Мы 5,5 месяца путешествовали на «Газели»

Проехали 5 стран: Казахстан, Киргизию, Монголию, Турцию и Грузию
12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

С мая по ноябрь 2019 года мы с мужем проехали 33 000 км на автодоме на базе автомобиля «Газель». Поездка заняла 165 дней. За один отпуск мы побывали в Казахстане, Киргизии, на Алтае, в Монголии, на Байкале, в Турции и в Грузии. Выехали из Москвы.

Мы хотели совершить мини-кругосветку по нашему континенту. Изначально в планах было доехать через Казахстан, Киргизию, Монголию, Байкал до Владивостока, но наступившая осень изменила наши планы. В Улан-Удэ мы развернулись и, променяв Японское море на Средиземное, поехали продлевать лето в сторону Турции.

Это не первая наша поездка, но самая долгая. С 2014 года мы много путешествуем: были в Карелии, на Кольском полуострове, проехали от Белого до Черного моря, трижды были в Казахстане и Грузии, в 2020 мечтали о поездке в Норвегию, но, понятно, не сложилось. За рулем всегда муж, я — штурман и хранитель уюта

Автомобиль

Всю дорогу нашим средством передвижения и жильем был автомобиль «Газель», полностью переоборудованный в автодом. Часто люди не могли поверить, что мы добрались до них из Москвы на этой машине.

Приобретали ее в 2018 году на вторичном рынке с пробегом меньше 20 тысяч км. Общая стоимость автомобиля с учетом переоборудования около 1 200 000 ₽.

Расходы на бензин в 5 странах составили около 160 000 ₽, еще немного тратили на шиномонтаж на Алтае и проезд по платным дорогам в Киргизии, Монголии и Турции, а также страховку на авто для пересечения границ.

Жилье

На жилье потратили 0 ₽. Мы ночевали в самых неожиданных местах: в руслах рек, в пустыне Гоби, у подножия пика Ленина, на берегах Иссык-Куля и Байкала, на мусульманском кладбище и у католической церкви.

По поводу быта: у нас было все, что нужно, включая биотуалет и походную баню-палатку. Температура за бортом колебалась от -5 С до +40 С, в холодные ночи выручал автономный обогреватель, жару приходилось терпеть.

Еда

В большей части еду в путешествии готовили сами, автодом оборудован холодильником и кухней. В крупных городах посещали местные кафе для погружения в гастрокультуру. На питание в целом потратили около 160 000 ₽ на двоих за 5,5 месяцев.

Самой запоминающейся оказалась китайская кухня в Улан-Удэ и Иркутске, а также своеобразные монгольские супы, в состав которых одновременно входили и картофель, и пельмени, и мясо. Не удалось попробовать марала на Алтае.

Связь

За все время были без связи всего около 10 дней. В отдаленных частях Казахстана и Монголии, на Байкале и по трассе вдали от населенных пунктов. В каждой стране покупали местную сим-карту, оставались на связи с родными. Общие расходы на связь — 7000—8000 ₽.

Достопримечательности

Впечатлений от смены картинок перед глазами было так много, что после 3 месяцев стали испытывать некоторую перенасыщенность. Но потом поездка в горную часть Турции — Каппадоккия, Трабзон — освежила восприимчивость.

Было забавно целую неделю кататься в поисках Аральского моря, оказаться в полной языковой изоляции в Монголии, радоваться «ужасным российским дорогам» по возвращении из Казахстана, ночевать в одиночестве и топить походную баню на берегу Байкала, и, конечно, встретить рассвет, любуясь парящими воздушными шарами и прожить 3 недели на побережье Средиземного моря. Но самой яркой картинкой осталась все-таки горная Киргизия, абсолютный отрыв от цивилизации.

Люди

Больше всего в поездке понравились люди, которых мы встречали: другие путешественники из разных стран, местные жители, бескорыстные и не очень.

На одном из диких турецких пляжей пришлось прожить 10 дней, так как меня слегка укусила местная бродячая собачка, и нужно было наблюдать за ней. За это время мы стали местной достопримечательностью, как, впрочем, и везде. Нас угощали свежевыловленной рыбой, чаем, вином, фруктами, было очень приятно.

Безопасность

Говорят, что главная опасность путешественника — это люди. Нам повезло, либо мы сами очень миролюбивы. Обманули нас несколько раз в Монголии из-за непреодолимого языкового барьера. Однажды взяли оплату в 100 раз больше за возможность наполнить баки с водой — это была единственная страна, где воду из колодца продавали. И за проезд по платной дороге. В рублях суммы все равно оказались не столь значительными.

Реальным страхом была поломка где-нибудь в безлюдном месте, но, во-первых, у нас с собой была мини-автомастерская, а во-вторых, она, к счастью, не понадобилась.

Были небольшие проблемы. После первой же ночевки на заднем дворе монастыря в Московской области утром нас не хотели выпускать из-за мероприятия для военных, перекрывшего выезд. Мы не стали рассматривать это как плохой знак в начале путешествия.

Еще абсолютно нигде не смогли найти мастера по ремонту кондиционера, в жаре по степи и пустыне пришлось ехать с открытыми окнами. Кто бывал в Казахстане, знает, что лучше заранее обзавестись респиратором 3М, чтобы не глотать бесконечную дорожную пыль, которая проникала во все щели.

Расходы

Вся поездка обошлось в 400 000 ₽. Рассчитывали на большую сумму, ни на чем не экономили, просто во многих местах тратить деньги реально было не на что. Дома мы тратим больше. 200 000 ₽ с человека за полугодовой отпуск — считаю, это отлично!

Не стоит бояться взять паузу в жизни и отправиться посмотреть мир. Никогда не будет идеально подходящего момента. Жизнь проходит, и насладиться ей нужно до того, как настанет старость.

РедакцияПутешествовали в автодоме? Расскажите об этом:
  • НеОнавтодом - моя мечта. уже полгода ищу подходящий авто для постройки, но я похоже слишком капризный и газель мне не нравится :)3
  • ToriaWhat, потусите среди вэнлайферов, возможно приглянётся вариант, их много - от стареньких VW до новых Спринтеров. Два раза в год проходит фестиваль Русские дороги, там собираются сотни машин путешественников. Если нет возможности приехать лично, посмотрите в соцсетях.2
  • Go to worldВиктория, рассказывайте подробнее о своих автопутешествиях. Читала статью как подводку «вот - вот сейчас начнётся самая интересная часть рассказа», а статья закончилась 😄1
  • Go to worldVictoria, интересно подробнее про расходную часть владения и обслуживания автодома. Сколько на нем надо путешествовать, что окупать 😄0
  • ToriaGo, сложно подходить к хобби с точки зрения окупаемости, но давайте попробуем: сравнив стоимость коммерческих туров в аналогичные направления и сроки, за полгода выйдет не один миллион. Ради смеха смотрела стоимость недельного тура в Монголию: от 2000$ без перелётов. Мы потратили за 5 недель около 80 тыс., кажется)2
  • ToriaGo, Вы правы, опубликованная статья получилась "оглавлением". Я написала подробный рассказ о большей половине путешествия, и даже отправила в редакцию ТЖ, но потом на оставшуюся часть просто не хватило духа. Непросто "впихнуть" пять месяцев в одну статью, получается либо сухо, либо длинно.. Описывали практически с колёс на других платформах: Драйв2, Инстаграм..2
  • ToriaДабы писательский труд не пропал зря, оставлю здесь первую часть подробного рассказа :) Во-первых, кто мы: в поездке мне исполнилось 41, Сергею - 43, я больше 10 лет работала в финансово-экономическом департаменте, Сергей - инженер. Идея поездки обдумывалась где-то год, срок изначально планировался на полгода, хотя маршрут уже в пути претерпел изменения: была мысль за эти полгода доехать до Владивостока через Среднюю Азию, но вышло даже интереснее. Почему так сильно хотелось уехать - обоим за 20+ лет работы в офисе такой образ жизни изрядно надоел, я в какой-то момент даже мечтала хоть бы сломать ногу, лишь бы можно было несколько месяцев не ходить на работу. Сергей по духу путешественник и "заразил" меня своей страстью, за семь лет мы побывали во многих частях России и несколько раз в Казахстане и Грузии, но всегда это были не больше 2-3 недель отпуска, поэтому маршруты не были длинными. В начале 2019 года удачно сложились звёзды: я выплатила ипотеку за студию, которую приобрела в 2012 году, годом ранее мне было диагностировано и успешно пролечено онкологическое заболевание, что у многих "новеньких" в онко-теме достаточно хорошо прочищает мозги об отношении к жизни, были накоплены достаточные финансовые подушки, и план созрел. В середине мая 2019 с треком "с сегодняшнего дня прошу считать меня недействительным" мы перешагнули порог офиса с трудовыми книжками в руках. Должна сказать, что по крайней мере мне было не страшно писать заявление об увольнении по собственному желанию, потому что в беседе с руководителем мне сразу задали вопрос, хочу ли я уйти насовсем или просто нуждаюсь в паузе. Я подтвердила, что устала и хочу отдохнуть эти полгода, но буду счастлива вернуться в компанию. Впоследствии так и получилось, меня ждали и звали вернуться даже раньше, чем прошёл срок. Как готовилась ГАЗель: в целом она была куплена именно под такое длительное путешествие, до неё у нас были ещё два автомобиля: первый - Ленд Ровер Дискавери 2, на нём мы были в Грузии, Казахстане, на Кольском полуострове, затем Сергей построил автодом из полноприводного Соболя, на котором мы около 3 лет автономно путешествовали, но в ходе эксплуатации ощущалась нехватка места, поэтому следующим выбором стала практически новая полноприводная ГАЗель. Альтернатив в секторе микроавтобусов для "вэнлайфа" у этого автомобиля практически нет, с наличием полного привода и понижающей передачи на рынке только Мерседес Спринтер по цене однокомнатной квартиры за пределами МКАД. После покупки переоборудование ГАЗели было решено провести силами небольшой мастерской в Нижнем Новгороде ("родине" ГАЗелей"), которая предлагала установить высокую крышу, чтобы была возможность стоять в салоне в полный рост, спланировать внутреннее пространство салона, и, самое главное, внести изменения в регистрационные документы. Это заняло почти 4 месяца и около 200 тысяч рублей. После торжественного получения документов, в которых было сказано: "переоборудован в Автодом", ещё месяц понадобился на постройку мебели (раздвижная кровать, кухня, навесные шкафчики, санитарный отсек), и автомобиль был готов к путешествию. На материалы ушло ещё около 150 тысяч рублей. Итого вместе со стоимостью приобретения наш автодом обошёлся примерно в 1 миллион. Перед отъездом одной из насущных проблем была моя кошка, которую некому было оставить на столь долгий срок, и я даже разрабатывала план взять её с собой, но перспектива формальностей при пересечении многочисленных границ, встреч с дикими животными и в целом огромного стресса заставила проявить находчивость, и на большую удачу в разговоре с коллегой выяснилось, что её сестра ищет жилье, так что моя студия была передана в надёжные руки вместе с кошечкой на условиях безвозмездного проживания за присмотр за пушистой жопкой. 22 мая 2019 мы стартовали, не имея перед собой чёткого плана, только направление, и не ставя себе никаких временных рамок. Вернулись мы домой 3 ноября. И вот где мы побывали за эти 5,5 месяцев: Казахстан. Здесь мы уже бывали дважды, на полуострове Мангышлак (Мангистау) с его марсианскими пейзажами. В этот раз наш путь лежал мимо, через всю страну на юго-восток. Добирались до Казахстана мы с остановкой на Чёрном море, затем через Элисту и Астрахань, где мы безуспешно пытались починить кондиционер, который при жаре до 50 градусов был весьма актуален. Но починить его никто не смог ни в Астрахани, ни в Барнауле, ни в Алматы, поэтому Сергей решил проблему самостоятельно при помощи открытой проводки. Дорога, ведущая в Казахстан из Астрахани, и первые 50 километров на казахской территории - одна из самых ужасных, а по бездорожью мы катались немало. Максимально в день можно было проехать не больше 300 км, дальше уже раскалывалась голова от грохота и чесались глаза от пыли. В некоторых случаях более комфортно ехать прямо через степь, чем по обозначенной на карте дороге. В пути мы использовали навигацию Maps.Me, спутниковые карты, карты Генштаба.10
  • Toriaч.2 Наш маршрут шёл через Уральск, далее через Актобе и Кызылорду на Шимкент. По пути мы за несколько дней объехали то, что осталось от Аральского моря, периодически застревая в песчаных дюнах, нашли один из последних кораблей "Зоркий", ещё не разобранных на металлолом, а также сделали фото у КПП Байконура. В степи встречали много лошадей, верблюдов и практически полное отсутствие людей. Те населенные пункты, которые были отмечены на карте как крупные посёлки, часто не имели даже АЗС, не говоря о магазинах, поэтому мы были готовы к автономности минимум на неделю по запасу воды и продуктов. За 2 недели мы пересекли Казахстан с северо-запада на юго-восток и попали в Киргизию через КПП Тараз. Киргизия. В этой стране мы были впервые, знали о ней лишь то, что здесь очень красиво и люди дружелюбны. В середине июня мы попали снова в весну: цветущие долины, нерастаявший снег на горных перевалах, очень быстро мы забрались на высоту больше 3 тысяч метров, на перевалы Ала-Бел и Отмок. Спустились в край озёр, пообщались с местным дорожным инспектором, который настойчиво интересовался, оплачен ли налог за автомобиль (выяснилось, в Киргизии водители должны предъявлять документ об оплате транспортного налога, и в случае его отсутствия автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку - зато в Киргизии отсутствует ОСАГО как понятие), а также с местными журналистами, снимавшими репортаж о знании водителями дорожных знаков - в котором Сергей поучаствовал и выиграл приз - китайские кроссовки Найк 43 размера :)) Ещё в Киргизии оказалась один платный участок дороги Бишкек-Ош, на котором тариф для иностранного авто оказался раз в 10 выше, чем для местного, около 700 руб. Дорога идёт вдоль очень живописной реки Нарын, можно останавливаться каждые полчаса и любоваться открывающимися видами. То, за чем мы и приехали. Возле Оша дорога шла максимально близко от границы с Узбекистаном, буквально в 10 метрах справа за колючей проволокой находились узбекские огороды. Благодаря этому фрукты и овощи стоили каких-то смешных денег, на 200 рублей мы купили около 7 кг персиков, помидоров, огурцов, сладкого перца. Сытно пообедать в придорожном кафе на двоих стоило 300 рублей. в Оше посетили главный рынок, в принципе рынки - это отличный способ узнать жизнь в стране, мы купили специй и национальную киргизскую шапку на сувенир. Дальше дорога шла в горы, приближаясь к Памирскому тракту. Наверное, это самое красивое место, которое мне доводилось видеть: разноцветные склоны величественных гор, изгибы дороги и бесконечное небо. Мы направились в Алайскую долину к пику Ленина (7 134м.), добрались до базового лагеря у его подножия на поляне Ачик-Таш (3900 м.), где переночевали с первый раз включённым автономным отопителем, ночью температура опускалась до -3 (хотя двумя днями раньше мы плавились под +35). Здесь мы почти получили звание "самая высокогорная Газель России", хотя самый высокий перевал на котором побывала Газель - это перевал Суек, (4028 м.), где воздух был настолько разрежен, что дышать было непросто, но дизель справлялся. Добрались до самой южной точки Кыргызстана, дальше только налево - Китай в 70 км, направо - Таджикистан в 40 км. На обратном пути проехали перевал Калдамо (2985м.) и просто обмерли от открывшегося вида. Тьянь-Шань - это что-то настолько особенное и завораживающее, что нет слов для описания своих чувств. Мы просто нашли плоскую площадку у дороги и часами дышали этой красотой. Дальше путь лежал к озеру Сон-Кёль, лежащему в горной котловине на высоте 3016 м. Это одно из немногих мест, где стоят домики для проживания туристов и даже небольшая лавка, в которой мы купили местный деликатес - шарики "курут", сделанные из высушенного сыра, благодаря чему практически не портятся. Кстати, курс сома был практически равен рублю, что очень удобно. Следующую неделю мы провели на Иссык-Куле с периодическими вылазками в горные ущелья, в сторону Иныльчека, отметили здесь день рождения Сергея, набрались сил, и выдвинулись назад в Казахстан. Всего мы провели в Киргизии 3 недели, и это катастрофически мало.4
  • Toriaч.3 Снова Казахстан. Теперь наш путь лежит с юга на север в сторону Алтая. Заезжаем в Чарынский каньон, после Алматы становимся свидетелями только что случившегося дтп, буквально несколько мгновений перед нами машина улетела по прямой в степь, вероятно, водитель отвлёкся. Мы остановились узнать, чем можно помочь, и я не успела моргнуть, как Сергей несёт на руках мальчика с окровавленной ногой, остальные переворачивают машину, другие пассажиры вышли сами. Дождались приезда скорой, Сергей профессионально оказал первую помощь: перевязал рану и наложил шину, я держала мальчика за руку, поила водой и дала телефон позвонить маме, надеюсь, у него всё обошлось переломом. От Алматы до границы с Россией можно было поехать через Караганду и столицу Нур-Султан, заехав на озеро Балхаш, но мы выбрали более короткую восточную дорогу через Талды-Курган и озеро Алаколь. По информации от местных, обе эти дороги в примерно одинаково ужасном состоянии, тысяча километров непрекращающегося ремонта (я даже навсегда запомнила слово "айналып" - объезд по-казахски). Эту тысячу км мы ехали три дня, глотая пыль и дребезжа зубами, с вынужденной передышкой на озере, и когда наконец пересекли границу Алтайского края, хотелось целовать родной российский асфальт и "ужасные дороги". 12 июля мы вернулись в Россию. Раньше мы никогда так долго не отсутствовали на родине, целых полтора месяца. Первым делом в цивилизации Барнаула нашли прачечную самообслуживания, автосервис и парикмахерскую, и отправились в сторону Горного Алтая. Вообще, после Киргизии в нас уже столько красоты, но Алтай тоже был долгожданной мечтой, и без стресса роуминга, конвертации и гугл-переводчика. Здесь есть места, где можно проявить отвагу, взбираясь на крутые каменистые склоны, но мы понимали, что у нас впереди ещё много километров и неизвестная Монголия, поэтому проявили благоразумие, шиномонтаж понадобился всего дважды. Пожили несколько дней на берегу Катуни за Ороктойским мостом, избегая туристических мест, спасибо, наш внедорожный автодом позволяет забираться на немногочисленные уединённые полянки. Дальше был перевал Кату-Ярык, непроходимость которого на неподготовленной машине, на наш взгляд, преувеличена, Алтайский "Марс" и Курайская степь, ветер, пешая прогулка к лагерю Актру, Кош-Агач и Беляши, и наконец, Ташанта и граница с Монголией. Монголия. Страна, о которой мы не знали практически ничего, только пару отчётов на тематических сайтах, и были готовы ко всему. Веселье началось прямо на границе, когда вышка связи пограничников заглушила сигнал от сигнализации, и пришлось толкать машину через границу практически вручную. Проблема языкового барьера впервые встала остро, несмотря на использование кириллицы, всё остальное было максимально непонятно. Но к туристам везде относятся дружелюбно и даже немного снисходительно, поэтому границу прошли легко, не забыв получить специальную бумагу, с которой можно будет выехать через другой пункт пропуска. Дальше началась полная импровизация. Широкими мазками план состоял в прохождении до Гоби и глазении по сторонам. По сторонам было на что посмотреть, и поэтому, рандомно тыкая в точки достопримечательностей на карте, мы довольно быстро сошли с асфальтовой трассы. Помощи у местных просить было негде, указатели отсутствовали, включился режим "по азимуту". Хорошо, что сразу на границе удалось купить местную сим-карту и был интернет, а также в городе Улгий - первом после границы - нам удалось купить бумажную карту Монголии. Здесь есть свой, монгольский Алтай, намного более дикий, откуда повернув на север и стравив давление в шинах, мы углубились в страну озёр и сопок, переправлялись через разрушенные мосты, встречали яков. Нужно сказать, что в Монголии значительно развит внутренний туризм, с удовольствием путешествуют на всём, начиная от повсеместных Приусов и до Ленд Крузеров, всей семьёй. Пейзажи менялись несколько раз в день, дюны высотой с 20ти-этажный дом, прозрачные озёра, кратер вулкана, даже водопад - всё это есть в Монголии. Но мы целились в пустыню Гоби. Честно говоря, я представляла себе пустыню несколько иначе: песок вместо глины с засохшими колючками, недавно прошли дожди, и "пустыня" стала огромной лужей грязи. Но в конце был и песок, много песка: знаменитая песочница Хонгорын Элс. Тут мы встретили пару путешественников из России, все немало удивились. Погуляв по пескам, свернули к каньону Баянзаг ("пылающие пески"), где нашли яйца и скелеты динозавров, и пропихнули Газель в каньон Дуган Ам. На закуску оставили Улан-Батор, где и живёт 2/3 населения страны, посетили главный рынок, на который ушёл целый день: там продают всё, от подгузников до мотоциклов. Заехали в памятнику Чингиз-Хану в районе местной Рублёвки, и потряслись в сторону Байкала. Всего в Монголии провели 3 недели, проехали 4 000 км, потратили 50 000 руб. Тратить было не на что: только топливо и еда, супермаркеты европейского типа попадались только в крупных городах, в остальных посёлках только ларьки с продуктами длительного хранения и, внезапно,3
  • Toriaч.4 и, внезапно, весьма вкусным пивом. Посещения кафе каждый раз были лотереей из-за непреодолимого языкового барьера, и в основном меню - это варёное тесто с мясом, или жареное тесто с мясом. Очень не хватало овощей, хорошо, были кое-какие консервы. В целом монголы ещё плохо ориентированы на внешний туризм, из одного кафе нас просто выставили, потому что хозяйке не захотелось готовить :) Снова Россия и Байкал. Здесь нас уже ждали: моя коллега с семьёй приехали навестить родственников в Улан-Удэ и мы удачно пересеклись, проведя несколько дней на берегу вместе, катаясь на водном мотоцикле и наконец общаясь не только друг с другом. В городе нас сводили в отличный китайский ресторан, я даже нашла пристойный салон красоты и освежила окрашивание волос, в гостях нам предложили баню. Кайф! тут-то мы и поняли, чего нам не хватает. До сих пор вопросы гигиены решались либо душем вдоль дороги, либо применением системы "палатка из Декатлона + садовый опрыскиватель", а не хватало нам походной бани! Которую мы и купили чуть позже, в Иркутске. После Улан-Удэ мы поехали на иркутскую сторону. Провели день в Иркутске, погуляли по городу и музеям, мне запомнилась экспозиция экскрементов диких животных, полезно, наверное, отличать кучки медведя от кого-то побезобиднее :) На Ольхон мы попали на бесплатном пароме, а для передвижения по острову нужно купить "лицензию" в местном турбюро. Останавливаться на ночёвку можно только в двух-трёх обозначенных местах, мы нашли такой пятачок и с удовольствием протестировали новую баню на берегу Байкала. Тем временем уже на календаре конец августа, и нужно принимать решение, в какую сторону двигаться дальше. На востоке наш ждала стремительно приближающаяся осень, потом через месяц-два пришлось бы возвращаться по уже практически снегу, поэтому любовь к теплу возобладала, и мы, отложив мечту о Японском море на потом, направились в сторону тёплого Средиземного.5
  • Александр ПолойкоПросто обалдеть! Каждый день выезжаю на ремонт дорог на Газели, а путешествовать люблю на автодоме и пишу про это статьи, которые рвут интеренет!2
Вот что еще мы писали по этой теме