Я живу в Перми и уже больше 20 лет каждый год провожу время на воде.

Еще в детстве я ездил с родителями на «Казанке», «МКМ» и «Оби-3» — советских моторных лодках. Потом вырос и купил два гидроцикла — сидячий и стоячий. Сейчас у нашей семьи есть еще катер. В сезон мы часто ездим на нем и отдыхаем на местных реках: Каме, Чусовой, Сылве, — а еще на Воткинском и Камском водохранилищах.

В 2020 году мы потратили больше 400 тысяч рублей на содержание катера. В статье расскажу, за что мы заплатили такие деньги и так ли сложно купить и содержать водный транспорт.

Траты на обслуживание катера в 2020 году — 413 150 Р

Внеплановый ремонт 200 000 Р
Топливо 100 650 Р
Стоянка 60 000 Р
Обслуживание перед сезоном 20 000 Р
Консервация перед зимой 20 000 Р
Налог 12 500 Р
Внеплановый ремонт
200 000 Р
Топливо
100 650 Р
Стоянка
60 000 Р
Обслуживание перед сезоном
20 000 Р
Консервация перед зимой
20 000 Р
Налог
12 500 Р
У нас шведский катер Uttern D66 Verado 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей
У нас шведский катер Uttern D66 Verado 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей

Каким бывает водный транспорт

Для обычного человека, который не слишком разбирается в водном транспорте, маленькое судно с мотором — это моторная лодка, большая лодка — катер, а большой катер — яхта. По сути, все так. Лодки, катера, яхты, гидроциклы — это все маломерные суда. В России эти термины определяет ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам, которая входит в систему МЧС. Она же выдает права, следит за безопасностью на воде и выписывает штрафы.

Разберемся в терминах, о которых говорится в статье:

  1. Маломерное судно — это судно длиной не больше 20 метров и вместимостью не больше 12 человек.
  2. Моторная лодка — открытое судно без каюты и с подвесным мотором.
  3. Катер — судно со стационарным двигателем. Хотя иногда может быть с подвесным мотором, но с каютой. Обычно длина — 5—10 метров.
  4. Моторная яхта — судно повышенной комфортности — часто там несколько кают, туалет, душ, кухня. Длина — от 10 до 20 метров.
  5. Парусная яхта — судно, которое движется с помощью парусов. При этом бывают яхты и с парусами, и с установленным стационарным двигателем — это парусно-моторные яхты.
  6. Гидроцикл — бескорпусный водный транспорт с двигателем, внешне напоминает что-то среднее между обычным мотоциклом и лодкой.

Бывают еще маломерные судна особой конструкции, например аэроботы, амфибии, экранопланы, подводные лодки. Но они встречаются редко.

Сколько стоит катер

Катера бывают иностранного и отечественного производства. По материалам корпусов различают две большие категории:

  1. Металлические — чаще всего это российские лодки небольших размеров. При этом используют дюралюминиевый или алюминиево-магниевый сплав: он прочный и надежный.
  2. Стеклопластиковые — производятся и в России, например в компании Velvette Marine из Казани, и за рубежом. Большинство иностранных катеров стеклопластиковые. Их легче повредить, чем металлические.

По моим наблюдениям, новых иностранных катеров в Перми почти нет. Средний возраст катеров, которые я встречаю, — 13—16 лет. Хотя при желании можно купить новый катер. Например, цены на отечественные катера Velvette Marine стартуют от 700 тысяч рублей.

Ознакомиться с ассортиментом разных производителей и выбрать подходящий вариант можно на ежегодных профильных выставках. В разные годы я был на выставках «Московское боут-шоу», Moscow Yacht Show и St. Petersburg International Boat Show, и, хотя ничего не заказал, это был интересный опыт.

Я на выставке Moscow Yacht Show в Москве в 2017 году
Я на выставке Moscow Yacht Show в Москве в 2017 году

Обычно катера в Перми покупают на вторичном рынке, чаще всего — на «Авито». В сентябре 2021 года там можно найти около 230 вариантов катеров — мне кажется, для города-миллионника это не так уж и много.

Цены на иностранные пластиковые катера в Перми стартуют от 500 тысяч рублей и доходят до 10 миллионов за 8-метровый Regal 2013 года выпуска. При этом иногда на Каме я вижу и большие моторные яхты длиной больше 10 метров — а это уже десятки миллионов рублей.

Выбирая катер, можно смотреть объявления не только в своем регионе: по всей России в сентябре 2021 года предлагают почти 10 тысяч вариантов. Цены — от 500 тысяч за небольшой катер до 489 млн рублей за 47-метровую суперяхту. К этому нужно прибавить транспортировку катера до своего региона. Например, доставить катер автомобильным транспортом из Москвы в Пермь стоит около 50 тысяч рублей.

Тесла с установленным фаркопом транспортирует надувную лодку с подвесным мотором
Тесла с установленным фаркопом транспортирует надувную лодку с подвесным мотором

Я заметил, что за последние два года цены на катера сильно повысились. В 2019 году мой друг присматривался к катеру длиной около 8 метров с каютой, керосиновой плитой и отдельной комнатой с туалетом и душем. Под такие требования подходил катер Bayliner 265 S: длина — 8,2 метра, 2005 год выпуска, 260 лошадиных сил. Тогда он стоил в районе 1,5 млн рублей. Сейчас такой же катер такого же года выпуска стоит уже в два раза дороже — 3 млн рублей, хотя он постарел еще на два года.

У нашей семьи шведский катер Uttern D66 Verado с мотором Mercury Verado мощностью 250 лошадиных сил 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей.

Выбирать катер надо очень внимательно. Иначе в любой момент может неожиданно возникнуть необходимость серьезного ремонта, как это произошло у нас, — об этом я расскажу дальше в статье.

На что обращать внимание при покупке катера, в Т⁠—⁠Ж уже писали в отдельной статье.

В категории объявлений о продаже катеров в Перми около 230 вариантов. Источник: «Авито»
В категории объявлений о продаже катеров в Перми около 230 вариантов. Источник: «Авито»
Объявление о продаже 8-метрового Bayliner 2005 года выпуска. Помню, что в 2019 году такой же стоил 1,5 млн рублей. Источник: «Авито»
Объявление о продаже 8-метрового Bayliner 2005 года выпуска. Помню, что в 2019 году такой же стоил 1,5 млн рублей. Источник: «Авито»

Сколько стоит гидроцикл

Гидроцикл — это водный мотоцикл с водометным двигателем. Бывают сидячие и стоячие гидроциклы. Большинство моделей на рынке сидячие. Чтобы управлять таким гидроциклом, особых навыков не нужно, этому можно обучиться за несколько часов. А стоячий гидроцикл — это скорее спортивный снаряд для прыжков, серфинга, фрирайда. Даже чтобы просто встать на нем и поехать по прямой, придется много тренироваться.

С гидроциклами в Перми проще: предложений о продаже много, выбор большой и можно купить как новый гидроцикл у официальных дилеров, так и подержанный на «Авито».

Сайт одного из пермских дилеров BRP. Источник: «Дилос-экстрим»
Сайт одного из пермских дилеров BRP. Источник: «Дилос-экстрим»
На «Авито» 38 вариантов гидроциклов в Перми. Источник: «Авито»
На «Авито» 38 вариантов гидроциклов в Перми. Источник: «Авито»

Официальные дилеры в Перми есть у марок Yamaha и BRP — Bombardier. Цены на новые гидроциклы — от 630 тысяч до 2,2 млн рублей в зависимости от марки и модели. На вторичном рынке в Перми около 40 вариантов, цены стартуют от 130 тысяч рублей. Причем среди предложений много старых гидроциклов, еще раньше 2000-х годов выпуска. На мой взгляд, это не слишком хорошие варианты: чем новее гидроцикл, тем лучше.

Как и в случае с катерами, гидроциклы можно искать не только в своем регионе. По всей России на «Авито» можно найти больше 1600 объявлений в категории «Гидроциклы». Перевезти гидроцикл можно просто транспортной компанией — габариты обычно около 1,2 на 3,3 метра, вес до 300 килограммов. Стоит такая услуга около 15 тысяч рублей. Главное, организовать ложемент — направляющие, на которых будет стоять гидроцикл, чтобы при транспортировке он не раскачивался и не повредился.

У нашей семьи два гидроцикла, которые мы купили в 2008 году. Сидячий гидроцикл BRP 2006 года выпуска стоил 500 тысяч рублей. Стоячий гидроцикл Yamaha Super Jet мы покупали новым за 350 тысяч рублей. Но уже несколько лет мы не спускались на воду на гидроциклах: сняли их с учета, — и сейчас они стоят просто как имущество.

Как получить права на управление катером

Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора более 10,88 лошадиной силы, или 8 киловатт, нужны права. Обучение проводит ГИМС — ее центры находятся в каждом водном регионе России. Она же принимает экзамен и выдает права.

Обучение обычно длится несколько недель. В Перми оно стоит около 10 тысяч рублей. После этого нужно сдать теоретический и практический экзамен — он один, но состоит из нескольких разделов: маломерное моторное судно, гидроцикл, маломерное парусное судно.

По результатам экзаменов ученику выдают права одной или нескольких категорий:

  1. Моторное судно.
  2. Гидроцикл.
  3. Парусное судно.
  4. Парусно-моторное судно.
  5. Судно особой конструкции.

В Перми проводят обучение, принимают экзамены и выдают права на управление моторными лодками, катерами, гидроциклами, а вот на управление парусными яхтами не выдают. И вообще ГИМС в Перми парусные категории не открывает. Даже больше: мой друг купил парусную яхту, прошел обучение яхтингу в парусной школе в Турции и получил там диплом — это стоило около 1500 €⁣ (129 384 Р). Но в Перми он не смог легализовать в ГИМС эти документы.

При этом на тематическом форуме о катерах я читал, что в Москве и Санкт-Петербурге можно научиться ходить под парусами, сдать экзамен и открыть парусную категорию — это такие же категории в правах на управление катером, как и в автомобильных правах.

Права, которые выдает ГИМС. Изначально у меня были открыты все категории, но через 10 лет я поменял права, и почему-то мне эти категории не восстановили — оставили только «Моторное судно»
Права, которые выдает ГИМС. Изначально у меня были открыты все категории, но через 10 лет я поменял права, и почему-то мне эти категории не восстановили — оставили только «Моторное судно»

Где может стоять катер

Любой катер или яхту нужно хранить на охраняемой стоянке: летом — на воде в яхт-клубе или на лодочной базе, зимой — в гараже или в отапливаемом боксе.

В Перми самые большие организованные стоянки катеров и яхт находятся выше плотины, на Каме и на Сылве. Так сложилось исторически: большинство этих станций были там еще в СССР. И хотя «2ГИС» разделяет лодочные станции и яхт-клубы, фактически катера часто стоят рядом с яхтами, особенно в районе Камской ГЭС.

Главные стоянки в Перми: яхт-клубы «Волна», «Бриз», «Пирс», «Кабельщик», Marine Club, лодочные базы «Малые реки», «Бухта капитанов», «Вихрь».

Карта лодочных станций Перми. Источник: «2ГИС»
Карта лодочных станций Перми. Источник: «2ГИС»
Карта яхт-клубов Перми. Источник: «2ГИС»
Карта яхт-клубов Перми. Источник: «2ГИС»

Цены сильно разнятся в зависимости от раскрученности и местоположения стоянки. Там, где есть дополнительные услуги — штатный механик, топливная заправка, заправка водой, — цены тоже выше. Еще цены зависят от размера судна и от того, где именно оно хранится: на воде, на улице или в отапливаемом боксе.

Например, на лодочной станции «Бухта капитанов» годовая стоянка для 8-метрового катера стоит 60 000 Р. А в яхт-клубе «Пирс» — 146 000 Р: пять месяцев на воде по 18 000 Р в месяц и семь месяцев на улице по 8000 Р в месяц. Дело в том, что в «Пирсе» стоят только моторные катера, в том числе дорогие яхты, он считается более престижным, а еще здесь базируется техцентр BRP, — отсюда такая большая разница в цене.

Раньше мы держали катер в гаражном кооперативе на Каме и стоянка ничего не стоила, потому что мы были его собственниками. После этого переместили в яхт-клуб «Бриз», катер стоял там несколько лет на реке Гайве, но ездить туда оказалось не так удобно. А шесть лет назад мы выбрали «Бухту капитанов»: добираться до нее на машине из города нам удобнее всего. Сейчас за стоянку платим 60 000 Р в год.

В отличие от катеров, гидроциклы часто хранят на автомобильных стоянках и подземных парковках: гидроцикл в автомобильном прицепе занимает как раз одно стандартное машино-место. Но, на мой взгляд, это неудобно и требует много времени: нужно прицепить гидроцикл, ехать по дорогам с прицепом, искать пологий неглинистый слип — наклонную береговую площадку для спуска и подъема судов, а потом спускать гидроцикл с заездом автомобиля в воду. Единственный плюс хранения в прицепе — гидроцикл можно заправить прямо на автомобильной заправке.

Иногда гидроциклы хранят на лодочной базе или в яхт-клубе. Это стоит около 4000 Р в месяц. Сидячий гидроцикл можно хранить прямо на воде: он плавает и не переворачивается при хранении. Стоячий гидроцикл нужно хранить у воды наполовину вытащенным на берег или на специальном плавучем понтоне, иначе он перевернется.

Вариантов стоянки парусных яхт мало, и все они сконцентрированы в Орджоникидзевском районе у Камской ГЭС — в яхт-клубах «Волна», «Бриз», «Кабельщик». Хранить парусную яхту без стационарного двигателя дешевле, чем катер. Например, в «Бризе» стоянка для небольшой парусной яхты длиной 5 метров стоит около 35 тысяч в год: 3500 Р в месяц на воде и 2500 Р в месяц на суше.

Налоги

За катера, гидроциклы, яхты с моторным двигателем начисляется транспортный налог. Он зависит от вида транспортного средства, его мощности и региона. Например, ставка транспортного налога на катер мощностью 250 лошадиных сил в Пермском крае — 50. Получается, что за катер мы платим 12 500 Р в год.

Налоговая ставка на маломерные судна увеличилась: если в 2018&nbsp;году за катер мощностью 250&nbsp;лошадиных сил мы заплатили 7750 <span class=ruble>Р</span>, то в 2019&nbsp;году — уже 12 500 <span class=ruble>Р</span>
Налоговая ставка на маломерные судна увеличилась: если в 2018 году за катер мощностью 250 лошадиных сил мы заплатили 7750 Р, то в 2019 году — уже 12 500 Р

Дороже всего обходится транспортный налог владельцам мощных — свыше 100 лошадиных сил — гидроциклов. Чтобы не платить налог, очень часто гидроциклы или не ставят на учет изначально, или снимают с учета, подержав их официально зарегистрированными.

Иногда в объявлениях о продаже гидроциклов прямо указывают, что он никогда не стоял на учете. Мне кажется, покупать подобные варианты довольно рискованно: например, гидроцикл может оказаться угнанным.

Объявление о продаже гидроцикла, который никогда не стоял на учете из-за транспортного налога. Источник: «Авито»
Объявление о продаже гидроцикла, который никогда не стоял на учете из-за транспортного налога. Источник: «Авито»

Ремонт и содержание

Топливо. В случаях с катерами и гидроциклами главные затраты при полностью исправной технике — на топливо: дизель или бензин в зависимости от типа двигателя. У водного транспорта расход топлива измеряется не километрами, а часами.

Мы заправляем катер 95-м бензином. Точный подсчет топлива я не веду, но можно посчитать примерно.

Перед началом сезона мы всегда сбрасываем счетчик пути на эхолоте, и он считает по GPS-трекам путь за сезон — получается около 1500 километров. Для мотора нашего катера мощностью 250 лошадиных сил крейсерская скорость, то есть самая выгодная скорость с минимальным расходом топлива, — 50 километров в час. Расход на такой скорости — 35—45 литров в час.

Если ехать быстрее, то расход непропорционально увеличивается: при скорости 70 километров в час можно получить расход 120 литров в час. Обычно мы ходим со скоростью 40—50 километров в час и в целом за сезон тратим около 1650 литров бензина.

Правда, есть одна проблема: в Перми нет ни одной официальной заправки, которая стояла бы на воде. Если у катера бак объемом от 200 литров и выше, то с канистрами не набегаешься. Приходится заправляться в нелегальных точках продаж топлива для катеров, где стоимость топлива — плюс 15 Р за литр к стоимости на автомобильной заправке. На 1650 литров топлива в 2020 году мы потратили 100 650 Р: цена за литр 95-го бензина тогда в среднем была 46 Р, к ним добавляем наценку в 15 Р.

Плановые затраты. Есть ежегодные плановые затраты, когда накануне зимы приходится тратиться на консервацию, а перед началом сезона — на техобслуживание и мойку. Это стоит около 40 000 Р для катера длиной 8 метров и 25 000 Р для гидроцикла.

Ремонт. Поскольку средний возраст катеров больше 10 лет, штатный механик на базе — это преимущество: какие-то мелкие неисправности он может устранить за вменяемые деньги и на месте. Мы просто оставляем заявку через директора, и проблема решается. Например, у нас клинила дверь каюты — мастер переделал крепление направляющих, и дверь снова стала легко закрываться и открываться. За работу взяли 2000 Р.

За последние годы мы пару раз сталкивались с достаточно крупными проблемами — в итоге заплатили по 200 000 Р за каждый ремонт без гарантированного результата.

Первая проблема — трещина в кормовой части пластикового катера. На катере с завода установлен двигатель 250 лошадиных сил. Это максимально разрешенная мощность двигателя, который можно ставить на этот корпус. И, видимо, мощность все же чересчур велика для него: у нас один и тот же катер уже больше 10 лет и мы никогда не налетали на мели, коряги или пни, но трещина появилась.

Маленькую трещину заметили летом, а к осени она увеличилась. С трещиной катер не продать за хорошую цену, поэтому мы стали искать специалистов. В Перми их мало: в публичном доступе просто нет таких объявлений. По рекомендации нашли двух разных исполнителей. Один из них хотел полную предоплату в 200 000 Р и не гарантировал, что закончит работу к началу следующего сезона.

В итоге мы выбрали других ребят, которые согласились на оплату частями по факту выполняемых работ. Они нарастили корпус судна, а заодно заменили выцветшие бортовые наклейки и отполировали весь корпус. За все мы заплатили около 150 000 Р. Прошло три года — новых трещин не образовалось, старая не вернулась.

Вторая проблема — замена нагнетателя турбины и датчиков. С ней мы столкнулись ближе к осени 2020 года: подвесной двигатель на ходу мог перейти в аварийный режим и не хотел дальше работать.

Съездили к единственному местному дилеру Mercury Marine — там сказали, что нужно заменить несколько датчиков и механический нагнетатель — устройство системы наддува двигателя. Оригинальный новый нагнетатель стоит почти полмиллиона рублей. Неоригинальных нагнетателей не существует. При этом стоимость нового аналогичного подвесного мотора чуть больше миллиона рублей. Мы сомневались, стоит ли платить полмиллиона за то, чтобы купить запчасть в мотор, которому уже более 10 лет.

Был другой вариант — отремонтировать нагнетатель. Я звонил в разные города — таким механическим нагнетателем не хотели заниматься даже специализированные фирмы по ремонту турбин. Тогда я стал рассказывать о проблеме всем подряд: на форумах, на канале в «Телеграме». И мне посоветовали организацию из Каширы в Московской области, которая могла делать что-то подобное. В итоге они согласились заменить подшипники в нагнетателе, хотя раньше ничего подобного не делали. Это стоило 150 000 Р и заняло примерно полгода — с трудом успели к началу июня.

Пока специалисты работали, я за зиму на замену неисправным датчикам заказал бэушные, но рабочие из США. Они стоили около 20 000 Р — это в пять раз дешевле, чем покупать новые у дилера.

В итоге весь ремонт обошелся примерно в 200 000 Р, хотя дилер сначала насчитал 700 тысяч. Собирали все эти детали воедино в пермском сервисном центре, который специализируется на Mercury.

Наш мотор достаточно современный, чтобы выводить индикатор Check Engine
Наш мотор достаточно современный, чтобы выводить индикатор Check Engine
Запчасть с артикулом «8M0103744 — нагнетатель» — причина внеплановых затрат и полугода ожиданий
Запчасть с артикулом «8M0103744 — нагнетатель» — причина внеплановых затрат и полугода ожиданий

Навигационное оборудование. Чтобы планировать маршрут и не налететь на мель прямо посреди реки, нужно позаботиться о навигационном оборудовании. И вариантов здесь немного:

  1. Бумажный атлас с картой глубин времен СССР — можно купить примерно за 5000 Р или просто скачать в интернете фрагмент с интересующим районом, распечатать на цветном принтере и заламинировать.
  2. Приложение для смартфона Navionics — 2190 Р в год.
  3. Карты «Дороги России. РФ. ТОПО» для туристического навигатора Garmin. Сами карты стоят 3000 Р, но надо иметь устройство Garmin, которое поддерживает установку карт, — стоит такое от 9 тысяч рублей.

В разные годы я пробовал все эти варианты. Сейчас пользуюсь программой Navionics, потому что мне удобнее все делать на смартфоне и не заморачиваться с бумажными картами и навигатором. Также на «Амазоне» я заказывал универсальные крепления RAM, которые можно менять — использовать разные для телефона и для навигатора.

Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
Программа Navionics с лоцией Камы
Программа Navionics с лоцией Камы

ГИМС и штрафы

Я уже 20 лет выхожу на воду самостоятельно, а в детстве катался с родителями, и за все это время я общался с сотрудниками ГИМС всего около пяти раз. При этом почему-то каждый раз заканчивался тем, что мне выписывали штраф. Все время за разное и, как мне кажется, не всегда обоснованно.

Например, ГИМС в прошлые годы не могла зарегистрировать наш катер для речного плавания и по документам он подходил только для морской эксплуатации — при каждой встрече сотрудники выписывали штраф за эксплуатацию не в том районе плавания. Но штрафы были небольшие, около 300 Р, и проще было заплатить.

С 2019 года штрафы за нарушения увеличили: например, за управление неисправным, незарегистрированным, не прошедшим ТО судном или судном без бортовых номеров придется заплатить до 10 000 Р, за управление судном без прав — до 15 000 Р.

Чем заняться на катере в Перми

Обычно катер покупают, чтобы заниматься рыбалкой, охотой, водным туризмом или просто отдыхать на природе. Также катера и гидроциклы используют для водных развлечений: можно кататься на водных лыжах, вейкборде или ниборде — доске для катания на коленях.

Для кого-то катер — элемент красивой жизни: можно ужинать на нем или приезжать в прибрежный ресторан. Но недалеко от Перми есть только три места, где получится пришвартоваться с воды и сходить на ужин: яхт-клуб «Волна» в Шустовском заливе, санаторий «Демидково» и ресторан на Сылве напротив коттеджного поселка Русское Поле.

Чаще всего мы с семьей ездим в Демидково или выбираемся в маленькие путешествия на воде. Например, на Камское море выше Перми — там не видно другого берега и вода тянется до самого горизонта.

Самые удаленные точки, куда можно добраться не шлюзуясь, — это Соликамск в 200 километрах по воде на север, Верхнечусовские Городки в 100 километрах на восток и Серга на Сылве в 95 километрах на юг. Вообще в Перми маломерные суда обычно не шлюзуются, хотя технически такая возможность есть. Я ни разу не проходил шлюзование, хотя стоял и выше, и ниже плотины.

В любом речном путешествии нужно позаботиться о топливе: залить полный бак и взять с собой канистры, чтобы хватило и на обратный путь. Или на месте прибытия вас должны встречать с запасами топлива: даже нелегальные заправки есть только около Перми, а полного бака при средней скорости 50 километров в час обычно хватает часов на пять. И в целом путешествия на катере — удовольствие не из дешевых: чтобы съездить, например, из Перми в Соликамск и обратно, только на бензин легко можно потратить около 20 тысяч рублей.

Запомнить

  1. Моторные лодки, катера, парусные яхты, гидроциклы — все это маломерные судна. Владение и управление ими регулирует Государственная инспекция по маломерным судам — ГИМС.
  2. Чаще всего катера покупают на вторичном рынке, их средний возраст — старше 10 лет. Цены начинаются от 500 тысяч рублей.
  3. Предложений о продаже гидроциклов много — как новых, так и подержанных. При покупке подержанного важно, чтобы раньше он стоял на учете: это подтверждает, что гидроцикл не угнанный.
  4. Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора больше 10,88 лошадиной силы, нужно получить права в ГИМС.
  5. Самая большая часть расходов — топливо и стоянка. Также важно консервировать водный транспорт перед зимой, а перед началом навигации проходить техобслуживание.
  6. С возрастом даже у исправно обслуживаемых катеров можно обнаружить поломки — к этому нужно быть готовым.