Сколько стоит съездить на машине из Уфы в Крым
Когда я был школьником, мы с семьей добирались до места отдыха на поезде или самолете.
Наши соседи этажом ниже путешествовали на автомобиле. Я тогда считал их чудаками, а теперь сам езжу в отпуск только на машине.
Четвертый год подряд мы с женой и двумя детьми добираемся из Уфы в Крым на Ниссан Ноут. Оказалось, это удобно и выгодно: можно потратить меньше денег на дорогу и больше — на отдых.
В статье я расскажу, как подготовиться к поездке, рассчитать бюджет и на чем можно сэкономить.
Потратили на дорогу из Уфы до Крыма — 19 814 ₽
Подготовка автомобиля | 8150 ₽ |
Бензин | 6864 ₽ |
Жилье | 4500 ₽ |
Шиномонтаж | 300 ₽ |
Потратили на дорогу из Уфы до Крыма — 19 814 ₽
Подготовка автомобиля | 8150 ₽ |
Бензин | 6864 ₽ |
Жилье | 4500 ₽ |
Шиномонтаж | 300 ₽ |
Это статья о путешествии
Автор рассказал о личном опыте и не затрагивал тему геополитики. Если соберетесь повторить маршрут, советуем изучить законодательство и таможенные правила.
Почему автомобиль
Доехать из Уфы до Крыма можно на машине, поезде или самолете.
Самолет — самый комфортный способ, но он же и самый дорогой. Прямой перелет из Уфы на семью из четырех человек в среднем стоит 44 тысячи рублей в обе стороны. В 2018 году нашей знакомой удалось купить билет за 13 450 ₽. Дешевые перелеты трудно поймать, поэтому мы сразу отсекаем этот вариант.
Поезда уже запустили
Когда я писал эту статью, прямые поезда в Крым только планировали запустить. С ноября 2019 года билеты на них уже продают. Первый состав отправился из Санкт-Петербурга 23 декабря 2019 года.
Перевозчик — не РЖД, а отдельный оператор. Он и продает билеты.
Единые билеты, о которых я так много писал в статье, вообще больше не продают.
Поезда по Крымскому мосту обещают запустить только к 2020 году. Пока приходится ехать с пересадкой: сначала на поезде до Анапы или Краснодара, а потом на автобусе до Керчи, Симферополя, Севастополя, Феодосии, Судака, Евпатории или Ялты. Поезд идет 42 часа, автобус — от 3 до 12 часов.
На сайте РЖД продают единые билеты на поезд и автобус до Крыма. Самый дешевый стоит 3929 ₽ на человека. Если брать купе, цена вырастает до 5000—6000 ₽ в зависимости от места.
В среднем плацкарт на четырех человек из Уфы в Крым обходится в 15 тысяч в одну сторону, в купе — в 23 тысячи. Дети до 10 лет на поезде едут за 35% от стоимости билета. У нас такой ребенок один, поэтому нам путешествие в купе обошлось бы в 19 тысяч рублей, а в плацкарте — в 13 тысяч.
Сумма получается меньше, чем наш бюджет на дорогу на машине — 19 814 ₽. Но в эту сумму я включаю 8150 ₽ на ремонт машины и замену масла. Это затраты я понес бы и без путешествия. Без ремонта дорога обошлась бы мне в 11 664 ₽.
По скорости поезд и автомобиль примерно равны: дорога занимает три дня. Но в поезде можно ехать с комфортом, только если повезет с проводником. Если не повезет, к концу дня будет грязно в коридорах, тамбурах и туалетах. Впечатление от поездки могут испортить соседи по вагону.
В машине устаешь долго сидеть, но мы делаем остановки в городах и заодно смотрим их. Ночевка в квартире или мотеле приятнее, чем в вагоне. Колеса не стучат, а с полок не свисают чужие ноги.
У машины есть и другое преимущество: на ней удобнее передвигаться по полуострову. Не нужно платить за трансфер из аэропорта или вокзала и думать, как доехать до уединенного пляжа. На любую экскурсию можно съездить самостоятельно.
В 2018 году наши друзья поехали на экскурсию в Мраморную пещеру и на местную ферму, чтобы покататься на осликах. Поездка обошлась в 1500 ₽ на человека. Мы поехали по тому же маршруту на машине. Быстро доехали до фермы и пещеры и сэкономили 5300 ₽: вместо четырех билетов потратили только 700 ₽ на бензин.
Весь Крым с востока на запад можно проехать за 4,5 часа, поэтому иногда мы с семьей останавливаемся сразу на нескольких курортах. Например, в 2015 году мы жили в шести городах.
С детьми лучше на машине еще и из-за непредвиденных ситуаций. Однажды был случай: пора ехать домой, а у младшего сына Ивана поднялась высокая температура. Поменять билеты на поезд или самолет на четырех человек было бы невозможно: в сезон все раскуплено. Но мы были на машине. Просто остались в Крыму еще на два дня и выехали, когда болезнь отступила.
Подготовка автомобиля
Мы берем много вещей в путешествие, поэтому нагрузка на ходовую часть выше, чем обычно. Чтобы уменьшить вероятность поломки в пути, я серьезно готовлю машину к поездке.
Перед путешествием я меняю масло. Обслуживаюсь у официалов, потому что на замену масла у них конкурентные цены. В 2018 году это стоило 3220 ₽, включая съем и установку защиты картера. Вдобавок к замене масла официалы делают бесплатную диагностику двигателя и ходовой части и дают сертификат на помощь в дороге. Если машина сломалась, по нему можно бесплатно доставить машину на эвакуаторе к ближайшему сервису. Сертификат действует по всей России. Пока я ни разу им не пользовался, но всегда вожу с собой.
После диагностики у официалов часто выясняется, что машина требует ремонта на приличную сумму. В первый год я согласился на предложения дилера, а потом поумнел. Теперь после официалов я перепроверяю машину в другом сервисе. Это стоит еще 200 рублей, но чаще всего там не подтверждают результаты официальной диагностики. Если что-то все-таки нужно отремонтировать, я чиню это там же. Получается дешевле: например, салонный фильтр в официальном сервисе стоит 800 ₽, а в магазине запчастей — от 124 ₽.
Прямо перед поездкой я меняю салонный фильтр. Летом в машине постоянно работает кондиционер, и новый фильтр лучше очищает забортный воздух и легче его пропускает. Я покупаю фильтр за 180 ₽ и меняю его сам.
- 8150 ₽
Каждый год затраты на подготовку авто составляют от 5 до 10 тысяч рублей. В 2018 году я заплатил 8150 ₽. Я включаю эти затраты в бюджет путешествия, но потом езжу на отремонтированной машине целый год.
Маршрут
Проезд через Украину для россиян закрыт. Поэтому москвичи и жители северо-западной части страны едут в Крым по трассе М4. Для тех, кто едет с востока и севера, дорога лежит через Саратов и Волгоград. Расскажу об этом маршруте, так как для меня он уже стал родным.
Перед поездкой я составляю маршрут по картам Гугла, Яндекса и Автодиспетчера. Я изучаю не только путь до конечной точки, но и до городов по дороге. Если в «Яндекс-картах» выбрать путь из Уфы в Крым, он покажет два пути. Первый — через Самару, второй — через Казахстан. Если строить дорогу через Анапу, появится третий путь — через Волгоград.
Из Уфы в Крым Гугл предлагает три дороги. Если ехать через Саратов, навигатор ведет по трассам М5, Р228, Р22 и М4:
Из Уфы до Анапы — третий вариант дороги. Она ведет до Саратова, затем по Р228 до Волгограда. После Тихорецка выходим на М4, а оттуда — через Краснодар на Крымский мост:
Качество дорог. Мы ездим через Самару, Саратов и Волгоград, но всегда разными дорогами. На выбор влияет предыдущий опыт, рассказы друзей и информация о пробках и ремонтных работах.
Я советую всегда заранее искать информацию о качестве дорог. Например, в первый год я ездил из Волгограда через Шахты и Ростов. Тогда трассу М4 ремонтировали, поэтому все стояли в ужасных пробках. Друг подсказал, что можно ехать через Сальск. В 2017 этот совет мне помог, но в 2018 я опять поехал через Сальск, а дорога уже испортилась. На ней было много мелких выбоин и неровностей — машину постоянно трясло. Возвращался я уже через Ростов: к тому времени ремонт на М4 уже закончился.
От Самары до Саратова я езжу то по правому берегу Волги через Сызрань, то по левому через Маркс и Энгельс. По второму маршруту есть участок плохой дороги, который напоминает стиральную доску. Я выбираю его, только когда на первом пробки на час и больше.
Пробки
Возможные затруднения на дорогах я смотрю в «Яндекс-пробках». Сервис позволяет отслеживать дорожную ситуацию по дням недели и времени суток. Если вижу, что где-то постоянная пробка, ищу о ней подробности в поисковике. Например, по запросу «пробка на М5 между Тольятти и Жигулевском» я нашел новость, что в том районе ремонтируют дамбу. По ней не пускают фуры до 22:00, поэтому на легковом автомобиле по дороге все-таки можно проехать с небольшими затруднениями. Но после 22:00 точно лучше выбрать другой путь.
Пробки я смотрю на этапе составления маршрута. В дороге изменения не вношу, потому что не доверяю навигаторам. Если навигатор предлагает свернуть с дороги, возможно, он хочет срезать дорогу по плохой грунтовке. Чтобы не рисковать, я придерживаюсь своего маршрута.
Дорога М4 на Крымский мост ведет через Краснодар. Там водителей ждет гигантская пробка: летом в столицу региона ежедневно въезжает 150 тысяч иногородних автомобилей. Если съехать с М4 на Тимашевск и Славянск-на-Кубани, срежете 50 км. Но дорога идет через станицы, где разрешенная скорость внутри населенных пунктов 40 км/ч, а на дороге дежурят сотрудники ГИБДД. Под хутором Коржевским в том же районе мы попали в необъяснимую пробку и потеряли 2 часа. За это время могли бы дважды объехать вокруг Краснодара.
Еще одна пробка поджидает путешественников в самом Тимашевске. Короткий путь ведет через железнодорожные пути. Там очень плотное движение поездов, и шлагбаум постоянно закрыт. Лучше выбирать дорогу через центр города.
На Крымском мосту движение свободное. На трассе Керчь — Феодосия раньше была постоянная пробка из-за отдыхающих, которые перебегали дорогу. В 2019 году открыли первую очередь трассы «Таврида» из Керчи до Симферополя. Сейчас никакой пробки там нет.
Паром
С 2015 по 2017 год путь водителя в Крым лежал через паромную переправу. За все три года мы ни разу не видели там многокилометровых очередей. Все было четко, быстро и весело, особенно детям.
Паром идет 30—40 минут, еще примерно час уйдет на ожидание парома, заезд на него и съезд. В 2018 году мы платили 100 ₽ за билет пассажира и 1750 ₽ за провоз авто. В 2019 году провезти машину стоило дешевле — 500 ₽. Но сейчас, в конце 2019 года, прежние паромы вообще не ходят. Официальный сайт переправы gosparom.ru закрыт. С 31 октября не ходят паромы и в грузовой порт Керчи.
Гугл предлагает ехать в Крым через Украину или на пароме через Керченский пролив. Чтобы появился Крымский мост, исключите паромные переправы во вкладке «Параметры».
Дорога
От Уфы до Крыма 2400 км, в день мы проезжаем 700—800 км. Это 9—10 часов езды, с остановками — 10—11 часов. Всю дорогу от Уфы до Крыма мы разбиваем на три части и проводим в пути три дня и две ночи.
Такой план соответствует приказу Минтранса РФ №15. Согласно пункту 16, водитель не должен проводить за рулем больше 9 часов в день. Я и столько не выдерживаю — мы с женой меняемся. Когда она ведет, я дремлю. Час отдыха на пассажирском сиденье — и можно снова за руль.
Минтранс в своем приказе делал расчет для «среднего организма». Мой знакомый Олег, здоровый парень, доехал от Уфы до Крыма с одной ночевкой. Он проезжал по 1200 км в день. Но такая езда — риск для себя и других водителей. Пару раз я ехал за машиной, которая вдруг уклонялась к обочине, а потом резко обратно: водитель явно засыпал.
Мы выезжаем в 7:00 и останавливаемся на ночлег в 18:00. Если в пути нас что-то остановит, в запасе есть два-три часа до темноты. В темное время суток дорога может быть опасной. Однажды мой друг врезался в грузовик, который разворачивался посреди дороги. В темноте его было невозможно разглядеть: сбоку не было фонарей. Друг чудом остался жив, но машина восстановлению не подлежала.
В разные годы мы останавливались в Самаре, Саратове, Волгограде, Сальске и станицах Голубицкая и Благовещенская. Благодаря спокойному темпу мы можем заехать на полдня в гости к родственникам в Самару, посетить Родину-мать на Мамаевом кургане и прокатиться на кораблике в Волгограде.
Бензин
Расход Ниссан Ноута по трассе — 6 литров на 100 км, с кондиционером — 6,5. При цене 44 ₽ за литр бензин на все 2400 км пути обходится нам в 6864 ₽.
Мы заправляемся на сетевых АЗС, потому что они есть на навигаторе. У меня есть бонусные карты «Лукойла» и «Башнефти». По ним за каждую покупку начисляют баллы, которыми потом можно оплатить бензин. «Лукойл» возвращает 2%, «Башнефть» — 1%. Еще на фирменных АЗС есть бесплатный чистый туалет.
Два-три раза нам приходилось заправляться на маленьких несетевых заправках. Среди автомобилистов есть мнение, что они продают некачественный бензин. Наш опыт не подтверждает эти слухи. Возможно, так было 20 лет назад, но сейчас после заправки на подобных АЗС двигатель работает как обычно. Выглядят такие заправки действительно как из прошлого века. Вместо девушки в фирменной одежде на кассе обычно сидит небритый мужик в выцветшей майке.
В Крыму цены на заправках приближаются к российским. До открытия Крымского моста топливо на полуострове было дорогим. Сейчас литр 95-го бензина стоит всего на 1,5 ₽ выше, чем в соседнем Краснодарском крае. Не нужно экономить каждый литр.
Амортизация и дополнительные расходы
Амортизация. Кроме прямых расходов на автомобиль есть косвенные расходы: сколько машина потеряла в цене из-за поездки, то есть амортизация. Есть несколько способов ее рассчитать, но я этого не делаю и не включаю амортизацию в бюджет. Мне важно знать, сколько наличных я потрачу на поездку.
Штрафы. Я не нарушаю ПДД, но вношу в бюджет минимальный штраф 500 ₽ на случай, если не замечу какой-нибудь знак.
Шиномонтаж. Я закладываю на шиномонтаж 1000 ₽. В этом году на дороге под Камышином у меня открепилась часть подкрылка под днищем. Мы заехали на сервис, где механик прикрутил три самореза и взял за это 300 ₽. В Уфе такая услуга обошлась бы мне в 100 ₽.
Жилье
Мы дважды останавливаемся на ночевки, например в Саратове и Сальске. Там мы снимаем квартиры: они комфортабельнее, чем мотели, и дешевле, чем хостелы. Квартиру можно снять за 1000—1500 ₽, а хостел обойдется в 2400 ₽.
В квартирах есть кухня — мы сами готовим завтрак и ужин и экономим на еде. Еще можно всегда поторговаться с владельцем жилья. В 2017 году мы ехали в отпуск с двумя семьями и снимали у одной хозяйки трехкомнатную квартиру. Она скинула по 200 рублей с семьи. Квартира обошлась в 3000 ₽ — по 1000 ₽ с семьи.
Квартиры ищем на «Авито». Площадка популярна у хозяев, которые сдают жилье на одну ночь. Снять однушку или двушку не составляет проблем. В среднем по Саратову предлагают 2000 квартир с одной или двумя комнатами. Из них квартир стоимостью до 1000 ₽ — 235.
Мы ведем переговоры с хозяевами по Вотсапу, чтобы они про нас не забыли: часто один человек сдает несколько квартир. Владельцы квартир не любят заключать сделку на одну ночь заранее, потому что надеются найти жильцов на 5—7 дней. Поэтому мы пишем им дважды. За две недели до поездки подбираем понравившиеся варианты, знакомимся, обсуждаем условия и договариваемся созвониться ближе к делу. Второй раз пишем за 3—4 дня: обычно к этому времени владельцы уже согласны сдать квартиру на любой срок.
Обычно мы переводим деньги сразу, но некоторые владельцы предпочитают наличную оплату по прибытии. С мошенничеством не сталкивались, но однажды под Анапой попали в неприятную ситуацию. Мы предварительно забронировали дом на три семьи через «Авито» и внесли предоплату на карту. За три дня до въезда хозяйка позвонила и сообщила, что отменяет сделку и возвращает нам деньги. Гости, которые у нее жили, решили задержаться — гостеприимная женщина не смогла им отказать. В итоге мы сняли жилье в два раза дороже, потому что других вариантов уже не было.
Еда
Я не включаю в бюджет затраты на еду. Они не являются дополнительными: мы едим и дома, и в дороге.
В дорогу мы берем пирожки, печенье, сосательные конфеты, яблоки, огурцы, помидоры, вареные яйца, колбасу, хлеб. Если едем из дома, кладем в сумку-холодильник пару котлет. Такой набор еды стоит 1500 ₽ на два дня.
Мы не покупаем на заправках еду, питье, снеки и мороженое: это дорого. Наше любимое мороженое «Коровка из Кореновки» стоит в магазине 52 ₽, а на заправке — 98 ₽. Его можно купить в любом населенном пункте по дороге.
На обед мы с семьей заезжаем в придорожные сетевые кафе, например «Макдональдс», KFC. У них все по технологии: везде еду одинаково готовят и контролируют. В кафе с домашней кухней еда обычно вкуснее, но там может попасться позавчерашний суп.
Ужинаем мы в квартире. В ближайшем продуктовом магазине покупаем то, что быстро готовится: сосиски, яйца, макароны, овощи, творог. Там же берем еду в дорогу на следующий день.
Полезные мелочи
Дети более капризные пассажиры, чем взрослые. В первых семейных поездках нам приходилось часто останавливаться и их выгуливать. Сейчас нехитрые приемы делают поездку в автомобиле более комфортной, а значит, мы меньше стоим и быстрее доезжаем до цели.
Наши дети ездят в креслах. Это не только безопасно, но и удобно. Когда они спят, голова в кресле не болтается, а лежит на подголовнике. Еще мы берем с собой надувную шейную подушку, но детям она не нравится. Я пользуюсь ей сам, когда хочу подремать.
В машине дети разуваются. Мы ставим две сумки на пол перед задними креслами, а сверху накрываем их большой клеенкой. Получается высокий помост, на который удобно поставить ноги. Еще берем несколько небольших подушек. Их можно подкладывать под разные места, чтобы не затекало тело.
Борьба со скукой — отдельная тема. В отпуск мы везем с собой игры и книги. Дочка Маша любит рисовать, поэтому берет блокнот с карандашами. Я записал курс английского на диск. Не скажу, что мы его часто слушали, но пару раз с его помощью Машу удалось усыпить.
Взрослым тоже требуется переключаться. Мы вместе играем в устные игры, например в Города. В последний год загадывали друг другу персонажей из Гарри Поттера. Как ни удивительно, персонажей Джоан Роулинг хватило на поездки туда и обратно и на месяц отдыха в Крыму.
Запомнить
- Техосмотр перед поездкой уменьшает вероятность поломки в дороге.
- В день лучше проезжать не больше 700—800 км, чтобы организм успевал восстановиться за ночь.
- Составляя маршрут, учитывайте пробки и участки с плохим покрытием.
- Заправляться лучше на сетевых АЗС: там есть бесплатный чистый туалет.
- Квартиры на ночлег снимать выгоднее, чем мотели или хостелы. Большой выбор квартир на одну ночь предлагает «Авито».
- Если едете с детьми, стоит позаботиться о развлечениях в дороге.