«Чувства Анны»: драма от создательницы «Русалки» Анны Меликян — за и против
9 ноября в российский прокат вышел новый фильм Анны Меликян «Чувства Анны» с Анной Михалковой в главной роли.
Режиссерка вновь размышляет о мистике, религии и человеческих чувствах — и старательно умещает все три темы в одну историю. «Чувства Анны» — одновременно бытовая драма о простых людях и фантастический сюжет об инопланетной жизни.
Рассказываем, почему стоит посмотреть двухчасовой фильм и что может не понравиться зрителям.
Что за «Чувства Анны»
Дата премьеры: 9 ноября 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Анна Меликян
Сценарист: Анна Меликян
В ролях: Анна Михалкова, Тимофей Трибунцев, Олег Ягодин, Екатерина Андреева, Екатерина Новокрещенова, Полина Васильева, Мария Бердинских, Елена Фомина, Юлия Полынская, Федор Бутин
Жанры: драма, фантастика
Фильм, похожий на «Чувства Анны»: «Звезда»
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
🤓 За: в фильме отлично раскрыта тема массового помешательства
Наши дни. Совсем скоро начнется эксперимент по высадке россиян на Марс. Добровольцы собираются в отряды и готовятся к двухлетней экспедиции. Тем временем женщина по имени Анна Бородина проводит круглые сутки на работе и дома. На пермской фабрике она изготавливает ненавистный шоколад и поддерживает будничные разговоры с коллегами. Она не душа компании, а обыкновенная сотрудница, чьи дни похожи один на другой.
Однажды по дороге домой героиню окатывает сварочным брызгом. Она падает и случайно ударяется головой. Теперь по ночам Анна слышит голоса внеземных цивилизаций и записывает под диктовку их сообщения землянам. Вместе с подругой Галкой героиня решает прочитать пророчества пришельцев на видео. Одно из предсказаний сбывается на следующий же день, и ролик моментально разлетается по сети.
Меликян показывает глобальное помешательство на разных общественных и моральных уровнях. Школьный клуб уговаривает Анну отправиться в экспедицию в Молёбскую аномальную зону , иностранные журналисты приезжают в Пермь ради репортажа о женщине, а представители московского форума приглашают ее в качестве спикера.
Для кого-то Анна становится новой мессией: например, ее соседка настойчиво просит помочь с алкогольной зависимостью мужа. А местный профессор готов на все, чтобы увидеть своими глазами контакт женщины с пришельцами.
Все этапы помешательства равномерно распределены по сюжету. Заметно, как меняется отношение общества к способности главной героини. Сначала ее боготворят, но стоит только прервать общение с марсианами, как Анна тут же становится никому не нужна.
Общий новостной фон только укрепляет веру жителей в пришельцев. А самые хитрые сразу понимают, как этот тренд монетизировать. Достаточно найти убедительный текст в интернете, записать видео и придумать легенду о первом контакте с инопланетянами. Меликян показывает, как общество может слепо поверить в самые абсурдные идеи и жертвовать всеми принципами ради славы.
🥴 Против: фильм очень монотонный
Повествование в «Чувствах Анны» слишком размеренное и тягучее. Первые полчаса мы наблюдаем за будничной жизнью главной героини. Вот она заходит по пропуску на завод, далее — изготавливает шоколад. Вот стоит на остановке и ждет свой автобус. Забирает дочь из детского сада и готовит ужин. И далее все по новой.
Поначалу это действительно погружает в мир фильма. Мы понимаем, почему герои так резко реагируют на новости о пришельцах: в их обычной жизни мало что происходит. Но постепенно повторяющиеся кадры начинают утомлять. Они не рассказывают чего-то нового о персонажах и скорее тормозят сюжет.
Эпизоды, где Анна становится популярной, тоже растянуты. Раз за разом героиня проговаривает одни и те же сообщения от инопланетян. Пришельцы передают, что человечество погибнет через 10 лет, если люди не научатся бережнее относиться друг к другу. Эта мысль звучит как лейтмотив фильма и режиссерское высказывание. Но главная героиня повторяет его чересчур часто.
🙂 За: «Чувства Анны» — отличная семейная драма
Намного интереснее наблюдать за отношениями Анны с ее мужем Сергеем, которого играет Тимофей Трибунцев. Его персонаж — среднестатистический мужчина. Работает водителем, иногда забирает дочь из детского сада и часто смотрит новости.
Когда с Анной начинают происходить странные вещи, Сергей мгновенно реагирует. Он поддерживает супругу и не игнорирует ее голоса в голове. Герой искренне хочет разобраться в происходящем. Он проявляет заботу в мелочах: моет Анне голову после того судьбоносного падения, нежно называет Нюрой и предлагает моральную помощь.
Герой Трибунцева переживает не меньшие потрясения, чем Анна. На его глазах близкий человек кардинально меняется –– и Сергей пытается осознать, с кем теперь состоит в браке. Он хочет поддержать жену и решить ее проблему. Герои собираются на прием к врачу, а после — в церковь за благословением.
Но когда ничего не помогает, Сергей просто принимает пусть изменившуюся, но все еще дорогую ему женщину. Он решает поддерживать ее до конца –– и в знак любви даже дарит долгожданную шубу.
Анна же, наоборот, отстраняется от Сергея. Ее новая, полная признания жизнь кажется интереснее семейных хлопот. Героиня заводит любовника, который поначалу восхищается ее талантом. Кажется, она сама только начинает осознавать, как ей важно чужое обожание.
Однако отношения Бородиных не кажутся дисфункциональными. Скорее герои сталкиваются с изменениями, к которым просто не были готовы. События проверяют их брак на прочность и показывают, что даже понимающие друг друга партнеры не всегда могут справиться с обстоятельствами.
🤯 Против: фильму не хватает легкости
Картина Меликян открывается музыкой Shortparis, которую коллектив написал специально для «Чувств Анны». Мелодии отлично сочетаются с космической тематикой, тяжелый инструментал создает неуютную атмосферу. Но музыки в фильме слишком много.
А главная героиня постоянно находится на грани. Она периодически повторяет, что, возможно, слышит голоса из-за усталости. Но Анна не сбрасывает напряжение, а только его копит. К концу фильма избыток чувств выливается в тошноту — и физическую, и ментальную.
Героиня перестает себя контролировать и набрасывается на окружающих. Но из-за слишком затянутого повествования и постоянного напряжения кульминация не вызывает ярких эмоций.
Непонятно, надо ли сопереживать Анне или же бояться ее. В предыдущих фильмах Меликян ясно давала понять, что она на стороне своих героинь. Здесь же остаются сомнения, что хотела сказать создательница. Возможно, ее Анна — женщина, которая запуталась в собственной жизни. Или героиня пытается призвать человечество к ответственности. А может, это человек, которого сломала вера в собственную уникальность.
Из-за этой неопределенности сложно разделить яркий финал фильма с героиней. Зрителю остается только размышлять, заслуживает ли Анна такого конца для своей истории.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult