Под прищуром: благотворительность через сайт «Мечта ветерана»
Я недавно обнаружил сайт «Мечта ветерана», который собирает деньги вроде бы на подарки ветеранам. И теперь в сомнении. С одной стороны, помочь людям хочется, но с другой — не уверен, что деньги дойдут до ветеранов, а не осядут в карманах организаторов. Стоит ли доверять этому сайту? И как отличить мошеннические ресурсы от тех, что реально помогают людям?
Григорий
Григорий, вы правы: отличить мошенников от организаторов благотворительности бывает сложно. Поэтому надежнее всего помогать людям через благотворительные фонды с хорошей репутацией. Но это не значит, что кроме них кругом одни жулики.
Попробуем разобраться, куда смотреть и что искать при оценке благотворительного проекта, — на примере сайта «Мечта ветерана».
⚠️ К сожалению, после выхода статьи стало известно, что автор проекта использует наш обзор как доказательство своей добросовестности: мол, раз Т—Ж проверил, то все точно хорошо. Не доверяйте таким аргументам: мы не проверяем компании какими-то особыми секретными средствами, наши обзоры — это мнение со стороны на основе информации из открытых источников. Обзор — это не признак качества и не гарантия добросовестности.
Даже если мы привели доводы, что проект может быть настоящим, это еще ничего не значит. Жертвовать все равно надежнее через фонды, работу которых контролирует государство. Сомнения остаются всегда, так что тратить или не тратить деньги — это только ваше решение. Доверяйте фактам, а не статьям из интернета.
Если коротко: проект внушил мне доверие
👍 Прозрачная система с пожертвованиями и отчетностью. Отчеты о поступлениях и расходовании денег опубликованы в открытом доступе с февраля 2020 года.
👍 Получатель денег — конкретный человек, который выглядит настоящим. Счета в Сбербанке и «Яндекс-деньгах», на которые приходят платежи, оформлены на его имя.
👍 Получатели помощи тоже похожи на настоящих людей. Ветеранов можно искать самостоятельно — и в этом случае помощь получит даже ваш сосед.
👍 Условия распределения помощи прозрачны и подробно описаны в публичной оферте.
👍 Проект привлекает к своей работе муниципальные организации — и похоже, что они иногда помогают.
👎 Средства жертвователей перечисляются на личные счета. С точки зрения закона это подарок, поэтому оспорить перевод и вернуть деньги не получится.
👎 Жертвовать все равно надежнее через организации: их отчеты прозрачнее и регулярнее, а деятельность контролируется государством.
Что о благотворительности говорит закон
Работа благотворительных организаций описана в федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В нем много условий, как именно организация должна принимать деньги, на что тратить, как отчитываться. Все это нужно, чтобы жертвователи понимали, куда идут их деньги, и могли это проверить.
Например, организация обязана раз в год представлять финансовый отчет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации. А еще к такому отчету она должна обеспечить открытый доступ, в том числе через средства массовой информации. При этом деньги, потраченные на публикацию отчета, можно засчитывать в качестве расходов на благотворительные цели, хотя до получателей они уже не дойдут.
Тратить деньги закон также разрешает на аренду помещений, оплату услуг банков, комиссии за денежные переводы и даже на зарплату наемным работникам — например водителям или секретарям. Это тоже законно — главное, чтобы жертвователи были в курсе и их все устраивало. А вот если у благотворительной организации доходы превышают расходы, то делить прибыль между учредителями нельзя, ее нужно направить на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация была создана.
Но если кто-то хочет заниматься благотворительностью, закон не заставляет создавать для этого благотворительную организацию. Можно просто организовать сбор денег и передавать их нуждающимся.
При этом закон никак не регулирует работу такого организатора. Тот сам устанавливает правила сбора и распределения помощи и сам решает, когда и перед кем отчитываться. А если решит забрать все деньги себе — доказать это и восстановить справедливость может быть сложно. Поэтому стихийная благотворительность в конечном счете зависит только от доверия к организатору.
«Мечта ветерана» — это не благотворительный фонд. Насколько я разобрался, у проекта даже нет юридического лица. Так что оценивать его приходится только по тому, насколько он вызывает доверие у конкретного благотворителя, и никакой гарантии тут нет.
Лично мне многое понравилось, проект вызвал доверие. Вот на что я обратил внимание.
Деньги собираются для конкретных целей
Судя по сайту «Мечты ветерана», проект собирает деньги, чтобы исполнять желания конкретных людей. Если ветерану нужна стиральная машина, ремонт дома или ноутбук для общения с родственниками в «Скайпе», организатор проекта собирает данные об этом ветеране и размещает информацию на сайте. Благодаря этому люди знают, кому и на что они жертвуют деньги. Когда собирают нужную сумму и исполняют мечту ветерана, об этом публикуется фотоотчет.
Фото ветеранов выглядят настоящими, а не взятыми из интернета. Как и подарки, которые им дарят. Кроме того, я проверил некоторые через сервис «Гугл-картинки» — и не нашел сайтов и соцсетей, где фото были бы опубликованы до сайта проекта.
При этом никто не мешает благотворителю вместо внесения денег просто исполнить мечту ветерана самому — скажем, купить ему новый телевизор.
Условия прописаны в договоре
На сайте опубликована публичная оферта — по сути, это договор, который заключается между «Мечтой ветерана» и благотворителем, когда тот совершает перевод. Там прописано, как проект получает и на что тратит деньги. На мой взгляд, все описано достаточно емко и понятно. Например, оговорены ситуации, когда мечту выполнили, а деньги остались. Или когда ветеран от нее отказался. В этом случае средства распределяют между другими ветеранами.
Кроме того, организатор берет на себя больше ответственности, чем мог бы с учетом того, что это не фонд. Например, он обязуется расходовать средства только на мечты ветеранов и отчитываться о каждой копейке.
Организатор не скрывает свою личность
Все организационно-правовые и финансовые вопросы решает один человек — Ярослав Юрьевич Селютин. Свои данные он указывает на сайте проекта.
Финансы поступают на личную банковскую карту организатора и идентифицированный кошелек «Яндекс-денег». Это подтверждает, что он настоящий человек и его зовут именно так, как написано на сайте проекта. Я проверил через приложение «Сбербанк-онлайн»: сделал пробный платеж в 1 ₽. Приложение показало мне данные получателя — первая буква фамилии, имя и отчество совпали с данными организатора проекта.
Но в такой схеме есть и риск: любой перевод на счет частного лица — это перечисление денег без каких-либо обязательств получателя. А контроль за деньгами возможен только с согласия владельца счета: эта информация считается банковской тайной.
Проект публикует отчетность
Несмотря на то что «Мечта ветерана» не фонд, а деньги собираются на личные счета организатора, все отчеты с начала 2020 года выложены в открытом доступе. По ним можно проследить, сколько и на какой счет поступало денег и как их тратили.
Счета и движения средств выглядят настоящими — еще и потому, что их владелец не стесняется писать об ошибочных переводах. Ошибки неизбежны — другое дело, как люди на них реагируют. Тут у меня никаких претензий.
Некоторые мечты исполняют чиновники
Не все мечты осуществляются за счет добровольных пожертвований: судя по некоторым фотоотчетам, иногда с этим помогают чиновники. Не совсем понятно, как происходит помощь. Чиновник может выступать и как частное лицо, помогая ветерану за счет личных накоплений. Но может и посодействовать в оказании помощи за счет бюджетных средств.
В любом случае такой подход представляется вполне обоснованным: если есть возможность помочь ветерану за счет бюджета, ее нужно обязательно использовать. А еще в случае помощи за счет бюджетных средств за деньги придется отчитываться. Потратить бюджетные деньги на нужды несуществующего человека — уголовное преступление.
Что в итоге
На меня «Мечта ветерана» произвела впечатление честного благотворительного проекта — в основном из-за финансовой отчетности в открытом доступе. Данные получателя денег известны, он принимает на себя персональную ответственность за законность всего, что происходит с пожертвованиями.
Есть и минусы: с точки зрения закона все перечисления на личные карты и счета — это подарок владельцу счета. С другой стороны, жертвователь может отследить судьбу своего перечисления по отчетам, а если что-то не понравится — потребовать привлечения учредителя проекта к ответственности. Но пока я не вижу оснований для столь радикальных мер.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.