«Бедные дети, бедные воспитатели»: чем плоха современная программа дошкольного образования
Уже год все детские сады, в том числе частные, работают по Федеральной образовательной программе дошкольного образования — ФОП ДО.
Это базовый документ, на который ориентируются все дошкольные учреждения. В частности, согласно ему в детских садах должны не только учить и развивать детей, но и формировать духовные ценности и патриотизм.
Мы предложили читателям Т—Ж поделиться мнением о новой образовательной программе. Воспитатели и другие неравнодушные активно откликнулись и рассказали, что им в ней не нравится.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Сотрудники детских садов выполняют слишком много бумажной работы
Что-то все переписывают, переписывают, а толку нет. Бедные дети, бедные воспитатели. Поменьше бы этой бумажной, никому не нужной работы. И оставьте воспитателей в покое. Пусть занимаются детьми, а дома — своей семьей. А не бумажки писать. И желательно зарплату поднять.
Нравится старый вариант программы, не понимаю, зачем все это. То занятия, то мероприятие, в конце — опять занятия. А смысл не меняется, книги ничем не отличаются, сколько макулатуры — зачем? Сколько писанины лишней.
Студенты учатся и не идут работать в детские сады. Весь сон-час и вечер я посвящаю планам — зачем их столько, не понимаю вообще. Раньше работали более спокойно, занимались детьми, а сейчас проверка за проверкой — четыре и более в год, всегда в напряжении.
Нам с такой программой некогда работать с детьми: бумажки-отчеты. Скоро будем говорить: «Ребята, вы занимайтесь сами, а мне надо поработать».
Нагрузка на воспитателей постоянно растет
Я дышать на работе не успеваю: планы, занятия, утренники, мероприятия, работа с родителями, еще всякими конкурсами задавили, олимпиадами и тестами. И все это за несчастные 20 000 ₽ при большом стаже. Ушла бы, да некуда, нет работы. С тоской вспоминаю, как мы работали раньше. А сейчас хоть вздохнуть бы.
Те, кто нам пишет программы, вообще детей не видели и не работали с ними. Давайте предложим этим людям хотя бы с неделю поработать в детском саду в младшей группе. Дать им 20 трехлеток и еще ребенка с РАС, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нигде в мире дети не проводят столько времени в детском саду, как у нас в России. Нигде в мире на воспитателя не ложится такого большого объема работы и количества детей, как в России. Знают про все это чиновники и все равно продолжают писать нам новые правила, тем самым усугубляя положение работающих воспитателей. Создается впечатление, что чиновникам скучно.
Программа упирается в патриотику. Так вот, доводим до вашего сведения, что беседы и занятия, посвященные приобщению к национальным культурам и любви к Родине, в детских садах не прекращались.
За 30 000 ₽ у воспитателя просто нет ни одной свободной минутки: подготовка к занятиям, проведение занятий, интерактив, праздники и всегда фотоотчет-фотоотчет. Про воспитателей кто-нибудь подумал, в каком постоянном стрессе они работают? Ведь дети не роботы, не животные — по команде не сидят тихо и слушают. В каждой группе есть и особенные ребята, и просто озорники. Ведущий вид деятельности был игра, а теперь… Дети плохо говорят, ввели бы больше логопедов.
Минусов у программы больше, значит, она не эффективна, но на бумаге и на фото можно сделать все.
У дошкольников почти не остается времени на прогулки и игры
Бла-бла-бла эта ваша программа. Дали бы детям просто играть в детском саду, а с воспитателей не требовали бы горы бумажек. И зарплату бы подняли. И было бы всем счастье.
Еще больше загрузили педагогов и детей, сил скоро не останется: постоянно заучиваем, обучаем, а бедным деткам на прогулку времени даже не остается.
Времени на свободные игры практически нет. Учитывая, что ведущая деятельность дошкольника именно игровая, а не познавательная, вся эта федеральная образовательная программа делалась не в интересах детей.
Образовательная программа не учитывает возраст детей
Работаю в дошкольном образовании 38 лет, есть с чем сравнивать. Детям, действительно, некогда играть — беседы нескончаемые. Какие беседы сложного характера с трехлетками? Сейчас очень много детей с задержкой речевого развития и прочим. Разве они могут понять смысл некоторых из этих тем?
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве… Зачем ребенку в детском саду загружать голову этим? Я работала в библиотеке на протяжении 11 лет и проводила на эту тему мероприятия для школьников. Безусловно, необходимо это знать. Но зачем в детском саду? Бедные дети.
Мне очень хочется тех людей, которые разрабатывают новые программы, заставить хотя бы недельку поработать по ним в детском саду. По старым учебно-методическим комплексам — ибо новых нет, и неизвестно, когда будут и будут ли вообще. И по тому списку праздников, что придумали: пусть расскажут шестилеткам доступным языком про концлагеря, про сотрудников МВД, погибших при исполнении служебного долга в других странах, и прочую дичь.
Пусть бы те, кто разработал эту программу, исписали планами, программами, графиками, индивидуальными маршрутами, режимами и прочим две пачки бумаги.
При этом воспитателю нужно не упускать из виду три десятка детей, попутно поправляя им шарфик — который мама завязывает сзади, а ты, дубина, завязала спереди, — и заполнять стопятьсот опросов, по которым надо через полчаса отчитаться в комитет. И мило улыбаться родителям — они очень это любят.
План работы перенасыщен праздничными мероприятиями
Праздники, конечно, хорошо, но это не в удовольствие, а гонка, марафон какой-то. 27 сентября — День дошкольного работника, утренник. 13 октября — День отца, спортивный праздник. 26 октября — осенний утренник. 24 ноября — День матери, утренник. А там через месяц и Новый год.
Между утренниками — тематические занятия к промежуточным праздникам, ну и программные занятия никто не отменял. А еще кружки, которые «повесили» на воспитателей в нерабочее время, написание программы, перспективного плана. В подготовительной группе не продохнуть. А когда играть, гулять? При этом воспитатель заработает 30—40 баллов, а балл — 150 рублей. Так стоит ли такую нагрузку тянуть, да еще почти безвозмездно?
Чиновники зарабатывают на переписывании старых методик и усложняя, добавляя новые правила. А эти праздники, кому они нужны? Дети устали от них.
В садах не создают условия для детей с особенностями развития
По поводу детей с ограниченными возможностями здоровья. Проснитесь, это не защита их прав, когда они приходят в группу, где 20 человек, — это обман и ущемление прав.
Это видно из опыта, когда ребенок, например, с аутизмом, выходит из обычного сада, и тут привет: в общеобразовательную школу его никто не берет. И время уже упущено, и сделать ничего нельзя. И кто же виноват? Вот такие вот горе-изобретатели новых программ. Сколько упущенных детей, которых можно было с двух лет вытянуть.
В садах порой по 35—45 человек в группе. Что там делать ребенку с ОВЗ? Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в группах на втором этаже — отличная идея, ребенок с аутизмом в группе на 40 человек — огонь же, тяжелый аллергик, которому ничего нельзя, кроме бобов и топинамбура…
Отличный план, а вы кувыркайтесь как хотите. Я живу в мегаполисе, и садов вроде немало — и обычных, и коррекционных, — но проблема стоит крайне остро.
Ребенку нужны индивидуальные занятия, а он у меня на общегрупповых в лучшем случае валяется на полу под столом, в худшем — ползает и дергает детей за ноги, мешает заниматься. При попытке вывести в другое помещение — крик и ор на весь садик.
В группе был ребенок с ДЦП, с ним дети научились заботиться, помогать, сочувствовать. А теперь пришел ребенок с нарушением интеллекта. Сколько ни говори, что ему нужно помогать, но как дети могут ему помочь? Научились втихушку над ним издеваться и обзываться. Где тут соблюдение прав ребенка с особенностями развития?
Материально-техническая база разных садов сильно различается
Программу изменили, внесли много того, чего воспитатель должен дать детям, а сады не подумали оборудовать всем необходимым. Например, телевизорами, интерактивными досками.
Работаю в Москве воспитателем. Ни одной новой книги за три года, ни одной новой игры, ничего нет. Только одни предписания. Все покупаю за свой счет. Элементарно карандаши не могут закупить. Опять сидишь за своим компьютером и печатаешь раздаточный материал. Все должно быть для наших детей, а не только новые методички.
Чтобы новая программа успешно работала, детским учреждениям нужны учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Возьмите сельские садики и возьмите сады в больших городах — как вы думаете, есть разница в материально-технической базе? Я думаю, есть, и большая. Иногда приходится завидовать оборудованию, оснащению детских садов в крупных городах. Нам такого не видать.
Мы сами мастерим, рисуем, иногда покупаем, изыскивая свои личные деньги и средства детского сада. Часто по телевизору показывают открытие новых детских садов, в основном в городах. Это сказка. Нам и не снилось.
Новое — это забытое старое: немножко исправили текст — получили так называемые новые ориентиры.
Чтобы провести занятие на высшем уровне, необходимо иметь материальную базу. Очень много дидактических игр, атрибуты к танцам и прочее делаем своими руками. У нас тоже есть семья, которой нужно наше внимание, а мы печатаем дома планы, разработки, проекты. В четыре утра ляжешь спать, в шесть уже на работу надо подняться.
У нас в городе есть свой педагогический колледж, вот только по его окончании никто не рвется к нам на работу: у нас педагог с высшей категорией получает 17 000 ₽. Иногда хочется кричать от несправедливости. Мы работаем на энтузиазме просто потому, что мы любим детей, вкладываем душу в наших воспитанников. Сбавьте нагрузку на дошкольников, у наших детей должно быть счастливое детство.
Приходится покупать новые пособия, которые не отличаются от прежних
Сначала федеральные государственные требования, ФГТ, потом федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС, теперь федеральная образовательная программа, ФОП. А работаем все 10 лет по одним и тем же книгам. Только на этих книгах меняют буквы: ФГТ заменили на ФГОС, нам пришлось покупать эти книги из-за замены букв.
Все ценности, которые прописаны в «новой федеральной образовательной программе», давно прививаем в детских садах — патриотические уголки, природные уголки и так далее. Все это всегда существовало и активно развивалось. Но нам почему-то любят усложнять жизнь, забывая, что в детсад ходят маленькие дети, у которых в приоритете игра.
Складывается впечатление, что кому-то просто надо продвигать чуть-чуть переделанные программы, чтобы зарабатывать деньги. Лучше бы подумали, как привлечь молодых работать в детсады, ведь за эти зарплаты и с такой нагрузкой работают одни предпенсионеры и пенсионеры.
Долго выбирали детский сад для своего ребенка и можете поделиться опытом? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала