Все о блокировщиках рекламы: какие есть, как включить и выключить, безопасно ли пользоваться
Вокруг блокировщиков рекламы много споров и мифов.
Всплывающие окна и яркие баннеры не только отвлекают, но и могут быть вредоносными. Поэтому пользователи прибегают к блокировщикам интернет-рекламы. Но это не нравится крупным технологическим корпорациям, например «Гуглу». Меры против адблокеров сформировали вокруг них образ не самых законных и безопасных сервисов. Расскажу, что нужно знать.
О чем вы узнаете
Зачем нужны блокировщики
Блокировщики используют в виде браузерных расширений или отдельных программ. Они не только скрывают надоедливую рекламу, но и делают каждый сеанс в интернете удобнее и безопаснее. Потому что баннеры могут размещать в том числе и мошенники. Расскажу подробнее.
В первую очередь блокировщики скрывают баннеры. Согласно исследованиям, 70% пользователей раздражает цифровая реклама. Чаще всего мы сталкиваемся с этими ее видами:
- Баннерная — статичные или анимированные изображения. Они есть практически на каждом сайте в большом количестве.
- Видеореклама — ролики, которые показываются до, во время или после основного видеоконтента.
- Всплывающая, или pop-up, реклама — один из самых надоедливых видов. Баннеры появляются поверх содержимого страницы на несколько секунд, полностью перекрывая контент.
Благодаря блокировщикам увеличивается скорость загрузки страниц и снижается интернет-трафик. Тесты блокировщиков рекламы, например, uBlock Origin, показали, что они повышают производительность браузера за счет того, что загружают меньше контента. Однако на скорость влияет количество активных фильтров. Если их много, страницы могут загружаться медленнее, поэтому используйте только основные.
Например, по умолчанию в AdBlock четыре набора фильтров, есть еще семь дополнительных и два по подписке. Также на скорость загрузки влияет количество вкладок, которые открываются автоматически при каждом запуске браузера.
Блокировщики помогают сохранить ваши данные. Не все баннеры приведут пользователя на сайты, которые они рекламируют. С помощью этого трюка мошенники, например, могут обманом заставить пользователей установить вредоносное ПО, замаскированное под легальное приложение, и украсть их пароли и личную информацию.
Законно ли использовать блокировщики
Использование блокировщиков рекламы уже давно стало предметом споров. Пользователям удобнее заходить на сайты без лишних промо, всплывающих баннеров и визуального шума. Но страдают владельцы сайтов, многим из которых реклама помогает выживать. В интернете можно встретить различные формы противодействия блокировщикам — от вежливых просьб до жестких ограничений.
Использование блокировщиков не запрещено законом. Например, такую позицию занял верховный суд Германии в 2018 году в деле медиаконцерна Axel Springer против компании Eyeo — разработчика Adblock Plus. Издательство пыталось доказать, что скрывать баннеры на страницах СМИ незаконно. Но суд постановил, что пользователи имеют право блокировать рекламу, а разработчики таких технологий могут использовать белые списки и пропускать приемлемую рекламу.
В 2021 году Axel Springer вновь выступил против Eyeo под предлогом нарушения авторских прав. Но гамбургский суд тоже встал на сторону блокировщика, решив, что использование технологий, изменяющих отображение веб-контента, не нарушает авторские права владельцев сайтов. Приложения модифицируют содержимое страницы именно для конечного пользователя.
Интернет-гиганты против блокировщиков. Для таких компаний реклама — основной источник дохода. Например, в 2016 году «Гугл» убрал из Google Play приложения-блокировщики, оставив только расширения для браузера.
В октябре 2024 года «Гугл» выпустил обновление, после которого в Chrome отключили поддержку расширений, на которых работал AdBlock. Изменения коснутся практически всех современных блокировщиков рекламы, работающих через старый API Manifest V2, например uBlock Origin и Ghostery. Новый стандарт Manifest V3 ограничивает количество правил для блокировки рекламы, что снижает их возможности. Эти изменения «Гугл» объясняет стремлением повысить безопасность и производительность браузера, но многие считают, что это выгодно рекламным платформам.
В 2023 году «Ютуб» запустил кампанию по борьбе с блокировщиками. Если у пользователя включен такой сервис или сайт не добавлен в список исключений, платформа не давала смотреть больше трех видео. Затем меры ужесточили, и видео могли просто не запускаться.
В том же году пользователи Reddit жаловались на медленную работу сайта и нашли кусок кода. Из него стало ясно, что «Ютуб» заставляет ждать пять секунд перед запуском видео, если зритель использует сервисы блокировки. А все потому, что не только авторы зарабатывают от монетизации через рекламу. Основной плюс подписки YouTube Premium — как раз отключение рекламы.
Какие есть риски при использовании блокировщиков рекламы
Пользователи нередко сталкиваются с мошенническими приложениями, которые вместо защиты от рекламы могут навредить. Вот чего стоит остерегаться.
Мошенники выдают вредоносные сервисы за блокировщики рекламы. Чаще всего их называют как известные приложения, немного изменив написание. Например, не Adblock, а Ad-block. Такая подделка заваливает пользователей спамом, например о розыгрыше призов. Но чтобы получить подарок, попросят ввести личную информацию.
Полученные данные могут быть проданы на черном рынке для рассылки спама, таргетированной рекламы и создания поддельных учетных записей. Большинство таких приложений почти мгновенно удаляют из-за жалоб пользователей.
Есть риск утечки данных из блокировщиков. Так как блокировщики модифицируют сайты, они имеют доступ к содержанию страниц, которые вы просматриваете. И речь не только о рецепте шарлотки. В группе риска пароли, которые часто хранятся в открытом виде в исходном коде даже авторитетных платформ.
Поэтому при выборе блокировщика стоит быть внимательнее. Вот несколько вещей, которые стоит сделать:
- Убедитесь, что приложение скачано с официального сайта или выложено в стор официальным разработчиком, а название не изменено. И по возможности настройте фильтры вручную.
- Позаботьтесь об улучшении возможностей своего блокировщика. Кроме приемлемой и доступной третьим лицам рекламы, о которой пойдет речь дальше, это можно сделать с помощью выбора фильтра для вашего региона. Так, когда вы будете посещать русскоязычные сайты, сервис заблокирует рекламу без проблем.
- Проверьте, выбраны ли в настройках базовые функции, исключающие отслеживание третьей стороной и push-уведомления.
- При необходимости подключите премиум. Подписки предлагают блокировать другие раздражающие баннеры, например всплывающие окна с требованием согласия на использование cookie-файлов или просьбы отключить блокировщик.
Какие есть безопасные сервисы
Собрала для вас безопасные сервисы для обхода рекламы. Эти блокировщики проверены временем и мною лично.
Расширения для браузеров. Таких инструментов множество, и все они выполняют базовые функции: блокируют рекламу автоматически и позволяют удалять оставшиеся баннеры вручную. Большинство расширений бесплатны и не требуют регистрации, а настройки интуитивны, так что разобраться несложно.
Главный плюс расширений в том, что они работают только внутри браузера, не затрагивая остальную систему. Это снижает риск случайного изменения настроек устройства и обеспечивает дополнительную защиту от вредоносного ПО, которое может быть связано с блокировкой рекламы.
Кроме того, такие плагины легко настроить под себя: выбрать фильтры, разрешить приемлемую рекламу или добавить сайты в белый список. Но основной минус в том, что реклама в приложениях и в играх останется. Это особенно заметно на мобильных устройствах, где реклама может появляться в системных уведомлениях.
Какие стоит попробовать:
- AdBlock. Самый популярный блокировщик этого типа.
- Ghostery. Расширение защищает от отслеживания данных рекламными компаниями и потенциальными злоумышленниками.
- UBlock Origin. Плагин отлично справляется с блокировкой всех типов рекламы.
- Poper Blocker. Предназначен специально для pop-up-рекламы, с платной подпиской скрывает и другие виды баннеров.
Приложения. Это инструменты, которые работают на уровне всей системы, а не только внутри браузера. Они блокируют баннеры, видеоролики и всплывающие окна на сайтах, в приложениях и даже в играх. Многие из них блокируют рекламу до ее загрузки, что уменьшает интернет-трафик.
Из минусов стоит отметить, что большинство качественных приложений требуют оплаты для доступа к расширенным функциям. Также некоторые блокировщики недоступны в официальных магазинах приложений, их приходится скачивать из сторонних источников, что может быть небезопасно. А для полноценного использования сервисы запрашивают рут-права.
Какие стоит попробовать:
Браузеры-блокировщики. Это комплексное решение для защиты от нежелательных элементов в интернете. Они сразу предлагают удобный интерфейс и защиту без необходимости устанавливать дополнительные расширения. Блокировщик в них встроен, поэтому не нужно дополнительно скачивать плагины.
Такие браузеры обеспечивают приватность и потребляют меньше трафика — его не нужно тратить на загрузку и удаление рекламы. Но встроенные блокировщики могут уступать специализированным расширениям по гибкости настройки фильтров. Кроме того, нужно привыкнуть к новому браузеру, который может выглядеть непривычно.
Какие стоит попробовать:
- Brave. Благодаря оптимизации он потребляет меньше трафика и экономит заряд аккумулятора.
- Vivaldi. При настройке браузера можно выбрать, от чего защищать: от слежки и рекламы или только от слежки.
- Ghostery Privacy Browser. Отключает все трекеры, и ваши личные данные заменяются случайными значениями.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult