Почти каждая третья вещь в мире сделана в КНР.
Китай — это абсолютный глобальный лидер по объемам промышленного производства. По данным Всемирного банка, он выпускает почти 30% продукции обрабатывающей промышленности в мире. Доля идущих вторыми США — почти в два раза меньше, России — в 20 раз меньше.
В Китае делают все: от зубочисток до поездов на магнитной подушке. Страна выступает крупнейшим в мире производителем большинства видов промышленной продукции — не только ширпотреба, но и технологичных товаров, например смартфонов или электромобилей.
Разбираемся, за счет чего Китай стал главной мировой фабрикой и как теперь он превращается в лидера технологий.
В Китае много работников и потребителей
Китай можно считать главным выгодополучателем от глобализации мировой экономики. Когда полвека назад страна взяла курс на открытость и рыночные реформы, сюда потекли западные инвестиции и технологии. Крупнейшие мировые бренды со временем обзавелись производственными площадками в Китае. И главное, что их здесь привлекало, это дешевый труд фактически в неограниченном количестве.
До 2023 года Китай занимал первое место в мире по численности населения, пока его не обогнала Индия. По последним данным, население КНР насчитывает 1,4 млрд человек. Из них больше половины — 740 млн — это численность рабочей силы. В США — почти в пять раз меньше. В не самой крупной китайской провинции Сычуань живет больше людей, чем в крупнейшей стране ЕС — Германии.
Чем больше у тебя возможностей нанимать работников, тем более крупные партии товаров ты можешь производить, а это позволяет значительно удешевить выпуск за счет эффекта масштаба. Огромный резерв рабочей силы помогает увеличивать объемы в периоды повышенного спроса: нанять лишнюю пару тысяч рабочих в высокий сезон для китайского работодателя не составляет труда.
При этом труд людей в Китае стоит дешевле, чем в развитых странах. Раньше эта разница была еще заметнее, но в последние годы доходы ощутимо выросли — за 10 лет с 3 до 5,5 тысячи долларов в год. Это делает менее эффективным китайский экспорт, зато стимулирует рост производства для потребления внутри страны: китайский покупатель становится все более платежеспособным.
Сегодня КНР — это не только главный мировой производитель и экспортер товаров, но и крупнейший потребитель. Внутреннее потребление в 2023 году обеспечило больше 80% роста китайского ВВП. Ведущие мировые компании не могут игнорировать этот рынок. Нужны им и соседние крупные рынки, куда легко дотянуться из Китая, например быстрорастущие экономики АСЕАН с их 700 млн жителей, что сопоставимо с населением Европы. Этот регион — главный торговый партнер Китая, их взаимный товарооборот близок к триллиону долларов.
В Китае эффективная инфраструктура и логистика
Разные города и провинции Китая специализируются на разных группах товаров. Если вы купили кожаную сумку с маркировкой «Сделано в Китае», то, с большой долей вероятности, ее выпустили на одной из фабрик района Шилин близ Гуанчжоу. Китайские очки в магазин оптики вашего города, скорее всего, приехали из города Даньян. А значительная часть ассортимента китайской обуви в магазины мира поставляется из Вэньчжоу.
В одной провинции могут быть сконцентрированы сотни однопрофильных производств, которые в совокупности могут занимать 20—30% глобального рынка. Причем это касается как крупных отраслей вроде автопрома или электроники, так и конкретных товаров, таких как светильники, дверные замки или зонты. В провинции Чжэцзян есть «город носков» — деревня, где производят треть мирового объема этой продукции.
Такая узкая отраслевая специализация и плотная концентрация фабрик позволяет китайцам максимально эффективно выстраивать производственные цепочки. Под определенную промышленность заточена вся инфраструктура региона, налажена поставка сырья: если это производство мебели, то рядом будут изготавливать и продавать всю необходимую фурнитуру, если одежда, то тут же будут производители пуговиц и молний. Обычно эти кластеры сформированы исторически, но есть и такие, что власти создали специально.
В итоге доставка комплектующих между центрами производства зачастую не превышает и дня. Плюс у экспортеров есть легкий и быстрый доступ к многочисленным портам, которые удобно расположены вдоль тихоокеанского побережья. Все это значительно уменьшает транспортные расходы, как и эффект масштаба: перевозки в больших объемах обходятся дешевле.
А еще в Китае высокая конкуренция: здесь работают все мировые логистические компании, что сдерживает цены на их услуги. В таких условиях иностранным производителям выгоднее размещать производство и склады в Китае и оттуда отправлять свою продукцию по всему миру.
Китай развивает технологичное производство
Есть стереотип, что Китай — это гарант дешевизны с соответствующим качеством. За десятилетия агрессивной экспансии на зарубежные рынки страна заработала славу главного мирового производителя подделок, дженериков, реплик и в целом ширпотреба. Но в последние годы в КНР делают упор на производство сложных и высокотехнологичных товаров: роботизированное оборудование, компьютеры, смартфоны, транспорт.
Размещая в Китае сборочные цеха, ведущие мировые бренды были вынуждены делиться технологиями. Китайцы же научились не только копировать их, но и улучшать, создавать собственные продукты, получая щедрую поддержку от государства, причем не только финансовую. Вузы страны массово выпускают инженеров и ученых, а китайские компании переманивают кадры из-за рубежа. Это позволяет КНР создавать инновационную продукцию в огромных количествах.
Китай сегодня — это мировой лидер роботизации. Город Шэньчжэнь — крупнейший центр производства электроники. КНР строит больше ветряных и солнечных электростанций, чем весь остальной мир. Китайский производитель электрокаров BYD обошел по объемам продаж прежнего лидера рынка — Tesla.
Китайские SMIC и Huawei теперь создают чипы и смартфоны, не уступающие в производительности продукции Intel и Apple. А еще китайцы в шесть раз чаще, чем американцы, регистрируют патенты в области генеративного искусственного интеллекта.
В Китае благоприятные условия для бизнеса
В КНР очень лояльны к инвесторам, особенно к тем, кто продвигает китайские товары за рубеж. Владельцы иностранных компаний, экспортирующих продукцию китайских производителей, вообще не платят НДС. Также от него освобождены все малые предприятия с месячным объемом продаж до 100 тысяч юаней (14 000 $).
В Китае сегодня работает почти полмиллиона крупных промышленных предприятий. Но несмотря на огромное число представительств транснациональных корпораций и китайских промышленных гигантов, именно малый и средний бизнес — основа экономики Китая. На его долю приходится больше 60% ВВП. Это втрое больше, чем в России.
Чтобы организовать небольшое производство, китайцу даже не обязательно регистрировать компанию и платить налоги как бизнесмену — он может проводить расчеты как физлицо, и его за это вряд ли накажут. Государство ждет, что бизнес будет создавать рабочие места и выпускать конкурентный товар, и не строит на его пути лишних барьеров.
А еще китайцы известны своим трудолюбием. 12-часовой рабочий день с парой выходных в месяц — вполне распространенная для них практика. На китайском рынке труда есть понятие «996», что значит график с 9 утра до 9 вечера с шестидневной рабочей неделей. И даже по официальным данным Национального бюро статистики КНР, не учитывающего выходы на работу по выходным, рядовой китаец работает сверхурочно в среднем по два часа в день. Сами китайцы называют свою страну «державой сверхурочного труда». Заводы и фабрики готовы подстраиваться под нужды заказчика и работать круглосуточно ради выполнения объема.
На почве нарушений прав трудящихся в стране периодически вспыхивают скандалы. В 2014 году правозащитники обвинили Samsung в использовании на производстве труда детей, Apple уличали в привлечении студентов. Ну а самый резонансный случай — это история с принудительным трудом уйгуров на хлопковых плантациях, из-за которой западные страны ввели санкции против китайских чиновников, а мировые бренды одежды бойкотировали китайский хлопок.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique