7 выводов, к которым я пришел, пока учился в топовом российском вузе

53

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Всем привет! Решил попробовать написать в Т-Ж, надеюсь кому-то это будет полезно. К сожалению, тут я не могу сверстать заголовки, поэтому буду использовать капс. Если тема зайдет, можно будет написать полноценную статью по образовательной тематике.

Расскажу о том, какие выводы я для себя сделал за 3,5 года обучения в топовом (слово "топовый" здесь употребляется оправданно, но называть место не буду) российском вузе, что планирую делать дальше и что могу сказать абитуриентам со своей колокольни. Направление у меня техническое, связанное с математикой и компьютерными науками, так что планирующим в будущем "войти в айти" будет интересно.

Считаю, что для понимания всей картины надо немного поговорить о моей истории, о том, как я учился и что этому сопутствовало. Кто не любит многобукав — пролистывайте, кто любит — берите чаёк:)

Предыстория

Я учился в неплохой московской школе на самой окраине города. Школа входит в сотню лучших по Москве, но до топовых школ там как до Луны пешком. Несмотря на это, к половине экзаменов я подготовился со школьными учителями (за что им до сих пор благодарен), для другой половины пользовался услугами репетиторов и материалами из интернета. Олимпиадных заслуг у меня не было, поэтому в экзамены вложил все силы, которые были, и даже больше. Помню, во время ковида (да да, я заканчивал школу весной 2020 года) я 3 месяца сидел целыми днями за компьютером, нарешивая задачи экзаменов. В итоге сдал даже лучше, чем того ожидал сам; баллы говорить не буду, но они высокие даже для топовых университетов.

Понимание того, куда я хочу поступать, пришло только в начале 11 класса. Так как результаты экзаменов были очень приличные, цели в итоге удалось достичь:). Несмотря на уверенный выбор вуза и направления, я вообще не понимал конкретную область, где я хочу развиваться в дальнейшем, что, кстати, считаю вполне нормальным для 17-летнего пацана, который только вышел с порога школы и до этого просто учился, играл в футбол, радовался жизни и ни о чем не думал.

Начиналась университетская жизнь…

Младшие курсы

На первом курсе было интересно и тяжело одновременно. На меня обрушилась тонна незнакомой мне доселе высшей математики, в которой я, к своему удивлению, смог довольно хорошо разобраться. Программирование шло тяжелее; с Питона довольно сложно пересаживаться на низкоуровневые языки, а про прямую работу с памятью и указатели я вообще молчу… но и тут удалось справиться. Так что первая сессия, сданная на оценки "отлично", только раззадорила. Да и вторая была сдана только с одной четверкой, поэтому казалось, что дальше будет так же — тяжело, но интересно.

Здесь надо отметить, что на учебу я тратил сильно много времени, задвигал себя и свои потребности, чтобы доботать линейную алгебру или закрыть очередную домашку по проге. Психологи говорят, что нездоровый интерес к делу — первая стадия выгорания; но я тогда поставил учебу в самую сердцевину своей жизни. Все это потом мне аукнулось… но обо всем по порядку.

На втором курсе все стало сильно сложнее. Математика стала сильно запутанной, а еще появилась физика, в которой я не силен от слова совсем. Было очень сложно, я все еще тратил кучу времени на учебу и получил свое первое мини-выгорание. Тогда я не проанализировал причины, не сделал должных выводов, но все же додумался вернуть в свою жизнь спорт, который я с начала универа задвинул за задний план (никогда так не делайте!).

Тем не менее, я все еще закрывался на хорошие оценки. Летом после 2 курса я почувствовал себя готовым попробовать свои знания на практике и пытался пройти на стажировку в крупную международную компанию, но не прошел (спойлер: история на этом не закончилась). Однако именно тогда я понял глубину своих знаний: да, мне не хватило определенных скиллов, чтобы быть выбранным рекрутерами и командой, но тут я впервые почувствовал, за что страдаю в университете, и почему я впахивал не зря)) Это вселило какую-то уверенность в светлом будущем.

Выбор кафедры и старшие курсы

В большинстве вузов в середине обучения нужно выбирать специализацию — более узкое направление, по которому будет читаться часть предметов на старших курсах. Я выбрал направление, связанное с мат.моделированием, но не потому, что хотел этим заниматься: на этом направлении была очень классная лаборатория, занимающаяся анализом изображений. При поступлении в эту лабораторию не требовалось проделывать огромную внеучебную работу в течение семестра и ожесточенно бороться с другими за место на кафедре, поэтому моя ленивая натура решила, что это подходящее место для меня:) Скажу сразу — о выборе я не жалею. Но обо всем по порядку))

На старших курсах общие предметы стали более унылыми. Я сделал ставку на работу с научным руководителем и то, что нам читала кафедра; взамен же получил кучу неинтересной мне математики в качестве общих предметов. К середине третьего курса около 75% предметов казались мне скучными и унылыми. Я словил второе, более массивное выгорание, и выполз из него только благодаря научной деятельности, которую мы развили с моим научником: я чувствовал, что здесь у меня может что то получиться и что мне это интересно, и это вселяло радость и удовлетворение от жизни. Третий курс я закрыл примерно так же, как и все предыдущие, пусть и с одной пересдачей.

Ну а летом я таки прошел на стажировку в то самое место, о котором говорил ранее. Я занимался разработкой математических алгоритмов для нужд этой компании. После этой стажировки пришло понимание, что наука это мое и что в дальнейшем я хочу заниматься или коммерческими исследованиями, или научной деятельностью в некоммерческих организациях.

Четвертый курс — самое тяжелое время для меня. Личные проблемы наложились на ментальные проблемы, связанные с учебой (унылых предметов стало еще больше), и на осознание того, что я многое в жизни делал не так… К тому же на фоне постоянного стресса начались проблемы со здоровьем. В итоге я почти перестал посещать вуз и стал разбираться со своими проблемами вместе со специалистами. К концу семестра мне удалось выйти из ментальной и физической ямы, хоть и ценой проблем с учебой (парочка пересдач). Сейчас идет зимняя сессия, и я надеюсь, что больше пересдач не прибавится:)

Важно, что со всеми своими проблемами (до сих пор полностью не решенными) я полностью не выключался из жизни. Я продолжал заниматься спортом, когда не мог выдать даже 50% результата; так же я активно занимался научной деятельностью, которая оставалась лучом солнца во всей моей университетской жизни. В итоге мои результаты скоро будут оформлены в научную статью, что радует и мотивирует.

Что дальше

Говорить о том, что я точно закончу вуз, не приходится — с дипломом проблем нет, а сдать госэкзамены и весеннюю сессию явно не сложнее всех тех экзаменов, которые были (пересдачи закрою как-нибудь).

Дальше — магистратура (скорее всего, останусь в своем университете) и параллельно работа (скорее всего, в той самой компании). Думаю в дальнейшем пойти либо в исследования в индустрии, либо в науку, но конкретную область пока не выбрал; знаю что там 100% будет присутствовать интересная мне математика. А еще очень хочется наконец заняться собой и найти тот самый work-life balance. Люди, которые его нашли — вы существуете вообще?…

Мои выводы и советы

Нужно сказать, что я нисколько не жалею о пройденном пути и совершенном когда-то выборе — в этом просто нет смысла. Все-таки я получил и получаю крутые знания, знакомлюсь и общаюсь с классными людьми. При этом далеко не все в моем университете меня устраивает, и иногда чувство невозможности что-то поменять сильно бьет по мне. Впрочем, я стараюсь больше выделять хорошие моменты в жизни, чего и вам всем желаю.

Что же я вынес за все эти годы для себя и что могу посоветовать другим?

1. Фраза "высшее образование — не про знания" — это великий сарказм (да, я смеюсь с этих мемов, и что вы мне сделаете?). Я полностью согласен с тем, что крутые связи и знакомства можно завести в вузе, что ты учишься структурировать информацию и планировать время. Но если для вас знания — не главное, выберите другое занятие или идите кормить инфоцыган. Получать высшее образование в парадигме "я тут в том числе за знаниями, которые пригодятся мне в будущем" надо как минимум для IT, инженерии и прочих технических областей, где ты должен знать тот или иной фундамент достаточно уверенно.

2. Полностью забивать на себя ради учебы — нельзя! Базовые потребности здорового человека, такие как спорт, прогулки на свежем воздухе и периодические встречи с друзьями и близкими людьми, должны удовлетворяться всегда. Все знают банальные фразы типа "мозг это мышца и ему надо регулярно отдыхать", но почему-то не все это делают.

3. Забивать на учебу на младших курсах — нельзя! Если вам сложно учиться — подумайте, то ли направление вы выбрали и хотите ли вы вообще получать вышку. Если ответ положительный — просто приложите усилия и потерпите (а как вы хотели? сразу рыбку не съешь, надо в воду для начала слазить). При этом не забывайте про пункт 2. Также не советую с первого курса торопиться работать и влетать во взрослую жизнь (но только если у вас есть на то возможность). Если вам есть где жить, что кушать и что носить, то лучше учитесь — полученные знания зачастую ценнее низкооплачиваемых подработок не по специальности. При этом ничто не мешает вам летом ходить по стажировкам и присматриваться к различным областям вашей специальности.

А вот на старших курсах можно пробовать искать работу или подработку, если вам позволяет время. Не торопитесь браться за что, чем не хотите заниматься, ищите себя и у вас все получится.

4. Будьте активным, не ленитесь и посещайте разные мероприятия. Это может быть встреча сотрудников крупной компании со студентами, студенческая конференция или онлайн-митап по интересной вам тематике. Там вы можете обзавестись связями и возможно найдете единомышленников и друзей, а может даже обменяетесь контактами с интересным в профессиональном плане человеком. Я сам попал на стажировку после одного из студенческих семинаров, куда пришли сотрудники той самой компании.

5. Фильтруйте информацию. Когда видите какой то предмет — спросите себя, где он может теоретически применяться в моей будущей деятельности (или хотя бы "что мне даст изучение этого предмета?"). На основании своего ответа оцените, сколько сил готовы тратить на изучение предмета в этом семестре. Только не увлекайтесь — зачастую на младших курсах дается база, которая нужна почти всем, там нужно просто стиснуть зубы и заботать (но не забывайте про пункт 2!).

6. Специально для абитуриентов: подумайте о поступлении хотя бы за полгода. Читайте учебные планы, ходите на дни открытых дверей, находите реальных студентов и трясите их, просите рассказать все и обо всем. Составьте полную картину мест, куда хотите поступать, выберите то, что больше нравится, и оцените свои силы по проходным баллам прошлых лет (знаю, что они меняются, но других источников не вижу). Словом, подходите к этому ответственно и с умом.

7. Слушайте себя и не бойтесь ходить к психологу. Сейчас в большинстве крупных вузов есть бесплатная психологическая помощь.

Ментальные проблемы при том стрессе, который бывает при обучении в топовом вузе — не редкость (личные проблемы тоже никто не отменял). Если вы почувствовали, что что то не так, то 0) не преуменьшайте своих проблем, оцените их адекватно; 1) поговорите с близкими вам людьми; 2) при необходимости и по возможности обратитесь к специалистам; 3) посылайте далеко и надолго всех, кто говорит про "вот опять депрессия в 0 лет, а мы в свое время в школу 20 км пешком ходили и на трех работах работали"; 4) боритесь с причиной, подумайте "что мне сделать, чтобы такого не повторилось?". 5) Не переставайте жить. И помните — вы не первый и не последний сталкиваетесь со своими тараканами, их можно и нужно вытравливать из своей головы.

Заключение

Сразу хочу отметить, что я нахожусь в определенном "пузыре", создаваемым моим окружением, местом, где я учусь и городом, где я живу. Поэтому все написанное нужно читать через призму того, что я учусь в действительно топовом месте и советы даю соответствующие.

Надеюсь, этот материал был кому-нибудь интересен или даже полезен. Он может показаться сумбурным, но если вдруг зайдет, можно было бы написать что-то посерьезней (если время с этими госами будет:) ).

Закончить хочу строчками из песни:

Ты молод и свободен, а значит у тебя есть все! / Пока ты на что-то годен — жалей кого-нибудь еще!

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Вуз не скажу, школу не скажу, баллы за экзамен не скажу...
Но я сильно крутой чувак и сейчас будут чего-то там до вас доносить.

54

Ирина, ТОПОВЫЙ!

2

Sdfsdfsdf, ни о чем, написать можно что угодно. Просто бла-бла, про я крутой без любого доказательства слов.

0
0

Не очень понятно про важность знаний, унылые предметы и пересдачи. И про призму топового места тоже

14
0

15.01, 04:51

Отредактировано

Хоть автор скрывает вуз ( непонятно зачем), то предположу, что это не Бауманка, т.к. не является топом. На МФТИ и вышку тоже не похоже. Скорее всего МГУ.
Статья хороша тем, когда понимаешь, что она полезна. Было бы круто, если бы автор указал ВУЗ, тогда советы заработали на все 100%

8
Герой

16.01, 17:49

user2456686, +++
Я хотела знать, что за вуз, чтобы понять, в каком учебном заведении данные выводы актуальны..

1
0

Скучные общие предметы на 4 курсе - похоже на МГУ

8
Герой

16.01, 17:48

Tatiana, извините, а что там у вас было из общих скучных предметов? :)

0

Демография, например)) на каждом факультете свои, видимо

1
Герой

16.01, 20:02

Tatiana, а, поняла). Спасибо:)

0
0

Автор, жаль нет уточнения для какой именно IT специальности нужна вышка. Я сама закончила только колледж по программе программиста, мне этих знаний + самообучения хватило для того, чтобы работать в веб разработке. Большего там явно не нужно. Насчёт остальных направлений сложно сказать.

5
Автор поста

15.01, 09:27

Ksenia, в топовых вузах большой упор на вышмат. Так как я собираюсь идти в research, мне этот вышмат очень нужен) дома с книжкой математику выучить крайне сложно.

Вообще в топовых вузах упор идёт на фундаментальные образование, т е тебя не натаскивают на конкретную специальность. В колледже, насколько понимаю, вы учитесь на конкретную специальность. Что лучше -- каждый решает сам.

0
0

За "Тараканов" спасибо, конечно, но вся статья и ваши представления об образовании несколько пропитаны ... наивностью, что ли...
В моем понимании, словосочетание "топовый вуз" сродни "красный диплом", - странно звучат в 2024 году и не стоит предавать этому чрезмерное значение.

p.s. про диплом подробнее здесь: https://journal.tinkoff.ru/red-flag-opinion/

5
Автор поста

15.01, 17:48

Кленовый, я с вами согласен. Но многие метят в топовые вузы, и, например, для занятия той же наукой или преподаванием топовость вуза решает -- как минимум из за окружения. Для индустрии же вуз решает мало что, это правда.

Про пропитанность статьи -- и тут я с вами частично согласен. Но я другого образования не видел, вот и пишу как есть у меня в голове. Возможно, стоило быть более конкретным и написать ВУЗ, но что уж теперь.

1
Автор поста

15.01, 17:56

Отредактировано

Кленовый, статью я прочитал. Интересно было бы подискутировать, лично я считаю что там все сильно вывернуто в сторону "диплом не решает". Это так и есть, но в статье все слишком категорично, на мой взгляд.

0

AdequatePacifist, 4-5 унылых предметов? Но на 4 курсе общих предметов уже практически нет - только по специальности. Специальность не интересна или уже все знаете? Если второе, то, возможно, вывод преждевременный. Преподаватель скучный? Но 4-5 скучных преподавателей за один год в топах не бывает. В каждую сессию пересдачи? А как же про важность знаний? Или это только совет на собственном грустном опыте?

4
0

Учился в нетоповом вузе страны на информационной безопасности, магистратуры нет, чел со следующего курса после окончания бакалавра поступил в топовый питерский универ на магистратуру инфобеза и со второго полугодия стал преподавать своим одногруппникам (из других универов он единственный на этой магистратуре, остальные бакалавр этого фуза оканчивали) межсетевое экранирование и защиту сетей. Отзывался об их знаниях словами "наши троечники знают больше, чем их отличники. Ни один чел даже не назвал виды натирования сетей, не говоря уже про модель оси хотя бы до транспортного уровня ". Так что топовость вуза не показатель вообще, главное как люди материал понимают и осваивают.

4
0

Никакой конкретной информации. После введения дальше читать нет желания.

4
0

14.01, 22:21

Отредактировано

понятно, фкн-щик радуется жизни грустные люди с миэма курят в сторонке

3
Автор поста

15.01, 09:36

prettyy_d, чем так плох миэм? У вас вон какой новый корпус))

0

AdequatePacifist, ахахах, без оборудования....и в Строгино...

1
0

Расскажите о своем опыте кто учится в Бауманке или МФТИ. Каково это? Баманка - это уже не топовый ВУЗ? Насколько выгорают студенты МФТИ?

1
Герой

15.01, 11:39

Отредактировано

АК, Бауманка, инженерная специальность (энерго) , выпуск конца 2000х. По специальности если кто и начал работать, почти сразу ушли из проектирования в продажи оборудования. Исключение - кто остался на кафедре защищать кдт и там же работать. Часть людей сейчас в IT (вообще никак со специальностью не связанное, т. е. самоучки). Вуз научил учиться и дал некий плюс на собеседовании (за название), но было тяжело все 6 лет (а их 6, дневное..).

4

Кт, а почему почти никто не стал работать по специальности? Малая оплата?

0

АК, оплата, да. Ну и выбор Вуза и специальности заставляют делать в 16 лет (в Бауманке потом почти нереально перевестись даже на соседнюю кафедру, не говоря уж о смене факультета. Специальность выбирали сразу, при поступлении). Единицы угадали с направлением, ещё часть после выпуска осталась в инженерном деле в том или ином качестве. Значительная часть полностью сменила род деятельности вплоть до певцов и танцоров

1

Кт, блин, как про себя прочитал, с той лишь разницей что у меня в Сибири и уверен полегче учиться было но у нас и народ умом больше обижен, а в целом - одногрупники кто чем, только не по специальности, а я вот к своему удивлению по ней родимой, хотя ещё вож период обучения её возненавидел, но спустя много лет понял что научили нас практически ничему, по программе 82 года. Вобще моё направление как лакмусовая бумажка отражает всю суть современного высшего образования, электроника и приборостроение, так вот сама по себе электроника меня мало интересаюовала, а поступил потому что был у р знакомый препод ( который оказался тем ещё козлом) и даже этот факт не отменяет того что дипломированный инженер электронщик обязан, вы слышите ОБЯЗАН понимать как работает транзистор. Я не понимал, 80℅ однокурсников не понимали, и сейчас, спустя 15 лет, нынешние, возможно 95 % также не понимают, но их продолжают выпускать. И дело точно не качестве обучающихся, дело в качестве обучающих и их программ. И это как нельзя точно отражает качество всего университета, тоже самое со знанием Конституции у юристов, законом термодинамики у теплоэнергетиков и т д

2

Fedor, В целом, у нас весь выпуск работает, у всех все хорошо. Да, многие не по специальности.. Но т. к. это были бюджетные места, единственное, кого этот факт работы не по специальности должен занимать - это главного спонсора такого образования, т. е. государство. А ему как-то особо и дела нет, даже отрабатывать инженером не просили после выпуска. Если цель государства была получить налогоплательщиков - оно их получило. Часть стала-таки хорошими инженерами. Остальные своими силами переучились. Получается, схема для гос-ва рабочая.. даже если нам грустно, что 6 лет изучали не то, что интересно, но, получается, "сами виноваты", надо было с пелёнок понимать, кем станешь 😄 айтишником (даже если компьютер в детстве в глаза не видел)

2
0

Теперь главное не выгореть на работе, особенно в первые 5 лет... А у меня именно так и вышло(.
Сложно было принять тот факт, что кассир в крупном магазине, пусть и работая в часах больше зарабатывает на уровне казалось бы дипломированного специалиста, а это очень я Вам скажу демотивирует. Специальность техническая и поступал изначально куда хотел и к чему была тяга ещё со школы (многочисленные призовые места на олимпиадах не дадут мне соврать), но когда за пять лет работы в науке пройдя путь от инженера с бакалаврским дипломом до ведущего химика-аналитика я так и не почувствовал весомой прибавки в своём кошельке то... Знания ради знаний вышли по итогу.

1
0

Слово "топовый" встречается в этом тексте 7 раз!

1
0

Бауманка или МФТИ?

0

А., явно не МФТИ.
Там не идут стажироваться на лето второго курса, как правило.
Там поступают на базовую кафедру одного из предприятий и одновременно устраиваются к ним на работу.

8


, а можете подробнее рассказать как это работает? Как студент совмещает работу и учебу?

0

Артур, после второго курса студенты ходят по собесам предприятий, у которых есть базовые кафедры и поступают туда.

Кафедра организуется на базе предприятия, и часть занятий у студентов проходит в Долгопрудном в помещениях физтеха, часть – непосредственно на рабочем месте. Там читают лекции и проводят семинары непосредственно работники этого предприятия, как правило, с научными степенями или педагогическим опытом.

Студент работает на предприятии, там же ходит на лекции. Его непосредственная работа, как правило, ложится в основу его диплома. Таким образом, студент прямо с третьего курса работает по специальности + получает актуальные и необходимые знания для работы + имеет практическое применение своему диплому.

4

А., в Бауманке нет госэкзаменов.

2

А., фкн вшэ?

0

katawwa, или фпми мфти. Или МГУ.

2
0

Автор, всех благ. Надеюсь ваш опыт вам помогает и ещё поможет в дальнейшем!)
Напишу для сравнения, так сказать.
Училась в обычном колледже и институте, г. Мурманск. Один из более менее в нашем городе. Бух.учет. Окончила в 2014 г
Честно скажу, уже после в процессе работы и самостоятельно училась в основном.
Практики в программах никакой толком не было в институте. Смешно сказать, бух бланки вручную заполняли. До сих пор помню дурацкие задания, аля напишите краткий конспект по главе учебника такого-то.
Теория без практики такое себе, как и наоборот.
Много общих предметов, даже на последних курсах. Это при том, что я в институте на заочке училась по ускоренной. Может конечно ещё от специальности многое зависит.
Конечно диплом не лишний оказался)

0
Автор поста

15.01, 17:58

Ирина, спасибо. Кстати, Мурманск прекрасный город)

0
0

15.01, 14:18

Отредактировано

Бро, ты кого учишь то, ничего по сути не добившись? Из статьи я не понял, почему я должен тебя слушать.

0
0

Человек должен очно закончить ВУЗ. Есть какая-то разница между очником, заочником

0
0

Привет, никоим образом не умаляю ваши достижения, молодцом вы! Из провинции сам, сын знакомых высш обр получил в местном вузе, спец. IT лет 10 назад, работая в филиале столичн компании, в Москве был в командировке, 1 из 4-х коллег откликнулся на предложение головного офиса и остался работать. В итоге вырос, сейчас директор, в подчинении около 500 сотрудников, в Москве. Это я так, информация к размышлению. И так бывает, и вроде вуз провинциальный.

0

Vakamamoev, я как человек окончивший обычный вуз, не особо понимаю крутость разных вузов и красных дипломов.
Качество образования наверное не сравнить, но вопрос насколько актуальны эти знания в работе. Если это не наука и что-то типа ядерной физики.

0
0

Хочу поддержать автора. Наверное, в сравнении с большинством из написавших мнение, прошла достаточный путь, чтоб обобщать. Закончила обычный ВУЗ больше 20 лет назад. Кстати, поступила со второй попытки, но закончила с отличием. Точно знала чем хочу заниматься. Стала психологом. Да, после выпуска, были поиски себя. Но, вот я кандидат наук, преподаватель ВУЗа, практикующий психолог. Востребованный специалист и достаточно хорошо зарабатываю занимаясь любимым делом. Для профессионального развития берусь за нестандартные задачи, выхожу из зоны комфорта (сотрудничаю с УФСИН, работаю со спортсменами и т.д.)
Про спорт, увлечения и общение с друзьями в точку. Всё это в моей жизни всегда было и есть. Защита от выгорания

0

Наталья, вот и реклама подтянулась 💪

0
0

Автор, удачи Вам! Вы молодец!

0
0

К сожалению, в Т-Ж нет пальца вниз, чтобы достойно оценить некоторые публикации.

0

Сообщество