Как помочь ребенку, у которого возни­кают проблемы с учебой и поведе­нием в школе

Признания читательницы и комментарий специалиста
27
Как помочь ребенку, у которого возни­кают проблемы с учебой и поведе­нием в школе

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

user3418950

надеется, что сын сможет адаптироваться в школе

Страница автора

Дано: мальчик 11 лет, пошел в 5-й класс. Но я пишу слово «пошел» условно, так как на самом деле ребенок с 3-го класса находится на домашнем обучении, и меня это просто убивает.

Мы столько пытались настроить его на учебу в классе, и каждый раз учителя мне говорят: «Заберите ребенка». В первом классе была ужасная агрессия, и все страдали от выходок моего сына.

Во втором классе он уже стал спокойней, но основная проблема сохранилась: ребенок полностью перестает воспринимать учителя уже на втором уроке, просто откладывает ручку и не занимается, не слышит педагога, его ничего не интересует, внимание на нуле, начинает отвлекать других. От этого страдает успеваемость. Один раз принес из дома в школу спицу — хотел поиграть в мушкетера, — учительница была в ярости.

У сына нет друзей, вернее, он не умеет дружить: начинает «прилипать» к одноклассникам, те его отталкивают. При этом ребенок ходит в музыкальную школу и с удовольствием учится. Хотя и там педагоги указывают на плохое поведение.

При домашнем обучении сын становится немного усидчивее, слушает репетиторов. Однако все равно идут жалобы на лень, невнимательность, пассивность.

Уроки без меня один не делает, поэтому ложимся спать поздно.

Я понимаю, что домашнее обучение — это как «костыли», и они были бы как-то оправданны в начальной школе, но мне кажется, что в 5-м классе необходимо входить в полноценное школьное обучение. Однако я боюсь, что ребенок к этому не готов.

Занимались с нейропсихологом — не помогло, районный детский невропатолог тоже помочь не смог. Ходили на несколько курсов в «Реацентр» — сдвигов не заметила. Участковый педиатр и психиатр никаких лекарств не назначают.

Помогите, пожалуйста, мне в решении нашей проблемы. Буду очень благодарна.

Как поступить, если ребенку трудно учиться в школе

Аватар автора

Валерия Дарьина

школьный психолог

Страница автора

К сожалению, массовая школа действительно направлена на работу со «средним» учеником. Но бывают уникальные дети, которые никак не помещаются в систему.

Судя по вашему рассказу, ни СДВГ, ни других расстройств вашему сыну не поставлено, а значит, с ним можно работать исключительно психолого-педагогическими методами. Больше всего подошли бы поведенческие методики. Они будут полезны в целом для жизни, даже если вы решите оставить вашего сына на домашнем обучении, и, конечно, дадут ему больше возможностей справляться с форматом массовой школы.

Вот что можно попробовать.

Поработайте с концентрацией внимания и усидчивостью. Например, для тренировки внимания я бы предложила классические задания «Найди отличие», когда ребенку предлагают две почти одинаковые картинки. Уровень сложности можно постепенно увеличивать.

Для работы с усидчивостью попробуйте засекать время, которое ребенку удалось продержаться за выполнением какого-то задания по учебе. Допустим, вы или репетитор можете заводить таймер на 5 минут, в течение которых ваш сын будет сидеть и работать, не вставая со стула. Затем, когда с этим временем уже не будет проблем, увеличьте время. Эти и другие упражнения вы легко найдете в интернете.

Попробуйте ввести систему поощрений за успехи. Для этого нужно найти то, что будет мотивацией именно для вашего сына. Например, за выполнение упражнений на внимание два раза в течение дня можно награждать ребенка дополнительным временем на прогулке, конфетой или лишней серией любимого шоу.

Или, допустим, как в прошлом примере: ребенок собрался и смог поработать над домашним заданием какое-то время, ни на что не отвлекаясь. Наградите сына за это жетоном и сообщите, что определенное количество жетонов можно будет обменять на приз в конце дня или недели. Поощряйте ребенка каждый раз, когда удалось соблюсти правила.

Очень важно: за успехи необходимо хвалить, а в неудачах поддерживать и сопереживать.

Научите ребенка общаться со сверстниками и привлекать к себе внимание социально приемлемыми способами — выступлениями на концертах, участием в конкурсах. Вы пишете, что ваш сын учится в музыкальной школе. Можно использовать эти его способности и преимущества. Возможно, у него также есть склонности к тем или иным видам спорта и к чему-то еще?

Если ребенок в 11 лет попадает в уже сформированную компанию, то лучше именно выделяться чем-то «крутым». Тогда сверстники, скорее всего, сами захотят с ним общаться.

Для начала можно уточнить, что самому ребенку кажется «крутым» сегодня, какие известные личности ему нравятся, чем интересуются его сверстники — например, в той же музыкалке. И родитель может помочь приобрести те навыки, знания, которые, возможно, заинтересуют других детей из класса или группы. Но здесь тонкая грань: можно свалиться в подражательство и выглядеть смешно.

Вообще, есть теория о ролях в коллективах: лидер, шут, эксперт, изгой и так далее. Конечно, быть изгоем никому не хотелось бы. Оцените вместе с ребенком, какую роль он мог бы занять.

Проще всего, на мой взгляд, стать экспертом. Для этого надо хорошо разбираться в каком-то предмете или в теме, которая интересна конкретной группе детей. Например, в классе активно обсуждают футбол. Тогда есть смысл немного изучить правила этого вида спорта, выяснить, какие знаменитые команды и игроки существуют, и в нужный момент поддержать разговор. Но еще раз уточню: это должно быть органично личности ребенка.

Систему работы, которая подойдет вашему сыну и вам, можно составить в тандеме с психологом. Он будет подсказывать новые форматы, поддерживать вас как родителя и корректировать программу при необходимости.

В завершение хочу сказать, что любое поведение поддается коррекции в рамках возможностей ребенка, но каждому нужно свое время. Успехов вам!

РедакцияКакие сложности возникали в школе у вашего ребенка и как вы их преодолели?
  • Аня RАвтор, Ваш пост будто пересказ ситуации с моим сыном. Тот же возраст, те же проблемы, домашнее обучение весь 4 класс. У сына стоит диагноз СДВГ +РОП ЦНС. Сейчас стал спокойнее. Тоже стоит вопрос о дальнейшем обучении. Я пока вижу 3 варианта выхода из ситуации. Первый обусловлен местом проживания (живем в небольшой национальной республике, в городе населением меньше 100.000 человек). Все специалисты, у которых мы наблюдались говорят, что ему нужен маленький класс по численности детей. Есть возможность устроить его в школу с небольшой деревне рядом с нашим городом. Автобусы в эту деревню ходят каждые полчаса и проблем с логистикой возникнуть не должно. Второй вариант перевод на семейное обучение с обучением в частной школе ( в нашем городе такая есть, там совсем немного детей). Третий вариант - остаемся на домашнем обучении.3
  • ТилоЕсли ребенок на домашнем обучении, то ему выставлен диагноз и должны быть назначены препараты. Или вы домашним обучением называете семейное? Идите к нормальному психиатру или психоневрологу! Страттера творит чудеса, если подойдет, конечно. И форум "Наши невнимательные гиперактивные дети" - в помощь, кладезь выстраданной мудрости.6
  • ЕленаА я подумываю о домашнем обучении. Ребенок спортсмен, а я не работаю. Еще и днем с 2 лет не спит. В сад редко ходил. Я все организовала так, что был и спорт, причем много, и учеба, и прогулки, и развитие типа музеи, выставки, и участие в разных неспортивных конкурсах. Как итог к 7 годам программу лицея 2 класса как орешки щелкает, плавает на 3 юношеский , комплекс отработан, читает с удовольствием сложные книги не по возрасту, очень самостоятельный, общительный. Пошел в школу, дети слабые, точнее, по возрасту развитые, а мой далеко улетел. Утренние ьренировки отвалились из-за школы, школьные для него слабы, но не ходить не можем. В общем, с домашним обучением мой ребенок в моем случае так и продолжал бы развиваться семимильными шагами, а школа тормозит только.1
  • Заурядный человекУчастковый психиатр не помогает- идите к частному, пусть поставят диагноз, пропишут путь коррекции, если нужно то и с медикаментозной поддержкой. Пока вы в этом одна варитесь- это бег по замкнутому кругу, найдите чаты родителей детей с СДВГ, почитайте об их опыте, это поможет почувствовать, что вы не одиноки. Может быть там вам подскажут к какому специалисту обратиться в вашем городе/ близлежащих городах. Должны быть ещё классы для детей с особенностями развития, но это если будет поставлен соответствующий диагноз. Удачи и терпения. З.ы. себя тоже не забудьте поддержать: психиатр нужен и тому кто болен, и тому кто помогает.15
  • Тычина АрнольдНайдите ребенку хороших платных специалистов, обследуйте. Вам назначат медикаментозную терапию и план коррекции. Но во всем нужна система. Не пара занятий, а длительные курсы с нейропсихологом, возможно, психотерапевтом. У моего сына проблемы с детского сада. СДВГ поствюавилм в 5 лет. Просили забрать со всех садичных допов - неучидчив, невнимателен, очень импульсивен - не могли справиться. При этом очень развит, умён не по годам. Первый класс был адом, как на работу ходила к директору уже с сентября. Заканчивали первый класс в психо-неврологическом дневном стационаре, куда отправил психиатр. Но у нас хороший невролог, который с младенчества наблюдает сына, она убедила оставить в массовой школе. Психотерапия, нейропсихолог, страттера, режим, соблюдение правил. Маленькими шагами, но сдвиги есть. Стал спокойнее, немного усидчевее, учится контролировать эмоции. Тоже пошел в 5-й класс. Держу руку на пульсе, т.к новая обстановка и стресс, но вижу, что значительно лучше стало поведение в новой среде, появляется интерес к учебе. И стоит сказать, что психолог родителям тоже очень нужен. Нелегко понять, что ребенок не просто не хочет себя вести нормально, он не может по другому и ему самому от этого тяжело. Книжку СДВГ 2.0 почитайте, много полезного. Терпения и афабазола вам.7
  • Ксения АнтоноваАня, частные школы ведь как правило не берут таких деток. У них нет ресурса уделять им время3
  • Ксения АнтоноваЕлена, а как он будет учиться находить контакт с людьми в будущем? Или вашему ребёнку это не надо? Жизнь это ведь не только достижения, в социуме решается много проблем6
  • Ксения АнтоноваВаш ребёнок точно недообследован. Есть ведь СДВГ по медленному типу, когда нервной системе не хватает ресурса быть быстрой. И ребёнок не может сам организоваться, сфокусировать ту энергию, которая есть. Вы проходили ПМПК? Если проходили и они видели, как занимается ребёнок, он мог бы получать помощь в самой школе. И оценивали бы его по-другому. И медикаменты вам нужно подобрать, здоровые дети себя так не ведут. Что касается поведенческой терапии, если рекомендуют только её, почему не рекомендуют родителям сходить к психологу или к психотерапевту? Поведение ребёнка ведь не формируется в отрыве от семьи. В любом случае вы сильно влияете на своего ребёнка и в себе нужно разбираться. На ваш взгляд может быть проблем с вашей стороны нет, а с точки зрения психологии есть. И если их решить, ребёнок будет вести себя по-другому. К сожалению, нет такого единственного специалиста, который бы вам выложил все про вашего ребёнка. Вам самой нужно начать в этом разбираться и тогда сможете понять, что с ним происходит. Просто потому что вашего ребёнка знаете только вы2
  • Нехетти ГринЗаурядный, СДВГ ставится после 6 лет. Тут прошло еще 5 - а автор до сих пор не почесалась. А "эксперты" все валят на злую систему, кто ж еще виноват, что ребенку с СДВГ не оказали своевременную(!) помощь.1
  • Нехетти ГринКсения, кто такое медленный тип? Нет такого СДВГ. Есть синдром дефицита внимания без гиперактивности - с преобладанием невнимательности. И это не про "медленность", а про нарушения внимания как психпроцесса.0
  • Заурядный человекНехетти, я не ставлю диагноз, это не моё дело. Психиатр тоже ставит диагноз не в первое посещение, обычно рекомендуют наблюдаться 3-6 месяцев, потом собирается консилиум и там ставят диагноз. В Мск так. В регионах, на сколько я знаю похоже, иногда на консилиум нужно ехать. СДВГ это или за СДВГ прячется ещё что-то мы не знаем, поэтому добить диагноз - самое главное сейчас. Если нет сил ходить по госклиникам- есть частные, это проще и эмоционально, и физически, поскольку на прием отводят не 20 минут, а 1-1.5 часа, ребёнка проще оценить. Но платно. Автор корректирует ребёнка, посещала нейропсихолога, но видимо, чего то не хватает. Просто нужно помочь. Моя знакомая вырастила ребёнка с СДВГ, это невероятно сложно. Ему сейчас 30- когда была нужна помощь ей так же никто не мог помочь, выписывали лекарства от которых пацан превращался в унылую пельмешку, сейчас с этим лучше, но свои нюансы тоже есть.0
  • Ксения АнтоноваНехетти, да как угодно называйте. В любом случае это требует внимания1
  • Ольгаstufently, белое пальто засветилось))) куда ж без него А то ведь люди родят детей,и не общаются с ними до 7 лет, пока в школу не отдадут, а там пусть учителя общаются)))4
  • Заурядный человекОльга, конкретно в случае с тем парнем особо ничем сейчас. Но учеба ему давалась крайне сложно, мама , что называется, жила в кабинете директора школы, спорт увлекал, конечно (это постоянно советовали врачи), но нигде так и не задержался. Университет закончил, после 3 курса перевёлся на заочку (армия там не светила из за сопутствующих заболеваний), работал в продажах, потом в строительстве. Я думаю, ему помогло то, что после школы мама сказала, всё, твоя жизнь - делай что хочешь. У него сейчас свой небольшой бизнес: ремонт и строительство, несколько бригад. Работать там, где нужно внимание к деталям он не может, даже договор читает не с первого раза весь, а так 5-6 объектов ведёт и нормально. Не могу сказать, принимает он что то из препаратов сейчас, но критичных проблем у него нет.4
  • Просто пользовательЕлена, вы бы лучше ребёнку детство организовали.0
  • Просто пользовательИгорь, вы когда простужаетесь или когда спина ноет, себе ремня вспыпьте, поможет, инфа 100%.8
  • BoltunecВ комменты набежали какие-то домашние психологи, которые почему-то решили, что у ребенка автора есть расстройство на основе того, что ему скучно в школе, плохое поведение и принес спицу. Интересно (нет), как по их мнению ребенок с СДВГ умудряется учиться в музыкалке.0
  • Людмила КизимоваКсения, мой сын с 6 класса на семейном обучении,музыкант.Основное время отдали музыке,всю школьную программу в рамках учебников,с выполнением абсолютно всех заданий.Общения хватало в музшколе и на прогулка.Музеи,театры,концерты,конкурсы.С 16 лет-музучилище,Консерватория,Ассистентура(у музыкантов вместо Аспирантуры),худрук и пианист огромного симфонического оркестра,социума выше крыши,по 5 концертов в неделю на огромных арена,по всей стране( Imperial orchestra ).Просто это огромная ответственность родителей за качество образования,все делали сами:и объясняли,и контролировал,и помогали,школу закончил с 2-мя четвергам,остальные пятерки0
  • Людмила КизимоваКсения, четверкамм0
  • user3047637Тило, стратерра не творит никаких чудес! Ребенку с СДВГ нужна психотерапевтическая коррекция с поддержкой лекарств, чтобы в спокойном состоянии сформировался более менее правильный стереотип поведения. Чудесных таблеток нет, их ещё не придумали!0
  • stufently tОльга, да частая ситуация0
  • АняСтранный совет привлечь внимание сверстником выступлениями на концертах и участием в конкурсах, - эффект может быть обратный. Да и совет помочь ребенку изучить интересы его сверстников, а потом приобрести или изобразить навыки, чтобы понравиться им. Что? Будь крутым и к тебе потянутся)0
  • АняОльга, по рабоче-крестьянски это гиперактивность и она диагностируется в стране давно.0