Как поступить, если ребенок ест всего несколько продуктов и отказывается пробовать другие
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Ребенок до двух лет ел все, потом начал отказываться от супа, потом от котлет. К четырем годам в рационе осталось всего несколько продуктов: сосиски одного производителя, яблоки одного сорта, огурцы и детские йогурты. Иногда может съесть печенье или банан, вот и все. Как уговорить хотя бы попробовать что-то еще?
В садике ничего не ест. Я переживаю за желудок: это очень много часов без еды.
Почему дети бывают избирательны в еде и как сделать рацион разнообразным
Проблема избирательного питания в таком возрасте чаще всего связана с пищевой неофобией, которая выражается в отказе пробовать новые продукты. Обычно она начинается после 2 лет, а ее пик приходится на возраст 4—5 лет. Это объясняется эволюционной защитной реакцией: в этот период дети становятся более независимыми и осторожными в выборе пищи.
Научное сообщество рекомендует несколько стратегий для работы с пищевой неофобией.
Не настаивайте, но продолжайте предлагать другую еду в спокойной обстановке. Исследования показывают, что порой детям нужно увидеть новый продукт 15—20 раз, прежде чем они решатся его попробовать.
Поощряйте малейшие попытки съесть что-то новое и избегайте наказаний за отказ. Родителям стоит выбирать положительное подкрепление.
Подключайте интерактивность, связанную с едой. Можно вовлекать ребенка в процесс готовки, предлагать ему игры на тему кулинарии, вместе планировать меню, позволять выбирать и покупать продукты, самому накладывать себе еду в тарелку. Это может снизить тревожность по поводу новой пищи и побудить ребенка сделать шаг в сторону нового.
Экспериментируйте с форматами. Иногда дети соглашаются на ту же еду, но в другом виде — например, если котлету предложить в виде фрикаделек, а сосиски использовать в домашнем хот-доге. Пробуйте изменять форму, текстуру или подачу привычных продуктов.
Поддерживайте регулярные приемы пищи и перекусы. Создайте режим питания без давления, чтобы ребенок мог почувствовать голод и исследовать новые продукты в моменты, когда он настроен на еду.
Используйте «социальное питание»: эксперты советуют обратить внимание на еду в компании других детей. В детских садах, несмотря на избирательность, дети иногда пробуют что-то, когда едят вместе с группой. Также могут сработать походы в гости к друзьям ребенка, которые уже преодолели период неофобии и с радостью едят, например, овощи или фрукты. Социальный фактор подталкивает детей пробовать новое с общей тарелки.
Что касается больших перерывов между приемами пищи, это может быть стрессом для вас, но не обязательно опасностью для ребенка. Отбаласнируйте съеденное в садике едой дома. Например, если в саду ребенок съел хлеб и яблоко, выпил компот, дома дайте ему две баночки йогурта, сосиски, огурец и банан.
Также снять тревогу помогает пищевой дневник. Записывайте туда все, что съел ребенок в течение дня. Очень часто, ориентируясь на свои воспоминания о том, каким было питание, мы сильно искажаем реальную картину потребления. А когда начинаем в моменте записывать съеденное, то за 3—5 дней наблюдений приходим к выводу, что в реальности все не так, более оптимистично. Кроме того, с дневником вам будет проще понять, какие продукты можно модифицировать, чтобы шаг за шагом расширить рацион.