Авто
115K

Как ездить на легковом автомобиле с прицепом

Правила, документы и штрафы

34
Как ездить на легковом автомобиле с прицепом
Аватар автора

Эдуард Солодин

ездит на авто с прицепом

Страница автора

Прицеп здорово помогает делать ремонт, что-то строить или переезжать.

Когда я переезжал в другой город, мне потребовалось забрать с собой мебель, бытовую технику и другие крупногабаритные предметы. Можно было заказать небольшой грузовик, но я решил сделать все самостоятельно и перевезти вещи на прицепе. До этого у меня не было опыта вождения с прицепом, а на машине даже не было фаркопа. Я изучил теорию и проехал с прицепом более 3000 км. Оказалось, что все не так просто, как кажется.

Я расскажу, как оборудовать легковой автомобиль фаркопом, какие документы необходимо возить с собой, как правильно распределить груз и какие есть особенности в управлении авто с прицепом. Кроме того, напомню о правилах при перевозке прицепа и штрафах для тех, кто их нарушит.

Что такое прицеп и зачем он нужен

Прицеп — транспортное средство без двигателя, на котором можно перевозить грузы. Прицепы популярны у дачников во время сбора урожая, их используют при переезде, строительстве и ремонте. В прицеп можно загрузить габаритные предметы, которые не помещаются в салон и багажник авто, и не переживать, что они повредят пластиковую отделку салона или обивку сидений.

Кроме того, прицепом может быть целый дом на колесах, который можно привезти куда угодно и жить в нем. Еще на прицепах возят квадроциклы и моторные лодки. Это возможность без посторонней помощи и в любое время перевезти почти все, что нужно, на личном легковом автомобиле.

Прицеп не обязательно покупать, его можно взять в аренду
Прицеп не обязательно покупать, его можно взять в аренду

Фаркоп: как подобрать, что к нему докупить и как его установить

Чтобы установить прицеп, нужен фаркоп — специальный крюк, который крепится к раме автомобиля сзади. Официально он называется тягово-сцепным устройством, ТСУ. Фаркоп, в отличие от прицепа, не универсальное устройство: его нужно подбирать под конкретную модель авто.

Фаркоп может быть в штатной комплектации с завода. Если нет, можно купить оригинальный в качестве дополнительного оборудования. На некоторые машины приходится искать неоригинальный фаркоп — перед покупкой убедитесь, что у него есть сертификат соответствия. Иногда при установке неоригинального ТСУ приходится подпиливать бампер.

Удобно, если с фаркопом сразу будет комплект электрики: розетка и проводка. Они нужны, чтобы на прицепе загорались стоп-сигналы и поворотники — это обязательное условие. Но если штатного комплекта нет, то электрическую часть можно докупить отдельно. Она универсальна и не привязана к модели авто или фаркопа. Если у вас дорогая машина, нет смысла переплачивать за комплект, который, по легенде, сделан именно для нее. Посмотрите на оригинал для какой-нибудь распространенной и недорогой в обслуживании модели.

Иногда дополнительно нужен блок согласования — набор реле, без которого бортовая сеть автомобиля с новым фаркопом может работать некорректно. Вот примеры неприятностей:

  • поворотники мигают слишком часто;
  • бортовой компьютер показывает ошибку фаркопа, из-за чего машина отказывается ехать с прицепом;
  • бортовая сеть автомобиля перегружается, периодически перегорает какой-нибудь предохранитель, например тот, что отвечает за стоп-сигналы.

У меня Хендай Крета, и первым делом я пошел на «Драйв-2» искать записи людей, которые уже поставили фаркоп. Так я узнал, что мне не нужен блок согласования, потому что у меня комплектация с обычными галогеновыми фонарями — все и так будет работать корректно. Были бы они светодиодные, пришлось бы покупать. Блок согласования стоит около 2000 ₽.

Как поставить фаркоп. В моем случае его достаточно прикрутить соединительными болтами к штатным отверстиям на задних лонжеронах. Бампер не нужно ни снимать, ни подрезать.

Самое сложное — электрика. Чтобы подключить устройство, необходимо снять обшивку багажника и получить доступ к проводке автомобиля. Я в этом совершенно не разбираюсь, поэтому решил довериться специалисту. Он измерил напряжение и подтвердил, что в моем случае блок согласования не нужен.

Я объехал и обзвонил около десяти автосервисов, прежде чем нашел подходящий. В первом сервисе почему-то опровергли информацию из интернета насчет блока согласования: якобы для светодиодных ламп блок согласования не нужен, а для обычных — обязателен. Во втором соглашались на установку, только если фаркоп куплен у них. В третьем сказали, что на моей Крете нужно обязательно подрезать бампер, даже если фаркоп сертифицирован. Еще в одном сервисе ответили, что нужен прицеп и без него ничего не сделать.

Цена на работы варьировалась в диапазоне 4000—8000 ₽. Мой фаркоп установили за 1500 ₽, а электрическую часть подключили за 2500 ₽.

4000 ₽
я заплатил за установку фаркопа и подключение его к проводке автомобиля

Важно убедиться, что автосервис сертифицирован на установку фаркопов и может ставить отметку в сервисной книжке. Это позволит избежать проблем с гарантией на автомобиль и с ГИБДД, когда машину придется продавать и ставить на учет на другого человека. Установку фаркопа не нужно регистрировать в ГИБДД, но инспектор может попросить показать сертификат соответствия на неоригинальный фаркоп и отметку в сервисной книжке.

Набор электрики для фаркопа без блока согласования. Источник: nakuzov.ru
Набор электрики для фаркопа с блоком согласования. Источник: farkopi.ru
Мой сертифицированный фаркоп с электрической розеткой сразу после установки. Бампер не снимали и тем более не резали
Набор штатной электрики на Хендай Крету к фаркопу с блоком согласования обошелся бы почти в 4000 ₽. Источник: market.yandex.ru
Набор штатной электрики на Хендай Крету к фаркопу с блоком согласования обошелся бы почти в 4000 ₽. Источник: market.yandex.ru

Из чего состоит легковой прицеп

Прицеп состоит из рамы, кузова, дышла, сцепного устройства и оси колес с подвеской. Рама — это сваренные между собой лонжероны и перекладины. К ней крепится кузов — каркас из металлических или деревянных бортов. Задний борт, как правило, откидывается для облегчения погрузки и разгрузки. Если каркас закрыт тентом, то прицеп называют крытым. Такой прицеп можно оставлять на улице и не переживать, что его зальет водой.

На передней части прицепа находится дышло — треугольная сварная конструкция, которая крепится к фаркопу. На некоторых моделях прицепов на дышле есть опорное колесо. Оно опускается и поднимается с помощью ручки и облегчает стыковку прицепа с фаркопом. На конце дышла — сцепное устройство. Обычно это «чашка», которую надевают на шар фаркопа и фиксируют рычагом.

Рама прицепа без кузова со складным дышлом. Источник: trailer-boat.ru
Рама прицепа без кузова со складным дышлом. Источник: trailer-boat.ru

Виды прицепов для легковых автомобилей

Бортовые прицепы нужны для перевозки грузов и небольшой техники. У них квадратный или прямоугольный пол с невысокими бортами. Это самый распространенный вариант.

Лодочные прицепы используют для перевозки лодок, катеров, гидроциклов и даже яхт. У них нет бортов, а рама оснащена полозьями или роликами, по которым перемещается плавсредство. Чтобы легче загружать и разгружать лодочный прицеп, используют лебедку.

Также прицепы делят на легкие и тяжелые. Легкими считают прицепы, у которых разрешенная максимальная масса не более 750 килограммов. В нее входит вес самого прицепа — снаряженная масса — и вес груза. Отдельных тормозов у такого прицепа нет: замедляется и останавливается тягач, к которому он прикреплен.

Тяжелые прицепы грузоподъемностью более 750 килограммов обязательно должны оснащаться тормозами. Их устройство основано на инерции: при торможении дышло давит на фаркоп и зажимает тормозные колодки прицепа. У тяжелых прицепов может быть не одна, а две оси.

Лодочные прицепы можно погрузить в воду и с помощью лебедки и роликов затащить плавсредство на раму. Фото: Stas Knop / Shutterstock
Лодочные прицепы можно погрузить в воду и с помощью лебедки и роликов затащить плавсредство на раму. Фото: Stas Knop / Shutterstock
Прицеп-дача практичнее дома на колесах. Его можно отцепить от авто и оставить на участке
Прицеп-дача практичнее дома на колесах. Его можно отцепить от авто и оставить на участке

Какие документы нужны на фаркоп и легковой прицеп в 2023 году

Паспорт транспортного средства — документ, содержащий сведения о прицепе и его владельце. Из ПТС можно узнать, например, VIN прицепа, разрешенную максимальную массу, год выпуска и цвет. ПТС выдается при покупке нового прицепа, при смене собственника в него вносят изменения.

Свидетельство о регистрации — основной документ на прицеп, который подтверждает его регистрацию в ГИБДД. В нем указаны данные собственника и госномер. Госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации — 500 ₽, при оформлении через портал госуслуг — 350 ₽. Свидетельство о регистрации на прицеп нужно возить с собой, даже если прицеп не принадлежит водителю автомобиля.

Госномер на прицеп выдают вместе со свидетельством о регистрации в ГИБДД. Если прицеп не принадлежит водителю и дорожные камеры зафиксируют нарушение по госномеру прицепа, то штраф придет его собственнику, а не водителю. Госпошлина за выдачу регистрационных знаков — 1500 ₽, при оформлении через госуслуги — 1050 ₽.

Водительские права для перевозки прицепа. Для прицепов с разрешенной максимальной массой до 750 килограммов не нужны специальные права, подойдет категория B. Если грузоподъемность прицепа больше 750 килограммов — для перевозки нужны права категории BE. Такие прицепы в загруженном состоянии могут превышать массу самого автомобиля: например, прицеп-дача.

Страховка ОСАГО. Отдельный полис страхования для прицепа не нужен. Необходима отметка в действующем, что автомобиль используют с прицепом. Если вы оформили полис до покупки прицепа, нужно сообщить в страховую о внесении изменений в полис, это бесплатно. Если полис электронный, то после внесения изменений на электронную почту пришлют полис с новым номером и отметкой.

Техосмотр. Если прицеп принадлежит физическому лицу и его масса не превышает 3,5 тонны, то проходить техосмотр и получать диагностическую карту не нужно.

Полис ОСАГО без отметки об использовании прицепа
Обновленный полис ОСАГО с отметкой об использовании прицепа
Чтобы не регистрировать внесение изменений в конструкцию авто из⁠-⁠за установки фаркопа, нужны два документа: сертификат соответствия и отметка в сервисной книжке о сертифицированной установке
Чтобы не регистрировать внесение изменений в конструкцию авто из⁠-⁠за установки фаркопа, нужны два документа: сертификат соответствия и отметка в сервисной книжке о сертифицированной установке

Стыковка фаркопа и прицепа

Если прицеп долгое время стоял без дела или были перепады температур, то перед тем как его стыковать, важно проверить давление в шинах. Рекомендованное давление пишут в руководстве по эксплуатации прицепа. Обычно это 2—2,2 атмосферы. Предельное давление указывают непосредственно на шине.

Перед первой стыковкой фаркопа и прицепа шар нужно смазать солидолом, литолом или похожей консистентной смазкой. Чтобы позже шар не пачкал одежду и на смазку не оседала пыль и грязь, его закрывают специальным колпаком.

Для стыковки автомобиля и прицепа нужно подвести чашку сцепного устройства прицепа так, чтобы она располагалась над шаром фаркопа. Если прицеп оборудован опорным колесом, то, вращая ручку, можно опустить чашку на шар и зафиксировать соединение. Отстыковку нужно делать на ровной площадке, чтобы прицеп не продвинулся вперед и не повредил задний бампер автомобиля.

Если каким-то образом чашка соскочит с шара, прицеп удержит страховочная цепь, которая дополнительно крепится к фаркопу. Для этого есть отверстия для болта и гайки, на которые закрепляют цепь. Если ее нет, ехать с прицепом запрещено.

На сцепном устройстве расположена электрическая вилка, которую соединяют с розеткой фаркопа. Благодаря этому сигналы поворотников, стоп-сигналы и габаритные огни автомобиля дублируются на сигнальные фонари прицепа. Без этих дублирующих сигналов ехать с прицепом также запрещено. Со временем электрические контакты окисляются, поэтому нелишним будет проверить, все ли сигналы на прицепе работают.

Сцепное устройство на дышле прицепа: чашка, фиксатор, электрическая вилка и опорное колесо для упрощения стыковки
Сцепное устройство на дышле прицепа: чашка, фиксатор, электрическая вилка и опорное колесо для упрощения стыковки
Бампер пострадал при отстыковке загруженного прицепа, который стоял под наклоном
Бампер пострадал при отстыковке загруженного прицепа, который стоял под наклоном

Особенности эксплуатации прицепа

Распределение нагрузки. Чтобы прицеп был устойчив в поворотах, не прыгал по дороге и не спровоцировал занос, важно его правильно загрузить. Центр тяжести прицепа должен быть над осью колес. Это означает, что нельзя смещать груз в начало или конец прицепа. Его нужно равномерно распределить по всей поверхности, а если груз одиночный — разместить над осью. Оптимальная развесовка груза — 60% для передней части и 40% для задней.

В руководстве по эксплуатации или на информационной табличке прицепа указывают допустимую нагрузку. На шар фаркопа обычно приходится 10% от грузоподъемности прицепа, то есть 30—90 кг. На опорных колесах некоторых прицепов есть весы, но на практике проверять нагрузку приходится самостоятельно. Для этого нужно попытаться поднять руками дышло отцепленного нагруженного прицепа и примерно оценить нагрузку.

Если взрослый мужчина не в состоянии приподнять дышло — передняя часть прицепа перегружена. В этом случае возрастает нагрузка на шар фаркопа и заднюю ось автомобиля. Перегруженный спереди прицеп будет стремиться приподнимать переднюю ось машины, из-за чего она может потерять сцепление с дорогой в экстренной ситуации.

Если центр тяжести смещен назад, то прицеп приподнимает заднюю часть автомобиля, что может привести к заносу. При этом прицеп раскачивает авто вверх и вниз и даже может сорваться с шара фаркопа.

Управляемость. Автомобиль с прицепом становится менее маневренным. Сложнее всего привыкнуть к тому, как прицеп ведет себя при езде назад. Обычно задняя часть авто при повороте руля вправо едет влево, а с прицепом все наоборот. Крутить руль нужно в ту сторону, куда хотите направить прицеп. Если слишком сильно вывернуть руль и продолжить движение, то прицеп может сложиться и повредить задний бампер.

При обгоне и перестроении автомобилю с прицепом нужно больше места. Об этом нужно всегда помнить, чтобы не «подрезать» другой транспорт. При поворотах с прицепом не стоит срезать углы, а наоборот — брать радиус поворота больше привычного примерно на метр. Прицеп поворачивает по радиусу меньшему, чем проходят колеса автомобиля. Особенно это актуально на АЗС, когда водитель близко подъезжает к колонке.

При разгоне прицеп с высоким тентом или задний борт открытого прицепа создают парусность, поэтому автомобиль медленнее разгоняется. Это важно учесть при обгонах. Загруженный прицеп при торможении по инерции толкает автомобиль вперед, поэтому тормозить приходится интенсивнее и держать дистанцию вдвое больше обычной.

С прицепом не стоит резко разгоняться и тормозить. Движения должны быть максимально плавными — как при буксировке другого автомобиля. При поворотах не нужно тормозить, так как это может сложить прицеп или опрокинуть его. Перед поворотом следует притормозить, а после прохождения середины немного прибавить газа. Если прицеп раскачивает, водитель, скорее всего, захочет притормозить, но делать этого не стоит: все может усугубиться и прицеп сложится. Поэтому нужно ускориться, чтобы выровнять прицеп. Разумеется, если позволяет дорожная ситуация.

Еще с прицепом неудобно парковаться. Обычные парковочные карманы не предназначены для прицепов — нужно искать специальные места для длинномеров или оставлять авто с прицепом на обочине.

Траты. Расход топлива при езде с прицепом зависит от множества факторов: формы прицепа, наличия тента, скорости и направления ветра, манеры езды и местности. Даже габариты тягача имеют значение. Например, если внедорожник будет тащить прицеп, не превышающий его по высоте, то аэродинамическое сопротивление будет меньше.

Расход топлива при езде с прицепом увеличивается от 10 до 50%. Например, если расход по трассе без прицепа 8 литров на 100 километров, то с ним будет 10 литров на 100 километров — на 25% больше.

Если автомобиль с прицепом выше 2 метров проезжает по платным дорогам, то тариф для него увеличивается до второго класса — «среднегабаритный транспорт». Стоимость проезда повышается примерно на 40%.

На АЗС лучше не подъезжать близко к колонке, а после заправки увеличить радиус поворота, чтобы не задеть ничего прицепом
На АЗС лучше не подъезжать близко к колонке, а после заправки увеличить радиус поворота, чтобы не задеть ничего прицепом

Как управлять автомобилем с прицепом

Скорость автомобиля с прицепом вне населенных пунктов должна быть ниже на 20 км/ч. На автомагистралях максимальная скорость — 90 км/ч, на загородных трассах — 70 км/ч. В населенных пунктах скорость может быть такой же, как без прицепа.

Габаритные огни на прицепе должны гореть в темное время суток, при плохой видимости и в тоннеле. Если прицеп плохо видно на дороге, это может привести к аварии. Штраф за неработающие габаритные огни — 500 ₽.

В прицепе запрещено возить людей. Даже если это не обычный прицеп, а прицеп-дача. Пассажиры во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности. За нарушение этого правила предусмотрен штраф — 1000 ₽.

Штрафы за езду с прицепом без документов. Если прицеп не зарегистрирован в ГИБДД и прошло 10 дней с момента его покупки, предусмотрен штраф от 500 до 800 ₽. За повторное нарушение штраф увеличивается до 5000 ₽ либо можно лишиться прав на 1—3 месяца. Если прицеп зарегистрирован, но у водителя не оказалось при себе документов, то он получит предупреждение или штраф 500 ₽. Также прицеп могут эвакуировать на штрафстоянку.

Знак «движение с прицепом запрещено». Тех, у кого мало опыта управления машиной с прицепом, смущает знак 3.7 ПДД. На самом деле он относится только к грузовым автомобилям и тракторам — легковой автомобиль с прицепом, проезжающий под этот знак, ничего не нарушает.

Знак 3.7 ПДД не распространяется на легковые автомобили
Знак 3.7 ПДД не распространяется на легковые автомобили

Запомнить

  1. Чтобы не пришлось вносить изменения в конструкцию автомобиля, покупайте тягово-сцепное устройство — фаркоп — с сертификатом соответствия и устанавливайте его в сертифицированных центрах.
  2. Для прицепов грузоподъемностью до 750 килограммов достаточно прав категории B.
  3. При загрузке прицепа важно равномерно распределить груз, чтобы центр тяжести приходился на ось.
  4. Перегруженная передняя или задняя часть прицепа повлияет на управляемость и безопасность движения.
  5. Автомобиль с прицепом хуже маневрирует, ему нужно больше места для перестроения, парковки и больший радиус поворотов.
  6. Двигаться на автомобиле с прицепом нужно плавно, избегать резких торможений и поворотов.
  7. Езда с прицепом увеличивает расход топлива, который зависит от множества факторов.
  8. Максимальная разрешенная скорость вне населенных пунктов с прицепом снижается на 20 км/ч.
  9. При перевозке прицепа, кроме документов на автомобиль, с собой обязательно нужно иметь свидетельство о регистрации прицепа. А вот отдельный полис ОСАГО для прицепа не нужен: отметку о его наличии делают в полисе на сам автомобиль.
  10. За неработающие габаритные огни и перевозку людей в прицепе предусмотрены штрафы.
У вас есть опыт вождения авто с прицепом?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество