«Обреченные на славу»: неровный сериал про Римскую империю с Энтони Хопкинсом и Иваном Реоном
19 июля на «Амедиатеке» вышел сериал «Обреченные на славу».
Шоураннером выступил Роберт Родат, сценарист «Спасти рядового Райана» и сериала «Рухнувшие небеса». А несколько серий снял Роланд Эммерих: он известен благодаря фильмам-катастрофам «2012» и «Послезавтра».
Мы целиком посмотрели амбициозное историческое шоу и рассказываем о достоинствах и недостатках «Обреченных на славу».
Что за «Обреченные на славу» (Those About to Die)
Дата премьеры: 19 июля 2023 года
Страны производства: США, Германия, Италия
Режиссеры: Роланд Эммерих, Марко Кройцпайнтнер
Сценаристы: Роберт Родат, Алекс Кармеделле, Ева Гонзалез, Чарльз Холлэнд, Марисса Листрад, Джилл Роби
В ролях: Энтони Хопкинс, Иван Реон, Сара Мартинш, Джоджо Макари, Мохаммед Хашим, Том Хьюз, Гонсалу Алмейда, Димитрий Леонидас, Габриэлла Пессион, Руперт Пенри-Джонс
Жанры: драма, боевик
Фильмы и сериалы, похожие на «Обреченных на славу»: «Гладиатор», «Рим», «Спартак: Кровь и песок»
Продолжительность: 10 эпизодов по 50 минут
Где смотреть: «Амедиатека»
😐 Не все сюжетные линии одинаково интересны
Рим, 79 год нашей эры. Пожилой император Веспасиан из рода Флавиев чувствует, что скоро умрет, и думает о преемнике. На трон может сесть его старший сын Тит — опытный генерал римской армии, который пользуется популярностью у народа. Но есть и другой кандидат — младший сын Домициан, один из самых влиятельных сенаторов.
Веспасиан обещал римлянам воздвигнуть амфитеатр Флавиев — гигантское сооружение для представлений, которое позже будет известно как Колизей. А до тех пор он устраивает гонки на колесницах и гладиаторские бои в Большом цирке. Там властвует делец Тенакс, который принимает ставки на ипподроме. В игорном бизнесе заинтересованы многие, в том числе и Домициан, который хочет зарабатывать за спиной отца и брата.
Это далеко не все действующие лица «Обреченных на славу». Здесь есть, например, мать Кала, которая хочет вызволить своих дочерей и сына из рабства, а также трое братьев-конюхов из Испании. В первой серии так много сюжетных линий, что создатели тратят целый час только на представление героев. Из-за этого не понятен ни основной жанр сериала, ни суть центрального конфликта. В одних моментах это закрученный политический триллер, в других — семейная драма или спортивный боевик.
Более того, в середине сезона арок становится даже больше. Сценаристы раскрывают прошлое Тенакса и вводят нового антагониста, его друга детства. Появляется любовная линия одного из конюхов и дочери Калы. Показывают и семью сенатора Марса, который хочет повысить свое влияние в Большом цирке.
На фоне разворачиваются и другие события — например, нарастающее недовольство иудеев-рабов. Все эти сюжетные линии почти не влияют на глобальную историю и лишь отвлекают внимание от действительно интересных арок.
Сериал становится захватывающим в сценах, где участвует Домициан. Властолюбивый политик строит козни против своего брата Тита. Он изображает слабость перед людьми, которые стоят выше него, и требует покорности от простолюдинов. Домициан боится родственников и больше всего на свете хочет стать императором, чтобы его наконец уважали. На фоне героя меркнет даже Веспасиан: герой Энтони Хопкинса появляется только в половине серий на пару минут.
Отлично смотрится и линия Тенакса. Выходец из трущоб на равных общается со знатными людьми, помогает беднякам и основывает собственную фракцию по гонкам на колесницах. После начала сезона он объединяется с Домицианом и помогает ему укреплять власть в Риме. Персонаж Ивана Реона вызывает смешанные эмоции: с одной стороны, он щедр и милосерден по отношению к обычным людям, а с другой — жесток и непоколебим к соперникам. Ему ничего не стоит подстроить результаты игр, чтобы нечестно заработать на ставках.
«Обреченные на славу» хорошо смотрелись бы в формате высокобюджетного фильма на два с половиной часа. Ведь шоу и так посвящено именно Домициану и Тенаксу — они здесь главные действующие лица. Остальные персонажи кажутся скорее статистами.
⚔️ У сериала отличный экшен, но слабая графика
Половину серий снял Роланд Эммерих, прославившийся высокобюджетными фильмами-катастрофами вроде «Дня независимости», «Послезавтра» и «2012». Его картины никогда не отличались проработанными диалогами, и разговорные сцены «Обреченных на славу» тоже не впечатляют. Они сняты стандартными «восьмерками», камера никак не двигается, а актеры чаще всего стоят на месте и зачитывают реплики.
Зато сериал раскрывается в многочисленных экшен-сценах. Особенно эффектно выглядят гонки: песок летит в глаза, соперники пытаются сбить друг друга, колесницы разбиваются, а лошади с грохотом падают. Ни о каких правилах речи не идет: спортсменов могут даже переехать насмерть, и соревнование все равно не закончится. Победителя чествует весь Рим.
Отличными получились и сражения гладиаторов. Здесь не стесняются показывать кровь и отрубленные конечности, а ставки повышаются с каждой секундой. Гладиаторы дерутся на последнем издыхании, перекатываются в разные стороны и ищут слабости в сопернике. В последней серии Эммерих даже показывает бой в грязи: в этом эпизоде воины с трудом встают на ноги и поскальзываются.
Подобные экшен-сцены выглядят дорого и красиво, но на всем остальном создатели явно сэкономили. Графика сильно бросается в глаза во многих уличных эпизодах. Сразу заметно, что они снимались в павильоне: актеры выделяются на размытом фоне города, а компьютерным декорациям не хватает детализации.
Разумеется, без CG в современных сериалах не обойтись — например, его используют почти во всех сериях «Дома Дракона». Но в «Обреченных на славу» графика вырывает из погружения, на нее обращаешь внимание. Это простительно для исторических сериалов начала 2000-х и даже 2010-х, но выглядит странно в дорогом современном шоу.
😞 Сериалу не хватает размаха
Римскую империю в кино, как правило, изображают величественной и необъятной. Императоры царствовали в огромных дворцах, устраивали роскошные праздники и возводили в честь себя мраморные статуи. Именно таким государство показывали в «Спартаке», «Бен-Гуре» и «Гладиаторе».
Рим в «Обреченных на славу» едва ли сравнится по масштабам. Кажется, что город ограничивается парой улиц и пятью локациями — Большим цирком, домом Тенакса в трущобах, спальней императора, поместьем сенатора и Колизеем. Места за пределами Рима показывают лишь в начале и конце сезона.
Малые масштабы можно было бы простить, будь сериал низкобюджетным и неамбициозным. Но затраты на него составили не менее 140 млн долларов, и сценаристы попытались охватить не только локальный бизнес на ставках, а еще и политические игры Флавиев. Сериал не соответствует грандиозной задумке создателей, поэтому вызывает смешанные эмоции — от восторга до разочарования.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult