Как заполнить акт на списание

Обсудить
Аватар автора

Марина Суховская

разобралась в нюансах

Страница автора

Чтобы списать пришедшие в негодность товары или материалы, нужен первичный учетный документ — акт на списание. Его составляет специальная комиссия, а утверждает руководитель.

Форму акта можно разработать или использовать готовую, например:

Закрепите в учетной политике, какие формы актов будете применять. Если унифицированные, достаточно написать, например: «В учете товарно-материальных ценностей компания использует формы первичной документации, утвержденные Госкомстатом РФ».

Нормативная база

  1. Статьи 9 и 29 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Указания по применению и заполнению первичной документации по учету торговых операций, утв. постановлением Госкомстата от 25.12.98 № 132.
  3. Письмо Минфина от 23.04.2019 № 07⁠-⁠01⁠-⁠09/29286.

Почему нужна комиссия для списания товаров

Если товар просрочен или обнаружились другие проблемы с качеством, его нельзя просто выбросить, а учетный остаток товарно-материальных ценностей — уменьшить. Нужно собрать комиссию, которая определит, что именно произошло с товаром и что делать дальше.

В комиссию обычно включают работников склада, бухгалтерии или технологов. Состав утверждает руководитель или другое уполномоченное лицо своим приказом.

С приказом должны ознакомиться все члены комиссии
С приказом должны ознакомиться все члены комиссии

Чтобы решить, надо или нет списывать ТМЦ — товарно-материальные ценности, комиссия:

  1. Осматривает товары и материалы.
  2. Определяет причины их непригодности к использованию.
  3. Выявляет виновных лиц, если это возможно.
  4. Устанавливает, можно ли использовать ТМЦ для других целей, например продать или отдать в переработку.

После этого комиссия составляет акт о списании ТМЦ.

Как составить акт на списание

Укажите в акте:

  1. Дату и номер документа.
  2. Основание для составления — это приказ директора о создании комиссии для списания ТМЦ.
  3. Наименование ТМЦ, количество, единицу измерения.
  4. Цену за штуку и полную стоимость ТМЦ.
  5. Итоговую сумму списания.

Если для списания испортившегося товара или материалов используете форму № ТОРГ-15 или № ТОРГ-16, то оформляйте 3 экземпляра. Один оставьте в бухгалтерии, второй в подразделении, в котором произошла порча, третий — у материально ответственного лица. Последнему он пригодится, если ему предъявят претензии по недостаче.

Скачать образец формы ТОРГ-16
Excel-таблицаXLSX · 36 Кб
В поле «Вид деятельности по ОКДП» укажите код по ОКВЭД 2, так как ОКДП — общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — утратил силу
В поле «Вид деятельности по ОКДП» укажите код по ОКВЭД 2, так как ОКДП — общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — утратил силу

Если используете свою форму акта, то составьте два экземпляра. Один нужно отдать в бухгалтерию для списания в бухучете, второй — материально ответственному лицу, например начальнику склада, для подтверждения выбытия материала.

Скачать образец акта на списание
Word-документDOCX · 9 Кб
В акте должны расписаться все члены комиссии и материально ответственное лицо, например директор магазина или продавец. Печать организации ставить необязательно
В акте должны расписаться все члены комиссии и материально ответственное лицо, например директор магазина или продавец. Печать организации ставить необязательно

Сколько хранить акты на списание

На основании акта стоимость товаров и материалов с истекшим сроком годности можно полностью включить в налоговые расходы. Если срок годности не истек, ТМЦ списывают в пределах норм естественной убыли  .

Как и другие первичные документы, акты надо хранить 5 лет, считая с года, когда их в последний раз использовали для бухгалтерского или налогового учета. После этого документы можно утилизировать.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes