Как я преодолела кризис, поставила себе новые цели и продолжаю двигаться к ним
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Первая волна моего кризиса преодолена — я вернула веру в себя и освоила навыки восстановления эмоционального равновесия и сохранения созидательного вдохновения для действий. В плюсе также — технология формирования новых привычек, знаю в теории, отрабатываю на практике.
Вторая волна кризиса ещё впереди — это адаптация в новых условиях — в новой семье, новой профессиональной среде… Здесь я в первом случае «только держусь за ручку двери», во втором — «перешагнула за порог» — вдруг «открывшейся двери» в мой новый мир.
Но обо всем — по порядку. Я считаю, что каждый взрослый, умеющий наблюдать, учиться и действовать малыми шагами с учётом рисков и подтянув ресурсы, способен выйти из кризиса и это может стать его личным проектом.
Я проверяю сейчас это на практике, на личном опыте, уволившись с должности начальника районного отдела образования, около полутора лет назад, в июле 2020 года, преследуя две цели. Одна из них — это вера в настоящую волнующую и поддерживающую любовь между мужчиной и женщиной и в силу мыслей и слов между ними. Вторая цель — проверить и реализовать на практике теорию управления выходом из кризиса в плюс, то есть получить и описать практический опыт преодоления чёрных дыр и ловушек отчаяния в кризисе.
Тема стрессоустойчивости и преодоления кризиса человеком — «самостоятельно» давно манила меня. Я считаю, что этим мы укрепляем своё государство. Укрепляя себя, свои доходы, здоровье, собственность, свою семью, научившись быть счастливыми и жить в достатке, принося пользу и зарабатывая на интересном деле или полезном для людей.
Эти мысли появились, при работе, в должности руководителя, в период становления и развития нашего государства, на основе конкурентоспособных технологий, таких как информатизация государственных систем и в частности образования и медицины, развитие инициативы граждан и их чувства собственников — в государственных инновационных проектах софинансирования инициатив граждан (поддержка малого бизнеса через Центры занятости, инициативное бюджетирование и ТОСы).
Государство целенаправленно и достаточно быстрыми темпами внедряло новое, при сохранении массы льгот и поддержек. Но из-за скоростей внедрения, у нас, людей, внедряющих новое накапливался стресс. Мне было любопытно, от чего зависит умение — «быть стрессоустойчивым» в таком быстром темпе изменений внешних условий. Появились первые размышления, что на это может повлиять — так называемые «точки опоры», приносящие эмоциональную удовлетворённость.
И тут мой 2018 год и всё «встало с ног на голову» в моей благополучной жизни руководителя среднего звена. Но об этом чуть позже.Сегодня я умею справляться с негативными эмоциями и настроением и знаю, как двигаться вперёд и управлять собой и своим временем. На это ушло около двух лет.
Моя следующая цель, вопреки страхам и прокрастинации в течение 2022 года продолжить управлять выходом из кризиса в плюс и позитив на следующем этапе — этапе повышения финансового благополучия.
В цифрах. Я хочу поднять планку с 17 тысяч моего дохода в сегодняшней должности социального педагога, на 30-50 тысяч в месяц к концу 2022 года, в другой профессии. Я вижу три пути, как это сделать, хотя практически, ещё не всё мною, для этого освоено.
Что же я делала? На первом этапе, в течение около полутора лет я справлялась с острой фазой личностного (экзистенциального) кризиса: «Мне было неинтересно жить!»
Нет, мыслей о суициде — не было, я «жизнелюб». Была пустота и безразличие, будущее виделось унылым и безвкусным, да ещё вдруг надвинулась «одинокая старость» — так как маячил юбилей пятидесяти лет. Сегодня я улыбаюсь, когда это пишу. Два года назад — это повергало в уныние! Я знаю для этого нужно снова полюбить двух человек — СЕБЯ и ещё одного (для счастья) и найти то дело, которое вам интересно! Но и этого недостаточно.
Важно знать приемы, упражнения и правила, чтобы на практике уметь управлять выходом из хандры личного жизненного кризиса, справляться с отчаянием и нерешительностью.
Какие приемы помогли мне справиться
Считаю, что в умение управлять личностным и жизненным кризисом в проектной методике входит:
Формирование точек опоры или укрепление имеющихся для безопасности и устойчивости благополучия и поиск — формирование новых.
Управление эмоциями. Речь идет об упражнениях на снятие тревоги, вины, гнева, позиции жертвы, поддержание психического и физического здоровья — медитации, гимнастика, движение, быстрое восстановление вдохновения.
Приобретение новых навков — перспективных действий и гибких компетенций, формирование «новых привычек» на уровне функционирования, в том числе через «переключение себя» в проактивную позицию, так называемую в психологии синтон-подхода в позицию «автора судьбы».
Критический анализ целей и отказ от излишка целей, не обеспеченных ресурсом собственного времени и сил для освоения (сосредоточение) в некотором периоде времени на одной- двух новых целях (новых способов действий, новых привычек).
Поиск единомышленников Движение к целям лучше осуществляется в группах единомышленников, важно, чтобы в группе была часть людей более сильных, чем вы по навыкам, опыту и знаниям.
Поиск и привлечение ресурсов — материальных, интеллектуальных, технологических, коллаборации, сотрудничество в командах.
Ещё три года назад я посчитала бы это бравадой и ложью, сегодня это моястратегия развития, а продукты, дивиденды и благо — приумножаются по ходу движений и действий. Слышали ли вы поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Для меня это было пустым звуком — бесцветной сомнительной мыслью и вдруг эта фраза заиграла для меня новыми красками.
Что произошло
Через три года после того, как рухнула моя система мира — «в моей голове» и в моей реальной жизни. Что случилось? Умер муж — за год его не стало — рак. И благополучная полная смысла картина жизни раскрошилась, как стеклянная мозаика от удара молотком. Жизненный кризис упал на меня, как лавина мгновенно, как только отошли заботы, по уходу за больным мужем и слёзы похорон.
Горе. Вина. Гнев. Страх. Растерянность. Неопределённость. Уменьшение доходов семьи. Новые заботы об объектах недвижимости и безопасности, чем я раньше не занималась. Неумение отвечать одной за финансовое благополучие семьи. Все эти признаки жизненного кризиса обострились. И подтолкнули к пониманию, что я больше не хочу и не могу — выполнять роль руководителя районного отдела образования. Нести ответственность за развитие территории — стало просто не по силам.
Жизненный кризис, подтолкнул личностный(экзистенциальный) кризис. Он вдруг проявился ярко в форме «выгорания». Я знала «всё», что будет на моей работе: планы, программы, проверки деятельности прокуратурой и другими надзорными органами, совещания, аналитика динамики развития и приращения результатов, внедрение новшеств, обеспечение полномочий муниципального образования и т.д.
Я знала «всё» — на ближайшие 10 лет: «Что можно развить в этой сфере, где будут сложности, какие есть ограничения и риски», т.е. «Что делать», «Как делать?». "Как и где я буду " — в каждый момент времени. Сколько я буду зарабатывать. Как будут проходить мои отпуска, будничные и праздничные дни». И вдруг поняла, что меня это не устраивает в моём положении вдовы. Я так жить не хочу. Второе, что я почувствовала, это то, что я остановилась в личном развитии (на точке — «без счастья») и мир мчится мимо.
Я осознала вдруг, что всё, что меня ждёт, в ближайшие 10 лет — мне на данный кризисный момент — не интересно и не важно. Это пройденный этап. Меня ничего не удивляет и многое тяготит. Кабинет и условия были прекрасные, зарплата по меркам провинциального городка очень хорошая, но жизнь не радовала.
В образовании шли реформы, которые я, в рамках функционала и личного интереса запускала и внедряла в районе вместе с краевой и федеральной властью. Часть процессов начали приносить результаты. Были объективные сложности, связанные с оптимизацией сети и уменьшением числа детей, распространением ковида и связанными с ним мероприятиями.
Я понимала и то, что все текущие задачи, были бы мне важны и «по плечу», если бы «в личном» — всё оставалось благополучным. В сфере образования шли и другие непростые процессы, но они не пугали профессионально меня и если бы «в личном» — ничего не произошло, то они не были бы для меня критичными. Вряд ли бы я решилась уйти из этой относительной стабильности. Средств, при полной семье ранее, для ощущения стабильности, мне хватало, т.к. своими средствами я распоряжалась практически сама. А средств, заработанных мужем, хватало на дом и семью, работа ранее нравилась.
Мне нравились условия труда, коллектив, было и хобби — разведение и коллекционирование садовых растений и дружеская среда, где я чувствовала себя своей, принятой, счастливой, успешной. Любопытно, что всё это перестало быть привлекательным и значимым без любви, без мужа и понятной картины личного мира. Мне нужно было ремонтировать свою жизнь, «зашивать» свои раны и встретить новое счастье и я не могла откладывать больше.
Нужно было уменьшать неопределенность и преодолеть острый период кризиса — хандру и страх перед жизнью в новых условиях. Неопределённость — в личном, как жить дальше? И вдруг в мозгу встали «огненно» слова московского учёного Веры Немой, читавшей нам лекции однажды на курсах «Ведущих консультантов в сфере образования». Её фраза. «Образовательные проекты — позволяют уменьшить неопределённость и достигнуть ощутимых результатов при введении новых стандартов». Не скажу, что это дословно, но так звучала её мысль.
И тогда я решила для себя, что реально выйти из кризиса и в личной жизни, если поэтапно уменьшить неопределенность, применив метод проектов. Я рассказала об этом случайному собеседнику, на одной из конференций по развитию управленческих кадров для новой экономики. Он улыбнулся и поверил, это было видно по его глазам. Потом я размышляла об этом на личной страничке во Вконтакте.
Это вдохновило. Итак, проектный метод для улучшения личной жизни. Роль «устойчивого взрослого» — стала для меня необходимостью и одним из условий для встречи с новой судьбой.
Начала я с анализа внутренних и внешних сильных и слабых сторон своей ситуации.
Слабые внешние позиции:
- Нужно было обеспечить стабильность дохода, устойчивость моего положения на имеющейся работе.
- Я понимала, что шансов встретить, полюбить и создать новую семью и встретить мужчину (супруга) для жизни и счастья в моей должности и при моей рабочей загрузке равняются от одного до десяти процентов из ста.
- Эти две позиции подтолкнули к переподготовке по специальности «Муниципальное управление», что помогало укрепить меня в занимаемой должности и увеличить процент возможности познакомиться с новыми людьми (в том числе с мужчинами).
- Нужно было понять, как убрать негативные мысли и снизить остроту горя, вины и «обиды на судьбу».
- Нужно было научиться понимать мужчин и вспомнить, как быть привлекательной женщиной, чтобы заинтересовать и познакомиться вновь со взрослым, состоявшимся мужчиной, так чтобы мы взаимно подошли друг другу.
- Нужно было научиться управлять собой без внешнего работодателя (управлять своими целями, планами, временем, эмоциями, вдохновением), то есть овладеть таймменеджментом и стать «автором» судьбы по-женски.
В результате я освоила курс по психологии «Посттравматическое стрессовое расстройство» для понимания, что происходит со мной в горе и как с этим справиться в принципе. Подтвердились мысли, что нужна интересная деятельность, движение, забота близких и моя забота о других облегчит боль, ещё нужно человеческое общество с похожими задачами и целями (желательно на уровень активнее, грамотнее, чтобы было за кем тянуться и чему удивляться) и несомненно важна безопасность условий жизни.
Неожиданно большой поддержкой стало внимание и интерес незнакомых и малознакомых людей (однокурсников — коллег по обучению) в том числе открылись новые интересные для меня области знания в коучинговых программах мастеров своего дела, через онлайнкурсы, такие как «написание текстов «художки», рисование, инфобизнес, экзистенциальная психология, «работа с личными стратегиями», «женское предназначение».
Я встретила мужчину, который меня удивлял и приоткрывал мне мир, поддерживая, как друг в сложные моменты. Я понимала, что это для меня сейчас, пожалуй, самое главное. Он подставил плечо в моём движении к новому много — много раз. И, конечно, я была в него влюблена и благодарна ему, хотя мы много спорили, и не во всём совпадали.
Я начала писать рассказы и продолжаю обучаться писательскому мастерству. Отзывы людей в соцсетях, говорят о том, что им нравится читать написанное мною. А мне так легко пишется и так интересны свои тексты, что хочется и дальше в этом совершенствоваться. Передо мной, как будто распахнулось окно. Открылся новый мир, полный звуков и любопытных возможностей. Можно научиться писать и издать книгу, петь, рисовать, повысить финансовую грамотность, заниматься йогой, языками, танцами и многое другое и всё это прямо из дома онлайн. Я поняла, что я живу! Знаю, что мне делать и часто, просто счастлива!
А позже на одном из онлайн-занятий осознала, что из «минуса» я вначале перешла «в ноль», а теперь постепенно перехожу в «плюс». У меня есть группа людей — сподвижников, в которой я двигаюсь к своим целям осознанно и настойчиво. Пусть не так быстро, как мне хочется.
Мои цели на сегодня:
- взаимная любовь, в идеале новые отношения и семья;
- новые гибкие компетенции — освоение работы на фрилансе;
- повышение финансовой грамотности;
- создание условий для устойчивой счастливой старости, так чтобы её почти не замечать в делах и активной жизненной позиции и занятиях по душе;
- укрепление здоровья и забота о близких людях;
- переезд к своему мужчине на новое место жительство и адаптация в новом социуме;
- повышение доходов до 50-70 тысяч на деле, которое мне интересно, в течение года.
Прошло три года со смерти супруга и полтора года, как я уволилась с должности начальника (июль 2020 года). Сейчас я работаю соцпедагогом в школе. Доход пока существенно ниже, но мне это менее важно. Я сосредоточена на другом. Я двигаюсь малыми шагами к себе новой и к своей «новой жизни».
Мои результаты
- Мне удалось «отпустить» прежнюю любовь. Во сне мой умерший муж «сказал мне», что пора нам «жить» отдельно, сказал так спокойно уверенно без надрыва и упрёка, и это было «так естественно и правильно», что я с облегчением приняла от него эти слова, ведь смерть и жизнь несовместимы. Это было не просто. В памяти теперь только благодарность за всё прекрасное, что было на протяжении 25 лет совместной жизни.
- Мною выстроена словно «стеклянная стена», за которой вся моя прошлая жизнь, как другая система координат, где и я, и мир — совершенно другие. И этот опыт не может помешать другим отношениям. Я изменилась, я другая. Это и странно и прекрасно — не цепляться за прошлое, но чувствовать в нём опору.
- Мною освоены навыки управления своими целями и некоторые навыки управления временем, эмоциями и психологическим состоянием (умею справляться конструктивно с виной, обидой, гневом, находить вдохновение и брать «зелёный маркер» в поведении, нейтрально воспринимать негативные ситуации, точнее конструктивно и позитивно принимать решения в них).
- Всё это благодаря коучинговым программам, программам по реализации личных стратегий и таймменеджменту и пройденному сентябрьскому курсу Института практической психологии на основе Синтон-подхода и статьям его ректора Н.И. Козлова. Есть и другие люди, у которых я сейчас учусь и которым благодарна, за меня будущую и настоящую.
- Я встретила мужчину, с которым я не чувствую возраста и полна планов и ярких эмоций.
- У меня появились новые коллеги, знакомые, новые навыки и интересы. Появились мечты и цели. Сейчас я начинаю управлять их реализацией при согласовании с близкими мне людьми.
- Я чувствую, что снова живу! Живу полно и ярко и чувствую интерес к себе других людей (мужчин и женщин).
- У меня появился совершенно новый круг интересов и приятных интересных задач.
- Изменились мысли о собственных возможностях, я хочу пробовать новое и делаю это: пишу стихи и рассказы, мечтаю начать записывать голосом стихи и песни, рисовать и заниматься активно здоровьем, продолжаю определяться в он-лайн профессии, через обучение и пробы.
В общем, завершая, хочу сказать: «В 50 лет жизнь только начинается!» и это большой прогресс в моём восприятии себя — во времени. Чувствовать, что ты крепко стоишь на дороге и знаешь куда идти. А не рыдаешь над своей беспомощностью, отгородившись стенами горя и негатива от остального прекрасного мира.
Из моих наблюдений за стрессоустойчивостью людей в кризисе (в быстро меняющихся внешних условиях работы и требованиях к процессам и результатам). Под кризисом в профессиональной среде, в этой части статьи, я понимаю — обязательное для подчинённых — освоение быстро сменяющихся сложных технически и содержательно новшеств, в практику деятельности людей и учреждений, а также резкое изменение условий для труда (смена должности, профессии или статуса (выход на пенсию), обязанность использовать компьютерную технику, сети, новые информационные программные продукты и аппаратные средства.)
Работая руководителем учреждения и начальником районного отдела образования, внедрявшего процессы информатизации (обучение людей пользованию персональным компьютером «с нуля», создание информационной среды в школах и разработка и внедрение метапредметных практик в рамках новых образовательных стандартов в районе), в течении 14 лет я наблюдала за стрессоустойчивостью людей и готовностью внедрять новое в свою жизнь.
Кроме этого в это же время внедрялись методы социального проектирования и проектирования образовательной среды, где людям требовалось достаточно быстро осваивать внедряемые новые способы действий, принимать изменение больших объёмов нормативной документации, в условиях быстроты изменений требований законодательства и новых внешних экономических условий.
По наблюдениям, я видела, что наиболее адаптированы к большому объёму стресса, были те руководители учреждений и их подчинённые, у которых было стабильное эмоциональное состояние, или привычка — «принимать сложности, с юмором». Те что работали в проектных группах единомышленников, принявших новые ценности и имеющих относительное благополучие в личном (семейном) — стабильность и значимость в семье и социуме, наличие собственности и регулярных доходов.
Легче переносили и те, которые были замотивированы повышением собственной значимости, возможности карьеры и имеющие тьюторскую, методическую, техническую поддержку и поощрения, а также вовлечённые в конкуренцию для собственной значимости (конкурсные и рейтинговые механизмы).
Более тяжело переносили внедрение новшеств и необходимость изменений люди без эмоциональной поддержки близких, семьи и друзей, без личной собственности, а также при отсутствии помощи по сопровождению принятия новшеств (консультаций и технической и эмоциональной поддержки от коллег). Вплоть до отказа и уклонения от освоения нового.
Стрессоустойчивость и способность к усвоению новых способов действий у эмоционально нестабильных («не счастливых») людей снижалась. Из этого наблюдения важно зафиксировать, что люди, имеющие эмоциональную стабильность, лучше переносили сложности освоения новых способов действий.
По аналогии можно выдвинуть гипотезу, что и в освоении новых для себя личностных компетенциях и способов действий, а проще — при формировании новых привычек, умений, новых отношений и нового проактивного мышления — легче справиться эмоционально стабильному человеку. А значит, ему нужны «точки опоры» — для эмоциональной стабильности.
Выводы
Таким образом, подводя итог статье. Чтобы выйти из личностного и жизненного кризиса надо управляя собой, вернуться к эмоциональной стабильности — уверенности в себе и в своём будущем, через личные проекты, уменьшающие неопределённости, используя «точки опоры».
Предлагаю такой алгоритм:
- Влюбиться в своё будущее (в мечту) и начать улучшать «себя» — для себя, став более привлекательным.
- Научиться справляться с затянувшимися негативными эмоциями при помощи специальных упражнений, иногда при помощи специалистов (в острых случаях) улучшить физическое и психическое здоровье.
- Открыть для себя свои интересы — то новое, что интересно и чем хочется заниматься, установить для себя временные рамки и дедлайны для малых и больших задач.
- Понять — « в чём ты силён, а чего тебе не хватает для действий», привлечь ресурсы и написать план действий и ожидаемые продукты и результаты, в измеряемых показателях и временных рамках.
- Анализировать, рефлексировать, размышлять, по ходу реализации плана, что способствует достижению цели, а что отбрасывает назад.
- Формировать в себе, то чего не хватает или привлекать ресурсы коллег, друзей и близких на взаимовыгодных условиях.
- Найти группу поддержки или создавать её самому.
- Надо начинать всегда от регулировки и управления своими эмоциями и физическим здоровьем (в том числе отказ от алкоголя и других депрессантов) к пониманию и принятию ситуации с "не идеальностью" движения к новым результатам и целям и принятию своих особенностей.
- В результате этих специальных упражнений для регулирования эмоций, выйти из «минуса» в «ноль» и в «плюс» по настроению, вдохновению и решимости действовать. Помнить о «малых шагах» — если они настойчивы и верны своим целям, они ведут к результату.
- Важно осознать и укреплять свои «точки опоры» — такие, как любовь, семья, друзья, дом, ценности, вера, знания, умения, материальные средства, собственность, связи, «харизма», талант и другие.
Теперь я уверена, что кризис — это шанс встретить, и в трудах души, ума и рук своих удержать — своё новое незнакомое счастье! Кризис это возможность — принять свою жизнь, как уникальный шанс для познания, радости, движения и созидания своей жизни! Желаю всем удачи на этом пути и веры в себя и в людей!