Я делал графику для фильмов Сарика Андреасяна — а потом для «Джона Уика 4» и «Дома дракона»

28
Я делал графику для фильмов Сарика Андреасяна — а потом для «Джона Уика 4» и «Дома дракона»
Аватар автора

Сергей Фролов

знает, как выглядят знаменитости до обработки графикой

Страница автора

Я получил образование логиста в ростовском вузе, но понял, что это не мое — и сменил профессию.

Теперь делаю визуальные эффекты к фильмам. Начинал с проектов Сарика Андреасяна, но за несколько лет вырос до больших студийных сериалов и полнометражных картин. Среди них — «Дом дракона», «Джон Уик 4», «Академия „Амбрелла“» и «Ведьмак».

Рассказываю, с чего начинал и что могу посоветовать неопытным специалистам.

Обратите внимание

В материале присутствуют кадры с графическими сценами насилия.

Как я попал в индустрию визуальных эффектов

К первому проекту меня привлек одногруппник из Argunov Studio. Компания занималась конвертацией фильмов из 2D в 3D. На тот момент она работала над новой картиной Сарика Андреасяна «Мафия: Игра на выживание».

В этой сфере не было квалифицированных специалистов, все учились на ходу. На собеседовании меня лишь спросили, открывал ли когда-нибудь «Фотошоп». Но сразу уточнили, что это не важно. Главное — быть уверенным пользователем ПК.

Мы работали в программе PFDepth. Ничего сложного не делали, просто «нарезали» маски — то есть обрисовывали людей, выделяли отдельно щеки, глаза, нос и уши. А потом все стилизовали под 3D-изображение. На фильм «Мафия: Игра на выживание» ушло около года.

Трейлер фильма «Мафия: Игра на выживание»

Затем нас обучили азам программы для композитинга Nuke. В ней мы работали над фильмом «Защитники» того же Сарика Андреасяна. Так и началась моя карьера. До этого я ничего не знал о композитинге.

Я постоянно отстаиваю «Защитников» в интервью. Конечно, там много плохой графики, но отдельные моменты все же выглядят круто. Надо понимать, что мы сделали полнометражное кино стоимостью в один трейлер блокбастера Marvel.

Мой шоурил 2023 года

Чем занимается композер

Производство визуальных эффектов — это как завод. Каждый специалист занят на своей конвейерной ленте и выполняет одну конкретную задачу. А я стою в конце этого конвейера и собираю разрозненные детали в единую картину.

Скажем, кто-то делает маски, кто-то занимается клинапом — то есть затирает в кадре лишние элементы вроде каскадерских тросов. А из 3D-департамента мне приходит трехмерная модель — например, машины. Композер должен органично совместить в финальном кадре все эти элементы. И добиться фотореализма.

Профессия требует внимательности. Я смотрю, чтобы в кадре сходились цвета, накладываю сверху 2D-элементы — скажем, дым и огонь. В экшене добавляю выстрелы, кровь, повреждения на стенах. Также слежу, чтобы искажения линзы выглядели корректно.

Как я переехал в Москву и сколько зарабатывал поначалу

К концу второго курса понял, что точно не буду логистом. Работа в студии уже приносила мне около 35 000 ₽ в месяц — для студента из Ростова-на-Дону это хорошие деньги. Начинающие логисты тогда зарабатывали всего 20 000 ₽.

Оплата была почасовая, что доставляло неудобства: из-за учебы я не мог проводить весь день в офисе. Но потом мы перешли на сдельную систему: платили в зависимости от того, сколько кадров ты сделал за месяц. Зарплата выросла сразу в два раза. К концу 2017 года я зарабатывал около 70 000—80 000 ₽.

Мне стало скучно в Ростове. Там была всего одна студия — хотелось чего-то масштабнее. Поэтому в конце 2017 я переехал в Москву.

Устроился в филиал той же студии. Платили по московским меркам не очень много — всего 50 000—80 000 ₽. У сдельной оплаты тоже нашлись недостатки. За один месяц можно было сделать много кадров, но потом все равно приходилось ждать клиентских правок — и работать с ними бесплатно вплоть до самой сдачи проекта. Ведь всегда есть что улучшить и добавить.

К счастью, появился фриланс. Я начал брать сторонние проекты: рекламы, сериалы и клипы. К середине 2018 года получал около 130 000 ₽.

Так выглядел офис Argunov Studio в Москве. Слева можно увидеть часть костюма того самого медведя из «Защитников»
Так выглядел офис Argunov Studio в Москве. Слева можно увидеть часть костюма того самого медведя из «Защитников»

Мне всегда нравилась атмосфера киноплощадки, поэтому я часто приезжал на съемки. Иногда даже работал в качестве онсет-супервайзера — это человек, который отвечает за графику на площадке. Он следит, чтобы хромакей был подсвечен правильно, а люди в зеленых костюмах не находились на фоне такой же зеленой стены.

Онсет-супервайзер делает все, чтобы во время создания графики у специалистов было меньше проблем — и, соответственно, на производство уходило меньше денег. Профессиональные онсет-супервайзеры даже разрабатывают визуальные эффекты вместе с режиссерами. Но это пока чуть выше моих возможностей.

Как я уехал работать на Мальту и вернулся

За полтора года в Москве я поработал над «Легендой о Коловрате», «Землетрясением» и несколькими другими проектами, в том числе над сериалами «Перевал Дятлова» и «Эпидемия». Но столица тоже наскучила — захотелось пожить где-нибудь за границей. Поэтому собрал портфолио со своими работами, так называемый шоурил. К тому моменту я работал композером уже три года.

Мой шоурил 2018 года

Я отправлял шоурил в студии по всему миру. Нашел список компаний в интернете и рассылал резюме всем подряд. Например, в канадские офисы: Канада стала центром VFX-индустрии благодаря поддержке на государственном уровне. Но я не ограничивал себя только Северной Америкой и Европой.

Разослал около 300 писем, это заняло месяца два. В основном приходили отказы — опыта еще не хватало. Мне ответили только 20 человек, но в итоге это ни к чему не привело. Казалось, придется остаться в Москве и делать сериалы.

Но потом случайно наткнулся в «Ютубе» на шоурил компании Stargate Studios Malta. Я туда уже подавался на позицию мидл-композера — тогда мне отказали. Решил податься снова, но теперь уже на место сеньор-композера. На этот раз удачно. Получается, одна и та же студия не приняла меня на должность похуже, но взяла на более высокую.

В 2022 шоурил студии выглядел вот так

На собеседовании очень волновался, потому что никогда до этого не общался на английском так много. Разве что покупал пиво или кофе в отпуске. Но неожиданно интервью всем понравилось — и меня взяли на новую работу.

На Мальту я переехал в начале 2019 года и оказался первым русским в этой студии. Меня приняли довольно тепло, помогли адаптироваться, а еще дали релокационный бонус в 500 €⁣ (49 709 ₽). Часть денег даже осталась после перелета — авиабилеты тогда еще были недорогими.

Плата за аренду шокировала. Я отдавал 1100 €⁣ (109 384 ₽) в месяц за трехкомнатную квартиру — других просто не было. Несмотря на размеры острова, в стране культ гигантизма и все квартиры большие.

Таким образом, половина зарплаты в 2200 €⁣ (218 770 ₽) уходила на жилье. Чуть позже я стал получать 2500 €⁣ (248 601 ₽). На жизнь хватало: к счастью, продукты на Мальте были очень дешевые.

Мальта запомнилась живописными видами и природой
Мальта запомнилась живописными видами и природой
Мальта запомнилась живописными видами и природой

В Stargate Studios Malta мы занимались проектами для итальянского Netflix и английских кабельных каналов. Делали визуальные эффекты для сериалов категории Б вроде «Медичи» и «Леонардо». Еще был «Тредстоун» — это спин-офф франшизы о Джейсоне Борне. Так я впервые поработал над зарубежными боевиками. Параллельно занимался фрилансом: помогал рекламным студиям, которые сотрудничали с брендами вроде «М-видео», «Вконтакте» и «Ситимобила».

Еще на фрилансе я поучаствовал в создании нескольких странных сцен. Например, эпизода из ситкома «Туристическая полиция» с Настей Ивлеевой. Мне нужно было убрать с ее тела купальник — как будто она голая. То есть мы вырезали белье с актрисы, наложили поверх голую грудь и только потом все это скрыли цензурой. Выглядело так, будто она изначально снималась нагой.

Однажды ко мне пришел необычный заказ от создателей «Губки Боба». Предложили поработать над спешлом SpongeBob Appreciation Day — тот по большей части состоял из живых съемок. Нужно было «откеить», то есть отделить актеров от хромакея и поместить их в мультяшный мир. Это был мой первый опыт работы с американскими заказчиками — и довольно тяжелый: бюрократии на фрилансе в РФ было намного меньше.

А в фильме «Аванпост» я работал над кадрами, где голый Алексей Чадов встает с кровати, а позади него зритель видит технологичный город будущего. Мне нужно было расположить актера поверх этого киберпанкового фона. Пришлось долго смотреть на его задницу, чтобы сделать маску.

Так выглядит финальный кадр из фильма. Источник: Каропрокат
Так выглядит финальный кадр из фильма. Источник: Каропрокат

Также я работал над видеопоздравлением для одного бизнесмена. Его коллеги наняли большую съемочную команду и известного режиссера. Сначала я приехал на площадку как онсет-супервайзер, потом делал всю графику. Проект надо было стилизовать под клип песни Daddy Cool группы Boney M.

Мне поставили специфичное ТЗ. Заказчики просили сделать плохую графику, как в клипах 1970-х, — чтобы было видно неровные куски хромакея и заметно, что люди стоят на фоне однотонной стены. Я решил, что это работа точно для меня.

В целом жизнь на Мальте оказалась не такой веселой, как в Москве. Все-таки мне ближе большие города, чем тихое побережье.

За несколько недель до локдауна я подписал контракт с чешской студией. Уже планировал переехать в мой любимый город — Прагу. Но из-за COVID-19 все планы разрушились. Пришлось возвращаться в Москву.

В России я занимался только фрилансом и зарабатывал 150 000—180 000 ₽ в месяц. Точную сумму не назвать: деньги приходили по постоплате. Иногда счет пополнялся через месяц после окончания работы, а порой даже через год.

В основном занимался клипами, рекламой и сериалами «для бабушек». Да, их авторам тоже нужны композеры. Я вставлял выстрелы, убирал вывески с брендами, что-то замазывал на экране. И работал с хромакеем — например, добавлял фоны в кадры с автомобилями.

Как я переехал в Канаду, где поработал над «Домом дракона» и «Джоном Уиком 4»

Летом 2021 года получил оффер из Канады. Меня нашли через «Линкед-ин» — это основная площадка для поиска работы в индустрии графических эффектов. Предложили приехать в Монреаль в студию MPC. Мы подписали контракт, но что-то не сложилось с документами — все встало на паузу.

Через пару месяцев мне написала уже другая канадская студия, Pixomondo. Туда я мечтал попасть еще до отъезда на Мальту. Принял их предложение, ведь это хороший шанс пополнить портфолио качественными проектами. Чем больше в шоуриле громких названий, тем выше шансы на собеседованиях.

Мне оплатили визу, перелет и три недели проживания. Взяли на позицию сеньор-композера. Я не могу раскрывать детали своего контракта, но средняя зарплата по должности в таких студиях варьируется от 70 000 до 130 000 CAD в год — это 4 760 000—8 840 000 ₽. Правда, если ты иммигрант и у тебя нет ВНЖ, могут занизить планку: ты как бы обязан компании, ведь она тебя перевозит и занимается твоими документами. Да и ты никуда не денешься: если уволишься без ВНЖ, придется покинуть страну.

В Канаде плавающая налоговая ставка. В моем случае государство забирало около 30—36% от зарплаты. А за аренду жилья и коммунальные услуги я платил еще 2000 CAD⁣ (135 709 ₽) каждый месяц. Если вычесть все базовые траты, получалось не сильно лучше, чем в России, тем более что стоимость продуктов в Канаде выше на 30%. Но я приехал туда не из-за денег. В первую очередь хотел получить опыт работы и пожить в другой стране.

Это самый инстаграмный дом в Торонто — Гудерхам Билдинг. Привлекателен он своей необычной формой и тем, что разделяет старый город и даунтаун
На фото — самая восточная точка Северной Америки, в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В 200 километрах от берега затонул «Титаник»
Канада внешне сильно отличалась от Мальты

В Pixomondo я работал над сериалами «Видеть», «Академия „Амбрелла“», «Дом дракона» и над четвертым «Джоном Уиком». Рабочие инструменты и обстановка не сильно отличались от того, к чему я привык в других студиях. Поэтому сразу же втянулся в процесс.

В первый же рабочий день в Pixomondo я узнал спойлер к сериалу «Академии „Амбрелла“»: мне прислали кадр со смертью одного из главных героев. Я любил сериал — было обидно узнать концовку раньше премьеры. Но со временем к такому привыкаешь. Специфика работы, ничего не поделать.

Вот мои первые шоты в студии. Ребята из FX-департамента не смогли добиться необходимой консистенции крови — в кадре она больше похожа на клубничное варенье. Именно это я и пытался замаскировать футажами.

Вышло неплохо, но я недоволен финальным результатом. Источник: Pixomondo
Вышло неплохо, но я недоволен финальным результатом. Источник: Pixomondo

А вот один из моих любимых кадров. Это Full CG — то есть здесь нет ничего съемочного, весь кадр полностью сделан в графике.

К сожалению, я не могу предоставить исходные материалы, но объясню, как это сделано. Фон собран из статичной картинки, а поверх — многослойные дымы, дополнительный цветокор. Сфера по правой стороне анимирована вручную. Также я сделал дефокус, искажения линзы и наложил целую пачку 2D-футажей.

Финальный кадр выглядит вот так. Источник: Pixomondo
Финальный кадр выглядит вот так. Источник: Pixomondo

Я также работал над кадрами с жестоким насилием в сериале «Видеть». Например, над эпизодом с выкалыванием глаза и сценой, где Джейсон Момоа бьет себя по израненной груди. После каждого удара из нее сочится еще больше крови.

Один из моих любимых кадров — тот, где герой Джейсона Момоа пронзает противнику голову мечом через рот. Здесь я занимался доработкой оружия: во время съемок никакого лезвия, конечно, не было. Яблоко — тоже CG, как и кровь и даже часть подбородка.

Кусок подбородка заменили, чтобы CG-кровь правильно взаимодействовала с лицом. Источник: Pixomondo
Кусок подбородка заменили, чтобы CG-кровь правильно взаимодействовала с лицом. Источник: Pixomondo

Непростым оказался момент с разрыванием челюсти. Нужно было заменить фон на лесную местность и добавить туда требушеты. Также пришлось работать над некоторыми недочетами других департаментов: править трекинг челюсти и правильно накладывать кровь.

Основная часть моей работы — как раз исправлять ошибки других отделов и собирать финальную картинку.

Кто не мечтает поработать над таким кадром? Источник: Pixomondo
Кто не мечтает поработать над таким кадром? Источник: Pixomondo

В «Доме драконов» мне даже доверили делать драконов — хотя в разных филиалах компании есть 300 других композеров. Просто я был на хорошем счету, потому что часто брался за кадры, которые никто не хотел подхватывать.

Было очень непривычно работать с таким материалом. Значительная часть кадров снята с использованием LED-панелей — фоны созданы с помощью игрового движка Unreal Engine. Но все равно многое пришлось доделывать на постпродакшене вручную.

Например, на этом кадре факелы и форма замка немного изменились. Источник: Max
Например, на этом кадре факелы и форма замка немного изменились. Источник: Max

Думал, что дракона из сериала HBO Max будет сделать сложно, но все процессы были идеально налажены.

Дело в том, что команда до работы над «Домом дракона» занималась всеми сезонами «Игры престолов», так что я получил на руки почти идеальный рендер дракона. Оставалось лишь добавить блики от факелов, искажения линзы, дефокус и немного цветокора.

Работать с таким материалом — одно удовольствие. Источник: HBO
Работать с таким материалом — одно удовольствие. Источник: HBO

Одна из последних моих больших работ — «Джон Уик 4». В нем я в основном добавлял вспышки, кровь, летящие осколки и прочий мусор, дорабатывал фоны и декорации.

В том числе я работал над самыми заметными сценами фильма — битве около парижской Триумфальной арки и длительной перестрелкой в квартире.

Подробнее о работе над «Джоном Уиком» я писал в отдельном материале. Источник: Lionsgate
Подробнее о работе над «Джоном Уиком» я писал в отдельном материале. Источник: Lionsgate

Как обстоят дела с профессией в России

Российский рынок делит тройка крупных студий: CGF, Trehmer и Main Road Post. Последняя делала эффекты к «Притяжению» и «Вторжению». В студии интернациональная команда: казахи, украинцы, русские и узбеки. Всего сотня человек, но качество работы на высоте. В плане производства это лучшая компания России.

До февраля я не исключал, что вернусь и буду работать в московской студии. Бюджеты там поменьше, но творческие и технические задачи такие же амбициозные, как на Западе. К тому же Netflix тогда выкупил часть проектов — и был готов инвестировать в фильмы и сериалы. Фонд кино и Минкульт такие деньги не могли предложить никому.

Но затем партнеры начали исчезать, а бренды стали реже заказывать рекламу. Многие студии релоцировались, а топовые специалисты уехали в СНГ, Канаду, Америку и Европу. Например, владельцы той же Main Road Post основали в Армении Monkey Rave Production.

Недавно Main Road Post работала над фильмом-катастрофой «Мира», и этот проект ничем не уступает западным аналогам. Там есть 8-минутная экшен-сцена с эффектом однокадровой съемки.

Видео с разбором визуальных эффектов в той самой сцене из «Миры»

Я бы не сказал, что индустрия полностью остановилась. Но она сильно пострадала от ухода крупных зарубежных брендов и модных рекламных агентств. Хотя, разумеется, крупные российские проекты в духе «Чебурашки» и «Последних богатырей» все так же в разработке, да и реклама еще снимается.

Пока непонятно, что будет с VFX-индустрией в России. А главный вопрос — вернутся ли все те, кто уже успел обосноваться на новом месте?

Что могу посоветовать новичкам

Если вас привлекает профессия композера или любая другая в сфере компьютерных эффектов, у меня есть несколько советов.

Определитесь, зачем вам эта сфера. Здесь нельзя заработать огромные деньги. Условный проджект-менеджер в ИТ-компании будет получать гораздо больше.

Разумеется, в композитинге тоже есть исключения. Кто-то зарабатывает миллионы рублей в месяц. Но тогда вы должны обладать хорошими социальными навыками и находить достойных заказчиков — либо просто быть очень везучим.

А вот 3D-графика оплачивается гораздо лучше. Очень хорошо зарабатывают люди, работающие в Houdini. Они делают симуляцию огня, дыма, воды и не только.

Так выглядит процесс работы над симуляцией воды в Houdini. Источник: Houdini
Так выглядит процесс работы над симуляцией воды в Houdini. Источник: Houdini

Найдите ресурс для учебы. Я учился по курсам знакомых и друзей Awesome 3000. Они были в индустрии, еще когда я жил в Ростове, и приезжали из Питера и Москвы для повышения нашей квалификации.

А вот с 3D-графикой дела обстоят сложнее. Нужно быть внимательным: вокруг много низкокачественных школ.

Будьте усидчивы и любите кино. Вокруг вас будет много непрофессионалов или капризных менеджеров. Но нужно просто любить свое дело и выполнять самые сложные задачи.

Сколько стоит мое оборудование

Ноутбук. Сначала я везде возил с собой настольный компьютер, но понял, что не очень выгодно выделять целый чемодан под системный блок. Поэтому в итоге просто купил очень хороший ноутбук MSI Creator за 4000 $⁣ (361 190 ₽) и езжу с ним по всему миру.

Когда задерживаюсь в стране, покупаю дополнительный монитор и с комфортом работаю. К счастью, композитинг не такой ресурсоемкий, как, например, производство 3D-графики.

Софт. Чаще всего я работаю в программе Nuke. Годовая подписка на нее обходится в 4500 $⁣ (406 338 ₽) в год. Также есть Mocha Pro — отдельный софт для создания масок и планарного трекинга. Стоит 600 $⁣ (54 129 ₽) в год.

Элементы вроде дыма, крови, огня и прочие я беру с ActionVFX — крупнейшей площадки с футажами. Годовая подписка — 290 $⁣ (26 162 ₽).

Минимальный набор для работы

Ноутбук MSI Creator4000 $⁣ (1 ₽)
Nuke4500 $⁣ (1 ₽) в год
Mocha Pro600 $⁣ (1 ₽) в год
ActionVFX290 $⁣ (1 ₽) в год

Минимальный набор для работы

Ноутбук MSI Creator4000 $⁣ (1 ₽)
Nuke4500 $⁣ (1 ₽) в год
Mocha Pro600 $⁣ (1 ₽) в год
ActionVFX290 $⁣ (1 ₽) в год

Что я делаю сейчас и какие у меня планы

Жить в Канаде оказалось непросто. К тому же специальная военная операция сильно ударила по моему ментальному здоровью. Я начал работать с терапевтом. Да и когда приезжаешь в другую страну, сложно заводить знакомых и друзей. Особенно если работаешь удаленно, как было у нас в студии. Поэтому в конце 2022 года я понял, что хочется переехать.

Сперва перешел в компанию Rodeo FX — там я недолгое время работал над «Ведьмаком». К сожалению, не могу поделиться деталями — скажу лишь, что тоже жду финала сезона и сожалею об уходе Генри Кавилла.

А вскоре мы уехали жить в Таиланд вместе с друзьями. Договорились, что будем там просто гулять и веселиться. Цены тут низкие, а визу получить нетрудно. Rodeo FX пришлось оставить: на них нельзя работать удаленно, да и часовые пояса не позволяют нормально выходить на связь.

Кроме того, я немного выгорел. Смена обстановки и рабочей среды должна была помочь
Кроме того, я немного выгорел. Смена обстановки и рабочей среды должна была помочь

Большие проекты — это интересный вызов, а еще они тешат эго. Но в то же время в студиях много переработок и бессмысленных правок. Иногда супервайзер отмечает моменты, на которые не обратит внимание обычный зритель или даже заказчик. Например, что цвет на 3% не такой, как нужно.

Когда ты работаешь на студию, нужно выполнять задачи заказчиков. У тебя не может быть своего мнения и взгляда. Если он хочет синюю молнию на экране, значит, надо сделать синюю молнию.

Поэтому теперь планирую вернуться к сериалам «для бабушек» и заняться творческими проектами.

Пока я фокусируюсь на контенте для социальных сетей вроде «Телеграма», «Тиктока» и «Инстаграма»: выпускаю рилсы и шорты, где делаю что угодно. И ни от кого не завишу. Также делаю рекламные проекты совместно с CLAN.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Сергей Фролов
Расскажите, как вы нашли профессию мечты:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество