Почему детям нравится говорить про какашки?
Моему сыну пять лет. Воспитатели в детском саду стали жаловаться, что он часто говорит и шутит на туалетные темы. Я и сама стала замечать это.
Частенько слышу слова «какашка», «какашечный» и тому подобное. С разной периодичностью у нас случаются вот такие диалоги:
- — Мама, скажи «ракета»!
— Ракета.
— Ты начальник туалета! - — А скажи «май»!
— Май.
— Я пукну, а ты поймай! - — Теперь скажи «фонтан»!
— Фонтан.
— Твои трусы вон там!
Это все смешно, когда дома и в тему. Но бывает, сын выдает такое и в общественных местах. Я пыталась объяснить, что там, где много людей, подобное лучше не говорить: это некультурно. Но пока ничего не меняется.
Мне интересно, все ли дети любят пошутить про какашки? Почему? Как долго это будет продолжаться? И как правильно поговорить об этом с ребенком, чтобы больше не краснеть перед воспитателями?
Детская любовь к туалетным темам — это нормально. Часто для пятилетних дошколят нет ничего смешнее, чтобы назвать кого-то «какашкой» или пошутить еще более неприлично.
Родители краснеют от таких разговоров — особенно когда они не к месту и вокруг чужие люди. Но слишком активные попытки пресечь все это могут только распалить ребенка.
Расскажу, почему детям нравится шутить про какашки, как правильно поговорить об этом, а также что можно посмотреть и почитать по теме.
О чем вы узнаете
В каком возрасте дети увлекаются темой какашек
Обычно туалетная тема начинает интересовать детей, когда они учатся пользоваться горшком. К трем-четырем годам такие разговоры могут участиться — например, если об этом много говорят ребята в детском саду или над этим постоянно смеются друзья на площадке.
Чувство юмора многокомпонентно, за него отвечает несколько областей головного мозга. База — лобные доли. В возрасте 3—6 лет они активно развиваются: ребенок начинает понимать простые шутки, хочет шутить сам. Но насколько уместной и смешной шутка будет для окружающих, ребенок осознает позже — в 6—14 лет, когда мозг становится похожим на взрослый.
Интерес к туалетной теме обычно ослабевает к школе: начинается новый этап, происходит много всего, и это беспокоит сильнее какашек. Фокус внимания смещается, но не исчезает полностью: эта тема еще долго будет одним из любимых поводов для шуток.
Чего ребенок может добиваться с помощью туалетных шуток
Определяет границы в поведении. Дети чувствуют, что разговоры про какашки — это действенный способ получать яркую реакцию мамы и папы. Хотя зачастую реакция отрицательная, ребенок рад, что смог вызвать сильные эмоции: это дает ему чувство власти над родителем.
Поведение в общественных местах — отдельная тема. Иногда, чтобы осознать, что говорить про какашки в автобусе или ресторане неприлично, ребенку нужно на себе почувствовать неловкость ситуации — например, услышать замечание не от родителей, а от незнакомых людей. Важно, чтобы мама и папа спокойно объяснили реакцию окружающих, а после еще раз напомнили, почему все-таки не стоит так шутить в обществе.
Изучает горшок. Большинство детей африканской народности диго могут по команде опорожнять кишечник и мочевой пузырь уже в 4—6 месяцев. Для этого с двух-трех недель мама начинает «высаживать» ребенка — уловив сигналы тела, берет малыша в определенную позу. Чаще всего кладет спиной на колени так, чтобы попа слегка свисала, и приподнимает ноги. Поэтому к возрасту, когда дети учатся шутить, для них эта тема не проблемная, а значит, не смешная.
Дети в остальной части планеты обычно осваивают горшок в 2—4 года — как раз в том возрасте, когда уже можно пошутить над трудностями и неудачами.
Оберните любовь к шуткам про какашки в свою пользу: используйте их в качестве поощрения за старания. Например, дома разрешите ребенку говорить на туалетные темы, пока ему не надоест. Положительная реакция поможет быстрее освоить горшок.
Борется со стрессом. Юмор помогает взрослым преодолевать стресс и тревогу. У детей это работает точно так же: с шутками куда легче пережить, например, описанные штаны или момент, когда случайно наступил в собачью кучку.
Кроме того, иногда туалетный юмор — это способ справиться с чувством отвращения, которое развивается в возрасте 4—8 лет. Ребенку может быть непросто принять тот факт, что во время похода в туалет он производит то, что неприятно пахнет и плохо выглядит.
Это может проявляться, например, в том, что сразу после дефекации ребенок выбегает из туалета и не смывает за собой. Или не заходит в туалет, если недавно там был кто-то другой. По этой же причине просьба поухаживать за домашним животным и заменить содержимое лотка может быть для него невыносимой пыткой.
Легче переживает проблемы с дефекацией. У дошкольников часто бывает диарея и запор. И если диарея обычно кратковременная и проходит быстро, то запор может мучить месяцами. Это усиливает потребность говорить на туалетную тему.
В 95% случаев причина запора не связана с анатомическими дефектами или болезнью. Бывает, ребенок пьет мало жидкости или не хочет ходить в туалет в гостях. Позже из-за более плотного, чем обычно, кала ему больно испражняться. Ребенок это запоминает и в следующий раз пытается сдержать позыв. Массы копятся, уплотняются еще сильнее, что снова приводит к боли во время дефекации.
Если ребенок дольше 10 минут безрезультатно сидит на горшке, значит, есть трудности с дефекацией и лучше проконсультироваться с педиатром.
Преодолевает страх. В редких случаях ребенок может стрессовать в туалете из-за иррациональных страхов. Например, боится, что его смоет в унитаз или из сливного отверстия вылезет нечто. Поэтому врачи рекомендуют не смывать воду в унитазе в присутствии ребенка, пока он маленький, и терпеливо обсуждать все, что вызывает панику.
Как говорить с ребенком про какашки
Начните с физиологии. Какать — нормально, это делают все. Обсудить эту тему понятно и интересно помогут, например, детские энциклопедии о теле человека.
Объясните общественные правила и запреты. После того как обсудите физиологию, можно рассказать про запреты, которые связаны с туалетной темой. Объясните, что не всем людям приятно слушать шутки про какашки, особенно во время еды и в общественных местах.
Определитесь с правилами, которые установлены в вашей семье. Например, какие слова вы используете и для чего, где и при каких родных они уместны.
Можете рассказать, что вместо слова «какашка» взрослые чаще используют слово «кал» — им уместно пользоваться в разговоре, например, с врачом. Слово «какашка» лучше оставить для шуток с друзьями, братом или сестрой, папой и мамой. При бабушке, возможно, его тоже не стоит говорить.
Тем не менее у ребенка должно быть время и место, когда он сможет свободно и сколько ему хочется говорить на туалетную тему. Можно составить что-то вроде договора, например: «Давай ты будешь говорить про какашки 10 минут вечером, в своей комнате и перед тем, как принять ванну». Это может помочь, если ребенку вдруг захочется пошутить в общественном месте: тогда вы можете попросить приберечь шутку до вечера.
Когда наступает время туалетных шуток, не оставляйте ребенка одного. Если он смешно пошутил — смейтесь. Если прозвучало что-то неприличное, можно показать удивление. Смех или нейтральные эмоции помогают ребенку расслабиться и избавиться от неприятных ассоциаций с туалетной темой.
Попробуйте узнать, что стоит за туалетными шутками. Может быть, ребенок хочет просто посмеяться, тренирует свое чувство юмора и ваше терпение. А возможно, есть проблема, но напрямую дошкольник стесняется о ней говорить.
Чаще всего с помощью запретных тем ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми. Проверить, так ли это, можно с помощью игры «Запрещенное слово».
Предложите произнести слово «какашка» столько раз, сколько хочет ребенок. Но при условии, что ему нельзя произносить какое-то другое малоизвестное слово, например «кубышка». Рано или поздно он не удержится и скажет запрещенное слово. Эмоционально отреагируйте: «О нет! Как ты мог сказать это ужасное слово?»
Когда ребенку надоест повторять запрещенное слово, скажите ему на ушко: «Вообще-то, кубышка — не плохое слово. Обычно оно означает место, где хранят деньги. По-настоящему плохое слово — это…» Теперь назовите любое другое слово, которого ребенок еще не знает и которое звучит необычно, например «выхухоль». Когда и это надоест — придумайте следующее. И так далее.
Благодаря возможности говорить якобы запрещенные слова, ребенок получит ощущение власти и вашу бурную реакцию. Если заметите, что после таких игр ребенок стал меньше говорить по какашки, — значит, потребность удовлетворена. Если ничего не поменялось или ребенок играет без охоты, скорее всего, причина в чем-то другом.
Поделитесь своими ощущениями. Расскажите, как лично вы относитесь к разговорам о какашках, насколько и почему они вам противны. Приведите примеры, что кажется смешным, а что — неприятным.
Вспомните истории или забавные стишки в тему из своего детства и по секрету расскажите их ребенку. Это сблизит вас и покажет, что иногда взрослые тоже любят посмеяться над шутками про какашки.
Сохраняйте спокойствие. Даже если ребенок шутит неуместно или слишком неприлично, постарайтесь отвечать сдержанно. Это может быть сложно, особенно в общественном месте.
Прежде чем начать говорить, попробуйте на выдохе досчитать до пяти: часто это помогает сделать речь менее резкой и эмоциональной. Затем спокойно объясните, почему шутка или вопрос сейчас неуместны. И предложите поговорить на эту тему дома в отведенное время.
Что почитать и посмотреть на туалетную тему
Разговоры о какашках — хороший повод начать изучать анатомию человека и животных. Чтобы не игнорировать интерес ребенка и одновременно направить его в правильное русло, можно вместе почитать книгу по теме или посмотреть соответствующий мультик. А после — обсудить, сделав акцент на важных или полезных моментах.
Книги. Если хотите вынести на первый план пользу, отдайте предпочтение энциклопедиям и прочим подобным изданиям про физиологию. А для веселья подойдут легкие и красочные книги. Вот несколько примеров:
- Дорис Рюбель «Изучаем наше тело» — энциклопедия анатомии человека с окошками и понятным текстом для детей старше трех лет;
- Вернер Хольцварт, Вольф Эрлбрух «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову» — короткая история про рассерженного крота, которому кто-то сделал кучку на голову. Чтобы найти обидчика, крот изучил какашки разных животных;
- Реми Мазель «Фу!» — книга рассказывает, что какашки не так уж противны и иногда их можно использовать для полезных дел, например строительства;
- Гвидо ван Генехтен «Что в твоем подгузнике?» — друзья мышонка хотели выяснить, что у него в подгузнике. Но оказалось, там ничего нет — мышонок научился ходить на горшок;
- Агостино Троини «Путешествие в деревню», книга — экскурсия на ферму, из которой можно узнать, как выращивают овощи и фрукты, как живут животные и для чего в фермерстве могут пригодиться их какашки.
Мультфильмы. Осмысленных и разумных мультиков на туалетную тему мало. На русском языке я нашла только один — «Про Миру и Гошу» из серии «Биология». Чаще попадаются мультфильмы, которые могут просто позабавить ребенка. Например:
- «Мы умеем все сами!» из сериала «Минифорс»;
- «Potty, не оставляй Люси!»;
- японская песенка про девочку, которая какает.
Что в итоге
Все дети говорят про какашки. Когда это начнется и как долго продлится — зависит от причины, из-за которой тема волнует ребенка.
Если ему просто нравится шутить или хочется почувствовать власть над эмоциями родителей — туалетная тема будет актуальна до школы. Если дело в стрессе, который возникает во время похода в туалет, подобные разговоры могут продолжаться, пока проблема не решится.
Постарайтесь не реагировать на такие шутки слишком эмоционально. В спокойной обстановке обсудите с ребенком, что уместно, а что нет. Скорее всего, правила придется повторить не один раз. А чтобы снять напряжение с запретной темы, предложите время и место, когда ребенок сможет сколько угодно говорить про какашки.