Как ученые обновляют прошивки на «Вояджерах» далеко в космосе?

21
Аватар автора

Аэлит

спросила в Сообществе

Американцы запустили первый «Вояджер» в космос аж в 1977 году. Как они все еще поддерживают с ним связь, получают снимки и обновляют прошивку? Наверняка ведь в нем есть какая-то прошивка?

Аватар автора

Виталий Егоров

популяризатор космонавтики

Короткий ответ: по радиоканалу и с помощью огромных антенн на самом «Вояджере», которые направлены на Землю. Чем дальше космический аппарат, тем ниже скорость передачи данных. Для устойчивой связи приходится увеличивать и модернизировать наземные станции.

Перепрошивают космический аппарат, чтобы менять направление его движения, собирать данные с датчиков и обновлять ПО. Прошивку, в свою очередь, пишут на древних языках программирования Fortran и Assembly, поэтому для ее обновления нужны специалисты, которые все еще разбираются в этих языках.

Что за «Вояджер» и зачем он человечеству

Программа NASA Voyager началась в шестидесятые годы, когда американские ученые запустили космические аппараты для исследования планет-гигантов Солнечной системы. Никто не рассчитывал, что спустя почти полвека аппараты продолжат функционировать, но новую информацию с них мы продолжаем получать даже с расстояния больше 24 млрд километров.

По расчетам, при запуске аппаратов в 1977 году и проведении гравитационных маневров траектория их полета позволила бы посетить сразу четыре планеты-гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. На тот момент научный интерес был прикован к ним, так как ранее их удавалось рассматривать только земными телескопами.

У этих планет множество разнообразных спутников и системы колец, о многих из которых удалось узнать лишь благодаря «Вояджерам». О том, что «Вояджеры» через полвека станут еще и исследователями межзвездного пространства, ученые тогда могли только мечтать.

Траектория первого «Вояджера», если смотреть на нее с Земли. В январе 1979 года аппарат пролетел мимо Юпитера, а в ноябре 1980 — мимо Сатурна. Изображение: Tomruen / Wikimedia
Траектория первого «Вояджера», если смотреть на нее с Земли. В январе 1979 года аппарат пролетел мимо Юпитера, а в ноябре 1980 — мимо Сатурна. Изображение: Tomruen / Wikimedia

До «Вояджеров» НАСА запускало похожие аппараты серии «Пионер» к Юпитеру и Сатурну, поэтому опыт уже имелся, но новые аппараты и научные приборы на них были более продвинутыми.

Съемка велась на аналоговые телевизионные камеры — видиконы, у которых был набор световых фильтров, чтобы получать цветные изображения. Сигнал на Землю передавался с помощью двухметровой параболической антенны. «Вояджеры» могли не только снимать в видимом диапазоне, но и определять спектры в инфракрасной и ультрафиолетовой областях  . Именно детекторы плазмы и магнитометр помогли определить момент выхода космических аппаратов из межпланетного в межзвездное пространство.

«Вояджер-2» стартовал в 1977 году, посетил Юпитер через два года, Сатурн — в 1981 году, Уран — в 1986, Нептун — в 1989. Исследования систем этих планет стали уникальными в своем роде, последних двух «ледяных гигантов» с тех пор не посещали никакие аппараты. «Вояджер-2» пролетел больше 4 млрд километров и мог бы спокойно уйти на заслуженный покой, но он сохранял работоспособность, и ученые НАСА решили использовать его ресурс по максимуму.

«Вояджер-1» также проделал немалый путь, хотя после Сатурна уже не встречал никаких космических тел на своем пути. И также продолжает работу по сей день.

Как проверяют работоспособность «Вояджеров» и обновляют на них прошивку

Продлить ресурс космических аппаратов удалось, потому что они изначально были собраны на совесть. Кроме того, регулярно совершенствовались наземные станции связи, а специалисты постоянно перенастраивали летательные аппараты.

«Вояджер-2» работает благодаря РИТЭГам  . Тем не менее ни одна система в мире не может работать вечно, поэтому пропорционально снижению мощности аппаратов приходится постепенно отключать научные приборы и вторичные служебные системы, обновлять программное обеспечение для сокращения энергопотребления бортового компьютера.

Все управление аппаратом осуществляется дистанционно, на расстоянии нескольких световых часов. То есть команда отправляется с Земли сегодня, а о ее выполнении становится известно только завтра. Это радикальное отличие от земных удаленных систем, которые дают задержку всего в несколько секунд, даже если сигнал проходит через спутник в космосе.

Большую часть конструкции второго «Вояджера» занимает остронаправленная на Землю антенна. Фотография: NASA
Большую часть конструкции второго «Вояджера» занимает остронаправленная на Землю антенна. Фотография: NASA

Как космические аппараты общаются с Землей

Коммуникация происходит благодаря специалистам, которые создавали и программировали аппарат почти полвека назад. Фактически они носители «древнего знания великих предков», потому что только они знают архитектуру бортового компьютера и помнят языки программирования тех времен — Assembly и Fortran, которые появились еще в 1950-х.

Сейчас «Вояджеры» продолжают свой полет в межзвездном пространстве. Это не значит, что они покинули пределы Солнечной системы — они просто вышли из гелиосферы. Внутри нее находятся все известные планеты, и это пространство называется межпланетным. За пределами же гелиосферы действуют межзвездные ветра и магнитные поля, узнать о которых мы можем только от «Вояджеров».

Большое Красное Пятно Юпитера — атмосферный вихрь на поверхности планеты. Цветное изображение собрали из трех черно-белых фотографий с использованием цветовых фильтров. Сфотографировано первым «Вояджером» в 1979 году. Фотография: NASA/JPL-Caltech
Большое Красное Пятно Юпитера — атмосферный вихрь на поверхности планеты. Цветное изображение собрали из трех черно-белых фотографий с использованием цветовых фильтров. Сфотографировано первым «Вояджером» в 1979 году. Фотография: NASA/JPL-Caltech
Кольца Сатурна, заснятые вторым «Вояджером» в 1981 году. Здесь тоже совместили три черно-белых изображения, сделанных через ультрафиолетовый, зеленый и фиолетовый фильтры. Фотография: NASA/JPL-Caltech
Кольца Сатурна, заснятые вторым «Вояджером» в 1981 году. Здесь тоже совместили три черно-белых изображения, сделанных через ультрафиолетовый, зеленый и фиолетовый фильтры. Фотография: NASA/JPL-Caltech

В таких условиях цена ошибки крайне велика, поэтому выполнение каждой команды и каждое обновление операционной системы сначала испытывают на наземных стендах. Но даже такие меры не дают полной защиты от ошибок.

Например, летом 2023 года на «Вояджер-2» передали ошибочную команду, в результате которой остронаправленная антенна отвернулась всего на 2° от Земли и связь была потеряна. И только благодаря 70-метровой наземной антенне в австралийской Канберре получилось услышать сигнал аппарата и передать ему команду на исправление. Так зонд удалось спасти.

С «Вояджером-1» происходили более драматичные события. Сбой его бортового компьютера в ноябре 2023 года привел к прекращению отправки данных на Землю. Аппарат получал команды, выполнял их, но обратно слал просто набор цифр.

Несколько месяцев команде понадобилось, чтобы определить причину сбоя и найти способ компенсировать его. Оказалось, вышел из строя чип, содержащий код для упаковки данных перед отправкой на радиопередатчик. Для исправления ситуации специалистам потребовалось переписать код так, чтобы его можно было расположить в других чипах компьютера, и удалить ссылки на старый, поврежденный код.

После того как патч написали и загрузили, космический аппарат впервые за шесть месяцев сумел отправить данные о своем состоянии, а потом вернулся и к научной работе.

Виталий ЕгоровЧто еще вы бы хотели узнать о космосе?
  • Андрей КузнецовОчень интересно было почитать что-то на стыке космоса и программирования. Спасибо!18
  • Serg007Чёрные дыры в космосе2
  • SenderoAlexander, современный ИИ допускает глупые ошибки даже в перекладывании строчек в простой базе данных, а это типовая задача. Уникальные задачи с высокой ценой ошибки (следующий зонд долетит до той же точки только через 45 лет, сохранений как в играх нет) должны решать люди - лучшие специалисты в своих областях. Проблема не столько закодировать, как разработать логику полёта и провести её через многоуровневые проверки научными сотрудниками. LLM обучаются на интернет-страницах, рассуждать не умеют и по сути повторяют как болванчики то, чему их научили. Много в интернете информации о программировании космических зондов?12
  • Виктор ПлюснинAlexander, всё равно ж придётся проверять, что этот искусственный псевдоинтеллект наваяет.0
  • МаксимAlexander, суть разных языков программирования как раз в том, что в каждом есть свои нюансы. Как он объявляет переменные, где их хранит, какие вообще существуют у него типы данных. Грубо говоря сначала это всё нужно объяснить нейросети, а потом посмотреть, сможет она с этим справиться или нет. Ещё ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо перепроверить данные на выходе. Ошибка может быть настолько неочевидной, что проще будет с нуля программу написать, чем исправлять в полученном коде. Вот для этого всего понадобятся дополнительные специалисты, кроме «пенсионеров».3
  • FeodorAlexander, обучить конечно можно. Но это слишком дорого для одной узкой цели. Это как сделать новый Яндекс GPT только для одной единственной задачи по, к примеру, владению каким-то одним вымирающийм языком вроде Удмурдского, у которого почти нет носителей языка. Теоритически осилить можно, стоить будет и время займёт близко к тому, как полноценная языковая модель типа того же Яндекс GPT, а вот применений этому почти никаких не будет. Конечно, когда-то в будущем будут языковые модели (ИИ), которые и на фортране и на ассемблере будут код писать не хуже программистов, которые сейчас это делают для вояджера. И Яндекс GPT когда-то заговорит и на Удмурдском, а когда-нибудь даже на полностью вымерших языках. Но сейчас ИИ тренируется долго, дорого и под востребованные задачи, а не под редкие и нишевые. Есть старички-программисты на фортране? Отлично, ниша закрыта, это проще в 1000 раз и на столько же дешевле, даже если у них будут баснословные зарплаты.4
  • Свист ПаровозовБыло бы интересно увидеть схемы тех аппаратов, узнать тонкости их изготовления и разработки. Наверняка в англоязычной литературе есть такие материалы. Короче, нужны подробности. Поверхностных статей уже слишком много.0
  • ДенисА разве вояджеры не должны были шандарахнуться в пояс Койпера после пролета Нептуна ?0
  • Системный инженерAlexander, а за ИИ всё равно надо будет тщательно проверить. То есть как будто всё равно самому написать код.0
  • МаксимFeodor, кстати, я погуглил и удивился0
  • Вячеслав РамодинА если 24 млрд.км умножить на tg 2°, сигнал точно в Канберру попадет? Диаметр Земли 12000 км.для справки.0
  • Олег ТрубниковВячеслав, Тут речь идет о диаграмме направленности параболической антенны.Она примерно 3 градуса, то есть по 1.5 в каждую сторону..по этому , что бы попасть в створ хотя чуть- чуть 0.5 хватит.0
  • Андрей КупцовДенис, в поясах астероидов небесные тела встречаются не так часто, как это выглядит на картинках. Художники специально приукрашивают некоторые детали для большей наглядности. Пролететь через пояс Койпера без приключений вполне реально.0
  • Стас ЗверяновСвист, боюсь, в дебри залезать не сможем — даже эта статья о Вояджерах кажется чересчур специфической для журнала про деньги :) Но спасибо за предложение, подумаем над похожими текстами в будущем!0
  • Александр ИгонинAlexander, скажу как айтишник: с моей колокольни, все эти россказни про "великий ИИ" - хайп, рассчитанный на далёких от темы людей, которые ведутся на всякую чушь. "Современный ИИ" хорош в создании огромного объёма правдоподобно выглядящего говна за короткие сроки. Специалист-промптер может несколько приглушить запах говна и сделать консистенцию менее жидкой - но оно всё равно будет просвечивать то тут, то там: шестые пальцы на картинках, путаницы терминов в тексте, не имеющие никакого смысла ответы в диалогах. В программировании важна точность. Люди, конечно, тоже допускают ошибки и баги - но по крайней мере откровенного бреда не пишут (если, конечно, мы о хороших профессионалах говорим). ИИ - направление перспективное, и в будущем, возможно, оно будет способно выдавать стаьильные и качественные результаты. Но на данный момент это 90% хайпа. Не помогайте, пожалуйста, хайпожорам плодиться, и не превозносите на редкость сырую и не по заслугам распиаренную технологию до уровня спасительницы человечества. Когда-то, возможно, она ею и станет - но до этой темноты ещё годы и годы...1
  • Alexander MiGАлександр, я, наверное, зря упомянул ИИ, т.к. дискуссия явно зашла не туда. Какие-то "спасители человечества"... Я где-то такое писал? Это моя вина, т.к. в этих вопросах я не очень хорошо ориентируюсь. Неправильно употребляю терминологию. Я пытался как-то криво, доступными мне терминами, задать вопрос - почему нужен старый дяденька, который помнит Фортран, а молодой умный мальчик, знающий другой язык программирования, не может с помощью компа перевести программу с современного языка программирования на этот самый Фортран. Видимо, для айтишников совершенно очевидно ПОЧЕМУ, но мне объяснить это сложно. Всем спасибо за ответы.1
  • Александр ИгонинAlexander, да нет, это у меня просто глаз дёргается, потому что все сходят с ума (особенно менеджмент у клиентов) и требуют, чтобы везде был ИИ, потому что это хорошо, они в новостях слышали)) Если вопрос был именно про языки программирования - то тут всё просто: чем мощнее/современнее язык программирования, тем бо́льших ресурсов он требует от компьютера. "Вояджер" построен был давно, плюс ресурсов у него немного - поэтому всё старались максимально сжать и упростить, включая программы. Если попытаться придумать простую аналогию - у Вас в космосе летит старый-старый "Москвич" с воротком-стартером и карбюратором (поменять его на "Теслу" Вы не можете по очевидной причине: он уже очень далеко улетел), а современные программисты (и я тоже, хоть я и не программист) привыкли к коробке-автомату, гидроусилителю руля и отсутствию терминов типа "подсос" или "вороток". Вот и приходится искать водителей с опытом езды на таких вот древних агрегатах 🙂1
  • Alexander MiG1
  • Дмитрий РуссуСкажите пожалуйста, какое количество космического мусора вращается вокруг нашей планеты?0