Что поможет пройти путь новичка: 10 мыслей после полного погружения в мир ханга

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Катя Кулакова

Страница автора

В мае 2024 года я впервые прикоснулась к хангу. События закрутились так, что совершенно случайно уже в августе я оказалась в Хандпанистане (как всё сложилось — рассказала здесь).

Хандпанистан — музыкальная страна, не обозначенная на карте мира. Каждый год эта страна материализуется там, куда приезжают профессиональные музыканты и преданные любители ханга, чтобы перенять опыт виртуозных мастеров — Кирилла Ошерова и Владисвара Надишары.

В этом году Хандпанистан материализовался в Солониках — маленьком краснодарском поселении на берегу Чёрного моря. Именно здесь развернулась моя история полного погружения в мир ханга.

Честно говоря, даже сидя в самолёте из Петербурга в Сочи, я ещё не понимала, куда именно направляюсь:

  • ✨ я не знала, что такое Хандпанистан
  • ✨ совсем чуть-чуть умела брать на ханге пару нот и играть несколько простейших ритмов — за плечами у меня было максимум 5-6 часов игры на ханге
  • ✨ я совершенно не знала никаких специализированных терминов, используемых в игре на ханге; где-то на задворках памяти у меня хранились знания из музыкальной школы по классу фортепиано
  • ✨ я подумать не могла, что мы будем играть по 6-8 часов в день
  • ✨ и целую неделю будем жить только музыкой рядом со звёздами мирового уровня.

Оглядываясь назад, радуюсь своей наивности. Зная, что именно меня здесь ждёт, я бы вряд ли решилась на этот опыт. И в результате потеряла бы одну из самых драгоценных недель в моей жизни!

✨Опыт, который подарила мне эта поездка, подсветил важнейшие элементы, необходимые для прохождения пути новичка в абсолютно любой сфере.

В этой заметке поделюсь своими осознаниями, полученными во время пребывания в музыкальном путешествии в Хандпанистане. Почитайте, если начинаете осваивать какую-то новую сферу (и особенно — ханг).

Элемент 1: зажигающий интерес

Как говорится, это база:) Мой интерес к хангу зародился на какао-церемонии, где я была заворожена звуками ханга.

✨ Искорка интереса дала мне импульс к освоению новой сферы — я пошла учиться в школу игры на ханге, а потом и решилась на поездку в Хандпанистан

✨ После первого знакомства с хангом именно интерес помог мне не бросить всё, когда я столкнулась со сложностями — особенно в первое время, когда ханг вообще не отвечал на мои прикосновения нормальным звуком, только гремел (как кухонная кастрюля)

✨ А во время музыкального путешествия, когда во время музыкального путешествия с осознала, куда именно я попала, интерес подогрелся вызовом: смогу ли я приблизиться к профессиональным музыкантам и (хоть чуть-чуть) освоить то, что делают они?

Это дофаминовое топливо мощно зарядило меня на всём пути новичка и, что здорово, продолжает подпитывать и сейчас!

Элемент 2: вдохновляющие учителя

Здесь мне невероятно повезло! После пары месяцев знакомства с новым инструментом я попала к лучшим учителям в мире.

✨ Виртуозные, невероятно заряженные, терпеливые, весёлые и умеющие объяснить сложные вещи даже новичку. Идеально!

В Хандпанистане у нас было по 2 музыкальных сессии в день; каждая — по 3-4 часа (плюс небольшие перерывы).

В обычной жизни мне очень сложно заниматься чем-то одним так много времени подряд.

Но здесь я не замечала, как летит время! И дело даже не в том, что во время игры на ханге нужно снимать часы (иначе можно повредить инструмент и его звучание).

✨ Основное, что помогало терять счёт времени — профессионализм учителей. Они, как светлячки, освещали мой путь новичка в мир музыки, не давая потеряться и заскучать.

Элемент 3: открытость новому

Чтобы идти за светом учителей, нужно уметь воспринимать этот свет: быть готовым встать в позицию ученика и открыться новым знаниями.

Самой яркой иллюстрацией этого осознания стало место перед залом, в котором мы занимались. В зале лежало ковровое покрытие, поэтому перед входом нужно было снимать обувь. В очередной раз входя в зал и снимая обувь, я увидела десятки тапочек взрослых людей.

Нет, эти люди не собрались в бассейн (хоть он и был на нашей территории).

Они осознанно решили:

  • ✨ ближайшие несколько часов провести с учителями
  • ✨ и, встав в позицию ученика, открыться новым знаниям
  • ✨ чтобы продолжить движение по своему музыкальному пути!

Гениально! После этого осознания занималась с утроенным усердием:)

Элемент 4: практика, практика и ещё раз практика

В моих розовых мечтах я спустя неделю виртуозно играла на ханге, сочиняя композиции для своих творческих проектов. (поднимите руку, если тоже ожидаете невероятных результатов уже через пару занятий)

Но реальность такова, что до результата всегда нужно дойти, делая шаг за шагом. Как бы ни хотелось поскорее услышать голос Алисы «До конца маршрута осталось 100 метров», лучше приготовиться

✨ к марафонскому пути (это как минимум): в Хандпанистане каждый день мы занимались на сессиях (это примерно 8 часов), а потом дополнительно играли после занятий (примерно часа по 2-3). В итоге за время пребывания в музыкальном путешествии мы наиграли примерно 70 часов. И благодаря этому получилось увидеть какой-то прогресс!

✨ к бездорожью: на занятиях для меня новым было практически всё. Иногда мне казалось, что я буквально слышу, как хрустят мои нейронные связи. Но через бурелом — абсолютное непонимание того, как играть новый ритм — я прокладывала новые маршруты и по-тихонечку «схватывала» нужную последовательность движений. Повторяя одно и то же действие десятки / сотни раз, я превращала бурелом в тропинку, по которой дальше можно было ходить практически с закрытыми глазами, играя ритм на автоматизме.

✨ к тому, что по дороге придётся поплутать, несколько раз свернув не туда, куда нужно. Как бы ни хотелось максимально быстро пройти путь новичка, без ошибок не обойдётся. Здесь самое главное — понимать, в чём именно ошибка. И уже в зависимости от этого подбирать метод её исправления.

Так, во время разучивания мелодии мы поняли, что очень ускоряем темп, в результате чего не можем сыграть пассаж красиво. Осознав это, целый час играли под метроном, который мерно отстукивал пульс определённой частоты и сдерживал нас от ускорений. В итоге темп выровнялся (его получилось поддерживать уже даже без метронома), а пассаж наконец-то стал получаться.

С хангом мне очень повезло оказаться в том месте, где невозможно было не практиковаться. В других направлениях пути создать такую атмосферу постоянной практики — отдельная задачка со звёздочкой.

Элемент 5: мотивирующее и поддерживающее сообщество

Это то, без чего проходить путь новичка мне было бы невероятно сложно. В Хандпанистане нас собралось 40 человек. И, в отличие от меня, все остальные были продвинутыми музыкантами или преподавателями игры на ханге.

Хандпанистан объединил очень тёплое сообщество профессионалов, поэтому легко можно было обратиться к любому человеку с просьбой что-то объяснить или рассказать.

Так, прямо после первого занятия (во время которого я словила музыкальный шок от непонимания никаких терминов и того, что вообще творится), я подошла к девочке, у которой всё получалось. За час она провела мне краткий экскурс в терминологию и технику извлечения звука (это был флажолет — приём, позволяющий извлекать звук-обертон). Это мне очень помогло не отчаяться и продолжить свой путь!

А ещё сообщество невероятно вдохновляло играть, играть и играть! Вечером, возвращаясь после небольшой прогулки и намереваясь ложиться спать, с одной фразы «А давайте немного поиграем» начиналась настоящая мини-репетиция!

Какой там сон — у нас есть несколько свободных часов, чтобы выучить мелодию! Just play it together!

Элемент 6: сравнения себя

Оборотная сторона нахождения в сообществе супер-профессионалов — постоянное сравнение себя с другими. В моём случае это сравнение ощущалось как расстояние между Килиманджаро и Марианской впадиной. И, конечно, сильно демотивировало: моя техника и звукоизвлечение не шли ни в какие сравнения с тем, как всё получалось у настоящих музыкантов.

В какой-то момент это притормозило мою мотивацию. Прийти в себя мне помог случай: в Телеграме из одного канала-мотивашки пришло сообщение:

«Не сравнивай своё начало с чьей-то серединой» (удивляюсь, как же вовремя я его прочитала).

Отряхнула лишние ожидания от себя и продолжила свой путь новичка!

Элемент 7: промежуточный результат

По себе знаю, что во время большого пути мне очень важно видеть хоть небольшие, но результаты. В марафонском беге это отсечки — таблички, показывающие, сколько километров получилось преодолеть.

В музыкальном путешествии мне вместо количественных результатов (подсчитывать прожитые дни казалось странным) хотелось чего-то качественного и творческого.

Решение пришло внезапно: за завтраком мы разговорились с ребятами о водопаде неподалёку. И размечтались, как бы здорово было там записать видео, как мы играем на ханге.

Нет ничего невозможного, когда ты в нужном месте с нужными людьми и на мечту есть время. Поэтому уже следующим утром мы вместе с хангами за спиной отправились вдоль шоссе к водопаду — записывать наше первое творческое видео в только что созданном ансамбле.

По дороге меня тяготили сомнения (ну и чехол с хангом, конечно — они весят 7 кг).

Но как только мы оказались на месте и разыгрались, все сомнения как водопадом смыло! Мы играли от всего сердца, фантазировали, наслаждались потоком водопада (сами находясь в музыкальном потоке). И главное — получали удовольствие от того, что получается!

После нашей вылазки на водопад я поделилась получившимся видео с семьёй и друзьями. Они были в восторге (думаю, славу мы разделили поровну с водопадом)!

Промежуточный творческий результат и полученное признание от близких стали отличным мотиватором для того, чтобы продолжать путешествие в мир музыки.

Элемент 8: внимание к своим потребностям

Как вы, наверное, уже поняли, в Хандпанистане у нас был очень насыщенный распорядок, 70% из которого принадлежало музыке.

У меня точно не получилось бы выдерживать такие нагрузки, если бы я не поддерживала свой личный энергообмен.

Поэтому старалась уделять время тому, что подпитывает меня:

  • ✨ движение: бег с утра на берегу моря и прогулки вечером (чтобы освободить тело от напряжения и снять стресс от нового)
  • ✨ дневник: утренние страницы каждый день (чтобы освободиться от колоссального объема эмоций)
  • ✨ полезная и вкусная еда (в обычной жизни я почти не ем сладкое, но здесь позволяла себе радости — дать мозгу глюкозу, чтобы у него были силы осваивать новое)
  • ✨ сон (всё то время, что оставалось).

Эти занятия помогали мне чувствовать себя наполненно и каждый день начинать с полностью заряженной батарейкой.

Элемент 9: паузы

Это самое главное — в музыке, в любом новом занятии, да и в жизни в целом.

Тишина, когда ничего не происходит, помогает всё осознать, осмыслить, соскучиться по тому, что вот-вот снова прозвучит красивая мелодия.

Занимаясь музыкой по несколько часов в день, я очень остро ощущала потребность в тишине. Чаще всего для этого сбегала на море, где нет ничего, кроме белого шума волн. Это помогало мозгу отдохнуть, переварить весь полученный материал и освободить пространство для того, чтобы получать новые знания.

В одну из своих вечерних прогулок по морю проходила мимо кинотеатра под открытым небом. Там показывали Гарри Поттера. Приведу здесь кусочек его диалога с профессором Макгонагалл (услышала именно его):

- Вам что-нибудь нужно, Гарри?

- Время, профессор. Столько, сколько вы мне можете дать.

«Да, нужно давать себе время для восстановления и не гнать лошадей», — тогда подумала я. Только так новые знания смогут усвоиться, а я не перегорю.

Элемент 10: большая мечта

В мелодии, которую мы разучивали, был сложный кусочек: с одной стороны ханга нам нужно было быстро перебраться на противоположную. Мы отрабатывали его несколько десятков раз.

Учитель подсказал нам принцип: чтобы сыграть этот кусочек, нужно заранее посмотреть на ту часть ханга, на которую нужно переместиться.

Коллективной мудростью мы вывели: «Куда смотришь, туда и едешь».

Для меня это — не только о том, как сыграть тот самый кусочек в мелодии. Для меня это про большую мечту, которая должна, как маяк, ждать тебя и подсвечивать тернистый путь новичка к светлому будущему.

Зёрнышко большой музыкальной мечты посеял во мне концерт наших учителей — это был настоящий «volshebnyi pinok»: прокачивать свою технику, практиковать, сочинять и… выступать!

Через несколько дней зёрнышко проросло — вместе с ребятами, с которыми мы ходили на водопад, подумали, что было бы здорово сыграть вместе в Планетарии в Санкт-Петербурге. Ведь нет ничего более космического, чем звуки ханга, его сногсшибательный вид летающей тарелки, звёзды и бескрайний купол планетария!

Планы

✨ Одно путешествие новичка плавно перешло на следующий уровень: теперь буду готовиться к настоящему музыкальному концерту!✨

В новый путь однозначно беру с собой те осознания, которые поняла в Хандпанистане. Надеюсь, они будут полезны и вам!

Кстати, а какой опыт новичка сейчас проходите вы?

1/2
  • kuskus kuskusОднажды, когда ночь покрыла небеса невидимою своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у ступенек домашней лестницы своей сидевший и на мрачный горизонт с превеликим вниманием смотрящий, – некий прохожий подступил к нему с вопросом: «Скажи, мудрец, сколько звезд на сем небе?» – «Мерзавец! – ответствовал сей, – никто необъятного обнять не может!» Сии, с превеликим огнем произнесенные, слова возымели на прохожего желаемое действие0