«Триггер 3»: каким получилось продолжение мрачного сериала с Максимом Матвеевым
19 сентября 2024 года на «Кинопоиске» стартовал третий сезон «Триггера».
Это сериал о психологе-провокаторе Артеме Стрелецком. Главный герой помогает клиентам быстро избавиться от их глубинных проблем радикальными методами и параллельно разбирается со сложностями в своей личной жизни. Если вы забыли, что происходило в двух первых сезонах, прочитайте наш текст с их кратким содержанием.
Рассказываем, какими получились новые эпизоды и на что они похожи больше по стилю: на триллер, как первый сезон, или абсурдную комедию, как второй.
😞 Общий сюжет третьего сезона не интригует, но у Стрелецкого интересные клиенты
Артем вновь играет в догонялки с Лерой — давней пациенткой и порядком утомившей героиней. Она то умирает, то воскресает, то помогает Стрелецкому, то пытается ему навредить. К началу третьего сезона Лера вновь находится где-то между жизнью земной и загробной. В конце полнометражного фильма «Триггер» она пропала в горящем баре и, возможно, умерла по-настоящему. Но уже в новых эпизодах Стрелецкий доказывает, что героиня инсценировала свою смерть.
Так же странно выглядит очередной раунд сражений Артема с отцом. Болезнь Александра прогрессирует: он с трудом узнает кого-то, кроме ухаживающего за ним Матвея. Кирюшу Стрелецкий-старший принимает за маленького Артема, а главного героя вовсе считает чужим человеком.
Но пока окружающие разводят руками и радуются незначительным успехам в смягчении симптомов, Артем решает проверить смелую теорию. Он считает, что у Александра нет деменции: просто сознание отца пытается стереть из памяти травмирующие воспоминания. Но, несмотря на то что предположение Артема добавляет арке его отношений с папой загадочности, до эмоционального накала первого сезона Стрелецкие не доходят.
Недостатки общего сюжета в какой-то степени компенсируют истории отдельных пациентов. Например, в первой серии Артем помогает члену фанатской группировки избавиться от необходимости постоянно «быть мужиком»: подавлять эмоции, игнорировать проблемы и проявлять агрессию.
Токсичная маскулинность клиента почти приводит к разрушению его семьи. Но провокации Артема и выявление детских травм заставляют героя задуматься о том, каким отцом он должен быть для своего сына.
К отличной арке может возникнуть только один вопрос: как в 2024 году на станции метро «Динамо» Стрелецкий умудрился оказаться в центре стычки футбольных фанатов? В современный сериал эта сцена явно сбежала из России 10-летней давности.
🥳 «Триггер 3» сочетает стилистики первого и второго сезона
Первый сезон сериала был эффектным, но мрачным триллером. Виды серой, холодной Москвы давили эмоционально. Дискомфорт вызывали и диалоги героев. Шоу нагнетало атмосферу очень крупными планами — психолог-провокатор постоянно врывался в личное пространство не только клиентов, но и зрителей. Так сериал передавал суть метода Артема — не нужно резать собственное тело или терять подчиненных под лавиной, чтобы ощутить себя пациентом Стрелецкого.
Поведение главного героя тоже было одной сплошной провокацией. Он выводил на эмоции клиентов, друзей, коллег, сестру, папу и даже Дашу — любимую девушку, которую хотел вернуть. Артем мог обвинить отца в смерти матери и изобразить слезы только для того, чтобы Александр ударил его под камерами. Но при этом и сам Стрелецкий становился жертвой провокаций: после одного из разговоров с Дашей у героя случилась паническая атака.
Во втором сезоне все изменилось. Персонаж стал народным любимцем, и авторы сериала, видимо, побоялись вновь показать его в негативном или хотя бы неоднозначном ключе. Стрелецкий стал чаще успокаивать клиентов и с ходу говорить, что они не виноваты в своих травмах.
Алгоритм работы у психолога тоже изменился. В первом сезоне его подход напоминал методы Доктора Хауса: всю серию герой пытался раскусить пациента, а ближе к концу эпизода выявлял его проблему — и это уже было лечением. Во втором сезоне Артем стал больше похож на коуча: клиенты приходили к нему уже и с диагнозом, и с историей болезни, а психологу оставалось только помочь им избавиться от недуга.
К тому же со второго сезона «Триггер» стал непривычно красочным. Стройки и отделения следственного комитета выглядели уютнее, чем элитный бизнес-центр из первого сезона. А диалоги героев теперь были сняты обыкновенными «восьмерками».
Да и образ Стрелецкого трансформировался. В первых 16 эпизодах сериала Артем одевался как заключенный и пугал своей худобой: на крупных планах можно было разглядеть его скулы и каждое движение мимических мышц. А со второго сезона герой превратился в хипстера: худи, борода, короткая прическа — будто четыре года психолог сидел не в тюрьме, а в «Кофемании».
«Триггер 3» пытается найти баланс между стилями двух разных сезонов. Здесь не бросается в глаза приторность, которой страдал визуал полнометражного фильма-продолжения. В кадр вернулись сверхкрупные планы и интересные операторские решения.
Например, чтобы разобраться с психологическими травмами футбольного фаната, Артем идет с ним на площадку, где жестко критикует пациента за якобы неудачную игру. Почти всю сцену камера находится прямо перед лицом клиента Стрелецкого — зрители не только видят его эмоции, но и как бы играют вместе с персонажем. Фон все время «бежит», и от этого у аудитории кружится голова — а у фаната она кружится от усталости.
😔 Но сериалу не хватает смелости
Полностью отказаться от красочности и легкости нового «Триггера» третий сезон, к сожалению, не решается. Стрелецкий вновь ведет себя как вежливый и заботливый специалист — даже останавливается в переходе, чтобы провести футбольным фанатам лекцию о первопричинах их агрессивности.
Да и мир вокруг героя выглядит чересчур аккуратно. Даже стычки болельщиков снимаются в дорогом и чистом районе Москвы. Живет Стрелецкий уже не в офисе и даже не в бытовке на стройке — герой ставит палатку во дворе роскошного частного дома своей семьи. Внутрь его не пускает сестра.
К изменениям «Триггера» можно относиться по-разному. Наверняка кому-то добрый Стрелецкий нравится больше, чем самовлюбленный циник, который играет на чувствах окружающих. Плюс методы обновленного героя гораздо ближе к настоящей провокативной психологии: она подразумевает, что специалист использует юмор, чтобы клиент посмеялся над собой и своими проблемами.
Может быть, теперь «Триггер» больше понравится психологам, которые переживали, что первый сезон формирует у россиян неадекватные представления о терапии. Но все же нынешняя мягкость и осторожность шоу лишают его индивидуальности.
Боязнь авторов сделать шоу слишком жестким особенно проявляется в двух похожих эпизодах разных лет. В шестой серии первого сезона Стрелецкий узнает, что его клиент Геннадий подсознательно винит себя в смерти коллег.
За несколько лет до событий серии Геннадий повел команду на тимбилдинг в горы. Ночью на их лагерь сошла лавина и унесла жизни нескольких человек. Поработав с Артемом, пациент предполагает, что ему стоило бы отпустить ситуацию: сходить на могилы подчиненных и попросить у них прощения. Стрелецкий же отвечает, что это не обязательно: по его мнению, Геннадию извиняться не за что.
Современный «Триггер» такой же бесцеремонности себе позволить не может — сериал стал слишком сентиментальным. Поэтому второй эпизод нового сезона заканчивается сценой, в которой пациентка Стрелецкого приходит на могилу отца, чтобы попросить у него прощения.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult