Как разобраться с тем, что трубы в квартире едва теплые?

14

В октябре 2021 года я купила квартиру. Система отопления и состояние труб в ней были в устаревшем состоянии. Под потолком в ванной — советские краны для сброса воздуха и воды из системы отопления.

Когда начался отопительный сезон, УК стала меня терроризировать, чтобы я сливала воду, так как жильцам нижних квартир по стояку холодно. Соседи устраивали паломничество в мою квартиру и пытались уловить момент, когда я дома.

Но меня часто не бывает в городе. Поэтому я написала заявление в УК, чтобы они сами занимались запуском системы и спускали воздух и воду без моего участия. УК ответила, что это технически невозможно и это обязаны делать жильцы пятого этажа. Ответ меня не устроил.

Я решила заменить радиаторы и трубы отопления на современные. Написала заявление в УК, чтобы отключить отопление. Они упирались, потому что «дом проблемный и потом они долго не смогут его запустить». Но все же отключили, и мои подрядчики все заменили.

Но в следующий отопительный сезон ситуация с соседями и УК повторилась. Я сливала воду с системы, но батареи грели еле-еле, а одна и вовсе была холодная. Когда я сливала с нее воду, батарея теплела, но через полчаса снова остывала.

Я опять обратилась в УК. Они прислали сантехника. Он приходил три раза и говорил, что виновата котельная. Но в котельной сказали, что тепло поступает согласно нормам.

Дальше я написала жалобу в администрацию на котельную и УК. Тогда сотрудники котельной замерили температуру — +19 °C — и составили акт. Следом пришли сантехники из УК сливать воду. Сказали, что не понимают, в чем проблема.

Вечером пришло раздраженное голосовое сообщение от главного инженера, что я самовольно сделала ремонт, не согласовала его с УК и придется возвращать все так, как было. Я ответила, что если бы система работала некорректно, то и остальные батареи не грели бы у меня и соседей. Кроме того, я предупреждала управляющую компанию, что планирую сделать, а ремонтники вызывали сантехника из УК, чтобы тот убедился, что нарушений нет.

Старые небезопасные краны я возвращать не хотела, и инженер начал угрожать судом. Мои ремонтники созвонились с ним. Выяснилось, что из-за моей жалобы УК стали проверять и что у них нет доступа к стояку внизу, потому что какая-то контора его не дает.

Что делать в этой ситуации?

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

практикующий управдом

Страница автора

У вас очень распространенная ситуация. Если в кране нет воды, а в батареях — тепла, то жильцы часто слышат от управляющей компании стандартный набор отговорок: виновата котельная, старые трубы, соседи снизу, голуби сверху. И вообще на дворе зима — о каком тепле речь.

Если договориться не получилось, а главный инженер не может справиться с этим вопросом, на помощь ему нужно позвать прокурора. По своему опыту знаю: это почти всегда помогает. И часть этой работы вы уже сделали. А вот чего точно не нужно делать, так это стоять у трубы сутками и спускать из нее воздух.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему в квартирах по стояку холодно

Воздушные пробки — это когда воздух скапливается в верхней части системы отопления и мешает циркуляции воды. Если циркуляции нет, объем воды, который прокачивается через систему, уменьшается — и ее температура падает. Из-за этого жильцы всех квартир по стояку будут мерзнуть. Судя по описанию, отчасти ваша проблема может быть именно в пробках.

Самый простой способ решить вопрос — установить в верхней части системы отопления кран для сброса воздуха. Его еще называют краном Маевского. Когда этот кран откроется, давление воды выдавит воздух из системы. Благодаря этому циркуляция восстановится и батареи снова станут теплыми.

Сбрасывать воздух нужно раз в год — в начале отопительного сезона. На лето всю воду из системы обычно сливают. А с наступлением холодов снова заполняют — и в системе остается много воздуха. Каждый сезон цикл повторяется.

На практике жильцы сами неплохо справляются с краном Маевского: дружно открывают краны, вода выдавливает воздух, и проблема решена — в доме тепло до весны, пока не отключат отопление. Но спускать воздух из стояков — ваше право, а не обязанность.

Собственники квартир платят в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества. А стояки отопления как раз входят в это общее имущество. Поэтому обслуживать и вовремя ремонтировать их должна УК.

В общем, если хотите помочь УК и соседям снизу, спускайте воздух. Не хотите — можете отказаться. Заставить вас никто не может, и соседи не замерзнут, потому что у управляющей компании есть два способа решить проблему.

Первый — установить на вашем стояке автоматический воздухоотводчик, который сам будет определять, есть ли в стояке воздух, и сбрасывать его, не пропуская при этом воду.

Но покупать и устанавливать его за свой счет вы не обязаны, так как платите за содержание и текущий ремонт общего имущества. То есть вы как бы уже оплатили его покупку и установку.

Второй путь — отремонтировать отопительную систему.

Так выглядит автоматический воздухоотводчик. Стоит от 400 до 800 ₽. Такое устройство будет работать автоматически — без вашего участия. Источник: yandex.ru
Так выглядит автоматический воздухоотводчик. Стоит от 400 до 800 ₽. Такое устройство будет работать автоматически — без вашего участия. Источник: yandex.ru

Износ системы отопления — вторая причина холодных батарей. Сантехники говорят вам, что не понимают, в чем проблема. Скорее всего, они лукавят.

Проржавевшие трубы и протекающие краны создают отверстия в трубопроводе. Через них вода выливается в подвал, а в систему отопления попадает воздух. Рано или поздно он скапливается в верхней точке системы — это ваша квартира. Тогда сколько его не спускай — это не поможет.

Еще воздух в системе влияет на температуру теплоносителя: теплопроводность воздуха ниже температуры воды, а значит, батареи остывают быстрее.

Технически решить проблему несложно — достаточно устранить все протечки. Обычно сантехники и их руководство прекрасно это понимают. Но заниматься протечками в подвале затратно: придется покупать электроды, искать квалифицированного сварщика и оплачивать его работу. Эти расходы сократят прибыль УК, поэтому иногда им выгоднее тянуть время.

Что, если система сделана неправильно

Главный инженер обвинил вас в том, что вы самовольно сделали ремонт и не согласовали его с УК. Может, он прав и кто-то действительно внес изменения в систему отопления. Так бывает.

Например, жильцы самостоятельно подключают к полотенцесушителю трубы теплого пола или срезают краны, которые мешают делать ремонт. Такие изменения нужно узаконить, но это сложно и дорого. Поэтому иногда люди делают так, как удобно, и не усложняют себе жизнь оформлением документов.

Перенос инженерных сетей — это самовольное переустройство. За это предусмотрен штраф от 2000 до 2500 ₽. Но ответственность наступает, только если установить, заменить или перенести оборудование, которое необходимо включать в технический паспорт. Например, если вы покрасили стояк отопления или установили на нем новый кран, это не считается перепланировкой. А если срезали полотенцесушитель или вместо батарей установили теплые полы, придется отвечать.

Чтобы разобраться в этом, попросите инженера захватить технический паспорт помещения: без него он не сможет определить, была перепланировка или нет. При этом вы не обязаны предъявлять техпаспорт по требованию сотрудников УК. И доказывать что-либо инженеру вы тоже не должны: законность перепланировки определяет не он, а БТИ.

Если предыдущий владелец изменил систему отопления и не узаконил это, вас могут обязать вернуть все в прежний вид. Но это возможно и без суда — достаточно вызвать ремонтников, которые сделают все, как было раньше.

Если подрядчики, которых вы вызывали, просто заменили краны, вам ничего менять не придется.

Что можно сделать сейчас

Судя по вопросу, вы пытались мирно договориться с управляющей компанией, но не вышло. По чьей вине появился воздух в системе отопления, вы точно не знаете и разобраться в этом сами не сможете.

Вы уже подали жалобу в администрацию — на котельную и УК. Администрация перенаправит ее в жилинспекцию, сотрудники которой должны организовать проверку.

Аналогичную жалобу я предлагаю направить в местную прокуратуру, которая поможет:

  1. Проверить, соблюдает ли управляющая компания и котельная жилищное законодательство.
  2. Установить причины, почему ремонт тепловых сетей не выполнялся и управляющая компания переложила свои обязанности на вас.

Направить жалобу в прокуратуру можно на госуслугах или сайте генеральной прокуратуры. В течение 30 дней прокуратура должна все проверить и дать ответ.

Из собственной практики знаю, что, если не опускать руки и продолжать бороться, неисправность устранят.


А вам приходилось бороться с управляющей компанией? Расскажите, по какой причине и чем закончилось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество