Как помочь ребенку, у которого возникают проблемы с учебой и поведением в школе
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Дано: мальчик 11 лет, пошел в 5-й класс. Но я пишу слово «пошел» условно, так как на самом деле ребенок с 3-го класса находится на домашнем обучении, и меня это просто убивает.
Мы столько пытались настроить его на учебу в классе, и каждый раз учителя мне говорят: «Заберите ребенка». В первом классе была ужасная агрессия, и все страдали от выходок моего сына.
Во втором классе он уже стал спокойней, но основная проблема сохранилась: ребенок полностью перестает воспринимать учителя уже на втором уроке, просто откладывает ручку и не занимается, не слышит педагога, его ничего не интересует, внимание на нуле, начинает отвлекать других. От этого страдает успеваемость. Один раз принес из дома в школу спицу — хотел поиграть в мушкетера, — учительница была в ярости.
У сына нет друзей, вернее, он не умеет дружить: начинает «прилипать» к одноклассникам, те его отталкивают. При этом ребенок ходит в музыкальную школу и с удовольствием учится. Хотя и там педагоги указывают на плохое поведение.
При домашнем обучении сын становится немного усидчивее, слушает репетиторов. Однако все равно идут жалобы на лень, невнимательность, пассивность.
Уроки без меня один не делает, поэтому ложимся спать поздно.
Я понимаю, что домашнее обучение — это как «костыли», и они были бы как-то оправданны в начальной школе, но мне кажется, что в 5-м классе необходимо входить в полноценное школьное обучение. Однако я боюсь, что ребенок к этому не готов.
Занимались с нейропсихологом — не помогло, районный детский невропатолог тоже помочь не смог. Ходили на несколько курсов в «Реацентр» — сдвигов не заметила. Участковый педиатр и психиатр никаких лекарств не назначают.
Помогите, пожалуйста, мне в решении нашей проблемы. Буду очень благодарна.
Как поступить, если ребенку трудно учиться в школе
К сожалению, массовая школа действительно направлена на работу со «средним» учеником. Но бывают уникальные дети, которые никак не помещаются в систему.
Судя по вашему рассказу, ни СДВГ, ни других расстройств вашему сыну не поставлено, а значит, с ним можно работать исключительно психолого-педагогическими методами. Больше всего подошли бы поведенческие методики. Они будут полезны в целом для жизни, даже если вы решите оставить вашего сына на домашнем обучении, и, конечно, дадут ему больше возможностей справляться с форматом массовой школы.
Вот что можно попробовать.
Поработайте с концентрацией внимания и усидчивостью. Например, для тренировки внимания я бы предложила классические задания «Найди отличие», когда ребенку предлагают две почти одинаковые картинки. Уровень сложности можно постепенно увеличивать.
Для работы с усидчивостью попробуйте засекать время, которое ребенку удалось продержаться за выполнением какого-то задания по учебе. Допустим, вы или репетитор можете заводить таймер на 5 минут, в течение которых ваш сын будет сидеть и работать, не вставая со стула. Затем, когда с этим временем уже не будет проблем, увеличьте время. Эти и другие упражнения вы легко найдете в интернете.
Попробуйте ввести систему поощрений за успехи. Для этого нужно найти то, что будет мотивацией именно для вашего сына. Например, за выполнение упражнений на внимание два раза в течение дня можно награждать ребенка дополнительным временем на прогулке, конфетой или лишней серией любимого шоу.
Или, допустим, как в прошлом примере: ребенок собрался и смог поработать над домашним заданием какое-то время, ни на что не отвлекаясь. Наградите сына за это жетоном и сообщите, что определенное количество жетонов можно будет обменять на приз в конце дня или недели. Поощряйте ребенка каждый раз, когда удалось соблюсти правила.
Очень важно: за успехи необходимо хвалить, а в неудачах поддерживать и сопереживать.
Научите ребенка общаться со сверстниками и привлекать к себе внимание социально приемлемыми способами — выступлениями на концертах, участием в конкурсах. Вы пишете, что ваш сын учится в музыкальной школе. Можно использовать эти его способности и преимущества. Возможно, у него также есть склонности к тем или иным видам спорта и к чему-то еще?
Если ребенок в 11 лет попадает в уже сформированную компанию, то лучше именно выделяться чем-то «крутым». Тогда сверстники, скорее всего, сами захотят с ним общаться.
Для начала можно уточнить, что самому ребенку кажется «крутым» сегодня, какие известные личности ему нравятся, чем интересуются его сверстники — например, в той же музыкалке. И родитель может помочь приобрести те навыки, знания, которые, возможно, заинтересуют других детей из класса или группы. Но здесь тонкая грань: можно свалиться в подражательство и выглядеть смешно.
Вообще, есть теория о ролях в коллективах: лидер, шут, эксперт, изгой и так далее. Конечно, быть изгоем никому не хотелось бы. Оцените вместе с ребенком, какую роль он мог бы занять.
Проще всего, на мой взгляд, стать экспертом. Для этого надо хорошо разбираться в каком-то предмете или в теме, которая интересна конкретной группе детей. Например, в классе активно обсуждают футбол. Тогда есть смысл немного изучить правила этого вида спорта, выяснить, какие знаменитые команды и игроки существуют, и в нужный момент поддержать разговор. Но еще раз уточню: это должно быть органично личности ребенка.
Систему работы, которая подойдет вашему сыну и вам, можно составить в тандеме с психологом. Он будет подсказывать новые форматы, поддерживать вас как родителя и корректировать программу при необходимости.
В завершение хочу сказать, что любое поведение поддается коррекции в рамках возможностей ребенка, но каждому нужно свое время. Успехов вам!