Как подготовить ребёнка к школе без репетиторов и центров развития: опыт и выводы нашей семьи
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Начну с того, что наша дочь пошла в школу в полные 7 лет. Ева родилась 25 июня, чисто теоретически она могла бы пойти в школу на год раньше, в шесть, но к этому времени ребёнок не был морально готов садиться за парту. Поэтому мы с мужем решили подарить дочери ещё один год детства, но при этом подготовить её к школьным будням своими силами.
Для этого мы выделили ежедневник, купили прописи, тетради, канцелярию, товары для творчества, засучили рукава и начали свой большой эксперимент.
Сразу скажу, что в этот год (2023) ребёнок не посещал детский сад. Я была дома с новорожденным сыном, а Ева не горела желанием посещать дошкольное учреждение из-за тихого часа днем:)
Каждый вечер в ежедневнике мы записывали план на следующий день. Обычно в нем было 5 пунктов. Формат ежедневных записей был выбран неслучайно. Так мы учили Еву планировать день, отделять важное от второстепенного и правильно распределять нагрузку.
Пункт 1. Чтение, математика и прописи
В чтение изначально входило изучение алфавита. Прошерстив youtube, мы поняли, что самый правильный выход учить сначала гласные, а затем добавлять по одной согласной и параллельно читать по слогам, соединяя уже знакомые буквы.
Мы распечатали весь алфавит на плотной бумаге по правилам: гласные — красным цветом, согласные — синим. Так, навык чтения был освоен за четыре месяца. Позже ребенку понравилось читать названия магазинов, остановок, газетных заголовков и т.д. Чтобы поддерживать интерес к чтению, мы купили ей книги по мотивам мультсериала "Гравити Фолз", который она на тот момент обожала, рассказали, как сами в детстве читали с фонариком под одеялом. В итоге к школе Ева читала около 35-40 слов в минуту (это норма для конца 1-го класса).
Со счетом также наращивали обороты постепенно. Сначала выучили цифры от 0 до 10, затем считали с помощью пальцев и палочек-считалочек в этом диапазоне. Затем выучили цифры до 20 и научились считать в столбик самые простые примеры. А уже ближе к школе выучили десятки.
С прописями мы решили не изобретать велосипед, просто купили готовые издания и тренировались по предложенной программе.
Пункт 2. Творчество на заданную тему
Дети обожают придумывать и делать что-то своими руками. В этот пункт мы включили рисование, лепку, вырезание, аппликации, оригами.
Также специально купили наборы для создания украшений, 3d-ручку и прочие штуки для детского творчества на Wildeberries.
Пункт 3. Тренировка
За тренировку отвечал муж. Он подарил дочери боксерские перчатки, лапы и 2-3 раза в неделю учил её боксерским приёмам. В остальное время Ева занималась лёгкой физкультурой — бег, приседания, вис на турнике, кувырки и т.д.
4 и 5 пункты
Они были разными. Например, мы учили Еву основам игры в шахматы, составлять квесты, играть в крокодила, ориентироваться по компасу, пользоваться гвоздями и молотком, определять время по аналоговым часам, проводить расследования, составлять маршруты путешествий по городу и т.д.
Сюда же входило изучение карты мира и составление мини-проектов (презентаций) на определенную тему. Например, мы изучали происхождение, состав и виды шоколада.
Итоги
Во-первых, до школы нас многие убеждали, что ребёнку в первом классе будет скучно, если готовить ее заранее. Однако дочь с радостью ходит на занятия, остаётся в группе продленного дня, завела новых друзей. К программе обучения претензий с её стороны нет.
Во-вторых, дочь делает все домашние задания самостоятельно. Нам не приходится сидеть над ней и мучиться над каждым словом, примером, буквой.
Есть знакомые мамы, которые решили скинуть обязанности по образованию детей на учителя, но при этом сейчас жалуются, как тяжело им даются уроки, которые они делают с детьми вечерами после работы. Мы же, взрослые нашей семьи, занимаемся вечером своими делами, но помогаем, если ребёнку что-то непонятно, и проверяем выполненное.
В-третьих, когда мы отдавали ребёнка в школу, решили прекратить наш эксперимент, т.к. нагрузка с домашними заданиями могла быть слишком высокой.
Но недавно мы обнаружили, что дочь не смогла решить пример, который с легкостью решала год назад, до школы. И мы поняли, что планка знаний постепенно снизилась, ибо повторение пройденного материала — это очень важный момент в обучении.
Тогда мы решили возобновить ежедневные задания, но с меньшей нагрузкой. Оставили математику, физкультуру и творчество. Когда есть свободная минута, играем всей семьёй. Например, говорим без остановок в течение минуты на заданную тему, придумываем истории, соединяем логически несоединяемое в новые предметы и понятия (игры ТРИЗ).
Ещё купили на WB флеш-карточки для изучения английского языка, будем осваивать лексику.
Но в целом мы осознали, что своим ребёнком нужно заниматься самостоятельно, не уповая на школу. Никакого индивидуального подхода от учителя ожидать не стоит, особенно когда в классе больше 20 человек.
Оглядываясь назад, мы понимаем, что всё сделали правильно. И вовремя. Мы бы не рекомендовали родителям учить читать или считать ребёнка в 3-4 года с намерением обогнать сверстников.
Как говорила в одной из лекций Татьяна Черниговская, в таком возрасте у мозга совершенно другие задачи. А вот распланировать год до школы и посвятить его подготовке очень даже уместно и правильно. Нам эксперимент понравился, ребёнку тоже.