Мошенник представился менеджером крупного лейбла и обманул музыканта
Я пишу и исполняю песни. Как и любой начинающий артист, я надеюсь, что меня заметят крупные лейблы. Поэтому, когда получила письмо от человека, который представился менеджером одного из таких лейблов, я ему поверила — и потеряла деньги. Не повторяйте моих ошибок.
Мне пришло сообщение во «Вконтакте» — якобы от «Первого музыкального издательства», крупного российского лейбла. Собеседница представилась сотрудницей службы поиска начинающих артистов. Она написала, что продюсеры заинтересовались одной из моих песен и хотят со мной связаться. Свои песни я действительно отправляла разным лейблам, в том числе и этому. Решила, что меня наконец заметили.
В ответном сообщении я написала свой номер телефона — и стала ждать звонка.
Приглашение участвовать в голосовании
Мне позвонил человек, который представился менеджером «Первого музыкального издательства». Своего имени он не назвал. Правда, его телефон начинался с 909 — значит, он звонил не с московского номера. Но тогда я не придала этому значения.
По словам менеджера, лейбл ежегодно отбирает молодых исполнителей для сотрудничества. Из ста ранее отобранных претендентов продюсеры выбрали тридцать артистов с наиболее перспективными треками. И я вошла в их число.
Менеджер сказал, что сейчас продюсеры отбирают десятку исполнителей, которым предложат сотрудничество и даже контракты. Он добавил, что артисты лейбла получают 150 000 ₽ в месяц, а также выплаты от релизов.
Кто войдет в десятку лучших, решать будут голосованием, в котором участвуют десять тысяч слушателей и продюсеры лейбла. Пока от меня требуется устное согласие на участие. Подтвердить его официально нужно будет в личном кабинете сервиса Apple Music for Artists. Само голосование пройдет на музыкальной площадке Apple Music.
Менеджер сразу же меня обнадежил. Он сказал, что по итогам голосования продюсеров моя песня находится на пятом месте. Пока это предварительный результат, ведь в голосовании примут участие и слушатели. Но шансов войти в десятку у меня немало. Поэтому менеджер уточнил, смогу ли я приехать в Москву для личной встречи.
Когда я дала положительный ответ, менеджер подчеркнул заинтересованность продюсеров во мне как в артисте. Он сказал, что со мной долгое время не могли связаться — не получалось найти мои контакты, поэтому продюсеры дали задание найти меня в социальных сетях, чего обычно не делают.
При этом менеджер уточнил, что времени для принятия решения у меня немного: голосование начнется уже сегодня, в 18:00 по московскому времени, и будет идти двое суток. Если я соглашусь на участие, то смогу отслеживать ход событий в прямом эфире: наблюдать за промежуточным результатом, а также комментариями продюсеров и слушателей.
Естественно, я согласилась. Тем более что голосование, по словам менеджера, было бесплатным — об этом он упомянул несколько раз. Менеджер сказал, что мое устное участие подтверждено: разговор записывается.
Оплата кабинета артиста на Apple Music for Artists
Менеджер сказал, что для участия в голосовании мне нужен личный кабинет артиста на Apple Music for Artists. Туда должно прийти официальное письмо с предложением поучаствовать в голосовании. Подтвердить свое участие мне нужно по ссылке из этого письма.
Я ответила, что такой кабинет у меня уже есть, там я слежу за статистикой прослушивания своих песен. Менеджер ответил, что это не тот кабинет — и теперь он понимает, почему со мной не могли связаться ранее. По его словам, у меня был малофункциональный кабинет: там можно только менять аватарку на карточке исполнителя и анализировать прослушивания. Но артисты, добавил он, могут не знать технических тонкостей, в этом нет ничего удивительного. Для этого и существуют лейблы с командой профессионалов.
После этого менеджер посочувствовал и сказал, что в таком случае ничего не получится. Лейбл приглашает участвовать в голосовании только исполнителей с «нужной учетной записью». Менеджер попросил подождать пару минут, пока он выяснит, можно ли мне помочь в этой ситуации.
Вернулся менеджер с хорошими новостями: мне одобрили оказание помощи в создании «многофункционального» кабинета. Он еще раз подчеркнул, что продюсеры очень заинтересованы во мне, раз идут навстречу молодому исполнителю — иначе бы заменили на другого.
Менеджер добавил, что ИТ-отдел как раз сейчас не перегружен, поэтому поможет с созданием кабинета. Руководить процессом будет он сам.
С его слов, сервис потребует плату в размере 29 $ за создание кабинета — почему-то эту плату он назвал арендной. Бесплатно этот кабинет можно сделать только через дистрибьютора — компанию, поставляющую треки на музыкальные площадки. Но на это уйдет от трех до семи дней, а голосование скоро уже закончится.
Менеджер спросил, смогу ли я оплатить аренду кабинета самостоятельно. По его словам, эти деньги мне возместят после голосования, нужно только сохранить чеки об оплате. Прямо сейчас взять на себя эти расходы лейбл не может: все артисты должны быть в равных условиях. При этом за деньги якобы можно не опасаться: оплата пройдет безопасным способом — «по реквизитам трансакционного счета, который привяжут к кабинету».
Я согласилась оплатить аренду кабинета. Запустила мобильное приложение Т-Банка, открыла вкладку «По реквизитам» и попросила менеджера продиктовать мне эти реквизиты. Тот ответил, что я неправильно поняла: нужно открыть вкладку «Перевод на карту». Когда я это сделала, менеджер продиктовал мне номер карты, на которую нужно перевести деньги. К тому моменту он уже достаточно сильно меня накрутил, поэтому оплата переводом на карту меня не смутила.
Когда я перевела 29 $, менеджер сообщил, что я ошиблась — оплатила только первые сутки аренды кабинета вместо двух. Якобы я снова неверно его поняла.
Тогда я отправила еще 29 $, уже за вторые сутки аренды кабинета, но, по словам менеджера, снова ошиблась. Оказалось, для активации кабинета в Apple Music for Artists нужно сделать единоразовый платеж — перевести всю сумму целиком, а не по частям. Он убедил меня, что две ошибочные операции отменены и эти деньги вернутся на мой счет в ближайшее время. А единоразовый платеж мне вернет сам лейбл после голосования.
Сделать единоразовый платеж он попросил с другой карты, чтобы кабинет не заблокировали из-за двух предыдущих неверных платежей. Раз операции с карты Т-Банка не прошли, Apple Music якобы может расценить оплату одной и той же картой как попытку взлома.
Единоразовый платеж в размере 58 $, или 4350 ₽, я отправила уже с карты Сбербанка. В отчете я заметила, что получатель — Наталья Владимировна Н., но решила, что это один из менеджеров лейбла.
Менеджер сказал, что оплата прошла успешно и сейчас мне вышлют логин и пароль от кабинета. Когда я зайду в кабинет, то найду там официальное приглашение для участия в голосовании и анкету с вопросами для музыкантов: в частности, нужно будет указать музыкальный опыт и жанры, в которых работает исполнитель.
Еще хочу упомянуть важную деталь: менеджер сказал, что наш разговор записывается для оценки уровня коммуникации артиста. Многие начинающие артисты не умеют себя вести, так как уже считают себя звездами, а мне по итогу разговора он поставит наивысший балл. Такие детали, видимо, вызывают лояльность к собеседнику и мешают распознать обман.
Менеджер попросил оставаться на линии, пока он решает вопросы по активации кабинета. В режиме ожидания я оставалась еще полчаса. Затем разговор автоматически завершился: истек лимит у оператора связи.
Позже я получила смс с логином и паролем для доступа в личный кабинет. Но зайти туда мне не удалось: пароль и логин не подошли. Я попыталась дозвониться до менеджера, но трубку никто не взял. Тогда я поняла, что меня обманули.
Еще одна попытка
Я нашла номер для связи на официальном сайте «Первого музыкального издательства». На мой звонок ответила секретарь. Она подтвердила, что никаких голосований лейбл не проводит. Оказалось, что я не единственная, кто обращался к ним с этой проблемой.
Также я зашла на страницу Аси Акимовой — девушки, которая писала мне во «Вконтакте» от имени лейбла, — и увидела, что этот профиль заблокирован.
Позже мне снова звонили с того же номера, причем несколько раз. Я решила перезвонить и записать наш разговор. Мошенник попытался успокоить меня — сказал, что голосование уже идет, а моя песня сейчас на втором месте, ею заинтересовались уже четыре продюсера. Увидеть отклики продюсеров я пока не могу, так как из-за неправильных переводов Apple Music заморозил мой кабинет. По той же причине логин и пароль из смс не подошли, для доступа в кабинет нужны новые. Поэтому кабинет нужно активировать еще раз.
Мошенник уверял, что потраченные деньги находятся на балансе этого кабинета. Как только я его активирую, то сразу сделаю возврат — для этого нужно будет нажать пару кнопок.
Я уточнила, нужно ли снова заплатить 58 $, на что получила утвердительный ответ. Но мошенник уверял, что это в моих интересах: на мою песню откликнулись уже три продюсера, это большой успех. За пару минут до этого он говорил о четырех продюсерах.
Я попыталась вытянуть из мошенника другие подробности. Например, имена исполнителей, которые также участвуют в конкурсе. На что он начал перечислять выдуманные псевдонимы: Старист, Хокси, Йопит. В итоге я сказала, что ко мне пришел курьер, пообещала перезвонить и повесила трубку.
Вот запись нашего разговора:
Задним умом
Вот что должно было меня насторожить.
Профиль «сотрудника лейбла» в социальной сети. Если у профиля нет подписчиков или записей, возможно, он создан недавно. Такими аккаунтами часто пользуются мошенники, чтобы рассылать спам и связываться с потенциальными жертвами.
Номер телефона. Мне позвонили с номера телефона другого региона, хотя названный мошенником лейбл базируется в Москве. Я пробила номер в интернете — негативных отзывов не нашла, зато убедилась, что номер действительно не московский. Одно это уже должно было меня насторожить.
Отсутствие информации о конкурсе в интернете. Лейблы публикуют информацию о подобных голосованиях на официальных сайтах и в социальных сетях компании. Если там не написано о каком-то событии, скорее всего, его и не планировали.
Секретный кабинет для исполнителей. На площадке Apple Music for Artists нет секретного кабинета. Если бы он существовал, это было бы указано на Apple Music и в официальных источниках дистрибьюторов. Сервису нет смысла скрывать от клиентов платные услуги, на которых он может заработать.
Нелогичные действия продюсеров. Если продюсерам действительно интересен артист, они вряд ли предложат ему вначале поучаствовать в голосовании. Скорее, они с ним свяжутся и назначат встречу.