«Самое сложное — оживить глаза»: как я изучаю анимацию в Институте бизнеса и дизайна
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я занимаюсь искусством всю жизнь.
Мама рассказывала, что, как только мне дали в руки маркеры и кисточки, я сразу начала рисовать. Не все дети любят этим заниматься: многие бьют карандашом по бумаге, капризничают. Я же всегда работала старательно и увлеченно.
В пять лет меня отдали в художественную школу в городе Пушкино. В ней были педагоги, которые именно учили, а не пускали все на самотек: на занятиях мы разбирали цвета, текстуры, фактуры. Конечно, тогда я мало что понимала, но некоторые вещи помню до сих пор: например, как отличать холодные оттенки от теплых.
Через пару лет мы с мамой переехали в Москву — в тихий маленький райончик, где были только новостройки. Творческих студий там не хватало, максимум — кружки на первых этажах жилых зданий.
В одну из таких мини-школ меня и отдали. Но уроки в ней напоминали самозанятия: рисуешь по теме, никто к тебе не подходит и работы не поправляет. Думаю, это было то место, куда родители приводили своих детей со словами «ну ты занимайся, а я пойду деньги зарабатывать».
Помню, что мы с подружкой соревновались в рисовании пони. Точнее, я воспринимала это занятие как борьбу, а ей они просто нравились и хорошо у нее получались. «Я должна стать лучше», — повторяла я себе. Чтобы достичь цели, включала уроки на «Ютубе» и училась рисовать все подряд, а не только пони. Так я постепенно узнала, как использовать разные материалы и в чем их различия.
В 2015 году я нашла канал Ани Консервы и очень ею вдохновилась. Тогда я подумала: «Блин, какая классная. Вот она матом ругается, курит и рисует. Когда вырасту, тоже буду материться и творить». Аня создавала диджитал-иллюстрации, и я захотела попробовать себя в этом. Так что на тринадцатый день рождения родители подарили мне первый графический планшет.
Когда я училась в девятом классе, они заявили, что хотят видеть меня либо акушером-гинекологом — мама в детстве мечтала им стать, но бабушка не отпустила ее учиться в город, — либо авиадиспетчером, как папа. Меня же эти профессии не вдохновляли.
Под Новый год я задалась вопросом, зачем себя мучить и заниматься делом, которое кажется скучным. Тогда я полезла в интернет и вбила в поисковик «куда пойти учиться, если ты всю жизнь рисовал». Вариантов оказалось довольно много, и я, посмотрев их, подумала, что хочу сделать творчество своей профессией.
Приняв такое решение, я подготовилась к разговору с родителями. Представила четкую аргументацию, почему планирую заняться этим делом. Они на удивление не стали на меня давить. Родители боялись только того, что моя профессия окажется не перспективной и я останусь у разбитого корыта. Поэтому уговаривали пойти в сферу, в которой они разбираются, чтобы в случае чего обеспечить меня поддержкой.
Тем не менее маме понравился тот факт, что аниматоры могут работать на фрилансе — даже во время беременности и в декрете. Папа же осознал, что это востребованная область, так как всем его знакомым постоянно требуются дизайнеры, а мультипликаторы тоже способны выполнять дизайнерские задачи.
Выбор вуза и поступление
Я планировала учиться в университете — колледжи не рассматривала. Мне казалось, что именно в вузе можно получить больше знаний и полезных связей. Но и за академизмом не гналась. Несколько моих одноклассников поступали в архитектурный. Мне было страшно смотреть, с какой натугой они рисовали все эти головы Сократа, поэтому учиться на архитектора не захотела.
Графический дизайн тоже отпал: на рынке труда сейчас большая конкуренция, чуть ли не каждый третий мой знакомый работает в этой сфере.
В итоге выбор пал на анимацию, и на то было три причины:
- Мне хотелось воплощать в жизнь все свои творческие задумки, и анимационные фильмы прекрасно позволяют это делать.
- Я боялась ничего после себя не оставить. Мои работы же могли стать наследием, которое сохранит мои мысли, чувства, историю.
- Мне казалось, что аниматоры незаменимы и могут практически все. Нужно оживить логотип — обратитесь к аниматору. Хотите, чтобы гномик в рекламе чая бегал по экрану, — к нему же. Решили повторить ролик о стиральной машинке с одеялом-скатом и рыбками-носками — вы знаете, к кому идти.
В Москве институты с кафедрой анимации можно пересчитать по пальцам. Есть три столпа: Британская школа дизайна, Институт бизнеса и дизайна и Школа дизайна ВШЭ. Кроме того, можно поступить во ВГИК или ГИТР.
О ВГИКе я наслышана от знакомых: они говорят, что там преподают учителя старой школы, а техники, которые изучают на занятиях, утратили актуальность. Для Британской школы дизайна мне не хватало знаний английского. ВШЭ отпугнула рассказами студентов об обязательной активности на парах. Я сразу вспомнила сцены из «Гарри Поттера», в которых ученики постоянно тянули руки, чтобы высказаться. Меня такое совсем не привлекало.
Об Институте бизнеса и дизайна я слышала только положительные отзывы. Поэтому в начале десятого класса уговорила папу записать меня на их подготовительный курс для абитуриентов. Его точную стоимость сейчас уже и не вспомню.
- 172 000 ₽
Программа была рассчитана на восемь месяцев. В течение этого времени мы погружались во все сферы дизайна. Расписание выбирали сами: либо три раза по будням в вечернее время, либо в выходные. Я выбрала второй вариант, потому что с понедельника по пятницу училась в школе.
На курсе я получила огромную базу знаний и наработала портфолио. Ну и, конечно, мне выдали сертификат с оценками и количеством академических часов по каждому предмету. В дальнейшем он пригодился при поступлении.
В 2020 году в Институте бизнеса и дизайна открыли кафедру анимации и иллюстрации, набрали первых студентов. Заодно начали готовить абитуриентов к поступлению — запустили тематический курс. На него я и пошла, когда училась в одиннадцатом классе. Стоимость этого обучения тоже не вспомню, но она была сопоставима с расходами на предыдущий курс.
- 236 000 ₽
В течение тех же восьми месяцев мы усердно готовились к поступлению и разрабатывали портфолио. Изначально мы должны были представить свои лучшие работы по скетчингу и натурному рисунку на специальных планшетах, а для предмета «основы композиции» — собрать и оформить папку с работами. А еще сделать презентацию для приемной комиссии. Но в 2020 году, когда я поступала, началась эпидемия ковида, так что пришлось ограничиться презентациями — мы подготовили их и отправили преподавателям.
Чтобы попасть на направление анимации, нужно было сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку. А еще пройти собеседование и экзамены по четырем предметам: анимации, композиции, скетчингу и натурному рисунку, живописи. Каждый оценивался по стобалльной шкале, а затем высчитывался средний балл.
После курсов я прекрасно сдала творческий экзамен, но провалилась на ЕГЭ по русскому. В тот день было очень жарко, а я сидела у окна прямо под солнцем, и на экзамене мне стало плохо. Вместо ожидаемых 80 баллов набрала 65, за что испытывала стыд перед родителями. Я мечтала хорошо сдать ЕГЭ и получить большую скидку от университета, но уж как вышло.
Поскольку я прошла курсы при институте, вступительных испытаний не сдавала. Мне засчитали итоговую оценку по всем предметам из сертификата, полученного по окончании обучения, — 94 балла из 100. Затем в приемной комиссии их суммировали с моими результатами ЕГЭ.
Обычно ребята из других городов и те, кто не ходил на подготовительные курсы, презентуют работы лично, а также делают раскадровку эпизода по текстовому описанию. Но так как это был 2020 год, очный формат накрылся — абитуриенты сдали работы дистанционно и не получили обратной связи.
Учеба
Стоимость. На программу «Анимация» поступает огромное количество абитуриентов. Бюджетных мест в вузе нет, но есть скидки на обучение: например, за высокие баллы ЕГЭ дают максимум 20%, за победы в олимпиадах — 10%. Правда, предоставляют их только нескольким студентам. Лично я получила скидку 10% за прохождение подготовительных курсов.
В 2023 году обучение на факультете анимации стоит 588 000 ₽ в год. Цены меняются ежегодно с учетом инфляции, но для поступивших они фиксируются на весь срок обучения. Так как я поступила в 2020 году, то плачу по ценам того года — около 280 000 ₽.
Мне кажется, что высокая стоимость оправдана уровнем навыков, которые нам дают, и профессионализмом преподавателей. Наш завкафедрой, Михаил Владимирович Алдашин, делал проекты для Cartoon Network, создал сценарий для японского «Чебурашки», разработал логотип ВГИКа. Еще у нас преподают и читают лекции номинант на «Оскар» в 2022 году Антон Дьяков, режиссер нового «Простоквашина» Евгения Жиркова, режиссер «Ежика в тумане» Юрий Норштейн и другие крутые специалисты.
Первый курс. Вначале нас знакомили с мультипликацией в целом. Мы изучали работу в программах и разные техники: осваивали 2D- и 3D-, кукольную и пластилиновую анимации, учились рисовать маслом по стеклу. Совсем редкие тоже разбирали, например бумажную и силуэтную перекладку. Еще выясняли, что такое тауматроп и фенакистископ.
Например, анимация маслом по стеклу делается так: на световой планшет — устройство для просвета нескольких листов бумаги — кладется специальное стекло, на нем рисуют маслом. Места, где краски больше, получаются темными, где меньше — более светлыми. Этот метод использовали при создании короткометражного анимационного фильма «Еще раз».
Сама техника очень выразительная, но подразумевает кропотливую работу. Картина меняется с каждым новым мазком, и все это нужно отснять на камеру кадр за кадром. К тому же краска ужасно пахнет и остается на руках и одежде — не каждый готов так работать днями напролет.
Учиться первое время было нелегко: занятия начинались в 10 утра и шли до самого вечера. Пар нам ставили всего четыре, но затем мы шесть часов практиковались: создавали свои первые шедевры в специальной аудитории с камерами, станками и другим оборудованием.
Расходные материалы нужно было покупать самостоятельно. Радует, что в арт-маркете «Красный карандаш» для студентов нашего института предусмотрена скидка 10%. Поэтому на пластилин у меня ушло не больше 1000 ₽. А болванку для кукольной анимации я и вовсе сделала из проволоки.
Пары по английскому тоже были тематическими. Помню, как мы смотрели на языке оригинала историю создания «Зверополиса» и процесс работы над «Моаной» и параллельно выписывали анимационные термины. Это очень классный метод обучения.
Еще один предмет — история искусств. Слушать лекции порой было тяжело, так как их читал преподаватель с монотонной речью. К тому же этот материал дублировал теорию с подготовительных курсов. Нам рассказывали обо всем — от особенностей живописи Древнего Египта до различий между Моне и Мане. Занятия спасали презентации, которые лектор оформлял с приколом: например, когда мы разбирали Рафаэля, Донателло, Микеланджело и Леонардо да Винчи, дизайн слайдов был в стиле «Черепашек-ниндзя».
На парах по скетчингу, или быстрому рисунку, преподавательница заставляла нас выкладываться по полной. Мы исследовали мимику человека и учились работать с цветными карандашами; не отрывая руки, рисовали капиллярной чернильной ручкой; пробовали коллажную технику.
Обязательным условием было подготовить 200 скетчей до сессии. На качество работ, конечно, смотрели, но оценивали и количество: если рисунков мало или они оказывались недостаточно хороши, по мнению преподавателя, студенту могли поставить низкую оценку или даже отправить на пересдачу.
Из классических дисциплин нам еще преподавали натурный рисунок и графические техники, а также основы композиции. Первый предмет проходят в большинстве творческих вузов: на нем мы рассматривали построение и размещение объекта в пространстве и на плоскости. А на втором изучали, что такое точка, линия, пятно и как расположить объекты на листе так, чтобы это выглядело гармонично.
Второй курс. Мы начали изучать анимацию более углубленно, появились новые предметы — механика и биомеханика. На занятиях мы, подобно врачам и инженерам, исследовали, как двигается объект.
Преподаватели показывали все шаг за шагом на доске. Например, как прыгает мячик, как происходит его сжатие и растяжение, в какой момент прыжка он зависает в воздухе. Затем мы отрабатывали эти этапы в каждом кадре.
Нас также учили пользоваться программами для создания анимации: Adobe Photoshop и Animate, After Effects, Dragonframe, TVPaint Animation, Blender, Moho, Toon Boom Harmony. Мы узнали, что в Photoshop и TVPaint Animation можно делать покадровую рисованную анимацию, а Dragonframe предназначен для стоп-моушена, пластилиновой и кукольной мультипликации, рисования маслом по стеклу. В Adobe Animate, Toon Boom Harmony и Moho удобно создавать ригговых персонажей и работать с готовыми модельками, которые сделал другой человек.
Использовать шаблоны в программах запрещалось, как и выдавать чужие работы за свои. Преподаватели такое сразу замечали.
Курсовая работа тоже была по механике и биомеханике. Разрешалось придумать свою тему или взять что-нибудь из предложенных — например о том, как ходит собака или бегает лошадь. Все это предстояло расписать на 30 страниц: какой бывает походка, от чего она зависит. Я выбрала походку человека и описала, как двигаются мужчина, женщина и ребенок.
Еще начались пары по актерскому мастерству, их вела актриса театра и кино Мария Акименкова. В анимации каждый персонаж в кадре — это наш актер, и зритель должен ему верить. Мы отыгрывали сцены, чтобы понять, как показывать движения героев, их эмоции и мимику.
Еще мы изучали дисциплину «современный анимационный фильм», сменившую историю искусства. Благодаря этому предмету я увидела нашу работу с другой стороны. Было необычно осознавать, что из хулиганских экспериментов выросла целая индустрия. Постепенно она привлекала все больше талантливых людей, и творческие коллективы превратились в анимационные студии, такие как Disney. Впоследствии аниматоры компании Уолта Диснея сформулировали 12 принципов анимации, на которые все мультипликаторы опираются и по сей день. Их мы тоже разбирали — без этого никак.
Третий курс. В течение пятого семестра мы рисовали обнаженную натуру. Иногда разбирали различные графические техники.
Появился предмет «производственные процессы в анимации» — новый для всех студентов третьего курса моей кафедры. Его добавили, чтобы помочь молодым специалистам адаптироваться после выпуска из института. Так сказать, не растеряться при попадании в творческую мясорубку на производстве. На парах нас знакомили с основами менеджмента и дистрибуции, учили работать в команде и выступать на питчингах — презентациях проектов для инвесторов.
Пожалуй, самым важным предметом стала режиссура и постановка художественного фильма. Преподаватели хотели видеть, как мы справляемся не только с формой, цветом и абстракцией, но и с историями персонажей, сюжетами нашего анимационного короткометражного кино.
В конце третьего курса нужно было придумать и создать минутную анимацию с полноценным сценарием и звуком. На подготовку проекта давали много времени, как мне казалось изначально, — с февраля по май. Но по факту этого было катастрофически мало.
Звук для моего фильма записывали ребята со звукорежиссерского факультета Института современного искусства: наши университеты сотрудничают. Поэтому в определенные дни приходилось выезжать на запись. А это тоже требует много времени.
Работа — от идеи до покраски готовых сцен и монтажа — заняла у меня полгода. Расскажу, что в нее входило и почему создание анимации — долгий процесс.
Все начинается с идеи. Придумывать что-то интересное мы учились на парах по режиссуре. С этой целью преподавательница давала нам разные задания. Например, делила доску на две колонки: в первую мы наобум вносили живых существ, во вторую — неживых. Нашей задачей было взять слова из каждой и придумать с ними историю.
Я выбрала слова «жираф» и «зеркало». Моя идея была такова: персонаж пытается найти зеркало, в котором мог бы видеть себя в полный рост. Затем я написала режиссерский сценарий, где указала все действия героя: как он встал, испугался, упал. Потом создала раскадровки, в которых обозначила крупность плана и монтаж, дала пояснения и оставила пространство для правок преподавателя.
Чуть позже из раскадровки сделала аниматик — анимационный эскиз. Я вырезала жирафа в After Effects, переложила его на отдельный фон и подвигала, чтобы понять, сколько времени занимает каждое действие. Умение рассчитывать, как долго длятся сцены, диалоги, жесты персонажей, — это очень важно. Если на коммерческом проекте указать хронометраж пять минут, а получится шесть, лишнее время не вырежут, но и не оплатят. То есть мультипликатор выполнит огромную часть работы бесплатно.
Далее идет процесс подготовки черновой анимации. На этом этапе делается несколько коротких пробных сцен, чтобы посмотреть возможности движения персонажа в кадре, как он будет взаимодействовать с предметами и другими героями.
Следующий шаг подразумевает создание лейаута — прорисованной раскадровки будущего анимационного короткометражного кино. Здесь еще не поздно поменять композицию кадра или контуры персонажа.
В самом конце я приступила непосредственно к анимации — прорисовала фазы движения героев для плавного перехода между сценами.
За свою курсовую я в итоге получила максимальный балл — пять. Ее смотрели сразу два преподавателя: Евгения Жиркова оценивала анимацию, а Екатерина Филиппова — режиссуру.
В реальности над одним анимационным сериалом может трудиться огромная команда, где у каждого своя роль: режиссер, сценарист, режиссер аниматика — он разбивает серию на сцены и тайминги, — супервайзер анимации, аниматор и многие другие. Один человек просто не справится со всем.
В зависимости от техники производства количество сотрудников может расти. Особенно это заметно в проектах, где используется 3D. По-моему, самое сложное — оживить глаза, чтобы избежать эффекта зловещей долины.
Практика. Предусмотрена на каждом курсе. На первом был пленэр. Мы выходили на природу с огромными чемоданами и рисовали зеленые кущи в парках Москвы. В следующем учебном году мы чертили архитектуру и дома. Сейчас, после третьего курса, будем практиковаться в «Союзмультфильме», создавая несложные анимационные сцены.
Сессия. Каждые семь недель проходят предпросмотры работ, чтобы преподаватели могли увидеть прогресс студентов. Нам озвучивают предварительные оценки и говорят либо «у тебя классно получается», либо «извини, но ты завалишь эту сессию». Те, кому поставили низкий балл, могут успеть исправить ситуацию — например, походить на пары с другой группой и донести недостающие работы.
Сами сессии проходят в разных форматах. По стандартным предметам мы готовим теорию по билетам, и нам ставят зачет или незачет. А когда сдаем натурный рисунок, просто оставляем подписанные работы в коридоре вуза. Затем старания каждого студента оценивает комиссия преподавателей.
Отдельная история — мастерство анимации. Весь курс собирается в аудитории с большим экраном, на котором демонстрируют наши работы за семестр. Далее преподаватели и заведующий кафедрой выставляют студентам оценки.
Обсуждения комиссии для меня всегда очень волнительны. Например, на первом курсе нас всех похвалили, потому что проверяли лишь то, насколько чисто студент справился с поставленной задачей. А вот на втором, когда появились механика и биомеханика, работы оценивали намного жестче. Преподаватели внимательно отслеживали каждое движение наших персонажей — и, если чей-то мишка неправильно двигал головой, за красивым раскрасом этого было не скрыть.
Дипломная работа. Представляет собой трехминутный мультфильм. Сценарий, раскадровки, лейауты — все это делает один студент. Или можно объединиться в команду, но тогда увеличивается хронометраж.
На подготовку диплома дают два семестра, но начать продумывать идею нужно уже летом перед последним, четвертым курсом. При этом пар почти нет.
Дальнейший путь
Папа не понимал моего стремления стать мультипликатором, потому что не знал, как и сколько они зарабатывают. Честно говоря, мы с одногруппниками тоже были не в курсе. Думали, что зарплата будет на уровне художников с Арбата или даже ниже. Как Ван Гог — умрем в нищете, а потом станем известными. В действительности же аниматоры очень востребованы.
В среднем на рынке начинающий специалист, который работает на полную ставку над простыми сценами, зарабатывает от 40 000 до 70 000 ₽. Опытный — около 100 000 ₽. Супервайзер, или «босс анимации», который руководит сотрудниками и вносит правки, получает до 200 000 ₽. При этом большинство мультипликаторов регистрируют ИП и работают в удобном для себя режиме.
Например, моя однокурсница устроилась на неполную ставку в «Союзмультфильм», чтобы трудиться над «Простоквашином», и сейчас получает хорошую зарплату. Она работает, когда у нее есть свободное время, — это трудно, но реально. «Союзмультфильм» открыт 24/7, поэтому можно прийти хоть в шесть вечера и освободиться в пять утра.
Другая однокурсница редко ходит на пары, так как уже имеет багаж знаний в нашей сфере. Сначала ей предложили поработать на проекте «Оранжевая корова» в качестве аниматора, а потом перевели на другую должность. Сейчас она супервайзер сериала «Мартышкины».
Наш институт помогает выпускникам с трудоустройством. У нас есть для этого специальные сотрудники и отделы. Преподаватели тоже поддерживают начинающих аниматоров: возят ребят на презентации проектов и призывают быть режиссерами своих мультфильмов, а не работать на серийном производстве.
Например, мультипликационный журнал «Веселая карусель» принимает и студенческое анимационное кино. Теоретически моя курсовая про жирафа тоже подходит для проекта, но сначала мне нужно внести все правки Михаила Владимировича Алдашина и не выгореть в процессе. Если не сложится, работа просто войдет в мое портфолио, а может, я отправлю ее на какой-нибудь фестиваль.
После выпуска хочу заняться авторской анимацией. Но тогда бюджет придется планировать самостоятельно, а с математикой у меня все плохо. В худшем случае уйду в серийное производство на стабильную зарплату.
Еще я мечтаю создавать анимадок — документальное кино, которое делается средствами анимации. Мне кажется, за этими фильмами будущее. Анимадоки бывают разными, но однозначно каждая картина сокровенная, я бы даже сказала, интимная. Смотря такое кино, ты будто остаешься с человеком наедине в комнате, и тебе рассказывают что-то личное и очень важное. Формат позволяет передавать истории, в которых недостаточно материалов для документальных фильмов.
Например, в анимадоке «Бабушкина сексуальная жизнь» показаны истории словенских женщин, живших в начале 20 века. В те времена было не принято отказывать мужу в интимной близости, что становилось причиной насилия. Оттуда мне хорошо запомнились несколько сцен. В одной из них — черный экран и характерные звуки секса. Она отлично передала напряжение и весь ужас, испытываемый героиней. В другой — группа мужчин идет ровным строем в большую нарисованную вагину. Показать такое в фильме без анимации просто невозможно.
Для своего анимадока у меня есть две идеи. Первую, про домашнее насилие глазами ребенка, я хотела реализовать еще на втором курсе, но не успела. Вторая идея — показать насилие в спорте. Для многих психологическое давление в этой сфере считается нормой и даже мотивацией. Мне кажется, таким образом подменяют понятия. Для реализации своей задумки мне бы хотелось наложить на анимацию голосовые сообщения от разных людей.