Базовый лагерь Эвереста или Аннапурна: какой трек я рекомендую для первого похода в Непале
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Если Вы задумались о треккинге в Непале, то скорее всего Вы выбираете между двумя самыми популярными (абсолютно заслужено) маршрутами: вокруг Аннапурны (the Annapurna Circuit) и базовым лагерем Эвереста (ebc).
Я прошла оба маршрута: EBC через озера Гокио и перевал Чо-ла в ноябре 2019 (соло) и AC + озеро Тиличо в апреле 2024 (вдвоем с сестрой). За 5 лет кое-что в Непале изменилось, но немного.
Первое, что хочется сказать, именно эти 2 трека в Непале — это абсолютно те места, куда можно и нужно идти самостоятельно без лишних групп и переплат. Да, некоторые риски есть, но при должной подготовке (физической и информационной) они довольно низкие.
Это моё мнение, основанное на личном опыте и опыте соло туристов встреченных на треке, Вы имеет право с ним не согласиться. В конце я постараюсь аргументировать, почему Вам не нужен тур за 1000 $.
Но сначала сравним оба маршрута.
1. Блага цивилизации
На треке вокруг Аннапурны в 2024 г. абсолютно в каждом лодже, где я останавливалась был горячий душ (газовый), Wi-Fi (с разной скоростью, но всегда достаточной, чтобы отправить сообщение в мессенджере), рабочая (но иногда шаткая) розетка в номере.
На EBC в 2019 г.: в основном солнечный душ, газовый обычно за дополнительную плату (100-200 NPR), Wi-Fi в 2019 был сильно хуже в сравнении с AC, но говорят сейчас интернет достаточно шустрый на всех стоянках за исключением Тенгбоче и Дингбоче. С электричеством в 2019 тоже было сложнее. Розетки выше Намче Базара только в dining hall, а зарядка пауэр банка за отдельную плату.
2. Дикость и аутентичность
К апрелю 2024 автодорогу (местами бетонку) на треке вокруг Аннапурны проложили до деревни Khangsar (3750м), то есть бОльшую часть маршрута автодорога пересекает или, что хуже, соединяется с туристическими тропинками. Это убивает атмосферу уединения с природой и ощущение того, что ты идешь среди высоченных гор. Я старалась везде, где возможно идти по треккинговому маршруту, но есть участки, где обойти ее невозможно. Идти по таким отрезкам неприятно. Во-первых нужно следить за тем, чтобы тебя не сбили, а во-вторых машины поднимают пыль, которая долго оседает.
Но зато людей на маршруте было совсем немного. За 14 дней мы встретили всего 3 большие группы (русских, корейцей и поляков), остальные туристы были либо в малых группах — до 6 человек, либо соло туристы. Часто бывало так, что несколько часов можно было пройти совершенно одному и никого не встретить.
На треке EBC такого хай вэя для машин нет, но зато есть аэропорт и очень много людей после Луклы. Я шла пешком от Саллери (заброска джипом) через Гокио и перевал Чо-ла. Это не самый популярный маршрут, поэтому и с толпой пересеклась совсем на короткий отрезок. Но если идти в сезон, по классическому маршруту EBC то можно столкнуться с очередями на маршруте.
3. Сложность
Читала много отзывов о том, что EBC сложнее и, если рассматривать не классически трек, а верез озера Гокио и перевалом Чо-ла, то соглашусь. Но мне кажется разница не значительная.
На AC есть довольно сложный акклиматизационный выход на Ice Lake. Высота еще не очень значительная (4600), но за 8 км нужно набрать 1100м, что довольно круто и утомительно. Субъективно, эта радиалка оказалась самым трудным участком на всем маршруте: сложнее, чем дорога на озеро Тиличе (4900) и восхождение на перевал Торонг Ла (5416). Последний на фоне озерных выходов и вовсе показался легкой прогулкой.
На EBC треке через Гокио сложный участок — это перевал Чо-ла. Причем не столько из-за высоты (5400), сколько из-за особенностей рельефа (из далека кажется, что подниматься предстоит по отвесной стене). Очень крутой подъем с перилами, где иногда приходилось дотягивать себя руками, когда ноги совсем устали
Если же идти классический EBC трек с грамотной акклиматизацией без резкого набора, то особо сложных участков там нет. Главным челленджем тут будет самое пребывание на высоте и восхождение на Кала-Патхар, хотя я знаю, что многие группы на него не ведут, ограничиваясь базовым лагерем.
4. Красота
Тут сложно сравнивать. Трек вокруг Аннапурны объективно более живописный с точки зрения природного разнообразия. За один маршрут вы пройдете все климатические зоны от джунглей с высокими водопадами, через лиственные и хвойные леса до вечной мерзлоты. Если пойти по дороге из Upper Pissang в Nagwal на протяжении почти всего пути на вас будет "смотреть" Аннапурна 2. А дорога к базовому лагерю Тиличо на столько необычная и впечатляющая, что ее стоит пройти даже в том случае, если Вы не планируете подниматься к самому озеру.
На EBC впечатляют не столько сами виды, хотя и они потрясающие и невероятные (там же Эверест и другие 8тысячники), сколько ощущение масштаба, силы и высоты. Рекомендую идти через Гокио, чтобы увидеть самые красивые панорамы этой местности — вид с Гокио Ри на голубые озера и панорама после перевала Чо-ла на долину Амадаблам (мое любимое). А с вершины Кала-Патхар нужно обязательно встретить закат/рассвет с видом на Эверест (в моем случае был закат). Наблюдать, как огнем догорает высочайшая вершина мира — отдельный восторг и, возможно, главный момент всего путешествия.
5. Энергия
Самый неоднозначный критерий. Но если вы человек чувствительный и ощущаете вайбы мест, городов и стран, то для Вас это не последний параметр при выборе.
Аннапурна — про холодную красоту. Это дистантная и неприступная гора. Она, как снежная королева, требует к себе уважения, поклонения и пиитета. По ощущениям — Аннапурна позволяет быть в ее поле.
Процессы, которые включаются внтури психики про центрирование и обретение/укрепление внутреннего Я, про внутренние опоры, взросление и границы. Фокус на сепарацию и отдельность. Четкое ощущение: есть ты, а есть другие, есть твои процессы и есть чужие, есть ты, а есть огромное поле Аннапурны.
А вот Джомолунгма (Эверест) — про связи, поточность, взаимодействие, взаимопроникновение. Если Аннапурна позволяет, то Джомолунгма приглашает в своей пространство. Аннапурна собирает в центр, а вот Эверест провоцирует мощное расширение и растворение границ. Когда ты еще только подумал о чем-то, а оно уже просочилось в материальное и реализовалось. Потрясающее ощущение связи всего со всем. При этом ощущение силы и мощи. Но если силу Аннапурны ты чувствуешь как бы со стороны, а ля перед тобой мощный и суровый гигнат, то сила Джомолунгмы проходит сквозь тебя. Ты находишься не рядом, а внутри. Непередаваемо…
6. Разнообразие опыта
Этот параметр я придумала специально для Покхары и может он не совсем корректен) После ebc все возвращаются обратно в Катманду, а вот после Аннапурны сначала спускаются в Покхару. Это курортный, очаровательный город с красивейшим озером и расслабленным вайбом, который является отличным бонусом этого трека. Зависнуть на пару дней, чтобы почилить возле озера после 2х недель в горах — идеально. Даже если Вы шли с группой, забейте на общий трансфер (уехать самостоятельно можно на лаrшери автобусе с супер мягкими креслами за 1500 NPR) и останьтесь там на денек — другой: кататься на лодочке, ходить на йогу, медитировать или просто лежать на травке.
Ехать специально после ebc в Покхару будет слишком утомительно — это плюс еще 8 часов по непальским дорогам туда и 8 обратно.
7. Безопасность
А теперь вернемся к нюансам соло треккинга. Многие скажут, что идти с гидом и группой — гарантия безопасности. Но так ли опасны эти маршруты и может ли гид на столько снизить риски, чтобы переплачивать 1000 $ (базовая стоимость российских коммерческих групп).
Главная опасность обоих маршрутов — высота. И по этому параметру маршруты равноценны.
Чем ближе к экватору, тем проще переносится высота. 5642 метра на Эльбрусе ощущаются совершенно иначе, чем 5644 на Кала-Патхаре, плюс на Кавказе уже после 3800 потребуется альпинистское снаряжение (кошки, связка, ледоруб), а зайти на Кала-Патхар можно даже в кроссовках (но лучше в треккинговых ботинках). Бывалые говорят: чтобы примерно сориентироваться по состоянию на высоте в Непале, можно отнимать 1000 м, то есть 5600 в Гималаях, как 4600 на Кавказе.
Так или иначе это высота и симптомы горной болезни в Гималаях можно начать ощущать уже после 3000 метров.
Чтобы минимизировать риски связанные с горной болезнью, важно:
- Грамотно акклиматизироваться. Правила акклиматизации легко найти в интернете — они довольно простые, их не так много и выполнить их самостоятельно не составит труда. К тому же, в интернете полно вариантов маршрутов с учетом акклиматизационных выходов.
- Знать симптомы горной болезни, правила поведения и самое главное — не пренебрегать ими. (великий Google и лекций на YouTube в помощь. Кром этого узнать про горняшку и получить консультацию можно на самом треке: на AC в Мананге лекция про горную болезнь проходит в госпитале каждый день в 15:00, раньше были еще реглуряные лекции в Мачермо (EBC), но они закрылись в 2020 году )
В коммерческой группе ответственность за ваше состояние будет во многом лежать на гиде. Он будет интересоваться вашим самочувствием, наблюдать за вами со стороны и в случае чего принимать меры. Если вы идете соло, то следить за своим состоянием необходимо самостоятельно. Это, пожалуй, главный фактор, который отличает соло путешествие от группы.
Симптомы горняшки в той или иной степени испытывают почти все треккеры, от них не застрахует ни один гид. Одно из основных правил: если симптомы прогрессируют, нужно скидывать высоту, а такой маневр (без потери возможности продолжить путешествие в дальнейшем) доступен только при самостоятельном путешествии. Потому что если вы идете один или в своей мини группе, вы можете управлять маршрутом и быть гибкими. Если вдруг Вы почувствовали себя плохо, то можете спуститься на 500-1000 метров, отдохнуть, восстановиться и снова продолжить свой трек. Если же вы идете в группе, никто не будет путешествовать с Вами лишние три дня. Скорее всего вам придется перетерпеть симптомы с фарм. поддержкой при тщательном наблюдении или спускаться вниз.
Камнепад на пути к базовому лагерю Теличе и к перевалу Торонг Ла — еще одна опасность трека AC. На этих участках даже в хорошую погоду иногда летят камни, а при сильном ветре местность становиться по настоящему опасной. Пока я отдыхала в лагере после радиалки на Теличе, одному парню камень сломал руку, а за несколько дней до этого девушке перебило ногу. Не часто, но такое случается, поэтому важно следить за прогнозом, текущей обстановкой и идти предельно внимательно.
Сами тропинки на этих участках очень узкие, а ходят по ним не только люди, но и мулы. Правило безопасности на таких дорожках: всегда пропускать лошадь по внешнему краю, прижимаясь к горе. О том, как мул чуть не скинул горе туриста, я тоже слышала от очевидцев. Но в тот раз все закончилось хорошо и бедолагу вовремя схватили за рукав.
Довольно некомфортный участок есть на спуске с перевала Чо-Ла (EBC), там лежит снег и может быть очень скользко. Я шла без кошек, но в паре моментов я действительно жалела, что у меня их нет. Потому что если там поскользнуться и улететь, то переломаться об камни внизу более, чем вероятно.
Как бы вы не шли — один или с группой, я настоятельно рекомендую приобрести страховку, которая обязательно покрывает эвакуацию вертолетом. Горная болезнь, травмы, боль в коленях или обычная ангина, которая на высоте может стремительно перерасти в пневмонию — это все потенциальные причины для эвакуации.
И третий момент, за который переживают начинающие путешественники — это дорога на маршруте. Но чтобы потеряться на обоих треках, нужно еще постараться.
Во-первых, дорога хорошо промаркирована (как основной трек, так и радиалки), во-вторых, все туристические тропинки (большие, маленькие и очень маленькие) отмечены на офлайн картах (например, maps.me или organic map). Так что найти дорогу без гида не составит никакого труда.
Но зато гид может подсказать различные локальные лайфхаки: где самые вкусные яблочные пироги, где пообедать с видом на водопад или где поужинать с видом на закат так, чтобы можно было потрогать облака))) Но это уже гастрономия, а не безопасность.
Итоги
Завершая сравнение, скажу еще пару слов про достоинства соло путешествий:
1. Возможность быть гибким с точки зрения темпа и маршрута. Я лично видела группы, которых буквально "гонят". Стандартная программа предполагает 14 дней от Катманду, до Катманду, включая дорогу, и нужно успевать. Если же вы путешествуете один, то можете идти в своем комфортном темпе, останавливаясь там, где захочется или где устали. Можно сделать дополнительный день отдыха в понравившемся месте или чуть отклониться от маршрута и зайти в аутентичную деревеньку, где почти не бывает туристов.
На треке вокруг Аннапурны я встретила семью с детьми 6,8 и 12 лет. Они шли только до Мананга (3500) без перевала и радиалок и их переходы были не больше 3х часов в день. Отличный пример того, как можно адаптировать трек под себя и обстоятельства.
2. Возможность общаться с туристами со всего мира. Когда вы идете группой, Ваш социальный круг ей чаще всего и ограничивается. В случае с Непалом — это большое упущение. На треккинге в Непале можно встретить людей буквально со всего мира: Европа, Новая Зеландия, Австралия, США. Как правило это всегда увлекательные и познавательные знакомства, которые обогащают и расширяют кругозор. Ну и опять же, есть выбор с кем общаться и проводить время.
В группе такого выбора нет, точнее он ограничен. А между тем, люди или их отсутствие — это большая составляющая вашего путешествия.
Безусловно, самостоятельные путешествия не для всех и, если Вы все-таки хотите пойти с группой, я очень рекомендую выбрать не самые классические маршруты.
Если трек вокруг Аннапурны, то с радиалкой к озеру Теличе. (как я уже писала, сама дорога совершенно уникальная и очень красивая), а если трек к базовому лагерю Эвереста, то обязательно с озерами Гокио, а лучше 3 перевала (но они сложнее). В стоимости разница совсем небольшая. Так что выбирайте максимально возможное для вашей физической подготовки. Гималаи того стоят!
И если бы у меня все-таки спросили, какой трек выбрать для первого путешествия в Непале, я бы рекомендовала EBC. Эверест — это Эверест, легендарный, единственный и неповторимый. Начать с него, влюбиться и вернуться в Непал за новым опытом и приключениями.