«Убийца»: Дэвид Финчер снял остроумный триллер о киллере-перфекционисте с Майклом Фассбендером
Поп-культура
15K
Источник — Netflix

«Убийца»: Дэвид Финчер снял остроумный триллер о киллере-перфекционисте с Майклом Фассбендером

15
Аватар автора

Ефим Гугнин

ответ убил

Страница автора

10 ноября на Netflix вышел фильм «Убийца» — новая работа режиссера «Бойцовского клуба», «Семь» и «Социальной сети».

В этот раз Дэвид Финчер рассказывает историю прагматичного наемного убийцы, который ошибается во время одного из заданий. Из-за этого на киллера открывают охоту бывшие работодатели.

Рассказываем, чем удивляет фильм — и почему его стоит увидеть.

Что за «Убийца» (The Killer)

Дата премьеры: 27 октября 2023 — ограниченный прокат, 10 ноября 2023 — Netflix
Страна производства: США
Режиссер: Дэвид Финчер
Сценаристы: Эндрю Кевин Уокер, Алексис Ноулент
В ролях: Майкл Фассбендер, Тильда Суинтон, Чарльз Парнелл, Арлисс Ховард, Керри О’Мэлли, Софи Шарлотт, Сала Бэйкер, Эндре Хулс
Жанры: триллер, боевик
Фильмы, похожие на «Убийцу»: «Самурай», «Драйв», «Пес-призрак: путь самурая»
Продолжительность: 1 час 58 минут
Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России

Причина № 1

🔪 Дэвид Финчер вернулся к любимому жанру

Безымянный главный герой работает наемным убийцей. Он может днями сидеть в одиночестве, поджидать жертву и просчитывать свои действия до мелочей. Но однажды во время задания герой промахивается: вместо цели попадает в случайную девушку.

Ему удается сбежать, но работодатели не слишком довольны таким поворотом событий. Вскоре в дом мужчины проникают неизвестные и сильно ранят его возлюбленную. Герой решает не дожидаться, пока киллеры доберутся и до него, — и сам отправляется по их следу.

Действие фильма разворачивается сразу в нескольких городах — в том числе Париже, Нью⁠-⁠Йорке и Новом Орлеане
Действие фильма разворачивается сразу в нескольких городах — в том числе Париже, Нью⁠-⁠Йорке и Новом Орлеане

Предыдущий фильм Финчера был несколько экспериментальным для режиссера: «Манк» снят в духе кино 1940-х и рассказывает о жизни сценариста «Гражданина Кейна». «Убийца» же — возвращение к истокам, холодным триллерам, благодаря которым автор и стал известен.

На месте все любимые финчеровские атрибуты: будто бы выцветшее изображение, апатичный главный герой, резкие вспышки циничного насилия, эстетика неонуара. В деталях кино не похоже на «Семь» и «Бойцовский клуб», но это явно самое близкое, что Финчер к ним снимал за десятилетия.

Причина № 2

🖋 Это методичный, напряженный фильм

«Убийца» во многом напоминает французский триллер «Самурай» 1967 года. Главный герой того фильма — такой же немногословный наемный убийца, который попадает в немилость работодателей. Картины схожи и стилем повествования: оба очень размеренные и прямолинейные, оба не пытаются удивлять поворотами сюжета.

«Убийца» столь же методичен, как и его главный герой. Вначале Финчер в деталях показывает зрителю быт наемного киллера перед заданием: герой скучает в заброшенном офисе, слушает музыку, занимается йогой и лишь иногда выходит на улицу, чтобы перекусить в «Макдональдсе». А его голос за кадром размышляет обо всем на свете — своей профессии, жизни, философии.

Главного героя потрясающе играет Майкл Фассбендер — актер не появлялся в кино аж с 2019 года
Главного героя потрясающе играет Майкл Фассбендер — актер не появлялся в кино аж с 2019 года

Финчер использует скуку как сценарный инструмент: мы будто проникаем в голову главного героя, человека очень последовательного. Втягиваемся в его быт, узнаем о странных ритуалах и привычках. А заодно понимаем, что работа киллера — это не сплошной экшен, а рутинное занятие. Собственно, одной из первых реплик герой заявляет, что в его профессии нужно не бояться скуки. Этому же учит аудиторию режиссер.

При этом не сказать, что фильм чересчур медленный и недружелюбный к зрителю. Как ни крути, Финчер — не заумный фестивальный автор, а бывший клипмейкер, и даже рутину он снимает с поразительной динамикой. Просто его кино не пытается активно развлекать каждую минуту.

Режиссер доверяет способности зрителей втянуться в мир картины, немного пожить с персонажем и послушать его мысли. К тому же размеренный темп увеличивает напряжение в ключевых сценах: фильм тестирует ваши нервы на прочность и до последнего оттягивает кульминационные моменты. Из-за чего те ощущаются лишь эффектнее.

Фильму помогает и то, что он идет меньше двух часов — спокойный темп не успевает надоесть
Фильму помогает и то, что он идет меньше двух часов — спокойный темп не успевает надоесть
Причина № 3

🎭 «Убийца» остроумнее, чем кажется

При всей холодности и циничности «Убийца» — еще и весьма смешное кино. Не один раз за фильм авторы комично сопоставляют высокопарную закадровую речь главного героя и нелепую реальность, в которую он попадает. Скажем, киллер долго и подробно размышляет об идеальном выстреле, чтобы через секунду сделать судьбоносный промах. А одним из антагонистов оказывается карикатурный богач-хипстер, не особенно понимающий, как работает криминальный мир.

Режиссер смотрит на протагониста с некоторой иронией. Наемный убийца лишь пытается казаться гениальным перфекционистом: на самом деле он подвластен эмоциям и не всегда может просчитать все до мелочей. Он как мантру повторяет в голове одни и те же профессиональные истины — что ему надо отказаться от эмпатии, сражаться только там, где платят.

В некоторых сценах герой Фассбендера выглядит откровенно жутко — но иногда актер умудряется показать и комичную сторону персонажа
В некоторых сценах герой Фассбендера выглядит откровенно жутко — но иногда актер умудряется показать и комичную сторону персонажа

Но у героя не очень-то выходит: все же мы смотрим за историей довольно иррациональной мести. Закадровая речь в «Убийце» не объясняет сюжет, а скорее дает любопытный контекст происходящему — показывает, как сильно расходятся внутренние установки персонажа и его действия. Кажется, будто Финчера до сих пор тревожит, как много людей не поняли смысл того же «Бойцовского клуба» и восприняли философию Тайлера Дердена всерьез. Здесь постановщик более прямо показывает, насколько глуп и беспомощен показной прагматизм киллера.

В фильме много любопытных деталей и наблюдений: скажем, на заданиях герой постоянно слушает музыку, причем его рабочий плейлист целиком состоит из песен The Smiths. Эмоциональный постпанк забавно контрастирует с происходящим на экране и усиливает комический эффект. А еще герой часто маскируется под «немецкого туриста»: потому что, по его словам, к ним точно никогда никто не подойдет поговорить.

Вот так выглядит наименее странный фанат The Smiths
Вот так выглядит наименее странный фанат The Smiths
Причина № 4

🕵‍♂ Это стильный неонуар

У фильма любопытное визуальное решение — действие тут обычно происходит в сумерках, а то и в полной темноте. Города, где находится герой, мы чаще всего видим из окон офисов, квартир или фургонов. Киллер, а вместе с ним и зритель, будто всегда существует в тени, на периферии обычной жизни. Поэтому даже когда персонаж оказывается в Париже, нам не показывают ни Эйфелеву башню, ни Марсово поле — лишь одну и ту же улицу и случайный отель.

Даже в рестораны герои предпочитают ходить только такие, где владельцы экономят на электричестве
Даже в рестораны герои предпочитают ходить только такие, где владельцы экономят на электричестве

Единственная полноценная экшен-сцена снята в темном доме — лишь в окна попадает слабый свет уличных фонарей. При этом, что удивительно, все прекрасно видно: Финчер подчеркивает силуэты персонажей и снимает драку так, что в происходящем точно не запутаешься.

Минималистичный визуал как бы приземляет историю. Легко поверить, что события фильма могут происходить где-то рядом с нами — и никто этого не заметит. Финчер показывает мир организованной преступности как некую параллельную реальность, скрывающуюся от глаз в ночных переулках, заброшенных зданиях и тесных туалетах заправок.

Причина № 5

🎨 За сюжетом о киллере скрывается размышление об искусстве

Известный критик сайта IndieWire Дэвид Эрлих описывает «Убийцу» так: «Это фильм о том, как одновременно классно и неловко 60-летнему человеку жить с осознанием, что он снял „Бойцовский клуб“». И хотя это больше шутка, в ней определенно есть доля правды. В фильме легко увидеть рефлексию Финчера о его собственной карьере. А главный герой — в том числе ироничное альтер-эго режиссера.

Постановщик тоже известен перфекционизмом, он готов снимать сотни дублей ради одного идеального кадра. При этом, как и герой, Финчер — часто наемный работник: он сам не пишет сценарии и берет чужие истории.

В каком-то смысле «Убийцу» можно воспринимать как колкую самокритику от легендарного режиссера. Кинематографическое признание в том, что и он при всем своем прагматизме не всегда понимает, что делает.

«Убийца» снят по французскому комиксу Le Tueur Матца и Люка Жакамона — но авторы фильма изменили настроение и сюжет первоисточника
«Убийца» снят по французскому комиксу Le Tueur Матца и Люка Жакамона — но авторы фильма изменили настроение и сюжет первоисточника

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какой ваш любимый фильм Дэвида Финчера?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество