Интернет-магазин обещал модные платья со скидкой, а прислал дешевые ночнушки
Моя мама хотела отметить свой день рождения в новом красивом платье. За две недели до него к ней в друзья в одной социальной сети постучался интернет-магазин одежды под названием City-X. Он назвался партнером известной марки итальянской одежды и предложил перейти по ссылке, чтобы посмотреть ассортимент.
На своем сайте City-X пообещал продать «стильные итальянские платья из качественных тканей» по 2200—2700 ₽. Да еще и по акции: два платья за 3450 ₽, доставка бесплатно и 300 ₽ на телефон.
Сделать заказ почему-то можно было только по телефону, а платья отправляли по почте. Но оператор развеяла сомнения мамы: это из-за специального предложения, покупатель ничем не рискует, потому что оплачивать покупку придется только при получении. Мама согласилась.
Посылка пришла, но проверить ее содержимое до оплаты не дали. Мама ее оплатила, а вскрыла уже дома. Внутри оказалось совсем не то, что она заказывала. Фасон, крой и материал отличались от того, что было заявлено на сайте, а по внешнему виду платья напоминали ночнушки. На телефон тоже ничего не начислили.
Стало очевидно, что маму обманули. Мы попытались вернуть деньги, но по телефону и электронной почте уже никто не отвечал.
Но нам повезло: оказалось, что у продавца все-таки зарегистрировано юрлицо, а продажа организована через вполне официального посредника. Это в итоге и помогло — правда, пришлось написать много писем и пригрозить прокуратурой.
Как еще может выглядеть обман
Пока статью готовили к публикации, подобным образом попытались обмануть и одну из наших коллег. Ей пришло письмо, в котором отправитель похвалил ее стиль в инстаграме и предложил рекламировать известный бренд среди подписчиков. Взамен ей пообещали большую скидку на вещи этого бренда. Заплатить придется только за пересылку вещей из Англии.
Но Гугл поставил крест на звездной карьере. Оказалось, что вместо брендовых вещей из Англии приходят непонятные тряпки из Китая. Вот как работает схема — очень похоже на то, что случилось с мамой автора этой статьи. Только вернуть деньги вряд ли выйдет: в Китае, скорее всего, не испугаются российской прокуратуры.
Что должно было насторожить на сайте магазина
Сначала немного о том, как можно было избежать нервотрепки. Если вы регулярно читаете Т—Ж, то знаете большинство признаков, которые помогают заподозрить не самых честных продавцов. Вот какие встретились тут.
Слишком большие скидки. При известной удаче итальянское платье можно найти и за 2—3 тысячи рублей, например в период распродаж. Но большие скидки все равно должны настораживать: этот прием мошенники используют в первую очередь.
Торопят принять решение. Платья по скидкам якобы достанутся только первым 100 покупателям, но если зайти на сайт завтра, там будет все то же самое.
Когда вас торопят с покупкой, возьмите паузу и подумайте. Напомните себе, что спешка и деньги не дружат: за минуту предложение никуда не денется, но ее хватит, чтобы заплатить мошенникам.
Подробнее о пользе паузы мы рассказываем в первом же уроке курса «Как защититься от мошенников».
Необычный процесс покупки. В 2021 году большинство интернет-магазинов работает по стандартной схеме: каталог на сайте, заказ там же через форму, доставка курьером или самовывоз, оплата картой через эквайринг или платежный терминал. По-прежнему не вызывает подозрений оплата наличными курьеру. Все это помогает отследить покупку и при необходимости подтвердить, что, у кого и когда вы купили.
Если магазин предлагает как-то поменять схему покупки, это должно насторожить: возможно, он хочет сэкономить на вашей финансовой безопасности. Например, при заказе по телефону может быть сложно подтвердить покупку, если нет записи разговора. Маме еще повезло, что она сохранила чек с почты: это помогло потом узнать настоящие реквизиты магазина и добиться возврата денег.
Сайты-клоны. У магазина Dress Me, близнеца нашего City-X, оказалось несколько почти одинаковых сайтов с разными адресами. Все различия — реквизиты юрлиц в конце страницы. Судя по ним, магазин работает в Иванове, Находке, Ижевске. Скорее всего, сайтов гораздо больше: в какой-то момент я прекратила поиск.
Это может говорить о том, что сайты часто блокируют — и тогда подключается новый клон. В пользу этой версии говорит и то, что вскоре после маминой покупки сайт, где она выбирала платья, перестал открываться.
На сайте указаны реквизиты другой компании. Если сомневаетесь в магазине, проверьте реквизиты его юридического лица — их обычно публикуют в конце страницы или в разделе «О компании». Сделать это можно на сайте налоговой или с помощью сервиса проверки юрлиц вроде list-org.com или rusprofile.ru.
Мошенники используют реквизиты несуществующих компаний или просто берут чужие. В этом случае они обычно прокалываются уже на виде деятельности. Например, юрлицо из Находки, которым представляется один из сайтов-клонов, на самом деле занимается транспортировкой и строительством, а ижевская компания продает зерно и корма.
Очень много плохих отзывов на разных сайтах. Отдельным покупателям может что-то не нравиться, но когда на независимых площадках много негативных отзывов, это подозрительно. Оказалось, что у магазинов Dress Me и City-X очень много недовольных клиентов, обманутых по той же схеме.
Как мы пытались вернуть деньги
Когда мы с мамой попытались вернуть деньги, оказалось, что найти продавца непросто. Телефон не отвечал, сайт уже не открывался. Еще одна ниточка к магазину — наклейка с посылки, где отправителем указано ООО «Гефест». Эта же компания фигурировала в некоторых отзывах о магазине — вместе с электронным адресом. Мы отправили на него претензию, но ответа не получили.
Оставался последний вариант: найти что-то полезное на чеке. Оказалось, деньги за платья приняло ООО «ПИМ (Почта)». Такая компания действительно существует — это посредник, который принимает платежи от покупателей при получении посылок и отправляет деньги интернет-магазинам. Сайта компании я не нашла, зато нашла еще один отзыв с описанием схемы — и там упоминался адрес электронной почты. Даже два: support@pimpay.ru и safe@pimpay.ru.
Я также нашла ответ Роспотребнадзора на жалобу клиента «ПИМ-почты». Судя по нему, роль посредника не освобождает компанию от ответственности. Она все равно должна разрешить спор между продавцом и покупателем, иначе на нее можно подать в суд и потребовать возмещения морального вреда. Поэтому мы решили еще раз попытать счастья: отправили претензию на оба адреса «ПИМ-почты», а к письму приложили фото чека и платьев.
Через сутки на претензию ответили. «ПИМ-почта» ожидаемо написала, что выдает займы интернет-магазинам и не несет ответственности за содержимое посылок. Но компания заверила, что составила обращение и отправила его интернет-магазину на рассмотрение.
К тому моменту из отзывов я уже знала: если покупатель не очень настойчив, на этом переписка заканчивается. Поэтому я сразу написала второе письмо на те же адреса, где пообещала обратиться в прокуратуру, если в течение трех дней мне не отправят контакты недобросовестного продавца.
Ответ пришел мгновенно: через две минуты посредник уже выслал реквизиты интернет-магазина и настоящий адрес электронной почты «Гефеста».
Чем все кончилось
Следующая претензия отправилась на свежедобытый адрес «Гефеста» — с той же угрозой, что и «ПИМ-почте»: при отказе урегулировать вопрос или отсутствии ответа мы пообещали обратиться в прокуратуру. Вскоре от «Гефеста» пришел ответ на официальном бланке с печатью: магазин предложил отправить полученные вещи обратно по почте для проверки качества товара. Так мы и поступили.
Попутно нам написала и «ПИМ-почта» — она, напомню, отвечает за оплату покупок. Компания поинтересовалась, будем ли мы возвращать товар, и попросила в этом случае отправить им фото чека с почты. Почему-то на возврат товара нам давали всего пять дней, что странно: закон пишет о семи. Но мы не стали придираться.
Через две недели после отправки платьев денег все еще не было, поэтому мы решили о себе напомнить — и, раз магазин молчал, снова написали посреднику. Но на этот раз ответил магазин. Они написали, что путаница с платьями связана с пересортицей, и спросили, как маме удобнее получить обратно деньги. Мы не рискнули сообщать такому магазину данные карты, поэтому выбрали возврат через Почту России.
На это письмо нам ответила «ПИМ-почта»: написала, что деньги выслали и они поступят в почтовое отделение через 5—6 дней.
Закон дает продавцу на перечисление денег 10 дней с того дня, когда потребовали возврат, и к тому моменту они уже прошли. Но мы решили дать платьям время вернуться к истокам и набрались терпения. Через неделю деньги все-таки пришли, справедливость восторжествовала. На все про все ушел примерно месяц.
Вместо послесловия
Нас ждал еще один сюрприз: пока деньги были в пути, маме пришло уведомление еще о какой-то посылке. Адрес отправителя ничего нам не сказал, в историях обманутых покупателей ничего похожего не нашлось. Поэтому мы не стали торопиться ее забирать: посылка может храниться на почте 31 день.
Забрали вместе с деньгами. В ней оказались те же самые платья и длинное письмо — отказ в возврате денег покупателю. Мы не поняли, что это значит и что делать с платьями, поэтому написали еще одно письмо интернет-магазину. Нам ответили, что мама может оставить все себе.