Как реагировать, если ребенок отка­зы­вается от допол­ни­тель­ных занятий

Признания читательницы и комментарий специалиста

116
Как реагировать, если ребенок отка­зы­вается от допол­ни­тель­ных занятий

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Olga M. SPb

думает, как мотивировать сына

Страница автора

Мой сын вступает в ранний препубертат. С трех лет пробуем дополнительные занятия в разных прикладных сферах деятельности, спорте. Хотим понимать, что ему подойдет.

Так как мы воспитывали ребенка свободным человеком и уважали его мнение, он в свои 10 лет уже бросил занятия музыкой и не считает нужным ходить на математическую подготовку в Алферовский лицей.

К слову сказать, младший — настоящий боец и трудяга: успевает везде и с удовольствием.

Почему решения о развитии ребенка должны принимать родители

Аватар автора

Евгения Васильева

психолог центра Good Point

Страница автора

Десять лет — это возраст, когда на первом месте стоит интерес к познавательным активностям. Очень здорово, если родители внимательно относятся к предпочтениям своих детей и учитывают это при выборе развивающих занятий. Это важно для того, чтобы ребенок нащупывал свои интересы и сильные стороны.

При этом в десять лет ребенок пока не перешел в подростковый возраст, где основной задачей его психики будет определение собственной идентичности относительно мира вокруг, поиск своего места среди сверстников.

Ребенок все еще «развернут» в сторону семьи, и родители задают основной вектор его развития. Он растет в той среде, которую ему организуют взрослые — исходя из своих приоритетов и ценностей. Родители решают, будет ли у ребенка выбор занятий, насколько широким он будет с точки зрения сфер, местоположения, какими окажутся расписание и нагрузка.

Десятилетним детям в силу возраста сложно принимать решения там, где много выбора, потому что высокая степень неопределенности может способствовать возникновению внутренней тревоги.

Так же происходит и у взрослых, когда нужно много что решать, при этом не всегда есть очевидные и однозначные правильные ответы. Но мы уже способны к долгосрочному планированию и к более гибкой эмоциональной саморегуляции, мы в состоянии принимать ответственность за последствия своих выборов — в отличие от ребенка, который еще не может простраивать многоходовки жизненных сценариев даже на среднесрочную перспективу.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься в кружках и секциях

Есть три основные задачи, которые стоят перед родителем в этой ситуации:

  1. Понять свои ценности и приоритеты и действовать, исходя из них.
  2. Обсудить с ребенком причину отказа от занятий.
  3. Помочь ему в развитии навыка преодолевать трудности и переносить временный дискомфорт ради чего-то большего.

Теперь поясню подробнее, что стоит за каждой из этих задач.

Сформулировать свои ценности. Ценности — это важные принципы жизни семьи, которые родители сознательно для себя выбирают. Иными словами, это то, к чему взрослый как родитель может стремиться на пути взросления ребенка. Нет правильных и неправильных ценностей. У каждой семьи они свои.

Чтобы сформулировать для себя ценности, нужно ответить на вопросы:

  • каким родителем я хочу быть;
  • каким я хочу видеть своего ребенка — не в смысле, что он должен быть именно таким, каким вы его себе придумали, а в смысле тех качеств, которые для вас важны и которые вы хотели бы культивировать.

Дальше сформулируйте ответ на следующий вопрос: «Что я могу делать для того, чтобы моя ценность воплощалась в жизни?»

Вот какая картина ценностей может получиться.

Я хочу быть родителем, который заботится о физической безопасности ребенка. Для этого я выбираю жилье в конкретном районе, читаю и обсуждаю книги о безопасном поведении, устанавливаю замки на окна в квартире на 10-м этаже.

Также я хочу быть родителем, который обеспечивает своему ребенку высокий уровень знаний в разных областях. Для этого я выделяю в отдельную категорию семейного бюджета траты на дополнительное образование, отвожу ребенка на занятия в специализированных учебных заведениях, выбираю школу с учетом рейтинга академических результатов, выделяю время вечером на обсуждение уроков.

Еще я хочу быть родителем, который показывает важность спорта в жизни. Для этого я зову ребенка на совместную зарядку по утрам, составляю его расписание так, чтобы было не меньше пяти часов спорта в неделю, обсуждаю в семье влияние спорта на здоровье.

У другого родителя приоритеты могут быть иными — например, соблюдение баланса между работой и семьей, демонстрация важности дружбы, забота о здоровье ребенка и так далее. Следовательно, и шаги, которые помогут воплотить эти ценности в жизнь, будут другими.

Такая система семейных ценностей станет ориентиром в принятии сложных решений, когда порой нет однозначных правильных ответов. Читательница может сформулировать свои ценности в сфере образования ребенка, приоритизировать их и понять, какие действия ей помогут воплотить все это в жизнь.

Выяснить причину отказа от занятий. Когда ребенок не хочет ходить на тренировки или занятия, очень важно обсудить с ним, почему это происходит. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия.

Например, ваш сын может рассказать, что не находит общий язык с ребятами в группе. Тогда можно поговорить о том, что конкретно ему неприятно. Такое общение способствует более близкому и доверительному контакту, пониманию внутреннего мира ребенка.

Кроме того, вы поймете, стоит ли и в самом деле сразу оставлять занятия — если ребенок столкнулся с буллингом, например, — или вы можете чем-то помочь. Например, наладите коммуникацию в группе, ребенку станет комфортнее, и он продолжит посещать занятия.

Причины нежелания ребенка ходить в кружок или секцию могут быть совершенно разными. Важно их понимать. Не всегда это повод сразу бросать занятия. Иногда такая ситуация может стать хорошей площадкой для тренировки навыков устойчивости при поддержке родителя.

Помочь развить навык переносить временный дискомфорт. Третья важная задача родителя — это поддержка ребенка при встрече с трудностями. Иногда у детей может пропадать интерес и мотивация к обучению, если что-то не получается и нужно приложить усилия. Это естественно и нормально, и здесь важно признать чувства ребенка и сказать, что так бывает: когда человек сталкивается с чем-то сложным, он может захотеть бросить.

Иногда и взрослым непросто потерпеть дискомфорт в моменте — даже если мы знаем, что в перспективе это полезно для нас и принесет удовлетворение. Но мы не бросаем каждое начатое дело на полпути, потому что умеем справляться с трудностями.

Детям тоже нужно освоить этот навык, чтобы достичь чего-то большего, — в психологии это называют «переносимость фрустрации». И в этом должны помочь родители. Так, можно транслировать ребенку, что помимо результата очень важно пробовать и стараться.

В нашей жизни много неприятных моментов, которые возникают в том числе по независящим от нас причинам. Психологическое здоровье во многом зависит от того, какие в нашем багаже есть инструменты, чтобы преодолевать временный дискомфорт.

РедакцияА ваши дети пытались бойкотировать тренировки или кружки? Расскажите, удалось ли преодолеть кризис:
  • Елена СивакС трёх лет до десяти ему ума давали? Это же семь лет ужаса, как срок за убийство ребенок поимел невинный, естественно в 10лет ко всем чертям эти бессмысленные хобби родителей послал и рад несказанно что правильно сделал. Рано вы начали ума давать и младшему повезло просто что родители стареют и сил на идиотизм по отношению к нему осталось меньше.30
  • ИринаЭто нормально, к сожалению. Дети устают, да и гаджеты это проще и доступнее. Кроме разговоров - ничего не поможет, проверено. Ну и свободы давать, конечно. Нашему старшему 16, тоже с 3 лет спорт, математика. По итогу в прошлом году отказался от тхеквандо ( были неплохие и успехи и перспективы), сейчас пробует себя в боксе. Я сначала растраивалась, потом поняла, что главное - его комфорт, а зов души можно услышать и в школе. Средний в 10 лет тоже резко поменял направление с тхеквандо нв плавание. Сейчас ходит довольный, хотя перспектив стало меньше. Зато увлёкся музыкой, играет на гитаре. Я не против выбора, но мне главное - доден быть спорт в жизни. А какой - выбирать детям6
  • Татьяна ВолодькоОоо у нас сын успел позаниматься в хоре и бросить его, дальше секция плавания и лего - тоже надоело, потом робототехника и бокс - та же история. Теперь компьютерная графика, исторический кружок и дома читает все, что связано с юриспруденцией😄 12л Хотел быть этмологом, просто спортсменом, дальше айтишником, теперь адвокатом. Но что-то мне подсказывает, что это еще не конец😊 Мы с мужем не давим, говорим будь кем хочешь, хоть адвокатом хоть айти, хоть бомжом, но будешь нашим любимым бомжом. Но при этом я еще добавляю, что бомжевать у нас все-таки холодно36
  • AnnaС одной стороны, бесконечные кружки и подготовки с младенчества могут быть перебором, с другой - подросток может вообще от всего отказаться, включая среднюю школу и простейшее бытовое самообслуживание.9
  • Johnny CashДетство тратится на детство, чтоб потом не было, что сейчас происходит. А может и во все тяжкие ударится11
  • Виктория АзароваНе хочет — пусть не ходит. У него сейчас тот возраст, когда он учится опираться на свои ощущения и анализировать их. Его ощущения говорят, что у него нет желания тратить силы на дополнительные занятия, но есть желание тратить их на что-то другое. Это проявление самостоятельности. Не спорьте, не уговаривайте, только ещё сильнее в своем мнении укрепится. Заставите ходить — научите прогуливать. У вас сейчас есть возможность показать себя любящей поддерживающей мамой: скажите, что понимаете, что он мог устать от дополнительных занятий и школа это уже большая нагрузка и ответственность. Вы его выбор принимаете и когда он захочет возобновить занятия/заняться чем-то другим, он сможет спокойно прийти к вам11
  • АнатолийТак это не его доп занятия - это ваши галлюцинации , ваша картина успеха , будете продолжать в том же духе, пойдёте ещё дальше.22
  • user3108022О, набежали адепты «Мама лучше знает, когда сына хочет пи…ть» Ничего вы не знаете. Ваши галлюцинации лишь мешает вашему ребёнку жить. И он вам это покажет так, что мало не будет. Ну или вы его сломаете. Так же это касается пап, которые увидели «возможность» прожить свою жизнь заново и правильно. Вот только это не ваша , а его жизнь.11
  • Boris DonutПередаю привет всем, кто рос в 90-е, проводя свободное время на стройках и свалках8
  • Vladislav BasharovНичего не делать, а дать детям свободу в этом плане9
  • huistoe gaan nieЯ очень в детстве страдал от попыток отца запихнуть меня на какой-то унылый спорт, а я хотел в радиокружок. Оставьте ребенка в покое. Мне 39 лет, до сих пор иногда грустно от этого22
  • СибирячкаУ меня дочь, возможно у девочек по-другому, но вот что я заметила: её желание ходить на те или иные занятия зависит во многом от личности преподавателя/тренера, а не от самого предмета/вида спорта. Если ей в кайф атмосфера на кружке - бежит с удовольствием. Если с тренером не на одной волне - ходить отказывается. Может быть, Вам попробовать найти компромисс? Т.е вы обозначаете сыну важность математической подготовки - но он может сам выбрать репетитора/кружок, где ему комфортно.17
  • Навухудоносор ВавилонскийУ нас периодически дети пытаются отказываться - мол лень, не хочу и т.д... Мы разрешаем, но есть два условия 1) Они должны сами подойти к тренеру/преподавателю, поблагодарить за потраченное время и сказать что больше не хотят заниматься. 2) Сказать какой другой кружок/занятия они хотят. Просто так бросить занятия и валяться дома смотреть телевизор не получится. Пока что ничего не бросили. Сам я был "ходячим кладбищем чужих надежд" - во мне "умерли" великий шахматист, великий пловец, великий математик и под конец школы великий физик. Я много чего успел попробовать, но бездельничать мне не давали.4
  • Alex AlexМой ребенок, когда не хочет ходить, делает так: идет на кружок и всем своим видом демонстрирует незаинтересованность; и тогда его просят преподаватели больше не приходить, если ему неинтересно) соответственно, и результатов от такой ходьбы 07
  • Велена"Еще я хочу быть родителем, который показывает важность спорта в жизни. Для этого я зову ребенка на совместную зарядку по утрам, составляю его расписание так, чтобы было не меньше пяти часов спорта в неделю, обсуждаю в семье влияние спорта на здоровье". А сам жру в три горла оливешечку и бухаю. Но, главное, обсуждаю при этом, как хорошо быть спортсменом. И за все хорошее против всего плохого. неа, не пойдет. Понимаете, все эти планы-хуяны вам не помогут пока нет одного: личного примера. И если вы приходите после работы ровнехонько в 19.00, а далее садитесь перед телеком и все на этом, то что вы вообще можете вякать о каких-то дополнительных активностях? Ах, хотят они, чтобы ребенок был тем-то и тем-то и вообще - Президентом! Ну так берите задницу в руки и пшли сами подавать пример. То, что у одной семьи разные дети- уу, сюрприз, люди вообще разные и дети- в частности. (эта мысль очень нервирует людей, им бы всех под одну гребенку). Чтобы вот ключик найти золотой- и все, мы молодцы, взломали неподдающийся код. Вот это все от эгоизма. От того, что детям отказано в главном: быть личностями. Родителям надо одно: показывать личный пример и просто быть, а не коды взламывать, и тогда ребенок будет знать, что такое хорошо, а что такое плохо по жизни. очень,знаете ли мотивирует! Больше, чем разговоры разговорные дурацкие.8
  • ВеленаЕлена, зато родители там, наверное, главные по хобби)) Очень удивлюсь, если их хобби дальше телевизора простирается) Но от ребенка всегда хочется чего-то такого ЭДАКОГО), плюс это же ребенок, им надо понтануться, а мы, мол, уже взрослые, нам можно и расслабиться, и вообще, мы работаем... Или в спортзал на час ходим, ах. какое хобби!14
  • Boris DonutНавухудоносор, „бездельничать мне не давали.“ - кажется, это называется «спираль насилия», типо меня в детстве мучали, я оторвусь на детях.16
  • ВеленаCrazzzy, самому себе привить ничего никогда не пытались?) Лень и безволие спихнуть на родителей- ой как удобно-то боже мой)7
  • ВеленаBoris, и всему этому его должны были научить великие МарьИванна и ЗинаидаПетровна из Великой Хацапетовки) Я лежу) Великий шахматист) Как пример: все великое множество будущих великих Моцартов ходящих в свое время в великую музыкалу сейчас дай бог руки на струны/клавиши правильно положат- уже счастье будет...7
  • БарышняCrazzzy, а если взять ответственность на себя и заниматься спортом? С чего вы взяли, что вашу лень можно было перебороть в детстве, если вы сами сейчас, всё понимая, не можете себя заставить? Вы бы и тогда бросили.17
  • Системный инженерVladislav, если им дать полную свободу, очень возможно, что будут сидеть с телефоном целыми сутками.8
  • БарышняCrazzzy, тоже не умею всего выше (не было возможности в моём городе или родителям не до того было). И по тем же причинам, что вы перечислили, уже и не хочу учиться: кости после определённого возраста срастаются плохо 😀 и дорого. Но не обязательно в спортзал с весами. Попробуйте разные виды slow fitness. Вполне вероятно, что найдётся подходящий. Я вот полюбила barre. Да и в целом со своим весом работать здоровее. А когда втянешься, так и не хватает тренировок. Главное первые несколько недель себя попинывать.5
  • juarhala"С трех лет пробуем дополнительные занятия в разных прикладных сферах деятельности, спорте." - а может в этом и дело? С трех лет пихаете во все подряд кружки, которые ему поперек горла уже, и он наконец-то к десяти годам набрался смелости сказать " нет, мама, я не хочу до ночи пыхтеть над уроками и кружками, а просто хочу с друзьями погулять?"🤷‍♀️9
  • СолнышкоТатьяна, вы молодец, что не давите. Я своей красотке донесла, что пока она учится, буду ее содержать. Как только решит, что уже умная и учиться ей не надо, будет сама себя обеспечивать. Тоже 12 лет. Хочет стать учителем русского и литературы. Я смирилась )5
  • juarhalaCrazzzy, у меня в детстве тоже всего этого не было, и к спорту не научили. На велосипеде научилась кататься сама в 25 лет, когда закончила институт, тоже же за несколько лет научилась кататься на коньках (ничего не сломала, слава богу, но синяки были, пока защиту на колени не догадалась надевать), + верховая езда и танцы. Компенсировала, так сказать. Так что возраст не причина.12
  • ElenОставить ребенка в покое не вариант? Моя тетя записывала кузена во все возможные кружки, нанимала репетиторов, стояла над душой - в результате он вообще ничего не хочет, еще в подростковом возрасте совершенно выдохся. Все эти развивашки через силу дадут ровно противоположный эффект.8
  • ElenСолнышко, отличная профессия, интересная и полезная. Я была бы рада, если бы мой ребенок хотел стать учителем.8
  • ElenЕлизавета, вы пишете о крайностях, между олимпиадниками и тусовщиками за гаражами есть большая прослойка детей. Что касается олимпиад и поступлений - я была ребенком, который выигрывал олимпиады, сдала все ЕГЭ на очень высокие баллы, соответственно прошла на бюджет во все вузы, в которые подавала документы. В финале этого марафона оказались офис и 12-часовое ковыряние в Excel. А то, что меня интересует в жизни по-настоящему, оплачивается на уровне консьержки в подъезде. Многие когда-то считавшиеся одаренными дети совершенно ломаются во взрослой жизни. Я сейчас понимаю, что главное, что можно дать ребенку - здоровая психика и разностороннее развитие, а не натаскивание на олимпиады и поступление с 1 класса.11
  • ElenВелена, очень правильные слова. Меня удивляют родители, которые жалуются, что их дети ничего не читают, ничем не интересуются, на спорт ходить не хотят. А сами родители читают только соцсети, из развлечений - соседний торговый центр. Надо срочно записать ребенка в 10+ кружков, чтобы поменьше им заниматься.7
  • Навухудоносор ВавилонскийВелена, про великого шахматиста и остальных - была ирония. Жаль, что она была оставлена незамеченной.4
  • КосаткаЕлизавета, я вот ездила в Сириус и олимпиаду 1 уровня, дающую БВИ куда угодно, выигрывала. И не видела олимпиадников, которые занимаются из-под палки(они, конечно, есть, но это реально единицы), в отличие от музыкалки. Обычно это способности+увлечение олимпиадными кружками/тусовками в средней школе и выросшие амбиции в 10-11 классах. В Москве с обилием кружков и сильных школ можно вообще без амбиций обойтись(знаю о победителе всероса, не занимавшегося предметом вне школы+кружков ни дня, что потом стало проблемой в университете), чисто по фану от решения интересных задачек. Если подростку не нравится в математическом кружке, значит просто нет данных, не видит всю красоту математики. И не надо, ЕГЭ никто не отменял.7
  • ВеленаElen, и не меньше пяти, ПЯТИ часов в неделю только спорта! Это при условии уроков в школе, дома, при условии необходимости отдыха, при условии, что явно не только спорт присутствует... Самим бы "не менее 5 часов в неделю спорта" задать для начала)6
  • Елизавета ИоноваСолнышко, вместе занимаетесь или Вы обеспечиваете сопровождение? Местоимение "мы" в данном слуг можно толковать двояко.8
  • Mel_moryCrazzzy, никогда не поздно начать, и да, мы взрослые люди и именно мы ответствены за свою жизнь. Я начала бегать и ходить в спортзал в 35, до этого последние занятия спортом были в школе на уроке физры. Снова вернулась к изучению английского языка. Планирую начать учиться играть на гитаре или пианино (мечта детства). Да, в детстве всего этого не было, но, итить, мне уже к 40 ближе, чем к 35, неужели я все ещё буду списывать свою лень, прокрастинацию, страхи и все остальное только на то, что мне там в детстве чего-то недодали? Попробуйте перестать думать о том, что в детстве вам чего-то не дали, и начните заниматься собой, как будто вы свой родитель - заставляйте, мотивируйте и так далее, потому что именно этим по факту и прививаются все привычки в детстве, а не мифическим великим желанием ребёнка. Желание ребёнка - на 2 занятия, дальше - напор родителя. Ну так станьте себе таким родителем.7
  • juarhalaВелена, пять часов спорта в неделю ОБЯЗАТЕЛЬНО меня тоже убили😂я взрослых-то от силы человека два знаю, которые так уперто занимаются и никогда не слетают, чтоб прям стопроцентно пять часов.8
  • juarhalaЕлизавета, 1 двухчасовая и 2 полуторачасовые тренировки означают, что ребенок должен мотаться в спортивную секцию три раза в неделю. И лично мне, взрослому человеку, даже одну двухчасовую тренировку выдержать было бы очень трудно, что же тут говорить о детях, с их повышенной утомляемостью и намного менее развитой усидчивостью и нервной организацией (проще говоря "заставить" себя на эту долгую тренировку придти и дожить ее до конца им точно сложнее, чем взрослым). Ради чего так упахивать ребенка? Зачем ему эти обязательные пять часов (не три, не два, а именно пять) - для галочки "мой сын спортсмен"? Есть у меня такой спортсмен, муж. Все детство и юность в волейболе, чемпион региональных соревнований. Как закончил универ, мяч в руки больше не берет, даже в виде хобби - просто тошнит, говорит, не могу и все. Друзей конечно, у него нет - откуда их взять, если сборы, тренировки и соревы годами без выходных и каникул, а сокомандники в итоге разъехались в разные города и кстати, тоже волейболом больше даже на любительском уровне не занимаются. Посмотрев на это, своему ребенку такого счастья я не хочу, пусть лучше делает что ему нравится и столько часов, сколько лично ему нравится, а не сколько "мама сказала".7
  • juarhalaЕлизавета, как человек, сдавший егэ и поступивший на бюджет в нужный универ на нужную специальность без проблем и кружков, открою вам секрет - необязательно пахать все детство меняя кружок за кружком, можно просто сдать ЕГЭ и не париться🤷‍♀️4
  • ВеленаAlex, тоже по 5 часов обязательно? или только и ищете лайфхаки как сократить это время, чтобы улечься перед телеком (условно)? Мультиварки-пароварки-духовки и прочие 20 блюд за 1 минуту?3
  • иззиЕлизавета, "не выглядят несчастными" - ну это наблюдающим со стороны взрослым все сразу понятно, конечно)) Особенно круто им все лето, пока сверстники отдыхают, учиться. От того, что Сириус в Сочи, сильно веселее не становится - с посетившими общалась, они там именно учатся, а не купаются в море, ходят в зоопарки и тд. Это совсем не то же самое, что с родителями любимыми на отдых поехать. Даже в обычных лагерях "на море" (без учебы) на самом деле редко купаются - из-за того, что есть вероятность, что вожатых (в основном студентов) посадят, если кто-то утонет. Если с погодой не повезло и месяц дождливый - вообще никакого моря, если хорошая погода - по 5 минут на отряд, и через пару минут с начала уже кричат плыть назад. При этом всем, олимпиады я очень уважаю, но все, что слышала от других олимпиадников про такие лагеря - полная дичь. Некоторые буквально все лето там проводили, потом хотелось отдохнуть от такого "отдыха". Про мероприятия на пару дней зимой и говорить нечего, там проезд дольше, чем само мероприятие. И уж тем более все по часам расписано, никто сбегать посмотреть город не пустит.3
  • ИринаВиктория, Это будет тотальная ошибка. Скорее всего вы вспоминаете себя, свою ту пору. Но у нас было совсем другое время. У нас не было самой главной и доступной игрушки-мобильного телефона. С самого начала, с дет сада, нужно чтобы была норма жизни-обязательное занятие-садик, школа, работа и занятие для души-хобби. Нужно чтобы это было правилом жизни и не было выбора. Ты можешь заниматься чем хочешь-спорт, рисовать, лепить и тд и тп, но вот совершенно ничем ты заниматься не можешь. Нужно чтобы это было прямо с самого раннего возраста в голове ребенка. Отстать сейчас точно не вариант. Потому что у нынешнего поколения вся жизнь в телефоне. В телефоне они могут все-играть, учиться, общаться со сверстниками и все что угодно. Это легко и просто. И наш мозг, а уж тем более мозг ребенка и подростка выбирает то что безопасно, легко и не требует усилий. У меня есть пример такого ребенка от которого отстали родители. Брат моего мужа. Также в 10-12 лет наступил кризис из разряда ничего не интересно и ничего не хочу (он у большинства наступает) ииииииииии родители отстали. Пусть учится тогда ребенок. И кратко какой итог этого всего. Ребенку 18 лет сейчас. Ему совершенно ничего не интересно. У него нет целей и желаний. У него нет никакой мечты. Он сидит почти круглосуточно дома и играет в компьютер/сидит в телефоне. Развитие у него остановилось лет в 14. Он учится с 2 на 3. Он полнейший лентяй и бытовой инвалид. А был вполне симпатичный мальчик и мог бы получится очень неплохой парень и мужчина. Но родители решили от него отстать и он с лет 11 стал расти как сорняк. Вот и вырос. Большой сорняк. И это действительно очень горько, так как понимаешь, какой мог бы получится человек, если бы от не отстали, а занимались им. Не нужно детей втюхивать на все занятия и занимать 100 процентов времени тем, что интересно Вам, а не ребенку. Но не отставайте от ребенка. Не оставляйте его в покое и не дайте расти самим по себе. Это может обернуться фатальной ошибкой.1
  • ИринаЗлатеника, А вы таких в жизни встречали вообще?)) Или только читали про такое? Обычно те дети, на которых положили большой болт, пишут про какие то дергающиеся глаза и прочую муть. Я тот ребенок, который ходил и в музыкалку и в театральный кружок и на баскетбол, а потом поступал, сдавал ЕГЭ и поступил на бюджет. Никаких дергающихся глаз у меня не было, напротив в той же уже магистратуре я работала и мне хотелось еще и принимать участие во всех активностях универа. И угадайте кто обычно самый активный в универе? Именно те дети, кто и в детстве ходил везде где только можно. Кто активный по жизни и много успевает? Все тоже самое. Те дети, теперь уже взрослые, но кто в детстве был приучен к активному образу жизни и множеству занятий. Ну а те кто ничем не занимался, их теперь фиг куда вытянешь, конечно, у них же куча дел (постирать и в магазин сходить) а теперь сидит после работы на диване, пишут про дергающие глаза и достигаторство.3
  • Евгения ВасильеваВелена, уточню, что в моем комментарии автору написан именно ПРИМЕР как условный родитель может реализовывать у себя в семье его ценность спорта. Нисколько не рекомендация. Это вариант того, как можно формулировать ценности. У кого-то может стоять в этом месте 2 занятия в неделю борьбой, у кого-то 3 тренировки в бассейне, у кого-то совместная пробежка раз в неделю. Здесь не может быть одной «правильной» рекомендации. Это именно пример формулировки ценностей.0
  • Евгения Васильеваjuarhala, про 5 часов спорта - это ПРИМЕР формулировки ценностей, не рекомендация. Каждый, кому важен спорт, поставит туда свое действие в своем варианте и объеме.0
  • Olga M. SPbЕлена. Ой, какой злобный читатель:))) Мои дети сами выбирают себе напрвление деятельности, а я ищу способы и возможности их вополотить в жизнь. А вы не знали, что предназначение и выбор души легче расслышать в дошкольном возрасте?2
  • Olga M. SPbВелена, а мы знакомы?! Вот так и работают у людей зеркальные нейроны.0
  • Olga M. SPbВиктория, спасибо, так и сделали. Год просидел свободным художником у окна с видом на море. Результат закрепил, понял теперь, что саботаж любого мероприятия ему сойдёт с рук. Мозг человека вообще-то не заинтересован в развитии, ему комфорта достаточно.1
  • Olga M. SPbИрина, благодарю за поддержку! Совершенно с вами согласна! Нынешняя молодёжь-абсолютно инфальтильна. Это отмечают все врачи. Мозг человека вообще-то не заинтересован в развитии, ему комфорта достаточно. Мир! Труд! Май!0
  • Olga M. SPbjuarhala, вы всё неправильно поняли Вопрос был не в том сколько у человека свободного времени и как он его проводит. А в уважении свободы выбора и к чему нехорошему это подчас приводит инфантильную молодёжь. Мозг человека вообще-то не заинтересован в развитии, ему комфорта достаточно.0
  • juarhalaOlga, вы говорите про уважение свободы выбора - так ребенок сделал свой выбор, он не хочет кружков. Если вы его уважаете, то для чего эта статья и попытки все-таки туда запихать?0
  • ВеленаOlga, нет, если бы были, я бы не писала "очень удивлюсь")0