Как поступить, если ребенок плачет и не хочет ходить в школу

Признания медицинского редактора Т⁠—⁠Ж​ и комментарий специалиста
104
Как поступить, если ребенок плачет и не хочет ходить в школу

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Ольга Кашубина

пытается объяснить дочери, зачем нужна школа

Страница автора

В сентябре моя дочь пошла в первый класс. Ей 7 лет и 9 месяцев. Первая неделя занятий прошла без особого энтузиазма, но спокойно. А вот со второй начались проблемы, похожие на те, что были в детском саду: утром дочь просыпается со слезами на глазах и чуть ли не за спинку кровати хватается, чтобы ее не заставляли куда-то идти.

При этом никаких объективных причин для такого поведения вроде нет: учительница та же, что была в дошколке, домашние задания пока не задают, класс маленький, а одноклассники выглядят адекватными.

Возможно, проблема в том, что на уроках бывает скучно или сложно — и дочь не видит оснований их посещать. Я, в свою очередь, тоже немного теряюсь, пытаясь объяснить ей, почему так важно ходить в школу каждый день.

В саду я к таким истерикам относилась по-разному: иногда получалось убедить дочь, что сегодня не время для прогулов, иногда разрешала ей остаться дома, если чувствовала, что она не выспалась или совсем уж отчаянно сопротивляется. Это не становилось системой: после однократного пропуска дочь вновь возвращалась в сад без вопросов.

Но пропускать школу просто из-за плохого настроения я считаю неправильным: это накладывает обязательства и на меня тоже — наверстывать уроки в свободное время не очень хочется.

Почему у ребенка могут быть сложности с адаптацией в школе и как ему помочь

Аватар автора

Валерия Дарьина

школьный психолог

Страница автора

Мы видим ситуацию, когда ребенок уже с первого класса испытывает сильный стресс по поводу школы. Есть вероятность, что если пустить все на самотек, учеба превратится в каторгу и испортит 11 лет, которые человек будет жить от каникул до каникул. Но прежде чем принимать какие-либо решения, стоит разобраться в причинах такой реакции.

Вот возможные варианты, почему ребенку может быть сложно адаптироваться. Однако этот список не исчерпывающий.

Особенность характера. Некоторые дети переживают любые изменения, даже в конечном счете положительные, максимально эмоционально. Можно посмотреть, как ваш ребенок вообще реагирует на стресс. Если кажется, что дочери сложно с ним справляться, стоит научить ее техникам самоуспокоения, совладания с подобными ситуациями. С возрастом поведение должно выровняться.

Сепарационная тревога. Бывает, что дети особенно остро реагируют на расставание с родителем. Это состояние называют сепарационной тревогой. Чтобы понять, есть ли она у дочери, обратите внимание, как она переживает ситуацию, когда родители уходят из дома, насколько спокойно может остаться с няней или бабушкой. Есть ли такое, что дочь требует постоянного присутствия родителя, даже когда тот идет, например, в ванную? Если покажется, что тревога сепарации действительно беспокоит, лучше поработать с семейным психологом.

Реакция на необходимость выполнять требования, следовать правилам. Возможно, вашей дочери тяжело справляться с большим количеством новых обязательств, которые появились в школе. Стоит посмотреть, как девочка реагирует на просьбы о помощи и какие-то поручения дома — например, убрать свои игрушки, поставить посуду в раковину.

Чтобы приучить ребенка к новым обязанностям, можно для начала превратить их в игру, в которой он получает награду и похвалу. Хорошо, если в школе за выполнение требований тоже есть какие-то поощрения — например, дают наклейки или ставят цветные печати. Если нет, можно договориться о таком формате с учителем.

Сложности в коллективе. Иногда случается, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками: дети могут обижать, обзываться. А может быть, девочке пока просто не удалось завести друзей. Тогда задача учителя и школьного психолога — наладить климат в коллективе. Возможно, что сама учительница не нравилась и раньше, а теперь особенно. В этом случае будет лучше сменить педагога.

Отмечу, что в некоторых случаях точно стоит обратиться к специалисту. Консультация с неврологом или детским психиатром, посещение семейного или детского психолога необходимы, если:

  1. Проявляются любые психосоматические реакции — боли различной локализации без физиологических причин, тошнота, сыпь, энурез и другое.
  2. Есть эпизоды небезопасного поведения — например, попытки сбежать из школы, остаться дома во что бы то ни стало, даже во вред здоровью.

К сожалению, дети не всегда могут объяснить словами, что они чувствуют и по какой причине. В диагностике состояния иногда помогают рисуночные тесты или составление рассказа по картинкам. Интерпретацию лучше доверить психологу.

И в любой ситуации важно искать и озвучивать положительные моменты — почему школа может нравиться. Делайте акцент на этом.

РедакцияКак вы и ваш ребенок пережили начало учебного года?
  • AnnaЭто адаптация, начались суровые школьные будни, к тому же она прощупывает границы дозволенного. Вести разговоры о новом жизненном этапе, об ответственности, о том, что вы обязаны обеспечить, чтобы она ходила в школу и что школа за этим следит. Расскажите, как вы ходили в школу, какие были трудности и радости. Быть школьником непросто, но она справится. Придумать какое-то поощрение. Приятный ритуал по пути из школы, в выходные сделать маленький праздник, если ходила в школу без проблем неделю и т.д. Поговорить с учительницей, может она что-то подскажет.54
  • Ксения АнтоноваВозможно, в школе что-то не так. Чего-то испугалась, неправильно ответила или ей сделали замечание, есть ребята умнее и быстрее, плохо кормят, чувствует себя неуверенно без поддержки и т.п. Подумайте, что для вашего ребёнка важно и из-за чего она может переживать. Можно уделять ей побольше внимания в период привыкания к школе, следить за режимом, попробовать поиграть в школу с куклами, может что-то выдаст эмоциями32
  • Vladislav Basharovкак же я ее понимаю58
  • Елена ЗаикинаПопробуйте проследить, достаточно ли ей ночного сна. Настроение у младшеклассников очень зависит от качества и длительности сна. Может быть стоит попробовать чуть раньше ложиться спать, часто это помогает.24
  • Забаненый за правдуMasha, лень и хочется развлекаться. Какое еще? У взрослых такое же кстати)32
  • НиколайНастало время о диалогах об обязанностях и ответственности.17
  • Забаненый за правдуObv, вы их дома что-ли мучаете..23
  • С.С.Моему старшему 16, та же фигня, в школу каждый день не хочет идти))6
  • СемёнЕлена, просто поговорить нужно, в ненавязчивой форме узнать что не так4
  • Анна КоробковаAnna, ну все равно, не у всех так тяжело адаптация проходит, либо она умна не по годам и понимает, что делать что то тупо западло1
  • Анна КоробковаVladislav, кому понравится выполнять бесполезные действия, которые кто то придумал за тебя13
  • AnnaАнна, конечно не у всех. Дети разные, школы разные. Но такое поведение не признак ума не по годам.10
  • Забаненый за правдуАнна, каких границ, вы прикалываетесь?) Пусть за свой счет живет и отстаивает хоть границы, хоть очередь за просрочкой)9
  • ВадимObv, учиться нифига не приятно. Встаёшь рано утром домой приходишь не раньше, чем в 5-6 часов вечера, потом еле делаешь уроки до ночи, т.к не выспался, а затем спишь максимум 6 часов. Разве это приятно?10
  • ВадимС.С., это очевидно. Туда ходить нифига не приятно. Встаёшь рано утром домой приходишь не раньше, чем в 5-6 часов вечера, потом еле делаешь уроки до ночи, т.к не выспался, а затем спишь максимум 6 часов. Разве это приятно? +В 9 классе ОГЭ у него5
  • akulaperaМы перешли на домашнее обучение в прошлом году и каждый день я только больше убеждаюсь в правильности своего решения.8
  • akulaperaТуманный, очень смешно что вас заминусили, а сказать-то нечего, потому что вы правы.11
  • ElenaРазговаривать, искать причину. Выяснять как проходят уроки. Что именно она не хочет делать в школе. К примеру нас в первом классе за плохое поведение заставляли стоять по 3 урока подряд всем классом. А мама не знала об этом. И считала педагога вполне адекватной и меня уговаривали и отправляли в школу. Но никто не додумался спросить, что происходит на уроках.12
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)...прошло 20 лет Ребенок каждое утро плачет, не хочет идти на работу, кидается предметами . Говорит, что его специальность не геймифицирована, начальник орет, и вообще офис - это токсик. Ему больше нравится сидеть дома, есть вкусняшки и смотреть аниме. А маминой зарплаты и бабушкиной пенсии на это хватит)))62
  • Елена МельниковаТуманный, о да. А ещё продукты надо покупать за деньги, на улице ходить в одежде, в туалет ходить только в отведенных для этого местах. И вообще жить в обществе это не в лесу. Везде есть правила12
  • абракадбрадля начала надо понять, достаточно ли ребенок спит. А то часто считается что лег в 22 и встал в 6 и норм10
  • Котий сын0% осуждения, 100% понимания5
  • MirdetkiМои дети в этом году пошли в школу в первый класс. Я прислушиваюсь к их мнению. Там скучно, не интересно и мало движения. Уроки по 35 минут, перемены 2 минуты, на переменах не выпускают из класса. Это невозможная ситуация. Концентрация внимания появляется, когда ты двигаешься, организм напитывается кислородом. Такой подход не физиологичен и вреден. Второе, есть кроме учителя воспитатель, который ходит между рядов и проверяет готовность детей: открыл ли учебник, взял ли тетрадь.. Детей так контролируют, но это слишком для моих, например. Со всех сторон за тобой наблюдает всевидящее око. Учителя с первых недель позволяют себе орать на ребят. Бороться с этим бесполезно. В садах была та же история. И никто из таких взрослых не согласен с мнением родителя, что так нельзя. Они будут отрицать такое своё детское истеричное поведение. И продолжать орать. 1 или 2 раза в неделю не вожу их в школу. Такая школа не только бесполезна, но и вредна. Лучшее, что можно было бы сделать для своих детей, это водить в частную школу с гуманным отношениям к детям и взрослым. Это дорого, к сожалению. Семейное обучение тоже вариант. Только теряется детское комьюнити, которое в этом возрасте необходимо. Надо защищать своих детей, быть на их стороне. Каким образом, каждый сам решает. В наших школах слишком много запретов и нет гуманизма. Педагогика обязана быть гуманной.12
  • Alexandra OrlovaС.С., ну 16 и 7 - это разные вещи. в 16 никому не хочется. я с нетерпением ждала универа в 165
  • Ольга КашубинаAnna, спасибо вам за совет, звучит очень разумно!8
  • Нехетти ГринΔημήτρης, именно. Браво!5
  • Комок нервовТуманный, про второй пункт понятно, а чем вас не устраивает вариант с домашним обучением, раз школа воспитывает рабов? Воспитывайте свободного своими силами, о чем речь.5
  • Elena BorisovaMirdetki, может быть в качестве комьюнити для детей выбрать какие-то кружки? Я помню в первом классе как-то ни с кем не подружилась в школе, но у меня были танцы и теннис, где и там и там были подруги, и потребность в общении удовлетворяла именно на этих занятиях.9
  • Очаровашка И.Александра, о домашнем обучении и минусы слышала. Зависит, конечно, от школы, которая поставляет услуги. Но чаще дети малообразованы. Не все способны самоорганизовываться, и нужно, чтобы контролировал кто-то из родителей. Да и социализация такая себе.8
  • Kato GusАлександра, а потом в жизни уйти,если надоест,покинуть и так далее,может человеку плохую службу сослужить. Надо будет с нуля учиться жить,почти в любом коллективе,решать проблемы с социализацией. Чему и учатся в школе..6
  • ЕрёмаElena, боже, это что за дичь, в каком году было? столичная школа или провинция?3
  • Александра НовоселоваKato, и да, насчёт социализации. Меня в школе "научили" тому, что одноклассники могут устроить мне "темную" за то, что я обидела главную девочку в классе. Меня сталкивали с лестницы, мне разбивали нос, у меня крали и прятали вещи, меня обливали компотом, когда я приходила в школу в новой рубашке, мне говорили, что я хуже всех, потому что у меня не такая дорогая одежда и телефон, как у остальных ребят в классе. Простите, но это, если честно, отравратительная социализация, и такого опыта у моих детей не будет.5
  • ElenaЕрёма, 84-85 года. Город Южно-Сахалинск, Сахалинская область. Потом эта педагог от нас уехала, так как ее муж военнослужащий. Не удивлюсь, что свои методы воспитания и обучения данная дама практиковала и в других школах.6
  • ЕрёмаMirdetki, >Учителя с первых недель позволяют себе орать на ребят. Бороться с этим бесполезно. В садах была та же история. И никто из таких взрослых не согласен с мнением родителя, что так нельзя. Они будут отрицать такое своё детское истеричное поведение. И продолжать орать. это к сожалению системная проблема. особенно тяжело ребенку если на него не орут дома, но заставляют ходить в место каждый день, где неумеющие себя контролировать и реализоваться тетки орут на него и остальных срывая на детях злость за свое жалкое существование. и такое как правило с головы начинается с покрывания директорами. сигнал им дать конечно нужно, но в случае бездействия - только искать те школы где еще остался здоровый эмоциональный климат, даже если для этого придется переехать в район где они находятся5
  • Мия и мореТуманный, думала так же как и вы, поэтому вначале отдала ребенку в школу, где растят свободных детей. Чтобы в туалет, когда захочешь, перемены подлиннее и никакого принуждения. За год класс превратился в нечто похожее на общество детей из романа Голдинга. Постоянные конфликты, дети мешали друг другу, не могли сосредоточиться и находились в постоянном напряжении. А учителя постоянно раздражались, что малышня не проявляет осознанности, аяяй, как же так. До сих пор стыдно за свой эксперимент, к счастью, я вовремя его остановила7
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Мия, мы говорим о плюс- минус среднестатистических ситуациях. А не о том, как где-то там умерла троюродная бабушка и оставила рбнчку $3 bln. В последнем случае почему бы не прикупить ему лицей с телесными наказаниями "плохих училок"😀8
  • ЕрёмаElena, сурово. хорошо хоть табуреткой не били. и на том спасибо1
  • ***Elena, нас тоже заставляли стоять весь урок всем классом. Но это был класс 6 минимум и один урок подряд, а не несколько. Ну и учительница не самая умная это придумала.2
  • Alex Ts.Вадим, как показывает практика , жить эту жизнь в принципе не всегда приятно. Только вот нужно вовремя понять, что в этой жизни часто приходится делать вещи, которые не нравятся, чтобы получить результаты , которые тебе нужны. И если ты ничему не научился, ничего не достиг , то после 30 будешь сидеть и ныть на ТЖ, что получаешь копейки и в добавок тебя ещё и мошенники развели, когда пытался ничего не делать и разбогатеть 🤷‍♂️7
  • Лоскутова НатальяМия, мне кажется, с собственным бизнесом не получится вставать тогда, когда захотелось.17
  • Лоскутова НатальяElena, это концлагерь какой-то1
  • ElenaЛоскутова, к сожалению, это имело место быть. А дети, которые понятия не имели, как проходят уроки в школе, даже не жаловались родителям. Мы виноваты - нас наказали. Поэтому с первоклашками обязательно надо разговаривать и узнавать как именно проходят уроки, какие методы поощрения и наказания присутствуют. Что им говорят, каким тоном. Иначе можно пропустить важное.1
  • Ульяна БородинаMirdetki, вообще не понимаю, почему многие считают, что именно в школе происходит социализация... У нас мелкий в интернете учится, гуляет, есть друзья, занимается спортом...1
  • Ерёма***, у нас тоже применялось похожее. но не в первом классе и не 3 урока подряд. максимум минут 10-15 исключительно в виде давления на нарушителя дисциплины. Просто представил своего ребенка на месте комментатора - ужаснулся0
  • МарияMirdetki, гуманизм это здорово конечно. Вы явно очень умный человек, поэтому со всем своим умом и гуманизмом Вам надо идти работать в школу, в начальные классы. Там в каждом классе сидят по 30 человек. Примерно 10 из них вообще не слышали о правилах поведения в обществе, сами не учатся и другим не дают. А Вашей задачей будет научить всех 30, а не только Ваших. Плюс ко всему постоянно будут донимать родители, не дай бог кто-то упадет на перемене в коридоре и заработает синяк. Или налетит на другого ребенка, потому что их одновременно в одном коридоре около 300 живчиков находится. Легко рассуждать о гуманизме и писать умные вещи, сидя дома на удобном диване.1
  • Ольга СергееваКак меня это задолбало! Утром: не хочу в сад! Вечером: не хочу домой! Нам воспитатель сказала крамольную вещь: не надо ребенка постоянно заинтересовывать, мотивировать и обещать приятное времяпрепровождение. В школе будет много рутины и не все им будет казаться интересным, но дети должны нормально относиться к скуке. Я к этому же пришла через установку из детства, когда мне родители говорили: есть такое слово "надо"! И не было такого, что раз "не хочу", то и "не буду делать". Так что сейчас наша подготовка к школе заключается в дрессуре и выработке такого вот смирения к неизбежному.6
  • Мария СтейнерМия, верно! Я именно так и мотивирую младшую уже 4-й год!)) Хочешь в будущем позволить себе заниматься, чем хочешь - без школы не обойтись! Иди, учись, БуратинА! Это, вообще-то, ещё и твоя обязанность. Как у мамы с папой есть обязанность - кормить вас, защищать, учить выживать в этом мире! Помощь нужна? Обращайся! Но помни, учиться - это, в первую очередь, ТВОЯ обязанность!7
  • СветланаΔημήτρης, вот и готовый сценарий!2
  • СветланаElena, и потом пропустить то, что в школы потом приходят с ножами, оружием бывшие ученики или старшеклассники.0
  • МихаилElena, ну это было один год. Надеюсь со следующими педагогами Вам везло.0