Вакансия трейдера от имени Vanguard Group: работа мечты или лохотрон?
В одном известном телеграм-канале с вакансиями я обнаружил привлекательное предложение поработать трейдером-аналитиком в компании Vanguard — и решил разобраться, что оно собой представляет.
Vanguard Group — одна из крупнейших инвестиционных компаний США. Она управляет капиталами клиентов и выводит на рынок ETF, биржевые фонды, и mutual funds, паевые фонды. Я сам держу в инвестиционном портфеле Vanguard S&P 500 ETF (VOO).
Меня удивила вакансия трейдера от имени этой компании на русском языке: насколько я знаю, Vanguard не работает на российском рынке. Но опыт трейдинга у меня есть, условия хорошие — и я решил пройти собеседование.
Собеседование я успешно прошел, но на этом остановился. Вот какие моменты показались мне самыми подозрительными:
- Руководитель команды трейдеров сообщил о большой конкуренции за должность, но меня взяли еще до конца собеседования.
- Крупная международная компания почему-то приглашает сторонних сотрудников для обучения новичков и предлагает открыть счет у неизвестных брокеров.
- Новичков просят сначала пройти обучение. На это выделяют грант, но пополнить учебный счет студенту частично придется из своих денег.
- Для продолжения учебы от студентов ожидают доходности 100% за две недели — это нереалистичные требования.
- Проект выглядит неофициальным и неряшливым: его сайта я не нашел, на сайте Vanguard этой вакансии тоже не оказалось, а все тексты оформлены неаккуратно и с ошибками. Крупные компании дорожат своей репутацией и такого себе не позволяют.
- Vanguard время от времени тоже публикует вакансии на позиции трейдеров, но требования там гораздо строже, а сами вакансии — на английском языке.
Расскажу обо всем по порядку.
Что мне предложили
Для участия в проекте надо было выбрать один из двух вариантов: для опытных или для новичков.
Опытным трейдерам предлагают начать работать в компании после стажировки. Чтобы подтвердить опыт и пройти отбор, они должны отправить выписку со своего реального торгового счета. Руководитель отдела трейдинга изучит сделки и стиль торговли, а после проведет собеседование в «Зуме». На основании его выводов компания откажет или пригласит на стажировку. Если успешно ее пройти, предложат постоянное место.
От сотрудников ожидали доходность 20% в год в долларах — это выглядело более или менее правдоподобно, хотя все равно многовато. Но речь хотя бы не шла об «иксах» — когда исходный капитал увеличивается в несколько раз. Крупные компании получают хорошую прибыль не за счет «иксов», а благодаря тому, что в управлении находятся большие суммы.
А вот требования к «опытным трейдерам» показались мне излишне скромными. Так в этой вакансии назвали кандидатов, которые проработали три месяца, да еще и с суммой всего в 500 $.
Для сравнения я нашел другую вакансию Vanguard — на позицию Senior Derivatives Trader, то есть старшего трейдера производными инструментами, опубликованную на англоязычном ресурсе The Muse. Там требуют высшее экономическое или финансовое образование и опыт работы по специальности от восьми лет.
Новички для получения места сначала должны пройти бесплатное обучение и стажировку. Выходит на полтора месяца дольше, зато компания якобы предоставляет грант до 1300 $ на обучение у профессионалов.
Я посчитал, что мой стиль торговли слишком агрессивный для солидной компании. Не стал отправлять выписку со счета, а вместо этого попробовал попасть на обучение и пройти путь трейдера с нуля.
Как проходило собеседование
На этом этапе я начал всерьез подозревать, что компания не та, за кого себя выдает. Вот что меня насторожило.
Несогласованные действия сотрудников. Я общался в «Зуме» с руководителем русскоязычной команды трейдеров, который представился Сергеем. Мне показалось, что он разбирается в трейдинге. Сергей проверял мои знания и задавал конкретные вопросы. Также он сказал, что конкурс на место большой, и попросил не обижаться, если придет отказ. Однако приглашение на обучение я получил даже раньше, чем закончилось собеседование.
Все выглядело как конвейер по обработке клиентов, где один менеджер не знает, что делает другой. В серьезной международной компании уровня Vanguard такое, на мой взгляд, почти невозможно.
Сторонние специалисты и неизвестные брокеры. Через полчаса после разговора с Сергеем со мной связался менеджер компании Андрей. Он ответил на вопросы и выслал файл с информацией о том, как получить грант на обучение. Андрей подтвердил, что учеба бесплатная.
Работать со мной пригласят одного из экспертов, отобранных компанией. Мне рассказали, что это будет не действующий сотрудник Vanguard, а привлеченный со стороны специалист. С ним мы пройдем несколько модулей обучения. Для старта я должен открыть реальный учебный счет у одного из рекомендованных брокеров.
Компания якобы предлагает учиться на одном из трех языков: английском, испанском и русском. Я обратил внимание, что ссылки из модулей на испанском и английском ведут на сайты известных брокеров, например Interactive Brokers или eToro. А вот рекомендуемые для русскоязычных кандидатов мне незнакомы. Я решил позднее их проверить.
Все это выглядело странно. Крупной финансовой компании с миллиардами долларов в управлении нет смысла привлекать сторонних специалистов для обучения потенциальных сотрудников. Маловероятно и то, что она станет сотрудничать с неизвестными брокерами.
Требование внести деньги. Для начала учебы на брокерском счете должно быть как минимум 400 $. Оказалось, грант от компании покрывает только стоимость курса, но его не хватает на пополнение счета. Например, если я выберу площадку Onyx Invest из списка рекомендованных брокеров, то компания внесет только 250 $, а 150 $ я должен буду добавить из своего кармана.
Нереалистичные ожидания от студентов. Один модуль обучения длится две недели, а весь курс занимает полтора месяца. Судя по учебному плану, к началу каждого следующего модуля на учебном счете должно быть вдвое больше денег, чем на начало предыдущего: 400, 800 и 1600 $ соответственно. По словам моего собеседника, по мере прохождения курса студенты не пополняют счет из своих средств, а зарабатывают с помощью трейдинга.
Получается, что для успешного прохождения курса каждые две недели сумму нужно увеличивать на 100%. Вместе с последним модулем прибыль за весь курс должна составить 700% от начального депозита. Это запредельная доходность. Для сравнения: фондовый рынок США исторически рос в среднем на 10% в год. В трейдинге отличным результатом считают 5—15% в месяц. Я спросил, многие ли проходят курс до конца. Менеджер сообщил, что 65—70% кандидатов.
Я решил не рисковать деньгами и прекратил общение.
Проверка «работодателя»
Мне не удалось найти сайт проекта. Я переписывался с сотрудниками компании в «Телеграме» и проходил собеседование в «Зуме», а не через корпоративные мессенджеры. Приветственный ролик с описанием вакансии хранится на «Гугл-диске», а все документы мне высылали в переписке.
Я попросил менеджера скинуть мне информацию о лицензиях брокеров, рекомендованных для русскоязычных студентов. Сначала он сказал, что не располагает такими данными. А позже выслал мне адрес электронной почты настоящего Vanguard и предложил написать туда. Я отправил запрос на эту почту, но не получил ответа.
Я решил зайти с другой стороны и проверить одного из брокеров, которых мне порекомендовал менеджер, — Onyx Invest.
Оказалось, сайт компании создан в 2023 году. Короткий срок жизни проекта подтверждает и домен onyxinvest.trade, который зарегистрировали в декабре 2022 года. Все это настораживает: такая картина часто встречается у мошеннических организаций. Маловероятно, что международный финансовый холдинг связался бы с брокером, который работает только несколько месяцев. На момент публикации статьи домен уже помечен как свободный.
По информации на сайте onyxinvest.trade, у компании три офиса. Адресов я не нашел — только геоточки на «Гугл-картах». Штаб-квартира брокера якобы расположена в Праге, а филиал, где работают аналитики, — в Лондоне. В реестре юрлиц Чехии мне удалось найти компанию с похожим названием — ONYX INVEST s.r.o. Она основана в 2010 году, занимается арендой недвижимости и к финансовым рынкам отношения не имеет. В британском реестре компании Onyx Invest я не обнаружил.
Третий офис брокера якобы расположен в Кингстауне — столице государства Сент-Винсент и Гренадины. Это офшорная зона. По заявлению организаторов, они открыли компанию в офшоре в интересах клиентов — «для оптимизации прибыли». Что это означает, мне не совсем понятно. Возможно, речь об экономии на налогах. Но если что-то пойдет не так, решать споры придется в суде этого государства. Информации о лицензии на брокерскую деятельность в России или других странах я тоже не обнаружил.
В целом у меня не сложилось впечатления, что если бы я перевел деньги на счет у этого брокера, то потом смог бы вывести их обратно.
Авторы проекта
Из сотрудников моего потенциального работодателя я общался только с Сергеем и Андреем. Первый представился руководителем команды русскоязычных трейдеров, а второй — менеджером. Видел я только Сергея, но мы созванивались в «Зуме», так что это мог быть любой человек под вымышленным именем.
Также перед собеседованием менеджер порекомендовал мне посмотреть видеоролик с презентацией вакансии. Героиня видео представляется Елизаветой Гринберг, главой HR-департамента компании Vanguard.
Я не смог найти подтверждений, что женщина с такими именем и фамилией работает в Vanguard, — ни на официальном сайте компании, ни в социальной сети LinkedIn.
Что в итоге
Я сильно сомневаюсь, что такая крупная и авторитетная компания, как Vanguard, предложит потенциальным сотрудникам обучение на базе офшорного форекс-брокера. И при этом не будет использовать собственные методики и наработки, а привлечет сторонних специалистов. Слишком велики репутационные и финансовые риски для компании, которая управляет триллионами долларов.
Вакансии трейдера в серьезных организациях, конечно, существуют, но они не для новичков. Трейдинг — высокорисковое занятие. В отличие от долгосрочных инвестиций, здесь выживает лишь 2—3% участников рынка. Полутора месяцев обучения с нуля точно не хватит, чтобы к этому подготовиться. Для сравнения: в настоящей вакансии Vanguard на позицию опытного трейдера требуют как минимум восемь лет работы по специальности, не говоря уже о высшем финансовом или экономическом образовании.
Проект, в который я пытался устроиться, неплохо играет на эмоциях: за короткое время якобы можно стать сотрудником крутой компании с зарплатой несколько тысяч долларов в месяц. При этом перед новичком стоит заведомо невыполнимая задача. Увеличить депозит на 100% за две недели практически нереально даже для профессионала. А значит, в один неприятный момент компания сообщит, что новый сотрудник не прошел курс, и предложит попробовать еще раз. И если она не вернет вложенные деньги, придется искать справедливости в суде другой страны — и тратиться на перелет, проживание, переводчика и адвоката.
Если у вас просят деньги, чтобы дать денег, это всегда должно вызывать серьезные подозрения. Так часто поступают мошенники, которые пытаются соблазнить выигрышем в лотерею или какой-нибудь компенсацией, вот только просят сначала заплатить небольшой налог или комиссию. Подробнее эту схему мы разбирали во втором уроке бесплатного курса «Как защититься от мошенников».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если попадали в подозрительные ситуации, пишите. Прищуримся