«Это очень дорогой бизнес»: 3 причины, почему российское вино стоит как европейское

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Георгий Мосалов

Страница автора

Меня зовут Георгий, я работаю в отделе маркетинга сети винных магазинов, люблю вино. До 2024 года я старался покупать итальянские, французские и иногда новосветские вина. Затем я стал всё больше внимания обращать на российских виноделов. По итогу я вижу, что не стал меньше тратить на покупку вина, хотя покупаю я его с той же регулярностью.

Например, рассмотрим очень популярную в последний год категорию игристых вин. Возьмём просекко: это итальянское вино делается по технологии Шарма-Мартинотти. Это более быстрый и дешёвый способ, в сравнении с классическим, по которому делается шампанское. Большинство российских вин делаются также.

Так, если мы откроем каталоги по просекко и российскому игристому, то увидим, что цены примерно равны. Да, у некоторых отечественных производителей есть позиции менее чем за 1 000 руб., но это предложения от крупных заводов и виноделен — почему так получается я расскажу ниже. В своей массе цены на итальянское и российское игристое очень похожи.

И это при том, что просекко может производиться только в определённом районе северной Италии, из определённого сорта винограда (глера), а его стоимость включает в себя транспортировку в Россию (с учётом санкционных ограничений), сертификацию, всевозможные сборы и пошлины!

Мы много общаемся с отечественными виноделами, экспертами рынка, берём у них интервью и проводим совместные дегустации, но вопрос ценообразования, как правило, не поднимаем.

Поэтому я решил разобраться в вопросе и поделиться тем, что удалось выяснить. Чтобы понять, как устроено ценообразование, я изучил стоимость создания винодельни, спрос на вино в России в целом и на отечественное в частности, а также рентабельность винодельческих предприятий в стране.

Причина № 1. Высокая стоимость самой винодельни

Винодельня — это очень дорогой бизнес. Высокая стоимость складывается из нескольких факторов:

Земля. Для винограда подходят не все участки: только на юге, с подходящим химическим составом, с достаточным количеством осадков, солнца и ветра. Обычный виноград можно выращивать много где, но подходящий для коммерческого виноделия очень требовательный к условиям. Лозы. После высадки винограда первые несколько лет из него не получится сделать вино на продажу. При этом ухаживать за ним, удобрять, собирать урожаи, бороться с вредителями надо. Персонал. Специалистов в России мало, так как в советское время в стране были только очень крупные массовые заводы. А эпоха борьбы с алкоголизмом и, особенно, сухой закон, когда лозы выкорчёвывались, а производства закрывались, подорвали и то немногое, что оставалось. Оборудование. В России специализированное оборудование и ПО почти не производятся, всё импортное и, особенно в связи с санкциями, дорогое.

По оценкам Роскачества, чтобы винодельня была рентабельной, она должна производить и продавать порядка 1 млн бутылок вина. Для этого нужен урожай 1100 тонн винограда. Такой урожай можно собрать примерно со 130-150 га виноградников.

При этом участки довольно дорогие. Если взять готовые предложения с Авито о продаже участков с уже посаженным виноградом, то увидим, что, например, виноградник в Бахчисарайском районе Крыма за 4,5 га выставлен за 8,6 млн рублей. В Анапе за 2,5 га придётся заплатить 2,1 млн рублей.

У больших российских хозяйств виноградники занимают 900 и более гектаров, а некоторые (например, “Фанагория”) и вовсе свыше 3000 га. Такие масштабы производства снижают себестоимость каждой отдельной бутылки и поэтому крупные винодельни и заводы могут позволить себе продавать вина по цене ниже1000 руб.

Оборудование для сбора урожая и производства вина стоит кратно дороже земли. Только строительная часть проекта может обойтись не менее чем в 500 млн рублей, считают специалисты Минсельхоза. Например, крымская гравитационная винодельня Alma Valley потребовала инвестиций порядка 30-40 млн евро только на обновление производственной части.

При этом не стоит забывать, что с 2022 года в российских банках очень высокие процентные ставки для привлечения кредитных средств в бизнес. Хотя и до этого ставки были заметно выше, чем у виноделов в Европе.

Причина № 2. Низкий спрос и конкуренция

Россия — все еще не винная страна. Виноделам приходится конкурировать с пивом, производство которого кратно дешевле, а продавать его гораздо проще. И это помимо конкуренции с иностранными винами.

РФ находится на 7 месте по потреблению вина в мире по данным OIV — между Испанией и Аргентиной, где живут по 47-48 млн человек (в России — 146 млн). При этом доля российских вин в продажах, по разным оценкам, составляет всего около 16%. В России несколько сотен виноделен разного масштаба. И в этих 16% рынка есть не только небольшие винодельни вроде органической UPPA Winery Павла Швеца, но и крупные заводы как “Кубань-вино”.

Конкурентов отечественного вина можно разбить на две условные категории — из “дружественных” и “недружественных” стран. В первой категории ЮАР, Чили, Аргентина, а во второй — наиболее популярные у россиян Италия, Франция, Испания, Австралия и другие старые винные регионы.

И если спрос на “недружественные” несколько снизился из-за роста цен от дополнительных пошлин, то на “дружественные” — растёт. В итоге конкуренция с импортным вином не ослабевает.

Иностранные виноделы работают, как правило, уже несколько десятков, а то и сотен лет. Это означает большие масштабы производства и выстроенные процессы, предсказуемый спрос на продукцию. В итоге, в условиях конкурентного рынка они не могут себе позволить ставить высокий ценник и при этом могут более-менее точно спрогнозировать окупаемость инвестиций.

Причина № 3. Долгая окупаемость

Винодельня — дорогой бизнес с долгим сроком окупаемости. От момента посадки лоз, строительства помещений и монтажа оборудования до первого вина проходит несколько лет. На сегодняшний день это слишком рискованное вложение. По данным аналитического исследования РБК, до трети российских виноделен — убыточные.

Поэтому бизнесмены ставят заведомо высокую цену на итоговый продукт, чтобы окупиться как можно скорее и иметь затем возможность расширить производство. При этом задрать цену выше импортного вина не получится, так как потребитель просто не будет покупать российское вино по цене премиального европейского.

Иностранные виноделы уже прошли этот путь — они потихоньку обновляют производство, расширяют уже имеющиеся посадки. На их стоимость влияет спрос, а также бюрократические моменты (налоги в странах производства, импортные пошлины в России и тд), но всё же они могут себе позволить более демократичные цены.

Некоторые российские производители тоже могут держать невысокую стоимость — как раз за счёт масштабов производства и долгой истории существования. Но большинство виноделов не могут себе этого позволить, так как необходимо обслуживать кредиты, обновлять производство, закладывать новые виноградники под меняющиеся тренды.

Выводы

Российские виноделы в своей массе сейчас, можно сказать, работают на перспективу. Ищут своего потребителя, кто-то и вовсе работает в минус или едва окупает вложения, чтобы в будущем, когда отечественное вино пойдёт в рост по продажам, уже примелькаться и иметь аудиторию.

Сейчас существуют государственные и частные программы по поддержке отечественного виноделия. Это рейтинги, профильные мероприятия, бюджетные субсидии и налоговые вычеты. Сейчас в разработке законопроект, по которому в винных картах ресторанов российских позиций должно быть не меньше 20%.

Помимо этого, правительство повышает пошлины на вина из “недружественных стран”. Скорее всего, спрос на российское вино будет расти в ближайшие годы и ситуация с ценами будет меняться, но виноделие было и останется очень сложным бизнесом с долгой окупаемостью.

Для потребителей это не означает ни необходимости поддержать рублём российского производителя, ни отворачиваться от него. Просто так сложились обстоятельства, что достойное российское вино на данном этапе не может стоить дешевле своих европейских аналогов. Оно не становится от этого хуже или лучше.

  • Эгэин АйлбибековУ большинства российских вин какой-то странный привкус. Редко какая марка его не имеет. Французские и итальянские вина лёгкие, питкие, и никакого привкуса. А у наших не понятно — то ли выдержка маленькая, то ли добавляют что-то. Самая гадость — Инкерман! Вот и получается, что наши вина хуже европейских, а стоят так же или дороже. Пока больше всех, из новых марок, нравится Мысхако. Из старых и недорогих — Фанагория3
  • Влад БеляковКаждый раз мне в магазине пытаются впарить что нибудь отечественное и подороже. И каждый раз отказываюсь т.к. большинство отечественных вин оказывается бормотухой которую даже для добавки в блюда не стану использовать. Утверждение подходит для вин и за 500 и за 2,5 тысячи. Исключение - Массандра. Но её покупаю только в Крыму.1
  • ПавелСкорее всего, спрос на российское вино будет расти в ближайшие годы и ситуация с ценами будет меняться - ага, в большую сторону. Добавил бы еще, что наши вина нестабильны. Начинают за здравие... а через год-два помои. Ну и культуры производства нет. Хозяева виноделен - большие чиновники и бизнесмены, которым важны понты и окупаемость. А качеством можно пренебречь. Поэтому у них и не задерживаются талантливые виноделы, которые могли бы вывести российское вино на нормальный уровень2
  • Георгий МосаловЭгэин, Мысхако вступили в современную стадию существования в 2017 году, что по нынешним меркам - уже довольно опытный проект. А если считать всю их историю, включая 2000-е, 90-е, советский период... Это я к чему - за последние 5 лет на рынке появились более 200 российских виноделен. Есть очень много маленьких, средних и даже крупных новичков, с российскими или европейскими специалистами, работающие как с автохтонами, так и с международными сортами: кто знает, может в их числе вы найдёте те бренды, что заменят для вас французов или итальянцев?0
  • Георгий МосаловПавел, это в принципе большая задача для винодела - демонстрировать стабильность из года в год, несмотря на погодные изменения. А что касается развития вина уже непосредственно в бутылке, то это вопрос непосредственно к уровню вина. Недорогие вина (включая большинство итальянского просекко, например) через пару лет в бутылке начинают терять свои вкусовые характеристики. Касаемо чиновником и бизнесменов, то тоже позволю себе не согласиться. Конечно, такие проекты есть, как и за рубежом. Но есть яркие примеры, когда вина делаются большими энтузиастами: Олег Репин, Павел Швец, Ирина Богович, чета Бюрнье и тд. В общем, я не столько оспорить ваш тезис, сколько хотел подчеркнуть, что российский рынок вина пока очень молодой, производителей много, становится ещё больше, а денег на пиар и маркетинг мало. Поэтому на плечи потребителей и ложится эта тяжёлая ноша: искать и находить таланты, поддерживать их рублём. И абсолютно нормально, если делать этого не хочется, но мне приятно покупать достойное российское вино не только потому что вкусно, но потому что так я поддержал важную для себя индустрию)0
  • Георгий МосаловВлад, возможно, в упомянутых вами магазинах стараются отработать какие-то показатели по продажам. В любом случае очень грустно, что вам пока не понравились отечественные вина. Могу посоветовать обратиться к экспертам, подписаться на ТГ-каналы Романа Сосновского, например, или Дениса Юрченко - это признанные на международном уровне сомелье, которые периодически делятся своими впечатлениями не только от иностранных вин, но и российских. Возможно, там вы найдёте те позиции, которые изменят ваше отношение!0
  • ПавелГеоргий, Касаемо чиновником и бизнесменов, то тоже позволю себе не согласиться - с чем не согласиться? С тем, что у Абрау перекос в сторону туризма, а не виноделия? Ну так пройдитесь по их производственным ценам. Шато де Талю или Скалистый берег видели? Кому принадлежат, знаете? Считаете, что цена на их вина оправдана пафосными зданиями, фамилиями владельцев или качеством вина? Когда я писал про нестабильность, я больше про качество от бутылки к бутылке, а не от года к к году. Надоела эта лотерея - первый раз берёшь и оно нормальное, второй раз - выливается в раковину. И получается, что вроде как заплатил двойную цену за одну бутылку. Наши виноделы вкладывают не в пиар и маркетинг, а в лоббирование запретительных пошлин на конкурентные импортные вина. Тут они способные. Я вино покупаю не для того чтобы кого-то там поддержать, а потому что люблю вкусно поужинать с вином. Поэтому, чаще выберу гарантированное по качеству например базовое Nipozzano за 2,5т., а не близкое по качеству (но с лотереей) Скалистобереговое за 3,5-5т.3
  • Георгий МосаловКак я говорил, в России много разнообразных виноделен. И есть выбор между дорогими проектами влиятельных персон и интересными, небольшими авторскими хозяйствами. Потребление, а значит и конкуренция, растут и даже сугубо коммерческим проектам приходится развивать свои процессы как в плане работы с лозой, так и в отношении производства: нанимать высококлассных специалистов, привозить лозы, обновлять производство. Вы привели в пример Абрау, так вот в прошлом году они выпустили линейку игристых вин, выполненных по классическому методу и это вино на мой вкус, и по оценкам экспертов, получилось вкусным и интересным. Более того, в прошлом году тот же Абрау взял золотые медали для своих вин на Europe Wine Awards, да и ранее Абрау (и другие винодельни) не раз отмечались на международном уровне, в том числе и на Decanter World Wine Awards. Разумеется, премии редко берут ординарные релизы: лауреатов сложно найти в обычных магазинах, только в специализированных. Но всё же0
  • ПавелГеоргий, давайте по порядку в России много разнообразных виноделен - бесспорно. И это прекрасно. За 20 лет сделан не малый шаг в развитии нашего виноделия. Интересных и качественных вин стало больше, хоть и цена у них стала совсем запредельная. Базовые массмаркетовые вина теперь перешли из разряда "опасно, яд" в "съедобно" и " "хорошо для пикника". И наши покупатели подтягиваются - заметили, что доля брюта на прилавках стало в разы больше, чем 10 лет назад? ...Абрау, так вот в прошлом году они выпустили... - они выпускают игристое по классическому методу с 19 века (спасибо князю Голицыну). Не всё, значительно большую часть делают и будут делать по методу Шарма. Но все это не отменяет их грязное и безалаберное производство. ...медали для своих вин на Europe Wine Awards... - абсолютно коммерческий конкурс, на котором медали просто покупаются. Участие и призы на конкурсе Декантера это уже уровень, тут мое уважение виноделам отметившимся на нем. Даже тем, кого туда целенаправленно впихивали. Да, я понимаю все сложности в которых приходится работать нашим виноделам - климат, импорт оборудования, ставки по кредитам и т.д. Но лучше принцип - "вначале качество, потом цена", а не "вначале заградительные пошлины, потом цена". Условно, я не пойду в кино смотреть Холопа за 1000р. если можно (пока ещё) посмотреть Дюну за 1200.2
  • ЮлияПока что опыт с отечественным вином отрицательный- тут и привкус сивухи, о котором писал один и комментаторов, нестабильность качества от бутылки к бутылке, брют -просто кислятина невкусная ( я лучше Cremant d’Alsace куплю, там и вкус, и качество, и цена приемлемая). На данный момент не вижу смысла платить не маленькие деньги за откровенную бурду или бурду с претензией, зато нашу. Лучше заплачу больше, но куплю итальянское, с гарантированным качеством и вкусом.1
  • Ioann NaumowКлимат изменился уже настолько,что и технический виноград уже до 50 широты как минимум можно выращивать.Не говоря,что та же Астраханская область ни как пока в виноделии не задействована, хотя климат даже более подходящий чем в той же ростовской области0
  • user6089463Бред. Российское шампанское стоит сильно дешевле зарубежных аналогов по качеству. Т.е. - может вино быть дешевле. По факту. Балаклава, Абрау, Новый Свет и т.д. Песня бедности для красных вин - жадность и не более того. Плюс - ещё и делать не умеют.0
Вот что еще мы писали по этой теме