении.0
Вот что еще мы писали по этой теме