Как поступить, если трудно найти с детьми​ общий язык

Признания читательницы и комментарий специалиста
59
Как поступить, если трудно найти с детьми​ общий язык

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Ольга Ус

психолог центра Good Point

Страница автора

Моим старшим детям восемь и шесть лет. Старший сын практически со мной не разговаривает: если что-то спрашиваю, отвечает односложно. Мне трудно находить для него мотивацию к учебе. Но самая большая проблема с ним — это общение, коммуникация: я просто не знаю, о чем он думает. Не говорит, что его волнует. Банально: не спит до ночи, я спрашиваю почему, а он говорит, что хотел бы, чтобы я погладила его, посидела рядом.

Младший не слушается, да и не слышит. Без повышения голоса ничего нельзя добиться.

Я стараюсь наладить режим старшего сына, ограничить просмотр мультиков. Со вторым стараюсь разговаривать больше.

Из-за чего поведение детей младшего школьного возраста может меняться

Аватар автора

Мария Княжер

Страница автора

Очевидно, что вам сейчас очень непросто: дети еще довольно маленькие, не умеют четко обозначать свои потребности и самостоятельно их удовлетворять. Ваша растерянность из-за проблем в коммуникации с сыновьями абсолютно нормальна.

Как с младшим, так и со старшим сыном может быть полезным:

  • немного погрузиться в то, с какими вызовами обычно сталкиваются дети в их возрасте;
  • исходя из этих вызовов попробовать организовать разные активности, которые в итоге не только помогут наладить вашу коммуникацию, но и станут приятным временем для всей семьи — и для детей, и для мамы.

Вот какие сложности возникают у детей в младшем школьном возрасте.

В шесть лет они уже могут ходить в школу или на подготовительные занятия, а значит, начинают более активно взаимодействовать как с другими детьми, так и с педагогами.

Главные вызовы в этом возрасте связаны с изучением и усвоением новых социальных норм: что принято делать во время учебы, а что нет, как разрешать конфликты, как строить новые дружеские отношения и так далее. Также в это время от ребенка ожидают больше самостоятельности в выполнении рутинных задач, а он может не всегда быть к этому готов.

В восемь лет дети сталкиваются с увеличением школьной нагрузки, новыми учебными требованиями, что тоже может быть нелегко. Еще в этот период у детей формируется мнение о своих способностях: непросто принять себя такими, как есть, — с поражениями и неудачами, которые обязательно случаются в группе ровесников.

И шестилетнему, и восьмилетнему ребенку пока еще сложно управлять своими эмоциями, контролировать себя и, главное, понимать свои чувства и чувства других людей. Это может вызывать тревогу и невыраженную фрустрацию. В этих эмоциях и состояниях могут таиться корни непослушания.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что поможет наладить семейную коммуникацию

Игры. Для детей в этом возрасте очень важно разделять с родителем игровое время. Подумайте, чем нравится заниматься обоим сыновьям, и учитывайте их интересы.

Может, это что-то активное: бассейн, прогулки на велосипеде или на роликах, вылазка в лес с возможностью как следует покричать и выпустить все накопленные эмоции. Или, например, спокойные игры: совместный кинопросмотр с попкорном, веселые настолки, приготовление еды, пазлы, конструкторы, театр теней по сюжету любимого мультфильма.

Четкие правила и разделение обязанностей. Детям в этом возрасте очень важна определенность. Обсудите, какие правила вы соблюдаете в доме: кто за что отвечает, как нужно вести себя по отношению друг к другу, как следует реагировать, если что-то неприятно. Дети очень любят обсуждать и придумывать правила вместе со взрослыми. Такие правила намного приятнее потом соблюдать, ведь при их составлении учитывалось мнение всех членов семьи.

Здесь же можно обсудить и систему поощрений: исполнение обязанностей легко превратить в игру. Допустим, можно использовать стикеры или баллы, за которые в будущем дети получат приятную награду.

Непрямые разговоры. Часто ребенку хочется чем-то поделиться с родителями, но у него не хватает слов для выражения своего состояния. Возможно, именно это и демонстрирует старший сын, когда перед сном просит его обнять и просто побыть рядом. Кажется, что ему могли бы подойти тактильные игры — например, совместные массажи или обнимашки.

Во время такого контакта можно задавать ребенку вопросы, стимулирующие рассказ. Например: «Кто твой лучший друг и почему?», «Какие качества тебе в нем нравятся?», «Какие качества тебе не нравятся в других людях?», «В ком ты видишь проявления этих качеств?», «Какой была бы твоя идеальная школа и что бы ты хотел добавить или изменить в своей школе?», «Как ты провел бы свой самый лучший день?» и так далее.

Младшему ребенку, возможно, будет интересно вместе с вами заняться его любимыми делами: порисовать, поактивничать, получить ваше внимание полностью и ни с кем вас в это время не делить.

И пусть это внимание будет позитивным. Понаблюдайте за сыном и обязательно найдите, за что его можно похвалить, какие старания и успехи отметить.

Помощь профессионала. В описании вашего запроса недостаточно информации о детях, их увлечениях, особенностях развития, их социальной жизни и режиме дня. Для более подробного анализа ситуации всегда можно обратиться к специалисту — психологу или консультанту для родителей.

Но главное — это ваше неравнодушие и интерес, ваша озадаченность тем, как складывается общение с детьми. А это уже прекрасная база для решения всех сложностей.

РедакцияА вам легко даются разговоры с ребенком? Расскажите, как находите общий язык:
  • namiА как налаживание режима и ограничение просмотра мультиков поможет наладить коммуникацию с сыном? Вы думаете, от скуки начнет с Вами разговаривать что ли? Гениальные методы воспитания17
  • Ольга Усnami, у вас есть предложения?1
  • Elena MygОльга, у Вас двое детей или есть ещё дети меньшего возраста? В какой момент Вы стали отдаляться со старшим сыном? Такое бывает в многодетных семьях ... Как при этом общаются между собой дети 8 и 6-ти лет?5
  • Олег ПогодинСходите к психологу с детьми. Помогает4
  • little~witchОльга, я даже зарегистрировалась ради ответа на этот вопрос. Я, конечно, не психолог, да и детей своих пока нет, но автор комментария выше прав, даже если высказался немного грубовато. Ваши же слова "он говорит, что хотел бы чтобы я погладила его, посидела рядом". Вам старший ребёнок говорит прямо, что ему не хватает вашей любви, внимания. Что делаете вы? Запрещаете ему мультики, ужесточаете контроль. Как это должно помочь? Выглядит, как наказание. Ощущение по посту, что ребёнок с вами говорит, просто вы его не слышите. А смысл ему говорить с человеком, который его не пытается услышать? Он показал проблему, вы его (в его понимании, скорее всего, это будет так) наказываете. Как горох об стену) Не все сложены так, чтобы беспрерывно стучаться в закрытую дверь. Ваш ребёнок видимо перестаёт видеть в этом смысл. Толк от того, что он вам начнёт рассказывать личные проблемы, если в итоге ничего не получит, наоборот ухудшит свое положение? Представьте, что вы мужу говорите "мне не хватает твоего внимания" или рассказываете о своих проблемах, а он вам в ответ "с сегодняшнего дня все траты согласовываешь со мной, одежду теперь покупаем раз в полгода, ноготочки строго по расписанию не дороже вот этой суммы".46
  • AnnaОлег, лучше одной. Это эффективнее. Проблемы не у детей, а у мамы.20
  • namiОльга, Вам Sabby все написала, я с ней солидарна. Извините мою возможную резкость, но я не знаю, как можно не заметить прямой сигнал "мама, обними меня, поцелуй, успокой" и решить, что ребёнку надо меньше мультиков.24
  • AnnaДля каждого ребенка надо находить индивидуальное время и качественно проводить его. Найдите занятие, которое было бы интересно и вам и 8-летнему сыну. В процессе общение может наладиться. С 6-леткой меньше требуйте и говорите, но всегда добивайтесь, чтобы ваши требования были выполнены. Не вещайте в режиме "радио", опуститесь на уровень его глаз, установите визуальный контакт, срокойно и четко все скажите.9
  • namiОлег, агрессии нет, есть неприкрытое удивление от того, как построена логическая цепочка у мамы, вот и все13
  • Заурядный человекНаверное, тут стоит откатиться назад, понять с какого момента общение так сократилось. Если есть проблема - я стараюсь найти ее источник, точку отчёта, короче момент с которого всё пошло через....не так. А дальше смотрите по ситуации11
  • СветланаЧитайте им книги на ночь, больше вместе гуляйте, делайте домашние дела совместно и побольше тактильных форм общения: погладить, обнять, это снимает напряжение.7
  • НатальяТакое ощущение, что вы пишите про подростков 13, 15 лет. Потерять контакт с 8 и 6 леткой, это значит просто не заниматься их воспитанием. Просто не обращать на них внимание. Старший не разговаривает, а средний понимает только крик с ваших слов. В первую очередь вспомнить, что это дети. Играть с ними, читать, гулять. Удилять максимум времени. Интересоваться их жизнью, чувствами.39
  • Фата-морганаnami, банально, но нервная система перестанет получать перегрузку и ребёнок будет меньше нервничать, улучшится настроение, будет легче идти на контакт. Режим сна, отдыха, прогулок, питания - это база эмоционального развития интеллекта. Ну и естественно время в гаджетах тоже нужно дозировать.7
  • Фата-морганаНаталья, полностью согласна с вами, потеря контакта в таком возрасте - это либо на работе 24/7 либо вместе с детьми каждый в своём смартфоне 24/7.15
  • little~witchФата-моргана, зачем? Ради чего? Слова автора, что проблема в недостатке общения и контакта. Следом в "моих действиях" ограничения. Вообще раздел "мои действия" и относится к тому, как человек планирует решать проблему.) Я бы вообще на месте автора сейчас бы не режимом занималась и ужесточением правил, а налаживанием отношений. Опять же, представьте, что вы с мужем или другом стали регулярно ссориться. И вместо того, чтобы решать проблемы, разговаривать, ваш близкий вводит правила, поучает вас и т.п. Вам это поможет почувствовать себя любимой? Или наоборот? Особенно, если ваш близкий при этом сюсюкается с другими, а судя по тексту там есть ещё дети, с которыми автору, очевидно, проще. Лишние поводы поругаться явно налаживанию отношений не помогут. И чем автор планирует заменять мультики? Сном? Уроками? Чем-то вроде как полезным? Единственная польза, как по мне, будет, если автор вместо мультиков будет втягивать ребёнка в какие-то семейные активности (не домашние дела).13
  • little~witchФата-моргана, в корне не согласна. Есть ли разница между двумя взрослыми и родителем и ребёнком? Да. Ребёнок зависим и ещё не имеет достаточного опыта для отстаивания своей позиции, его личность ещё формируется. Но это точно не значит, что его чувства должны игнорироваться, а родитель должен быть местным богом, чей авторитет непоколебим, а каждое слово - прописная истина. Имхо, но думающий сознательный ребёнок намного лучше просто послушного или боящегося наказания. Дети - маленькие взрослые. 8 лет - вполне сознательный возраст, это не 3, когда надо контролировать каждый шаг. В 8 надо не приказывать, а разговаривать. Автор этого не делает, либо делает не на одном с ребенком языке. > взрослый берёт на себя ответственность и устанавливает границы, сколько ребёнок играет, что кушает, чем увлекается, сколько спит, какие дела помогает делать по дому и т. д. Определять границы можно по-разному. И везде важно видеть границы ещё и самому взрослому. Например, чем увлекается. Если взрослый не умеет ставить себя на место ребёнка, то он может больше вреда причинить, чем пользы. Есть вещи, в которых ребёнок должен быть самостоятелен. Везде нужна гибкость. Ограничивать легко, делать это с умом - сложно. Я вот видела ваш другой комментарий про вред мультиков и гаджетов, мол, ребёнок нервничает) Полагаю, вы человек старого поколения. А я вот росла, когда стали появляться телефоны, компьютеры и т.д. Сидела ли я все лето за ноутом в определённый период жизни? Да. Были ли в восторге родители? Нет. Но я все равно сидела. Гаджеты не настолько серьезно вредят детям, это ж из серии "игры делают детей жестокими". Мне уже 25, у меня лучшие воспоминания, интернет и игры многое мне дали, даже будущую профессию. Если бы кто-то из взрослых заметил мои увлечения раньше и направил в нужное русло, думаю, я бы была успешнее. Это я все к тому, что слепо запрещать - не ок. Надо интересовать, что и почему нравится и не нравится ребёнку. И вести диалог. Приучать делать зарядку для глаз и т.п. От этого будет больше пользы)) А верить, что ребёнок пойдёт на контакт, потому что вы делаете так, как будет лучше ему (по вашему мнению), ну, это русская рулетка. Думаю, уже сейчас видно, что ребёнок автора в восторге не останется, если, конечно, мультикам не найдётся более приятная и полезная с точки зрения волнующей его проблемы замена. Ну, а вообще добавлю, что не думаю, что есть универсальный подход к каждому ребёнку. Но моё имхо, что важно уметь смотреть на мир глазами ребёнка, ставить себя на его место и быть эмпатичным. И в данной ситуации восстановление режима ничем не поможет налаживанию отношений, наоборот, скорее всего, усугубит ситуацию. Ребёнку сейчас нужно знание, что он любим, несмотря на младших, а не миллион новых правил и ограничений. Если важно наладить режим, то логично делать это позже, либо учитывая проблему (но отказ от мультиков в этом случае не должен быть основной целью).15
  • Ольга УсElena, да теперь уже есть, с апреля 2023 - начало пути, а с января 2024 продолжение с бессонными ночами и криками. При этом месяц в больницах1
  • Ольга УсСветлана, читаю на ночь.2
  • Бестияlittle~witch, у вас написано так хорошо, так правильно и чисто теоретически я согласна с вами на 100%. Из практики же очень сложно с некоторыми детьми «договориться» или действовать методами, которые работают со взрослыми. Часто ситуация- ты объясняешь, говоришь, уделяешь внимание, показываешь положительный пример, а результата нет.9
  • little~witchБестия, выстраивать отношения с ребёнком надо с раннего детства. Конечно, автору будет намного тяжелее: если ребёнок не привык, то и доверия такого на старте не будет. С сознательным ребёнком тяжелее находить общий язык и приучать его к новому формату отношений. Даже в 8 лет уже есть некоторые внутренние установки. Я не спорю с вами, не подумайте, писала ниже, универсальной формулы нет. Но моё имхо, что надо быть эмпатичным. Когда понимаешь, что движет ребёнком, с ним проще. +Я нигде не говорю, что детей нельзя наказывать, либо не должно быть правил, просто вводить их тоже надо правильно. Так-то, конечно, порой надо не только говорить, но и наказывать следом, чтобы урок закрепился. Будем надеяться, что действия автора будут мудрыми и не приведут к новым ссорам:)5
  • Выдра в гетрахОльга, вы же не думали, что вам в интернете дадут качественную развернутую консультацию? О____о Конечно, нужно идти к специалисту за деньги, а не полагаться на мнения мимокрокодилов в интернете, которые вас даже в глаза не видели!9
  • Наталия КНе у всех есть психологическое образование, чтобы понимать своих детей. Не все дети любят слушать книги. Я вот совсем не аудиал, ухожу в свои мысли за секунду. Могу посоветовать обратиться к школьному психологу для начала, пусть она проведёт встречу , пповелет диагностику состояния и, возможно, даст совет по выстраиванию отношений. Вот поздний сон очень влияет на самочувствие ребенка, старайтесь все же укладывать вовремя. Может это этап взросления так проявляется. Возможно сам по себе ребёнок интроверт. Миллион вариантов, ищите свой)4
  • СветланаОльга, тогда ждите. Со временем посеянное вами даст свои всходы.0
  • Ольга УсСветлана, если у вас есть уже урожай, было б прекрасно если вы б поделились способами взращивание1
  • АйгульОльга, надо обнимать каждого ребёнка крепко-крепко раз по десять на дню и прям зацеловать, говорить, как вы их любите, уделять очень много внимания. Им явно его не хватает, потому что вы заняты младенцем.7
  • АйгульОльга, потому что это вам кажется, что всё это делается и в достаточном количестве, а вот детям так не кажется. Плюс ревность к младенцу из-за которого старшим, как ни крути, стало уделяться меньше времени. Это математика, 24 часа в сутки на двоих детей и на троих. Вы обманываете сами себя, думаю, что даёте старшим достаточно. Нет, не даёте.8
  • Анонимnami, а вы попробуйте выключить мультики и увидите разницу: у ребёнка появится интерес что-то придумать, сделать и действительно общение наладится. Проверено лично :)4
  • AntilopaОльга, не смогла пройти мимо, т.к. могу поделиться опытом, ибо есть результаты: - сыну 25 лет - очень уравновешенный, вдумчивый, пережили с ним в возрасте 12-16 лет серьёзный кризис в отношениях и кризис мотивации к дальнейшему обучению, постепенно, с помощью психолога наладили и восстановили душевные отношения, с 18 лет живёт в другом городе (универ), сейчас самостоятельный, успешный сын )); - дочь 10 лет - реактивная и порывистая, справляемся только благодаря накопленному опыту ))2
  • АннаУ меня ребенку 7 лет и дочке ещё нет года. Просмотрела быстро ответы и не увидела что предлагали бы вместе посмотреть мультики и обсудить, ну или хоть спросить где ему смешно, попросить показать эти моменты. Я точно знаю что если у него есть доступ к телефону или планшету - то это ни разу не мультики, а если и мультики, то из разряда удивительный цифровой цирк, что то там про друзей и пр. Т.е. по идее то, что должно привести в ужас, но теперь то точно нужно вам глянуть на это все, принять для себя и сказать что там все преувеличено, специально чтобы смотрели. Так то из более или менее адекватного - установите роблокс, там куча нормальных игр, да тот же поиск "флопы". Т.е. самой быть в теме того что более или менее в течении детей. Много сейчас блогеров, разыгрывающих челенджи, тоже вполне себе, тот же ВладА4, спросите как он относятся к ним, так и ребенку вернёте к вам авторитет и он в теме будет. А про учёбу сложнее - сейчас дети просто не понимают зачем писать и это приводит их в отчаяние/тоску/уныние, им легче печатать, а вот читать норм - это в интернете нужно. Я пытаюсь говорить пока пишем прописи - что это для развития ума, но тут только "гав" у меня помогает.0
  • АннаКстати, с вашим младшим ещё челенджи должны зайти "а смог бы ты отнести эту машинку/футболку на место идя спиной вперед/неся её на голове/прыгая на одной ноге/кружась/шагая только на полоски(почти "пол - это лава")". "Кто быстрее уберёт в комнате, тот выбирает что другой ест на десерт". Я так то не особо люблю играть и когда узнала что детей нужно учить играть в игрушки - очень тупила, но потом более или менее прокачала этот навык, теперь сын сам придумывает задания, те же слова или ещё что. Он у меня кучу времени проводит в планшете, потому что дочь маленькая, но если я отобрала, то беря игрушки придумывает сюжет, сам себе что то рассказывает, иногда по мотивам того что видел, иногда что-то свое.3
  • ЛеванидУ меня тоже был период когда я начал понимать что теряю контакт с детьми. Это было примерно когда мои дети были таком же возрасте. Но это было связано с моей работой. Я практически не бывал дома. Поменять работу на более спокойную не мог, была неплохая мотивация,понимал что семья важнее, но сам не мог остановиться и разорвать этот круг. Но всë когда то заканчивается, контракт закончился. И тогда я смог исправить проблему коммуникаций с детьми. Правильно говорят многие комментирующие, проблемы в общении могут быть как раз из-за занятости родителей. Когда стало больше свободного времени, появилась возможность бывать чаще с детьми, стали больше общаться и проблема недопонимания сходит постепенно на нет. Так что все решаемо как оказалось, желаю всем находить время на общение со своими детьми. Работа закончится, поменяется , а вот чем дольше тянется период недопонимания, тем в дальнейшем будет тяжелее все исправить, ведь чем старше дети, тем сложнее исправить..1
  • Арсений ШмидтЖесть конечно, больно было читать. Особенно пронзительно звучит, конечно, просьба старшего, чтобы с ним провели время, посидели рядом.5
  • ДОНТолько любовь и внимание! Хотя бы 5-10 минут ласки, обнимашек, но каждый день, пожалуйста, нет ничего хуже безразличия родителей, ребенок сам просит (((3
  • ArchieСтать родителем это вообще большая ответственность, у меня друзья детей приводят и они ко мне тянутся, а меня это пугает..1
  • Ренат ШуморовВсегда тянулись дети ко мне, наверное просто доброта и детская наивность у меня ещё осталась.0
  • Александр КорнеевНаталья, полностью соглашусь с вами0
  • Дмитрий Пинчукможет какие-то книги по воспитанию почитать0
  • Никита ЛапинНу трудновато, когда повзрослею, вообще не понимаю..0
  • Влад АскеровОбратиться к дефектологу, он всегда поможет0
  • Анатолий ПриходькоВсегда разговаривал на равных, так гораздо проще1
  • Олег ПогодинТяжело очень, приходится всегда сил набираться0
  • 8Владимир, Вам это кажется хорошим способом решения проблем?4
  • Ник Завадски> При этом месяц в больницах Это как бы важный момент, который ранее не упомянут. А в целом выше правильно написали - простые и понятные правила, которые точно должны соблюдаться. Поэтому запретов не должно быть слишком много (не будьте как гос. дума), но те, что есть, выполняются точно.1
  • marus_spaceМой отец однажды в настройках роутера выставил ограничение по MAC-адресу моего телефона, чтобы wi-fi на нем работал только час в день с 19:00 до 20:00) мне было 14 и в основном общение тогда складывалось только онлайн) Вот оно чё Михалыч, может тоже общения со мной хотел! Но вроде это было наказание за что-то или попытка привить мне какие-то новые интересы, при том что я была нормальным ребенком, в учебе одни успехи, но бросила музыкалку и уже начинала дерзить из-за переходного возраста. Ещё тогда усвоила, что некоторые домашние запреты меня ничему не учат, а просто призваны мне показать, что сильный/старший может творить что вздумается и проявлять свою власть/авторитет, хотя я толком не помню, чем тогда не угодила и что тогда во мне "лечили" таким образом. Зато помню, как в 19:59 с грустью прощалась с друзьями по переписке. Как понимаете, это в итоге не особо поспособствовало улучшению взаимоотношений в семье) Просто укоренило в голове, что в будущем я хочу финансовую/моральную свободу от всех и вся, и чтобы никто не мог ставить мне свои условия и правила. Это, конечно, не единственная ситуация, просто больше всего похоже на отбирание телефона, и какой-то настоящей опасной жести у меня в семье тоже не было, разумеется, бывает в сто раз хуже, и я тут ною из-за интернетика как настоящий зумер, но ничего не могу с собой поделать - ненавижу бессмысленные необоснованные запреты и ограничения, какими бы незначительными они ни были. Попытка ограничивать 8-летнего ребенка, чтобы начать получать от него больше внимания и заслужить больше доверия - из той же серии кмк, может даже хуже, если наказывать даже не за что. Сильнее доверять и любить он не станет, так же начнет ждать, когда вырастет, чтобы поскорее от вас слинять. Даже если дети станут шелковыми, это просто будет театр для вас, адаптация, чтобы задобрить и снова получить доступ к желаемому. Невозможно заставить любить, уважать, доверять и признавать авторитет, заставить можно только делать вид.5
  • Нехетти ГринТема младших детей не раскрыта. Могу только посочувствовать: если много детей, много работы (или заботы о малышах, которая задалбывает хуже любой работы) и мало помощи от близких, то в общении со всеми детьми что-то с самого начала пойдет не так. Может быть, несмотря на измочаленность перед сном, завести традицию - действительно сидеть со старшим на ночь, почитать вместе его любимую книжку, просто помолчать, обняв друг дружку? Он же сам об этом прямо сказал. Жаль парня. И автора тоже. Но есть пока время все исправить, мальчишки еще маленькие...0
  • A BВладимир, не знаю, что вы хотели этим сказать, но после этого комментария вам хочется только искренне посочувствовать3
  • Serebrymarus_space, аплодирую Вам.0
  • Mel_moryОльга, а что,обнимашки - это долго? Я всегда думала, что обнять ребёнка, погладить, поцеловать - это дело минуты, неужели вы не найдете её? Показывать любовь нужно не по расписанию, а просто так, тем более, когда в семье появился младенец, занимающий все время. Пошли на кухню посуду мыть, проходите в этот момент мимо ребёнка, целуете его в макушку и говорите- я тебя люблю. Все, 15 секунд, просто проходя мимо. И ребенок привыкает, что мама его любит всегда - априори, по умолчанию, а не по вечерам, когда книги читает. Детям важно чувствовать любовь всегда, но при этом это не значит, что на её проявление нужно много времени. Просто принести яблоко и поцеловать мимоходом в макушку, просто пройдя мимо прикоснуться и погладить, просто сделать что-то приятное. На это не нужно много времени, но это важно.5
  • ТатьянаНасколько я поняла из комментариев, у вас есть младенец помимо старших детей. Очевидно, что для всей семьи это огромный стресс: восьмилетний замкнулся в себе, шестилетний пытается привлечь внимание, потому что он раньше был самым младшим, вы загружены домашним микроменеджментом. Я бы для начала рекомендовала наладить режим самого маленького, тогда будет проще планировать активности со старшими: например, в первый дневной сон играете с дошкольником, во второй дневной сон помогаете с уроками школьнику, вечером, когда малыш уснет, смотрите со старшими семейное кино (потому что возраст уже позволяет перейти на фильмы вместо мультфильмов), желательно с вкусняшками и антуражем. Это если нет возможности попросить помощи у мужа и родственников, чтобы посидели с малышом, пока вы будете проводить время с каждым по отдельности. Поправьте, если не правильно поняла вашу ситуацию4
  • Николай ЛазицкийМоей дочке 7, примерно с 5 лет у нее начался "возраст почемучки": миллион вопросов про всё: от "почему небо синее" до "расскажи как это "дерзить"?. Это порой невероятно бесит))) Но мы с женой стараемся на все давать ответы или вместе с дочкой гуглим. Подсовываем ей книги, в том числе детские энциклопедии. Она читает сама и мы вместе. Мы очень редко её оставляем с бабушками, в отпуск всегда вместе. Я думаю поэтому у нас получается понимать что у нее в голове и находить контакт. У нас с самого раннего возраста режим и правила. Как по мне это тоже помогает ребенку (есть чувство постоянности, регулярности). Можно планировать, обсуждать и вместе готовиться и к купанию в ванне с бомбочками, и к простотру мультиков и к чтению новой книги (а потом обсуждать или рисовать или играть по мотивам просмотренного и прочитанного). Еще на мой взгляд детский сад помогает ребёнку находить общий язык с миром и нами (мы интересуемся с кем играет, куда ходили на экскурсию, что рисовали в саду и т.п.).0