Моя подборка аргументов к итоговому сочинению на ЕГЭ: направление «Духовно-нравственные ориентиры»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Итоговое сочинение совсем близко, и чем оно ближе, тем всё больше текстов и произведений ты пытаешься в себя впихнуть. Надо ли говорить, что проглатывание объёма не даст результат?
Лучшее усвоение произведения — это его обсуждение и разбор через критические статьи, а не тестики в школе. Да хоть сам для себя перескажи прочитанное с оценкой поступков героя — так ты уже начинаешь больше вникать в события и, собственно, лучше усвоишь материал.
Лучше всего не просто читать книги, но и знать, для чего конкретно ты это делаешь. Поэтому в этой и последующих статьях мы разберем направления тем Итогового сочинения и подберем к каждому конкретные фрагменты из конкретных произведений, которые будет неплохо освежить в памяти к экзамену.
Направление №1: Духовно-нравственные ориентиры
Направление очень широкое, на него многие делают самую большую ставку, это:
- Внутренний мир и личные качества
- Отношения людей между собой
- Познание самого себя
- Свобода и её границы
И вот топ произведений, которые можно легко и быстро взять на аргументы:
Отцы и дети
- Принципы Базарова противоречат многим общественным привычкам, его идеология отрицает важность любви, семьи, искусства. Но по сюжету мы видим не просто их противоестественность, но и несостоятельность.
- Аркадий Кирсанов представляет Базарова своим наставником, он верит в идеалогию друга, но по сюжету очень быстро разочаровывается в ней, видя то, как его семья живёт в согласии, как его собственная жизнь меняется в лучшую сторону после обретения любовь. На его же глазах виден крах идеалогии Базарова, когда тот сам влюбляется и не может справиться с чувствами так жестко, как говорил ранее.
Горе от ума
- Чацкий слишком уверен в себе и в лояльности общества. Он думает, что стоит ему указать на все недостатки Фамусовского общества, как оно тут же примет всё и начнет меняться. Но его планы и надежды тщетны. Общество не может измениться от одних только слов…
Преступление и наказание
- Раскольников считает себя "право имеющим", он выше общества и его законов, но его идеалогия очень быстро доказывает свою несостоятельность — студент не выдерживает гнета совести и эмоций. Он сходит с ума, ему в каждому видится укор и осведомленность о его деянии. Студент начинает испытывать настоящим муки совести, чего, конечно же, не должно быть у тех, кто имеет право идти против.
- Соня Мармеладова сохраняет достоинство даже будучи проституткой. Она чиста и невинна по образу своих мыслей и действий, от чего кажется многим святой. Общением с ней не брезгуют, с ней считается даже главный герой произведения. Именно она от её влияния Раскольников сознается и окончательно убеждается в несостоятельности свой страшной теории. Девушка сильнее общества, даже когда подчинилась обстоятельствам, даже когда вынуждена жить по их законам.
Капитанская дочка
- Петр Гринёв всегда поступает по совести, ему не важны обстановка и мнение общества, он сохраняет в себе принципы и следует им до конца. Это в нем оценил и разбойник Пугачёв. И, не смотря на ложные домыслы об участии в бунте молодого дворянина, это же и помогает ему преодолеть все трудности на своём пути, так Пётр спасает Марию, не придаёт Пугачева, увидев в нем отнюдь не потерянного человека и даже чудесным образом оказывается отпущенным из-под стражи.
Крыжовник
- Николай Иваныч всю жизнь мечтал "запереть себя в усадьбе", как выразился его брат. Он служил в казённой палате, всю жизнь копил деньги, отказывая себе во всех радостях жизни ради одной единственной мечты — стать помещиком. Эта мечта сделала из него сначала бездушного работягу, затем чёрствого и корыстного мужа, который не просто женился из выгоды, но из-за столь аскетичного образа жизни и вовсе довел жену свое до могилы. Мы видим в нем человека, который никогда не жил. Под конец жизни ему удается приобрести имение в ужасном и грязном месте, где невозможно жить здравомыслящему человеку, но это Николая Иваныча не останавливает, он опьянён достижением цели, от того кислый и горький мелкий крыжовник кажется ему сладким. Нас охватывает ужас даже не от средств достижения цели, а от мысли того, как человек может заблуждаться и мнить себя счастливым, что никак не отвечает реалиям мира.
Напомню, что произведения из списка — это база, которую нам дают в школе, о ней невозможно не говорить, я лишь помогла её разложить на понятные эпизоды и смыслы.