Как научить ребенка самостоя­тельно делать уроки
Дети
2K
Фотография — Alexander_Safonov / Shutterstock / FOTODOM

Как научить ребенка самостоя­тельно делать уроки

Советы взрослым, которые устали от школы

2
Аватар автора

Дарья Пастушкова

педагог-психолог
Страница автора

Мало кто из родителей после работы хочет решать задачи на десятичные дроби, определять спряжения глаголов и анализировать «Бородино».

И тем не менее 70% мам и пап делают уроки вместе с детьми: одни только помогают, объясняя сложные темы, а другие вовсе выполняют все за школьника — лишь бы поскорее покончить с домашкой. В итоге это приводит к пробелам в знаниях ребенка, его мотивация снижается, а обстановка в семье накаляется.

Это не значит, что родителям нужно придерживаться позиции: «Тебе задали — ты и делай!» Интересоваться уроками, поддерживать и помогать можно, главное — делать это правильно. Расскажу, как найти баланс, создать условия для эффективной учебы и сохранить с ребенком теплые отношения.

Зачем в школе нужны домашние задания

Считается, что домашние задания помогают ученикам проанализировать и более глубоко понять то, что было изучено на уроке, развить исследовательские навыки, самодисциплину, научиться пользоваться справочными ресурсами.

Исследование сотрудников РАМН показало, что вместе с тем из-за большой нагрузки и, как следствие, высокой утомляемости, неправильного режима сна и отсутствия физической активности за годы школьной учебы у детей развиваются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, органов зрения, а также нервной и психической сферы — вплоть до депрессии.

Есть мнение, что отказ от домашних заданий может увеличить интерес детей к учебе, освободить время для хобби и поддержания семейных отношений, а также снизить уровень стресса и утомляемости. Некоторые страны, например Япония и Израиль, практически отказались от домашних заданий в начальных классах. В Норвегии и Нидерландах уроки задают крайне редко, в Испании — почти никогда.

В России этот вопрос периодически поднимают, но конкретных решений пока нет. Объем домашних заданий определяют учителя  , однако он должен соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормам — о них расскажу дальше. Ученики обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе самостоятельно готовиться к занятиям и выполнять задания, которые дают педагоги.

Сколько времени надо тратить на уроки

Выполнение домашних заданий не должно растягиваться до ночи: школьникам разных возрастов рекомендуют тратить на это определенное количество времени  . Но в жизни все часто длится гораздо дольше.

По разным данным, 15-летние школьники тратят на домашние задания 15—20 часов в неделю. В сравнении с другими странами, где у детей тоже уходит много времени на выполнение уроков, Россия — в лидерах.

Сколько часов в день должно занимать выполнение домашнего задания согласно требованиям санпина

2—3 классы1,5 часа
4—5 классы2 часа
6—8 классы2,5 часа
9—11 классы3,5 часа

Сколько часов в день должно занимать выполнение домашнего задания согласно требованиям санпина

2—3 классы1,5 часа
4—5 классы2 часа
6—8 классы2,5 часа
9—11 классы3,5 часа

Почему дети не хотят делать домашние задания

Часто родители относятся к нежеланию ребенка садиться за уроки категорично и однозначно: «Он просто ленится!» В жизни причин может быть больше и, как правило, они гораздо глубже, чем банальная лень.

Непонимание предмета. Ситуация усугубляется по нарастающей: ребенок пропустил или не разобрался в важной теме, вовремя не восполнил пробел, из-за этого не понял следующую тему — и так далее по принципу снежного кома. Если взрослые могут просто избегать сложных для себя областей знаний, то у школьника так не получится — сдавать контрольные и экзамены все равно придется.

Подумайте над решением вместе. Возможно, ребенка смогут подтянуть одноклассники и получится договориться с учителем о факультативных занятиях, чтобы наверстать упущенное. В крайнем случае можно нанять репетитора.

Проблемы с организацией. В начальной школе дети не умеют планировать время и рассчитывать свои силы. А в средних и старших классах часто бывают перегружены дополнительными занятиями.

Чтобы помочь младшекласснику, следите за тем, чтобы он занимался уроками в условленное время, делал перерывы и не отвлекался по пустякам. В этом может помочь обычный будильник с циферблатом: ребенок будет видеть, через сколько времени можно будет отдохнуть.

Что касается школьника постарше, проанализируйте его занятость: не слишком ли много кружков он посещает, хватает ли ему времени и ресурсов на учебу, хобби, отдых. Возможно, стоит от чего-то отказаться. Все, что останется, можно планировать на специальной доске — так ребенок всегда будет знать, что и к какому сроку ему надо сделать.

Планировать дела можно на маркерной доске, пробковой панели или просто листе ватмана со стикерами. Например, такой планер стоит 396 ₽. Источник: ozon.ru
Планировать дела можно на маркерной доске, пробковой панели или просто листе ватмана со стикерами. Например, такой планер стоит 396 ₽. Источник: ozon.ru

Возрастные изменения. В средней школе ребенок становится подростком. Из-за гормональной перестройки он может испытывать перепады настроения, плохо управлять своими эмоциями и, как следствие, с трудом концентрироваться на учебе.

Следите за режимом: школьник младше 13 лет должен спать минимум 9 часов, старше — минимум 8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка было время на полноценный отдых. По возможности больше гуляйте вместе, выезжайте за город, путешествуйте — это поднимает настроение и успокаивает нервную систему. Посоветуйтесь с педиатром: возможно, он назначит ребенку подходящие витамины.

Конфликты в школе. Бывает, ребенок считает, что учитель придирается к нему, предъявляет повышенные требования и занижает оценки. А возможно, дело в отношении сверстников: они игнорируют или травят школьника. Все это может стать причиной бойкотирования конкретного предмета или учебы в целом.

Прислушивайтесь к тому, что именно ребенок рассказывает об одноклассниках и учителях. Старайтесь узнать, все ли у него хорошо в школе. Если нет — возможно, стоит поговорить с классным руководителем: решение конфликта должно быть двухсторонним.

Завышенные ожидания родителей. Иногда взрослые могут давить на ребенка и ожидать от него слишком многого. Это выливается в излишний контроль, постоянную критику и даже ссоры. В итоге из-за учебы у школьника развивается повышенная тревожность, он боится разочаровать маму и папу, легко расстраивается и не может сдержать слезы при малейшей ошибке.

Если ребенок уже определился с профессией, можно сделать акцент только на тех предметах, по которым он будет сдавать ЕГЭ. По остальным лучше снизить планку и не требовать одних пятерок. Завышенные требования не формируют самостоятельность, а, наоборот, вызывают чувство беспомощности и порой нежелание выполнять уроки вовсе.

Стоит ли родителям делать уроки вместе с ребенком

У совместного выполнения домашнего задания есть как плюсы, так и минусы. Сначала перечислю преимущества:

  • стремление к совершенству. Взрослые всегда обратят внимание школьника на допущенные им неточности или ошибки, помогут их исправить. Если речь о творческом проекте — выполнить его качественно;
  • обучение тайм-менеджменту. Родители могут научить ребенка эффективно распределять время и расставлять приоритеты;
  • контроль знаний. Если взрослый регулярно помогает с домашним заданием, то может вовремя заметить пробелы в знаниях ребенка и помочь восполнить их;
  • обмен учебными навыками. У многих есть лайфхаки, позволяющие быстрее искать, анализировать и запоминать информацию. Эти знания могут помочь ребенку самостоятельно и эффективно делать уроки в будущем;
  • укрепление отношений. Выполняя уроки вместе, вы общаетесь и проявляете родительскую любовь, заботу и внимание.

Теперь к минусам — они внушительнее и весомее плюсов:

  • пробелы в знаниях. Если родители будут слишком усердствовать и выполнять уроки за ребенка, он может не усвоить материал, необходимый для дальнейшего понимания темы. В будущем ситуация может усугубиться;
  • снижение мотивации. Регулярная помощь родителей может отбить у ребенка желание разбираться в предмете самостоятельно;
  • отсутствие личностного роста. Постоянный контроль может обернуться против школьника — он не научится преодолевать трудности и извлекать уроки из своих ошибок;
  • низкая самооценка. Если родители чрезмерно вмешиваются в процесс выполнения домашних заданий, ребенок может потерять уверенность в своих силах;
  • конфликты в семье. Из-за нехватки времени или непонимания темы взрослых может раздражать выполнение домашних заданий — это негативно сказывается на отношениях.
Аватар автора

Анастасия Хома

учитель русского языка и литературы

«Помогать важно в начальной школе, контролировать — всегда»

Представьте: в классе 30 учеников с разными способностями. У учителя есть 40 минут, чтобы объяснить новую тему. Даже если он делает это понятно и интересно, дети слушают его первые 20 минут. А дальше: птичка на подоконник села — надо понаблюдать. Колесо обозрения из окна видно — интересно! На стуле устал сидеть — заерзал… В итоге фокус внимания рассеивается, ребенок не усваивает и половины материала. Чтобы восполнить пробел, и нужно домашнее задание.

Родителям очень важно помогать ребенку в начальной школе: объяснять непонятное, помогать найти информацию, подсказывать, как лучше сделать. Так они закладывают фундамент дальнейшего успешного обучения и, по сути, учат ребенка учиться, воспитывают в нем ответственность.

К средней школе нужно уменьшать вмешательство. Иногда можно помочь в том, что сложно дается, но не нужно сидеть рядом и тем более делать уроки за школьника — а такое часто встречается. Недавно шестиклассница принесла выполненное задание по литературе, а там все написано рукой мамы — это еще хуже, чем полное отсутствие родительского внимания.

В старших классах стоит продолжать интересоваться учебой и ненавязчиво ее контролировать. Хотя бы периодически проверять оценки в электронном журнале. Увидели тройку — спросите, за что она? Предложите помощь, немного замотивируйте, элементарно поддержите: дети очень устают, тем более к концу учебного года.

Ни в коем случае не открещивайтесь от учебы — как правило, это приводит к печальным последствиям. Иногда родители бывают настолько равнодушны к происходящему в школе, что итоговые оценки некоторых ребят еле дотягивают до тройки. То есть всю четверть ребенок получал 2, 3, 2, 3, 2, 2, а мама с папой не знали или не обращали внимания. Уверена, что все могло быть иначе, будь они чуть внимательнее и участливее.

Как помочь школьнику сесть за уроки

Задача ребенка — учиться. Задача родителей — обеспечить для этого необходимые условия.

Объясните пользу домашнего задания. Так, десятилетний ребенок еще не может осознать, зачем ему учиться. У детей нет опыта, который подсказывает, что усилия сейчас приведут к чему-то хорошему потом.

Старайтесь объяснить простую истину, например: «Сейчас ты хорошо разберешься в теме, и на уроке тебе будет легко и не страшно отвечать. А за контрольную ты получишь хорошую оценку — она повлияет на оценку в четверти». Такие разговоры помогают детям видеть связь между усилиями и конечным результатом и развивают навыки анализа и прогнозирования.

Создайте рабочее место. Подберите ребенку подходящий стол и стул: как это сделать, мы рассказали в отдельной статье Тинькофф Журнала. Организуйте пространство так, чтобы все учебники, тетради, канцелярские принадлежности были под рукой.

Уберите со стола все лишнее: игрушки, гаджеты и вещи, не относящиеся к учебе, — они будут отвлекать. Можно оставить мелочи для уюта — например, рисунки или мотивирующие постеры. Но по минимуму: важно помнить, что это место для работы.

Установите четкое расписание — это поможет ребенку легче настроиться на учебу и сделать так, чтобы выполнение домашнего задания вошло в привычку. Позвольте школьнику участвовать в составлении графика: когда видишь, что твое мнение учитывают, появляется больше желания соблюдать установленные правила.

Выполнять домашние задания лучше в тот же день, когда они были заданы: усвоенная на уроке информация еще не забудется и ребенок успеет ее закрепить. Если школьник учится в первую смену, заниматься уроками лучше после 16:00. Если во вторую смену, то желательно приступать к урокам утром — с 08:00—08:30. Делать уроки поздно вечером малоэффективно — к концу дня уровень работоспособности ощутимо снижается.

Не стоит забывать о перерывах — в минуты отдыха можно сделать гимнастику для глаз, несколько физических упражнений или перекусить.

Такой плакат можно повесить на стену, чтобы в перерывах между заданиями ребенок мог отдыхать с пользой. Источник: detmir.ru
Такой плакат можно повесить на стену, чтобы в перерывах между заданиями ребенок мог отдыхать с пользой. Источник: detmir.ru

Следите за состоянием ребенка. Перед тем как напомнить ребенку о домашнем задании, убедитесь, что он здоров, сыт и успел отдохнуть после школы. Когда недомогаешь, голоден или устал, учеба всегда будет малоэффективной.

Обеспечьте тишину. Во время выполнения уроков выключите телевизор и музыку, уберите телефоны, уведите из комнаты домашних животных. Если есть младшие братья или сестры, надо объяснить им, что нельзя отвлекать старшего ребенка, когда он делает уроки. Однако некоторым детям комфортнее заниматься под негромкую спокойную музыку или фоновый шум — учитывайте пожелания ребенка.

Мотивируйте. Если ребенок не хочет делать уроки, иногда используйте внешнюю мотивацию: пообещайте что-то приятное после выполнения заданий. Например, можно разрешить подольше поиграть в любимую игру, если он сделает уроки за полчаса. Или запланировать поездку в парк аттракционов, если в пятницу получится сделать домашнее задание, заданное на понедельник.

Не стоит давать за выполненные уроки деньги. Когда родители платят за учебу, ребенок думает, что она нужна им, а не ему. И стремится к материальному вознаграждению, а не к тому, чтобы получить знания и разобраться в предмете. Из-за этого школьник может идти на уловки, например списывать домашку у одноклассников.

Аватар автора

Инна Зимина-Дурдаева

шеф-редактор AI-редакции Тинькофф

«Вижу, что моя помощь хорошо влияет на успеваемость»

У меня двое детей: дочь учится в четвертом классе, сын — в шестом.

Сын сильно загружен в лицее, плюс есть дополнительные занятия. Уроки приходится делать в 21:00—22:00. Чтобы ребенок не сидел до полуночи, я могу помочь, но только если он просит. Обычно помогаю с русским языком и математикой.

С младшей не сижу, но постоянно контролирую, напоминаю, проверяю, сделаны ли уроки. Хочу привить ей мысль, что в школу надо приходить с выполненным домашним заданием — пусть даже оно будет сделано неидеально.

Бывают периоды, когда я совсем не участвую в учебе детей. В итоге дочь иногда игнорирует домашку и учитель делает ей замечания. Приходится возвращаться к контролю. А старшему я, наоборот, могу сказать: «Слушай, здесь очень много задали — брось это! Лучше выспись, а завтра со свежей головой сделаешь в школе».

Замечаю, что моя помощь хорошо влияет на успеваемость детей. Сын видит, что не брошен и я всегда откликаюсь на его просьбы. А дочери контроль помогает избежать двоек из-за невыполненной домашки — это все равно неприятно, ведь потом приходится их исправлять.

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки сам

Делать домашнюю работу самостоятельно — навык, который не появляется сам по себе. Родители в силах привить его школьнику — расскажу как.

Формируйте позитивное отношение к учебе. Отношение родителей к домашним заданиям сильно влияет на ребенка и его мотивацию. Для детей тяга к знаниям — базовая потребность. Но она удовлетворяется, только если ребенку интересно и никто его не принуждает.

Старайтесь не заставлять, а заинтересовывать возможностью узнать много новой и интересной информации, которая пригодится в будущем. Вместе смотрите детские образовательные ютуб-каналы и передачи, включайте подкасты, посещайте музеи, выставки и мастер-классы, связанные со школьной программой.

Покажите, как искать информацию. Сбор данных для реферата, сочинения или ответа на вопрос не ограничивается статьями из интернета. Запишите ребенка в библиотеку — там он научится искать нужные книги. Покажите, как пользоваться словарями и энциклопедиями: хорошо, если под рукой всегда будут справочные издания для школьников по основным предметам.

Помимо книг в зависимости от темы можно искать заметки в газетах, смотреть новостные сюжеты и видеолекции, изучать мнения экспертов, узнавать о последних исследованиях.

Постепенно уменьшайте вмешательство. Делать уроки за ребенка — значит впустую тратить время. Родитель устанет, школьник ничего не запомнит и не отработает навыки, ради которых было задано задание. А учитель все равно догадается, что ребенок сделал уроки не сам: он знает о талантах и возможностях каждого ученика.

Переходите от активной помощи к пассивному наблюдению. Пусть ребенок попробует решать задачи самостоятельно, даже если это занимает больше времени и максимум сил. Так он становится самостоятельнее и учится преодолевать трудности.

Будьте рядом. Пока ребенок делает уроки, тоже займитесь чем-нибудь полезным — так вы подадите хороший пример. А еще будете оставаться поблизости. Если школьник столкнется с чем-то трудным и попросит помочь — объясните или подскажите ему. Не стоит навязывать или предлагать помощь самостоятельно: пусть пытается справиться своими силами.

Проверяйте выполненные уроки по запросу. Например, когда ребенок все сделал и именно сейчас больше обычного сомневается в правильности или оценка за конкретно эту домашнюю работу особо важна — и просит вас посмотреть.

Ежедневно требовать тетрадь не стоит — это войдет в привычку и ребенок будет ждать вашей проверки. А значит, неосознанно начнет перекладывать ответственность на вас: если родитель все равно укажет на ошибки, можно и не стараться.

Попробуйте использовать «метод зеленой ручки»: отмечайте только правильно выполненные задания. В тех, которые не отмечены, ребенок должен сам найти ошибки и исправить их. Если все-таки не находит — можно дать подсказку.

Оказывайте эмоциональную поддержку. Даже если уроки даются с трудом, уверенность в том, что родители всегда на его стороне, помогает ребенку развиваться как личности. Если он чересчур переживает из-за сложных заданий, важно объяснить: это — нормальная часть учебы. Домашние задания и должны быть в меру трудными: нужно учиться искать правильное решение.

Не критикуйте и не ругайте. Иногда дети боятся браться за что-то самостоятельно, потому что может получиться плохо, неправильно, некрасиво и родители за это наругают. Объясните, что вы не придерживаетесь этой позиции.

Если проверяете выполненное задание, то сначала отметьте хорошее, а после аккуратно укажите на недочеты и подскажите, как их исправить. Если ребенок не хочет делать уроки, постарайтесь выяснить причину и по возможности устранить ее. Говорите открыто и честно: «Я злюсь, потому что…», «Меня раздражает, что ты так безответственно относишься к своей учебе, потому что…», «Мне бы хотелось, чтобы ты учился хорошо, потому что…» Только заранее сформулируйте причины.

А еще не стоит запугивать: «Не будешь учиться — станешь дворником» — это совсем не про мотивацию.

Научите не бояться плохих оценок. Любая оценка — результат вложенных усилий. Если их было недостаточно, то и оценка будет ожидаемо низкой. Важно объяснить это ребенку, чтобы он научился извлекать соответствующие уроки. Не забудьте добавить, что почти всегда плохую оценку можно исправить — это учит справляться с неудачами.

Хвалите не только за выполненное домашнее задание, но и за усилия. Лучше с конкретикой: «Молодец, что сегодня сел за уроки сам, без напоминаний», «Мне нравится, как красиво ты оформил обложку доклада», «Ты сегодня справился с домашним заданием быстрее — пойдем поедим мороженое». Теплые слова и маленькие награды могут стать мощными мотиваторами.

Превратите уроки в игру. Игра — основной и естественный вид деятельности детей. Поэтому в обучение надо обязательно включать игровые элементы: ролевые, настольные игры и интерактивные задачи.

Можно решать примеры по математике с помощью конфет или «Лего». Изучать историю через викторину с вопросами и ответами. Для географии хорошо подойдут настольные игры: можно разместить на карте мира флажки или карточки с названиями стран, бросать кубики и перемещать фишки, отвечая на тематические вопросы.

Много игр можно придумать и для иностранного языка. Например, написать на одних карточках слова на иностранном языке, а на других — переводы. Пусть ребенок соберет соответствующие пары. Физику, химию и биологию можно изучать с помощью готовых наборов для экспериментов.

Аватар автора

Юрий Соколов

креативный копирайтер Тинькофф

«Дочь — отличница, но это ее заслуга»

Я не сижу с дочкой над учебниками. Но иногда она подходит и спрашивает, как правильно что-то сделать, — тогда объясняю. Хотя бывает сложно объяснять вещи, которые не проходили в классе — например, по математике. Иногда проверяю письменные задания, но опять-таки только если попросит. Вместе учим стихи и иностранный язык.

Чем старше становится дочь, тем реже меня отвлекает. Она дисциплинированная: обычно к вечеру все задания выполнены без напоминаний. Хотелось бы думать, что дочь — отличница потому, что я хороший отец и помогаю в учебе. Но все-таки в этом только ее заслуга.

Что делать, если домашнее задание становится причиной конфликта

Ежедневная привычка или необходимость делать уроки вместе с ребенком, напоминать о них или проверять может раздражать родителей — особенно если учеба дается школьнику тяжело.

В такой ситуации важно набраться терпения и придерживаться следующих правил:

  • не называйте ребенка ленивым, глупым, бездарным. Всегда делайте акцент на поступках: «Мне кажется, что сегодня ты совсем не стараешься, наверное, у этого есть причина»;
  • сделайте перерыв. Если выполнение домашнего задания приводит к напряжению, то не стоит продолжать. Предложите на 20—30 минут отложить тетрадь и учебники — это позволит всем отдохнуть и перезагрузиться;
  • делегируйте. Родителям разумно отслеживать выполнение уроков или помогать ребенку их делать по очереди. Если это все равно приводит к конфликтам, попробуйте попросить о помощи старшего ребенка и бабушку. Если проблемы только с одним предметом — наймите репетитора. Это позволит держать дистанцию и хотя бы частично избегать негативных эмоций.

И главное — регулярно напоминайте себе и ребенку, что ваши чувства к нему не зависят от оценок или времени, затраченного на выполнение уроков.

Родителям на заметку

  1. Если ребенок не хочет делать уроки, выясните почему и попробуйте устранить причину. Порой дело вовсе не в лени: бывает, ребенок не понимает предмет, не умеет организовать свое время, переживает из-за конфликтов в школе или завышенных ожиданий родителей.
  2. Предоставьте необходимые условия для учебы: организуйте рабочее пространство, установите расписание, следите за состоянием школьника, обеспечьте спокойную обстановку.
  3. Навык самостоятельного выполнения уроков нужно развивать. Чтобы помочь в этом, формируйте у ребенка позитивное отношение к учебе, покажите, как искать информацию, поддержите эмоционально.
  4. Если изначально вы выполняли домашнее задание только вместе, то уменьшайте вмешательство постепенно и поощряйте самостоятельное решение задач. Приходите на помощь, только когда ребенок сам об этом попросит.
  5. Хвалите не только за результат, но и за усилия. И помните, что ваши отношения и психологическое состояние ребенка куда важнее домашних заданий.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Теги: дети, учеба
Домашка — ваша больная тема? Тут можно выпустить пар:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество