Сколько стоит содержать в Перми катер

Сколько стоит содержать в Перми катер

И два гидроцикла

41
Аватар автора

Михаил Шардин

ходит на моторных лодках с детства

Страница автора

Я живу в Перми и уже больше 20 лет каждый год провожу время на воде.

Еще в детстве я ездил с родителями на «Казанке», «МКМ» и «Оби-3» — советских моторных лодках. Потом вырос и купил два гидроцикла — сидячий и стоячий. Сейчас у нашей семьи есть еще катер. В сезон мы часто ездим на нем и отдыхаем на местных реках: Каме, Чусовой, Сылве, — а еще на Воткинском и Камском водохранилищах.

В 2023 году мы потратили больше 300 тысяч рублей на содержание катера. В статье расскажу, за что мы заплатили такие деньги и так ли сложно купить и содержать водный транспорт.

Траты на обслуживание катера в 2023 году — 312 500 ₽

Топливо80 000 ₽
Внеплановый ремонт70 000 ₽
Обслуживание перед сезоном60 000 ₽
Стоянка60 000 ₽
Консервация перед зимой30 000 ₽
Налог12 500 ₽

Траты на обслуживание катера в 2023 году — 312 500 ₽

Топливо80 000 ₽
Внеплановый ремонт70 000 ₽
Обслуживание перед сезоном60 000 ₽
Стоянка60 000 ₽
Консервация перед зимой30 000 ₽
Налог12 500 ₽
У нас шведский катер Uttern D66 Verado 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей
У нас шведский катер Uttern D66 Verado 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей

Каким бывает водный транспорт

Для обычного человека, который не слишком разбирается в водном транспорте, маленькое судно с мотором — это моторная лодка, большая лодка — катер, а большой катер — яхта. По сути, все так. Лодки, катера, яхты, гидроциклы — это все маломерные суда. В России эти термины определяет ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам, которая входит в систему МЧС. Она же выдает права, следит за безопасностью на воде и выписывает штрафы.

Разберемся в категориях, которые выделяет ГИМС:

  1. Маломерное моторное судно — мотолодка с одним или несколькими подвесными моторами либо катер со стационарным двигателем.
  2. Гидроцикл, или аквабайк, — бескорпусный водный транспорт с двигателем, внешне напоминает что-то среднее между обычным мотоциклом и лодкой.
  3. Аэробот — судно особой конструкции, способное передвигаться как по воде, так и по ровной поверхности: суше, снегу или льду.
  4. Судно на воздушной подушке — всю его массу или ее значительную часть на ходу или без хода поддерживают над водой силы избыточного давления воздуха. Он постоянно нагнетается под днище в полость, которую называют воздушной подушкой.
  5. Парусное судно — движется с помощью парусов. Выделяют подкатегории с площадью парусов до 12, до 22, до 60 и более 60 м².
  6. Парусно-моторные яхты — яхты и с парусами, и с установленным стационарным двигателем.
Стоянка у старого причала курорта Демидково. В первом ряду стоит моторная яхта с флайбриджем — вторым этажом
На Каме, особенно в ветреную погоду, можно увидеть парусные яхты — правда, в Перми их не регистрируют в ГИМС и нельзя получить права парусной категории
Гидроцикл — это такой водный мотоцикл. Он может быть сидячим или стоячим. На фото стоячий

Сколько стоит катер

Катера бывают иностранного и отечественного производства. По материалам корпусов различают две большие категории:

  1. Металлические — чаще всего это российские лодки небольших размеров. При этом используют дюралюминиевый или алюминиево-магниевый сплав: он прочный и надежный. Например, российский производитель «Волжанка» делает алюминиевые лодки от четырех до 10 метров в длину.
  2. Стеклопластиковые — производятся и в России, например в компании Velvette Marine из Казани, и за рубежом. Большинство иностранных катеров стеклопластиковые. Их легче повредить, чем металлические.

По моим наблюдениям, новых иностранных катеров в Перми почти нет. Средний возраст катеров, которые я встречаю, — 18 лет. Хотя при желании можно купить новый катер. Например, цены на отечественные катера Velvette Marine стартуют от 1,7 млн рублей.

1 700 000 ₽
стоят отечественные катера Velvette Marine

Ознакомиться с ассортиментом разных производителей и выбрать подходящий вариант можно на ежегодных профильных выставках. В разные годы я был на выставках «Московское боут-шоу», Moscow Yacht Show и St. Petersburg International Boat Show, и, хотя ничего не заказал, это был интересный опыт.

Я на выставке Moscow Yacht Show в Москве в 2017 году
Я на выставке Moscow Yacht Show в Москве в 2017 году

Обычно катера в Перми покупают на вторичном рынке, чаще всего — на «Авито». В 2023 году там можно найти около 200 вариантов катеров и яхт от 40 000 ₽ до 10 500 000 ₽ — мне кажется, для города-миллионника это не так уж и много.

Цены на иностранные пластиковые катера в Перми стартуют от 600 000 ₽ и доходят до 6,8 миллионов за 8,5-метровый Larson 2008 года выпуска. При этом иногда на Каме я вижу и большие моторные яхты длиной больше 10 метров — а это уже десятки миллионов рублей.

6 800 000 ₽
стоит 8,5-метровый Larson

Выбирая катер, можно смотреть объявления не только в своем регионе: по всей России в сентябре 2021 года предлагают почти 10 тысяч вариантов. Цены — от 500 тысяч за небольшой катер до 2 млрд рублей за 54-метровую суперяхту. К этому нужно прибавить транспортировку катера до своего региона. Например, доставить катер автомобильным транспортом из Москвы в Пермь стоит 80 тысяч рублей.

Самый дорогой катер, который можно купить в Перми в 2023 году. Источник: avito.ru
Самый дорогой катер, который можно купить в Перми в 2023 году. Источник: avito.ru
Тесла с установленным фаркопом транспортирует надувную лодку с подвесным мотором
Тесла с установленным фаркопом транспортирует надувную лодку с подвесным мотором

Я заметил, что за последние два года цены на катера сильно повысились. В 2019 году мой друг присматривался к катеру длиной около 8 метров с каютой, керосиновой плитой и отдельной комнатой с туалетом и душем. Под такие требования подходил катер Bayliner 265 S: длина — 8,2 метра, 2005 год выпуска, 260 лошадиных сил. Тогда он стоил в районе 1,5 млн рублей. Сейчас, в 2023 году, такой же катер 2008 года выпуска стоит 5,5 млн рублей. Судно стареет, но его цена только растет.

У нашей семьи шведский катер Uttern D66 Verado с мотором Mercury Verado мощностью 250 лошадиных сил 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей. В 2023 году такой же продается на «Авито» за 3,5 млн.

1 500 000 ₽
мы заплатили за шведский катер Uttern D66 Verado в 2012 году

Выбирать катер надо очень внимательно. Иначе в любой момент может неожиданно возникнуть необходимость серьезного ремонта, как это произошло у нас, — об этом я расскажу дальше в статье.

На что обращать внимание при покупке катера, в Т⁠—⁠Ж уже писали в отдельной статье.

В категории объявлений о продаже катеров в Перми около 200 вариантов. Источник: avito.ru
В категории объявлений о продаже катеров в Перми около 200 вариантов. Источник: avito.ru
Объявление о продаже восьмиметрового Bayliner 2005 года выпуска. Помню, что в 2019 году примерно такой же стоил 1,5 млн рублей. Источник: avito.ru
Объявление о продаже восьмиметрового Bayliner 2005 года выпуска. Помню, что в 2019 году примерно такой же стоил 1,5 млн рублей. Источник: avito.ru

Сколько стоит гидроцикл

Гидроцикл — это водный мотоцикл с водометным двигателем. Бывают сидячие и стоячие гидроциклы. Большинство моделей на рынке сидячие. Чтобы управлять таким гидроциклом, особых навыков не нужно, этому можно обучиться за несколько часов. А стоячий гидроцикл — это скорее спортивный снаряд для прыжков, серфинга, фрирайда. Даже чтобы просто встать на нем и поехать по прямой, придется тренироваться.

С гидроциклами в Перми проще: предложений о продаже много, выбор большой и можно купить как новый гидроцикл у дилеров, так и подержанный на «Авито».

На «Авито» 53 варианта гидроциклов в Перми. Источник: avito.ru
На «Авито» 53 варианта гидроциклов в Перми. Источник: avito.ru

Дилеры в Перми есть у марок Yamaha и BRP — Bombardier. Цены на новые гидроциклы — от 2 до 5 млн рублей в зависимости от марки и модели. На вторичном рынке в Перми около 50 вариантов, цены стартуют от 259 000 ₽. Причем среди предложений много старых гидроциклов, еще раньше 2000-х годов выпуска. На мой взгляд, это не слишком хорошие варианты: чем новее гидроцикл, тем лучше.

Как и в случае с катерами, гидроциклы можно искать не только в своем регионе. По всей России на «Авито» можно найти больше 2200 объявлений в категории «Гидроциклы». Перевезти гидроцикл можно просто транспортной компанией — габариты обычно около 1,2 на 3,3 метра, вес до 300 килограммов. Стоит такая услуга около 30 000 ₽. Главное, организовать ложемент — направляющие, на которых будет стоять гидроцикл, чтобы при транспортировке он не раскачивался и не повредился.

У нашей семьи два гидроцикла, которые мы купили в 2008 году. Сидячий гидроцикл BRP 2006 года выпуска стоил 500 000 ₽. Стоячий гидроцикл Yamaha Super Jet мы покупали новым за 350 000 ₽. Но уже несколько лет мы не спускались на воду на гидроциклах: сняли их с учета, — и сейчас они стоят просто как имущество.

500 000 ₽
мы потратили на сидячий гидроцикл BRP 2006 года
Транспортировка сидячего гидроцикла BRP Sea-Doo, накрытого чехлом, в прицепе для перевозки
Сидячий гидроцикл Sea-Doo RXP 215 на воде в Перми около Закамска. Сейчас такой стоит около 650 тысяч рублей
Я на стоячем гидроцикле Yamaha. Похоже, собираюсь упасть вместе с ним через секунду после снятия кадра

Как получить права на управление катером

Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора более 10,88 лошадиной силы, или 8 киловатт, нужны права. Обучение проводит ГИМС — ее центры находятся в каждом водном регионе России. Она же принимает экзамен и выдает права.

Обучение обычно длится несколько недель. В 2023 году в Перми оно стоит около 20 000 ₽. После этого нужно сдать теоретический и практический экзамен — он один, но состоит из нескольких разделов: маломерное моторное судно, гидроцикл, маломерное парусное судно.

По результатам экзаменов ученику выдают права одной или нескольких категорий:

  1. Моторное судно.
  2. Гидроцикл.
  3. Парусное судно.
  4. Парусно-моторное судно.
  5. Судно особой конструкции.
  6. Судно на воздушной подушке.

В Перми проводят обучение, принимают экзамены и выдают права на управление моторными лодками, катерами, гидроциклами, а вот на управление парусными яхтами не выдают. И вообще ГИМС в Перми парусные категории не открывает. Даже больше: мой друг купил парусную яхту, прошел обучение яхтингу в парусной школе в Турции и получил там диплом — это стоило около 1500 €⁣ (129 384 ₽). Но в Перми он не смог легализовать в ГИМС эти документы.

При этом на тематическом форуме о катерах я читал, что в Москве и Санкт-Петербурге можно научиться ходить под парусами, сдать экзамен и открыть парусную категорию.

Права, которые выдает ГИМС. Изначально у меня были открыты все категории, но через 10 лет я поменял права, и почему⁠-⁠то мне эти категории не восстановили — оставили только «Моторное судно». С 2024 года удостоверения на право управления маломерным судном выдают только в электронном виде. Получить их можно на госуслугах
Права, которые выдает ГИМС. Изначально у меня были открыты все категории, но через 10 лет я поменял права, и почему⁠-⁠то мне эти категории не восстановили — оставили только «Моторное судно». С 2024 года удостоверения на право управления маломерным судном выдают только в электронном виде. Получить их можно на госуслугах

Где может стоять катер

Любой катер или яхту нужно хранить на охраняемой стоянке: летом — на воде в яхт-клубе или на лодочной базе, зимой — в гараже или в отапливаемом боксе.

В Перми самые большие организованные стоянки катеров и яхт находятся выше плотины, на Каме и на Сылве. Так сложилось исторически: большинство этих станций были там еще в СССР. И хотя «2ГИС» разделяет лодочные станции и яхт-клубы, фактически катера часто стоят рядом с яхтами, особенно в районе Камской ГЭС.

Главные стоянки в Перми: яхт-клубы «Волна», «Бриз», «Пирс», «Кабельщик», Marine Club, лодочные базы «Малые реки», «Бухта капитанов», «Вихрь».

Карта лодочных станций Перми. Источник: «2ГИС»
Карта лодочных станций Перми. Источник: «2ГИС»
Карта яхт-клубов Перми. Источник: «2ГИС»
Карта яхт-клубов Перми. Источник: «2ГИС»

Цены сильно разнятся в зависимости от раскрученности и местоположения стоянки. Там, где есть дополнительные услуги — штатный механик, топливная заправка, заправка водой, — цены тоже выше. Еще цены зависят от размера судна и от того, где именно оно хранится: на воде, на улице или в отапливаемом боксе.

Например, на лодочной станции «Бухта капитанов» годовая стоянка для 8-метрового катера стоит 60 000 ₽. А в яхт-клубе «Пирс» — 146 000 ₽: пять месяцев на воде по 18 000 ₽ в месяц и семь месяцев на улице по 8000 ₽ в месяц. Дело в том, что в «Пирсе» стоят только моторные катера, в том числе дорогие яхты, он считается более престижным, а еще здесь базируется техцентр BRP, — отсюда такая большая разница в цене.

Раньше мы держали катер в гаражном кооперативе на Каме и стоянка ничего не стоила, потому что мы были его собственниками. После этого переместили в яхт-клуб «Бриз», катер стоял там несколько лет на реке Гайве, но ездить туда оказалось не так удобно. А шесть лет назад мы выбрали «Бухту капитанов»: добираться до нее на машине из города нам удобнее всего. Сейчас за стоянку платим 60 000 ₽ в год.

60 000 ₽
стоит стоянка за год

В отличие от катеров, гидроциклы часто хранят на автомобильных стоянках и подземных парковках: гидроцикл в автомобильном прицепе занимает как раз одно стандартное машино-место. Но, на мой взгляд, это неудобно и требует много времени: нужно прицепить гидроцикл, ехать по дорогам с прицепом, искать пологий неглинистый слип — наклонную береговую площадку для спуска и подъема судов, а потом спускать гидроцикл с заездом автомобиля в воду. Единственный плюс хранения в прицепе — гидроцикл можно заправить прямо на автомобильной заправке.

Иногда гидроциклы хранят на лодочной базе или в яхт-клубе. Это стоит около 12 000 ₽ в месяц. Сидячий гидроцикл можно хранить прямо на воде: он плавает и не переворачивается при хранении. Стоячий гидроцикл нужно хранить у воды наполовину вытащенным на берег или на специальном плавучем понтоне, иначе он перевернется.

Вариантов стоянки парусных яхт мало, и все они сконцентрированы в Орджоникидзевском районе у Камской ГЭС — в яхт-клубах «Волна», «Бриз», «Кабельщик». Хранить парусную яхту без стационарного двигателя дешевле, чем катер. Например, в «Бризе» стоянка для небольшой парусной яхты длиной 5 метров стоит около 35 тысяч в год: 3500 ₽ в месяц на воде и 2500 ₽ в месяц на суше.

Лодочная станция «Бухта капитанов». Мы храним здесь катер уже девять лет
Яхт-клуб «Пирс»
Стоянка моторных яхт в Marine Club на Сылве
Стоянка гидроциклов, катеров и яхт около Камской ГЭС в яхт-клубе «Бриз»
Подъем американского Bayliner в яхт-клубе «Бриз» осенью

Налоги

За катера, гидроциклы, яхты с моторным двигателем начисляется транспортный налог. Он зависит от вида транспортного средства, его мощности и региона. Например, ставка транспортного налога на катер мощностью 250 лошадиных сил в Пермском крае — 50. Получается, что за катер мы платим 12 500 ₽ в год.

12 500 ₽
налог, который мы платим за катер каждый год
Налоговая ставка на маломерные судна увеличилась: если в 2018 году за катер мощностью 250 лошадиных сил мы заплатили 7750 ₽, то в 2022 году — уже 12 500 ₽
Налоговая ставка на маломерные судна увеличилась: если в 2018 году за катер мощностью 250 лошадиных сил мы заплатили 7750 ₽, то в 2022 году — уже 12 500 ₽

Дороже всего обходится транспортный налог владельцам мощных — свыше 100 лошадиных сил — гидроциклов. Чтобы не платить налог, очень часто гидроциклы или не ставят на учет изначально, или снимают с учета, подержав их официально зарегистрированными.

Но за последние несколько лет ситуация изменилась, и снять гидроцикл с учета стало невозможно. Единожды встав на учет, придется платить налог все время.

Иногда в объявлениях о продаже гидроциклов прямо указывают, что он никогда не стоял на учете. Мне кажется, покупать подобные варианты довольно рискованно: например, гидроцикл может оказаться угнанным.

Объявление о продаже гидроцикла, который никогда не стоял на учете из⁠-⁠за транспортного налога. Источник: «Авито»
Объявление о продаже гидроцикла, который никогда не стоял на учете из⁠-⁠за транспортного налога. Источник: «Авито»

Ремонт и содержание

Топливо. В случаях с катерами и гидроциклами главные затраты при полностью исправной технике — на топливо: дизель или бензин в зависимости от типа двигателя. У водного транспорта расход топлива измеряется не километрами, а часами.

Мы заправляем катер 95-м бензином. Точный подсчет топлива я не веду, но можно посчитать примерно.

Перед началом сезона мы всегда сбрасываем счетчик пути на эхолоте, и он считает по GPS-трекам путь за сезон — получается около 1500 километров. Для мотора нашего катера мощностью 250 лошадиных сил крейсерская скорость, то есть самая выгодная скорость с минимальным расходом топлива, — 50 километров в час. Расход на такой скорости — 35—45 литров в час.

Если ехать быстрее, то расход непропорционально увеличивается: при скорости 70 километров в час можно получить расход 120 литров в час. Обычно мы ходим со скоростью 40—50 километров в час и в целом за сезон тратим около 1650 литров бензина.

Правда, есть одна проблема: в Перми нет ни одной официальной заправки, которая стояла бы на воде. Если у катера бак объемом от 200 литров и выше, то с канистрами не набегаешься. Приходится заправляться в нелегальных точках продаж топлива для катеров, где стоимость топлива — плюс 15 ₽ за литр к стоимости на автомобильной заправке. На 1650 литров топлива в 2020 году мы потратили 100 650 ₽: цена за литр 95-го бензина тогда в среднем была 46 ₽, к ним добавляем наценку в 15 ₽.

80 000 ₽
мы потратили на топливо за короткий сезон 2023 года

Плановые затраты. Есть ежегодные плановые затраты, когда накануне зимы приходится тратиться на консервацию, а перед началом сезона — на техобслуживание и мойку. Это стоит около 30 000 ₽ для катера длиной 8 метров и 35 000 ₽ для гидроцикла.

Ремонт. Поскольку средний возраст катеров больше 10 лет, штатный механик на базе — это преимущество: какие-то мелкие неисправности он может устранить за вменяемые деньги и на месте. Мы просто оставляем заявку через директора, и проблема решается. Например, у нас клинила дверь каюты — мастер переделал крепление направляющих, и дверь снова стала легко закрываться и открываться. За работу взяли 2000 ₽.

За последние годы мы пару раз сталкивались с достаточно крупными проблемами — в итоге заплатили по несколько сотен тысяч рублей за каждый ремонт без гарантированного результата.

Первая проблема — трещина в кормовой части пластикового катера. На катере с завода установлен двигатель 250 лошадиных сил. Это максимально разрешенная мощность двигателя, который можно ставить на этот корпус. И, видимо, мощность все же чересчур велика для него: у нас один и тот же катер уже больше 10 лет и мы никогда не налетали на мели, коряги или пни, но трещина появилась.

Маленькую трещину заметили летом, а к осени она увеличилась. С трещиной катер не продать за хорошую цену, поэтому мы стали искать специалистов. В Перми их мало: в публичном доступе просто нет таких объявлений. По рекомендации нашли двух разных исполнителей. Один из них хотел полную предоплату в 200 000 ₽ и не гарантировал, что закончит работу к началу следующего сезона.

В итоге мы выбрали других ребят, которые согласились на оплату частями по факту выполняемых работ. Они нарастили корпус судна, а заодно заменили выцветшие бортовые наклейки и отполировали весь корпус. За все мы заплатили около 150 000 ₽. Прошло три года — новых трещин не образовалось, старая не вернулась.

150 000 ₽
мы заплатили за ремонт корпуса
Появившаяся трещина в кормовой части корпуса. Фото со снятым двигателем
Послойное наращивание корпуса судна
Корпус катера на полировке

Вторая проблема — замена нагнетателя турбины и датчиков. С ней мы столкнулись ближе к осени 2020 года: подвесной двигатель на ходу мог перейти в аварийный режим и не хотел дальше работать.

Съездили к единственному местному дилеру Mercury Marine — там сказали, что нужно заменить несколько датчиков и механический нагнетатель — устройство системы наддува двигателя. Оригинальный новый нагнетатель стоил почти полмиллиона рублей. К слову, в 2023 году его цена выросла до миллиона. Неоригинальных нагнетателей не существует. При этом стоимость нового аналогичного подвесного мотора в 2020 году была чуть больше миллиона рублей. Для сравнения: сейчас это 1 130 000 ₽. Мы сомневались, стоит ли платить столько за то, чтобы купить запчасть в мотор, которому уже более 10 лет.

Наш мотор достаточно современный, чтобы выводить индикатор Check Engine
Наш мотор достаточно современный, чтобы выводить индикатор Check Engine

Был другой вариант — отремонтировать нагнетатель. Я звонил в разные города — таким механическим нагнетателем не хотели заниматься даже специализированные фирмы по ремонту турбин. Тогда я стал рассказывать о проблеме всем подряд: на форумах, на канале в «Телеграме». И мне посоветовали организацию из Каширы в Московской области, которая могла делать что-то подобное. В итоге они согласились заменить подшипники в нагнетателе, хотя раньше ничего подобного не делали. Это стоило 150 000 ₽ и заняло примерно полгода — с трудом успели к началу июня.

Пока специалисты работали, я за зиму на замену неисправным датчикам заказал бэушные, но рабочие из США. Они стоили около 20 000 ₽ — это в пять раз дешевле, чем покупать новые у дилера.

В итоге весь ремонт в 2020 году обошелся примерно в 200 000 ₽, хотя дилер сначала насчитал 700 тысяч. Собирали все эти детали воедино в пермском сервисном центре, который специализируется на Mercury.

Запчасть с артикулом «8M0103744 — нагнетатель» — причина внеплановых затрат и полугода ожиданий в 2020 году и месяца ремонта в 2023 году
Запчасть с артикулом «8M0103744 — нагнетатель» — причина внеплановых затрат и полугода ожиданий в 2020 году и месяца ремонта в 2023 году

В июне 2023 года на двигателе неожиданно порвался ремень привода генератора, а в сервисе дилера Mercury сказали, что заклинило нагнетатель. Ремонт нагнетателя был в 2020 году, и новых не было в наличии в России. В магазинах США стоимость б/у детали составляла минимум 350 000 ₽, а доставки пришлось бы ждать несколько месяцев. То есть я бы целиком пропустил водно-моторный сезон, который длится с июня по сентябрь.

Проблема решилась неожиданно: местный механик на базе «Бухты капитанов» услышал мои жалобы, заинтересовался и решил заняться ремонтом. Сборка, восстановление роторов и последующий запуск нагнетателя заняли всего три недели. Механик сказал, что специалисты из Каширы наверняка видели проблемы с роторами, но проигнорировали их. Это и дало о себе знать спустя два года.

После ремонта снизился расход топлива и увеличилась мощность двигателя. С нас взяли 70 000 ₽.

Корпус нагнетателя и восстановленный ротор
Корпус нагнетателя и восстановленный ротор
Корпус нагнетателя и восстановленный ротор
1/2
Корпус нагнетателя и восстановленный ротор

Навигационное оборудование. Чтобы планировать маршрут и не налететь на мель прямо посреди реки, нужно позаботиться о навигационном оборудовании. И вариантов здесь немного:

  1. Бумажный атлас с картой глубин времен СССР — можно купить примерно за 5000 ₽ или просто скачать в интернете фрагмент с интересующим районом, распечатать на цветном принтере и заламинировать.
  2. Приложение для смартфона Navionics за 2100 ₽ в год или карты формата Ozi Explorer.
  3. Карты «Дороги России. РФ. ТОПО» для туристического навигатора Garmin. Сами карты стоят 3000 ₽, но надо иметь устройство Garmin, которое поддерживает установку карт, — стоит такое от 25 000 ₽.

В разные годы я пробовал все эти варианты. Сейчас я просто хожу по памяти: помню местность и где какие глубины.

Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
Смартфон в креплении RAM X-Grip с запущенной программой Navionics с лоцией Камы
1/2
Туристический навигатор Garmin с картами «Дороги России. РФ. ТОПО», которые содержат раздел с лоцией
Программа Navionics с лоцией Камы
Программа Navionics с лоцией Камы

ГИМС и штрафы

Я уже 20 лет выхожу на воду самостоятельно, а в детстве катался с родителями, и за все это время я общался с сотрудниками ГИМС всего около пяти раз. При этом почему-то каждый раз заканчивался тем, что мне выписывали штраф. Все время за разное и, как мне кажется, не всегда обоснованно.

Например, ГИМС в прошлые годы не могла зарегистрировать наш катер для речного плавания и по документам он подходил только для морской эксплуатации — при каждой встрече сотрудники выписывали штраф за эксплуатацию не в том районе плавания. Но штрафы были небольшие, около 300 ₽, и проще было заплатить.

Сейчас штрафы за нарушения увеличили. Например, за управление судном, которое не прошло техосмотр или на котором нет бортовых номеров, придется заплатить от 5000 до 10 000 ₽. За управление судном без прав — от 10 000 до 15 000 ₽. А если судно не зарегистрировано в установленном законом порядке или у него есть неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, — от 15 000 до 20 000 ₽.

Чем заняться на катере в Перми

Обычно сезон длится до выпадения снега в конце октября. Но в 2023 году он неожиданно оказался очень коротким. В сентябре уровень воды упал настолько, что уже к концу месяца катера на многих базах пришлось поднять. А те, которые не подняли, остались стоять в грязи на дне.

Чаще всего катер покупают, чтобы заниматься рыбалкой, охотой, водным туризмом или просто отдыхать на природе. Также катера и гидроциклы используют для водных развлечений: можно кататься на водных лыжах, вейкборде или ниборде — доске для катания на коленях.

Для кого-то катер — элемент красивой жизни: можно ужинать на нем или приезжать в прибрежный ресторан. Но недалеко от Перми есть только три места, где получится пришвартоваться с воды и сходить на ужин: яхт-клуб «Волна» в Шустовском заливе, санаторий «Демидково» и ресторан на Сылве напротив коттеджного поселка Русское Поле.

Чаще всего мы с семьей ездим в Демидково или выбираемся в маленькие путешествия на воде. Например, на Камское море выше Перми — там не видно другого берега и вода тянется до самого горизонта.

Самые удаленные точки, куда можно добраться не шлюзуясь, — это Соликамск в 200 километрах по воде на север, Верхнечусовские Городки в 100 километрах на восток и Серга на Сылве в 95 километрах на юг. Вообще в Перми маломерные суда обычно не шлюзуются, хотя технически такая возможность есть. Я ни разу не проходил шлюзование, хотя стоял и выше, и ниже плотины.

В любом речном путешествии нужно позаботиться о топливе: залить полный бак и взять с собой канистры, чтобы хватило и на обратный путь. Или на месте прибытия вас должны встречать с запасами топлива: даже нелегальные заправки есть только около Перми, а полного бака при средней скорости 50 километров в час обычно хватает часов на пять. И в целом путешествия на катере — удовольствие не из дешевых: чтобы съездить, например, из Перми в Соликамск и обратно, только на бензин легко можно потратить 30 тысяч рублей.

В вейкбординге человек катится на доске по волне за катером или гидроциклом, держась при этом за веревку с рукояткой. На фото сидячий гидроцикл марки BRP тянет вейкборд около мыса Стрелки
Новые понтоны для маломерных судов на курорте Демидково в 2021 году. В санатории «Демидково» спокойная публика, и там хорошо гулять с детьми
Американский Bayliner на волнах в Камском море
Мы на шведском катере Uttern по пути в Верхнечусовские Городки
Американский Bayliner на волнах в Камском море
А это наш катер Uttern в Камском море
Уровень воды в 2023 году был катастрофически низким уже в сентябре
Уровень воды в 2023 году был катастрофически низким уже в сентябре
Уровень воды в 2023 году был катастрофически низким уже в сентябре
1/2
Уровень воды в 2023 году был катастрофически низким уже в сентябре

Запомнить

  1. Моторные лодки, катера, парусные яхты, гидроциклы — все это маломерные судна. Владение и управление ими регулирует Государственная инспекция по маломерным судам — ГИМС.
  2. Чаще всего катера покупают на вторичном рынке, их средний возраст — 18 лет. Цены начинаются от 600 тысяч рублей.
  3. Предложений о продаже гидроциклов много — как новых, так и подержанных. При покупке подержанного важно, чтобы раньше он стоял на учете: это подтверждает, что гидроцикл не угнанный.
  4. Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора больше 10,88 лошадиной силы, нужно получить права в ГИМС.
  5. Самая большая часть расходов — топливо и стоянка. Также важно консервировать водный транспорт перед зимой, а перед началом навигации проходить техобслуживание.
  6. С возрастом даже у исправно обслуживаемых катеров можно обнаружить поломки — к этому нужно быть готовым.

Михаил ШардинА вы бы купили катер или гидроцикл? Готовы к таким тратам?
  • Семен СкворцовШипшеринг рулит.2
  • Михаил ШардинСемен, эээ.8
  • FirВсе так, но с поломками - как повезет) Я брал старый финский катер 1990 года, но со свежим мотором 2011 года. Сделал обслуживание и хожу в свое удовольствие. Чтобы не сломать редуктор мотора о камень (стою в выборгском заливе, а там очень много камней), купил себе шведский наборный винт Propuls из пластика. За выход на +/- 100км уходит около 50 литров бензина. Стоянка в месяц 7 тыс руб с электричеством, также есть душ (200р), туалеты, сауна(1500р/час), мангальные зоны (500р), ресторан, номера и коттеджи. Ну и добраться до лодки из Москвы до Спб по проездному РЖД по 1200р в одну сторону (купе), ласточка до Выборга 500р, такси от Выборга до стоянки 1000р.7
  • Михаил ШардинFir, спасибо что поделились.0
  • Адвокат Бехметьев EnglishИнтересная статья. Вы очень увлечены этим. А не было бы выгоднее летать в Турцию или Болгарию и арендовать яхточку на столько на сколько вам нужно? Не изучали этот вопрос?3
  • Владимир МорозовЗа 400к можно снять на неделю неплохую яхту в Турции, включая все расходы.2
  • Михаил ШардинАдвокат, парусная яхта это ведь не моторный катер.1
  • Михаил ШардинВладимир, на неделю. А здесь ведь в любое время в сезоне. И всё же не 400 ежегодно.0
  • Михаил ШардинFir, а вы в выборгский залив из Москвы ездите каждый раз?0
  • Алексей ШлыковПодходил к покупке вплотную несколько раз, даже получил права, но так и не купил. Друзья владельцы отговорили. С учетом всех расходов проще и дешевле брать в аренду несколько раз за сезон на прогулку/покатушки, с капитаном, чтобы на борту себе не отказывать в мелких радостях ))3
  • Михаил ШардинАлексей, в Перми подобный прокат тоже стал появляться, но цены там нереальные конечно - нерыночные.1
  • Алексей ШлыковМихаил, наверное с ростом количества ситуация должна поменяться1
  • ET CНет, слишком много проблем и ресурсов (временных и денежных) - по этой причине всегда стараюсь минимизировать имущество во владении и арендовать в случае необходимости.7
  • ET CМихаил, но вы привязаны к одной точке, а с арендой можно выбирать любую локацию в мире.3
  • Михаил ШардинET, да, я это понимаю, но всё же пока есть возможность я бы выбрал владение.2
  • Михаил ШардинАлексей, возможно. Но я уже 20 лет с 18 лет в той или иной мере в теме и количество лодок особо не увеличивается. И на продаже лодки стоят годами.0
  • Михаил ШардинET, каждый выбирает сам 👍2
  • Владимир МорозовМихаил, на яхте помещается комфортно минимум 8 человек. Если подобрать хорошую компанию друзей и все скинутся, вообще копейки выходят.1
  • Михаил ШардинВладимир, это да 👍1
  • семен клевцовСупер. Особенно нелегальные АЗС не порадовали. Особенности отечественного законодательства?1
  • Михаил Шардинсемен, в Перми есть вроде как только одна легальная АЗС, но меня попросили её не упоминать. У остальных просто бочка (размеры у всех разные) с топливом - подъезжаешь они через пистолет наливают, платишь и отчаливаешь. Ещё могут отказать в обслуживании, но если местный, то нет проблем.0
  • ArtemМихаил, ахахаха.1
  • Сергей ЧичкановУх, собрался покупать гидроцикл с мотором от авто, а тут такие штрафы бешенные1
  • Михаил ШардинСергей, да, уже года два как.0
  • Адвокат Бехметьев EnglishМихаил,0
  • Sonya SenetaПодскажите, пожалуйста, мб сталкивались с подобным. Руководитель хочет перевозить свой гидроцикл, который не стоит на учете, из РФ в другие страны, например Кипр, Тайланд и т.п. Чтобы поучаствовать в местных гонках, а также просто покататься. Столкнулись с тем, что транспортные компании не хотят перевозить такой груз, так как это ТС, говорят, что обязательно, чтоб он стоял на учете. Либо нужно оформлять Карнет АТА, а это тоже заморочки с бумагами, не факт, что получится их все собрать. Мб есть способ просто перевезти в другую страну (и обратно) гидроцикл просто как груз, а не как ТС?1
  • Михаил ШардинSonya, не знаю у меня не было опыта. Мне кажется дешевле на учёт поставить? При таких затратах на поездки налог совсем незначительной суммой будет?0
  • ЭльдарОпределенно - да! Собственно чем сейчас и занимаюсь, а данная статья очень помогла в дополнении имеющихся знаний по содержанию водной техники! Спасибо!1
  • Михаил ШардинЭльдар, Спасибо!0
  • BrianВ Перми права на управление парусным судно на ВВП выдает КамВодПуть. Все аналогично ГИМС, никуда для получения ехать не нужно. Являюсь обладателем таких прав. В Турции и других странах, как правило, выдают права IYT, для прибрежных морских районов плавания, они не имеют ничего общего с ВВП.1
  • Михаил ШардинBrian, и давно стали выдавать?0
  • Денис ЧумаковКакая радиостанция установлена на Вашем катере ? Диапазон частот, скорее всего, речной, 5ый канал - 300,200 МГц. В Роскомнадзоре радиостанцию регистрировали ?1
  • Михаил ШардинДенис, лично у меня никакой нет0
  • Денис ЧумаковBrian, в России, чтобы ходить по внутренним водным путям, необходимо иметь российское удостоверение на право управления маломерным судном, в котором открыт район плавания "ВВП". Никакие другие документы, в том числе и выданные в иностранных государствах, не дают такое право. Это в автомобильном движении есть Конвенция, которая даёт право управлять автомобилем в странах-участницах по одному и тому же водительскому улостоверению. А на ВВП России такой возможности нет, нужен документ, выданный российской ГИМС.0
  • Сергей ДаронинДенис, вы правы, мой комментарий как раз об этом. Только в случае с парусными яхтами, права на ВВП РФ могут выдавать не ГИМС, а другие организации, например, "КамВодПуть" в Пермском крае.2
  • Денис ЧумаковСергей, да, ещё я имел в виду, что ходить по внутренним водным путям России, независимо от вида маломерного судна, можно только с российским удостоверением. На морских путях возле российского побережья, возможно, разрешается ходить и с удостоверениями, выданными иностранными организациями. А КамВодПуть - это что за организация? Насколько мне известно, обучают судовождению частные организации, а принимает экзамены и выдаёт удостоверения на право управления маломерным судном только государственная организация - ГИМС. Принцип тот же, как и при подготовке водителей автомобилей.0
  • ситхолинсеИнтересная статья! Я родом из перми, но проживаю сейчас в спб. Здесь супер развита водная культура..сама каталась на парусных яхтах и байдарках. И планирую получать права на парусную яхту. Здесь есть яхт школы, которые помогут с этим. Поэтому было тоже интересно узнать развита эта сфера в Перми или нет, потому что я думаю в нашем крае есть куда съездить...но как оказалось у нас даже права на парусную яхту нельзя получить:(( это печально. Думаю у региона есть потенциал, если государство будет стимулировать, то запрос от граждан будет... Чем меньше входной барьер, тем и больше спроса0
  • Наталья Филипповамне бы себя содержать, а тут катер0
  • Boris KölnЕсли жить у реки и хотя бы раз в неделю "ходить" по воде, то иметь свой катер выгодно. Я же предпочту арендовать. Причем, в разных странах. Например, в Польше можно арендовать лодку на 7 спальных мест от 400 злотых (9 тыс руб) в сутки и отправиться на ней в плавание по Жулавской петле. Для 30 л.с. даже права не нужны ("Bez sternika, licencja nie jest wymagana"). По рекам Германии, Нидерландов, Франции тоже интересно путешествовать компанией на лодке. От 130 €/сутки за всех.0
  • РоманМихаил, это нормальная практика для Москвы, особенно если лодка большая, — держать её в Питере. И близко, и простор есть. В Подмосковье лодка — история на любителя: либо по выходным толкаться с соседями по водоёму, либо по полдня тратить на шлюзование, чтобы уйти подальше.0