Как интернет-магазины шин обманывают автовладельцев
Виктор, мой знакомый, давно планировал покупку новой резины на свой автомобиль. Для многодетной семьи это серьезная трата, поэтому он долго мониторил интернет и искал хорошие условия. В одном из интернет-магазинов шин и дисков цены оказались чуть более выгодными.
Но что-то пошло не так.
Сайт, который нашел Виктор, не был похож на фейковый сайт-однодневку. Здесь все было продумано до мелочей: чат службы поддержки, отслеживание заказов, правила обмена и возврата, контакты организации, даже ОГРН.
Цены — ниже, чем у конкурентов, но не подозрительно низкие: за копейки шины никто не отдавал. Да и адрес сайта — auko.ru — вызывал доверие: обычно четырехбуквенные адреса стоят дорого, а мошенники предпочитают регистрировать сайты вроде shini-deshevo.ru или beepbeep.randomhosting.org.
Что случилось дальше
Виктор добавил в корзину комплект из четырех шин за 24 690 ₽ и начал оформлять заказ. В разделе «Оплата» перечислялись варианты оплаты заказа: наличными при получении, картой при получении или картой на сайте.
Виктор хотел оплатить при получении, но выбрать почему-то разрешили только онлайн-оплату. Оператор поддержки объясняла это тем, что товар находится не на складе, а у контрагентов и требует предоплаты. Виктора это объяснение устроило, и он оплатил заказ.
Информация о заказе пришла Виктору на электронную почту, но в личном кабинете заказ почему-то не отображался. Виктор задал вопрос в чате поддержки — и получил ответ, что это техническая особенность сайта.
Когда Виктор стал более настойчиво интересоваться судьбой своего заказа, сотрудница службы поддержки перестала реагировать на сообщения и отправила его в черный список. Тогда Виктор позвонил по телефону, который был указан на сайте. Услышав о проблеме, сотрудник магазина бросил трубку.
Виктор ждал новую резину примерно 10 дней. В это время он искал отзывы о компании — и нашел несколько таких же пострадавших. Убедившись в том, что стал жертвой мошенников, Виктор отправился в банк и в полицию.
В банке заблокировали карту. Однако оказалось, что на самом деле Виктор не оплатил заказ через форму приема платежей, а ввел свои реквизиты для перевода на карту физического лица. Мошенники подделали форму оплаты и сделали ее похожей на банковскую. Виктор не обратил внимания, что вводит данные на сайте tksonline.ru, а не на tbank.ru.
Деньги, отправленные переводом, банк вернуть не может. В полиции приняли заявление, но не стали слишком обнадеживать: «Таких пострадавших приходит по 10 человек в день».
Задним умом
Вот на что Виктору стоило обратить внимание.
Низкие цены. Если цены на сайте ниже, чем у конкурентов, это не значит, что сайт принадлежит мошенникам. Возможно, честная компания устроила распродажу. Но лучше насторожиться и внимательнее приглядеться к другим признакам.
Способы оплаты. Мошенники могут предлагать различные способы оплаты, в том числе оплату при получении. Однако в последний момент всегда оказывается, что придется платить онлайн. Предлоги разные: проблемы с поставщиками, требования налоговой, ретроградный Меркурий в Козероге.
Адрес не проходит проверку. Даже если компания находится в другом регионе, можно проверить адрес через поисковик. Если фирма, где вы заказываете товар, настоящая, то ее офис или пункт выдачи будет отображаться на карте.
Подозрительные отзывы. Про настоящие компании пишут как положительные, так и отрицательные отзывы. А про мошенников пишут только негатив, если они обманули много людей, либо только позитив, если мошенники массово закупили заказные отзывы.