«Учебный процесс был выстроен просто абсурдно»: 6 недостатков российских вузов
При выборе высшего учебного заведения не всегда можно заранее предугадать проблемы, с которыми столкнешься.
Где-то оказывается устаревшая программа, где-то — неравномерное распределение учебной нагрузки, а где-то — напряженная атмосфера, поддерживаемая преподавателями. Читатели Т—Ж рассказали о недостатках вузов, в которых они учились.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Давали знания, оторванные от реальности
В те годы, когда я поступала, иняз был единственным способом прилично выучить язык и не разориться. Соответственно, английский и немецкий были моей основной целью. Сейчас я бы не рекомендовала поступать в иняз ради иняза — разве только если вы хотите работать в школе или вузе.
К сожалению, психологию, мегаважный предмет для преподавателя английского, нам давали примитивно, еще по советским учебникам, и курс был практически бесполезен в жизни.
Многое практическое, но необходимое осталось за кадром. Если на английском мы читали статьи из The Economist — хотя порой несколько устаревшие — о том, что происходит в мире прямо сейчас, то на экономических предметах текущие события редко были темой занятия. На экономическом анализе изучались подходы к анализу положения компаний в смысле прибыли, разных показателей из деятельности, но это скорее исключение.
С третьего курса вуз просто отнимал время и ничего полезного не давал. К тому моменту я уже нашел работу и за полгода там узнал больше, чем за пять с половиной лет в универе.
Пригодились ли мне полученные знания и навыки в моей текущей профессии иллюстратора? Да. Но только 15%. В целом все то полезное, что я вынесла с учебы, можно было бы уложить в пару лет. Тогда было бы в самый раз. Но четыре года — это слишком. Больше всего мне обидно за тех студентов, чьи родители на протяжении всех четырех лет платили серьезные деньги.
Некоторые профильные дисциплины у нас вели преподаватели-теоретики, хотя предметы были максимально ориентированы на практику. Хотелось получать больше практического опыта.
Было мало молодых преподавателей, умеющих грамотно подать материал
80% преподавателей были старше 60 — соответственно, ни о каком прогрессивном образовании речи не шло. Это был огромный минус вуза: студентов учат люди, которые не могут компьютер включить.
Только 20% преподавателей давали самые необходимые и полезные знания, которые подкреплялись практикой и демонстрациями того, как это можно применить в работе и реальной информационной безопасности.
Несомненный плюс НГУ — получаешь всегда актуальные знания. На территории Академгородка расположены куча исследовательских институтов, многие из которых известны в мире. Преподаватели, как правило, практикующие научные сотрудники. Но это как плюс, так и минус.
Дело в том, что не все преподаватели умеют преподавать. Но даже те, кто умеет, не всегда могут объяснить очевидные для них моменты, просто потому что у них нет методики. Например, когда мы решали задачу по механике, нам надо было понимать, что такое тензор. А мы не понимали. И преподаватель честно признался, что раньше он тоже не понимал, а со временем просто забыл, что в этом было сложного.
Наверное, не все со мной согласятся, но сейчас я нахожу грустным очень многое в обучении. Классно, когда ты изначально заинтересованный студент и готов на многое закрыть глаза, когда понимаешь, зачем тебе все это нужно. Но я понимаю тех, кто не понимает :)
И вот эта атмосфера преподавателей из прошлого, которым, кажется, уже пора отдохнуть и не очень тоже это все нужно, — хотя исключения, конечно, бывали. И эти многочасовые практикумы на миллиметровке от руки, когда надо что-то упорно рисовать и чертить. И не дай бог ошибиться и начать использовать ластик, потому что эта бумажка сразу протрется до дырки…
Нагрузка распределялась неравномерно
Учеба занимала практически все мое время. Кроме написания курсовых и диплома, к каждому проекту нужно было сшить мини-коллекцию со всеми вытекающими в виде эскизного проекта, мудборда и так далее.
На третьем и четвертом курсах мой сон по будням редко длился больше шести часов. Иногда вовсе не получалось поспать на протяжении двух дней. К выпуску у меня были огромные круги под глазами, а на защите на меня вообще было страшно смотреть.
Первые три года учеба отнимала практически все время. Было сложно, особенно по фундаментальным предметам: анатомии, гистологии, органической химии, биохимии. Сессии проходили тяжело, готовиться к экзаменам приходилось все свободное время. Со второго курса каждый год после сессии была еще практика. Итого на полноценные летние каникулы оставался месяц.
Совмещать учебу с работой получилось с четвертого курса, когда мы начали заниматься по системе циклов: в течение пары недель проходили один предмет на какой-то клинической базе — в больнице или поликлинике.
Учебный процесс, как мне кажется сейчас, был выстроен просто абсурдно. Огромное количество пар в день, необходимость сдачи практикумов, ради которых нужно очень долго ждать нужного преподавателя и тусить в большой очереди из студентов. Сил и мотивации заниматься после этого еще дома вообще не оставалось. Делала в основном самое необходимое, когда прижимало.
Опять же, сессии устроены так, что теоретически можно ничего не делать в течение семестра, а потом безвылазно сидеть над билетами в январе, сдавать как-то устные и письменные экзамены, а потом радостно все стирать из головы.
Корпуса, техника и общежития оставляли желать лучшего
Знания были скорее полезными, нежели устаревшими, но не могу говорить о других факультетах и специальностях. А вот техника, конечно, удивляла: из-за специфических программ для лабораторных или курсовых работ в нашем вузе специально хранили, холили и лелеяли старые компьютеры с выпуклыми мониторами и операционкой MS DOS — и использовали для них дискеты!
В новом информационном корпусе были современные компьютеры с нормальными CAD-программами, но им обучали далеко не на всех специальностях. Слышала, что выпускники не могут найти работу именно оттого, что не умеют работать в современных проектировочных программах.
Мастерские располагались в наших девятиэтажных общежитиях. Они были в ужасном состоянии, без ремонта, с узкими мрачными пролетами. Зимой в мастерских было прохладно, не было горячей воды — а ведь часто приходилось пользоваться водой на живописи и скульптуре. Рядом с общежитиями не было магазина или нормального фастфуда. Из горячей пищи самыми доступным были блины из ларька или «Доширак» — в мастерской проектирования был чайник.
Библиотека была оборудована хорошо, был даже компьютер. Но по одежде было больше производственной литературы. Очень не хватало профессиональных изданий модной индустрии, каталогов и зарубежных альбомов с моделями, вышивками, принтами.
Из минусов вуза я бы назвала расположение общежитий. Общежития естественно-научных факультетов СПбГУ находятся в Петергофе, что примерно в полутора часах езды от главного здания университета. Три дня в неделю мы учились в Петергофе и два дня — в центре Питера. До сих пор вспоминаю подъемы в шесть утра и ледяные прогулки до электрички.
Большинство студентов несерьезно относились к учебе
К сожалению, из-за того, что экономическую специальность 80% поступающих рассматривают как самый простой способ откосить от армии, из-за низкого порога входа туда попадают люди, не заинтересованные в получении знаний. Так как таких большинство, преподаватели со временем тоже теряют интерес к своему делу, огромное количество знаний устарело, и если не ты сам, то никто тебе актуальную информацию находить не станет.
Большинство курсовых работ писались на скорую руку, и преподаватели оценивали их так же, ведь по плану нужно было писать по три-четыре курсовые в семестре, а потом еще и готовиться к сессии. Чтобы вытянуть максимум знаний из такого плана обучения, нужно было сидеть за учебой без перерыва. Естественно, практически никто так не делал, осознавая бессмысленность большинства работ.
К минусам — и для кого-то плюсам — могу отнести то, что схожие оценки могут быть как у тех, кто ничего не делает и просто ходит на пары ради корочки, так и у тех, кто действительно разбирается в предметах и хочет развиваться в этой сфере. В качестве примера: у нас отчислился только один человек из группы, и то по своим причинам, а не из-за успеваемости.
Атмосфера в вузе была накалена до предела
В 2009 году слово «токсичный» еще не набрало такую популярность, как сейчас, но оно исключительно точно характеризует царившую в нашем вузе атмосферу. Кроме ощущения старости, заброшенности зданий, в которых мы занимались, древности учебных пособий, материалов и программ, я не могу не отметить хамское, беспричинно неуважительное, высокомерное отношение к студентам со стороны практически всего персонала вуза: профессоров, лекторов, преподавателей, деканата, аспирантов… Вплоть до гардеробщицы и охранников. Серьезно, я больше нигде не сталкивалась с таким скоплением настолько озлобленных, негативно настроенных, недовольных жизнью людей.
Нам постоянно твердили, что мы тупые, ничего в этой жизни не добьемся и никогда не станем достойными врачами и людьми. Должна заметить, что около 30% группы получили красный диплом. Всегда было очень обидно и неприятно слушать, когда ты стараешься, учишься, проявляешь искренний интерес к учебе, а тебе говорят, что ты г…о. В общем, это и стало одной из причин, почему я решила связать свою жизнь не с медициной, а другой сферой.
Казалось бы, СПбГУ — довольно престижный вуз, но 80% преподавания было по очень устаревшим учебникам и методикам. Некоторые преподаватели были прямо-таки жестоки со студентами, могли при всех их оскорбить или унизить из-за ошибки или даже из-за проживания на окраине города.