«1984» Джорджа Оруэлла — лидер литературных антиутопий всех времен.
Многие открывают жанр именно через этот роман. А потом ищут похожие книги о безрадостном будущем или настоящем, в котором главный герой бросает вызов тираническому правительству.
Мы спросили читателей Т—Ж, какие антиутопии им особенно запомнились. Собрали их рекомендации в этом материале.
Какие антиутопии понравились читателям
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
«Час быка» Ивана Ефремова
Автор красочно показал поляризованное общество. В нем разные слои слишком заняты ненавистью друг к другу вместо того, чтобы обращать внимание на реальные проблемы вроде истощения ресурсов и падения уровня жизни всего населения, кроме олигархической верхушки.
Отдельный плюс: автор не пытается выставить свою антиутопию стабильной и нерушимой. Он, наоборот, ищет в ней уязвимые места. Это моя основная претензия к другим книгам жанра вроде «1984» и «О дивный новый мир»: главным героем выступает человек, заведомо обреченный на провал, которому противостоят умные и дальновидные строители антиутопии.
«Москва 2042» Владимира Войновича
Книга зацепила всепоглощающей и действительно смешной сатирой. Сатирических антиутопий по пальцам можно пересчитать, «Москва 2042» Войновича — один из лучших образцов этого поджанра.
Кроме того, Войнович прекрасно обыграл язык социализма, сделав его еще одним элементом сатиры. Чего только стоит «Москореп» — Московская коммунистическая республика — или «кабесот» — кабинет естественных отходов. А «публичный дом им. Н. Крупской» достоин отдельного упоминания.
Идея автора, заключающаяся в том, что смена политического режима не приводит, увы и ах, к смене миропорядка — лишь наименования, безусловно, очень жизненна. Тот же Дзержин Гаврилович при смене коммунизма на монархию становится Дружином Гавриловичем, но остается на своем месте. Язык Войновича очень образный, и именно за счет этого становится очевидна абсурдность любого режима.
«Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса
Антиутопия очень интересна с точки зрения восприятия мира диктатором. Но эту книгу довольно трудно читать из-за специфичного слога и отсутствия разделения на главы. Ах да, и каждое предложение там занимает несколько страниц.
Это неоднозначное произведение в жанре магического реализма. Кто-то не сможет дочитать до середины, кто-то полюбит и будет перечитывать. Если вам надоели эпигоны Оруэлла и Хаксли — должно понравиться.
«Каллокаин» Карин Бойе
Действие происходит в тоталитарном государстве: люди служат правительству, детей после какого-то возраста забирают из семьи, постоянные доносы, слежка и все такое. И вот молодой оппозиционно настроенный ученый изобретает сыворотку правды, которая заставляет выдавать тайные мысли.
Мне нравится, что в книге персонажи не плоские: можно одновременно хотеть власти и презирать режим, хотеть близости и бояться открыться. Что любопытно, Карин Бойе написала эту книгу после поездки в СССР.
«О дивный новый мир» Олдоса Хаксли
Мне нравится «О дивный новый мир» — пожалуй, единственный мир будущего, который плох только с точки зрения тех, кто как Дикарь. А кому лишь бы пожрать да поспать и чтобы без социальной напряженности — так супер прямо, почему нет-то.
Никого не убивают, в лагеря не ссылают — людей уже делают такими, чтобы не рыпались. Проблема же человека в чем: не может молча сидеть на одном месте, вечно ему надо подумать да повыступать. Ну, короче, этот новый мир мне люб.
«Особое мясо» Агустины Бастеррики
Первая за долгое время книга, финалом которой я была обескуражена. События разворачиваются на Земле. В мире разразилась эпидемия, из-за которой стало невозможным есть мясо животных, рыб и птиц. И поэтому люди начинают употреблять в пищу «особое» мясо, специально выращенное для этих целей. Думаю, вы догадываетесь, чье оно.
P. S. Несколько дней после прочтения не могла смотреть на мясо.
«Голодные игры» Сьюзен Коллинз
Обожаю как книжную трилогию, так и киноадаптацию. Коллинз совершила жуткое предсказание того, какую роль будут играть медиа в революциях и войнах будущего. Помните, как президент Сноу подбирал слово для «повстанцев»?
Всегда своим ученикам привожу в пример последние эпизоды франшизы, где президент Койн предлагает провести Голодные игры с детьми Капитолия. Потрясающая иллюстрация итогов социальных революций.