Вопрос о поступлении: где изучать маркетинг и бизнес-информатику в Санкт-Петербурге
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я из Кемерова, мне 18 лет.
Изначально я хотела поступать на психолога. Туда нужны биология и математика или биология и обществознание. К биологии я уже готовилась, но не знала, какой предмет брать вторым.
В итоге летом перед одиннадцатым классом решила поступать на маркетинг или бизнес-информатику. Меня привлекает маркетинг, потому что такая деятельность раскрывает творческие способности.
Надеюсь, что учеба в вузе будет интересной. Конечно, мне хочется уехать из города и поступать в Санкт-Петербург, но точно буду решать, исходя из баллов за ЕГЭ. Сдавать я решила русский, профильную математику и обществознание. Индивидуальных достижений у меня никаких нет.
Сильно переживаю из-за того, что могу остаться в своем родном городе. Даже подумываю над тем, чтобы сдавать в следующем году биологию и поступать на психолога, как и хотела изначально. Но тратить год на подготовку тоже не особо хочется.
Куда поступить, чтобы изучать маркетинг и бизнес-информатику
Здравствуйте, Лиза!
В российских вузах маркетинг — профиль подготовки направления «Менеджмент», которое относится к укрупненной группе «Экономика и управление». На сайтах вузов его удобно искать по коду ОКСО 38.03.02.
Направление «Бизнес-информатика» тоже относится к этой укрупненной группе, поэтому имеет похожий код — 38.03.05. Номер «03» в обеих шифрах означает уровень образования, то есть бакалавриат, а последние две цифры — порядковый номер направления внутри одной группы.
Теперь расскажу подробнее о том, в какие вузы Санкт-Петербурга вы можете поступить. Во всех вариантах я указала средний балл зачисленных на бюджет в 2022 году, который рассчитала вручную.
Вузы Санкт-Петербурга, где изучают маркетинг
ГИЭФПТ. Государственный институт экономики, финансов, права и технологий расположен в Гатчине Ленинградской области. Менеджеров здесь готовят по трем профилям: «Маркетинг», «Менеджмент организации» и «Управление логистическими системами».
У каждой специализации отдельный конкурс, а конкретно на маркетинг выделено 20 бюджетных мест. Средний балл зачисленных в прошлом году — около 220.
ПГУПС. Университет путей сообщения ведет набор на программу «Маркетинг в цифровой среде». На этот и другие профили направления «Менеджмент» выделено семь бюджетных мест.
В прошлом году набор велся только на платное обучение, поэтому средний балл зачисленных я указывать не буду. Студенты ПГУПС изучают бренд-менеджмент, маркетинг СМИ, интернет-маркетинг.
СПбПУ. В Политехе Петра Великого выделено самое большое количество бюджетных мест на менеджмент — 72. При этом средний балл поступивших в прошлом году довольно высокий — 271. Студентам предлагают девять специализаций, включая маркетинг, но конкурс при поступлении один.
СПбГУПТД. В 2023 году Университет промышленных технологий и дизайна впервые набирает на программу «Менеджмент в медиабизнесе и полиграфии». Возможно, вам это тоже будет интересно. Бюджетных мест предусмотрено три. Планируется, что в вузе научат анализировать медиарынки, составлять маркетинговые планы, организовывать бизнес-процессы.
СПбГЭУ. В Санкт-Петербургском экономическом университете вы можете рассмотреть программу «Маркетинг и управление брендами» — ее реализуют на факультете бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности.
Набор ведут на 38 бюджетных мест, но они выделены не только на маркетинг. Средний балл зачисленных в прошлом году — 266. Студенты осваивают программы для обработки данных, изучают маркетинг брендов и цифровых стартапов, разбираются в электронной коммерции.
Вузы Санкт-Петербурга, где изучают бизнес-информатику
В отличие от маркетинга, бизнес-информатика — не специализация, а отдельное направление подготовки. В его рамках возможны углубленные профили, например «Деловая аналитика», «Цифровая трансформация управления бизнесом», «Архитектура предприятия». Перечислю варианты, которые могут быть вам интересны.
ГИЭФПТ. В вузе, расположенном в Ленинградской области, изучают не только маркетинг, но и бизнес-информатику. Набор ведется на 20 бюджетных мест, а средний балл зачисленных в прошлом году был 230.
ИТМО. Набор на интересное вам направление ведут и в этом вузе. Но в прошлом году все бюджетные места заняли на приоритетном этапе зачисления. В результате 29 из 30 студентов-бюджетников поступили по олимпиадам. Думаю, что и в этом году ситуация будет такая же, поэтому останавливаться только на ИТМО я бы не рекомендовала.
ПГУПС. В Университете путей сообщения у бизнес-информатики выделен один профиль — «Архитектура предприятия». В 2023 году у этой специализации впервые появились бюджетные места, но их всего четыре. Студенты ПГУПС изучают предприятие как большую и сложную систему, разбираются, как проектировать его архитектуру.
СЗИУ РАНХиГС. Филиал Президентской академии в Санкт-Петербурге ведет набор на профиль «Бизнес-аналитика». На него выделено 25 бюджетных мест, а средний балл зачисленных в прошлом году — 270. Эта программа предполагает углубленное изучение информационных систем для поддержки бизнеса.
СПбГЭУ. Санкт-Петербургский экономический университет готовит по профилю «Деловая аналитика». Предусмотрено 15 бюджетных мест, средний балл поступивших в прошлом году — 267. Выпускники получат знания и навыки для работы в сфере бизнес-аналитики.
ФУ при Правительстве РФ. В филиале московского вуза готовят по профилю «ИТ-менеджмент в бизнесе». Вуз выделил шесть бюджетных мест, средний балл зачисленных в прошлом году — 266. Студентов учат программировать и управлять информационными системами, погружают в бизнес-инжиниринг.
Что в итоге
В российских вузах нет отдельного направления подготовки «Маркетинг», но такой профиль есть у программы «Менеджмент». Как и бизнес-информатика, она относится к укрупненной группе «Экономика и управление».
Оба интересующих вас направления можно изучать на бюджете. Для поступления в ведущие вузы Санкт-Петербурга — скажем, в СПбГЭУ или Политех Петра Великого — я бы советовала ориентироваться на сумму баллов от 270.
Если результаты будут ниже, попытаться подать документы все равно стоит, но в университеты, где ниже конкурс. Например, в ГИЭФПТ в Ленинградской области.
Если вуз ведет набор на программу впервые, попробуйте проанализировать проходные баллы на смежные направления — к примеру, на экономику. Для подстраховки вы можете подать документы и на нее. Или на другие специальности, которые подходят вам по набору ЕГЭ. Например, маркетологом можно устроиться и с социологическим образованием.
Запасной вариант — сдать в следующем году ЕГЭ по биологии, чтобы все-таки поступить на психолога. После выпуска вы сможете трудиться по специальности или перейти в маркетинг. Тем более что такое образование тоже подходит для работы в этой сфере.