Alone in the Dark: каким получился ремейк сурвайвал-хоррора, создавшего жанр
Поп-культура
8K
Кадр — THQ Nordic

Alone in the Dark: каким получился ремейк сурвайвал-хоррора, создавшего жанр

Обсудить
Аватар автора

Илья Цуканов

не боится темноты

Страница автора

20 марта выйдет Alone in the Dark — ремейк классической игры в жанре survival horror.

В конце 2010-х началась волна перевыпуска старых хорроров. С тех пор вышли ремастеры Fatal Frame и Alan Wake, в серии Resident Evil появилось целых три ремейка, а у Dead Space — пока один. Скоро мы получим даже новую версию Silent Hill 2. Возвращение Alone in the Dark тоже было вопросом времени: это одна из самых влиятельных игр в жанре. Правда, ей сильно не везло на продолжения.

Вспоминаем франшизу Alone in the Dark, подробно рассказываем о новой части и советуем, кому обратить на нее внимание.

Что за Alone in the Dark

Дата выхода: 20 марта 2024 года
Платформы: Steam на ПК, PlayStation 5, Xbox Series
Жанр: survival horror
Режим игры: одиночный
Издатель: THQ Nordic
Разработчик: Pieces Interactive
Кому понравится: любителям хорроров, Лавкрафта и готических романов
Игры, похожие на Alone in the Dark: Resident Evil 3 Remake, Silent Hill, The Evil Within
Примерная продолжительность: 7—10 часов на первое прохождение, 2—5 часов на второе
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры

Как купить Alone in the Dark в России

Игра официально продается в российском Steam за 2450 ₽. О том, как сейчас покупать игры в Steam, мы писали в отдельном материале.

Системные требования и технические характеристики

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i3-8300 или AMD Ryzen 3 3100.
  3. 8 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia GTX 1050 Ti или AMD Radeon RX 570.
  5. DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
  6. Рекомендуется SSD.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i5-12400 или AMD Ryzen 7 3700X.
  3. 16 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia RTX 2060 или AMD Radeon RX 5700 XT.
  5. DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
  6. Рекомендуется SSD.

Разработчики обещают на консолях режимы производительности с 60 FPS и качества с 30 FPS, но в разрешении 4K.

Что нужно знать о серии Alone in the Dark

Оригинальная Alone in the Dark вышла в 1992 году. События разворачиваются в луизианском поместье Дерсето в 1924. Дух пирата-оккультиста Иезекииля Прегзта призвал в особняк нечисть, от которой спасается главный герой.

В самом начале нужно выбрать игрового персонажа: частного детектива Эдварда Карнби или племянницу владельца Дерсето Эмили Хартвуд. Мотивация у героев разная. Эдвард пытается достать с чердака поместья антикварное пианино, Эмили — вынуть из него же предсмертную записку дяди. В остальном истории совпадают. На пути к уничтожению Прегзта персонажи сталкиваются с одними и теми же препятствиями.

Именно Alone in the Dark популяризировала сочетание трехмерных персонажей и двумерных задников, показанных с «кинематографического» угла. Кадр: Infogrames
Именно Alone in the Dark популяризировала сочетание трехмерных персонажей и двумерных задников, показанных с «кинематографического» угла. Кадр: Infogrames

Alone in the Dark заложила основы жанра survival horror. «Танковое» управление  , фиксированная камера, хлипкий неповоротливый герой, мощные враги, дефицит ресурсов и загадки — все это перешло в Resident Evil, Silent Hill и другие игры.

Стилистика Alone in the Dark тоже сильно повлияла на индустрию. Стандартами для жанра стали и готический особняк в качестве места действия, и наличие зомби — в игре это одни из самых частых противников. Даже скримеры и отсылки к произведениям Лавкрафта популяризировала именно Alone in the Dark.

На диске с первой игрой есть Jack in the Dark — десятиминутный тизер сиквела. В нем девочка Грейс Сондерс в канун Хэллоуина застревает в магазине игрушек. Кадр: Infogrames
На диске с первой игрой есть Jack in the Dark — десятиминутный тизер сиквела. В нем девочка Грейс Сондерс в канун Хэллоуина застревает в магазине игрушек. Кадр: Infogrames

Вторая и третья Alone in the Dark вышли в 1993 и 1994. В сиквеле Эдвард Карнби и его напарник по детективному агентству сражаются с толпами зомби-пиратов в калифорнийском особняке. В триквеле сыщик едет в заброшенный городок, где снимали вестерн и случайно пробудили мертвых ковбоев.

В продолжениях намного больше экшена и меньше загадок, чем в оригинале. Да и атмосфера не столь гнетущая. Изменения не особо понравились аудитории, и про серию надолго забыли.

В первые тридцать секунд геймплея можно раздобыть даже не дробовик с парой патронов, а пистолет-пулемет Томпсона. Это красноречиво говорит о том, насколько сиквел ушел в экшен. Кадр: Infogrames
В первые тридцать секунд геймплея можно раздобыть даже не дробовик с парой патронов, а пистолет-пулемет Томпсона. Это красноречиво говорит о том, насколько сиквел ушел в экшен. Кадр: Infogrames

В 2001 году вышла Alone in the Dark: The New Nightmare. События развиваются не в первой четверти 20 века, а в современности. Главный герой, профессиональный борец со злом Эдвард Карнби, — полный тезка предшественника. Вместе с профессором Алин Сэдрак он отправляется в древнее островное поместье у берегов штата Массачусетс. Герои мстят за убийство напарника Эдварда и разбираются с творящейся в особняке чертовщиной.

Авторы вдохновлялись прежде всего Resident Evil 2. Как и в хорроре Capcom, истории обоих играбельных персонажей развиваются параллельно и сильно друг от друга отличаются. Это касается даже геймплея: Карнби много сражается, а Сэдрак чаще решает загадки.

В целом хоррор встретили без восторгов, но профильная пресса неплохо его оценила: на Metacritic у The New Nightmare 77 баллов из 100. Игроки и критики сошлись во мнении, что ее главный недостаток — в отсутствии ярких отличительных черт. The New Nightmare ощущалась попросту вторичной на фоне Resident Evil.

В новом тысячелетии разработчики Alone in the Dark больше ориентируются и на визуальный стиль Resident Evil. Никаких больше жгуче-рыжих усачей в качестве главных героев. Кадр: Darkworks
В новом тысячелетии разработчики Alone in the Dark больше ориентируются и на визуальный стиль Resident Evil. Никаких больше жгуче-рыжих усачей в качестве главных героев. Кадр: Darkworks

В 2005 году выпустили экранизацию Alone in the Dark с таким же названием. Это заурядный малобюджетный хоррор про спасение мира. С играми его роднит лишь то, что главного героя зовут Эдвард Карнби и он борется с демонами.

Фильм снял Уве Болл, известный провальными экранизациями видеоигр. Но даже на фоне других его работ «Один в темноте» получился отвратительным. У ленты всего 2,4 балла на IMDb и 1% свежести на Rotten Tomatoes.

В 2008 году вышел сиквел. Его бюджет был еще меньше, чем у оригинала, а релиз прошел почти незамеченным. К тому же поставил его уже не Уве Болл, а сценаристы фильма «Фар Край» Михаэль Реш и Питер Ширер.

В первой экранизации главные роли исполнили Кристиан Слэйтер, известный по «Настоящей любви» и сериалу «Мистер робот», и Тара Рид, сыгравшая в «Американском пироге». Для обоих это означало, что их карьера в Голливуде свернула куда⁠-⁠то не туда. Кадр: Boll KG Entertainment
В первой экранизации главные роли исполнили Кристиан Слэйтер, известный по «Настоящей любви» и сериалу «Мистер робот», и Тара Рид, сыгравшая в «Американском пироге». Для обоих это означало, что их карьера в Голливуде свернула куда⁠-⁠то не туда. Кадр: Boll KG Entertainment

В 2008 году серию вновь перезапустили с выходом Alone in the Dark — без подзаголовка. Эдвард Карнби из оригинальной игры таинственным образом оказывается в современном Нью-Йорке, где вот-вот должно произойти пришествие Антихриста.

У игры продвинутый физический движок, поэтому почти все головоломки строятся на взаимодействии с окружением. Нужные вещи порой приходится доставлять с помощью самодельной катапульты, а оголенные провода — убирать с пути длинной палкой. К запертым дверям необязательно искать ключ: их можно порубить в щепки топором или выломать чем-то тяжелым.

Еще одна особенность игры — реалистичный огонь, пожирающий все, что может гореть. Это нужно использовать, чтобы побеждать врагов, освещать помещения и решать загадки. При этом добыть пламя можно из подручных материалов: например, с помощью зажигалки и аэрозоля.

В перезапуске восемь глав, и уже после первой игра сильно сдает в качестве. Диалоги ухудшаются, физических загадок становится меньше. На первый план выходят неудобная боевая система и сегменты на автомобиле, управлять которым — мучение.

Настолько реалистичный огонь, как в Alone in the Dark 2008 года, не встречался ни в одной другой игре жанра survival horror. Кадр: Eden Games
Настолько реалистичный огонь, как в Alone in the Dark 2008 года, не встречался ни в одной другой игре жанра survival horror. Кадр: Eden Games

В 2015 году вышел кооперативный шутер Alone in the Dark: Illumination. Главные герои прибывают в городок Лорвич, где поселилась Тьма. Дальше они просто стреляют в зомби и выводят их на свет: иначе противников не победить. В финале сражаются с самим Ктулху.

К сожалению, игра не удалась. У нее крайне низкие оценки от журналистов и игроков. Illumination ругали за все: однообразность, низкую продолжительность, обилие багов и сломанные механики.

Illumination выглядела очень плохо: у нее невыразительный стиль и невероятно мутные текстуры. Кадр: Eden GamesPure FPS
Illumination выглядела очень плохо: у нее невыразительный стиль и невероятно мутные текстуры. Кадр: Eden GamesPure FPS

Сюжет новой Alone in the Dark

Идут 1920-е, в луизианском поместье Дерсето творится что-то странное. Частный детектив Эдвард Карнби и племянница известного художника Эмили Хартвуд приезжают разбираться. На этом почти все связи с первоисточником обрываются. Это неудивительно: в игре 1992 года маловато материала для современного сюжетного тайтла.

В ремейке детектив помогает девушке найти пропавшего в Дерсето дядю. Оказывается, в поместье организовали небольшую психиатрическую лечебницу — что нехарактерно для жанра, без карательной медицины. Среди пациентов те, кого хотят на время скрыть от приличного общества. Например, художник с психозом и выгоревшая писательница.

Эмили Хартвуд сыграла Джоди Комер из сериала «Убивая Еву», а Эдварда Карнби — Дэвид Харбор из «Очень странных дел». Протагонисты регулярно общаются друг с другом, как и герои The New Nightmare. Кадр: THQ Nordic
Эмили Хартвуд сыграла Джоди Комер из сериала «Убивая Еву», а Эдварда Карнби — Дэвид Харбор из «Очень странных дел». Протагонисты регулярно общаются друг с другом, как и герои The New Nightmare. Кадр: THQ Nordic

В игре две сюжетные кампании: за Эдварда и Эмили. Истории различаются диалогами и кат-сценами. Кроме того, у каждого персонажа есть по уникальному уровню, а после первого прохождения открываются дополнительные концовки.

По духу история напоминает Silent Hill. У протагониста есть компас, с помощью которого можно перемещаться в пространство бессознательного — как чужого, так и своего. Обычно это искаженные воспоминания, где водятся монстры, от которых нужно спасаться.

После финала не вполне ясно, насколько реальны события в особняке. Игра не раз намекает, что происходящее — метафора переживаний одного из героев.

В ремейке есть отсылки к оригиналу — например, девочка, которой посвящена Jack in the Dark. Кадр: THQ Nordic
В ремейке есть отсылки к оригиналу — например, девочка, которой посвящена Jack in the Dark. Кадр: THQ Nordic

Геймплей

В плане игрового процесса перезапуск Alone in the Dark сильно напоминает ремейки второй и третьей Resident Evil. Только здесь куда больше загадок разных типов. В одних головоломках нужно найти предмет и разместить его в определенном месте. Все необходимое постоянно подсвечивается на локации, так что с поиском трудностей не возникает.

В загадках другого типа приходится расшифровывать записки, чтобы получить код. Третьи требуют передвинуть несколько предметов в правильном порядке. Для решения этих двух типов задач даже не нужно исследовать локации: все объекты находятся в комнате с головоломкой.

Пример одного из элементов пазла: для поиска кода нужно использовать цифры с картины. Источник: THQ Nordic
Пример одного из элементов пазла: для поиска кода нужно использовать цифры с картины. Источник: THQ Nordic

В плане боевки игра почти точь-в-точь копирует ремейк Resident Evil 3. Потенциально игрок может пристрелить или забить насмерть любого противника. Но превратиться в машину для убийств, способную зачистить всю локацию, не получится. Все благодаря ограничительным механикам в боевой системе.

Так, чтобы нормально прицелиться, придется остановиться и подождать пару секунд — иначе в противника почти невозможно попасть. Враги медленно передвигаются, но стремительно атакуют в рывке, на который нужно успевать реагировать. Лопаты, кирки, кувалды, кресты и подобное оружие разваливается после нескольких сражений, а драться кулаками нельзя. Патроны и аптечки постоянно в дефиците.

Когда отбиваться нечем, остается отступать и прятаться. Благо игра позволяет избежать почти любой драки, а в некоторых местах — прокрасться незамеченным.

Временами происходящее уж слишком напоминает Silent Hill: наползает туман, нападают чудовища с искаженными пропорциями. Кадр: THQ Nordic
Временами происходящее уж слишком напоминает Silent Hill: наползает туман, нападают чудовища с искаженными пропорциями. Кадр: THQ Nordic

Плюсы и минусы ремейка

🤩 Графика устаревшая, но визуальный дизайн хорош. Alone in the Dark выглядит как игра середины прошлого десятилетия. Текстуры размытые, мимика и анимации деревянные, персонажи часто смотрят в никуда. Но на эти несовершенства быстро закрываешь глаза: на первый план выходят локации, прорисованные с огромным вниманием к деталям. Разработчики хорошо уловили затхлый дух старой Луизианы: зеленые обои в особняке заплесневели, а ближайшие развалины поросли травой.

К тому же несовершенства текстур и моделей умело скрывают за вполне современными эффектами и качественным освещением. В Alone in the Dark много тумана, дымки и темных пространств — и это здорово работает на атмосферу.

Некоторых врагов представляют очень эффектно. Жаль, что далеко не всех. Кадр: THQ Nordic
Некоторых врагов представляют очень эффектно. Жаль, что далеко не всех. Кадр: THQ Nordic

🤩 Постановка оставляет приятное впечатление. Путешествие по бессознательному дарит много эффектных сцен. Однажды главный герой перемещается в другую реальность прямо во время диалога. Собеседник при этом продолжает говорить, стоя рядом с вами посреди каких-нибудь туманных доков, и не замечает никаких изменений. Выглядит эффектно и изобретательно.

😒 Особой глубины от сюжета ждать не стоит. Идеи о культистах, лавкрафтианских ужасах и психологическом хорроре в Alone in the Dark раскрывают консервативно. Все очень безопасно: не затронуто ни одной «острой» темы и ни одна идея не подана оригинально.

В Silent Hill 2 исследуют подавленные сексуальные желания главного героя, что редко встречалось в жанре. Rule of Rose посвящена извращенному эротизму и насилию в приюте для девочек. Alan Wake 2 пропитана авторской саморефлексией по поводу творчества, хотя обычно сценаристы дистанцируются от сюжета. Разработчики этих игр по-новому показали ужасы и помешательство.

Авторы Alone in the Dark же выполнили стандартную программу десятков игр по мотивам творчества Лавкрафта. Здесь упоминают книгу Некрономикон, а в сюжете фигурирует Ньярлатотеп — один из Древних. Злодеи хотят власти и тайных знаний и в погоне за ними теряют рассудок. Наконец, персонажи твердят про «неописуемые ужасы», которые на поверку не сложно описать.

Что хуже, история получилась поверхностной. Идея путешествий в глубины бессознательного готовит к раскрытию потаенных сторон героев. Но по факту о них мало что узнаешь. Так, частный детектив корит себя за неправильный выбор в одном из прошлых дел, но это никак не отражается на его поведении. Сюжет проходится по одному-двум травмирующим моментам из прошлого персонажей, а к глубинным выводам об этих людях не подводит.

В диалогах и записках нет ничего выдающегося: их будто писали без искры. Но они хотя бы не раздражают. Пусть актеры и не удивляют перформансами, слушать их все равно приятно. А записки тесно связаны с сюжетом и не удручают многословием, что редко встречается в жанре.

Многие враги выглядят как обычные люди в куче тины. Возможно, символизм в том, что вокруг болота. Кадр: THQ Nordic
Многие враги выглядят как обычные люди в куче тины. Возможно, символизм в том, что вокруг болота. Кадр: THQ Nordic

С визуальным символизмом тоже не задалось. За редкими исключениями локации в бессознательном — просто чуть измененные места, которые герои видели раньше. Враги выглядят как монстры, которые могли бы явиться кому угодно.

И все проговаривается в лоб. Даже возможную трактовку сюжета через психоанализ и бессознательное сообщают напрямую. Никакой тайны, никакого простора для фантазии.

😒 Игра нестрашная. Поначалу она держит в напряжении из-за недостатка боеприпасов. Потом понимаешь: чудовища настолько предсказуемы, что повода для беспокойства нет. Саунд-дизайн не наводит жути, а локации выглядят слишком стандартно, чтобы пугать. Путь героев пролегает по обычным улицам ночного Нового Орлеана, ничем не примечательным луизианским болотам и поместью Дерсето.

Все это могло бы органично вписаться в совсем нестрашный приключенческий экшен вроде Uncharted 2. Иногда появляются скримеры, но и они не вызывают особой реакции.

Главный герой боится — но не игрок. Кадр: THQ Nordic
Главный герой боится — но не игрок. Кадр: THQ Nordic

😡 Геймплей посредственный. Элементарные и однообразные загадки ничем не запоминаются. Игра абсолютно линейная, стелс работает только в строго отведенных моментах. Из ресурсов — лишь пара типов патронов и аптечки, поэтому менеджмент расходников не доставляет хлопот.

Врагов всего пять видов, причем в арсенале у многих всего одна атака. Угрозы противники почти не представляют: они глупы, а от их ударов без труда уворачиваешься. Боссов в игре лишь двое, и один из них отличается от рядовых противников только запасом здоровья. Даже на высшем уровне сложности Alone in the Dark не бросает вызов и не заставляет нервничать. А ведь это критически важно для представителя жанра survival horror.

Самая забавная часть игры: локализаторы решили не адаптировать загадку и, по сути, написали ее решение в переводе. Кадр: THQ Nordic
Самая забавная часть игры: локализаторы решили не адаптировать загадку и, по сути, написали ее решение в переводе. Кадр: THQ Nordic

😡 Игра скверно работает. Предрелизная версия постоянно подтормаживала без всякого повода, персонажи застревали в текстурах.

Атаки оружием ближнего боя не всегда наносили урон. Даже правильное решение загадки срабатывало не с первого раза.

Советы по прохождению

Следите, когда сохраняетесь. При сохранении в отдельный файл записываются только выполненные задачи и количество расходников в карманах. А при загрузке герой в любом случае оказывается в точке последнего автосохранения. Поэтому советуем сохраняться до того, как вы начнете стрелять или лечиться. В противном случае при загрузке вас отбросит к чекпоинту без патронов и аптечек.

Чаще уворачивайтесь. Убивать всех врагов нет смысла: они все равно беспомощны. Если примерно представляете, куда нужно двигаться по сюжету, не тратьте время и патроны на противников — пару раз увернитесь от ударов и бегите.

Не пытайтесь скрытно пройти какой⁠-⁠то участок, если игра сама не сообщит о такой возможности: все равно не получится. Кадр: THQ Nordic
Не пытайтесь скрытно пройти какой⁠-⁠то участок, если игра сама не сообщит о такой возможности: все равно не получится. Кадр: THQ Nordic

Стоит ли покупать

Иногда в описаниях знаменитых игр добавляют пункт «Что еще попробовать, если понравилось». Alone in the Dark — тайтл именно из этой категории. Здесь нет собственных геймплейных механик, а заимствованные не отполированы как следует. Сюжет и стиль вызывают приятные эмоции, но не более того.

Alone in the Dark рассчитана на тех, кто прошел главные тайтлы жанра и хочет чего-то подобного. И на поклонников стиля луизианской готики — все-таки его нечасто встретишь видеоиграх.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Илья ЦукановРасскажите о своем первом сурвайвал-хорроре: