Как я преодолела кризис, поставила себе новые цели и продолжаю двигаться к ним

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Первая волна моего кризиса преодолена — я вернула веру в себя и освоила навыки восстановления эмоционального равновесия и сохранения созидательного вдохновения для действий. В плюсе также — технология формирования новых привычек, знаю в теории, отрабатываю на практике.

Вторая волна кризиса ещё впереди — это адаптация в новых условиях — в новой семье, новой профессиональной среде… Здесь я в первом случае «только держусь за ручку двери», во втором — «перешагнула за порог» — вдруг «открывшейся двери» в мой новый мир.

Но обо всем — по порядку. Я считаю, что каждый взрослый, умеющий наблюдать, учиться и действовать малыми шагами с учётом рисков и подтянув ресурсы, способен выйти из кризиса и это может стать его личным проектом.

Я проверяю сейчас это на практике, на личном опыте, уволившись с должности начальника районного отдела образования, около полутора лет назад, в июле 2020 года, преследуя две цели. Одна из них — это вера в настоящую волнующую и поддерживающую любовь между мужчиной и женщиной и в силу мыслей и слов между ними. Вторая цель — проверить и реализовать на практике теорию управления выходом из кризиса в плюс, то есть получить и описать практический опыт преодоления чёрных дыр и ловушек отчаяния в кризисе.

Тема стрессоустойчивости и преодоления кризиса человеком — «самостоятельно» давно манила меня. Я считаю, что этим мы укрепляем своё государство. Укрепляя себя, свои доходы, здоровье, собственность, свою семью, научившись быть счастливыми и жить в достатке, принося пользу и зарабатывая на интересном деле или полезном для людей.

Эти мысли появились, при работе, в должности руководителя, в период становления и развития нашего государства, на основе конкурентоспособных технологий, таких как информатизация государственных систем и в частности образования и медицины, развитие инициативы граждан и их чувства собственников — в государственных инновационных проектах софинансирования инициатив граждан (поддержка малого бизнеса через Центры занятости, инициативное бюджетирование и ТОСы).

Государство целенаправленно и достаточно быстрыми темпами внедряло новое, при сохранении массы льгот и поддержек. Но из-за скоростей внедрения, у нас, людей, внедряющих новое накапливался стресс. Мне было любопытно, от чего зависит умение — «быть стрессоустойчивым» в таком быстром темпе изменений внешних условий. Появились первые размышления, что на это может повлиять — так называемые «точки опоры», приносящие эмоциональную удовлетворённость.

И тут мой 2018 год и всё «встало с ног на голову» в моей благополучной жизни руководителя среднего звена. Но об этом чуть позже.Сегодня я умею справляться с негативными эмоциями и настроением и знаю, как двигаться вперёд и управлять собой и своим временем. На это ушло около двух лет.

Моя следующая цель, вопреки страхам и прокрастинации в течение 2022 года продолжить управлять выходом из кризиса в плюс и позитив на следующем этапе — этапе повышения финансового благополучия.

В цифрах. Я хочу поднять планку с 17 тысяч моего дохода в сегодняшней должности социального педагога, на 30-50 тысяч в месяц к концу 2022 года, в другой профессии. Я вижу три пути, как это сделать, хотя практически, ещё не всё мною, для этого освоено.

Что же я делала? На первом этапе, в течение около полутора лет я справлялась с острой фазой личностного (экзистенциального) кризиса: «Мне было неинтересно жить!»

Нет, мыслей о суициде — не было, я «жизнелюб». Была пустота и безразличие, будущее виделось унылым и безвкусным, да ещё вдруг надвинулась «одинокая старость» — так как маячил юбилей пятидесяти лет. Сегодня я улыбаюсь, когда это пишу. Два года назад — это повергало в уныние! Я знаю для этого нужно снова полюбить двух человек — СЕБЯ и ещё одного (для счастья) и найти то дело, которое вам интересно! Но и этого недостаточно.

Важно знать приемы, упражнения и правила, чтобы на практике уметь управлять выходом из хандры личного жизненного кризиса, справляться с отчаянием и нерешительностью.

Какие приемы помогли мне справиться

Считаю, что в умение управлять личностным и жизненным кризисом в проектной методике входит:

Формирование точек опоры или укрепление имеющихся для безопасности и устойчивости благополучия и поиск — формирование новых.

Управление эмоциями. Речь идет об упражнениях на снятие тревоги, вины, гнева, позиции жертвы, поддержание психического и физического здоровья — медитации, гимнастика, движение, быстрое восстановление вдохновения.

Приобретение новых навков — перспективных действий и гибких компетенций, формирование «новых привычек» на уровне функционирования, в том числе через «переключение себя» в проактивную позицию, так называемую в психологии синтон-подхода в позицию «автора судьбы».

Критический анализ целей и отказ от излишка целей, не обеспеченных ресурсом собственного времени и сил для освоения (сосредоточение) в некотором периоде времени на одной- двух новых целях (новых способов действий, новых привычек).

Поиск единомышленников Движение к целям лучше осуществляется в группах единомышленников, важно, чтобы в группе была часть людей более сильных, чем вы по навыкам, опыту и знаниям.

Поиск и привлечение ресурсов — материальных, интеллектуальных, технологических, коллаборации, сотрудничество в командах.

Ещё три года назад я посчитала бы это бравадой и ложью, сегодня это моястратегия развития, а продукты, дивиденды и благо — приумножаются по ходу движений и действий. Слышали ли вы поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Для меня это было пустым звуком — бесцветной сомнительной мыслью и вдруг эта фраза заиграла для меня новыми красками.

Что произошло

Через три года после того, как рухнула моя система мира — «в моей голове» и в моей реальной жизни. Что случилось? Умер муж — за год его не стало — рак. И благополучная полная смысла картина жизни раскрошилась, как стеклянная мозаика от удара молотком. Жизненный кризис упал на меня, как лавина мгновенно, как только отошли заботы, по уходу за больным и слёзы похорон.

Горе. Вина. Гнев. Страх. Растерянность. Неопределённость. Уменьшение доходов семьи. Новые заботы об объектах недвижимости и безопасности, чем я раньше не занималась. Неумение отвечать одной за финансовое благополучие семьи. Все эти признаки жизненного кризиса обострились. И подтолкнули к пониманию, что я больше не хочу и не могу — выполнять роль руководителя районного отдела образования. Нести ответственность за развитие территории — стало просто не по силам.

Жизненный кризис, подтолкнул личностный(экзистенциальный) кризис. Он вдруг проявился ярко в форме «выгорания». Я знала «всё», что будет на моей работе: планы, программы, проверки деятельности прокуратурой и другими надзорными органами, совещания, аналитика динамики развития и приращения результатов, внедрение новшеств, обеспечение полномочий муниципального образования и т.д.

Я знала «всё» — на ближайшие 10 лет: «Что можно развить в этой сфере, где будут сложности, какие есть ограничения и риски», т.е. «Что делать», «Как делать?». "Как и где я буду " — в каждый момент времени. Сколько я буду зарабатывать. Как будут проходить мои отпуска, будничные и праздничные дни». И вдруг поняла, что меня это не устраивает в моём положении вдовы. Я так жить не хочу. Второе, что я почувствовала, это то, что я остановилась в личном развитии (на точке — «без счастья») и мир мчится мимо.

Я осознала вдруг, что всё, что меня ждёт, в ближайшие 10 лет — мне на данный кризисный момент — не интересно и не важно. Это пройденный этап. Меня ничего не удивляет и многое тяготит. Кабинет и условия были прекрасные, зарплата по меркам провинциального городка очень хорошая, но жизнь не радовала.

В образовании шли реформы, которые я, в рамках функционала и личного интереса запускала и внедряла в районе вместе с краевой и федеральной властью. Часть процессов начали приносить результаты. Были объективные сложности, связанные с оптимизацией сети и уменьшением числа детей, распространением ковида и связанными с ним мероприятиями.

Я понимала и то, что все текущие задачи, были бы мне важны и «по плечу», если бы «в личном» — всё оставалось благополучным. В сфере образования шли и другие непростые процессы, но они не пугали профессионально меня и если бы «в личном» — ничего не произошло, то они не были бы для меня критичными. Вряд ли бы я решилась уйти из этой относительной стабильности. Средств, при полной семье ранее, для ощущения стабильности, мне хватало, т.к. своими средствами я распоряжалась практически сама. А средств, заработанных мужем, хватало на дом и семью, работа ранее нравилась.

Мне нравились условия труда, коллектив, было и хобби — разведение и коллекционирование садовых растений и дружеская среда, где я чувствовала себя своей, принятой, счастливой, успешной. Любопытно, что всё это перестало быть привлекательным и значимым без любви, без мужа и понятной картины личного мира. Мне нужно было ремонтировать свою жизнь, «зашивать» свои раны и встретить новое счастье и я не могла откладывать больше.

Нужно было уменьшать неопределенность и преодолеть острый период кризиса — хандру и страх перед жизнью в новых условиях. Неопределённость — в личном, как жить дальше? И вдруг в мозгу встали «огненно» слова московского учёного Веры Немой, читавшей нам лекции однажды на курсах «Ведущих консультантов в сфере образования». Её фраза. «Образовательные проекты — позволяют уменьшить неопределённость и достигнуть ощутимых результатов при введении новых стандартов». Не скажу, что это дословно, но так звучала её мысль.

И тогда я решила для себя, что реально выйти из кризиса и в личной жизни, если поэтапно уменьшить неопределенность, применив метод проектов. Я рассказала об этом случайному собеседнику, на одной из конференций по развитию управленческих кадров для новой экономики. Он улыбнулся и поверил, это было видно по его глазам. Потом я размышляла об этом на личной страничке во Вконтакте.

Это вдохновило. Итак, проектный метод для улучшения личной жизни. Роль «устойчивого взрослого» — стала для меня необходимостью и одним из условий для встречи с новой судьбой.

Начала я с анализа внутренних и внешних сильных и слабых сторон своей ситуации.

Слабые внешние позиции:

  1. Нужно было обеспечить стабильность дохода, устойчивость моего положения на имеющейся работе.
  2. Я понимала, что шансов встретить, полюбить и создать новую семью и встретить мужчину (супруга) для жизни и счастья в моей должности и при моей рабочей загрузке равняются от одного до десяти процентов из ста.

  3. Эти две позиции подтолкнули к переподготовке по специальности «Муниципальное управление», что помогало укрепить меня в занимаемой должности и увеличить процент возможности познакомиться с новыми людьми (в том числе с мужчинами).
  4. Нужно было понять, как убрать негативные мысли и снизить остроту горя, вины и «обиды на судьбу».
  5. Нужно было научиться понимать мужчин и вспомнить, как быть привлекательной женщиной, чтобы заинтересовать и познакомиться вновь со взрослым, состоявшимся мужчиной, так чтобы мы взаимно подошли друг другу.
  6. Нужно было научиться управлять собой без внешнего работодателя (управлять своими целями, планами, временем, эмоциями, вдохновением), то есть овладеть таймменеджментом и стать «автором» судьбы по-женски.

В результате я освоила курс по психологии «Посттравматическое стрессовое расстройство» для понимания, что происходит со мной в горе и как с этим справиться в принципе. Подтвердились мысли, что нужна интересная деятельность, движение, забота близких и моя забота о других облегчит боль, ещё нужно человеческое общество с похожими задачами и целями (желательно на уровень активнее, грамотнее, чтобы было за кем тянуться и чему удивляться) и несомненно важна безопасность условий жизни.

Неожиданно большой поддержкой стало внимание и интерес незнакомых и малознакомых людей (однокурсников — коллег по обучению) в том числе открылись новые интересные для меня области знания в коучинговых программах мастеров своего дела, через онлайнкурсы, такие как «написание текстов «художки», рисование, инфобизнес, экзистенциальная психология, «работа с личными стратегиями», «женское предназначение».

Я встретила мужчину, который меня удивлял и приоткрывал мне мир, поддерживая, как друг в сложные моменты. Я понимала, что это для меня сейчас, пожалуй, самое главное. Он подставил плечо в моём движении к новому много — много раз. И, конечно, я была в него влюблена и благодарна ему, хотя мы много спорили, и не во всём совпадали.

Я начала писать рассказы и продолжаю обучаться писательскому мастерству. Отзывы людей в соцсетях, говорят о том, что им нравится читать написанное мною. А мне так легко пишется и так интересны свои тексты, что хочется и дальше в этом совершенствоваться. Передо мной, как будто распахнулось окно. Открылся новый мир, полный звуков и любопытных возможностей. Можно научиться писать и издать книгу, петь, рисовать, повысить финансовую грамотность, заниматься йогой, языками, танцами и многое другое и всё это прямо из дома онлайн. Я поняла, что я живу! Знаю, что мне делать и часто, просто счастлива!

А позже на одном из онлайн-занятий осознала, что из «минуса» я вначале перешла «в ноль», а теперь постепенно перехожу в «плюс». У меня есть группа людей — сподвижников, в которой я двигаюсь к своим целям осознанно и настойчиво. Пусть не так быстро, как мне хочется.

Мои цели на сегодня:

Прошло три года со смерти супруга и полтора года, как я уволилась с должности начальника (июль 2020 года). Сейчас я работаю соцпедагогом в школе. Доход пока существенно ниже, но мне это менее важно. Я сосредоточена на другом. Я двигаюсь малыми шагами к себе новой и к своей «новой жизни».

Мои результаты

  1. Мне удалось «отпустить» прежнюю любовь. Во сне мой умерший муж «сказал мне», что пора нам «жить» отдельно, сказал так спокойно уверенно без надрыва и упрёка, и это было «так естественно и правильно», что я с облегчением приняла от него эти слова, ведь смерть и жизнь несовместимы. Это было не просто. В памяти теперь только благодарность за всё прекрасное, что было на протяжении 25 лет совместной жизни.
  2. Мною выстроена словно «стеклянная стена», за которой вся моя прошлая жизнь, как другая система координат, где и я, и мир — совершенно другие. И этот опыт не может помешать другим отношениям. Я изменилась, я другая. Это и странно и прекрасно — не цепляться за прошлое, но чувствовать в нём опору.
  3. Мною освоены навыки управления своими целями и некоторые навыки управления временем, эмоциями и психологическим состоянием (умею справляться конструктивно с виной, обидой, гневом, находить вдохновение и брать «зелёный маркер» в поведении, нейтрально воспринимать негативные ситуации, точнее конструктивно и позитивно принимать решения в них).
  4. Всё это благодаря коучинговым программам, программам по реализации личных стратегий и таймменеджменту и пройденному сентябрьскому курсу Института практической психологии на основе Синтон-подхода и статьям его ректора Н.И. Козлова. Есть и другие люди, у которых я сейчас учусь и которым благодарна, за меня будущую и настоящую.
  5. Я встретила мужчину, с которым я не чувствую возраста и полна планов и ярких эмоций.
  6. У меня появились новые коллеги, знакомые, новые навыки и интересы. Появились мечты и цели. Сейчас я начинаю управлять их реализацией при согласовании с близкими мне людьми.
  7. Я чувствую, что снова живу! Живу полно и ярко и чувствую интерес к себе других людей (мужчин и женщин).
  8. У меня появился совершенно новый круг интересов и приятных интересных задач.
  9. Изменились мысли о собственных возможностях, я хочу пробовать новое и делаю это: пишу стихи и рассказы, мечтаю начать записывать голосом стихи и песни, рисовать и заниматься активно здоровьем, продолжаю определяться в он-лайн профессии, через обучение и пробы.

В общем, завершая, хочу сказать: «В 50 лет жизнь только начинается!» и это большой прогресс в моём восприятии себя — во времени. Чувствовать, что ты крепко стоишь на дороге и знаешь куда идти. А не рыдаешь над своей беспомощностью, отгородившись стенами горя и негатива от остального прекрасного мира.

Из моих наблюдений за стрессоустойчивостью людей в кризисе (в быстро меняющихся внешних условиях работы и требованиях к процессам и результатам). Под кризисом в профессиональной среде, в этой части статьи, я понимаю — обязательное для подчинённых — освоение быстро сменяющихся сложных технически и содержательно новшеств, в практику деятельности людей и учреждений, а также резкое изменение условий для труда (смена должности, профессии или статуса (выход на пенсию), обязанность использовать компьютерную технику, сети, новые информационные программные продукты и аппаратные средства.)

Работая руководителем учреждения и начальником районного отдела образования, внедрявшего процессы информатизации (обучение людей пользованию персональным компьютером «с нуля», создание информационной среды в школах и разработка и внедрение метапредметных практик в рамках новых образовательных стандартов в районе), в течении 14 лет я наблюдала за стрессоустойчивостью людей и готовностью внедрять новое в свою жизнь.

Кроме этого в это же время внедрялись методы социального проектирования и проектирования образовательной среды, где людям требовалось достаточно быстро осваивать внедряемые новые способы действий, принимать изменение больших объёмов нормативной документации, в условиях быстроты изменений требований законодательства и новых внешних экономических условий.

По наблюдениям, я видела, что наиболее адаптированы к большому объёму стресса, были те руководители учреждений и их подчинённые, у которых было стабильное эмоциональное состояние, или привычка — «принимать сложности, с юмором». Те что работали в проектных группах единомышленников, принявших новые ценности и имеющих относительное благополучие в личном (семейном) — стабильность и значимость в семье и социуме, наличие собственности и регулярных доходов.

Легче переносили и те, которые были замотивированы повышением собственной значимости, возможности карьеры и имеющие тьюторскую, методическую, техническую поддержку и поощрения, а также вовлечённые в конкуренцию для собственной значимости (конкурсные и рейтинговые механизмы).

Более тяжело переносили внедрение новшеств и необходимость изменений люди без эмоциональной поддержки близких, семьи и друзей, без личной собственности, а также при отсутствии помощи по сопровождению принятия новшеств (консультаций и технической и эмоциональной поддержки от коллег). Вплоть до отказа и уклонения от освоения нового.

Стрессоустойчивость и способность к усвоению новых способов действий у эмоционально нестабильных («не счастливых») людей снижалась. Из этого наблюдения важно зафиксировать, что люди, имеющие эмоциональную стабильность, лучше переносили сложности освоения новых способов действий.

По аналогии можно выдвинуть гипотезу, что и в освоении новых для себя личностных компетенциях и способов действий, а проще — при формировании новых привычек, умений, новых отношений и нового проактивного мышления — легче справиться эмоционально стабильному человеку. А значит, ему нужны «точки опоры» — для эмоциональной стабильности.

Выводы

Таким образом, подводя итог статье. Чтобы выйти из личностного и жизненного кризиса надо управляя собой, вернуться к эмоциональной стабильности — уверенности в себе и в своём будущем, через личные проекты, уменьшающие неопределённости, используя «точки опоры».

Предлагаю такой алгоритм:

  1. Влюбиться в своё будущее (в мечту) и начать улучшать «себя» — для себя, став более привлекательным.
  2. Научиться справляться с затянувшимися негативными эмоциями при помощи специальных упражнений, иногда при помощи специалистов (в острых случаях) улучшить физическое и психическое здоровье.
  3. Открыть для себя свои интересы — то новое, что интересно и чем хочется заниматься, установить для себя временные рамки и дедлайны для малых и больших задач.
  4. Понять — « в чём ты силён, а чего тебе не хватает для действий», привлечь ресурсы и написать план действий и ожидаемые продукты и результаты, в измеряемых показателях и временных рамках.
  5. Анализировать, рефлексировать, размышлять, по ходу реализации плана, что способствует достижению цели, а что отбрасывает назад.
  6. Формировать в себе, то чего не хватает или привлекать ресурсы коллег, друзей и близких на взаимовыгодных условиях.
  7. Найти группу поддержки или создавать её самому.
  8. Надо начинать всегда от регулировки и управления своими эмоциями и физическим здоровьем (в том числе отказ от алкоголя и других депрессантов) к пониманию и принятию ситуации с "не идеальностью" движения к новым результатам и целям и принятию своих особенностей.
  9. В результате этих специальных упражнений для регулирования эмоций, выйти из «минуса» в «ноль» и в «плюс» по настроению, вдохновению и решимости действовать. Помнить о «малых шагах» — если они настойчивы и верны своим целям, они ведут к результату.
  10. Важно осознать и укреплять свои «точки опоры» — такие, как любовь, семья, друзья, дом, ценности, вера, знания, умения, материальные средства, собственность, связи, «харизма», талант и другие.

Теперь я уверена, что кризис — это шанс встретить, и в трудах души, ума и рук своих удержать — своё новое незнакомое счастье! Кризис это возможность — принять свою жизнь, как уникальный шанс для познания, радости, движения и созидания своей жизни! Желаю всем удачи на этом пути и веры в себя и в людей!

Спасибо за ваш опыт, я думаю младшему поколению это не будет полностью понятно, где то из-за недостатка опыта, в таких кризисных ситуациях, а где то потому что их жизнь в массе сейчас другая, в ней нельзя проработать всю жизнь в одной сфере, мир слишком быстро меняется. Удачи вам.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю