Как поступить, если трудно найти с детьми общий язык
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Моим старшим детям восемь и шесть лет. Старший сын практически со мной не разговаривает: если что-то спрашиваю, отвечает односложно. Мне трудно находить для него мотивацию к учебе. Но самая большая проблема с ним — это общение, коммуникация: я просто не знаю, о чем он думает. Не говорит, что его волнует. Банально: не спит до ночи, я спрашиваю почему, а он говорит, что хотел бы, чтобы я погладила его, посидела рядом.
Младший не слушается, да и не слышит. Без повышения голоса ничего нельзя добиться.
Я стараюсь наладить режим старшего сына, ограничить просмотр мультиков. Со вторым стараюсь разговаривать больше.
Из-за чего поведение детей младшего школьного возраста может меняться
Очевидно, что вам сейчас очень непросто: дети еще довольно маленькие, не умеют четко обозначать свои потребности и самостоятельно их удовлетворять. Ваша растерянность из-за проблем в коммуникации с сыновьями абсолютно нормальна.
Как с младшим, так и со старшим сыном может быть полезным:
- немного погрузиться в то, с какими вызовами обычно сталкиваются дети в их возрасте;
- исходя из этих вызовов попробовать организовать разные активности, которые в итоге не только помогут наладить вашу коммуникацию, но и станут приятным временем для всей семьи — и для детей, и для мамы.
Вот какие сложности возникают у детей в младшем школьном возрасте.
В шесть лет они уже могут ходить в школу или на подготовительные занятия, а значит, начинают более активно взаимодействовать как с другими детьми, так и с педагогами.
Главные вызовы в этом возрасте связаны с изучением и усвоением новых социальных норм: что принято делать во время учебы, а что нет, как разрешать конфликты, как строить новые дружеские отношения и так далее. Также в это время от ребенка ожидают больше самостоятельности в выполнении рутинных задач, а он может не всегда быть к этому готов.
В восемь лет дети сталкиваются с увеличением школьной нагрузки, новыми учебными требованиями, что тоже может быть нелегко. Еще в этот период у детей формируется мнение о своих способностях: непросто принять себя такими, как есть, — с поражениями и неудачами, которые обязательно случаются в группе ровесников.
И шестилетнему, и восьмилетнему ребенку пока еще сложно управлять своими эмоциями, контролировать себя и, главное, понимать свои чувства и чувства других людей. Это может вызывать тревогу и невыраженную фрустрацию. В этих эмоциях и состояниях могут таиться корни непослушания.
Что поможет наладить семейную коммуникацию
Игры. Для детей в этом возрасте очень важно разделять с родителем игровое время. Подумайте, чем нравится заниматься обоим сыновьям, и учитывайте их интересы.
Может, это что-то активное: бассейн, прогулки на велосипеде или на роликах, вылазка в лес с возможностью как следует покричать и выпустить все накопленные эмоции. Или, например, спокойные игры: совместный кинопросмотр с попкорном, веселые настолки, приготовление еды, пазлы, конструкторы, театр теней по сюжету любимого мультфильма.
Четкие правила и разделение обязанностей. Детям в этом возрасте очень важна определенность. Обсудите, какие правила вы соблюдаете в доме: кто за что отвечает, как нужно вести себя по отношению друг к другу, как следует реагировать, если что-то неприятно. Дети очень любят обсуждать и придумывать правила вместе со взрослыми. Такие правила намного приятнее потом соблюдать, ведь при их составлении учитывалось мнение всех членов семьи.
Здесь же можно обсудить и систему поощрений: исполнение обязанностей легко превратить в игру. Допустим, можно использовать стикеры или баллы, за которые в будущем дети получат приятную награду.
Непрямые разговоры. Часто ребенку хочется чем-то поделиться с родителями, но у него не хватает слов для выражения своего состояния. Возможно, именно это и демонстрирует старший сын, когда перед сном просит его обнять и просто побыть рядом. Кажется, что ему могли бы подойти тактильные игры — например, совместные массажи или обнимашки.
Во время такого контакта можно задавать ребенку вопросы, стимулирующие рассказ. Например: «Кто твой лучший друг и почему?», «Какие качества тебе в нем нравятся?», «Какие качества тебе не нравятся в других людях?», «В ком ты видишь проявления этих качеств?», «Какой была бы твоя идеальная школа и что бы ты хотел добавить или изменить в своей школе?», «Как ты провел бы свой самый лучший день?» и так далее.
Младшему ребенку, возможно, будет интересно вместе с вами заняться его любимыми делами: порисовать, поактивничать, получить ваше внимание полностью и ни с кем вас в это время не делить.
И пусть это внимание будет позитивным. Понаблюдайте за сыном и обязательно найдите, за что его можно похвалить, какие старания и успехи отметить.
Помощь профессионала. В описании вашего запроса недостаточно информации о детях, их увлечениях, особенностях развития, их социальной жизни и режиме дня. Для более подробного анализа ситуации всегда можно обратиться к специалисту — психологу или консультанту для родителей.
Но главное — это ваше неравнодушие и интерес, ваша озадаченность тем, как складывается общение с детьми. А это уже прекрасная база для решения всех сложностей.