С 1 сентября 2023 года все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому.

На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам пришла новая программа. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Расскажу, что представляет собой новая программа и какие ценности согласно ей будут прививать детям.

О чем узнаете

Что такое ФОП ДО

В сентябре 2022 года президент внес изменения в закон «Об образовании». А также заявил, что нужно создать в стране единое образовательное пространство, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. Проще говоря, чтобы в Москве, Владивостоке, Красноярске и других регионах дошколята получали равноценное и качественное образование с опорой на национально-культурные традиции.

Уже спустя месяц Министерство просвещения разработало проект, а в ноябре утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования — ФОП ДО. В ней указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в детсадах: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту.

Что касается основного ориентира, то предполагается, что с внедрением ФОП ДО упор будет сделан на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.

Где посмотреть актуальный текст ФОП ДО

Ознакомиться с приказом можно на сайте Министерства просвещения России: там документ представлен в отсканированном варианте. Если нужно воспользоваться поиском по нормативу, лучше обратиться к текстовой версии документа: такая есть, например, на портале «Гарант».

Также специалисты Минпросвещения подготовили презентацию о ФОП ДО: она подойдет тем, кому нужна краткая информация о новом документе.

Что изменилось в программе 2023 года

Последний раз программа дошкольного образования менялась в 2013 году, тогда были приняты федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС. Именно по ним до сентября 2023 года работали детские сады.

ФГОС позволяли каждому учреждению выбирать программу дошкольного образования и даже создавать собственную, сохраняя пропорции: 60% базовой программы и 40% изменений. Это дало толчок к появлению 44 авторских программ дошкольного образования. Среди самых популярных — «Детский сад по системе Монтессори», «Золотой ключик», «Истоки».

ФОП ДО сохранила такую возможность: 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий. При этом авторская часть программы должна соответствовать ФОП ДО по содержанию и планируемым результатам.

Новая программа во многом дублирует ФГОС. Но содержательный раздел существенно расширился — он уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития для каждого возраста.

Расскажу об основных новшествах, которые внесли авторы программы.

Заменили возрастные группы на этапы по году рождения. Во ФГОС были прописаны нормативы для возрастных групп: младенческий возраст — с двух месяцев до года, ранний — с года до трех, дошкольный — с трех до семи лет. Новая программа предлагает нормативы для каждого дошкольного возраста — год, два, три, четыре и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.

Расширили и конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.

Добавили список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми. Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.

Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как старые мультфильмы — «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли», так и современные — например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие.

Дали перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы. Наряду с Днем защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Воспитатели должны рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия. Например, перед Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей, разучивать военные песни, встречаться с ветеранами.

Прописали требования к работе с особыми категориями детей. Программа предусматривает поддержку детей с особыми образовательными потребностями через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.

Указали требования к образовательному процессу и режиму дня. Речь о продолжительности занятий, сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке.

Основные цели ФОП ДО 2023 года

Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

Чтобы достигнуть этой цели, перед воспитателями и педагогами будет стоять много задач. Вот основные:

  1. приобщать детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и другие. Дальше расскажу об этом подробнее;
  2. охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  3. обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;
  4. обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие ценности прививают детям

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.

Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще — принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых.

Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими — будь то взрослые или дети.

Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.

Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.

Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми.

Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.

Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.

Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.

Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.

Аватар автора

Светлана Марфина

старший воспитатель детского сада № 115 Рыбинска

«Любовь к Родине прививаем через стихи и песни, к труду — через работу на участке детского сада»

ФОП дал основные ориентиры по построению работы: содержание, объем, предполагаемые результаты. Как их достичь — сад по большей части решает сам. Кроме привычных игр и книг мы стараемся увлекать детей презентациями, интерактивами, практическими занятиями.

Для развития патриотизма разучиваем стихи о Родине, исполняем песни о Великой Победе, знакомим детей с достопримечательностями родного края, принимаем участие в конкурсах, проектах, акциях патриотической направленности.

Социальное воспитание основано на вежливом отношении к сверстникам и взрослым. Дети учатся этому в играх, беседах, за просмотром мультфильмов и чтением книг. Но в первую очередь это всегда пример взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателя, педагога или тренера.

Любовь к спорту и интерес к здоровью формируем с помощью активных игр. На базе нашего сада действует секция по футболу и регулярно проводится ставший уже традиционным турнир среди детских команд.

Делаем упор на трудовое воспитание. Для самых маленьких оно начинается с элементарных навыков самообслуживания: одеться, раздеться, убрать игрушки. Дети постарше помогают готовиться к приему пищи, к занятиям, поливают растения в группе. Воспитанники подготовительных групп учатся ухаживать за овощными культурами на участке и в теплице детского сада — начиная с посадки семян и заканчивая сбором урожая.

В нашем саду также развита ранняя профориентация. Благодаря проекту «Мир без границ» дети знакомятся с разными профессиями в стенах профильных учебных заведений города. Так, в Рыбинском профессионально-педагогическом колледже девочки пекут печенье, а в колледже городской инфраструктуры — готовят пиццу и делают прически.

Также детям нравится «Клиника для мишек» — это совместный проект нескольких ведомств и система ранней профориентации Ярославского государственного медицинского университета. Ребята узнают о строении своего тела, правилах личной гигиены и оказания первой помощи — в том числе на практике. Например, в мультипрофильном центре ребята лечили виртуальных пациентов на интерактивном экране, а с помощью настоящего фонендоскопа слушали звуки сердцебиения.

Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО

У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:

  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.

Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:

  • повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  • перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.

Что в итоге

  1. С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.
  2. ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.
  3. Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Тэги: учеба, дети
Дарья Пастушкова
Что думаете о новой образовательный программе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Наталья Петренко

Бла-бла-бла эта ваша программа! Дали бы детям просто играть в детском саду. А с воспитателей не требовали бы горы бумажек! И зарплату бы подняли! И было бы всем счастье!

11
0
Елена

Воспитатели всем все должны. А воспитателям никто ничего не должен. На новых программах все будут зарабатывать. Перепечатал по новому книжку, исправил год, написал фоп и вуа ля, деньги текут рекой. Все детские сады будут должны купить новые книги. А это же какой доход.

10
0
Елена

Знаете как будет? Найдут книги по патриотическому воспитанию с времен союза, перепечатают их, даже исправлять ничего не будут. И фух, поработали, можно и поспать.

9
0
IraM

Бедные дети...

8
Илья Хорин

IraM, почему?

0
Лена

Илья, сколько можно ставить на детях эксперименты. Всё равно в этой программе минисов много. Так сделайте что-то нормальное, а потом внедряйте. То ФГС, потом ФГос, сейчас ещё какую-то херню придумали. Правильно сказали, растрата денег. Надо же этим чиновникам за что-то зарплату получать. Умное же ничего придумать не могут, вот и переписывают с книжки в книжку. Так и деньги капают. Велосипед уже давно изобрели, больше ничего не сделаешь.

1
Ольга

Илья, потому что времени на свободную игровую деятельность практически нет.
Учитывая что ведущая деятельность дошкольника именно игровая, а не познавательная, весь этот ФОП делался НЕ в интересах детей

0
0
user2712438

Необходимо снижение нагрузки и на педагогов и на детей. Дайте детям возможность прожить детство с радостью. Зачем такое количество праздников?! Детям в дошкольном возрасте надо наиграться. Для детей с ОВЗ должны быть отдельные сады, не надо мучить ни педагогов, ни детей в общеразвивающих садах. Всё давно уже было изобретено, поменяйте идеологию коммунизма на гражданственность и всё. После Метлиной по математике никто ничего стоящего придумать не может, так оставьте тогда Метлину. Там очень грамотный подход к обучению.

8
Mila_engine

user2712438, сады для овз в городах есть, абсолютно бесплатные, кстати.

0
0
user2712115

Мы всё больше думаем о нищенской зарплате....а не о программе

6
0
Лена

Что-то всё переписывают, переписывают. А толку нет, бедные дети, бедные воспитатели. Поменьше этой бумажной, не кому не нужной работы. И оставьте воспитателей в покое. Пусть занимаются детьми, а дома своей семьёй. А не бумажки писать. И желательно зарплату поднять.

6
0
Светлана Воробьева

Верните старую, добрую программу Васильевой. В ней есть все:и патриотизм, и духовность, и трудовое воспитание

5
0
Татьяна

Сколько угодно можно переписывать программы и как угодно их называть, всё в итоге зависит от воспитателя, от его желания работать с детьми. Всё чаще на этой должности оказываются случайные люди. У нас вообще воспитателем работает бывшая техслужащая этого же садика. После школы получила среднее специальное образование педагогическое. Ни дня не работала по должности и в 50 лет вуаля- воспитатель. Даже профподготовку не прошла, хоть бы курсы какие. Так-то. И детей наших ничем не утруждает- по одному празднику в месяц, а то и полтора. Какая там нагрузка!

3
0
user2713490

Согласна с комментарием Лены . Действительно ничего нового в программе нет а просто отмывание денег я педагог дошкольник с большим уже стажем и на протяжении28 лет моей работы могу сказать всё что прописано в новой программе мы осуществляем на протяжении всей моей работы особенно уделяем патриотическому воспитанию рассказываем о праздниках и о Родине. Прививаем любовь. Помимо этого у детей и так много занятий и нагрузка действительно большая а ещё больше нагрузки у воспитателей помимо занятий очеь много писанины. Планы проэкты участие с детьми в конкурсах. А чтобы заниматься по новой программе нужно сначала воспитателей снабдить нужной литературой приобрести наглядный и раздаточный материал. А то воспитатели всё приобретают на свои деньги и с помощью родителей. Вот только зарплата не растёт у воспитателей.

3
0
Ольга Кузьмина

Ничего нового не придумали, как работали, так и будем работать. У нас в саду ведётся работа по воспитанию доброты и милосердия, трудовое воспитание никто не отменял, а любовь к своей родине и патриотизм всегда были и останутся.

2
0
milawow2017

Сначала ФГТ, потом ФГОС, теперь ФОП. А работаем все 10 лет по одним и тем же книгам. Только на этих книгах меняют буквы ФГТ заменили на ФГОС, нам пришлось покупать эти книги из-за замены букв. Все ценности, которые прописаны в "новой программе ФОП" давно прививаем в детских садах.Патриотические уголки, природные уголки, и т.д . всё это всегда существовало в детсадах и активно развивалось. Но нам почему то любят всегда усложнять жизнь, забывая что в детсад ходят маленькие дети, у которых в приоритете игра. Складывается впечатление, что кому то просто надо продвигать чуть чуть переделанные программы, чтоб зарабатывать деньги, Лучше бы подумали, как привлечь молодых работать в детсады, ведь за эти зарплаты и такие нагрузки работают одни предпенсионеры и пенсионеры.

2
0
Лена Терехова

Я думаю, что программа была давно уже нужна.

2
0
Светлана Воробьева

Верните старую, добрую программу Васильевой, в ней есть все: и патриотизм, и духовность, и трудовое воспитание. Хватит экспериментов над педагогами. С детьми работать некогда

1
0
user2714164

Праздники, конечно, хорошо, но это не в удовольствие, а гонка, марафон какой-то: 27 сентября — День дошкольного работника ( утренник); 13 октября — День отца — спортивный праздник; 26 октября осенний утренник; 24 — День матери — утренник; а там через месяц и Новый год, а между утренниками тематические занятия к промежуточным праздникам, ну и программные занятия никто не отменял, а ещё кружки, которые «повесили» на воспитателей вне рабочее время, написанием программы, перспективного плана — в подготовительной группе ни продохнуть, и, действительно, а когда играть, гулять? А воспитатель заработает 30—40 баллов, а балл 150 рублей стоит, так стоит ли такую нагрузку тянуть, да ещё почти безвозмездно, то есть даром практически

1
0
Елена

Всё слишком как всегда красиво написано, кто попробовал поработать в дошкольном образовании или отработал какую-то часть времени... С увренностью скажут :"Осуществляется только присмотра и уход" и не более по факту.. Но проводятся занятия.. Поверьте родители не хуже сами проведут.. Считаю всё идёт из семье, если будут заниматься и развивать сами родные члены семьи, то будет результат, а так это все ерунда, красиво написанные слова. Всё идёт из семьи и патриотизм, и уважение к старшим и тп

1
0
Ольга Захарова

Я рада, что застала времена, когда сначала предлагали новшества и спрашивали мнения практиков. И уж потом что-то вводили, взвесив всё + и -. Мы "рады", что вспомнили про нравственность и патриотизм. Так это и было, несмотря на ..... вышестоящих. А сейчас практики схватились за голову из-за увеличенной нагрузки, опять же на бумажную работу. АУ, кабинетные вы наши, вы хоть сами то пробуйте выполнить свои затеи... Хотя бы год... Согласна со всеми комментариями коллег!!!

1
0
user2717726

Конечно к старым программам никто уже не вернётся ( хотя там было всё просто и понятно ). А воспитание патриотизма и нравственности было есть и будет. Мы, воспитатели с раннего возраста обучали детей и обучаем всем жизненным ценностям.
Ценности то они тоже как были так и остаются не изменными.
Только педагогам больше бумажной работы.

1
0
Светлана Москаленко

Нравится старый вариант, не понимаю, зачем все это, вообще, не понимаю, то занятия, то мероприятие, в конце - опять занятия,а смысл не меняется, книги фгт и фгос, ничем не отличаются, сколько мукулатуры, зачем, сколько писанины лишней, работаю 38 лет, есть с чем сравнивать, детям, действительно, некогда играть, беседы нескончаемые, какие беседы сложного характера 3 летками, очень много.С задержкой р. Р. и т. П. Разве они могут понять эти некоторые темы, студенты учатся и не идут работать, весь сон час, и вечер я лично посвещаю планам,зачем их столько, не понимаю, вообще, раньше работали более спокойнее, занимались детьми, сейчас проверка за проверкой, 4 и более в год, всегда в напряжении, правда,, извините, но это - факт.

1
0
Наталья Лазарева

Давайте предложим тем, кто нам придумывает программы , поработать хотя бы с неделю в детском саду в младшей группе. Дать им 20 человек детей 3-х леток и ещё ребёнка с РАС и ребёнка с ОВЗ.
Те кто нам пишет программы вообще детей не видели и не работали с детьми .
1) Нигде в мире , повторюсь , нигде в мире ребёнок не проводит такое количество времени в детском саду как у нас в России !
2) Нигде в мире на воспитателя не ложится такого большого объёма груза работы и количества детей как в России! Добавили особенных детей, мучений стало ещё больше, ну а вам радость уважаемые чиновники.
3) Знают про всё это чиновники и всё равно продолжают ПИСАТЬ НАМ НОВЫЕ ПРАВИЛА , тем самым усугубляя положение работающих воспитателей и находящихся детей в детском саду. Как буд то чиновникам скучно, создаётся такое впечатление.
4) Программа упирается в Патриотику... , дак вот доводим до вашего сведения , что беседы и занятия посвящённые приобщению к национальным культурам и любви к Родине в ДОУ не прекращалась ни на минуту.

1
0
Tatjana Gerasimchuk

41 год отработала в детском саду музыкальным руководителем. Очень рада, что вернулись к прежним ценностям. Это молодые воспитатели думают, что в ФОП открыли что-то новое, а эти задачи: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, уважение родителей и старших были всегда в программе, начиная с 60 -х, 70-х, 80-х годах. Только в 90 - Е начался беспредел в сфере образования. Теперь будет очень сложно воспитать или скорее перевоспитать сначала родителей нового поколения, и помочь им воспитать их детей, чтобы было кому хранить и беречь богатейшее культурное наследие русского народа.

0
0
Анна Ашихмина

На бумаге все хорошо и красиво, как будет в жизни - посмотрим. У нас в саду и в прошлом году то день птиц, то какие-то эстафеты с родителями. Всё зависит в конечном счёте от аоспитателя, от его желания что-то дать детям.

0
0
Тамара Ивкина

Также внимательно изучила ФОП. ИЗО со всеми недочетами полностью дословно взяли из программы "От рождения до школы". Надеюсь с согласия авторов. Развитие математических представлений просто безграмотность написан. Веду эти дисциплины в вузе. Очень жаль, что так безответственно отнеслись к программе.

0
Фатимат Малкарова

Тамара, Действительно,математика- ужас!
Метлина по математике достойна аплодисментов,все четко и понятно,верните ее в сады.

3
user2713490

Фатимат, полностью согласна что Метлина достойна аплодисментов и чтобы её вернули в программу. А вот Парамонова никуда не годится.

0
0
Елена Зиновьева

Программу изменили, внесли много чего должен воспитатель дать детям, а сады не думали оборудовать всем необходимым. Например телевизоры, доски интерактивные. Столько предложений.

0
0
Фатимат Малкарова

О детях меньше всего и думается когда внедряют такие новшества,а воспитателям -удавись.Обеспечте материальную базу,начнем с элементарного я проживаю в горной местности и в сентябре уже холодно в группах,а отопительный сезон 15 октября .Так и хочется кричать:"Оставьте детям-детство".Ни с !того начинаем,как всегда!

0
Ольга Кузьмина

Семья, Воспитатели не клоуны, чтобы ребëнку всё время было весело в садике, есть и повседневная работа.

0
0
Райская птица

я так рада, что этап садика у ребенка закончился. Теперь бы еще школу пережить. И всё, никаких детей больше в этот "духовно-нравственный" балаган

0
0
Галина Похилюк

Бедные воспитатели!!!!!

0
0
Валюшка

А ни всё ли тоже самое, не вижу разницы, дети в детском саду должны играть, играть в игры , придуманные ими самими, с подсказкой воспитателя, естественно ПРС должна позволять детям придумывать свою игру, конечно, я сейчас говорю про более старший возраст, должны творить, считать, иметь навыки письма, это всегда было есть и будет, хватит крутить и вертеть, называть другими словами, смысл один и тот же, отнимаете время у воспитателей на подготовку к занятиям вот и всё.
Ерунда всё ваши фопы, фгосы , фгт и т.д.

0
0
Ирина Наумова

С праздниками- ужас! Получается, что главное в воспитании ребенка - постоянные праздники🤦

0
0
Виктория Златкина

Лучше бы питание в садах пересмотрели, за завтрак только ребёнок получает 15гр(столовую ложку с горкой) сахара. Соки пакетированные-привет диабет 2го типа, куча белой муки.. не еда, а трамплин в сахарный диабет, ожирение, РПП...

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество